Лекции по дисциплине налоговоеправ о




страница1/18
Дата07.05.2016
Размер4.36 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московский экономико-правовой институт




лекции по дисциплине
Н А Л О Г О В О Е П Р А В О
Составитель: ст. преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин А.В.Семенова

Москва – 2012
СОДЕРЖАНИЕ

Введение...................................................................................................

Тема 1. Развитие налогообложения……………………....................

Тема 2. Принципы налогообложения……………………………….

Тема 3. Налоговая политика государства………………………….

Тема 4. Понятие, признаки и сущность налога как правовой категории…………………………………………………………………..

Тема 5. Функции налогов и их соотношение с иными обязательными платежами………………………………………………

Тема 6. Виды налогов и способы их классификации……………..

Тема 7. Элементы налогообложения и их характеристика………

Тема 8. Понятие, предмет и метод налогового права……………..

Тема 9. Принципы налогового права……………………………….

Тема 10. Налоговая система Российской Федерации……………..

Тема 11. Источники налогового права……………………………...

Тема 12. Нормы налогового права......................................................

Тема 13. Налоговые правоотношения………………………………

Тема 14. Юридические факты в Налоговом праве………………..

Тема 15. Общая характеристика субъектов налогового права….

Тема 16. Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей…………………………………..

Тема 17. Органы налогового контроля……………………………..

Тема 18. Особенности налогообложения отдельных субъектов

Тема 19. Налоговая обязанность: понятие, основания ее возникновения и прекращения………………………………………….

Тема 20. Исполнение налоговой обязанности и способы ее обеспечения………………………………………………………………...

Тема 21. Общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов……………………………………………………………………...

Тема 22. Налоговый контроль: понятие и виды…………………..

Тема 23. Налоговые проверки………………………………………..

Тема 24. Спор в налоговом праве и способы защиты прав налогоплательщиков……………………………………………………..

Тема 25. Налоговая тайна…………………………………………….

Тема 26. Понятие нарушения законодательства о налогах и сборах, его признаки и состав…………………………………………...

Тема 27. Налоговая ответственность: понятие, принципы, виды и стадии……………………………………………………………………..

Тема 28. Санкции в налоговом праве……………………………….

Тема 29. Административный и судебный способы защиты прав налогоплательщиков……………………………………………………..

Тема 30. Федеральные налоги и сборы……………………………..

Тема 31. Региональные налоги и сборы…………………………….

Тема 32. местные налоги……………………………………………...

Тема 33. Специальный налоговый режим…………………………

Тема 34. Международное налоговое право…………………………

Список литературы……………………………………………………

4

6

19

22
31
42

51

55

61

71

76

82

88

98

111

116
124

136

146
156
160
174

188

200
205

214
226
236

249
258

269

296

302

311

322

332



Н А Л О Г О В О Е П Р А В О
ВВЕДЕНИЕ
Российская наука налогового права стремительно развивается после длительного периода застоя и стагнации. Государство-собственник не нуждалось в рационально организованной налоговой системе, поскольку формировало свои доходы совершенно иным образом, напрямую изымая доходы хозяйствующих субъектов в централизованные денежные фонды.

Появление массы частных собственников, независимых от государства и выступающих движущей силой экономики, потребовало выстраивания совершенно новых отношений по изъятию денежных ресурсов для аккумулирования публичных финансов. Именно частная собственность как основополагающий механизм функционирования рыночной экономики составляет главную объективную предпосылку становления налоговой системы России.

В настоящее время наблюдается всплеск научного интереса к вопросам налогообложения. Трудно найти другую сферу гуманитарных знаний, которая бы привлекала столь пристальное внимание ученых самых различных направлений (юристов, экономистов, философов, политологов и др.). Большую роль здесь играет активность законодателя при проведении налоговой реформы, а также новизна, сложность и практическая значимость для экономики большинства проблем налогового законодательства.

Повышение роли и значения налогового права обусловлено особым местом налогов и сборов в формировании доходов государства в условиях постоянного роста государственных расходов. Налоговые поступления составляют сегодня более 90 % бюджетных доходов всех уровней.

Таким образом, активная налоговая политика становится важнейшей составляющей социально-экономического, политического, гуманитарного реформирования общественных отношений. Именно налоги выступают в качестве одного из основных факторов экономического роста. От эффективности налогообложения во многом зависит успех государственных реформ, их социальная направленность, уровень жизни и благосостояния населения страны.

С другой стороны, налогообложение носит всеобъемлющий характер, охватывая своим воздействием всех субъектов права – государство, юридические и физические лица. Будучи сферой острого конфликта публичных и частных интересов, налоговое право является индикатором того, насколько законодатель умеет найти необходимый баланс, «золотую середину» между интересами государства и налогоплательщика, и, в конечном счете, насколько правовым является данное государство.

Налоговое право России – наиболее «живая», нестабильная, динамично развивающаяся отрасль законодательства. Вместе с тем налоговому законодательству до сих пор присущи повышенная сложность, противоречивость, наличие многочисленных пробелов, неопределенностей, нечетких и неясных формулировок. Процесс его реформирования, связанный, прежде всего, с кодификацией, продолжается и набирает обороты.

Ее доктринальной основой выступают труды классиков экономической мысли – А. Смита, В. Петти, Д. Рикардо, а также других известных философов и экономистов прошлого – Ш. Монтескье, Ж. Симонда, Дж. Кейнса, Э. Сакса, Ф. Кенэ, А. Вагнера, А. Лэффера и др. При этом нельзя забывать выдающихся отечественных ученых - П. Гензеля, И. Горлова, А. Исаева, В. Лебедева, Д. Львова, И. Озерова, Н. Тургенева, И. Янжула, и др. – работы которых заложили основы отечественной науки налогового права.

С начала 1990-х годов наблюдается устойчивый рост научных исследований в сфере налогообложения.

В качестве учебного курса налоговое право введено и прошло успешную апробацию практически во всех юридических вузах страны. Однако формирование целостной науки налогового права в современной России далеко от завершения.


Лекции по Налоговому праву составлены на базе материалов, указанных в списке литературы
Тема 1. развитие налогообложения.
План:

  1. Развитие налогообложения в Древней Руси

  2. Налогообложение в период правления Ивана III (1480 г.)

  3. Налогообложение в VII веке

  4. Налоговые отношения в период правления Петра I (1672 – 1725 гг.)

  5. Налоговые отношения после смерти Петра I (1725г.)

  6. Налогообложение в XIX в.

  7. Налоговое законодательство в начале XX в.

  8. Налогообложение после революции (1917г.)

  9. Налогообложение в период с 1946 по 1990 годы.

  10. Налогообложение в Российской Федерации (Современный период)


Развитие налогообложения в Древней Руси

Финансовое устройство Древней Руси складывается во время объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в. Существующие в этот период податные отношения имели еще достаточно примитивную форму, однако со временем под воздействием внешних и внутренних политических и экономических факторов происходит их постепенная трансформация.

В развитии податных отношений Древней Руси выделяют несколько этапов. К первому этапу относится формирование института податей славянских племен. Податные отношения этого периода были случайными, несистемными, поэтому не носили в полном смысле этого слова финансового характера. Второй этап связан с формированием простейших податных форм, где складываются важнейшие черты налогов - определенная, стабильная форма платежа и его закрепления, обязательность и систематичность, определенные гарантии. Третий этап охватывает удельный период, характеризующийся разделением податей на ордынские и местные (внутренние). Четвертый этап - с момента падения монголо-татарского ига до утверждения централизованного самодержавного государства - является периодом существования трансформирующихся податных форм, по окончании которого в России уже существуют государственные подати.

Первым и основным источником доходов княжеской казны была дань, которая изначально выступала своеобразной контрибуцией, налагаемой князем на подвластные племена для покрытия единственного государственного расхода - удовлетворения потребностей князя и дружины. Развитие государственного аппарата впоследствии привело к формированию новых потребностей, что предопределяло установление новых повинностей или податей. Дань уплачивалась с плуга («рала») и со двора («дыма»). Существовало два способа ее взимания: 1) «повозом» (когда дань привозилась князю в Киев) и 2) «полюдьем» (когда сбор дани осуществлял сам князь или княжеские дружины). С течением времени дань утратила значение контрибуции и приобрела форму платы с имущества и доходов. В период Золотой Орды (XIII в.) дань взималась в пользу монголо-татарских ханов («выход»). В XIV-XV вв. свободное население платило не только ордынскую дань, но и дань (как государственная подать), которая направлялась в княжескую казну. Дань как государственная подать приобрела самостоятельное значение, когда была прекращена уплата «ордынского выхода» (1480г.).

Помимо дани население Древней Руси платило оброк, который на начальных этапах формирования древнерусской финансовой системы означал доход с государственных имуществ и регалий, а впоследствии трансформировался в податный платеж.

Важным источником доходов княжеской казны являлись торговые и судебные пошлины, а также различные сборы: «торговый» (за право торговли); «корчмиты» (сборы с корчмы и постоялого двора); «гостиная дань» (за провоз товаров); «перевоз» (за перевоз товаров и людей через водную преграду). Население Древней Руси выполняло также различные виды работ, среди которых - строительство мостов и городских укреплений, поставка лошадей и др.

После монголо-татарского нашествия основной податью стал выход ордынский, который контролировался баскаками (специально назначенными чиновниками) и бесерменами (откупившими это право богатыми восточными купцами), а затем самими русскими князьями. Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.
Налогообложение в период правления Ивана III (1480 г.)

В 1480 г. при Иване III фактически заново начала создаваться древнерусская система налогообложения. В период царствования Ивана III вводятся новые прямые и косвенные налоги и сборы, происходит упорядочение налоговых платежей в государстве. Основными государственными налогами в конце XV - начале XVI в. были: прямые налоги - деньги с черносошных крестьян и посадских людей; ямские деньги; пищальные деньги; сборы на городовое и засечное дело; стрелецкая подать и др. Определению размера прямых налогов служило сошное письмо, являющееся, по сути, прообразом налоговой декларации. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы - сохи. Размер сохи не был унифицирован и зависел от социального статуса землевладельца и от возможности крестьян платить налоги государству. В городском обложении она представляла собой финансовую единицу, выражавшую величину капитала, с которого уплачивались проценты в виде подати. Однако посошное обложение обладало определенными недостатками, которые проявлялись в отсутствии объективного критерия для определения доходности земель, а также в невозможности учета текущих изменений количества плательщиков податей и объектов обложения. Происходящее в этот период развитие местных органов управления приводит к возникновению дополнительной системы платежей, уплачиваемых местным населением.


Налогообложение в VII веке

До XVII в. в России сбором налогов занимались русские князья, баскаки (во времена Золотой Орды), откупщики (в основном хорезмские и хивинские купцы), «осьменики» (Киевская Русь), «таможники» и их помощники «мытники». В XVII в. с образованием централизованного Русского государства формируется система приказов, выполняющих функции налоговых органов; Приказ большого прихода, занимающийся сбором прямых налогов; Приказ большого дворца, ведающий сбором налогов с царских земель; Приказ большой казны, собирающий налоги с городских промыслов; Печатный приказ, занимающийся сбором пошлины за скрепление актов государственной печатью; Казенный патриарший приказ, собирающий налоги с церковных и монастырских земель. Кроме того, отдельные функции в области налогообложения выполняли Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы.

Таким образом, в Российском государстве фактически отсутствовала стройная система управления финансами, а существующая была сложна и запутанна. В целях упрощения этой системы в 1655 г. был создан Счетный приказ, в компетенцию которого входил контроль за финансовой деятельностью других приказов, анализ приходных и расходных книг, что позволило определить структуру государственного бюджета того периода.

В 1678-1680 гг. с целью упрощения сложной системы налогообложения проводится налоговая реформа, в результате осуществления которой отменяются многочисленные налоги и сборы, а поземельное обложение заменяется подворным. Замена посошного обложения подворным позволила расширить количество плательщиков податей за счет включения слоев населения, ранее не плативших налоги: наравне с крестьянскими и посадскими в тягло включались бобыльские, холопьи и прочие дворы. Единицей обложения стал служить двор, а количество дворов определялось количеством ворот. Подворное обложение, как и посошное, осуществлялось раскладочным способом, т. е. общая сумма налоговых поступлений от каждой территории в доход казны определялась централизованно, а крестьянская община и посад раскладывали подати между дворами.

В XVII в. происходит ликвидация остатков прежней феодальной раздробленности и укрепление централизованного государства. Соответственно осуществляются преобразования и в финансовой сфере, в том числе в процессе упорядочения системы налогообложения. Нормативное регулирование налогов появляется в специальных актах органов центральной государственной власти, посвященных регулированию исключительно налоговых отношений и устанавливающих новые правила налогообложения, не применявшиеся ранее. Так, 7 февраля 1646 г. был издан царский указ, предусматривающий замену множества прямых налогов одним косвенным - налогом на соль; царский указ от 5 сентября 1679 г. устанавливал подворную подать вместо стрелецких, полоняничных, ямских, пищальных денег и некоторых других.
Налоговые отношения в период правления Петра I (1672 – 1725 гг.)

Период правления Петра I (1672-1725) сыграл особую роль в становлении и развитии налоговых отношений Российского государства. Коренное реформирование финансовой системы России Петром I заключалось в изменении самого принципа формирования доходов государственного бюджета. Как отмечает Д. Г. Черник, ранее существующая финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны без учета реального экономического положения государства. Петр I предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. Основная черта налоговой системы XVIII в. - преобладание косвенных налогов (их доля составляла 42% от доходов казны) над налогами прямыми.

При Петре I в сфере налогообложения произошли радикальные преобразования. Для пополнения казны увеличивались ставки уже существующих налогов, а также вводились различные новые сборы, численность которых достигла трех-четырех десятков. Были введены военные налоги: «драгунские деньги» (взималось по 25 копеек с крестьянского двора на жалованье ратным людям), налог «на наем подвод под артиллерийские припасы» (его размер колебался от 6 до 13 копеек) и другие налоги.

Новые виды налогообложения создавали и разрабатывали специальные государственные люди - прибыльщики. По их инициативе были введены гербовый сбор, хомутейный (налог на клеймение хомутов), с печей (трубный), пчельный (с владельцев пасек), мельничный и другие налоги и сборы, введено удвоенное обложение податями староверов.

Осуществляется переход от подворного налогообложения к подушной подати, что было вызвано возникновением способа уклонения от налогов (дворы стали объединяться). Единицей обложения стала ревизская (мужская) душа. Налогообязанные лица (ревизские души) регистрировались в специальных книгах (ревизских сказках). Величина душевого оклада новой подати была установлена в 74 копейки. При числе наличных душ в 5,6 млн это должно было обеспечить казне 4,1 млн руб.

Однако подушное обложение имело недостатки: во-первых, при разной платежеспособности населения в различающихся по своим географическим и хозяйственным условиям районах единый размер податного оклада плательщика означал нарушение принципа равенства уплаты, провозглашенного самим же Петром I; во-вторых, ревизская душа не всегда отражала реальную платежеспособную единицу, поскольку включала умерших между ревизиями, увечных, стариков, младенцев, беглых.

При Петре I существенные изменения претерпела вся система финансового управления. Большое значение имело создание Правительствующего сената, учрежденного 22 февраля 1711 г., поскольку никакие налоги и сборы не вводились без его согласия. В течение всего XVIII в. Сенат являлся высшей наблюдательной инстанцией за финансовыми учреждениями. Учреждаются финансовые коллегии: Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Ревизион-коллегия. Они представляли собой государственные органы отраслевого управления, за которыми закреплялись определенные полномочия. Главным органом финансового управления была Камер-коллегия. В ее ведении находилась доходная часть бюджета. Основным видом деятельности являлось пополнение государственного бюджета и, следовательно, налогообложение. Камер-коллегия получала сведения о сборах налогов, разрабатывала проекты по налогообложению, могла самостоятельно вводить новые городские и земские пошлины. Вопросами расходных статей бюджета ведала Штатс-контор-коллегия. На Ревизион-коллегию возлагались функции финансового контроля. Следует отметить, что другие, неспециализированные, коллегии также выполняли функции по финансовому управлению. Например, Берг-коллегия занималась сбором доходов от монетной и горной регалий; Юстиц-коллегия принимала судебные пошлины; Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами.
Налоговые отношения после смерти Петра I (1725г.)

После смерти Петра I (1725 г.) финансы в России постепенно начали приходить в упадок. Лишь во времена правления Екатерины II (1762-1796 гг.) создаются важные предпосылки последующего перехода к более рациональным методам ведения финансового хозяйства и построения финансовой администрации, т. е. закладываются основы административных и финансовых реформ первой половины XIX столетия. При Екатерине II совершенствуется управление государственными финансами, проводится реорганизация государственного аппарата. Деятельность коллегий, особенно финансовых, оказывается неэффективной, что обусловливает необходимость использования принципа централизованного управления. В результате в 1780-1781 гг. учреждаются Экспедиция доходов, Экспедиция расходов, Экспедиция ревизии счетов, Экспедиция взыскания недоимок, недоборов и начетов. В губерниях создаются казначейские палаты, которые сохраняются в России до XX в.


Налогообложение в XIX в.

В XIX в. происходит нормативно-правовое оформление системы земских сборов и повинностей. Появившееся в 1805 г. «Предварительное положение о земских повинностях» устанавливало, что денежные сборы взимаются только на основании высочайших указов и узаконений. Сметы повинностей составляются специальным губернским присутствием в составе губернатора, вице-губернатора, губернского предводителя дворянства и депутатов от городского общества и утверждаются дворянским собранием совместно с депутатами от купечества. Сборы вносятся в казначейства, но не смешиваются с другими государственными доходами. «Положение», однако, не касалось натуральных повинностей (дорожной, подводной, этапной, квартирной и прочих воинских и гражданских), а также не определяло предметы денежных земских повинностей, что обусловило разработку дополнительных нормативно-правовых актов. Новые правила о земских повинностях были введены Уставом о земских повинностях, изданным 13 июня 1851 г. Наиболее существенное их отличие от предыдущих заключалось в том, что земскими повинностями были признаны только те предметы, которые «означены» в Уставе.

Во второй половине XIX в. большое значение приобретают прямые налоги. Основной была подушная подать (которая отменяется сначала для мещан, а затем и для всего населения), замененная в 1863 г. налогом с недвижимого имущества. Объектом налогообложения являлись дома и все другие виды недвижимого имущества, приносящего доход. Обложению налогом подлежало имущество, находящееся в черте города и за его чертой, но принадлежащее городу. Оно включало в себя жилые дома, фабрики, заводы, складские помещения, бани, лавки, магазины, огороды.

При этом сохраняется важная роль в системе государственных доходов питейного и таможенного сборов, соляного налога (в 1862 г. вводится акциз на соль), акциза на дрожжи (1866 г.), акциза на керосин (1872 г.), акциза на табак. В 1875 г. в российском бюджете появляется государственный поземельный налог наравне с другими налогами реального характера (подомовым, промысловым, налогом на строения). Ставки обложения дифференцировались от 0,25 (Астраханская) до 17 (Подольская) копеек с десятины удобной земли и леса. Сумма поземельного налога устанавливалась централизованно для губерний, а затем распределялась между уездами и плательщиками.

В 1882 г. возникает обложение наследств и дарений; с 1885 г. взимается налог на доходы с денежных капиталов, уплачиваемый в размере 5% от полученных доходов; в 1893 г. появился квартирный налог в качестве весьма неудачного суррогата подоходного налога. Законом от 8 июня 1898 г. реформируется промысловое обложение. Дореволюционный промысловый налог состоял из двух частей: основного промыслового налога или патентного сбора и дополнительного налога или дополнительных сборов. Патентная система была введена в 1863 г. Положением о пошлинах за право торговли и других промыслов. Она заключалась в установлении права правительства взимать налог путем продажи разрешений на занятие торгово-промышленной деятельностью. Претерпев неоднократные изменения и найдя отражение в промысловом налоге, эта система сохранилась вплоть до революции и затем вновь возродилась в период нэпа. Дополнительный промысловый налог стал взиматься с предприятий, обязанных публичной отчетностью (т. е. публиковавших свой финансовый отчет в печати), в виде налога с капитала и процентного сбора с прибыли, а с предприятий, не обязанных публичной отчетностью, - в виде раскладочного сбора и процентного сбора с прибыли.

В 1802 г. согласно Манифесту «Об учреждении министерств» было создано Министерство финансов, занявшее ведущее место в системе центральных органов финансового управления в XIX в. Оно представляло собой государственное учреждение, в компетенцию которого входили исключительно вопросы финансов, т. е. являлось органом специальной финансовой компетенции. В его компетенцию входило ведение всех государственных доходов, в том числе и система налогообложения. В связи с выполнением этой функции Министерство финансов устанавливало суммы поступлений для различных налогов. На него возлагалась также обязанность разрешать все спорные вопросы по налогообложению. При этом споры могли возникнуть в форме претензий как со стороны налогоплательщика к государственным органам, так и между различными государственными учреждениями, подведомственными Министерству финансов. Министерство должно было оказывать помощь нижестоящим финансовым органам. Первоначально оно состояло из четырех департаментов: государственных имуществ, горных и соляных дел, внешней торговли, разных податей и сборов. В 1817 г. было учреждено отделение для питейного сбора - акциза на право торговли спиртными напитками; в 1819 г. образовался департамент мануфактур и внутренней торговли; в 1821 г. - департамент государственного казначейства.

Несмотря на образование министерств, продолжали функционировать и коллегии. Юридически они вошли в состав министерств в качестве подразделений (та же Берг-коллегия), но фактически четкий порядок взаимоотношений между коллегиями и министерствами отсутствовал.
Налоговое законодательство в начале XX в.

В начале XX в. Структуру основных налоговых доходов бюджетов составляли: прямые налоги – поземельный налог, подомовой, или квартирный, налог, промысловый налог, подоходный налог, пошлины, гербовые сборы и патенты; косвенные налоги – различные виды акцизов (табачный, сахарный, соляной, нефтяной, спичечный налоги и др.). Существующая в этот период налоговая система отличалась многочисленностью налогов и сборов и не имела определенного принципа формирования. Это во многом было связано с тем, что в России того времени наряду с развитием капиталистических отношений существовали и феодальные отношения с присущими им формами обложения (оброк, подымный налог), а также несовершенная система взимания налогов и сборов.

Налогообложение советского периода имело ярко выраженный классовый характер. Так, система прямого обложения (подоходный налог и налог на прирост прибылей), наряду с фискальной, решала задачу подрыва экономического благосостояния имущих классов, а по сути подрыва экономики всей страны, так как государственного сектора как такового еще не было.
Налогообложение после революции (1917г.)

После революции 1917 г. до перехода к нэпу налоговая политика реализуется по двум основным направлениям: отмена всех потерявших значение видов налогов и создание новых форм обложения, выполняющих чисто революционные задачи. Так, отмена частной собственности на землю привела к ликвидации поземельного налога (30 октября 1918 г.) и всех бывших земских и городских поземельных сборов (3 декабря 1918 г.); национализация промышленности - к отмене промыслового налога (28 декабря 1918 г.); были упразднены налоги с городских недвижимых имуществ (19 февраля 1919 г.) и налог с денежных капиталов (13 сентября 1918 г.).

В условиях натурализации хозяйственных отношений при одновременном резком сокращении товарооборота и огромном обесценении денег произошло значительное снижение финансовой эффективности налогов, взимаемых в денежной форме. Характерной чертой этого периода стала трудовая повинность, которую можно рассматривать как своеобразный трудовой налог.

В начале 20-х гг. создана новая налоговая система государства, что было связано с переходом к нэпу. В 1921 г. был введен промысловый налог, являющийся денежным налогом, что свидетельствовало о возрождении опыта дореволюционного налогообложения. Промысловым налогом облагались частные торговые и промышленные предприятия, а также граждане, имевшие доходы от занятий промыслами. Он представлял собой сложную конструкцию (аналог дореволюционной), состоящую из двух частей: патентного и уравнительного сборов. При взимании патентного сбора осуществлялась регистрация предприятий в финансовых органах, что способствовало государственному финансовому контролю, а равно поступлению в бюджет стабильных денежных сумм. Цена патента определялась разрядом и местонахождением предприятия. Ставки были дифференцированными: для промышленных предприятий – по 12 разрядам и 6 поясам местностей, в торговле - по 5 разрядам и 6 поясам. Уравнительный сбор являлся основной частью промыслового налога и позволял усилить обложение субъектов, получающих крупные доходы. Он взимался в определенном проценте с оборота по прошествии каждого полугодия: первоначально уравнительный сбор определялся в размере 6%, затем его ставка была снижена вдвое, а по Положению от 18 января 1923 г. она составила 1,5% с оборота.

С 1922 г. вводится подоходно-поимущественный налог, плательщиками которого являлись проживающие в городе граждане и юридические лица. Поимущественное обложение затрагивало как предметы обихода, роскоши, так и производственное оборудование частных и акционерных предприятий, запасы сырья, товаров. В 1924 г. подоходно-поимущественный налог был отменен и преобразован в подоходный, взимаемый в форме основного - в твердых ставках, дифференцированных по группам плательщиков, и дополнительного - по прогрессивной ставке от совокупности доходов, превышающих определенный размер.

Для налоговой системы России периода нэпа, так же как и для дореволюционной налоговой системы, было характерно разграничение налогообложения города и деревни. Так, в 1923 г. введен единый сельскохозяйственный налог, заменивший различного рода натуральные повинности. Первоначально объектом обложения были земля, сенокосы, крупный рогатый и рабочий скот, а впоследствии - доход, полученный от хозяйства, в том числе от подсобных занятий. В 1926 г. установлены налог на сверхприбыль и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Получает развитие и косвенное налогообложение. В 1921 - 1923 гг. были введены акцизы на спирт, табачные изделия, керосин и ряд других товаров.

К концу 1920-х гг. бессистемная экономическая и финансовая политика государства, а также использование прямых административных методов управления привели к созданию громоздкой налоговой системы, отличающейся множественностью налогов и сборов.

В 1930-1932 гг. в СССР в результате налоговой реформы налоги стали выполнять несвойственную им роль средства политической борьбы. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе» были проведены преобразования налоговой системы государства. Изменение внутренней политики СССР, проводимые в стране индустриализация и коллективизация привели к замене налоговой системы административными методами изъятия прибыли, амортизации имущества предприятий и административному перераспределению финансовых ресурсов по отраслям и территориям. В результате проведения налоговой реформы устанавливается система изъятия доходов государственных предприятий и организаций в двух видах - в виде налога с оборота и отчислений от прибыли, которые стали основными платежами в бюджет. Налог с оборота объединил в себе 53 вида ранее действовавших налогов и платежей, существенное значение среди которых имели промысловый налог и 12 акцизов. Шесть налогов и платежей, дававших бюджету 16.5% его доходов, консолидировались в один - отчисления от прибыли. Не были унифицированы и сохранились как самостоятельные 27 сборов и платежей, обеспечивающих поступление около 1/5 доходов бюджета.

В 1930 г. происходит учреждение налоговых инспекций, являющихся структурными подразделениями районных и городских финансовых отделов. В компетенцию налоговых инспекций входило взимание налогов с населения. Налоговую регистрацию осуществляли налоговые органы, а также другие государственные и негосударственные органы и организации (загс, нотариат, таможенные органы и др.).
Налогообложение в период с 1946 по 1990 годы

Во время Великой Отечественной войны дополнительные потребности бюджета, помимо действующей в предвоенный период системы обязательных платежей, обеспечивались рядом новых налогов и сборов с населения: военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, сбор с владельцев скота и др. Послевоенный период характеризовался снижением размеров обязательных платежей населения, в результате чего удельный вес налогов в доходной части государственного бюджета в 1946-1950-х гг. уменьшился в два раза и составлял 7,7% доходов бюджета советского государства.

В середине 1960-х гг. в СССР осуществляются преобразования хозяйственной сферы, направленные на повышение эффективности и прибыльности работы предприятий. Одним из основных документов, определяющих цели и задачи реформы, было принятое 4 сентября 1965 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». В области налогообложения важнейшими мероприятиями являлись изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий, введение платы за фонды и фиксированных (рентных) платежей, реформирование системы подоходного обложения колхозов. В результате при сохранении налога с оборота вместо платежа в форме отчислений от прибыли государственных предприятий было установлено три платежа: плата за производственные основные и нормируемые оборотные средства (плата за фонды), целью которой было усиление эффективности использования этих фондов; фиксированные (рентные платежи), направленные на изъятие излишних накоплений предприятий по сравнению со среднеотраслевым уровнем; взнос свободного остатка прибыли в бюджет.

В 1970-1980-е гг. 91% общих доходов государственного бюджета СССР составляли платежи от социалистического хозяйства - налог с оборота, платежи из прибыли и другие отчисления государственных предприятий. Налоги с населения составляли лишь 8-9% всех доходов государственного бюджета.

Начавшаяся в 1985 г. перестройка привела к реформированию системы платежей в бюджет. 30 июня 1987 г. был принят Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)», направленный на усиление централизованного начала развития народного хозяйства, повышение значения экономических методов управления, создание механизма реального хозяйственного расчета и самофинансирования на предприятиях. Наряду с реформированием системы платежей государственных предприятий создавалась система налогов для индивидуальных предпринимателей, а также кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Принимаются соответствующие нормативные документы, регулирующие процесс реформирования. Например, Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1987 г. «О вопросах, связанных с созданием на территории СССР совместных предприятий» и др. В последующие годы издается множество нормативных правовых актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности. Впоследствии они были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций», установившем обязанность уплачивать налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт.
Налогообложение в Российской Федерации (Современный период)

В 1991 г. началось формирование самостоятельной налоговой системы Российской Федерации. В частности, были приняты законы о налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль предприятий и организаций, о подоходном налоге с физических лиц. Обобщающим законодательным актом являлся принятый 27 декабря 1991 г. Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Однако созданная налоговая система обладала существенными недостатками, среди них: многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, и связанное с этим частое несоответствие законов и подзаконных актов; нестабильность налогового законодательства; многочисленность налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней.

В целях совершенствования налоговых отношений с середины 1990-х гг. в Российской Федерации проводятся преобразования системы налогообложения. Значительным шагом в совершенствовании налогового законодательства являлась его кодификация - разработка и принятие Налогового кодекса РФ.

Современный период развития налоговых отношений в России характеризуется совершенствованием законодательства о налогах и сборах, поиском оптимальной модели налоговой системы с учетом федеративного устройства государства, реорганизацией органов налогового управления.

Таким образом, становление и развитие системы налогообложения в России проходило несколько этапов: первый этап - конец IX - первая половина XV в. (податные отношения Древней Руси); второй этап - вторая половина XV - первая половина XVII в. (налоговая система периода формирования централизованного государства); третий этап - вторая половина XVII-XVIII в. (налоговая система периода абсолютной монархии); четвертый этап - XIX - начало XX в. (до 1917 г.) (налоговая система буржуазного строя); пятый этап - 1918-1990 гг. (налоговая система советского периода); шестой этап - начало 1990-х гг. - настоящее время (современная налоговая система).


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница