Лекции сущность, условия и цели интеграции в международной экономике




Скачать 162.45 Kb.
Дата10.05.2016
Размер162.45 Kb.
Тема 5. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ

МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ПЛАН ЛЕКЦИИ

  1. Сущность, условия и цели интеграции в международной экономике

  2. Зона свободной торговли и таможенный союз

  3. Регулирование международной торговли в рамках ГАТТ и ВТО

ПЛАН СЕМИНАРА

1 занятие

  1. Содержание и предпосылки интеграции в международной экономике

  2. Предгеренциональное регулирование международной торговли.

  3. Многостороннее регулирование международной торговли

2 занятие

Круглый стол: «Вступление Казахстана в ВТО: проблемы и

перспективы».

5.1 Сущность, условия и цели интеграции в международной экономике

Бурное развитие международной торговли товарами и услугами, международное движение факторов производства и возникающие при этом многочисленные препятствия привели к необходимости межгосударственной интеграции.



Экономическая интеграция – это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений.

Выделяют следующие условия интеграции:



  1. Близость уровней экономического развития емкости рынка и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. Межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Интеграционные процессы наиболее эффективны между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития.

  2. Географическая близость интегрирующихся стран, наличие общей границы и исторически сложившихся экономических связей

  3. Общность экономических и иных проблем, стоящих перед странами. Экономическая интеграция призвана решать конкретные проблемы. Поэтому страны, главная проблема которых – создание основ рыночной экономики не могут интегрироваться с государствами, где имеется развитый рынок.

Экономическая целесообразность интеграции стран заключается в возможности становления новых отраслей промышленности, использовании преимуществ крупномасштабного производства. С устранением барьеров в торговле интегрирующихся стран возникает возможность координации планов промышленного развития.

  1. Наличие торгово-образующего и торгово-отвлекающего эффектов. Торгово-образующий эффект имеет место, когда общие внешние барьеры и свобода внутренней торговли ведут к передислокации производства из стран с высокими издержками в страны с низкими издержками. Торгово-образующий эффект возникает в результате устранения барьеров.

Торгово-отвлекающий эффект имеет место тогда, когда возведение внешних тарифных барьеров вызывает переориентацию производства и потребления участников интеграционного процесса с источников поставок низкими издержками не входящих в группировку, на производителей с более высокими издержками из состава группировки.

Интеграция в сфере международной экономики преследует следующие цели:



  1. Расширение размеров рынка, сокращение трансакционных издержек на основе теории экономики масштаба, что позволит, привлечь прямые иностранные инвестиции.

  2. Проведение согласованной торговой политики.

  3. Обмен рыночным опытом.

  4. Формирование широкого регионального рынка направленного на поддержку молодых отраслей.

Выделяют следующие типы интеграционных объединений, имевших место в международной торговле:

  1. Преференциальные торговые соглашения, подписываемые либо на двусторонней основе между государствами, либо между существующими интеграционными группировками и отдельной страной. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам. Преференциальные соглашения, сохраняющие национальные таможенные тарифы являются подготовительным этапом интеграции.

  2. Зоны свободной торговли

  3. Таможенный союз.

  4. Общий рынок.

  5. Экономический союз.

Интеграция в сфере международной торговли достигается в результате объединения усилий стран какого-то региона в целях создания регионального торгового блока. Внутри торгового блока торговли либерализирована, а по отношению к другим странам принимаются унифицированные ограничения.
5.2 Зона свободной торговли и таможенный союз

Зона свободной торговли – простейшая форма объединения, предусматривающая полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле стран при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.

Во взаимной торговле стран, входящих в зону свободной торговли отменяются также количественные ограничения.

Страны не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить новые торговые барьеры. Таким образом государства, входящие в зону свободной торговли приспосабливаются к международной торговой политике.

Функционирование зоны свободной торговли имеет и негативные последствия для национальных производителей товаров, которым придется конкурировать с иностранными производителями. В зоне свободной торговле качественные импортные товары могут вытеснить отечественные товары с внутреннего рынка.

В настоящее время в мировой экономике имеется множество региональных соглашений о свободной торговле. К ним относятся Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), Европейская экономическая зона, Балтийская зона свободной торговли, Центрально-Европейская зона свободной торговли (ЦЕФТА), Северо-Американская зона свободной торговли (НАФТА), Соглашение о свободе торговли стран АСЕАН, Банконтское соглашение и т.д.

В качестве примера рассмотрим деятельность Северо-Американского соглашения о свободной торговле (НАФТА), которое вступило в силу с 1 января 1994 года. Его заключили США, Канада и Мексика. Эти страны ведут беспошлинную торговлю друг с другом, товарами. Между ними рационализирована процедура таможенного контроля, используется единая форма свидетельств о происхождении товара. Кроме того, частью этого соглашения являются перемещение инвестиций и экологические стандарты. Соглашением по североамериканской интеграции на протяжении 15 лет между странами-участницами должны быть ликвидированы все торговые и инвестиционные барьеры. Повышенные требования к охране окружающей среды не должны использоваться как скрытый торговый барьер.

Североамериканская интеграция носит асимметричный характер, поскольку НАФТА заключили, с одной стороны, такие развитые страны как США и Канада, а с другой Мексика, относящаяся к развивающимся странам. По этой причине каждая страна-участница выполняет в НАФТА различную роль и цели.

США стремится с помощью НАФТА повысить свои позиции в конкуренции с ЕС и экономическими союзами Азии, реализовать свой научно-технический потенциал при низких издержках производства, имеющихся у Мексики, сократить поток иммигрантов с юга, создавая новые рабочие места в Мексике. В долгосрочном плане НАФТА рассматривается в США как инструмент экономического проникновения в Латинскую Америку.

Канада рассчитывает получить доступ к быстрорастущему мексиканскому рынку и расширить экономические связи с Латинской Америкой. Самое главное, что Канада закрепила статус привилегированного торгово-экономического партнера с самой могущественной страны мира и обеспечила доступ к самому емкому в мире рынку.

Мексика с помощью НАФТА рассчитывает реализовать такие преимущества как наличие дешевой рабочей силы, изобилие природных ресурсов, ускорить темпы своего экономического развития.

Следующий уровень интеграции – таможенный союз. Таможенный союз – это интеграция, предполагающая свободу взаимной торговли и введение общих внешних тарифов и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона.

Страны Таможенного союза проводят единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран и поступаются своим государственным суверенитетом в части торговой политики в отношении третьих стран и передают все полномочия такой политики центральному межгосударственному органу. Следовательно, Таможенным союзом осуществляется координация торговой политики.

Рассмотрим возможные последствия вступления страны в Таможенный союз на примере присоединения Великобритании к ЕС, который прошел в интеграционном процессе стадию Таможенного союза.

Влияние упразднения торговых барьеров на благосостояние населения Великобритании изображено на рисунке.
Рынок импортных автомобилей в Великобритании

Цена за 1 авт. В великобритании

ф.ст.


А Первонач.внутр.цена

4000 в Великобритании

а +


В Внутр.цена в стране-

3400 партнере (ФРГ)

-

3000 С Мировая цена

(Япония)
Спрос на имп.

в Великоб.

0 М0 М1 М2 Кол-во товара, имп.в

Великобр.

В целях упрощения предположим, что все кривые предложения абсолютно горизонтальны. При отсутствии таможенных ограничений самым дешевым для Великобритании были бы японские автомобили, по цене 3000 ф.с., затем немецкие по цене 3400 фунтов стерлингов. В условиях свободной торговли Великобритания стала бы импортировать автомобили только из Японии. Однако до присоединения Великобритании к ЕС в ней действовали торговые ограничения в отношении импорта автомобилей. Тариф был единым для всех иностранных поставщиков и на нашем примере он равен 1000 фунтов стерлингов, что повышает внутреннюю цену импортных японских автомобилей с 3000 до 4000 ф.ст. Никто в Великобритании не стал бы приобретать немецкие автомобили, которые стоили бы с учетом тарифа 4400 ф.ст. В этом случае Британское государство в точке А получает доход в форме тарифных сборов в размере 1000 ф.ст х М0.

Предположим, что Великобритания вступает в ЕС, вследствие чего тарифы на ввоз автомобилей из стран-партнеров отменяются, в то же время в отношении импорта из Японии сохраняются. Упразднение тарифа привело к тому, что немецкие автомобили будут теперь стоить в Великобритании всего 3400 ф. ст. и будут самыми доступными по цене.

Благодаря снижению цен британские потребители получат выигрыш в области а , а государство теряет доходы от тарифных сборов, т.е. области а . Таким образом, общий итог выигрышей и потерей для Великобритании окажется следующим:



  1. увеличение благосостояния от роста торговли (М1 – М0)

  2. снижение благосостояния от свертывания торговли (М0)

Выигрыш от образования таможенного союза, как для отдельной страны, так и для всего мирового хозяйства связан с ростом торговых потоков, а убытки с их сокращением.

Выигрыш от таможенного союза будет превышать убытки при следующих условиях:



  1. эластичности кривой импортного спроса;

  2. большой разницей между издержками отечественного производства и издержками страны-партнера;

  3. меньшей разницы между издержками производства страны партнера и издержками производства третьей страны. Таким образом, наилучшие условия для увеличения объема торговли возникают при высокоэластичном импортном спросе и наличии в одной из стран-партнеров по таможенному союзу издержек производства, приближающихся к мировому уровню. И наоборот, наименее эффективным будет присоединение к таможенному союзу в случае неэластичного импортного спроса и высоких издержек производства во всех странах-партнерах.

В целом выигрывает страна или проигрывает от присоединения к таможенному союзу зависит от того, какой эффект будет преобладать: расширения или эффект свертывания.

Образование западноевропейского таможенного союза в лице ЕС дало возможность практической оценки результатов торговой интеграции. По мнению крупнейших экономистов мира в ЕС прирост торговли, вызванный таможенным союзом, превысил ее сокращение.


5.3. Регулирование международной торговли в рамках ГАТТ и ВТО

В начале ХХ века регулирование внешней торговли и формирование внешнеторговой политики протекало в рамках двусторонних торговых соглашений. На их основе были созданы система взаимных обязательств, для уравнивания торговых ограничений стран-партнеров. Двусторонние торговые соглашения были хорошей базой для обмена товарами с одними или несколькими торговыми партнерами, но были недостаточными для международного движения капиталов и услуг. Поэтому возникла необходимость создания взаимосвязанной торговой системы в рамках многосторонних торговых соглашений. С этой целью 23 государствами было подписано в 1947 году Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). В период своего существования с 1947 по 1994 годы система ГАТТ стала наиболее важным и эффективным механизмом многостороннего регулирования международной торговли. К началу 1995 года ГАТТ насчитывало в своих рядах 128 стран. Основная цель ГАТТ- обеспечение безопасности международных торговых отношений путем:



  • ликвидации таможенных и других ограничений;

  • устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости;

  • повышения реальных доходов и спроса , более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.

ГАТТ выполнило следующие функции:

  • оказание воздействия на государственную торговую политику путем выработки правил мировой торговли;

  • форум для урегулирования и либерализации торговых отношений и споров;

  • формирование принципов, составляющих этические стороны международных торговых соглашений.

Соглашение ГАТТ является сводом мировых торговых правил, которым обязаны следовать его участники, и охватывает торговлю фактически всеми видами готовых коммерческих товаров.

За свою историю ГАТТ выработал ряд смежных соглашений по различным торговым вопросам, касающихся антидемпинговых процедур, правил в отношении субсидий, лицензирования импорта, а также ряд секторальных соглашений, например, по торговле мясными и молочными продуктами, текстилем.

ГАТТ состоит из 35 статей. Статьи ГАТТ базируются на ряде принципов:

1) принцип взаимных торговых уступок, воплощенный в режиме наибольшего благоприятствования нации. Cущность РНБ заключается в том, что ликвидация или снижение таможенных тарифов является благом для всех участвующих сторон даже в том случае, если это сокращение производится в одностороннем порядке. В соответствии с этим режимом страны, заключив между собой договор, автоматически предоставляют друг другу любые льготы и привилегии, распространяемые на третьи страны. Привилегии и льготы касаются величины таможенной пошлины. Под любым преимуществом, привилегиями, льготами подразумевается операция с таможенными средствами защиты. В ГАТТ закреплены официально допускаемые исключения из РНБ. К ним относятся:



  1. продолжение использования преференций, существовавших на момент образования ГАТТ;

  2. уступки в области таможенной политики, предоставленные при образовании таможенного союза или в рамках соглашения о приграничной торговле.

  3. особые уступки развивающимся странам в области внешней торговли в рамках общей системы преференции. Особое место занимают таможенно-тарифные уступки наименее развитым странам.

В системе ГАТТ количественные ограничения и квоты отвергаются. Исключения составляют случаи обеспечения равновесия платежных балансов и национальной безопасности. Если какая-либо страна и прибегает к количественным ограничениям, то они должны рассматриваться в недискриминационной форме, т.е. в отношении всех стран участников, но не выбрано в отношении отдельных стран.

2). Принцип недискриминации, в соответствии с которым любая страна, участвующая в ГАТТ не может быть поставлена в худшие условия. Как только заключено соглашение о РНБ оно распространяется на все другие страны.

Например, для Казахстана РНБ заключается в применении единого тарифа по отношению ко всему объему импортированного конкретного однородного товара вне зависимости от того, из какой страны от ввозится и использование единой системы оценки базисный стоимости товара.

3) неприемлемость односторонних действий. Решения по защите национального рынка должны приниматься после многосторонних консультаций. Следует отметить, что на практике страны участницы неоднократно нарушали эти нормы, ставя национальные интересы выше международных договоренностей.

Основное значение в деятельности ГАТТ имеет задача ликвидации или сокращения таможенных пошлин.

В результате тарифных договоренностей средневзвешенный тариф на готовую продукцию снизился с 40 % в 1948 г. до 4,5 % в 1985 г.

Одновременно с уменьшением величины таможенных пошлин были достигнуты определенные успехи в унификации правил и условий их применения. Например, в качестве базы для расчета таможенной пошлины решено использовать цену накладной на товары. Решения, касающиеся других тарифных барьеров, оформляются в виде специальных кодексов и соглашений.

К началу 80-х годов мировая торговля усложнилась. Для большего числа стран мира объектом взаимной торговли стали услуги, на которые не распространялись правила ГАТТ. Значение международной торговли в условиях глобализации мировой экономики, и интенсивного движения международных инвестиций существенно возросло. Эти и другие факторы привели к подписанию Соглашения о создании Всемирной торговой организации (ВТО).

ВТО, являющаяся преемницей Генерального соглашения о тарифах и торговле, была создана 1 января 1995 года. ВТО представляет собой организационно-правовую и инструментальную основы системы международной торговой системы, механизм многостороннего согласования и регулирования политики стран членов в области торговли товарами и услугами, урегулирования торговых споров и разработки стандартной внешнеторговой документации.

Главная задача ВТО – либерализация мировой торговли путем последовательного сокращения уровня импортной пошлины и устранения различных нетарифных барьеров.

Основополагающими принципами и правилами ГАТТ/ВТО являются предоставление режима наибольшего благоприятствования во взаимной торговле на не дискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения и «прозрачность» (транспарентность) торговой политики; разрешение торговых споров путем консультации и переговоров, содействие конкуренции.

Принципиальное различие между ВТО и ГАТТ заключается в том, что ГАТТ было простым сводом правил, многосторонним соглашением, имеющий небольшой секретариат. ВТО является постоянной международной организацией, действующего на основе соглашения, ратифицированного странами –членами. ГАТТ состояло из стран, а ВТО состоит из стран – членов.

ГАТТ изначально считалось временным соглашением, ВТО - постоянно действующая организация. Многие соглашения по ГАТТ были селективными, в рамках ВТО все соглашения являются универсальными. Наконец, система урегулирования торговых споров, действующая в ВТО более эффективна, поскольку ее решения не могут блокироваться отдельными странами.

Нормами и правилами ВТО регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Участники ВТО имеют следующие преимущества:


  1. доступ к рынкам более 130 государств и возможность получения дополнительной прибыли

  2. автоматическое предоставление режима наибольшего благоприятствования

  3. возможность определять стратегию своего развития в более предсказуемой и стабильной торговой среде

  4. гарантия безопасности в торговых отношениях с зарубежными партнерами.

  5. правовая защита экономических интересов

  6. продвижение своих торгово-экономических интересов путем участия в многосторонних торговых переговорах

При вступлении в ВТО могут возникнуть сложности.

Страна-претендент должна будет пойти на определенные уступки и принять на себя обязательства по доступу на свой рынок иностранных товаров и услуг.

Открытие своего рынка, несомненно, вызовет обострение конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей.

Литература основная


  1. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей – М., 1992. гл. 8 с.156-160

  2. Кругман П.Р. Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. М., 1997. гл. 10 с. 234-250

  3. Киреев А. Международная экономика: В 2 ч.- М., 1998. ч1. – гл. 12

  4. Миклашевская Н.А., Холопов А.В.Международная экономика – М., 2004. гл. 3 параграф- 3

Дополнительная литература

  1. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения – М., 1999. –гл.5.

  2. Щербанин Ю.А., Рожков к.Л., Рыбалкин В.Е., Фишер г. Международные экономические отношения. Интеграция М., 1997.- гл.4,5

  3. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования.

  4. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 1997

  5. Бейсембаев К., Избасаров А., Долдоханова, Дюйсебаева Б. К вопросу о реалиях вступления Казахстана в ВТО // Аль-пари 2003,3-4

  6. Есентугелов А. На пути вступления Казахстана в ВТО нет серьезных преград //Аль – пари 2003, 3-4

  7. Вступление Казахстана в ВТО и реализация его транзитно-транспортного потенциала //Саясат 2004,1

  8. Кошанов А. Экономика Казахстана в системе ЕвраАЗЭС императивы глобализации //Транзитная экономика 2004,1

  9. Шумский Н. Общее экономическое пространство государств Содружества: оптимальный формат//МЭ и МО 2004, 2.



ЗАДАНИЕ СРС

  1. Подготовиться к устному обсуждению.

  2. Подготовиться к круглому столу.

  3. Подготовить презентации:

  • Региональной интеграции АСЕАН и АТЭС

  • Интеграционных процессов в Южной Америке.

  • Интеграционных процессов в Африке.

4. Ответить на вопросы самоконтроля.

5. Ответить на тесты.


Вопросы для самоконтроля

  1. Что следует понимать под экономической интеграцией.

  2. Можно ли только на условии географической близости стран стимулировать интеграционные процессы.

  3. Какие цели преследует экономическая интеграция.

  4. какие уровни интеграции вам известны.

  5. Чем отличается интеграция на уровне зоны свободной торговли от таможенного союза.

  6. какие преимущества несет странам участие в таможенном союзе.

  7. Чем отличается ВТО и ГАТТ.

  8. В чем суть режима РНБ

  9. Чем отличается режим РНБ от национального режима.

  10. Какие меры, ограничивающие импорт допустимы в соответствии с правилами ВТО.


ТЕСТЫ

    1. Что из перечисленного не отражает содержание зоны свободной торговли:

      1. Простейшая форма объединения;

      2. Устранены факторы, препятствующие торговле товарами;

      3. Стороны проводят свою собственную политику в отношении третьих стран;

      4. Устранены факторы препятствующие движению трудовых ресурсов;

      5. Все ответы не верны.

    2. Какие черты зоны свободной торговли соответствуют правилам международной торговой политики.

      1. Свободная от таможенных и количественных ограничений торговля товарами

      2. Постепенная взаимная отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений;

      3. Невозможность в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или вводить новые торговые барьеры;

      4. Все ответы верны;

      5. Все ответы неверны.

    3. в каких условиях создание зоны свободной торговли может иметь негативные последствия?

      1. При производстве национальными производителями товаров неконкурентоспособных с импортными;

      2. При производстве качественных товаров, соответствующих требованиям мирового рынка;

      3. При свободном перемещении передовых технологий;

      4. при проведении участником зоны свободной торговли самостоятельной экономической политики по отношению к третьей стране.

      5. Все ответы не верны

4.Какую особенность имеет Североамериканское соглашение свободной торговли, отличающую от общепринятой зоны свободной торговли?

      1. Полностью отсутствует тариф в торговле между тремя странами членами НАФТА (США, Канады и Мексики).

      2. Частью соглашения о торговле является движение инвестиций;

      3. Рационализация процедуры таможенного контроля;

      4. единая форма свидетельств о происхождении товара;

      5. все ответы неверны.

  1. таможенный союз предполагает:

      1. замену нескольких таможенных территорий одной;

      2. полную отмену таможенных пошлин внутри союза;

      3. введение единого внешнего таможенного тарифа;

      4. проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран;

      5. все ответы верны.

  2. Присоединение к таможенному союзу будет более эффективным;

      1. При торговле импортными товарами с высокоэлластичным спросом и издержках производства, приближающихся к мировому уровню.

      2. При торговле импортными товарами с неэластичным спросом;

      3. При высоких издержках производства во всех странах партнерах;

      4. при проведении единой политики в сфере денежного оборота;

      5. все ответы не верны.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница