Курсовая работа свободные экономические зоны. Состояние, проблемы, перспективы




Скачать 435.92 Kb.
страница1/2
Дата04.05.2016
Размер435.92 Kb.
  1   2
КУРСОВАЯ РАБОТА

Свободные экономические зоны. Состояние, проблемы, перспективы

Введение
Свободные экономические зоны – часть национально-государственных территорий, на которых действуют особые льготные условия для иностранных и национальных предпринимателей. Главная цель создания – подъем экономики региона, повышение ее эффективности. Обеспечивается посредством: привлечения материальных и финансовых ресурсов зарубежных паритетов и отечественных предпринимателей; внедрения передовой техники и технологий; создания экспортно-ориентированных производств и увеличения на этой основе валютных поступлений; освоения передового опыта управления и организации маркетинга; создания новых рабочих мест; освоения зарубежных рынков сбыта [3, с. 3].

Экономисты отмечают, что создание свободных экономических зон рассматривается многими странами как средство, позволяющее привлечь в инвестиционную сферу иностранный и национальный капитал, расширить экспорт продукции (работ, услуг), обеспечить рост валютных поступлений, получить доступ к новым технологиям, повысить занятость населения, получить новые возможности для подготовки и переподготовки кадров, насытить внутренний рынок высококачественными товарами.



Актуальность темы курсовой работы.

Создание СЭЗ один из самых распространенных методов привлечения иностранного капитала и модернизации экономики, что является очень актуальным для Республики Беларусь.



Объектом исследования являются свободные экономические зоны Республики Беларусь.

Цель моего исследования заключается в следующем: на основе полученных знаний правильно, объективно и всесторонне дать общую характеристику СЭЗ, а также определить проблемы и перспективы развития СЭЗ в Республике Беларусь.

Задачи исследования состоят в том, чтобы:

  • Рассмотреть понятие свободная экономическая зона и раскрыть её сущность;

  • Проанализировать цели создания СЭЗ;

  • Изучить специфику СЭЗ;

  • Охарактеризовать основные виды СЭЗ;

  • Рассмотреть СЭЗ Республики Беларусь;

  • Определить проблемы и перспективы СЭЗ Республики Беларусь;

  • Провести сравнительную характеристику белорусских СЭЗ.



1. Свободные экономические зоны и их характеристика
1.1 Цели создания СЭЗ. Характерные черты СЭЗ
Свободные экономические зоны в настоящее время являются важным инструментом общенационального экономического развития и стимулирования внешнеэкономических связей. Они представляют собой четко территориально ограниченные районы со специфическими таможенными и торговыми режимами, характеризующиеся общей свободой перемещения капитала, товаров и специалистов.

Цели создания СЭЗ в разных группах стран мирового хозяйства, несмотря на различия, имеют и некоторую общность, в рамках которой их можно классифицировать как экономические, социальные и научно-технические.

Экономические цели создания СЭЗ:


  • Активизация и расширение внешнеторговой, а также внешнеэкономической деятельности в целом;

  • Привлечение в экономику иностранных и национальных инвестиций;

  • Увеличение экспорта и рационализация импорта;

  • Рост валютных поступлений в бюджет страны и регионов.

Социальными целями являются:

  • Создание новых рабочих мест, рост занятости населения;

  • Обучение и подготовка квалифицированных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров с учётом использования мирового опыта;

  • Насыщение национального рынка высококачественными товарами и услугами производственного и потребительского назначения;

  • Рост благосостояния и уровня жизни населения;

  • Ускорение развития остальных регионов за счёт концентрации в пределах зон ограниченных национальных ресурсов.

Научно-технические цели:

  • Активное использование новейших зарубежных и отечественных технологий;

  • Ускорение внедрения результатов НИОКР (Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы);

  • Концентрацию научно-технических кадров, в том числе зарубежных, на приоритетных направлениях;

  • Привлечение опыта и научно – исследовательских достижений научно-технических центров и венчурных компаний;

  • Повышение эффективности используемых производственных мощностей, в частности конверсионных [1, c. 90–91].

Несмотря на разнообразие в мире свободных экономических зон, можно выделить несколько характерных черт, присущих любой свободной зоне:

1) применение различных видов льгот и стимулов, создающих наиболее благоприятные условия для вложения инвестиций и ведения бизнеса.

Выделяют четыре основные группы льгот:


  • внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций;

  • налоговые льготы. Содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на зарплату, НИОКР, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

  • финансовые льготы. Включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.;

  • административные льготы. Предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда–выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.

Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые свободным экономическим зонам, не всегда являются главным стимулом для притока в страну иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем при прочих равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы.

2) наличие локальной, относительно обособленной системы органов управления зоной, наделенных правом принимать самостоятельные решения в широком экономическом спектре;

3) всесторонняя поддержка проекта свободной экономической зоны со стороны центральной, региональной и местной государственной власти;

4) максимальная открытость этой зоны вливаниям иностранного капитала и мировому рынку [3, с. 14–15].

В современных теоретических разработках отечественных и зарубежных авторов пока отсутствует единое мнение относительно определения и типологии СЭЗ. В научной литературе выделяют до 30 разновидностей свободных экономических зон.

Специфика СЭЗ определяется:



  • месторасположением, конфигурацией, размером территории СЭЗ;

  • наличием и качеством произведённых ресурсов;

  • особенностями природных, экономических и других условий СЭЗ;

  • задачами, которые государство ставило при её создании;

  • функциями, которые оно делегировало зоне для решения поставленных задач и достижения намеченных целей;

  • видом хозяйственной деятельности, разрешённой государством в СЭЗ;

  • национальной принадлежности территории и т.д.

Классификацию СЭЗ можно осуществить по четырём основным критериям:

    1. степени интегрированности в национальную экономику;

    2. способу организации;

    3. характеру собственности;

    4. характеру деятельности или функциональному назначению.

Таким образом, организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицировать ту или иную СЭЗ однозначно, так как она обладает чертами многих зон.

свободный экономический интегрированность зона



1.2 Степени интегрированности СЭЗ в национальную экономику
В зависимости от степени интегрированности, СЭЗ делятся на два типа: анклавные (замкнутые) или интегрированные в национальную экономику.

Анклавные зоны. Анклавные зоны, несмотря на однотипность механизма функционирования, отличаются по принципам, размерам территории и направлениям своей организации.

К первому направлению можно отнести зоны, охватывающие территории отдельных предприятий, на которые распространяется льготный налоговый и таможенный режимы.

Ко второму направлению относятся небольшие индустриальные анклавы, представляющие собой замкнутые участки от нескольких десятков до нескольких сотен гектаров.

Крупномасштабные зоны, охватывающие многие районы и целые города, представляют собой третье направление.

Анклавные СЭЗ полностью ориентированы на экспорт всей производимой на их территории продукции с целью получения выручки в свободно конвертируемой валюте. Необходимая степень независимости этих зон от остальной части страны обеспечивается специальным режимом пропуска товаров и людей через их границу, а экономическая самостоятельность СЭЗ от внезонального внутреннего механизма – административными и экономическими методами, создающими в них особый экономический климат.

Анклавные зоны обычно создаются на территории страны, естественным образом отделённых от неё (острова, полуострова, морские побережья), но могут создаваться внутри города или региона. В любом случае создание анклава не предполагает установления юридической экстерриториальности зоны.

Степень обособленности СЭЗ от территории страны определяется действующим экономическим, правовым и таможенным регламентами. Это связано с существенными отличиями национальных условий хозяйствования и проживания от условий, необходимых для привлечения иностранных инвестиций и стимулирования национального экспортного производства.

Спецификой предприятий, функционирующих в зонах анклавного типа, является сборочный характер производства, основанный на импортных материалах, различного рода компонентах, полуфабрикатах и деталях. В таких зонах создают свои филиалы и дочерние компании, транснациональные корпорации, использующие экспортно-производственные зоны как экспортную базу для создания продукции с более низкими издержками производства и за счёт этого более конкурентоспособной.



Интегрированные СЭЗ. Для интегрированных зон характерной особенностью является наличие тесных экономических связей с внутренней экономикой страны, с её внутренними районами. Помимо проблем, связанных с развитием экспортного потенциала, эти зоны решают задачи повышения технологического уровня местной промышленности, качества и конкурентоспособности выпускаемых товаров. В отличие от зон анклавного типа интегрированные зоны ориентированы не на импорт промежуточных товаров, а на использование национальных материалов, компонентов и полуфабрикатов. Интегрированные зоны, тесно связанные с национальной и мировой экономикой, имеют более свободный режим функционирования. Они наиболее характерны для стран с развитой рыночной экономикой, широко включенных в международное разделение труда. Интегрированные зоны лучше всего вписываются в рыночную интернационализированную экономику. В этих зонах устанавливается унифицированный в пределах страны экономический и правовой режим. Как правило, первоначально они представляют собой анклавы, свободные от таможенных пошлин, и создавались для обеспечения транзитной торговли. Впоследствии деятельность хозяйственных субъектов в этих зонах диверсифицировалась.

При организации свободных экономических зон используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу, зона – это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране (оффшорные фирмы, магазины «дьюти-фри»). [1, c. 85]



По характеру собственности СЭЗ можно подразделить на государственные, частные и смешанные. В мировой практике, наиболее распространённой формой собственности СЭЗ является смешанный тип, где наряду с государственной приветствуется и частная собственность. В последнее время, однако, все большую роль играет частный капитал, как местный, так и иностранный, увеличивающий долю частной собственности СЭЗ. Эта тенденция чётко обозначилась не только в промышленно развитых странах, но и во многих развивающихся странах, а также в странах с переходной экономикой. В большинстве свободных экономических зон государству принадлежат только земля и объекты инфраструктуры, а основными хозяйствующими субъектами выступают частные компании, иностранные и местные. В последние годы в развивающихся странах начинают создаваться частные СЭЗ, которые берут на себя создание большинства инфраструктурных объектов, а также и управление зонами.
1.3 Виды СЭЗ
Свободные экономические зоны, согласно мировому опыту, подразделяются на следующие виды:

  • зоны свободной торговли, характеризующиеся упрощенными правилами пересечения границы для товаров, низкими торговыми пошлинами и иными льготами, имеющими своей целью поощрение торговли, ускорение торгового оборота, снижение торговых издержек. Разновидностью зон свободной торговли являются свободные таможенные зоны, связанные с освобождением или со снижением таможенных пошлин для из резидентов, а также транзитные зоны, свободные порты, транзитно-экспедиторские зоны и др. К числу простейших зон свободной торговли можно отнести специальные магазины «дьюти-фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима, они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К зонам свободной торговли относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом;

  • промышленно-производственные зоны, являющиеся результатом эволюции зон свободной торговли, когда в них стали ввозить не только товары, но и капитал, что обеспечило возможность заниматься производственной деятельностью наряду с торговлей и торговым обслуживанием. Разновидностью промышленно-производственных зон являются экспортно-производственные зоны (ЭПЗ), получившие наибольшее распространение в развивающихся странах, когда с середины 60-х годов возникла необходимость стимулирования промышленного экспорта и занятости за счет притока иностранных капиталов;

  • технико-внедренческие зоны, функционирующие в виде инновационных центров, технопарков, технополисов и т.п. Их цель – создание благоприятных условий для научно-практической деятельности в регионах и стране в целом. Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон Вэлли» дает более 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. Всего в США более 100 подобных зон;

  • сервисные зоны, являющиеся территориальными образованиями с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих различные услуги субъектам хозяйствования, занятых финансовым, страховым, консалтинговым и другим обслуживанием бизнеса. К сервисным зонам относятся оффшорные зоны, создаваемые с целью привлечения в страну иностранного капитала, и туристские зоны, призванные активизировать приток туристов в регион. Главное требование от компании, зарегистрированной в оффшорной зоне и претендующий на получение налоговых и иных льгот, – это не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр, и не извлекать на его территории прибыль;

  • комплексные свободные экономические зоны, сочетающие в себе особенности вышеперечисленных зон: торгово-промышленные, научно-промышленные, зоны свободного предпринимательства и т.д. [2, c. 240–241]

Мировой опыт свидетельствует о том, что для создания зоны требуется наличие ряда факторов. К наиболее общим из них относятся:

        • благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешним и внутренним рынкам и наличие развитых транспортных коммуникаций;

        • развитый производственный потенциал, наличие производственной и социальной инфраструктуры;

        • существенный по запасам и ценности природно-ресурсный потенциал (в первую очередь – запасы углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.);

        • обеспеченность рабочей силой, квалифицированными кадрами в области практического осуществления внешнеторговых связей, инвестиционного и других форм сотрудничества с зарубежными странами.

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к зарубежным странам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов.

В отдельных случаях создание СЭЗ оказывается целесообразными в районах нового хозяйственного освоения, не располагающих изначально развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой, но позволяющих решать важные долгосрочные общегосударственные программы (укрепление топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

Немалую роль в развитии СЭЗ играет хорошо развитая производственная (связь, коммуникации, транспорт, энергетика) и коммерческая инфраструктура (банки, инвестиционные фонды, консалтинговые и юридические фирмы, аудиторские организации, рекламные агентства). Возведение объектов инфраструктуры, соответствующих мировому уровню, требует огромных финансовых вливаний, что усиливает нагрузку на государственный и региональный бюджет.

Для создания инфраструктуры во многих развивающихся странах создаются компании развития зоны. Эти компании могут быть государственными, финансируемыми за счёт бюджетных средств или государственных кредитов, или частными, получающими поддержку у администрации зоны. Компании развития осуществляют перспективное планирование развития СЭЗ, представляют их хозяйственные интересы внутри страны и за рубежом, включая проведение рекламы и мероприятий по привлечению инвестиций. Они объявляют и проводят торги на размещение новых производств, организуют привлечение и профессиональную подготовку трудовых ресурсов, осуществляют строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры, обустройство и сдачу в аренду земельных участков, обеспечивают в случае необходимости снабжение и финансирование предприятий. Довольно часто правительство привлекает к созданию инфраструктуры в зонах местные строительные компании и оплачивает их расходы. В отдельных случаях правительство, не располагающее крупными бюджетными средствами, прибегает к помощи иностранных компаний в создании СЭЗ или отдельных её элементов.

Наличие современной инфраструктуры приводит к крупным вложениям иностранного и национального капитала в СЭЗ, что способствует её успешному развитию. Это объясняется тем, что инвестор ограничивается только вложениями в целевой проект (технологии, сырьё, машины и оборудование, материалы и комплектующие), а сооружения, здания и коммуникации предоставляются принимающей стороной.

Если говорить о затратах на создание СЭЗ, то они существенно различаются, так как зависят от типа СЭЗ. Самыми дорогими являются промышленно-производственные зоны. Комплексное обустройство одного квадратного километра зоны экспортного производства в Европе (при территории СЭЗ выше 3 км2) может составлять до 50 млн. долл. (табл. 1). Срок окупаемости затрат на создание промышленно-производственных зон составляет 5–7 лет. Данные таблицы 1 показывают, что при создании СЭЗ на развитие инфраструктуры и производственное строительство направляются существенные финансовые ресурсы.



Нормы первоначальных вложений капитала в создание типовой СЭЗ (табл. 1)

Статьи расходов

Расходы, долл.

Создание одного рабочего места

5 тыс.

Создание необходимой инфраструктуры и обустройство территории

10 млн.

Строительство производственных и административных зданий

30–40 млн.

Текущие ежегодные расходы.

В том числе:

Расходы по финансовым обязательствам.

Административные расходы на 250 служащих аппарата управления при затратах на содержание каждого 20 тыс. долл. в год.



500 млн.
5 млн.
5 млн.

Практика убеждает в том, что СЭЗ должны быть ограничены в количестве, отбор проектов их создания должен проходить на конкурентной основе, а обустройство и ввод в эксплуатацию следует проводить поэтапно.

Как видим, для успешного функционирования СЭЗ требуется соблюдение многих условий: создание благоприятного инвестиционного климата в стране, наличие цивилизованной законодательной базы, правильный выбор вида, размера и месторасположения СЭЗ (с учётом региональных особенностей и перспектив развития каждой отдельно взятой зоны). При этом деятельность таких образований должна соответствовать мировым стандартам, как правило, по всем показателям.
2. Свободные экономические зоны в Республике Беларусь: проблемы, перспективы
В условиях бурного научно-технического прогресса и обострения межгосударственной и межрегиональной конкуренции весьма важно не допустить отставания Республики Беларусь и ее регионов в области передовых технологий, внедрения достижений науки и техники в производство, укрепления конкурентоспособности, повышения уровни жизни. Среди широкого комплекса мер, содействующих решению этой проблемы, особая роль отводится свободным экономическим зонам.

В период 1996–2002 гг. на территории Республике Беларусь были созданы шесть свободных экономических зон: СЭЗ «Брест» (1996 г.), СЭЗ «Минск» (1998 г.), СЭЗ «Гомель-Ратон» (1998 г.), СЭЗ «Витебск» (1999 г.), СЭЗ «Могилев» (2002 г.) и СЭЗ «Гродноинвест» (2002 г.) с либеральными условиями хозяйствования в виде примерно одинакового набора льгот и преференций по налогам, таможенным платежам и условиям регистрации. Все они могут считаться комплексными, так как включают свободные производственные, экспортные и таможенные зоны. Помимо этого СЭЗ «Брест» включает ещё и свободную банковскую, страховую и рекреационную зоны.

Создание СЭЗ в том или ином регионе страны, с одной стороны, позволяет решить проблемы конкретного региона (ускорение темпов социально-экономического развития, снижение уровня безработицы и т.п.), а с другой – обеспечивает решение общегосударственных задач (привлечение в страну иностранных инвестиций, передовых технологий и т.д.).

Свободные экономические зоны республики – комплексные зоны, объединяющие функции экспортной, производственной свободной таможенной зон. Резиденты СЭЗ имеют особый порядок регулирования предпринимательской деятельности. Они уплачивают ограниченное количество налогов. Кроме того, по ряду налогов предоставляются преференции по сравнению с общереспубликанским налоговым режимом.

Создание СЭЗ на территории Республики Беларусь обусловлено:


  • необходимостью структурной перестройки производства в целях интеграции экономики страны в систему мирового хозяйства для того, чтобы Беларусь заняла место в мировой хозяйственной системе, соответствующее уровню ее экономического, социального и культурного развития;

  • выгодным расположением республики в центре Европы, предопределяющим интерес зарубежных инвесторов при освоении рынка СНГ;

  • особенностями экономики республики Беларусь, характеризующимися недостаточной обеспеченностью природными ресурсами и, одновременно, высоким потенциалом перерабатывающей промышленности и квалификацией трудовых ресурсов, предполагающими ориентацию производства на экспорт высокотехнологичной продукции [9].

СЭЗ в Республике Беларусь призваны инициировать деловую и финансовую активность, в первую очередь, внешних инвесторов, стать источником новых рабочих мест для местного населения. По мере развития зон государство рассчитывает на оживление экономики регионов распространение деловой активности на экономику всей страны.

Создание и успешное функционирование СЭЗ может сыграть важную роль в переходе к рыночной экономике. Процесс разработки и реализации политики СЭЗ будет способствовать осознанию тех проблем, с которыми сталкивается Беларусь в конкуренции с другими странами за инвестиции, и поможет повысить конкурентоспособность белорусской экономики в области инвестиций и торговли. Создание СЭЗ влечёт за собой:



  • увеличение притока иностранных инвестиций, улучшение инвестиционного климата и привлечение стратегических инвесторов;

  • обеспечение благоприятных условий для привлечения новых и высоких технологий и передового зарубежного опыта;

  • стимулирование экспорта и развитие импортозамещающих производств;

  • создание новых рабочих мест [8].

Преимущества создания белорусских СЭЗ примерно такие же, как и за рубежом. Они состоят в следующем:

  • ограничивается перечень уплачиваемых резидентами СЭЗ налогов и других платежей в бюджет;

  • уплачивается НДС в размере 50% (от подлежащей уплате суммы с оборотов) при реализации импортозамещающих товаров, произведённых в СЭЗ, а при ввозе товаров на её территорию НДС и акцизы полностью исключаются;

  • резиденты СЭЗ освобождаются от уплаты налога на прибыль сроком на пять лет с момента её объявления, а в дальнейшем уплачивают 50% ставки указанного налога;

  • не уплачивается налог с продаж автомобильного топлива и с пользователей автомобильных дорог в дорожный фонд при реализации товаров, работ, услуг за пределы республики;

  • не уплачивается налог на недвижимость по объектам, расположенным в границах свободной зоны и используемым в деятельности её резидентов;

  • снижается финансовая нагрузка для предприятий СЭЗ по сравнению с теми субъектами хозяйствования, которые находятся за пределами зонального образования;

  • на территории СЭЗ обеспечивается действие международного соглашения Республики Беларусь об избегании двойного налогообложения и не допускается увеличение перечня и размера ставок налогов;

  • резиденты СЭЗ вправе иметь счета в уполномоченных банках в белорусских рублях и иностранной валюте, и для них обеспечивается внеочередной въезд на территорию пограничных пунктов через Государственную границу Республики Беларусь;

  • полностью не уплачиваются таможенные платежи за ресурсы, ввозимые на территорию СЭЗ её резидентами для производственных целей;

  • освобождается на 100% от таможенных пошлин экспортная или импортозамещающая продукция собственного производства.

Инвесторам предоставляется право:

    • арендовать земельные участки на срок до 50 лет, выкупать в собственность или получать в аренду помещения по средней ставке: 6 евро / месяц за офисные и 1,5–2,5 евро / месяц за производственные площади;

    • уплачивать арендную плату за 1 га земли по минимальным размерам ставки земельного налога, устанавливаемой ежегодно Законом Республики Беларусь «О платежах на землю».

Создание СЭЗ решает ряд региональных проблем. За счёт привлечения иностранных инвестицией задействуются ранее пустующие и неэффективно используемые производственные площади, создаются новые рабочие места, внедряются современные технологии, растут объёмы производства товаров, экспортируемых из СЭЗ, увеличиваются налоговые поступления и сборы в бюджет и во внебюджетные фонды. В результате такие структуры позволяют повысить конкурентоспособность белорусской экономики. В основу концепции белорусских СЭЗ положены теоретические разработки отечественных и зарубежных специалистов, а также передовой международный опыт их организации и функционирования [10].
  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница