Лекция Методологические основы финансового анализа Финансовый анализ как база принятия управленческих решений




страница1/20
Дата26.04.2016
Размер4.61 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
Лекция I. Сравнительный анализ и анализ тенденций на базе финансовой отчетности

Лекция 1. Методологические основы финансового анализа

Финансовый анализ как база принятия управленческих решений

В современном мире все острее становится проблема выживания каждого хозяйствующего субъекта. Именно поэтому наиболее важной задачей остается приобретение навыка "экономического чтения" финансовых отчетов самыми разными участниками рыночных отношений, прямо или косвенно заинтересованными в положительных результатах функционирования компании. По сути, финансовая среда бизнеса определяет необходимость ведения анализа тенденций, оценки деловой активности компании для оптимизации принятия управленческих решений.

Основным инструментом, позволяющим справиться с существующей проблемой, является финансовый анализ - взгляд на компанию через призму публичной систематизированной финансовой отчетности, в которой, как в зеркале, отражены результаты всех принятых за отчетный период управленческих решений (рис. 1.1).

Одним из способов снижения имеющихся финансовых и операционных рисков считается постоянный качественный анализ финансовой отчетности компании. Его можно рассматривать как современный диагностический комплекс для оценки финансового здоровья организации, предполагающий ши



финансовый анализ и эффективность управленческих решений

Рис. 1.1. Финансовый анализ и эффективность управленческих решений

рокое использование формализованных, доступных методов обработки текущих учетных данных, требующих серьезного изучения. Именно финансовый анализ отвечает на вопросы, какими должны быть величина, оптимальный состав и структура активов компании; как выбрать источники финансирования и оптимизировать структуру капитала, организовать управление финансовыми потоками, чтобы обеспечить платежеспособность и финансовую устойчивость компании.

Финансовый анализ - это обширная область исследований, ориентированная на оценку текущего и перспективного финансового состояния компании и включающая такие базовые направления, как анализ финансовой отчетности и коммерческие вычисления (финансовую математику), обоснование решений инвестиционного характера.

Сущность финансового анализа

Финансовый анализ как составная часть комплексного экономического анализа служит существенным элементом финансового менеджмента, т.е. его цели наиболее тесно связаны с управленческими решениями, реализующимися, в конечном счете, в управлении денежными потоками, поддержании платежеспособности компании.

В экономической литературе наметились два подхода к определению финансового анализа:

o финансовый анализ трактуется широко как "аналитические процедуры, позволяющие принимать решения финансового характера" (Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. - М.: Финансы и статистика, 2002). Подразумевается, что охватываются все разделы аналитической работы, связанные с управлением финансами, включая рынок капитала;

o сфера финансового анализа сужается до анализа бухгалтерской отчетности. Так, финансовый анализ представляется как совокупность методов определения имущественного и финансового положения хозяйствующего субъекта в истекшем периоде, а также его возможностей на ближайшую перспективу (Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А. Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2004).

Очевидно, что было бы неверно сводить весь процесс аналитической работы исключительно к экономическому чтению финансовых отчетов. В то же время слишком вольная трактовка зачастую приводит к отождествлению финансового анализа и финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент имеет ряд функций, включая информационную, собственно управленческую и аналитическую. Финансовый анализ лежит в плоскости аналитического блока финансового менеджмента, реализуя именно эту функцию (обоснование решений и формулировка рекомендаций в процессе подготовки и обработки информации финансового характера). Виды финансового анализа представлены на рис. 1.2.

В широком смысле объектами финансового анализа могут быть рынки капитала, финансы страны или региона, сегмент рынка, международные финансы (макроуровень). Кроме того, финансовый анализ может вестись в рамках компании, когда объектом служит финансовая модель фирмы (микроуровень). В данной книге финансовый анализ рассматривается как один из инструментов совершенствования финансовой модели компании.

В том случае, если объектом исследования выступает управление финансами компании, финансовый анализ может включать два подвида: внешний и внутренний анализ.



виды финансового анализа

Рис. 1.2. Виды финансового анализа

Внешний анализ ориентирован на оценку инвестиционной привлекательности компании, ее кредитоспособности, т.е. осуществляется с позиции внешних пользователей (потенциального инвестора, кредитора, делового партнера). Поскольку в этом случае компания позиционируется как субъект рыночных отношений, анализ проводится на основе общедоступной информации финансового и нефинансового характера, используемой для выявления факторов роста стоимости компании.

Внутренний анализ встраивается в систему управления финансами компании и ведется с позиции внутрифирменного аналитика. Его цель состоит в обосновании решений инвестиционно-финансового характера в рамках разработанной и принятой стратегии развития компании. Ключевой блок - анализ финансового положения и деловой активности организации на базе данных, представленных в систематизированной финансовой отчетности.

Речь идет об анализе финансовой отчетности (АФО), позволяющем аналитику оценить:

o финансовую структуру (имущественное состояние) фирмы;

o достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;

o структуру капитала и возможность погашения долгосрочных обязательств перед третьими лицами;

o тенденции и сравнительную эффективность (направление развития компании);

o ликвидность компании, возникновение угрозы банкротства;

o деловую активность компании и др.

Анализ финансовой отчетности необходимо рассматривать в контексте тех целей, которые ставит перед собой исследователь (рис. 1.3). В связи с этим различают несколько базовых мотивов ведения регулярного АФО. К ним относятся:

1) инвестирование в акции компании;

2) предоставление или продление кредита;

3) оценка финансовой устойчивости поставщика или покупателя;

4) оценка возможности получения компанией монопольной прибыли (что провоцирует антимонопольные санкции со стороны государства);

5) прогнозирование вероятности финансовой несостоятельности компании;

6) внутренний анализ эффективности деятельности компании с целью оптимизации решений по увеличению финансового результата и укреплению ее финансового состояния.

Таким образом, анализ финансовой отчетности представляет собой неотъемлемую часть как внешнего, так и внутреннего финансового анализа, которая обеспечивает оценку имущественного и финансового положения компании исходя из внешней публичной отчетности.

Следует подчеркнуть, что принятие решений об инвестировании капитала, получении кредита, предотвращении банкротства и в целом эффективное управление бизнесом невозможно без проведения своевременной и всеобъемлющей диагностики состояния предприятия.

Как правило, методы финансового и организационного диагноза описываются как самостоятельные процедуры. В действительности диагностика должна рассматриваться как одна из фаз модели планируемых организационных изменений, а также процесса консультирования.

Речь идет о необходимости комплексного анализа состояния компании во избежание ошибок менеджеров при принятии

анализ и принятие управленческих решений

Рис. 1.3. Анализ и принятие управленческих решений

ими управленческих решений. К отдельным составляющим такого комплексного исследования относятся: менеджмент организации, основные бизнес-процессы, финансы, маркетинг, управление персоналом.

Следовательно, работа по диагностике должна проводиться в несколько этапов:

o постановка целей диагноза;

o финансовый анализ;

o анализ отклонений;

o поиск причин появившихся отклонений;

o организационный диагноз;

o планирование действий.

В рамках одного из подходов определяющими характеристиками компании служит ее организационно-функциональная, организационно-финансовая и организационно-правовая структуры.

Четко выстроенная организационно-функциональная структура позволяет ответить на вопрос, какие функции необходимо выполнять. В случае если какая-либо из функций окажется нереализованной, возникает сбой в основной деятельности компании. Именно поэтому четкое распределение функций считается принципиально важным. Развитие компаний по организационно-функциональному направлению может проходить от линейной через линейно-штабную и дивизионную к смешанным и многомерным.

Однако если бизнес диверсифицирован, приоритетной становится оценка финансовых результатов того или иного направления. Решить данную проблему помогает правильно выстроенная организационно-финансовая структура. К элементам этой структуры, в отличие от отделов и департаментов, относятся выделенные бизнесы с выявлением финансовых потоков по каждому из них. Такие субъекты финансовой структуры получили название центры финансового учета, или центры финансовой ответственности.

Выделяют центры трех типов:

1) "профит-центры", т.е. устойчиво функционирующие подразделения, получающие реальную прибыль;

2) инвестиционные, или "venture-центры", прибыль в которых будет получена в будущем, при этом они могут быть определены как внутренний инвестиционный кредит;

3) центры затрат - подразделения, необходимые функционально, но не приносящие прямого дохода (юридический отдел, служба безопасности и др.).

В рамках выделенных центров организуется движение финансовых потоков.

Наконец, организационно-правовая структура отвечает на вопрос, в какой форме будет вести свою деятельность компания. То есть целесообразно продумать и создать организационно-правовую структуру, субъектами которой будут конкретные юридические лица в необходимой и оптимальной организационно-правовой форме, с соответствующей требованиям компании юрисдикцией.

Таким образом, комплексная финансовая и организационная диагностика - это два взаимосвязанных подхода к анализу состояния предприятия, грамотное соединение которых предоставляет аналитикам и менеджерам мощный инструмент управления будущим для обеспечения длительного функционирования компании в сложных и постоянно меняющихся экономических условиях.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница