Льготы для организаций, осуществляющих туристическую деятельность




Скачать 46.14 Kb.
Дата05.05.2016
Размер46.14 Kb.
Льготы для организаций,

осуществляющих туристическую деятельность
Рассмотрим отдельные положения действующего законодательства, направленные на предоставление налоговых льгот для тех плательщиков, которые осуществляют туристическую деятельность на территории Республики Беларусь.

Подпунктом 1.31 статьи 94 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) установлено освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации на территории Республики Беларусь туристических услуг по организации на территории Республики Беларусь экскурсионного обслуживания, туристических услуг по организации путешествий туристов в пределах Республики Беларусь по перечням таких услуг, утверждаемым Президентом Республики Беларусь (далее – Перечни), и услуг гидов-переводчиков, экскурсоводов, оказываемых в пределах Республики Беларусь.

Перечни освобождаемых от НДС туристических услуг утверждены Указом Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 №371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» (далее – Указ №371), которые действовали до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 11.07.2012 №312 «О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (далее – Указ №312).

Указом №312 утверждены новые Перечни, действие которых распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2012 года. То есть льгота по туристическим услугам, включенным в новые Перечни, применяется, если день оказания их наступил с 1 января 2012 года. Согласно пункту 1 статьи 100 НК днем оказания туристических услуг признается день заключения участниками туристической деятельности договора оказания туристических услуг либо последний день тура. Выбранный плательщиком порядок определения дня оказания туристических услуг отражается в учетной политике организации (решении индивидуального предпринимателя) и изменению в течение текущего налогового периода не подлежит.

Исходя из норм Указа №312, с 1 января 2012 года организации, оказывающие туристические услуги, имеют право воспользоваться освобождением от НДС при реализации туристических услуг не только иностранным, как это было ранее, но и белорусским туристам.

Согласно пункту 4 статьи 97 НК налоговая база налога на добавленную стоимость определяется исходя из всех поступлений плательщика, полученных им в денежной, натуральной и иных формах от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Налоговая база при реализации туристических услуг на территории Республики Беларусь, освобождаемых от НДС, отражается в строке 8 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.

В случае, если туристические услуги оказываются за пределами Республики Беларусь, оборот по их реализации не является объектом налогообложения и отражается в строке 9 налоговой декларации по НДС.

Налоговым законодательством также предусмотрены льготы по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих туристическую деятельность.

Согласно подпункту 1.11 пункта 1 статьи 140 НК от налогообложения налогом на прибыль освобождается прибыль организаций от оказываемых гостиницами услуг, от оказываемых физкультурно-оздоровительными, туристическими, туристско-гостиничными и горнолыжными комплексами, домами охотников и (или) рыболовов, мотелями, кемпингами услуг по размещению туристов - в течение трех лет с начала осуществления этой деятельности на туристических объектах, введенных в эксплуатацию начиная с 2006 года, по перечню таких объектов, утвержденному Указом №371. Перечень туристических объектов приведен в приложении № 3 к Указу № 371.

С 1 января 2012 года согласно дополнениям, внесенных Указом №312 в Указ №371, освобождается в течение трех лет с начала осуществления деятельности от налога на прибыль не только прибыль организаций от услуг, оказываемых гостиницами, но и прибыль от оказываемых физкультурно-оздоровительными, туристическими, туристско-гостиничными и горнолыжными комплексами, домами охотников и (или) рыболовов, мотелями, кемпингами услуг по размещению туристов.

Указом №312 внесены изменения в перечень туристических объектов, и вновь включенные в перечень объекты, по результатам деятельности за 2012 год, смогут применить льготу по налогу на прибыль.

Средства, высвобождаемые в результате освобождения от налогообложения налогом на прибыль в соответствии с подпунктом 1.11 пункта 1 статьи 140 НК, используются организациями на финансирование строительства, реконструкции туристических объектов, благоустройства прилегающих территорий, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.

В соответствии с пунктом 3 Указа №371 при неиспользовании этих средств по назначению в течение трех лет с начала осуществления данной деятельности либо нецелевом их использовании они взыскиваются в республиканский бюджет.

Также для организаций, осуществляющих туристическую деятельность, законодательством установлены льготы по налогу на недвижимость.

Так, подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 186 НК установлено, что освобождаются от налога на недвижимость здания и сооружения социально-культурного назначения и жилищного фонда местных Советов депутатов, организаций (за исключением принадлежащих организациям жилых помещений (квартир, комнат) в многоквартирных жилых домах, не используемых для проживания физическими лицами).

При отнесении объектов к объектам социально-культурной сферы следует руководствоваться подпунктом 9.4.4 пункта 9 Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4.11.2006 №1475 (с изменениями и дополнениями), согласно которому к отраслям социально-культурной сферы относятся здравоохранение, образование, культура, физическая культура, спорт и туризм.

Следовательно, организация имеет право применить освобождение от налога на недвижимость по зданиям и сооружениям в том случае, если эти основные средства относятся к отрасли туризма и (или) используются ею в сфере туризма.



Таким образом, в случае, если на балансе организации числится здание гостиницы и ресторана как единый туристический комплекс и данная организация осуществляет деятельность только в сфере туризма и оказывает услуги по приему и организации экскурсионного обслуживания как иностранных, так и белорусских граждан, эта организация имеет право на освобождение от налога на недвижимость со стоимости туристического комплекса в целом как объекта социально-культурного назначения.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница