Ласточкина мария сергеевна конкуренция на страховом рынке европейского союза




Скачать 305.1 Kb.
Дата07.05.2016
Размер305.1 Kb.


Н

а правах рукописи



ЛАСТОЧКИНА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА

КОНКУРЕНЦИЯ НА СТРАХОВОМ РЫНКЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
специальность 08.00.14 –Мировая экономика
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва - 2013

Р

абота выполнена на кафедре управления рисками и страхования Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России


Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Турбина Капитолина Евгеньевна
Официальные оппоненты: доктор экономических наук,

профессор, заслуженный экономист РФ, главный научный сотрудник Центра МЭО ИФЭИ Финансового Университета при Правительстве РФ



Перская Виктория Вадимовна
кандидат экономических наук, генеральный директор ООО «Скор Перестрахование»

Благутин Дмитрий Юрьевич
Ведущая организация: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Защита состоится «__» __________ 2013 г. в ____ часов на заседании Диссертационного совета Д 209.002.06 (экономические науки) при Московском государственном институте международных отношений (Университете) МИД России в ауд. _____.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке им. И.Г. Тюлина МГИМО (У) МИД России по адресу: 119454, г. Москва, проспект Вернадского, 76. С авторефератом диссертации можно ознакомиться на сайте www.mgimo.ru.

Автореферат разослан «___» ________­­­­­­­­___2013 г.

И.O. УЧЕНОГО СЕКРЕТАРЯ

ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА НОЗДРЕВА Р.Б.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования определяется существенным изменением содержания конкуренции в условиях рынков с высокой степенью интеграции, каким является Европейский Союз. Это происходит под влиянием глобализации международного страхового хозяйства, расширения возможностей деятельности страховщиков в режиме трансграничной торговли страховыми услугами на рынках других стран в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), изменением институтов страхового рынка под влиянием тенденций мирового экономического развития.

Конкуренция на рынке страховых услуг ЕС – сложное, многоуровневое и изменяющееся экономическое состояние. Новыми конкурентами акционерных страховых компаний и обществ взаимного страхования (ОВС) стали компании государственно-частного партнерства (ГЧП). В 2011 году в странах ЕС их насчитывалось от нескольких компаний в Румынии до около двухсот - в Германии и Великобритании1.

Несогласованность регулирующих норм в вопросах конкуренции между разными субъектами страхования приводит к несправедливой оценке реального уровня конкуренции и концентрации рынка. Содержание конкуренции и методы ее оценки требуют изучения, прежде всего, для целей регулирования рынка со стороны государства.

Особую роль государственное регулирование приобрело в условиях мирового финансового кризиса, поставившего под угрозу экономическую стабильность ЕС и государств-членов, а также затронувшего два важных аспекта:

разграничение между государственной помощью в определенном секторе экономики и мерами общего экономического характера, предпринимаемыми в рамках государственной политики.

изменение действующего регулирования, которое сосредотачивается на наблюдении за конкретными фирмами, а не регулировании на макропруденциальном уровне2. То есть регулирование на уровне одной страны или небольшой группы стран перестало быть достаточным. Поэтому изучение влияния интеграционных процессов на конкуренцию на страховом рынке – важная составляющая антимонопольного регулирования.

Систематизация действующих правил регулирования конкуренции и основных тенденций развития конкурентных отношений на рынке страхования ЕС представляет большой научный и практический интерес и обусловливает актуальность данной диссертационной работы.

Степень изученности и разработанности проблемы. В научной литературе отсутствуют комплексные исследования по проблеме конкуренции на страховом рынке Европейского Союза.

В процессе исследования автором проанализированы и творчески использованы труды специалистов по теории конкуренции, правовым аспектам конкуренции и маркетинговым исследованиям конкурентоспособности компаний: М. Мотта, А.С. Повалий, М.Э.Портера, А.Н. Толоконникова, Ю.Б. Рубина, К.Ю. Тотьева, Х.Хольцера, А.Ю. Юданова и др.

Проблемы европейской экономической интеграции, развития Европейского Союза, антимонопольного регулирования в ЕС рассматриваются в работах А.С.Булатова, Ф.Джонатана, В.Ю.Катасонова, С.Ю. Кашкина, Н.Б. Кондратьевой, Н.Н. Ливенцева, М.Б.Миляевой, В.В. Перской, И.Н. Платоновой, А.Фитцсиммонса, А.В.Холопова, М.Л.Энтина и др.

По вопросам развития страхового предпринимательства, формирования единого страхового рынка ЕС автор проанализировала работы Н.Г.Адамчук, Д.Ю.Благутина, К.Г.Воблого, И.Н.Жука, А.М.Ковалевского, И.Б. Котлобовского, Г.Мюллера, К.Е.Турбиной, Л.И.Цветковой, А.А.Цыганова, Р.Т.Юлдашева и др.



Цель и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования - раскрыть современные тенденции развития конкуренции на рынке страховых услуг в условиях единого страхового пространства ЕС и оценить возможность адаптации опыта европейских стран для развития методов и форм государственного регулирования конкуренции на российском страховом рынке.

Для достижения цели исследования поставлены и решались следующие задачи:



  • оценить современное состояние конкуренции на рынке страховых услуг ЕС и ее динамику под влиянием интеграционных процессов;

  • выявить влияние тенденций развития страхового рынка ЕС на конкуренцию;

  • провести оценку концентрации и других показателей конкуренции на страховом рынке ЕС;

  • раскрыть эволюцию и особенности подходов к регулированию конкуренции на страховом рынке ЕС;

  • оценить возможности применения опыта ЕС в российской практике на основе анализа особенностей регулирования конкуренции на страховом рынке ЕС.

Объект исследования – страховой рынок ЕС и его государств-членов.

Предмет исследования – общие закономерности развития конкуренции в современных условиях и факторы, определяющие развитие конкурентных отношений на европейском рынке страховых услуг.

Хронологические рамки исследования охватывают период с середины 1990-х гг. до настоящего времени.

Теоретическая и методологическая база исследования.

Теоретическую основу диссертационного исследования составили научные исследования отечественных и зарубежных ученых и практиков в области международной экономической интеграции, страхования, предпринимательской конкуренции. Исследование выполнено с применением системного и диалектического подходов. В рамках системного подхода использованы методы логического и сравнительного анализа, методы экономико-статистического сравнения через расчет показателей, построение диаграмм, аналитических таблиц. Диалектический подход позволил рассмотреть отдельные вопросы исследования в динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности.



Область исследования, согласно паспорту специальности 08.00.14 – Мировая экономика, – п.18. Методические аспекты международной конкурентоспособности. Формы и методы конкуренции в различных секторах мирового рынка.

Информационная база исследования – исследования и аналитические отчеты ОЭСР, материалы Европейской Комиссии, отчеты Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ, данные отечественной и зарубежной страховой статистики, материалы международных и научно-практических конференций, посвященных теме конкуренции; иностранная и отечественная экономическая литература, исследования профессиональных страховых объединений - CEA (Европейский комитет страхования), IAIS (Международная ассоциация страховых надзоров), нормативно-правовые акты и законодательство ЕС и его государств-членов.

Научная новизна диссертации состоит в выявлении существенного изменения содержания конкуренции на страховом рынке в конце XX - начале XXI вв. вследствие усложнения и разнообразия страховых услуг в условиях единого страхового пространства ЕС. Систематизирован опыт ЕС и его стран-членов по регулированию конкуренции на страховом рынке, проанализировано развитие форм конкурентных отношений, обусловленных образованием новых субъектов страхового рынка и усложнением взаимосвязей между финансовыми институтами. Оценен уровень концентрации на страховых рынках России, ЕС и его стран-членов, что позволило сформулировать предложения по антимонопольному контролю и регулированию страхового бизнеса в современной России.

Основные результаты диссертационного исследования, выносимые на защиту:

  • установлено, что тенденции развития европейского страхового рынка разнонаправлено влияют на конкуренцию. Появление новых рынков в связи с расширением ЕС, прирост страховых взносов у всех страховых компаний, чья основная деятельность приходилась на внутренний рынок ЕС, активизирует конкуренцию. Но принятие новых стандартов платежеспособности страховщика (Solvency II3) и запрет дискриминации по гендерному признаку4 при установлении страховых тарифов во всех видах страхования повысит цены на страховые услуги, снижает конкуренцию, сокращает виды страховых услуг. На основе проведенного анализа доказано, что расширение практики государственно-частного партнерства в страховании в современных условиях негативно повлияет на конкурентную среду;

  • рассчитаны показатели концентрации и монополизированности единого страхового рынка ЕС и его государств-членов. Единый европейский страховой рынок характеризуется низким уровнем концентрации при умеренной неравномерности распределения долей между компаниями. Страховые рынки Франции, Великобритании и Нидерландов умеренно- и высококонцентрированные, что подтверждает ориентацию потребительских предпочтений страхователей в пользу национальных страховщиков. Большинство страховщиков ЕС имеют коммерческое присутствие на всех крупнейших рынках стран-участниц, и это может приводить к необоснованным преференциям в пользу крупных компаний;

  • выявлены новейшие принципы регулирования конкуренции на страховом рынке ЕС, обусловленные существующими административными барьерами доступа и дополнительным контролем государства за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков. Доказано, что усиление регулятивной системы, ориентированной на стабильность страховых компаний, способствует развитию конкуренции;

  • систематизирован опыт ЕС по стабилизации страхового рынка в период мирового финансового кризиса 2008 года, включающий в себя предоставление финансовой помощи финансовым институтам и влияние этой практики на конкуренцию. Впервые выделен механизм контроля государственной поддержки страховщиков, находящихся в затруднительном финансовом положении, на основе анализа критериев Европейской комиссии по разграничению нелегальной господдержки, нарушающей конкуренцию; сформулированы меры общеэкономического характера в рамках государственной политики в кризисной ситуации;

  • оценена возможность и даны рекомендации по адаптации опыта европейских стран для развития методов и форм защиты конкуренции на российском рынке страховых услуг. В качестве мер антимонопольного регулирования страхового рынка рекомендовано: введение оборотных штрафов (в зависимости от завышения или занижения страховой компанией цены на предоставляемую услугу); увеличение порога и сферы применения принципа «de minims»5; усиление контроля в отношении правонарушений самими органами управления; дополнительная проработка условий признания компании доминирующей на рынке; стимулирование страховщиков в проведении собственных базовых исследований страхового рынка для использования в последующих решениях.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическое значение имеют выводы автора, касающиеся особенностей конкуренции на рынке страховых услуг в условиях глобализации; результаты проведенной в диссертации систематизации субъектов страхового рынка ЕС. Практическое значение исследования определяется возможностью применения результатов структурированного анализа практики государственного регулирования конкуренции на страховом рынке для адаптации опыта ЕС на национальном рынке и формирующихся рынках межгосударственных объединений с участием России.

Выводы и результаты исследования могут быть использованы органами антимонопольной службы при разработке и реализации государственной политики по развитию конкуренции на финансовых рынках. Материалы диссертационной работы могут найти применение при преподавании учебных дисциплин по курсам «Страхование во внеш­неэкономической деятельности», «Страховое дело», «Страховое право», «Конкуренция и антимонопольная политика на финансовых рынках» в высших учебных заведениях.



Апробация и внедрение результатов исследования. По теме диссертации автором опубликованы 5 статей общим объемом 1,9 п.л., в том числе 4 статьи в изданиях, входящих в «Перечень ведущих рецензируемых научных журна­лов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные ре­зультаты диссертации на соискание ученой степени доктора и кандидата наук» ВАК (общим объемом 1,8 п.л.). Основные положения исследования были представлены автором на II Межвузовской научно-практической конференции «Монополизм и конкуренция на страховом рынке» (МГИМО (У) МИД России, 2010г.); Международной конференции молодых ученых-экономистов «Конкуренция как фактор экономического роста и развития», по результатам которой автору присужден Диплом I степени (СПбГУ, 2011г.); IV Межвузовской научно-практической конференции «Управление рисками в современной экономике» (МГИМО (У) МИД России, 2011г.).

Результаты и выводы настоящего исследования внедрены в препо­давание учебных дисциплин по курсам «Страховое дело» в МГИМО (У) МИД России, и «Рынок финансовых услуг ЕС» в Европейском учебном институте при МГИМО (У) МИД России; использованы при подготовке отчетов о стратегическом развитии отношений Россия - ЕС в рамках деятельности Европейского учебного института, подготовленных для Европейской Комиссии.



Структура и объем работы определены целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений; содержит 160 страниц основного машинописного текста и 5 приложений. Библиография включает 210 наименований.

Структура работы:


Заключение



Литература

Приложения


  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования и определена степень ее разработанности; раскрыты теоретическая и методологическая основа работы; определены цель, задачи, объект, предмет и метод исследования; изложены основные положения научной новизны и практической значимости диссертации.

Группы проблем, рассмотренные и исследованные в основном содержании работы, приведены ниже.



I. Влияние изменений, происходящих на страховом рынке, на современное состояние конкуренции. Исследованы: снижение роли страхования жизни вследствие проведения стимулирующей денежно-кредитной политики; изменение субъектов страхового рынка; международные аспекты глобализации; расширение практики государственно-частного партнерства в страховании.

На рынке страховых услуг ЕС объем собранных страховых премий в 2011 году упал на 1,5% по сравнению с положительным приростом 2010 года и достиг 1089 млрд. евро (рис.1). Главные причины – снижение премий в секторе страхования жизни из-за сдерживания Европейским Центральным Банком процентных ставок на низком уровне.



Рис. 1 Общий сбор страховых премий на европейском страховом рынке – 2001-2011 гг. (млрд. евро)

Источник: Annual Report 2011-2012 CEA. [Electronic resource] – Mode of access: http://www.insuranceeurope.eu/uploads/Modules/Publications/annual-report-2011-2012-small.pdf

На рынке страхования жизни после роста в 2010 году объем премий упал на 4% и составил 613,4 млрд. евро. Это стало следствием неуверенности потребителей в экономических перспективах и предпочтении вложений в краткосрочные банковские продукты против долгосрочных страховых продуктов, таких как unit-linked6.

Лидирует по сбору страховых премий Великобритания. В 2011 году на нее приходилось около 24% страхового рынка ЕС. Больше половины страховых премий распределились между Великобританией, Францией и Германией (рис.2).

Рис. 2. Распределение общего объема премий среди стран-членов ЕС

Источник: Annual Report 2011-2012 CEA. [Electronic resource] – Mode of access: http://www.insuranceeurope.eu/uploads/Modules/Publications/annual-report-2011-2012-small.pdf
По страхованию иному, чем страхование жизни, в 2011 году был зафиксирован почти трехпроцентный уровень прироста страховых премий, что в абсолютном значении составило 439 млрд. евро7. Общая положительная тенденция роста премий во многом обеспечивается низкомаржинальным направлением бизнеса – автострахованием. Поэтому на средний уровень дохода страховых компаний этот факт не повлияет.

Анализ макроэкономических факторов и тенденций развития страхового рынка ЕС выявил ряд проблем, которые оказывают существенное влияние на деятельность страховых компаний:

кризисные явления в экономике и связанная с ними нестабильность евровалюты;

вступление в силу в 2014 году стандартов платежеспособности страховщика Solvency II, значительно повышающих требования к его капиталу;

принятие Директивы ЕС по половой принадлежности, вероятным итогом которой будет повышение цен на страховые услуги;

расширение практики государственно-частного партнерства в страховании негативно повлияет на конкурентную среду.

Возникновение данных проблем обусловлено, в том числе, наличием на страховом рынке разных субъектов страхового дела. Подробно рассмотрены классические субъекты страхового рынка - акционерные страховые организации и ОВС; а также субъекты, чья организационная форма характерна только для рынка ЕС - европейские компании8. На уровень конкуренции на внутреннем страховом рынке ЕС влияют операции внутри одного сектора (представлен либо акционерными страховыми организациями, либо ОВС) и между секторами. Данные секторы жестко не отделены друг от друга ни перечнем страхуемых рисков, ни территорией деятельности, ни потенциальными страхователями. Поэтому на рынке одновременно имеют место несколько тенденций взаимодействия страховых организаций:


  • трансформация ОВС в акционерные общества. Причина - меньшая доходность ОВС, например, вследствие невозможности повысить эффективность системы продаж за счет посредников;

  • взаимодействие между компаниями в форме взаимных холдинговых компаний, ОВС с дочерней акционерной компанией.

Выявленные тенденции снижают индивидуализированный подход к страхователям и количество разработок узко сегментированных страховых продуктов. Понимая данную угрозу для конкуренции на страховом рынке ЕС, регулятор создает специальные условия для развития нишевых компаний. Например, в законодательстве Германии выделены «малые общества, имеющие ограниченную по предмету, территории или кругу лиц сферу деятельности»9. На них не распространяются требования о наличии устава, о величине уставного капитала, о формировании чрезвычайного резерва и некоторые другие.

Деятельность европейских компаний не влияет на состояние конкуренции на внутреннем рынке, так как число субъектов рынка при этом не увеличивается. Создание европейской компании нацелено на формирование крупных предприятий с широким экономическим потенциалом, чтобы успешно конкурировать на мировом страховом рынке.

Кроме самих субъектов страхового рынка, на состояние конкурентной среды оказывает влияние появление особых институтов взаимодействия государства и бизнеса - государственно-частное партнерство (ГЧП)10, значительно сужающее рынок. Государство, привлекая компанию для предоставления страховых услуг, способствует тому, что компания начинает доминировать на рынке.

Проведенный анализ субъектов страхового рынка ЕС и расчет распределения премий среди них выявил лидеров на общеевропейском страховом рынке. В первую пятерку вошли Generali (7%), Allianz (6,9%), AXA (4,3%), Aviva (3,1%) и CNP (3%). На десять крупнейших страховых компаний пришлось 34,5%, а на двадцать лидеров - 45,8%11.

В диссертации выявлены основные направления влияния процессов глобализации на конкуренцию на европейском страховом рынке, сгруппированные на основе мировых тенденций. Возрастающий объем трансграничных сделок создает предпосылки для перехода национального регулирования страхового бизнеса на наднациональный уровень. Глобализационные процессы прямо влияют на конкуренцию. Особое значение приобретает вопрос об отсутствии инструментов контроля и оценки транснациональной концентрации в принципах ГАТС. Отсутствие таких инструментов имеет отрицательные последствия для конкуренции на мировом страховом рынке. В диссертации доказано, что отсутствие в ВТО инструментов по оценке транснациональной монополизации делает невозможным контроль и пресечение негативных последствий их проявления.


II. Оценка концентрации и других элементов конкуренции на страховом рынке Европейского Союза и его государств-членов. Для оценки конкуренции на европейском страховом рынке автором проведено исследование, включающее в себя следующие этапы.

Этап 1. Определение общего числа страховых компаний, функционирующих на рынке ЕС.

Этап 2. Расчет индекса концентрации и индекса Герфиндаля-Хиршмана для оценки концентрированности страхового рынка ЕС.

Этап 3. Определение коэффициента Джини - степени равномерности распределения долей между функционирующими компаниями.

Этап 4. Сравнение показателей концентрации общеевропейского рынка с таковыми по отдельным странам-членам ЕС.

В рамках первого этапа выявлена тенденция сокращения количества страховых компаний на рынке ЕС до 2010 года (табл.1).

Таблица 1

Общее количество страховых компаний, функционирующих в ЕС, 2004-2010 гг.






Количество компаний

Уровень прироста

Год

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2010/2004

ЕС (27)

5 028

4 935

4 833

4 831

4 703

4  618

4 587


-9,5%


Источник: Построено автором по статистическим данным Европейского комитета страхования (CEA) за 2004-2010 гг. [Electronic resource] / Market operators CEA.– Mode of access: http://www.cea.eu
Причинами этого процесса являются сделки слияния и поглощения в конце 1990-х гг., следуя принципам либерализации и дерегулирования рынка ЕС; подготовка рынка к принятию и ужесточению требований к финансовой устойчивости страховых компаний по Solvency II; влияние конъюнктурных факторов и цикличность перехода стран с «жесткого» на «мягкий» рынок и обратно, сопровождающаяся увеличением/уменьшением количества компаний.

Самое большое сокращение страховых компаний произошло в Дании, Литве и Нидерландах. Тренд в сторону увеличения числа компаний на фоне общей понижательной тенденции наблюдался в Румынии и на Мальте (увеличение на 20,4%12) и объясняется предоставляемыми налоговыми преференциями.

На втором этапе на основе полученных данных о количестве функционирующих компаний автором рассчитан уровень концентрации страхового рынка ЕС. Индекс концентрации (CR) - сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке. На страховом рынке ЕС данный показатель принимает следующие значения13:

для первой тройки компаний CR-3 = 18,37%;

для первой четверки компаний CR-4 = 21,50%;

для первой шестерки компаний CR-6 = 26,98%.

Однако определение индекса концентрации недостаточно для объективной оценки степени монополизированности страхового рынка. Для стран-членов ЕС дополнительно был рассчитан индекс Герфиндаля-Хиршмана - соотношение долей крупнейших фирм на рынке. За основу расчета этого показателя взята доля компаний по сбору премий. Для первой двадцатки компаний-лидеров рынка значение этого индекса составило 314,67.

Сформулирован вывод: по показателям индекса концентрации и по индексу Герфиндаля-Хиршмана европейский страховой рынок низкоконцентрированный.

Третий этап исследования дает оценку справедливости распределения долей между компаниями на европейском страховом рынке. Иллюстрация результатов оценки в виде кривой Лоренца приведена на рис.3.

Рис. 3. Кривая Лоренца для страхового рынка ЕС

Источник: Рассчитано и построено автором на основе данных Европейского комитета страхования (CEA) за 2010 г. [Electronic resource] / Market operators CEA.– Mode of access: http://www.insuranceeurope.eu/facts-figures/statistical-series/market-operators; ежегодного отчета Швейцарского перестраховочного общества (Swiss Re) за 2010 г. [Electronic resource] / Swiss Re. – Mode of access: http://media.swissre.com/documents/sigma2_2011_en.pdf
Коэффициент Джини, рассчитанный на основе кривой Лоренца, принимает значение G = 42,68%, что свидетельствует об умеренной степени неравномерности распределения рыночных долей между фирмами.

На четвертом этапе рассчитанные показатели концентрации по общеевропейскому страховому рынку сопоставлены с таковыми показателями по рынкам национальным:



  • для Франции индекс концентрации CR-3 составил по страхованию иному, чем страхование жизни - 43,37%; по страхованию жизни – 38,54%;

  • для Великобритании CR-3 составил по страхованию иному, чем страхование жизни - 29,83%; по страхованию жизни – 18,24%;

  • для Нидерландов CR-3 составил по страхованию иному, чем страхование жизни - 47,36%; по страхованию жизни – 48,23%;

Таким образом, автором доказано, что национальные рынки более монополизированы, чем единый страховой рынок. На примере исследованных стран можно сделать вывод, что потребитель предпочитает услуги национальных страховщиков, нежели предоставленные страховщиками из других стран в режиме трансграничной торговли.

Единый европейский страховой рынок характеризуется сокращением числа компаний; низким уровнем концентрации при умеренной неравномерности распределения долей между компаниями. Причины этого:



  • проведение Европейской комиссией политики по установлению посредством законодательных норм повышенных требований к фи­нансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков;

  • возрастающая конкуренция - основной дви­жущий фактор, стимулирующий укрупнение компаний европейского рынка и ведущий к увеличению показателей его концентрации осуществлением сделок по слиянию и поглощению;

  • единый европейский страховой рынок низко концентрированный, тогда как рынки отдельных стран-членов ЕС относятся к умеренно- или даже высококонцентрированным. Это говорит об ориентации страхователей на национальные страховые компании и о несбалансированности политики Европейской комиссии и национальных регуляторов антимонопольной деятельности.


III. Исследование особенностей государственного регулирования конкуренции на страховом рынке Европейского Союза. Регулирование конкуренции на страховом рынке ЕС подпадает под общие критерии, зафиксированные в Договоре о Функционировании ЕС. Частные вопросы, относящиеся исключительно к страховому рынку, разъясняются в Директивах ЕС.

В диссертации подчеркивается, что сама природа страховой деятельности во многом объясняет несовершенство конкуренции на страховом рынке. В страховании принцип свободы конкуренции вступает в конфликт с принципом обеспечения устойчивости страховой деятельности. Автором рассмотрены «блоковые исключения»14, действующие в данный момент, а также причины исключения ранее действующих положений и изъятий из общих правил антимонопольного регулирования. В страховании допускаются Соглашения о совместных расчетах и исследованиях: они позволяют точнее оценить риски и допустить на рынок небольших страховщиков; преследуют цель достижения максимальной открытости, и доступности данных потребителям, и в связи с этим благоприятно поддерживают конкуренцию. Причина включения соглашений по созданию страховых и перестраховочных пулов в «блоковые исключения» - обеспечение конкуренции на рынке. Данные соглашения могут быть выгодными для потребителей для покрытия чрезмерных или исключительных рисков; могут снизить барьеры входа на рынок для небольших страховщиков. Однако «блоковые исключения» прописывают необходимость соблюдения такими соглашениями определенных условий допустимости.

При главенстве правил ЕС по регулированию конкуренции на страховом рынке, национальное регулирование продолжает играть большую роль в силу следующих причин:


  • несмотря на прямые запреты на ограничение или искажение конкуренции на внутреннем рынке, имеются исключения для любых соглашений, способствующие экономическому прогрессу при сохранении для потребителей справедливой доли вытекающей из них прибыли;

  • правила регулирования конкуренции на рынке ЕС распространяются лишь на действия, выходящие за пределы одного государства-члена, либо имеющие последствия угрозы для конкуренции на внутреннем рынке.

Поэтому автором рассмотрено соотношение национального и наднационального подходов к регулированию конкуренции на примере Германии. В области надзора за злоупотреблениями доминирующим положением на рынке использование некоторых действующих норм германского Закона об ограничении конкуренции (GWB)15, не имеющих соответствия в единых правилах ЕС, создают немецкой системе определенные преимущества. В европейском регулировании отсутствует понятие относительного доминирования на рынке. Государства-члены могут устанавливать дополнительные запреты либо трактовать понятия национального законодательства более строго, чем это предусмотрено на уровне ЕС. После седьмого реформирования антимонопольного регулирования Германии в 2005 году из него исключены нормы о страховании. В последние годы они практически не использовались в связи с применением Директив по страхованию, реализующих различные аспекты принципа свободы оказания услуг, в том числе и свободную конкуренцию между страховыми компаниями на всей территории ЕС16.

Исследование регулирования конкуренции предполагает рассмотрение вопросов господдержки компаний в условиях мирового финансового кризиса.

Базовые положения о контроле со стороны ЕС оказания государственной помощи запрещают выплаты любых видов помощи, угрожающих искажением условий конкуренции на пространстве единого рынка. Неоднозначность в этом вопросе возникает из-за сложности разграничения между государственной помощью и мерами общего экономического характера, предпринимаемыми в рамках государственной политики. Определяющим критерием в данном случае выступает оценка дискриминационного характера государственной помощи, т.е. искажает ли предоставленная поддержка конкуренцию на рынке.

По состоянию на начало марта 2011 года общий объем финансирования мер по борьбе с затруднительным финансовым положением составил 3362 млрд. евро, что соответствует 29% ВВП Евросоюза. Данная цифра включает в себя полный объем мер (гарантии, предложенные наборы мер по выходу из кризиса и т.п.), взятых и используемых государствами-членами ЕС. Среди 27 стран-членов ЕС Греция получила больше всех помощи – 850 млрд. евро; Ирландия получила 723 млрд. евро17.

В работе проанализирован опыт государственной поддержки финансовой группы ING (предоставляющей в том числе и страховые услуги). Она получила 10 млрд. евро капиталовложений и помощь для укрепления ослабленных активов портфеля размером в 34 млрд. евро. В дополнение к этому, ING предоставлены гарантии по принятой ответственности на 12 млрд. евро. План по выходу группы ING из трудного финансового положения предусматривает сокращение отдельных статей консолидированного баланса на 45% снижением доли заемных средств и сокращением некоторых направлений бизнеса, например, ING страхования. Еврокомиссия одобрила предложенные меры и надеется, что ING удастся в долгосрочной перспективе вернуться к самостоятельной хозяйственной деятельности. План финансового оздоровления является вкладом в становление здоровых конкурентных отношений.

Сравнение программы государственной поддержки с 2008 по 2010 гг. с программой на 2011 год позволило автору сделать вывод о сокращении экстренной финансовой помощи страховым компаниям и постепенному отказу от нее, поскольку:



  • максимальная государственная помощь составляет 200 тыс. евро по сравнению с 500 тыс. евро в кризисный период;

  • для малых и средних компаний ставки на субсидированные гарантии и займы снижены на 15% по сравнению с рыночными ставками (в кризисный период на 25%);

  • для крупных компаний ставки на субсидированные гарантии и займы не снижены по сравнению с рыночными ставками (в кризисный период - снижение на 25%);

  • крупным компаниям предоставляют кредит на инвестиционный капитал по сравнению с кредитом на инвестиционный и оборотный капитал в кризисный период.

Данные меры связаны с тем, что сравнительное преимущество от предоставляемой помощи сокращается по сравнению с наносимым ущербом для конкуренции на рынке ЕС.
IV. Анализ возможностей применения опыта Европейского Союза для регулирования конкуренции на страховом рынке Российской Федерации. Формирование российского антимонопольного регулирования во многом ориентировано именно на европейскую модель. Специальные меры по регулированию конкуренции на страховом рынке могут стать логическим продолжением уже имплементированных базовых подходов.

Рассчитав для российского рынка коэффициенты концентрации (индекс концентрации CR-3 = 29,23%; CR-4 = 35,67%; индекс Герфиндаля-Хиршмана = 522,6718), автор пришел к выводу: на данный момент российский страховой рынок в целом умеренноконцентрированный. Но кривая Лоренца (рис. 4) и подсчитанный на ее основе коэффициент Джини (G=83,21%) свидетельствует о высокой степени неравномерности распределения рыночных долей между страховщиками, т.е. российский рынок стремится к монополизации. В перспективе эти тенденции только усилятся за счет отзыва лицензий на страховую деятельность у части страховщиков из-за неспособности соответствовать новым требованиям к размеру уставного капитала, увеличения в связи с этим сделок по слиянию и поглощению, а также под влиянием усиления концентрации бизнеса (и как следствие, объектов страхования) в иных отраслях экономики.



Рис. 4. Кривая Лоренца для российского страхового рынка за 2010 г.

Источник: Рассчитано и построено автором на основе данных ФССН за 2010 год.

В связи с данным выводом, автор остановился на углубленном рассмотрении возможностей адаптации подходов Европейской комиссии по вопросам доминирующего положения к таковым для ФАС России.

Российский подход не предусматривает критериев для установления пределов сегментации рынка. Функциональное назначение, применение, цены и «другие параметры» страховой услуги, указанные в Методических рекомендациях19 ФАС, сами по себе скорее основания для классификации.

Для Европейской комиссии цель изучения условий страхования - выявление взаимозаменяемости услуг со стороны спроса и со стороны предложения. Именно этот критерий выступает своеобразным ограничителем, сдерживающим экономически необоснованную сегментацию страхового рынка.



Анализ решений Европейской комиссии по сделкам концентрации капитала в страховой сфере говорит о том, что доминирующее положение участника рынка обусловлено появлением у него рыночной силы. Безусловно, основной ориентир для признания доминирующего положения компании - рыночная доля. Однако сама по себе большая доля на рынке не должна быть определяющей. При анализе состояния конкурентной среды на рынке следует оценить барьеры входа на рынок. Европейская комиссия обращает внимание на наличие самих барьеров (затраты на открытие компании, особенности регулирования и надзора, минимальные затраты для начала бизнеса в страховой сфере), а также на фактическую преодолимость этих барьеров, которая может подтверждаться появлением новых игроков на рынке и ростом их рыночных долей.

Методические рекомендации20 ФАС России во многом учитывают описанные выше факторы. Однако в отношении условий признания страховых компаний доминирующими, подход ФАС долгое время оставался непроработанным.

Положение страховщика, доля которого за отчетный период превышает на федеральном страховом рынке 10% или на региональном – 25%, автоматически признавалось доминирующим. Подобный «автоматизм» привел к тому, что ФАС признала доминирующими на рынке обязательного медицинского страхования Новосибирской области сразу две страховые компании – ЗАО «Новосибирск-Медицина» и ООО НМСК «Интекс-Мед», поскольку их доли составляли 32,1 и 37,8% соответственно21. «Коллективного» доминирования для лиц, не входящих в одну группу, каковыми являлись эти компании, ни один нормативно-правовой акт не предусматривал.

Сравнение европейского и российского подходов к анализу рынка выявило отдельные недостатки в методологическом обеспечении деятельности российских антимонопольных органов и практическом осуществлении ими возложенных функций. По мнению автора, ФАС России необходимо:

  • проведение собственных базовых исследований рынка. Анализ решений Европейской комиссии по сделкам концентрации капитала в страховой сфере свидетельствует, что многие аргументы используются ею и в последующих решениях. Например, собственное исследование рынка перестрахования, с оценкой объемов перестрахования, осуществляемого российскими страховщиками за рубежом, поможет снять вопрос о географических границах данного рынка на продолжительное время;

  • привлечение финансовых организаций к совместному обсуждению вопросов проведения анализа рынка. Введение «оборотных» штрафов за нарушение антимонопольного законодательства стимулирует участников рынка: к сужению продуктовых и географических границ для целей исчисления «оборотных» штрафов; к проведению собственных маркетинговых исследований. Их результаты могут стать предметом для обсуждения в рамках Экспертного совета по защите конкуренции на рынке финансовых услуг;

  • максимально полно отражать выводы по результатам: оценки сделок концентрации капитала; рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства; анализа состояния конкурентной среды.

Размещение этих документов на сайте ФАС России позволит достичь целей повышения информированности о подходах, которых придерживаются российские антимонопольные органы в своей деятельности, так же как это делает Комиссия, публикуя большую часть информации на своем официальном сайте.

Дополнительные приоритетные направления по защите конкуренции на страховом рынке должны включать в себя:

  • увеличение порога и сферы применения принципа «de minimis». Это разгрузит работу ФАС России от мелких правонарушений и позволит тщательнее рассматривать крупные дела, влияющие на конкуренцию на рынке;

  • реформирование на практике (а не декларативно) системы обязательного медицинского страхования на принципах реализации права граждан на свободный выбор лечебного учреждения, врача, страховой организации;

  • пресечение недобросовестных действий страховщиков и их объединений в сфере обязательного страхования;

  • упрощение порядка уведомления о совершающейся сделке, особенно это касается сделок по слиянию и поглощению, число которых увеличивается в связи с повышением требований к размеру уставного капитала страховщика;

  • совместное расследование случаев нарушения антимонопольного законодательства на рынках России и стран-членов ЕС;

  • принятие дополнительного регулирования, контролирующего нарушения антимонопольных правил федеральными, государственными и местными органами управления.

В заключении обобщены результаты диссертационного исследования, сформулированы основные выводы и даны рекомендации по их практическому использованию.


  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:

Публикации общим объемом 1,9 п.л., в том числе в изданиях, входящих в список реферируемых изданий ВАК.

В журналах из списка, рекомендованного ВАК России:

1. Основные элементы ограничения деятельности участников рынка в рамках антимонопольного регулирования в ЕС // «Страховое право», - 2010. - №4. - 8-15 с. – 0,4 п.л.

2. Государственная помощь как один из инструментов государственного регулирования конкуренции в посткризисный период в Европейском Союзе // «Экономика. Налоги. Право», - 2011. - №4. - 181-185 с. – 0,5 п.л.

3. Тенденции развития страхового рынка Европейского Союза в условиях усиления конкуренции // «Экономика. Налоги. Право», - 2011. - №5. - 190-194 с. – 0,5 п.л.

4. Влияние запрета половой дискриминации на андеррайтинг в Европейском Союзе // «Страховое право», - 2011. – №4. – 18-21 с. – 0,4 п.л.

В прочих изданиях:

5. Антимонопольное регулирование страхового рынка Европейского Союза // Конкуренция как фактор экономического роста и развития. Материалы международной конференции молодых ученых-экономистов. / Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ). - ОЦЭиМ.: – 2011. – 73 – 74 с. – 0,1 п.л.



1Review of the European PPP Market in 2011 [Electronic resource] // European PPP Expertise Centre. – 2011. – Mode of access: http://www.eib.org/epec/resources/epec_market_update_2011_en_web.pdf

2 Memorandum of understanding on cooperation between the financial supervisory authorities, central banks and finance ministries of the EU on Cross-Border financial stability // Brussels. - ECFIN/CEFCPE (2008) REP/53106 – 01.06.2008.

3 Directive 2009/138/EC of the European Parliament and of the Council of 25 November 2009 on the taking-up and pursuit of the business of Insurance and Reinsurance (Solvency II) Text with EEA relevance. – OJ № L 335. – 17.12.2009.

4 Council Directive 2004/113/EC implementing the principle of equal treatment between men and women in the access to and supply of goods and services. – OJ № L 373/37. – 21.12.2004.

5 Согласно данному правилу, соглашение между предприятиями не нарушает конкуренции, если совокупная доля рынка, занимаемая такими предприятиями, не превышает 5% в случае горизонтального соглашения и 10% в случае вертикального соглашения.

6 Страхование жизни с инвестиционной составляющей (англ. unit-linked) - сочетание классического накопительного страхования жизни с инвестиционной составляющей в виде активов инвестиционных инструментов. – Прим.авт.

7 Annual Report 2011-2012 CEA. [Electronic resource] – Mode of access: http://www.insuranceeurope.eu/uploads/Modules/Publications/annual-report-2011-2012-small.pdf

8 Европейская компания (Societas Europaea – SE) - организационно-правовая форма юридического лица, не подпадающая под национальное регулирование отдельных стран ЕС, и подлежащая регулированию на общеевропейском уровне. – Прим.авт.

9 Турбина К.Е., Дадьков В.Н. Взаимное страхование. - М.: Анкил, 2007. – C.23.

10 ГЧП – это соглашение между органами власти и одним или несколькими частными партнерами (среди которых могут быть финансовые институты), согласно которому частные партнеры оказывают определенную услугу, при этом цели государственного органа по предоставлению этой услуги связаны с целями частных партнеров по извлечению прибыли и эффективность этой связи зависит от значительной передачи риска частным партнерам. - Public-Private Partnerships: In Pursuit of Risk Sharing and Value for Money. [Electronic resource] // OECD. – 2008. – Mode of access: http://www.oecd.org/document/27/0,3746,en_2649_34119_40757595_1_1_1_1,00.html - P.17.

11 Рассчитано автором на основе статистических данных European market operators 2010. [Electronic resource] // CEA – Mode of access: http://www.insuranceeurope.eu/facts-figures/statistical-series/market-operators

12 Statistical publications / Market operators CEA. [Electronic resource] – Mode of access: http://www.cea.eu

13 Рассчитано автором на основе данных CEA за 2010 год. [Electronic resource] – Mode of access: http://www.cea.eu/index.php?page=market-operators

14 Commission Regulation (EU) No 267/2010 on the application of Article 101(3) of the Treaty on the Functioning of the European Union to certain categories of agreements, decisions and concerted practices in the insurance sector. – OJ № L83/1. – 30.03.2010.

15 Gesetz gegen Wettbewerbsbeschränkungen in der Fassung der Bekanntmachung vom 15. Juli 2005.

16 International Insurance Regulation: current and proposed regulation explained. – London: Clifford Chance publication, 2002.

17 Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Central Bank, the European Economic and Social Committee, the Committee of the Regions and the European Investment Bank. Growth for Greece. // European Commission. COM (2012) 183 Final. – 18.4.2012

18 Рассчитано автором по данным Федеральной службы страхового надзора за 2010 год.

19 Разъяснения по новой редакции ФЗ «О защите конкуренции» (ФЗ № 195-ФЗ от 08.11.2008 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/fas-news/fas-news_21215.html

20 Приказ МАП России от 31.03.2003 №86 «Методические рекомендации по порядку проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг».

21Анализ рынка услуг страховых медицинских организаций и фондов обязательного медицинского страхования при осуществлении финансирования расходов по обеспечению лекарственными средствами льготных категорий граждан и анализ конкурентной среды на рынке обязательного медицинского страхования. [Электронный ресурс] // ФАС. – Режим доступа: Пресс-релиз Федеральной антимонопольной службы http://www.fas.gov.ru/files/7723/Svodnaa_OMS3.doc



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница