Лекция Формирование научных и учебных дисциплин в рамках международно-политических исследований




Скачать 245.07 Kb.
Дата05.05.2016
Размер245.07 Kb.

Лекция 1. Формирование научных и учебных дисциплин в рамках международно-политических исследований

1. Философия науки и теоретические основы исследований международных отношений

Что должен уметь выпускник вуза, обучавшийся по специальности «Международные отношения»?

Существует федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Международные отношения», принятый Министерством образования России в 2009 г. Согласно этому стандарту область профессиональной деятельности бакалавров в области международных отношений (четыре года обучения) включает:



  • международные политические, экономические, научно-технические, военно-политические, гуманитарные, идеологические отношения, мировую политику;

  • регулирование глобальных политических, экономических, военных, экологических, культурно-идеологических и иных процессов;

  • международные связи в области культуры, науки, образования;

  • иные сферы освоения общемирового пространства;

  • дипломатию, международные отношения и внешнюю политику Российской Федерации;

  • трансграничные связи российских регионов;

  • основы анализа современных глобальных проблем;

  • высшее образование в сфере международных отношений и комплексного обеспечения международной безопасности.

Согласно госстандарту бакалавры и магистры по направлению «Международные отношения» получают подготовку для выполнения организационно-административной, проектной, исследовательско-аналитической и учебно-организационной деятельности. С указанной квалификацией бакалавр в соответствии с государственным стандартом может устроиться на работу в государственные ведомства, федеральные и региональные органы государственной власти и управления; международные организации; российские и зарубежные предпринимательские структуры, некоммерческие и общественные организации, поддерживающие международные связи или занимающиеся международной проблематикой; редакции СМИ; учреждения высшего образования с международной проблематикой, академические и научно-исследовательские организации международного профиля.

Несмотря на ориентацию на достаточно широкий выбор профессий для выпускников, образование по данному направлению нередко кажется студентам слишком «академичным», т.е. оторванным от практики, что не позволяет применить полученные знания при устройстве на работу. Поэтому у студентов часто возникают вопросы:



Зачем учить теории? Почему нельзя просто узнать факты и сделать выводы?

Ведь значительное число политиков и чиновников не имеют специального образования в сфере государственного управления или имеют образование не по профилю своей политической деятельности, но ответственные решения принимают. Так нужно ли получать профильное образование по международным отношениям? И нужно ли практикам учить теории?

Здравый смысл и обыденные представления помогают человеку принимать такие каждодневные решения, как что съесть на обед или на что потратить зарплату. Однако, если ситуация усложняется, те же самые решения можно принять только с помощью специалиста. Например, при проблемах со здоровьем правильную диету может назначить только врач, а если стоит цель обеспечить себе дополнительные пенсионные накопления или взять ипотеку, то за советом следует обратиться к финансовому консультанту. Обращение к специалистам тоже не дает гарантированного результата, но человек, владеющий специальными знаниями и навыками, имеет больше оснований для принятия того или иного решения. Эту аналогию можно применить и в сфере международных отношений. В XX—XXI вв. происходящие в мире политические, экономические, социальные процессы настолько усложнились, что их невозможно понять, руководствуясь обыденными представлениями, при этом цена ошибки при принятии решений многократно возросла.

Может ли человек без специальных знаний, просто начав работать в определенной сфере, лишь путем наблюдения за происходящими процессами и без знания теорий понять, как устроена сфера его специализации? Безусловно. Но это понимание будет достаточно ограниченно. Соотношение теории и практики можно проиллюстрировать следующим примером.

Представьте, что вы никогда не слышали о футболе, при этом ваша задача — прокомментировать футбольный матч. Вы впервые в жизни попадаете на стадион, и вам нужно сначала понять, за кем, собственно, нужно наблюдать и чьи действия комментировать. То ли нужно смотреть на трибуны и следить за реакцией зрителей, то ли за теми, кто в одинаковой форме бегает по полю, то ли за судьями. Далее необходимо изучить правила игры и необходимые для выигрыша условия. Если вы не знакомы с этой игрой, то вряд ли сможете с первого раза определить, насколько соблюдались правила, были ли команды сильными или слабыми, насколько справедливым было судейство и т.п.

В изучении международных отношений точно так же необходимо сначала понять, кто же игроки, за чьими действиями мы будем следить — за действиями только государств или же нам важны и действия негосударственных игроков (акторов) — транснациональных корпораций, неправительственных организаций, террористических сетей. Затем нам нужно понять правила игры: существует международное право, которое регулирует отношения между государствами, но нужно помнить, что, в отличие от футбола, это не единый свод правил, а набор созданных в разное время при разных обстоятельствах норм права, которые нередко противоречат друг другу. При этом в международных отношениях нет судьи, который бы принимал окончательное решение и присуждал победу, — это равнозначно тому, как если бы игроки в футболе сами решали, какая команда победит, при этом на ходу меняя и интерпретируя правила в свою пользу.

Теоретическое осмысление позволяет выявить правила взаимодействия между игроками на международной арене, что дает возможность понять мотивацию игроков и в определенной степени предсказать их поведение. Без теорий нам будет сложно отделить главное от второстепенного, выявить причины и следствия. Вместе с тем одной теории без практики быть не может. Зная лишь футбольные правила, нельзя делать прогнозы относительно того, какая команда победит. Для этого нужно изучить конкретную команду, узнать, насколько сильный у нее состав, не было ли травм у игроков в недавнее время, насколько профессионален тренер команды и так далее. При этом, даже изучив конкретные данные по каждой из команд и зная правила их взаимодействия в ходе игры, сделать точный прогноз очень и очень сложно, потому что нужно учесть слишком много факторов, при этом их большую часть невозможно просчитать заранее. Так и любые теории, которые изучают людей и общество, скорее дают нам представления о причинно-следственных связях явлений, чем позволяют точно предсказать поведение отдельных людей или групп.

Как вы уже поняли из примера, описание, объяснение и прогноз — это основные функции любой теории, наиболее развитой и сложной формы научного знания. Объяснить — значит подвести какое-то явление под соответствующий закон природы или теорию, предсказать — вывести из теории суждения о фактах, еще не установленных экспериментом или наблюдением.



Теория — это системно организованное научное знание о некоторой области действительности.

Наука — это специализированная сфера деятельности, направленная на производство достоверного, объективного знания о мире путем беспристрастного изучения реальности. Другими словами, наука — это производство знания и теоретическое отражение действительности. Наука представляет собой один из видов познавательной деятельности человека, помимо научного познания существуют обыденное, художественное, религиозно-мифологическое, философское познание.

Научная теория должна:



  • наиболее полно описывать изучаемую сферу действительности;

  • быть внутренне непротиворечивой;

  • иметь взаимосвязанные и принципиально проверяемые положения;

  • быть максимально простой, т.е. объяснять факты при помощи минимума исходных положений.

Помимо теорий существуют еще и концепции, которые описывают не всю предметную сферу, а лишь ограниченный круг взаимосвязанных проблем и явлений. Считается, что концепции обладают меньшей доказательной базой, чем теории.

Из определения теории возникает вопрос: а какое знание может считаться научным? Как ни странно, в разные эпохи ответ на этот вопрос был разным.

Из школьных курсов, как правило, все помнят имена великих ученых Античности, например, Аристотеля, Архимеда, Пифагора, Эвклида, поэтому кажется, что наука существует уже давно. Однако же в современном своем виде наука появляется только после так называемой научной революции Нового времени XVI—XVII вв. в Европе, когда начинает формироваться экспериментальное естествознание. Существуют разные подходы к определению этапов развития науки, но чаще всего выделяют такие этапы:


    1. доклассическая наука, которая включает в себя научные достижения Древнего Востока, Античного мира и эпохи Средневековья;

    2. классическая наука XVI — конца XIX в.;

    3. неклассическая наука, которая развивается с конца XIX в.;

    4. постнеклассическая наука с 1970-х годов (этот этап принято выделять в российской школе философии науки).

Каждый этап развития науки характеризуется наличием своей особой картины мира, т. е. целостного образа мира, совокупности систематизированных конкретных знаний о мире, полученных в рамках различных областей научных исследований.

Во время развития и становления классической науки, прежде всего классического естествознания, постепенно сложились следующие критерии, которым должно соответствовать научное знание:



  • проверяемость на практике;

  • логическая непротиворечивость;

  • воспроизводимость (исследование может быть повторено с тем же результатом);

  • объективность (свобода от субъективных предпочтений исследователя).

Под влиянием развития естествознания в эпоху Просвещения (XVTI-XVIП вв.) сложился такой способ мышления, как рационализм, который характеризовался убежденностью в безграничных познавательных возможностях человеческого разума. Считалось, что убеждения ученого не влияют на результат исследования, т.е. наука должна быть беспристрастной, а научное знание имеет универсальный и внеисторический характер, не зависит ни от исторической эпохи, ни от культурных традиций общества. Такой подход к объективности исключал из процесса познания самого человека (субъекта познания).

Вопросы рациональности, достоверности и проверяемости знания интересовали прежде всего представителей гуманитарных и социальных наук, объект изучения и методы которых не позволяли добиться таких же точных и непротиворечивых результатов, как в науках естественных. Во второй половине XIX в. немецкий философ Вильгельм Дильтей (1833—1911) предложил различать естественные науки, задача которых — объяснять, и науки о духе (гуманитарные), которые помогают понимать. Произведения искусства и литературы, мифы можно понять, но не объяснить. Основатель социологии — французский философ Огюст Конт (1798—1857) стремился максимально приблизить науку об обществе к идеалу точности и объективности естествознания, поэтому предложил отказаться от вопроса «почему?», оставив науке лишь функции описания и систематизации фактов, но не их объяснения. Такой подход получил название позитивизм. Вплоть до середины XX в. идеалом научного знания была математическая физика, а гуманитарные науки считались в общем-то неполноценными. До сих пор многие относятся к гуманитарному образованию снисходительно.

С конца XIX в. наука переходит на следующий этап своего развития — неклассический.

Серьезные изменения произошли там, где этого меньше всего можно было ожидать, — в физике. Альберт Эйнштейн (1879—1955) создал теорию относительности, которая произвела научную революцию в классической физике, основанной на ньютоновской механике. Эйнштейн доказал бессодержательность понятий абсолютного пространства и абсолютного времени: ведь точка отсчета также может перемещаться в пространстве и времени, т.е. все в этой Вселенной относительно, а наблюдателя (субъекта) нельзя исключить из процесса наблюдения, так как от его местонахождения зависит результат исследования. В рамках неклассического этапа развития науки учитывается зависимость свойств объекта от средств их измерения.

В российской школе философии науки принято выделять пост- неклассический этап развития науки с 1970-х годов. На данном этапе развития науки происходит переход к постнеклассинескому типу рациональности, который учитывает также ценностные аспекты и зависимость результатов познавательной деятельности от тех целей, которые ставит перед собой исследователь (уничтожить противника при помощи ядерного оружия или сохранить природу при помощи «зеленых» технологий). Ценности научного сообщества, цели и способы исследования все больше соотносятся с ценностями общества (например, ориентация на экологию, права человека). Философское направление, которое изучает социокультурный контекст научной деятельности, называется постпозитивизмом. Среди его представителей можно назвать Т. Куна, а также И. Лакатоса, П. Фейерабенда, С. Тулмина. Идеи именно этих исследователей имеют в настоящее время наибольшее признание в философии науки.

Таким образом, по мере развития науки менялось представление о роли самих исследователей в процессе исследования: от представлений об абсолютной объективности к пониманию того, что ученые живут и работают в конкретной стране в конкретную эпоху на определенном этапе развития всего человечества и конкретного общества, ставя цели исследования и применяя те методы, которые соответствуют определенной этике научного сообщества. Например, в США достаточно распространена феминистская теория международных отношений, которая рассматривает роль мужчин и женщин в международных процессах, конфликтах, управлении государством. Однако сложно представить, что подобная теория могла бы возникнуть и получить распространение, например, в Саудовской Аравии. Различные теории политического, социального или экономического развития возникают в определенную эпоху и объясняют существовавшие именно на тот момент закономерности отношений в конкретном обществе. Несколько десятилетий спустя может появиться необходимость внесения изменений в теорию, чтобы описать окружающую реальность более точно. В следующих главах учебного пособия будет показана эволюция международных отношений и мировой политики параллельно с эволюцией их теоретического осмысления.



2. Формирование исследований международных отношений как научной дисциплины

В Новой философской энциклопедии Института философии РАН дается такое определение научной дисциплины: это базовая форма организации профессиональной науки, объединяющая на предметно-содержательном основании области научного знания, сообщество, занятое его производством, обработкой и трансляцией, а также механизмы развития и воспроизводства соответствующей отрасли науки как профессии.

Деление науки на дисциплины постепенно происходит только в XVII—XIX вв. Можно выделить такие группы научных дисциплин:


  • естественные науки (например, физика, химия, математика, астрономия, биология, медицина);

  • гуманитарные и общественные науки (например, археология, культурология, история, политология, экономика);

  • технические науки (например, архитектура, механика, информатика, кораблестроение).

Международные отношения, а также мировая политика и регионоведение относятся к блоку гуманитарных и общественных наук. Исследования международных отношений — это, с одной стороны, междисциплинарная сфера, основанная на синтезе исследований географии, права, экономики, политики. С другой стороны, международные исследования стремятся самоопределиться в качестве отдельной дисциплины со своим уникальным предметным полем.

Предмет исследования — это та грань объекта, которую изучают в конкретном случае, а объект — это область действительности, которая существует независимо от того, изучают ее или нет. Другими словами, все естественные науки изучают природу как объект, а предмет у каждой из дисциплин свой, потому что химия изучает вещества, их состав и строение, а биология — живые существа и их взаимодействие со средой.

Как понять, сформировалась научная дисциплина или нет, можно ли считать международные отношения отдельной научной дисциплиной?

Приведенное выше определение научной дисциплины позволяет сделать вывод о формировании научной дисциплины, если накапливается определенный массив систематизированных знаний в определенной предметной области, складывается система базовых понятий и категорий, формулируются закономерности, появляются фундаментальные теоретические исследования, выпускаются специализированные журналы, проводятся конференции, возникает отдельное научное сообщество, существуют профессиональные ассоциации ученых (международные и национальные), есть признанные научные авторитеты, научные школы, проводится подготовка кадров поданному направлению.

Процесс формирования дисциплины можно отследить по развитию научного сообщества, которое занимается производством, обработкой и трансляцией научного знания. Сначала, как правило, ведутся прикладные исследования, направленные на получение практических знаний, затем осмысление реальности обретает форму фундаментальных исследований, нацеленных на выявление закономерностей в той или иной области действительности.

Сфера прикладных международных исследований начала обособляться в результате формирования запроса со стороны органе власти на экспертное сопровождение внешней политики. Первым аналитическим центром в сфере международных отношений и безопасности считается существующий до сих пор британский Королевский общевойсковой институт (Royal United Services Institute), который был создан в 1831 г. как профессиональное научное сообщество военных. Со второй половины XIX в. институт приобретает влияние благодаря исследованиям, разработкам сценариев, прогнозов и рекомендаций в сфере военной стратегии. Отметим, что в настоящее время в большинстве стран научно-исследовательские институты, обеспечивающие официальное экспертное сопровождение внешней политики, занимаются именно разработками в сфере международной безопасности и, как правило, называются институтами стратегических исследований.

В США одним из первых аналитических центров по внешней политике стал созданный в 1910 г. Центр Карнеги по изучению проблем мира (в России с 1993 г. работает его московский офис). Центр Карнеги с самого начала, т.е. еще до Первой мировой войны, занимался изучением проблем войны и мира, причин межгосударственных конфликтов. В целом в США в начале XX в. в интеллектуальных кругах достаточно выраженным было желание добиться более мирных международных отношений, помогая политикам в принятии направленных на это решений. Например, за идею создания и разработки принципов первой всемирной организации по предотвращению конфликтов — Лиги Наций ее автор, известный политолог и бывший ректор Принстонского университета, получил Нобелевскую премию мира (1919). Имя этого человека) Вудро Вильсон, и к тому времени он уже второй срок занимал пост президента США.

До Первой мировой войны не было отдельной дисциплины, изучающей международные отношения: международные аспекты исследовались в рамках права, экономики (политической экономии), истории, военного дела. В 1919 г. в Великобритании открылась первая в мире кафедра международной политики, которая была создана для изучения прежде всего вопросов войны и мира. В том же году в США в Джорджтаунском университете (Вашингтон) для подготовки профессиональных дипломатов была создана Школа дипломатической службы, которая стала первым факультетом международных отношений в США. В 1927 г. в Женеве был образован Высший институт международных исследований — первый университет, который специализировался только на международных отношениях и готовил дипломатов для Лиги Наций. Появлялись специализированные факультеты и кафедры и в других странах. В Советском Союзе первый факультет международных отношений был создан в 1943 г. в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова, годом позже факультет был преобразован в самостоятельный институт — Московский государственный институт международных отношений (МГИМО).

В 1925 г. в СССР был сформирован Институт мирового хозяйства и мировой политики (И МХМП) для разработки теоретически обоснованных подходов к внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности недавно образованного Советского государства, т.е. институт имел прежде всего прикладную направленность. Руководил ИМХМП известный ученый Е.С. Варга, специалист по политической экономии капиталистических стран. Варге удалось, в отличие от многих экономистов того времени, дать верные прогнозы относительно начала Великой депрессии конца 1920-х — начала 1930-х годов и сроков ее завершения. По воспоминаниям современников, внимательно изучали труды Варги и на Западе, так как он давал очень компетентные оценки экономической ситуации. Институт мирового хозяйства и мировой политики занимался прежде всего экономическими исследованиями, что в принципе вписывалось в марксистский постулат о примате экономики над политикой. Институтом издавался научный журнал «Мировое хозяйство и мировая политика».



В 1922 г. при Лиге Наций формируется Международный комитет по интеллектуальному сотрудничеству, предшественник Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В Комитет входили ведущие ученые того времени, в том числе Мария Кюри, Альберт Эйнштейн, Анри Бергсон. В 1926 г. в Париже был создан постоянно действующий Институт интеллектуального сотрудничества. Дискуссии и обмен идеями между учеными должны были способствовать созданию духа сотрудничества, солидарности и взаимопонимания, что привело бы к возникновению новой международной политической культуры. В 1928 г. по инициативе Института интеллектуального сотрудничества в Берлине состоялась международная встреча экспертов для координации подходов в сфере высшего образования по международным отношениям. Эта встреча положила начало проведению ежегодной Конференции по международным исследованиям, которая просуществовала до 1950-х годов и была, по сути, предшественницей профессиональных научных ассоциаций в этой сфере, о которых будет сказано ниже. Участники Конференции проводили совместные исследования по различным актуальным проблемам международных отношений (государство и экономическая жизнь, коллективная безопасность, достижение мира при помощи экономической политики).

После окончания Второй мировой войны интеллектуальные достижения межвоенного периода подверглись критике за утопизм, а вместо не оправдавшей ожиданий Лиги Наций были созданы иные механизмы международного сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности — Организация Объединенных Наций (ООН) и ряд ее специализированных учреждений, в том числе ЮНЕСКО. В 1948 г. под эгидой ЮНЕСКО в Париже прошла международная конференция «Методы в политической науке», на которой было определено предметное поле политической науки.



  1. Политическая теория:

    1. политическая теория;

    2. история политических идей.

  2. Политические институты:

    1. конституция;

    2. национальное правительство (government);

    3. региональные и локальные органы управления;

    4. государственное управление (public administration);

    5. экономические и социальные функции правительства;

    6. сравнительные исследования политических институтов.

  3. Партии, группы и общественное мнение:

    1. политические партии;

    2. группы и ассоциации;

    3. участие граждан в органах управления (government administration),

    4. общественное мнение.

  4. Международные отношения:

    1. международная политика (internationalpolitics),

    2. международные организации и управление;

    3. международное право.

Как мы видим, по классификации ЮНЕСКО исследования международных отношений составляют часть политологии как научного направления. Для США такой подход во многом характерен и до настоящего времени. Отметим, что проведенное в начале 1950-х годов по заказу ЮНЕСКО исследование о национальных традициях преподавания международных отношений показало отсутствие в научных кругах консенсуса относительно зрелости международных отношений как научной дисциплины.

Например, Ф. Шуман следующим образом писал об изучении международных отношений в США до 1950 г.:

«Несмотря на рост числа специализированных школ, институтов и других самых разных способов сотрудничества между специалистами, "международные отношения" вряд ли могут быть рассмотрены в качестве признанной отдельной сферы или серьезного научного направления исследований. Скорее это множество субдисциплин — политической науки, экономики, истории, права, психологии, социологии и т.д. Содержание международных отношений в настоящее время определяется через такие концепции и аспекты этих сфер исследования, которые кажутся релевантными для рассмотрения отношений между суверенными государствами, нациями, расами, регионами и другими выделяемыми социальными общностями, имеющими наблюдаемые контакты друг с другом через национальные границы. Методы международных отношений неотделимы от методов других социальных наук, от которых произошли международные отношения. За исключением специального лексикона "реалполитик", геополитики и международного права, терминологию международных отношений нельзя четко отличить от терминологии политической науки, истории, экономики и когнитивных дисциплин»I.

И действительно, до конца 1940-х начала 1950-х годов международные отношения как дисциплина развивались достаточно медленно. Основную часть публикуемой в межвоенный период литературы по международным отношениям составляли исторические описания, дипломатические мемуары и публицистика, а не теоретические работы.

В целом формирование международных отношений как отдельной сферы научных исследований со своим предметным полем завершается на Западе в первые десятилетия после Второй мировой войны, когда накапливается достаточный объем теоретических знаний. Накануне войны и сразу после нее публикуются работы, которые до сих пор считаются классическими: «Действующая мирная система» (1943) британского историка и политолога Дэвида Митрани, «Политические отношения между нациями: борьба за власть и мир» (1948) американского исследователя и основателя теории реализма Ганса Моргентау, «Мир и война между нациями» (1962) французского политолога и социолога Раймона Арона, «Концептуальные модели и Кубинский ракетный кризис» (1969) американского политолога Грэма Аллисона и многие другие. Появляются «классики» международных отношений. «Первый большой спор» реалистов с идеалистами свидетельствует о формировании теоретических школ. Продолжает развиваться и сфера прикладных исследований: в 1940—1950-х годах в США массово создаются «мозговые центры» для научного сопровождения внешней политики, одним из самых известных аналитических центров в настоящее время является основанная в 1946 г. Корпорация RAND.

Одним из важных признаков формирования научной дисциплины считается публикация специализированных научных журналов. В сфере международных исследований сначала появился журнал, ориентированный на практические знания и сопровождение внешней политики, и лишь позже появляются теоретические журналы. Одним из самых влиятельных журналов в сфере международных отношений и внешней политики по опросам американских политологов-международников является издаваемый в СШ Ас 1922 г. журнал Foreign Affairs (букв. перевод — «Иностранные дела»), который имеет практическую направленность. Этот журнал ориентирован в первую очередь на людей, принимающих решения, и предназначен для обмена мнениями по вопросам внешней политики США и международным отношениям в целом. Российский партнер и аналог Foreign Affairs — журнал «Россия в глобальной политике», который с 2002 г. издается по инициативе российского Совета по внешней и оборонной политике, — также имеет практическую ориентацию и одной из своих задач считает формирование нового информированного поколения политологов.

Теоретические журналы в сфере международных исследований начинают издаваться на Западе с конца 1940-х годов. Наиболее влиятельным как по опросам среди специалистов, так и по индексу цитирования является журнал International Organization («Международная организация»), который издается с 1947 г. Его название отражает основную проблематику межвоенных и ранних послевоенных исследований, которые были посвящены главным образом изучению Лиги Наций и ООН соответственно. В настоящее время журнал публикует статьи по самому широкому кругу вопросов. Еще одно авторитетное издание — World Politics («Мировая политика») выходит в свет с 1948 г. и публикует статьи не только по международным отношениям, но и по сравнительной политологии. С середины 1970-х годов издается влиятельный журнал по международной безопасности International Security («Международная безопасность»). Разумеется, список журналов по международным отношениям весьма велик, мы перечислили лишь самые заметные зарубежные издания. Показательно, что все названные журналы издаются в США: по некоторым оценкам, до 80% всей литературы по международным отношениям публикуется именно там, но, что важно отметить, необязательно авторами являются американские исследователи.

Из российских научных журналов по международным отношениям нужно обязательно назвать журналы «Мировая экономика и международные отношения» (издается с 1957 г. Институтом мировой экономики и международных отношений РАН), «Международные процессы» (позиционирует себя как «первый российский журнал теории международных отношений»), «Международная жизнь» (издание МИД России). Публикации на международную тематику можно встретить в главном российском политологическом журнале «Полис». Московским центром Карнеги издается журнал о российской внутренней и внешней политике Pro et Contra, ПИР-Центром — журнал «Индекс безопасности». Авторитетность журналов в России определяется в том числе и их включением в список ведущих рецензируемых научных изданий, который составляет Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки России (ВАК). ВАК занимается присвоением ученых степеней (кандидат наук, доктор наук) и ученых званий (доцент, профессор).



Важную роль в формировании дисциплин играют профессиональные ассоциации. В 1949 г. благодаря ЮНЕСКО была учреждена Международная ассоциация политической науки International Political Science Association IPSA), объединение исследователей-политологов, часть которых занималась изучением международных отношений. В Международную ассоциацию входят национальные ассоциации: в 1955 г. членом IPSA стала только что созданная Советская ассоциация политических (государствоведческих) наук, которая после распада Советского Союза была преобразована в Российскую ассоциацию политической науки.

Ассоциация международных исследований (International Studies Association ISA) появилась в 1959 г., она издает влиятельный научный журнал InternationaI Studies Quarterly (ежеквартальный журнал «Международные исследования»). В ISA входит образованная в 1999 г. под эгидой МГИМО (У) Российская ассоциация международных исследований (РАМИ). Научные национальные и международные ассоциации, как правило, проводят с разной периодичностью конгрессы, в промежутках между которыми отдельно могут собираться тематические рабочие группы и исследовательские комитеты. Научные ассоциации позволяют проводить широкий обмен мнениями между специалистами в одной области, следить за тенденциями в развитии исследований.

Таким образом, если рассматривать отдельные признаки научной дисциплины, то можно сделать вывод, что на Западе международные отношения как отдельная дисциплина в основном сформировалась в 1940—1950-х годах. Впрочем, следует еще раз подчеркнуть, что для США характерно рассмотрение международных отношений как субдисциплины сформировавшейся во второй половине XIX в. политологии. В Советском Союзе из-за господства марксизма-ленинизма развитие идеологически нейтральной политологии было невозможно. Вместе с тем исследование международных отношений в СССР как раз развивалось, правда, основное внимание уделялось изучению либо их истории, либо региональных и страновых особенностей (регионоведение). После распада СССР в России начинают по-новому развиваться общественные науки — политология, социология, новый импульс приобретают исследования международных отношений. Однако в силу исторических обстоятельств политология и исследования международных отношений развиваются во многом параллельно. В конце 1990-х годов на стыке двух дисциплин возникают исследования мировой политики.

Литература

Мировая политика и международные отношения: Учебное пособие / Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. – СПб: Питер, 2005. С.14-20.



Никитина Ю.А. Международные отношения и мировая политика: Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2014. - С.8-23.


I Schuman F. The Study of International Relations in the United States // Contemporary political science: a survey of methods, research and teaching. UNESCO, 1950. P. 578. Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0007/000725/072539eo.pdf.



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница