Лекции 36 часов Практические занятия 54 часа Часть 1 Теория управления Лекции 18 часов, практические занятия 27 часов 1




страница1/61
Дата09.05.2016
Размер5.29 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61



Теория управления и инновационный менеджмент

Лекции 36 часов

Практические занятия 54 часа


Часть 1 Теория управления Лекции 18 часов, практические занятия 27 часов 1

Организации, управление, менеджмент. 2

Определение понятия “менеджмент”. 4

Функции менеджмента. 5

Организации и их характеристики. 8

Профессиональные навыки и умения менеджмента. 19

Уровни управления. 19

Кто такие менеджеры, и что они делают? 22

2. Эволюция управленческой мысли 25

Сравнение старой и современной организации 25

Систематизированный взгляд на управление. 26

Вклад различных школ в науку менеджмента 26

Процессный подход 29

Ситуационный подход 29

1.Внешняя среда организации 30

Значение внешней среды. 30

Определение внешней среды. 30

Характеристики внешней среды 30

Среда прямого воздействия 30

Среда косвенного воздействия 30

Международное окружение. 32

Причины выхода на международный рынок 32

Разновидности международного бизнеса. 32

3. Внутренняя среда организации 32

4. Коммуникации 34

Коммуникации между организацией и ее средой. 34

Коммуникации внутри организации. 35

Элементы процесса коммуникаций. 37

Обратная связь и помехи. 37

Этапы процесса коммуникаций. 38

Коммуникации в группах 40

Преграды на пути межличностных коммуникаций и рекомендации по их преодолению. 40

Преграды в организационных коммуникациях. 42

Совершенствование коммуникаций в организациях. 42

5. Принятие решений 43

Подходы к принятию решений. 43

Этапы рационального решения проблем. 43

Другие факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. 44

Методы принятия решений. 45

Методы прогнозирования 47

Научный аппарат принятия решения — наука управления 48

Стратегическое планирование 49



Сущность, функции и выгоды стратегического планирования 49

Реализация стратегического плана 56

Управление реализаций стратегического плана и контроль за его выполнением 56

Практическое задание. 59

Организационные структуры 63

Мотивация 73

Первоначальные концепции 73

Современные теории мотивации 73

Содержательные теории мотивации. 75

Процессуальные теории мотивации 78

Контроль 85

Сущность и смысл контроля 85

Почему необходим контроль? 85

Предварительный контроль. 86

Процесс контроля 87

Поведенческие аспекты контроля 89

Рекомендации науки о поведении по проведению эффективного контроля. 90

Характеристики эффективного контроля 90

Информационно-управляющие системы в планировании и контроле 91

Руководство: власть и личное влияние 93

Власть, Влияние, Лидер 93

Формы власти и влияния. 94

Убеждение и участие 96

Лидерство 98

Обзор теорий лидерства 98

Поведенческий подход к лидерству 98

Ситуационные подходы к эффективному лидерству. 101

Адаптивное руководство. Заключительные замечания. 105

Вопросы к экзамену по «Управлению организацией» 106

Литература 109

Часть 2 Инновационный менеджмент 110

Введение 110

Предмет курса. 110

Назначение курса 112

Глава 1. Понятие и содержание инновационного менеджмента 114

1.1. Сущность инновационного менеджмента. 114

1.2. Задачи и функции инновационного менеджмента 115

1.3. Основные определения, относящиеся к инновационной деятельности в РФ 119

1.4. Стратегическая значимость инноваций 121

Вопросы и задания 122

Глава 2. Инноватика. 123

2.1. Историческая обусловленность инноватики. 123

2.2. Особенности бизнес-среды 2000-2020 125

Вопросы и задания 132

Глава 3. Теоретическая база инноватики 133

3.1. «Длинные волны конъюнктуры». Н.Д. Кондратьев (1892-1938) 133

3.2. Созидательное разрушение, инновации, мультицикличность. Й.Шумпетер (1883 – 1950) 134

3.3. Типология нововведений – Г. Менш, А. Кляйнкнехт, М. Портер 135

3.4. С.Ю. Глазьев - Технологические уклады 137

3.5. Технологические пределы и разрывы 150

3.6. Диффузия нововведений 152

Вопросы и задания 153

Глава 4. Институциональная среда и инфраструктура инновационной деятельности 155

4.1. Глобальная инновационная среда. 155

4.2. Поддержка инновационной деятельности в США, странах Европейского Союза, и в Японии. 157

Вопросы и задания 165

Глава 5. Рынок интеллектуальной собственности 166

5.1. Виды интеллектуальной собственности 166

5.2. Франчайзинг 171

Вопросы и задания 171

Глава 6. Государственное регулирование инновационной деятельности в Российской Федерации 173

6.1. Инновационная деятельность в СССР. 173

6.2. Создание инновационной системы РФ 174

6.3. Современный этап развития инновационного общества в РФ – инновационная политика. 180

6.4. Рынок интеллектуальной собственности в России 194

6.5. Инфраструктура поддержки инновационной деятельности 197

6.6. Венчурный инновационный бизнес 209

6.7. РАН в инновационной деятельности 216

6.8. Региональная среда развития инновационной деятельности 219

Мнения эспертов. 221

Вопросы и задания 224

Глава 7. Инновационные стратегии организаций 225

7.1.Ролевые стратегические функции организаций. 225

7.2. Стратегии в сфере массового производства – виоленты (гордые львы, могучие слоны и неповоротливые бегемоты) 225

7.3. Стратегии дифференциации продукции и сегментирования рынка – патиенты. (хитрые лисы) 229

7.4. Стратегии инновационных исследовательских и разрабатывающих организаций – эксплерентов (быстрые ласточки). 231

7.5. Стратегии в сфере мелкого неспециализированного бизнеса – коммутанты (мыши). 232

7.6. Еще один зверь – газели. 233

7.7. Подход к классификации инновационного стратегического поведения организаций. 236

7.8. Оценка результативности работы научно-технических организаций. 238

Вопросы и задания 240

Глава 8. Управление инновациями на уровне организации 241

8.1. Показатели инновационной активности и инновационной конкурентоспособности организаций. 241

8.2. Характеристика инновационного потенциала. 243

8.3. Определение наукоемкости продукции. Уровень наукоемкости производства. 258

8.4. Особенности организационных инноваций. Инжиниринг и реинжиниринг в организациях. 259

Вопросы и задания 266

Глава 9. Инновационные организации и инновационные структуры в организациях 267

9.1. Множественность организационных форм и функций специалистов в инновационной деятельности 267

9.2. Инновационные подразделения в корпорациях 270

9.3.Формы малого инновационного предпринимательства 271

9.4. Проектное управление инновациями 273

9.5. Особенности стратегической инноватики как объекта проектного управления 278

9.6. Межфирменная научно-техническая кооперация в инновационных процессах. 281

Вопросы и задания 285

Глава 10. Инновации и персонал 287

10. 1. Управление персоналом разрабатывающих организаций 287

10.2. Инновационное управление трудом; 288



10.3. Развитие, прогресс, регресс, стагнация, кризис, стабилизация кадровой работы; Жизненные стадии и циклы организации 294

10.4. Принципы, методы, функции инновационного менеджмента в кадровой работе; 299

10.5. Классификация нововведений в кадровой работе, кадровая реформа; 299

10.6. Инновационный потенциал работника; 300

10.7. Новатор, новаторская деятельность; 301

10.8. Кадровая элита; 304

10.9. Цели, функции подразделений служб управления персоналом по разработке и внедрению нововведений в кадровой работе; 305

10.10.Сопротивление внедрению нововведений; 312

10.11. Экономическая и социальная эффективность нововведений в кадровой работе. 318

Контрольные вопросы 318

Глоссарий 320

Литература 324

Дополнительная. 324

Приложения. 329

Приложение 1.Компетенции менеджера 329


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   61


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница