Лекция 10. Региональная статистика уровня жизни населения




Скачать 320.97 Kb.
Дата24.04.2016
Размер320.97 Kb.

Лекция 10. РЕГИОНАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ


Понятие уровня жизни населения региона. Система показателей, отражающая уровень и качество жизни населения. Индекс стоимости жизни как обобщающий показатель уровня жизни. Прожиточный минимум как индекс человеческого развития. Понятие рационального (оптимального) потребительского бюджета.

Статистические показатели доходов и расходов населения региона. Интегральная оценка уровня жизни населения. Покупательная способность денежных доходов населения и реальный денежный доход. Показатели дифференциации доходов населения расходов и сбережений населения.

Схема регионального баланса денежных доходов и расходов населения. Система показателей, используемая в балансе.

Изучение уровня жизни населения региона – одна из главнейших задач социально- экономической статистики. Уровень жизни должен дать характеристику степени удовлетворения разнообразных потребностей населения не только в материальных благах, но и в нематериальных услугах. Поэтому жизненный уровень населения страны или региона можно определить как сложную социально-экономическую категорию, отражающую степень удовлетворения потребностей населения в материальных благах и нематериальных услугах, а также условия, имеющиеся в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.

В условиях перехода страны на рыночные отношения значительно возросла территориальная дифференциация уровня жизни населения России. Территориальная (региональная) дифференциация уровня жизни складывается под влиянием различий природно-географических факторов, уровней экономического развития регионов их отраслевой структуры хозяйственного регионального комплекса, особенностей социальной политики, проводимой в различных регионах страны и др.

Статистическая практика показывает, что невозможно характеризовать уровень жизни населения региона при помощи какого-либо одного обобщенного показателя в силу многообразия задач, стоящих перед региональной статистикой в области исследования уровня жизни.


1 Понятие уровня жизни населения региона и система показателей, отражающая этот процесс


В соответствии с Конвенцией Международной организации труда (МОТ) «Об основных целях и нормах социальной политики» человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение в случае утраты средств к существованию, по независящим от него обстоятельствам. По рекомендации ООН уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение.

Исходя из этого, перед региональной статистикой стоит многообразие задач, к наиболее важным из них относятся:



  • изучение уровня, структуры и динамики доходов и расходов различных социальных групп населения в региональном разрезе;

  • исследование непроизводственной части накопления, отражающей прирост материальных благ потребительского назначения;

  • исследование потребления населением важнейших потребительских товаров (в стоимостном и в натурально-вещественном выражении), а также обеспеченности населения региона имуществом длительного пользования;

  • изучение жилищных условий населения, условий труда работников, продолжительности рабочей недели, охрана труда;

  • анализ величины и динамики сбережений населения;

  • анализ демографической ситуации в регионе и др.

Для решения этих задач региональная статистика использует систему взаимосвязанных и взаимодополняющих показателей. При разработке данной системы статистические органы страны исходят из международных стандартов в этой области.

Исходя из международных стандартов, отечественная региональная статистика использует для изучения уровня жизни населения следующую широкую систему взаимосвязанных и взаимообусловленных статистических показателей:



  1. Обобщающие показатели уровня жизни населения региона.

  2. Показатели доходов и расходов населения.

  3. Показатели потребления населением товаров и услуг.

  4. Показатели обеспеченности жильем и потребительскими товарами длительного пользования.

  5. Показатели социальной дифференциации населения по территории и малообеспеченных слоев населения.

  6. Показатели денежных сбережений населения.

  7. Показатели условий труда и отдыха.

  8. Показатели экологической обстановки в местах обитания человека.

  9. Демографические показатели.

  10. Прочие показатели жизненного уровня региона.

Применительно к региональной статистике представленная выше система конкретизируется в соответствии с информационными возможностями и практической целесообразностью расчета и анализа показателей в масштабе региона, учитывая при этом специфические особенности конкретного региона.

Информацию по различным показателям уровня жизни населения региона получают из материалов государственной статистической отчетности предприятий, учреждений, организаций, а также из специальных статистических обследований.

Важное место в информационной базе уровня жизни населения занимают выборочные обследования бюджетов домашних хозяйств, которые осуществляются с целью получения статистической информации о жизненном уровне различных групп и слоев населения региона.

В настоящее время обследование бюджетов домашних хозяйств проводится во всех областях, краях и национальных республиках в составе Российской Федерации выборочным методом и включает примерно 50 тысяч домашних хозяйств.

Система показателей жизненного уровня непрерывно дополняется и совершенствуется в соответствии с меняющимися социально-экономическими условиями. Так, нуждается в совершенствовании и методология оценки бесплатных и льготных услуг, методология расчета индексов потребительских цен, доходов фермеров и др.

Система показателей «Уровня жизни населения региона» тесно связана с другими обобщающими показателями экономического развития региона.

На первом месте стоит блок обобщающих показателей уровня жизни. К нему относятся валовой региональный продукт (ВРП), его общий объем и уровень в расчете на душу населения, их динамика; индекс стоимости жизни и прожиточный минимум. ВРП как стоимостной показатель характеризует общеэкономические возможности удовлетворения потребностей населения регионов.

Включение ВРП в состав индикаторов уровня жизни определяется тем, что он характеризует общий результат экономической деятельности институциональных единиц экономического развития за отчетный период на изучаемой территории, наличие ресурсов для потребления, накопления и экспорта, то есть экономические условия обеспечения определенного уровня жизни населения на данной территории. ВРП, исчисленный на душу населения, является одной из трех составляющих индекса человеческого развития - обобщающего индикатора уровня жизни по «Программе развития ООН», который может быть использован для международных, межрегиональных и временных сопоставлений. Для оценки социально-экономического положения субъектов Российской Федерации сопоставляют ВРП на душу населения со средним по России или с соответствующим показателем в других регионах.


Валовой региональный продукт на душу населения по субъектам Российской Федерации, руб.




2002 г.


2003 г.


Центральный

федеральный округ


83699,4


104112,1

Белгородская обл.

43545,5

52689,5

Брянская обл.

28880,2

35508,6

Владимирская обл.

35292,4

44329,9

Воронежская обл.

36789,4

44438,8

Ивановская обл.

24863,3

31657,9

Калужская обл.

38695,4

51642,7

Костромская обл.

37199,5

45158,0

Курская обл.

38647,5

48691,4

Липецкая обл.

59146,3

81377,0

Московская обл.

52152,6

67537,1

Орловская обл.

46200,9

53763,8

Рязанская обл.

44935,4

54539,2

Смоленская обл.

42157,6

49761,1

Тамбовская обл.

34869,1

43603,7

Тверская обл.

40169,4

50960,7

Тульская обл.

40866,0

46654,2

Ярославская обл.

63963,1

76968,3

г. Москва

191283,1

234996,5

Северо-Западный

федеральный округ


67099,1


83067,4

Южный

федеральный округ


33897,8


41379,4

Приволжский

федеральный округ


51940,6


68255,8

Уральский

федеральный округ


114948,2


144036,6

Сибирский

федеральный округ


51950,2


63417,4

Дальневосточный

федеральный округ


71126,1


87307,2

Территориальные различия ВРП на душу населения выражают дифференциацию уровней экономического развития регионов (таблица ).

Другим обобщающим показателем уровня жизни населения является индекс стоимости жизни. Под стоимостью жизни понимают стоимость совокупности предметов потребления, соответствующей определенному уровню удовлетворения потребностей.

В динамике показатель стоимости жизни выражается с помощью «индекса стоимости жизни», который характеризует изменение стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (потребительская корзина), а именно исходя из фактической структуры потребительских расходов населения в текущем периоде по сравнению с его стоимостью в базисном периоде. В основе расчета индекса стоимости жизни (Iст.жизни) лежит формула индекса Пааше:





(9.1)

где - стоимость товаров и услуг, потребленных в отчетном периоде;

- стоимость того же набора товаров и услуг в ценах базисного периода.

Прожиточный минимум как третий индекс человеческого развития – это уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека при определенном уровне социально-экономического развития страны или региона. Данный показатель используется и в качестве социального норматива при установлении порога бедности.

Величина прожиточного минимума определяется на основе методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам РФ нормативным статистическим методом. В соответствии с этим методом производится стоимостная оценка определенного набора продуктов питания (минимальной продовольственной корзины), исходя из научно обоснованных минимальных норм, обеспечивающих воспроизводство человека. Остальная часть потребительских расходов на непродовольственные товары, услуги и обязательные платежи устанавливаются по фактическому соотношению этих затрат в семьях с минимальным доходом. Расчеты проводятся в соответствии с Федеральным законом “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”, который устанавливает состав и объем потребления в среднем на одного человека в год важнейших продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Стоимостная оценка продовольственной корзины производится по средним ценам продажи товаров, определенным на основе регистрации цен. Величина минимальных затрат на непродовольственные товары, оплату услуг и налогов определяется по стоимости минимальной продовольственной корзины и структуре расходов у 10% наименее обеспеченного населения [23].

Соотношение прожиточного минимума, исчисленного в ценах отчетного и базисного периодов, характеризует изменение уровня жизни малообеспеченных слоев населения, показывает, насколько дороже или дешевле стол для низко-доходного населения неизменный набор продуктов, имеющий одинаковую потребительскую стоимость.

Более общая характеристика динамики уровня жизни может быть получена на основе сопоставления рационального потребительского бюджета с учетом изменения цен.



Рациональный (оптимальный) потребительский бюджет представляет собой общественно необходимый норматив потребления населением различных материальных благ и услуг и отражает величину и структуру потребления, обеспечивающего наиболее полное и разумное удовлетворение потребностей человека при данном уровне развития производительных сил. Этот бюджет разрабатывается для различных социально-демографических групп населения и служит для определения направлений социальной политики как по стране в целом, так и в отдельных регионах.

2. Статистические показатели доходов и расходов населения региона – важные индикаторы уровня жизни.


В системе показателей жизненного уровня центральное место занимают показатели доходов и расходов. По концепции СНС доходы группируются на первичные и вторичные, включающие доходы от производственной деятельности, от собственности и разные виды текущих трансфертов.

Доходы населения имеют как денежную, так и натуральную форму. Натуральными доходами являются доходы от личного подсобного хозяйства, доходы фермеров, часть фонда оплаты труда в натуральной форме, большая часть благотворительной помощи.

При анализе используют показатели абсолютной величины денежных доходов населения, их структуру по источникам формирования, производят динамические и межрегиональные сопоставления.

В методологических материалах Росстата (бывший Госкомстата России) изложена методика расчета показателей доходов населения, их содержание и разграничение от других доходов. Располагаемый доход домашних хозяйств определяется вычитанием из суммы денежных доходов налогов, обязательных платежей, взносов в общественные организации.

Все доходы населения региона представляют собой часть ВРП, получаемую населением в той или иной форме. Совокупные доходы населения включают, кроме денежных доходов, поступления в натуральной форме, а так же стоимость услуг из общественных фондов потребления, предоставленных бесплатно или на льготных условиях.

Среднедушевой денежный доход исчисляется делением общей суммы денежного дохода за отчетный период на среднюю численность наличного населения региона.

Важное значение в изучении уровня жизни населения имеет показатель покупательная способность денежных доходов населения, отражающая потенциальные возможности населения по приобретению товаров и услуг и может быть выражена в различных формах, а именно в виде:



  • товарного эквивалента среднедушевых денежных доходов населения;

  • соотношения денежных доходов населения и величины прожиточного минимума.

Покупательная способность (Ci) среднедушевого денежного дохода определяется по формуле:



(9.2)

где Д – среднедушевой денежный доход населения,

Pi – цена товара-представителя.



Реальный денежный доход (РД), то есть реальное содержание доходов определяется их пересчетом в сопоставимые цены путем деления номинального (в текущих ценах) показателя на индекс потребительских цен по формуле:



(9.3)

где Ip – индекс потребительских цен.

Уровень покупательной способности денежных доходов населения исчисляется на региональном уровне, в среднем для всего населения и в разрезе групп населения с различным уровнем среднедушевого дохода.



Показатели дифференциации доходов населения и их основных составляющих характеризуют степень расслоения населения регионов по уровню жизни, отражая неравномерность распределения благ, полученных различными группами населения.

Сопоставление показателей дифференциации по различным социальным группам в динамическом и территориальном разрезе позволяет сделать вывод о процессе расслоения общества и его специфике в отдельных регионах.

Статистические данные о распределении населения региона по размеру среднедушевого дохода являются основой для расчета показателей, характеризующих малообеспеченный слой населения:


  • коэффициента бедности,

  • индекса бедности,

  • дефицита дохода.

Как отмечалось выше доходы населения отражают потенциальные возможности удовлетворения его потребностей в благах и услугах, а расходы этих доходов отражают фактическое удовлетворение потребностей. Поэтому исчисление расходов и сбережений населения занимают одно из центральных мест в статистике уровня жизни населения региона.

В этом блоке показателей представлены общий объем расходов на приобретение товаров и услуг в стоимостном выражении, структура и динамика этих расходов, уровень потребления отдельных видов товаров и услуг, степень удовлетворения потребностей.

Сопоставление этих показателей в региональном аспекте дает возможность выявить особенности уровня и структуры расходов населения конкретного региона, исследовать влияние факторов, формирующих потребление. При определении показателей этого блока необходимо исходить из концепции СНС в данном вопросе, то есть иметь в виду, что в данном случае все расходы населения делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы представляют собой затраты, связанные с удовлетворением текущих потребностей, а капитальные расходы связаны с накоплением активов. Текущие расходы населения разделяются на расходы на приобретение материальных благ (продукты питания и товары длительного пользования) и расходы на оплату услуг.

Сбережения населения представляют собой разницу между совокупными доходами населения и его расходами. Объем сбережений в денежной форме характеризуется с помощью коэффициента сбережений (Ксбер.), который определяется в двух вариантах по формуле:



(9.4)

либо



(9.5)

где ДС – денежные сбережения населения региона;

РД общ. – располагаемые совокупные доходы населения;

РД – располагаемые денежные доходы населения.

Следует отметить, что по концепции СНС не определяются показатели потребления конкретных видов товаров и услуг, а рассчитываются показатели расходов на приобретение товаров и услуг, что не всегда соблюдается разными авторами при написании материалов по этим вопросам.

В составе расходов на приобретение населением товаров и услуг выделяются:


  • расходы на приобретение продуктов питания;

  • расходы на приобретение непродовольственных товаров, включая предметы длительного пользования;

  • расходы на уплату услуг.

В региональном разрезе разрабатываются статистические показатели о расходах населения на основные продукты питания и расходы на непроизводственные товары краткосрочного пользования.

Уровень расходов населения на товары и услуги характеризует средний размер потребления на душу населения. Данный показатель исчисляется отношением объема расходов ан приобретение товаров и услуг за год к среднегодовой численности населения региона в двух вариантах.

Для отдельных видов товаров и услуг (Pn)



(9.6)

Для общего объема расходов на приобретение товаров и услуг (Роб.)



(9.7)

где q – размер расходов для отдельных видов товаров и услуг;

- общий размер расходов на товары и услуги;

- среднегодовая численность населения региона.

Уровень, структура и динамика расходов населения на приобретение (потребление) товаров и услуг в регионах рассчитывается в среднем на душу населения за год или по месяцам в целом по региону или по отдельным половозрастным и социальным группам населения. Этим обеспечивается возможность определения влияния демографических, социально-экономических факторов на дифференциацию населения региона, различием культурно-бытовых, природно-климатических условий, национальных традиций региональных особенностей развития отраслей и секторов экономики, обслуживающих население.

Обобщающие индикаторы уровня расходов на приобретение (потребление) товаров и услуг могут служить нормативной базой для адекватной оценки качества жизни населения регионов и принятия решений по его регулированию.

Анализ динамики потребления по группам товаров, услуг или общего объема потребления проводится на основе построения индексов физического объема потребления (Iq)





(9.8)

где q1pc и q0pc – стоимость потребленных товаров и услуг в отчетном и базисном периодах в сопоставимых ценах.

Индексы физического объема среднедушевого потребления строятся по формулам:

Индивидуальный индекс (iу):




(9.8)

Общий индекс (Iy):

,

(9.9)

где у и у – уровень потребления (расходов на) конкретные товары и услуги.

Показатели структуры потребления материальных благ и услуг и различия в разных социальных группах населения, с разным уровнем дохода, разного состава формируют предмет статистической характеристики потребления в регионах страны. Представляет интерес и расчет коэффициентов эластичности, характеризующих изменения (в процентах) уровня потребления конкретного вида продуктов и услуг при изменении дохода на 1%. Расчет этих коэффициентов может производиться как для динамических сопоставлений, так и для сравнений, осуществляемых по разным социально-демографическим и экономическим группам потребителей.

Показатели потребления населением материальных благ и услуг наряду с показателями жилищных условий занимают центральное место в системе показателей жизненного уровня населения.

Общий объем потребления населением материальных благ включает стоимость всех материальных продуктов, используемых для удовлетворения конечных потребительских нужд населения. Он складывается из следующих элементов:


  • потребление продуктов, приобретенных населением в торговой сети;

  • потребление продуктов, полученных населением в виде оплаты труда;

  • потребление продуктов, произведенных в хозяйствах населения;

  • коллективное потребление в учреждениях, обслуживающих население;

  • потребление населения за счет прочих источников.

Общий объем потребления населением материальных благ и услуг, рассчитывается в стоимостном выражении как по населению в целом, так и на душу населения. Отдельно определяется объем потребления продовольственных и непродовольственных материальных благ.

При международных сопоставлениях уровня жизни населения по методике ООН используются следующие показатели [51]6



  1. ВВП на душу населения;

  2. доходы (располагаемые) на душу населения;

  3. доля расходов на конечное потребление домашних хозяйств в ВВП;

  4. потребление основных продуктов питания на душу населения;

  5. обеспеченность основными предметами длительного пользования;

  6. обеспеченность жильем;

  7. ожидаемая продолжите5льность жизни у мужчин и жнщин;

  8. младенческая смертность;

  9. общий уровень безработицы;

  10. безработица среди молодежи;

  11. доля расходов на образование и здравоохранения в ВВП;

  12. обеспеченность населения услугами здравоохранения;

  13. образовательный уровень населения.

Весьма важную роль в характеристике уровня жизни населения играет потребление населением платных и бесплатных услуг. В материалах Росстата дается подробное описание методики расчета всех этих показателей [23].

Наряду с показателями материального благосостояния жизненный уровень населения характеризуют показатели, отражающие общую ситуацию, обусловливающие уровень жизни. К ним относятся показатели:



  • состояние окружающей среды;

  • криминогенная обстановка в регионе;

  • условия труда;

  • здравоохранение, образование, наука и культура;

  • наличие свободного времени и его использование;

  • демографические положения в регионе и др.

По всем этим направлениям составляются показатели, с помощью которых характеризуется состояние и динамика данных процессов.

Одним из важнейших индикатором уровня жизни является сальдо миграции на постоянное место жительства или на временную работу. Из двух регионов уровень жизни будет выше в том регионе, который имеет положительное сальдо миграции населения.


3. Баланс денежных доходов и расходов населения региона


Основным источником статистической информации о финансовой ситуации домашних хозяйств региона является баланс денежных доходов и расходов населения. Этот баланс составляется Росстатом ежеквартально и в целом за год по регионам и по экономике страны в целом.

Главная функция этого баланса состоит в том, что он позволяет охарактеризовать кругооборот денежных доходов и расходов населения и его отдельных социально-профессиональных групп в непосредственной связи с кругооборотом ВРП.

С помощью регионального баланса денежных доходов и расходов домохозяйств решаются следующие задачи:


  • определение общего объема, структуры и источников формирования денежных доходов по социально-профессиональным группам населения и регионам страны;

  • характеристика общего объема, структуры и динамики денежных доходов населения с учетом направления их на удовлетворение различных потребностей и сбережений;

  • выявление платежеспособного спроса населения с целью характеристики покрытия его материальными благами и потребительскими услугами;

  • определение остатка наличных денег на руках различных групп населения и его динамики;

  • изучения соотношения денежных доходов и расходов населения по отдельным группам;

  • анализ состояния и развития финансового состояния домашних хозяйств в регионе.

Баланс денежных доходов и расходов населения (в дальнейшем баланс) отражает ту часть ВРП, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов. Баланс региона имеет расхождение с балансом, построенным по экономике страны в целом на величину финансовых потоков между территориями, начисленных, но не полученных средств и др. Баланс является одним из инструментов социально-экономического анализа, характеризующим уровень жизни населения. С его помощью исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, проводится также распределение населения по уровню доходов и определяется доля населения, живущего ниже уровня бедности, осуществляются другие экономические расчеты на региональном уровне. Баланс денежных доходов и расходов населения региона является промежуточным этапом для построения системы макроэкономических показателей региона.

Доходная часть баланса состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены при помощи статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований и других методов.

Расходная часть Баланса состоит из расходов на приобретение товаров и услуг, трансфертов, выплаченных населением и приростом сбережений населения во вкладах и ценных бумагах.

В сокращенном виде баланс денежных доходов и расходов населения на региональном уровне имеет следующий вид.

Таблица 9.1.

Схема регионального баланса денежных доходов и расходов населения


1. Доходы

1.1. Оплата труда

1.2.Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда

1.3.Дивиденты

1.4.Поступления от продажи с/х продукции

1.5.Пенсии и пособия

1.6.Стипендии

1.7.Поступления из финансовой системы

1.8.Доходы населения от продажи иностранной валюты

1.9.Прочие поступления

1.10.Деньги, полученные от переводов (за вычетом переведенных и внесенных сумм)

Всего денежных доходов

Превышение расходов над доходами


2. Расходы и сбережения

2.1.Покупка товаров и услуг

2.2.Обязательные платежи и добровольные взносы

2.3.Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах

2.4.Покупка жилых помещений

2.5.Расходы населения на приобретение иностранной валюты

2.6.Деньги, отосланные по переводам (за вычетом полученных сумм)


Всего денежных расходов и сбережений

Превышение доходов над расходами
Полная схема Баланса и методика расчета показателей и составления этого баланса представлена в [23].

Система показателей Баланса позволяет группировать доходы по источникам происхождения, а расходы – по направлениям.



На основе данных баланса можно строить разные математико-статистические модели для выявления взаимосвязи между денежными доходами и расходами, с одной стороны, и влияющими на них факторами – с другой.













Фактическое конечное потребление домашних хозяйств на территории регионов российской федерации в 2003 г. (миллионов рублей)

 

Всего

в том числе за счет

расходов домашних хозяйств

социальных трансфертов в натуральной форме

Центральный федеральный округ


2736815,2


2454742,6


282072,6

Белгородская область

47685

39124,2

8560,8

Брянская область

42923,5

36491,8

6431,7

Владимирская область

41336,4

33513,8

7822,6

Воронежская область

82619,5

70807,8

11811,7

Ивановская область

27521,9

21329,9

6192

Калужская область

38201,1

31935,8

6265,3

Костромская область

23300,1

19127

4173,1

Курская область

39543,3

34140,3

5403

Липецкая область

43111

35489,9

7621,1

Московская область

306032

258984,7

47047,3

Орловская область

29330,2

24395,7

4934,5

Рязанская область

39797,5

33556

6241,5

Смоленская область

40946,7

35239,1

5707,6

Тамбовская область

37313

31646

5667

Тверская область

47990,5

40276,3

7714,2

Тульская область

51795,5

42945,5

8850

Ярославская область

47637,6

38639

8998,6

г. Москва

1749730,4

1627099,8

122630,6

Северо-Западный федеральный округ


694872,7


577497,4


117375,3

Южный федеральный округ

765194,3

666083,3

99111

Приволжский федеральный округ

1243523,4

1056536,8

186986,6

Уральский федеральный округ

651880,2

534645,9

117234,3

Сибирский федеральный округ

901946

745340

156606

Дальневосточный федеральный округ

371633,5

292204,7

79428,8

Фактическое конечное потребление домашних хозяйств на душу населения на территории регионов Российской Федерации

в 2002-2003 гг., рублей



2002 г.


2003 г.


Центральный

федеральный округ


60043,0


72325,8

Белгородская обл.

26386,5

31527,3

Брянская обл.

25521,0

31374,6

Владимирская обл.

21268,7

27340,7

Воронежская обл.

29642,0

34949,0

Ивановская обл.

19111,9

24201,4

Калужская обл.

28882,6

36955,7

Костромская обл.

27853,2

31917,9

Курская обл.

26421,6

32338,3

Липецкая обл.

29665,4

35747,1

Московская обл.

36127,9

46232,6

Орловская обл.

29708,5

34336,5

Рязанская обл.

27631,1

32730,9

Смоленская обл.

32617,2

39406,0

Тамбовская обл.

27032,7

31984,4

Тверская обл.

26721,6

32992,2

Тульская обл.

25250,7

31252,9

Ярославская обл.

30799,4

35089,6

г. Москва

142603,3

168418,2

Северо-Западный

федеральный округ

41597,6

50026,5


Южный

федеральный округ

28878,2

35169,2


Приволжский

федеральный округ

33440,6

40109,3


Уральский

федеральный округ

42381,7

52833,0


Сибирский

федеральный округ

36730,8

45174,3


Дальневосточный

федеральный округ

45128,5



55826,0








База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница