Лекция №2 от 24 ноября 1999 года. Международные финансовые рынки. Лекция №2 от 24 ноября 1999 года




Скачать 271.34 Kb.
Дата11.05.2016
Размер271.34 Kb.

Лекция №2 от 24 ноября 1999 года.

Международные финансовые рынки.
Лекция №2 от 24 ноября 1999 года.

Строение кредитных систем в разных странах.

По отдельным странам наблюдается достаточно серьёзная разница в структуре кредитных систем, они имеют свою историю и традиции, влияют на кредитные системы других стран.



Элементы кредитной системы:

Банки и небанки. Банки могут быть самыми различными, но традиционно исследователи кредитной системы выделяют уровни банковских систем, или, более широко, уровни кредитных систем в целом. Есть разные классификации уровней, конкретно это зависит от страны и её кредитной системы. Считается, что классическая банковская система – двухуровневая. Первый уровень – это регулирующие банки, или ЦБ, второй уровень – уровень коммерческого банка.

Более тонкая классификация – разделение на ЦБ (центральный эмиссионный банк) и коммерческие банки (обыкновенные, универсальные банки), при этом выделен третий (региональный) уровень банковской системы – земельные и муниципальные банки. Германия: земельные банки, вроде бы, негосударственные, но находятся под чётким государственным контролем и регулированием. США: 12 банков федеральной резервной системы образуют ФРС – выполняют как функции Центрального Банка, так и коммерческих банков. Во многих странах есть муниципальные банки – банки, выполняющие специфические функции, обслуживающие муниципалитеты и принадлежащие им. Например, в Англии есть традиция доверительных банков: муниципалитеты доверяли своим представителям входить в органы управления этих банков.

Четвёртый уровень – другие специализированные кредитные организации, которые выполняют чётко ограниченные специфические функции (связанные с государственной политикой) например, учреждения сельскохозяйственного кредита, кредитования экспортно-импортных операций, кредитование малого и среднего бизнеса.

Пятый уровень – это небанковские организации, выполняющие отдельные функции коммерческого кредита (Ссудосберегательная Ассоциация Америки, специальные финансово-кредитные компании в Англии).

Центральные Банки прошли эволюционный путь от простых коммерческих банков до больших государственных ведомств, а во многих странах этот процесс так и не был завершен.

ВОПРОС: Можно ли обойтись без Центрального Банка?

Можно, часть его функций могут выполнять коммерческие банки. Это реально, если в стране действует currency board - валютная палата, валютное управление.



Кредитные системы отдельных стран.

1. ИТАЛЬЯНСКАЯ

Италия – первая банковская страна. Считается, что само слово «banco» имеет итальянское происхождение и обозначало скамью, лавку менялы. Скамейки, на которых сидели флорентийские менялы, ломались (rupt), когда банк заканчивал своё существование и ресурсы менялы истощались, отсюда слово «банкротство».

Первый серьёзно известный на международной арене банк появился в 1472 году во Флоренции “Monte del Paschidi di Sienna”. А начало банковского дела как бизнеса относят к 13 веку: Ломбардия и, чуть позже, Флоренция. Денежная единица многих стран того времени, не только Италии, но и Голландии, Венгрии, первая валюта Соединённого Королевства – это флорины. Первый серьёзный случай дефолта был объявлен в 1345 году: флорентийские банки кредитовали английскую корону (и в этой связи оказали серьёзное влияние на английскую банковскую систему, затормозив её развитие), и в 1345 году король Эдуард III не вернул флорентийскому банковскому дому Барти и Перуци достаточно серьёзный по тем масштабам кредит, и этот крупный по тем временам банк обанкротился. Также в историю вошли дома Минуци и др.

Перейдём к 20 веку. Серьёзный банковский кризис был в Италии в 1930 году. После этого кризиса прошла масштабная волна национализации банковского сектора, с тех пор волны приватизации и национализации друг друга сменяли, но присутствие государства в коммерческом банковском секторе Италии остаётся достаточно высоким. Сейчас примерно 35% кредитов и депозитов аккумулируют государственные банки и банки с государственным участием, при этом не считая сберегательных касс – они также государственные. Приблизительно 40 % банковских служащих работают в госбанках.

Оценивая уровень присутствия государства в банковских системах различных стран, следует учитывать три параметра: доля кредитов и депозитов, привлекаемых госбанками; доля капитала госбанков в суммарном капитале банковской системы; процент служащих, работающих в госбанках, по отношению ко всем служащим в банковской системе.

Частных банков в Италии насчитывается не более 100 штук. Перечислим 6 крупнейших государственных банков:

Banco nasionale del Lavoro (входит в 50)

Instituto San Paolo di Torino (в процессе слияния с французским и немецким банками, войдёт в 30)

Banco di Napoli

Banco di Sicilia

Monte del Paschidi di Sienna

Banco di Sardegna

Эти шесть банков являются лидерами «кустов»: у них много афилиантов, дочерних компаний, зависимых банков. Эти банки по своей сути являются универсальными банками. Есть ещё три итальянских банка, которые являются полностью государственными и фактически являют собой институты проведения государственной промышленной политики. Это институты реконструкции промышленности: Banco Commerciale Italiana, Banco di Roma, Credita Italiana (это специализированный уровень кредитной системы).

Instituto San Paolo di Torino, помимо приобретения достаточно большого числа банков в других европейских странах, сейчас сливается с Banco di Roma, слияние осуществится к концу 2000 года и будет крупнейшим слиянием пятилетия. Суммарный банк будет иметь активы в размере 286 млрд. евро (300 млрд. долларов). Сейчас формируется ещё один итальянский банк - Evrobanco: Banco Commerciale Italiana сливается с частным итальянским банком Uto Credita Italiana. Его суммарные кредитные активы составят 260 млрд. евро, он войдёт в 20-ку.

В Италии места председателей управления госбанков делят парламентские партии по результатам парламентских выборов так же, как делят портфели министров и государственных секретарей. Среди наиболее эффективных мировых банков сейчас итальянских банков нет, однако с функцией президента, первого лица банка, являющейся политической, представительской функцией, парламентарии справляются успешно. Пример Италии свидетельствует, что при экономически грамотном среднем звене менеджмента управлять банком может, в принципе, любой человек.

С 1993 года влиятельная Итальянская Банковская Ассоциация создала специальный банковский омбудсман – это специальный орган внесудебного рассмотрения претензий к банкам (рассматривает претензии только физических лиц, ограничением служит размер иска: сначала верхняя граница составляла 5 млн. лир, сейчас она увеличена до 25 млн. лир). В омбудсман входят известные адвокаты, руководители Итальянской Банковской Ассоциации, представители Банка Италии. Обращения клиентов бесплатны в отличие от суда, где надо платить пошлину. У омбудсмана достаточно большой аппарат, отделения по всей стране, всё это оплачивается за счёт тех, к кому предъявляются претензии. Решение омбудсмана для банков-членов Итальянской Банковской Ассоциации является обязательным. Неисполнение банком решения омбудсмана чревато исключением из Ассоциации. Подобная система существует в США для страховых компаний: существует Информационный институт страхования, при котором есть третейский суд, где специалисты в области страхового права, адвокаты и представители общества по защите прав потребителей защищают права клиентов за счёт страховых компаний, к которым предъявлены иски.

Структура Европейского Центрального Банка. (доля капитала)

Германия Deutsch Bundesbank 24.4835

Франция Banque de France 16.8

Италия Banca d’Italia 14.89

Великобритания Bank of England 14.6811

Испания Banco de Espania 8.8935

Европейский Центральный Банк объединённой Европы принадлежит всем 15 Центральным Банкам стран-участниц, в том числе и тем, кто не входит в еврозону. Европейская денежно-кредитная политика – это политика в основном Bundesbank’a, этим и объясняется то, что на заявления его главы мировые финансовые рынки реагируют живее, чем на заявления главы Европейского Центрального Банка. Также достаточно влиятелен Банк Франции, сильно присутствие Италии, роль же фунта и Великобритании в международной финансовой системе уменьшается.

2. АМЕРИКАНСКАЯ

Американский кредитный рынок весьма экзотичен и нестандартен. США – страна чекового обращения, чеки распространены, в основном, в США и в Англии, причём в США больше, чем в Англии. США – страна безфилиальной банковской системы. В 1933 году был принят акт Гласса-Стигала, который жёстко разделил банки на коммерческие и инвестиционные, и запретил работу одновременно на двух этих рынках. Месяц назад (октябрь 1999) этот акт был отменён, теперь ожидается крупнейшая волна слияний коммерческих банков с инвестиционными и взаимопроникновение на рынки.

Существенное влияние на развитие американской кредитной системы оказал также законодательный акт МакФадена 1927 года, который запретил банкам создавать филиалы за пределами штата, где он зарегистрирован. Это привело к достаточно большой специализации и дисперсии банков в первой половине 20 века. В итоге, с США сейчас зарегистрировано от 14 до 15 тысяч банков, и более 40 тысяч банковских учреждений, считая ссудосберегательные ассоциации. В 1994 году акт МакФадена был частично изменён Конгрессом: банкам разрешается создавать филиалы в тех штатах, где это не запрещено законодательством штата.

В 1863 году было создано Управление Контролёра денежного обращения, которое взяло на себя функции надзора и регулирования банковской системы, Управление существует до сих пор, и даже создание в 1913 году Федеральной резервной системы не отменило его основных функций по надзору и контролю за банковской деятельностью. Сейчас Управление Контролёра является подразделением Казначейства Министерства финансов США и занимается надзором за банковской системой.

В США существует огромное количество надзирателей за финансовыми рынками, рынки зарегулированы (Управление Контролёра денежного обращения, Федеральная Резервная Система ФРС, Федеральная Корпорация по страхованию депозитов, Управление по надзору за банковским делом при Правительстве, Управление по надзору за сберегательными учреждениями, Национальная Администрация кредитных союзов, Комиссия по ценным бумагам, по срочной биржевой торговле, Правительственное Агентство по защите интересов отдельных групп депозиторов – все они наделены правом проверок кредитных учреждений, правом издания некоторых нормативных актов, обязательных для исполнения на финансовых рынках).

До последнего времени формально существовали два разных статуса для банков в США: существовало два вида лицензий, или чартеров:



  1. Федеральный чартерный банк – банк, который регулируется на федеральном уровне, чартер таким банкам предоставляет Конгресс США. При это этот банк обязан вступить в Федеральную Корпорацию по страхованию депозитов.

  2. Чартерный банк штата – лицензию на банковскую деятельность выдаёт законодательный орган штата, основные функции надзора возлагаются на администрацию штата и, отчасти, на резервный банк соответствующего региона.

Существовало правило q, которое было отменено только в 80-х гг.: запрещение платить проценты по вкладам до востребования. То есть банки могли привлекать средства до востребования только на бесплатной основе, так как хранение денег – это само по себе услуга.

ФРС (Федеральная Резервная Система) была создана в 1913 году, считается, что она являет собой эквивалент ЦБ в других странах. Это не совсем так, хотя какие-то элементы центрального банкинга ФРС осуществляет. В первую очередь, это осуществление денежно-кредитной политики, которое, однако, происходит по совершенно другим принципам: принципы коллегиальности, консенсуса. По данным на 1996 год 4882 банка из 15 тысяч являлись членами ФРС, при этом ещё примерно 1200 банков США – это банки, которые не являются членами ФРС, но входят в Федеральную Корпорацию по страхованию депозитов. Эта корпорация берёт на себя отдельные регулирующие функции.

Все члены ФРС обязаны все резервы хранить в резервных банках – в этом смысл ФРС. Это некий конгломерат, с одной стороны, административно-консультативно-экспертно-аналитических служб, которые работают в Вашингтоне, а с другой стороны, это набор резервных банков, которые выполняют коммерческие функции и, в то же время, следят за тем, чтобы резервы банковской системы составляли заданную величину, проводят согласованную политику по управлению резервами. Банки - не члены ФРС хранят свои резервы в соответствии с законодательным регулированием штата: либо в резервных банках, либо в банках-членах ФРС на территории штата. Уровень резервов устанавливается резервными банками как для банков-членов ФРС, так и для банков – не членов ФРС, для членов уровень резервов выше, что повышает уровень доверия к ним, но снижает их ликвидность (плата за стабильность). Чуть больше трети банков США являются членами ФРС, при этом они аккумулируют примерно ¾ суммарного объёма капитала американской банковской системы, и почти столько же депозитов и кредитов. То есть ФРС – это действительно основа банковской системы Америки.

Схема управления ФРС.



Управление ФРС осуществляет Совет Управляющих, однако прямого подчинения совету управляющих нет. Федеральные резервные банки – банки в городах, 12 штук. В Федеральный комитет по открытому рынку входят шесть председателей правлений федеральных резервных банков с правом основного голоса и шесть председателей правлений федеральных резервных банков с правом совещательного голоса. Традиционно, председатель правления Федерального резервного банка Нью-Йорка является вице-президентом Федерального комитета по открытому рынку: Нью-Йорк должен влиять на проведение денежно-кредитной политики – так было написано в соглашении 1913 года. Остальные члены представляют собой банковские ассоциации, и законодательную и исполнительную власть. Однако законодательно оговорено, что никаких распоряжений ни одному их органов ФРС ни Президент, ни Конгресс, ни Сенат выдать не могут. Именно этим и обеспечивается независимость ФРС.

Совет Управляющих состоит из 7 членов, которые назначаются на 14 лет Президентом с одобрения Конгресса. Срок назначения предполагает, что один и тот же состав Конгресса, равно как и один и тот же Президент, сместить назначенного не могут. Есть исчерпывающий перечень причин, по которым члены Совета Управляющих могут быть смещены досрочно. Есть ещё одно ограничение, стабилизирующее управление ФРС: один и тот же Президент, на сколько бы сроков он не избирался, может назначить не более двух новых членов ФРС. В России этот же принцип был взят за основу в законе о Счётной Палате: половину аудиторов (6) счётной палаты назначает Государственная Дума, а другую половину – Совет Федераций, причём сроком на 6 лет, чтобы один и тот же состав не мог избрать и снять аудиторов.

В Федеральный консультационный совет при ФРС входят представители банков-членов ФРС и представители резервных банков. До создания ФРС, то есть до 1913 года, в США существовал обычный ЦБ (с 1791 года), имевший особый чартер Конгресса. Но после Гражданской войны чётко сформировалось федеративное устройство США, и ЦБ в него не вписался. Поэтому Конгресс приостановил действие чартера ЦБ в 1811 году, в 1816 году чартер был возобновлён, но к этому моменту уже сформировались 12 лидирующих резервных банков в округах. Конгресс передал владение Центральным банком этим резервным банкам. В 1841 году ЦБ обанкротился, и к 1880 году 2000 федеральных банков, имевших федеральный чартер, получили право на эмиссию долларов. Сейчас правом на эмиссию долларов обладают только 12 резервных банков. По каждому направлению денежно-кредитной политики есть своя комиссия, так вот совет по проведению эмиссии принимает решение о её проведении.

… … …

3. АНГЛИЙСКАЯ



… … …

Вот пожалуй и все об английских банках. Единственное, что можно еще сказать, это американские крупнейшие банки. Ранжируются банки либо по активам, либо по капиталу, чаще по капиталу. Что интересно в этой десятке. Во-первых, есть вот это Na, это означает старое наименование, т.е. федеральный чартер банка. Chemical chase это уже продукт слияния Chemical Night и Chase Manhattan. Это последние рейтинги, потому что Deepy Morgan, до того как glass stigal не был отменен, считался инвестиционным банком, хотя у него есть соответствующие коммерческие отделения, не вошел бы. Почему стрелка у Bakers Trust, сейчас он находится в процессе слияния с Deutsche Bank’ ом, и есть основания считать, что это будет новый крупнейший банк мира. Сейчас с отменой glass stigal и серией слияний, в которых будут участвовать американские банки, они все-таки вернутся на лидирующие позиции в двадцатке ведущих банков мира, где долгое время господствовали японцы и чуть меньше немцы и французы.

4. ФРАНЦУЗСКАЯ

Фактически верхний уровень французской кредитной системы не только более субъектен: один, два института регулируют денежное обращение и банковскую систему. Там есть 4 вполне дискретных учреждения:



  1. Банк Франции, который в основном занимается кредитно-денежной политикой и регулированием платежного баланса, платежной системы. БФ участвует в платежных операциях, предоставляет свои технические мощности. Также у него огромная экспертно-аналитическая база. Это крупнейший научно-исследовательский центр.

  2. Комиссия по контролю над банками = банковская комиссия. Это практически банковская полиция, т.е. это надзор, контроль, всевозможные проверки.

  3. Национальный комитет по кредитным учреждениям. Он занимается лицензированием: выдача лицензий, их отзыв и ведением реестров всех видов организаций.

  4. Комитет банковской регламентации. Он устанавливает правила нормативы, инструкции.

Т.е. ясно, что те, кто устанавливает правила игры, не надзирают за их исполнением. И еще очень важно, что разделены надзор и лицензирование. Это то, за что в России давно борются. Многие юристы, экономисты говорят, что лицензирование и надзор на финансовых рынках должны быть разделены. Логика здесь очень проста: фактически лицензирование и надзор – два органа контроля друг за другом. Например, выдавая лицензию, мы проверяем соответствие требований претендента условиям получения лицензии, и затем проверить, насколько тщательно эти требования были соблюдены в ходе выдачи лицензии, может как раз надзорный орган. Иными словами, надзор проверяет не только качество работы самого поднадзираемого, но еще и качество работы лицензирующего органа, выдавшего ему лицензию. И, наоборот, когда происходит отзыв лицензии, фактически здесь еще и контроль за качеством надзора: действительно ли все предыдущие надзорные мероприятия были применены. Это очень важный принцип разделения, избежание конфликта интересов, поскольку если в одном лице соединяются функции и надзирающего и лицензирующего органов, получается, что функции взаимного контроля ретушируются и практически теряются. Рука руку моет.

Это же в частности и относится к страховому рынку России, поскольку сейчас обсуждается закон о страховом надзоре в России.

Что происходило с денежным обращением во Франции и одна из причин, почему так высока роль государства в кредитной системе? Достаточно сильно подвергался колебаниям франк. Вообще девальвации были многократные, и только после Второй Мировой Войны серьезная девальвация французского франка происходила 161 раз. Хотя говорят, что французы безалаберные, тем не менее регулирование на финансовом рынке у них, пожалуй, наиболее четкое. Конечно, регулировался размер маржи, предельные величины процентных ставок по кредитам и депозитам. Это регулировалось и регулируется сейчас во многих странах. Причем до 1984 г. существовала специализация по срокам кредитов и депозитов: выдавались отдельные лицензии на операции по привлечению депозитов и выдаче кредитов на различные сроки. Т.е. достаточно специфическое регулирование. В этой связи банки разделялись на:


  • Депозитные банки, которые выдавали краткосрочные ссуды

  • Деловые банки или банки для сделок. Фактически это банки, которые занимались инвестициями, вложениями в капитал и долгосрочными ссудами. Эта деятельность объединялась.

Во Франции примерно 400 банков, 200 кредитных кооперативов, 400 сберкасс, 20 касс муниципального кредита и 30 специализированных кредитных учреждений. Последние 4 относятся к последнему подуровню кредитной системы. И еще 6 архипелагов - это похоже на итальянскую систему, но еще более гроздевая структура. 6 гроздей вокруг 4 крупнейших депозитных, т.е. коммерческих банков. Это:

  • BNP

  • Сredit Lionnee

  • Societe Generale

  • Credit Commercial de France

Это 4 крупнейших, теперь универсальных КБ, хотя изначально они возникали не как инвестиционные, а как банки краткосрочных депозитов. И известный на весь мир своей агрессивностью Paris Bank и не менее агрессивный BNP, который слился теперь с государственным крупнейшим банком сельскохозяйственного кредита Credit Agricole. Именно BNP является одним из двух непримиримых переговорщиков, которые блокируют все новации реструктуризации по ГКО и требуют суверенного дефолта для России. Второй – First Boston.

Paris Bank постоянно со всеми сливается: то со Societe Generale, то с Credit Lionnee. То они все втроем сливаются.Если это слияние произойдет, то это будет действительно крупнеший банк мира, наиболее универсальный. Но договориться они пока между собой не могут.

Государственная доля в кредитной системе Франции достаточно высока, превышает 50% по всем основным трем параметрам (доля в капитале, доля в депозитах и кредитах, доля служащих). Но при этом, тот же Credit Lionnee постоянно то приватизируется, то национализируется, каждый раз утверждается, что это необходимо для повышения его эффективности. Сейчас идет волна его приватизации, но как говорят специалисты это не на долго.

Вообще французские банки сейчас переживают не лучшие времена. Они постоянно пытаются с кем-то слиться, укрупняться,хотя они и так не маленькие на международном рынке, но их рейтинги почти полтора года неуклонно понижаются. Считается, что это следствие не самой эффективной их деятельности, причем прибыльность их снижалась почти в течение последних 10 лет. А примерно 10 лет назад началась первая волна приватизации франц. банков, а до того времени достаточно сильное государство, т.е. такой прямой взаимосвязи здесь нет. доход на капитал за 19995 год во франц.банках был 5%, у британских – 20%, американских –15%, т.е. инвестиции во франц.банки были почти в 4 раза менее доходными. Эта тенденция в общем сохраняется. Bank заключил стратегический альянс с Dresden Bankом, и в принципе этот альянс считается положительным. В частности, он был заключен для работы на рынках Восточной Европы, поэтому в России, если вы встретите, то встретите VNB-Dresden. Но лидирующищую роль в этом альянсе, несмотря на то, что в основном материальную часть вкладывает VNB, но управление и торговая марка сохраняются, в основном, Dresden.

Банк Франции был основан Наполеоном в 1800 г. как частная акционерная компания, причем Наполон сам был основным акционером. Неудивительно, что в 1848г. ему была дана монополия на эмиссию банкнот (франков). В течение 20 в. он просто составлял подразделение правительства. Причем Минэкономики, а не Мнистерство финансов, регулирует деятельность Французского Банка. Он был исследовательским центром по проблемам денежного рынка. Формально независимость была предоставлена принятием закона о банке Франции в 1993 г. и то под давлением Европейского Сообщества, но все равно независимость достаточно формальна. Управляющий и два зама назначаются пожизненно, а остальных 7 членов совета назначают министр экономики (пятерых) и министр финансов. Прямые кредиты правительству Банк Франции продолжает предоставлять, ежегодный лимит этих кредитов устанавливается парламентом, хотя на всех съездах французы говорят, что невозможно, чтобы дефицит бюджета покрывался кредитами ЦБ.

Банк Франции также размещает займы правительства, казначейские займы и привлекает депозиты госорганов, т.е. ведет чисто депозитную деятельность.

Присутствие государства в секторе КБ, на более низком уровне банковской системы. Оно очень высокое. Сейчас превышает 60%.

Вообще было 3 маштабных волны национализации:

– 36-37 гг. после очередных кризисов

– после войны в 45 г.

– 82-86 гг.

К концу 86г. госсектор в банковской сфере доминировал. Более 90% занятых от общего числа занятых в банковской сфере, более 90% депозитов и более 85% выдаваемых кредитов. При этом из оставшихся 10-15% 7% депозитов и 10% кредитов приходилось на иностранные банки. Т.е. к 86г. частного банковского сектора практически не было. Однако решили, что это не прилично, не конкурентоспособно, не эффективно, и стали усиленно приватизировать банки. В 86-87гг. пошла быстрая приватизация. При этом в среднем показатели эффективности и прибыльности приватизированных банков примерно за 3-4 года снизилась на 50%. Здесь характерный пример неэффективности приватизации банковского сектора. Но, правда, шла приватизация банков со своими проблемами и, в основном, деньги, полученные в результате приватизации, шли либо в бюджет, либо на покрытие долгов и восстановление капитализации банков, абсолютного увеличения капитализации не происходило.

5. ИСПАНСКАЯ

Также высокий уровень государственности и концентрации в банковском секторе, высокая зарегулированность. Четкая структура кредитной системы и небольшое разнообразие институтов.

Два полюса: с одной стороны Британия, с другой – Испания, которая возникла поздно, в 19 веке. Позднее возникновение банковской системы считается одной из причин провальной колониалистской политики, не достаточно мощно подкрепленная монархической властью империя достаточно быстро развалилась, в отличие от Британской Империи, которая имеет очень развитую финансовую систему, кредитный рынок.

Когда говорили о Британии, забыли упомянуть еще один специальный институт – Банки Содружества, т.е. банки, которые специально работали на страны содружества, укрепляя империю. Они долго существовали и только недавно были приравнены к торговым банкам.

В Испании обратная ситуация: система регидна и существовала почти до середины 70-х гг. 20в. без существенных изменений. Специальным королевским указом в 1987 г. было отменено ограничение, которое позволяло всего лишь 4 иностранным банкам работать на испанском рынке.

Банк Испании, проводящий денежно-кредитную политику, напрямую подчинен высшему банковскому совету, президентом которого является министр экономики, и фактически он исполняет его директивы, в т.ч. в области надзора и регулирования.

Второй уровень банковской системы делится на два четких подуровня:


  • настоящие банки. Делятся на две категории.

  • сберкассы. В них есть кредитные кооперативы – это функция частного банкинга –- и почтовая сеть сберкасс национального Жиробанка, тоже государственного. Сберкассы существовали дискретно, сейчас все больше сближаются с банками.

Настоящие банки и сберкассы четко делятся на государственную и частную части. Госчасть по основным параметрам > 70%.

Кредиты официаля – система распределения государственных кредитов. Вверху стоит орган, который управляет всей этой системой госбанков. Здесь, как и в Италии, банки называются частыми институтами.

Из частных БильБао – единственный частный крупный банк, известный в мире.

Из креда оффициаля есть серьезные крупные банки, в т.ч. известные на мировой арене.

6. ШВЕЙЦАРСКАЯ

Тоже очень высокий уровень госрегулирования банковской деятельности, но очень низкий уровень присутствия государства в капитале банков и вообще на рынке. Эта страна ассоциируется с банковской деятельностью.

Швейцария – страна банков, страна цюрихских гномов. Гномы – символ этой банковской страны, банковской деятельности – означают, что все, что делается в этой области, а область банковского бизнеса основная в экономике Швейцарии, все делается тихо, скрытно и на поверхность вылезает очень редко. Вообще, швейцарцы очень гибко относятся к законодательству, особенно ко всему, что связано с нарушением налогового законодательства, валютного контроля, эти вещи не являются преступлением в Швейцарии, зато уголовным преступлением является разглашение банковской тайны, за это полагается 6 месяцев тюрьмы всем служащим по вертикали кредитного учреждения, которое неправомерно разгласило банковскую тайну.

Правомерным считается раскрытие банковской информации только по данным о доказанных преступлениях, причем тех, которые также являются преступлением по законодательству Швейцарии. В последнее время ситуация изменилась под давлением мирового сообщества швейцарцы приняли ряд актов, ограничивающих действие банковской тайны и, в первую очередь, это касалось российских вкладов, поэтому за последнее время много российских вкладов утекло в Австрию, что для швейцарцев не очень хорошо.

Еще признак того, что Швейцария – страна банков: на 1,5 тыс. жителей приходится один банк (1 банковское учреждение). Для сравнения в США – 4,7 тыс. жителей на 1 банк, в Японии 4,8 тыс., но не считаются выносные терминалы (небольшая касса с банкоматом), которых очень много. В Германии – 2 тыс., в Италии – 2,9тыс.. В Испании по официальной статистике еще больше, чем в Швейцарии: 1,1 тыс., но там считаются сберкассы, которых много. В России, если считать без Сбербанка и Агропромбанка, где-то 12 тыс., если без них – то чуть больше, чем в Штатах, около 6 тыс.

7. ГЕРМАНСКАЯ

Существует континентальное право и англосаксонское. Также есть континентальная, англосаксонская и американо-английская денежная и кредитная системы. Здесь практически все противоположно друг другу. Если в Англии и в Америке изначально было много некрупных банков, при этом система была достаточно либеральна и государство участвует в кредитных системах лишь в тех сегментах рынка, где действительно недостаточно предложения частных кредитных услуг, то в Германии крупные банки, изначально создававшиеся под эгидой государства, в землях, земельные банки, которые до сих пор таковыми и остались (их примерно 100 с участием в капитале правительственной земли).

Денежное обращение в Англии и Америке в большей степени чековое, в Германии чеки практически не приживаются. Основной способ финансирования предприятий через банковскую систему в англо-американских системах – это кредиты, в Германии – это участие в капитале и участие в управлении. В Америке было запрещено довольно долго, в Англии тоже филиальная сеть в общем-то не очень приживалась, хотя большая четверка все-таки имеет национальную филиальную сеть, то в Германии это изначально крупные многофилиальные и многопрофильные банки. Банки сразу были мощными универсальными.

Примерно 45% активов банковской системы – это 3 Gross Bankа. При Бисмарке земельные банки, к тому времени окрепшие, объединились в эти 3 Gross Bankа, чтобы укрепить могущество немецкой кредитной системы. Это:


  • Deutch

  • Dresden

  • Commerce

И дальше с большим отрывом Берлин.

Эти банки известны всему миру. Здесь нет деления на инвестиционные и коммерческие, т.к. банки с самого начала были универсальные. После победы над гитлеровской Германией специальный пункт соглашений, когда определялось послевоенное устройство мира, был посвящен тому, как разрушить систему Гроссбанков. Это было также частью плана Маршалла послевоенной реконструкции экономики Германии. Ничего из этого не получилось. Они были органичной долей госаппарата, хотя напрямую ощутимой госдоли в капитале не было, но косвенно она была через долю госпредприятий. Через какое-то время Гроссбанки восстановили свое могущество и сейчас хорошо себя чувствуют на мировой арене, хотя в последние 2 года их начала сотрясать серия скандалов. Dresden Bank, который наиболее был завязан с российским кредитованием и восточно-европейской программой в целом, он имел больше всего специалистов, приобрел отделений в Восточной Германии после слияния. Deutch Bank больше всего пострадал на ГКО по абсолютному объему вложений. Он долгое время, формальнои сейчас возглавляет группу кредиторров ГКО, хотя наиболее активны и агрессивны американцы.

Уровень центрального банкинга – Бундесбанк, немецкий федеральный банк. Считается самым независимым ЦБ мира. Формально его независимость ничем не определяется.

Это бывший Рейсбанк, был основан в 1875г. как частный банк, но сразу был под специальным контролем канцлера. До 1935г. еще 4 банка эмитировали рейсмарки, при Гитлере монопольная эмиссия ыла восстановлена. 1924г. – формально провозглашена независимость во времена гиперинфляциив Германии. В 1927г. Гитлер независимость прекратил, с тех пор она формально не восстанавливалась. В 1939г. банк был национализирован. Сейчас в Совете Бундесбанка 9 человек от 16 земель, президент и его заместитель и 8 человнк представляют президента и правительство ФРГ. Т.е. формальные признаки независимости отсутствуют. Когда возник серьезный конфликт по уровню процентных ставок, напрвлению денежно-кредитной политики между Лафантеном и тогдашним председателем Бундесбанка, то в отставку ушел Лафантен, министр финансов првительства Шредера. Лафантен требовал поднятия %-х ставок, подогрева экономики, увеличения социальных программ. Они не сработались.

Несмотря на независимость, существует специальное ведомство по надзору за кредитными учреждениями, которое лицензирует банки и надзирает за ними.

Коммерческий банковсский сектор. Имеет ряд подуровней, которые можно рассматривать как отдельные уровни:



  • 3 Гроссбанка

  • примерно 100 земельных регональных банков

  • 75 универсальных частных банков

Немного, но все банки многофилиальные. Крупнейших банк – DF Bank. Кооперативный и объединяющий кредитные кооперативы, имеющие право осуществлять банковские операции. Есть еще ряд специализированных кредитных учреждений. В первую очередь – это KFW (Банк Реконструкции Экономики), принадлежащий правительству и занимающийся долгосрочны кредитованием. Он работает через другие банки, т.е. дает им кредиты, а те, в свою очередь – малым и средним предприятиям. Считается, что в этом случае он меньше конкурирует с КБ. По его модели были созданы банки развития в ряде восточно-европейских стран, в Венгрии, Хорватии, Словакии.

Есть еще консорциум АКА – консорциум правительственных банковских учреждений: экспортного, с/х, промышленно-кредитного банков и банка выравнивания (был создан после объединения с Восточной Германией). На международной арене – это единое целое. Он выдает кредиты внешнеторгового страхования под специальную страховку за счет средств бюджета ФРГ, осуществляет специализированная компания Гермес на основе частного соглашения с правительством.

Всего 16 полностью государственных специализированных банков, которые контролируют 10% активов системы. Но до сих пор в промышленности велика доля государства, и косвенно Гроссбанки имеют сильный акционерный контроль со стороны государства, хотя напрямую государство в капитале сейчас не участвует.

Развита система кредитных кооперативов в сельской местности и сберкасс, почти все государстве. Их 650, 18тыс. отделений. Есть Жиробанк – немецкий коммунальный расчетный банк с 12 Жироцентралями по разным регионам. Важный сектор кредитного рынка Германии – ипотечные банки, их 40, почти все крупные и все являются либо госбанками, либо филиалами Гроссбанка. Ипотечный бизнес в Германии наиболее развит из европейских стран.

В Америке тоже есть государстве корпорации ипотечного кредитования. Т.е. ипотека без государственного участия особо не получается, хотя такие кредиты выдают и частные банки.

Когда правом выпуска банкнот обладало несколько банков, и существовал кросс курс одной марки к другой, больше доверия было к Рейсбанку и, т.к. курсы могли сильно колебаться и разные эмиссии сильно отличались по покупательной способности, то на банкноте написано число выпуска этой рейсмарки.

8. ЯПОНСКАЯ

Характерна тем, что снабжает свою кредитную систему по английскому образцу. Конструировала по английскому, а получилось ближе к немецкому.

Отличается крайней замкнутостью, концентрацией. В начале 90-х гг. из 10 крупнейших банков мира по активам и по капиталу 8 и 9 почти все время были японские.

После серьезного кризиса 94 г. ситуация стала меняться, но по капиталу банки оставались очень крупными.

Рейтинг на начало 97г.:


  1. AHBC, продукт слияния гонг-Конг-Шанхай Bank of China и англиского ….

  2. Bank of Токио-Мицубиси

  3. Credit Agricole, который сейчас стремится стать первым в мире

  4. Chase

  5. Deutch

  6. Bank of America







За 5 лет до этого все было немного по-другому.

В Японии самые низкие %-е ставки в мире, практически на протяжении уже 30 лет ставка рефинансирования колеблется на уровне 1%. Но несмотря на это, капитал в Японию притекает.

Кредитная система, если не считать специального подуровня специализированных кредитных учреждений, 2-х уровневая(если считать – то 3-х).

Банк Японии был создан по английской модели как частная акционерная компания в 1885г. через 4 года получил монополию на эмиссию йен. Управляющий и его зам назначаются кабинетом министров на 5 лет, все остальные члены правления назначаются Минфином. До 98г. банковский надзор осуществлял Минфин (3 бюро надзора: за банками, за инвестиционными компаниями, за страховой деятельностью), после серии банковских кризисов они все были выведены из подчинения Минфину, было создано отдельное управление гос. контроля на финансовых рынках, подчиненное премьер-министру, в нем были сосредоточены все функции надзора, в т.ч. за кредитной системой.

Платежи и расчеты в Японии осуществляются системой Дзянгин. Ассоциация японских банков берет функции контроля и организации платежной системы, от которых освобожден Банк Японии.

В 1942г. когда Япония стала активно сотрудничать по оси Берлин-Рим-Токио, Банк Японии был перестроен по немецкому образцу. После войны кое-что было заимствовано из Французского опыта, в частности жесткий надзор за кредитным рынком, контроль %-х ставок и специализация кредитных учреждений, что, в основном, регулировалось министерством финансов. Банк Японии независимости не имел и до сих пор не имеет, занимается монетарными делами, т.е. денежно-кредитной политикой и стабильностью нац. валюты, которая очень нестабильна, но остается 3-й мировой резервной валютой, ее зона обширна. За последние 5-6 лет курс йены менялся по отношению к доллару на 60% в обе стороны.

КБ подразделяются на городские и региональные.

Городские банки – ретейловые банки Японии, платежи, расчеты, депозиты с населением. Их 11 штук. Почти все они очень крупные, многофилиальные. У каждого метро есть представители почти каждого из 11. Все они входят в Дзайбацу – это крупныеФПГ, конгломераты финансовых и нефинансовых институтов. Ядром является не банк, а торговая компания. Банки часто носят названия ФПГ, в мире известных как торговые фирмы. Мицубиси Банк (слился с Токио Банком), Фуджи Банк, т.к. эти банки раньше входили в 10 крупнейших в мире их надо знать. Сейчас каждый из 11 городских банков входит в то или иное дзайбацу. Мицубиси входит в группу мицубиси, Фуджи Банк – в Фуйо, известный член этой группы – фирма Кэнон, ядром группы является торговая компания Марубейни. Даичи Кэньо входит в дзайбацу Итто, куда также входит Хитачи, Кавасаки, Фуджицу (компьютеры). Сапоро Банк (раньше – Мицуи Банк) входит в Мицуи группу, Сумитомо – в одноименную группу, считается самым прогрессивным, первым вышел на конкурентный рынок, создал СП. Асахи банк входит в одноименную дзайбацу. В осовскую группу входят все структуры Панасоник, т.е. Мацусита.

Дзайбацу – это практически соответствующий кросс-…. Киерецу – семейная традиция ведения японского бизнеса, в т.ч. банковского. В других странах и банках есть четкая иерархия и четко ограниченная функция каждого сотрудника, подразделения, в Японии четкой иерархии нет, есть ротация (сегодня у сотрудника одна функция, завтра другая), нет четкого определения обязанностей. Есть почти полная взаимозаменяемость сотрудников. Действует принцип Мнемоваща (принцип полива дерева), т.е. надо вкладывать и вкладывать в развивающийся бизнес, всход будет только через долгое время. В банковском бизнесе это права акционеров, которые лимитированы обычаями делового оборота, от менеджеров не требуют постоянного повышения прибыльности, прощаются убытки.

А также, отношения с клиентами. Японские банки часто участвуют в капитале, управлении своих заемщиков, сочетают кредитные услуги с вложениями в основной капитал. Контролируют процесс бизнеса с самого начала. Иногда чаще, чем немецкие банки, инвестируют под конкретный бизнес план. Это чаще делается в рамках дзайбацу, поэтому риски достаточно контролируемы. Но они аккумулируются, отсюда нестабильное положение банков, в частности в 93г., когда разразился серьезный кризис, крупнейшие банки были вынуждены обнародовать огромные убытки. Парламент в 93г. принял дополнительный бюджет для покрытия убытков частных КБ, т.к. это было в интересах экономики. Предотвратили массовые банкротства банков.

Сильно развит сектор специализированных кредитных учреждений, в т.ч. с гос. участием. Есть специальный сегмент – трастовые банки. Это промежуточная форма между ретейловыми и региональными банками.

Региональные банки – небольшие универсальные КБ, меньшие по размеру, чем городские. Их всего около 100. Они работают в пределах одного региона, специализируясь на кредитовании мелкого и среднего бизнеса, среднесрочных кредитов. Городские банки – в основном краткосрочные кредиты, либо кредиты членам своих дзайбацу. Трастовые банки не занимаются расчетами, ретейлами, а занимаются крупными корпоративными клиентами, привлекая их на срочные вклады, посредничая на рынке ценных бумаг. При этом они –не компании по инвестиционному банкингу. Они отделены в Японии, называются Щекен.

Япония пережила свой Биг Бэн (большой взрыв), это они назвали также как англичане. Официально политика дорегулирования японского рынка провозглашена с 94г. , существовал четкий план дорегулирования, который был обнародован, утвержден правительством, опубликован. Постепенно снимались ограничения на взаимопроникновение на рынках(на рынок цб), на %-е ставки(первое): до 95г нельзя было платить по депозитам в Японии больше 5%. Стало развиваться банковское страхование. Рефинансируются обычно трастовые банки за счет взятия в управление больших сумм у корпоративных клиентов, входящих в ту же ФПГ, либо цикличными эмиссиями облигаций. Это единственные банки, которые традиционно выпускают бонды.

Специализированные банки долгосрочного кредитования развиты в Японии, как ни в какой другой стране, их есть 2 государственных на 100%: японский банк развития и экспортно-импортный банк, который слился с японским фондом международного сотрудничества(4 мес. назад). Сейчас называется Японский банк международного сотрудничества. Японский банк развития тоже сейчас сливается с японским промышленным банком, контрольный пакет которого – в руках государства. Есть Японский банк долгосрочного кредитования Long Turm Credit Bank и Японский кредитный банк. У всех этих банков контрольный пакет – в руках государства.

Еще есть 60 правительственных, муниципальных и смешанных организаций, которые работают по реализации спец. бюджета развития Японии или японского инвестиционного бюджета fiscal investment & loan programme . Он принимается парламентом каждый год отдельно от бюджета текущих расходов, его исполняет специальное подразделение, которое не зависимо от Минфина, является казначеем на этом бюджете, это возвратный бюджет. Доведением денег до потребителя занимаются почти 70 кредитных организаций под контролем государства.

Корпорация кредитования шоссейных дорог

Корпорация поддержки малого и среднего бизнеса и т.п.

Источники пополнения инвестиционного бюджета: возврат предыдущих выданных кредитов, % возврата которых выше, чем у городских банков, система почтовых сбережений (юбинчокин – досл. золото, лежащее на почте). По стране 22 тыс. отделений. Система считается очень надежной, т.к. гарантируется государством. Деньги, собираемые на почте под фиксированный % (обычно ниже рыночного), переводятся на спец. счета в бюро трастовых фондов, где распределяются по промышленным счетам и спец-м кредитным учреждениям, которые реализуют программ урбанизации, выравнивания и т.п., где частный кредит недоступен, неконкурентоспособен.








База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница