Курсовая работа Роль и функции государства в смешанной экономике Шенделёва Наталья Ивановна




страница1/4
Дата05.05.2016
Размер0.75 Mb.
  1   2   3   4
Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)

Экономический факультет

Кафедра политической экономии

Курсовая работа

Роль и функции государства в смешанной экономике

Шенделёва Наталья Ивановна


Руководитель

канд. экон. наук, доцент

________ В.С. Чувакина

Автор работы

студентка гр. 985

________ Н.И. Шенделёва

Томск 2009



Оглавление
Введение 3

1 Объективная необходимость государства в смешанной экономике 4

1.1 Фиаско рынка и роль государства в смешанной экономике 4

1.2 Государственное управление экономикой 10

2 Особенности государственного участия в экономике разных стран 15

2.1 Европейская модель (ЕС) 15

2.1.1 Германская модель 15

2.1.2 Шведская модель 24

2.2 Американская модель госрегулирования экономики 28

2.3 Роль государства в российской экономике 38

Заключение 43

Список литературы 50



Введение
В данной курсовой работе, по возможности, наиболее подробно рассматривается тема “Роль и функции государства в смешанной экономике”. На мой взгляд, данная тема является очень интересной и актуальной.

Почему я решила выбрать именно эту тему, потому что, не все знают, как важна роль государства в современном обществе, какие оно выполняет функции, как влияет на жизнь людей. Государство должно участвовать в жизни своего народа, чтобы сделать её лучше. Это касается не только сферы экономики, но и социальной, политической и т.д. Многие люди нуждаются в государственном участии, но не каждое государство может и хочет помочь. Я считаю, что правительство каждой страны должно отлично выполнять свои функции, свою роль. От того, как оно будет это делать, зависят миллионы людей, и в случае чего это может привести к определённым трудностям, к таким как финансовый кризис.

Цели моей работы показать роль государства в смешанной экономике и рассмотреть основные модели государственного регулирования в разных странах .

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:



  • рассмотреть необходимость государства исходя из «фиаско» рынка;

  • проанализировать особенности государственного участия в разных странах;

  • показать роль государства в Германии и Швеции;

  • рассмотреть Американскую модель;

  • показать роль государственного участия в России.

Цели и задачи определяют структуру работы. В первой главе подробно рассматривается необходимость государства в смешанной экономике, т.е. фиаско рынка и роль государства в экономике и государственное управление экономикой. Во второй главе я рассматриваю особенности государственного участия в экономике разных стран, а именно в Германии, Швеции, США и России.

Для написания курсовой работы были использованы как работы зарубежных авторов, так и отечественных (Бабашкина А.М., Капканщиков С.Г., Видяпин В.И. и др.), а также периодические издания (такие как Вопросы экономики, Экономист, Вестник МГУ), имеющие очень интересные и учитывающие нашу действительность наработки.



Глава 1. Объективная необходимость государства в смешанной экономике


    1. Фиаско рынка и роль государства в смешанной экономике

При обосновании необходимости вмешательства государства в экономику мировая наука чаще всего использует теорию фиаско («осечки», «провалов», несостоятельности) рынка. Фиаско рынка – это ситуация, при которой рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Согласно теории рыночного фиаско экономическая роль государства заключается в том, чтобы корректировать подобные рыночные «провалы». При этом каждый тип фиаско рынка предполагает определённый тип государственного вмешательства.

Проявлениями рыночного фиаско являются1:


  1. игнорирование рынком проблем внешних эффектов;

  2. незаинтересованность рынка в производстве общественных благ;

  3. концентрация и монополизация производства;

  4. безработица и инфляция, макроэкономическая нестабильность;

  5. безразличие рынка к проблеме социальной справедливости;

  6. невозможность посредством рыночных механизмов осуществить прорыв в

области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку национальной экономики;

  1. чрезмерная дифференциация регионов страны;

  2. необходимость регулирования экономики на межгосударственном уровне.

Игнорирование рынком проблемы внешних эффектов. Он не способен отразить в цене полный эффект производства или потребления ряда благ. В результате этого образуются положительные и отрицательные побочные эффекты, или экстерналии, - издержки или выгоды неких товаров и услуг, не получившие отражения в ценах. Эти эффекты затрагивают интересы так называемых третьих лиц, не выступающих ни покупателями, ни продавцами, т.е. не являющихся непосредственными участниками данной рыночной сделки.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если деятельность одного экономического агента обусловливает издержки других. Возникающие в результате этого у третьих лиц некомпенсируемые издержки называются издержками перелива. Наиболее очевидные из них связаны с загрязнением окружающей среды. Примерами возникновения отрицательных экстерналий могут также служить выбросы из труб металлургического завода, шум самолётов в аэропорту, автомобильные «пробки» и т.п. Во всех этих случаях в результате переноса компаниями своих издержек на третьих лиц равновесный объём выпускаемого ими продукта оказывается выше оптимального уровня и ресурсы поступают в его производство в чрезмерном количестве, т.е. имеет место перепроизводство благ с отрицательными внешними эффектами.

К эффективным мерам защиты интересов третьих лиц могут быть отнесены принятие законов о чистой воде, чистом воздухе, об ограничении шума, наложение запрета на коммерческую эксплуатацию части невоспроизводимых национальных ресурсов, законодательное установление предельных норм по вредным выбросам в атмосферу. Практика установления подобных нормативов имеет очевидные недостатки: в определённых пределах они разрешают бесплатно сбрасывать вредные вещества; при установлении единых для всей страны норм не учитывается различная степень остроты экологических проблем в разных регионах; стандарты не стимулируют производителей к снижению существующего уровня загрязнения. Поэтому целесообразным представляется введение платы за каждую единицу загрязняющих окружающую среду отходов производства.

Также, в функции государства входит регулирование не только экстерналий, но и интерналий. Интерналии – издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при её заключении. Примерами интерналий являются ущерб покупателя от потребления некачественного товара, безнаказанное нарушение контракта одной из сторон сделки. Для устранения подобные явлений государство вводит санкции за нарушение контракта, предусматривает стандартные формы договоров и чёткую процедуру заключения сделок, обязывает экономических субъектов бесплатно предоставлять правдивую информацию, контролирует качество продукции, законодательно защищает права потребителя.

Незаинтересованность рынка в производстве общественных благ. В таких ситуациях рынок нацелен на создание преимущественно частных благ. Эти блага, во-первых, делимы, а потому в принципе доступны индивидуальным покупателям, а во-вторых, подвержены действию принципа исключения: только тот субъект, который платит равновесную цену, получает продукт, решивший же сэкономить на их покупке, исключается из процесса потребления. От них заметно отличаются общественные блага – товары и услуги, которые рыночная система не намерена производить. Данные блага, во-первых, неделимы и, следовательно, не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Во-вторых, на них не распространяется действие принципа исключения: не существует эффективных способов отстранения индивидов-неплательщиков от пользования общественными благами.

Существует немало неделимых товаров, к которым вполне может быть применён принцип исключения. Это так называемые квазиобщественные (смешанные) блага, которые также нуждаются в немалой финансовой поддержке правительства в связи с их высокой социальной значимостью. К категории квазиобщественных могут быть отнесены и те неделимые блага, производство которых государство не может в полном объёме отдать частным компаниям, но уже не в связи с выгодностью долгосрочных государственных инвестиций в человеческий капитал, а в силу высоких трансакционных издержек по их доведению до потребителя.

Концентрация и монополизация производства. Рыночный механизм основан на конкуренции, однако в ходе конкурентной борьбы закономерно происходит поглощение одних компаний другими, что ведёт к концентрации и монополизации производства. Крупные корпорации и профсоюзы монополизируют рынки товаров и труда, в результате чего цены и заработная плата становятся негибкими, малоподвижными. В связи с этим перед государством встаёт задача защиты конкуренции и антимонопольного регулирования экономики.

Безработица и инфляция, макроэкономическая нестабильность. Рыночный механизм неуклонно приводит национальную экономику к равновесию между совокупным спросом и совокупным предложением. Однако на практике такое равновесие вполне может установиться и при неполной занятости производственных ресурсов или излишне высоком общем уровне цен. Иначе говоря, рынок не обладает иммунитетом против болезней безработицы и инфляции и регулярно порождает макроэкономическую нестабильность. Это вызывает необходимость проведения государством стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний конъюнктуры. Осуществляя антициклическое регулирование, правительство и центральный банк поочерёдно реализуют политику занятости и антиинфляционное регулирование экономики.

Безразличие рынка к проблеме социальной справедливости. Справедливым здесь признаётся любой доход, полученный в результате участия субъектов в свободной конкуренции на рынках товаров, услуг, капиталов, рабочей силы и т.п. В связи с этим в равной мере справедливыми признаются высокие доходы потребителей и низкие доходы проигрывающих в конкурентной борьбе. Чисто рыночное регулирование порождает неоправданную дифференциацию доходов, которые оказываются в зависимости не только от количества и качества труда и даже не только от вложенного капитала, предпринимательского таланта, но и от везения, стечения обстоятельств, текущей общехозяйственной конъюнктуры. В целях противодействия равнодушию рынка к социальным проблемам и поддержки тех членов общества, которые в силу разных причин не могут результативно участвовать в конкуренции и являются малоимущими, правительство берёт на себя задачу перераспределения доходов и богатства. Для этого используются система «справедливого» (прогрессивного) налогообложения, установление прожиточного минимума и законодательное определение минимальной заработной платы, ценовое регулирование, определённая политика в сфере образования, здравоохранения и т.п. Важными направлениями социальной политики государства выступает также введение различных форм индексации доходов в случае повышения цен, относительно высокого не облагаемого налогами минимума заработной платы. Тем самым в той или иной мере государство поддерживает нормы этики и справедливости в обществе.

Невозможность посредством рыночных механизмов осуществить прорыв в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку национальной экономики. Рыночный механизм, способствующий эффективному использованию уже имеющихся результатов научно-технического прогресса, оперативно обеспечивающий через механизм цен стихийную миграцию производственных ресурсов из менее прибыльных на данный момент отраслей в более результативные, не в силах самостоятельно осуществлять стратегические прорывы в области фундаментальной науки и техники, а также глубокую структурную перестройку национальной экономики. Задачей государства становится стимулирование научно-технического прогресса, проведение промышленной политики и других компонентов политики экономического роста. Основным инструментом реализации такой государственной политики является «предоставление ограниченному числу агентов национальной экономики дополнительных ресурсов, которые могут быть использованы для инвестирования»2.

Чрезмерная дифференциация регионов страны. Рынок не обеспечивает

своевременного разрешения региональных проблем, периодически обостряющихся в тех или иных странах под влиянием комплекса исторических, национальных, демографических и иных нерыночных факторов. Мировой опыт подтвердил ошибочность неоклассических представлений о том, что изначально существовавшие различия в уровне регионального развития со временем исчезают сами собой. Их преодоление требует от государства проведения активной региональной политики, нацеленной на сглаживание чрезмерной дифференциации различных регионов страны по уровню социально-экономического развития, показателям бюджетной обеспеченности, благосостояния населения и другие. В узком смысле такая региональная политика создаёт привилегированные условия для отдельных отраслей и регионов страны, которые по ряду причин оказались в глубоком и затяжном кризисе.

Региональная политика имеет более широкое содержание, чем простое сглаживание дифференциации регионов. Её стратегическая цель заключается в обеспечении территориальной организации воспроизводства ресурсов, поэтому она включает в себя комплекс мер по регулированию процессов размещения производительных сил, проводимых не только федеральными, но и местными органами власти. Согласно современной теории поляризованного развития экономический рост в той или иной стране не происходит сразу во всех его регионах: он начинается в неких точках (полюсах) регионального роста и лишь затем с той или иной интенсивностью распространяется на другие территории, порождая в них разнообразные позитивные сдвиги.

Необходимость регулирования экономики на межгосударственном уровне. Непременным условием здорового развития мировой экономики является регулирование на межгосударственном уровне. Проводя внешнеэкономическую политику, правительство осуществляет контроль над международной миграцией товаров, капиталов и рабочей силы, оказывает воздействие на валютные курсы, организует таможенную систему т.п.

Определение выявленных мировым хозяйственным опытом проявлений рыночного фиаско позволяют зафиксировать минимальную и максимальную границы государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь. Минимально необходимой границей является регулирование внешних эффектов, производство общественных благ, поддержка конкурентной среды наряду с самой организацией денежного обращения. Верхней максимально допустимой границей государственного вмешательства является устранение всех перечисленных выше проявлений фиаско рынка. В противном случае неизбежны губительные деформации рыночных механизмов, а значит, замедляющее экономический рост снижение эффективности производства. В конечном итоге от подобной деформации страдают те социальные группы, ради которых власти пошли на превышение пределов разумного по своим масштабам регулирования экономики. Осознание этого обстоятельства делает неминуемым разгосударствление экономики, т.е. избавление её от чрезмерной государственной активности.

Основные, наиболее важные направления деятельности государства проявляются в его функциях. В функциях государства выражается его сущность, та роль, которую государство играет в основных направлениях общественного развития и удовлетворения потребностей граждан.

К функциям государства относятся3:


  1. экономическая. Состоит в выработке и координации стратегических

направлений развития экономики страны в условиях перехода от планового хозяйства к рыночной экономике;

  1. социальная. Состоит в совершенствовании общественных отношений, в

обеспечении всестороннего развития личности, ее социальной защищенности, нормальных условий жизни всех членов общества;

  1. культурно-воспитательная. Направлена на формирование человека нового

общества, развитие демократии, науки, образования, обеспечение всестороннего развития личности, воспитание высокой сознательности;

  1. охрана правопорядка. Заключается в неуклонном проведении в жизнь

гарантий законности, реальном воплощении правовых норм в поступках, делах членов общества, в охране частной собственности, прав и законных интересов граждан и организаций;

  1. природоохранительная (экологическая) функция. Направлена на защиту

окружающей среды.

Под функциями государства понимается направление, предмет деятельности того

или иного политико-правового института, содержание этой деятельности, ее обеспечение.

Все государственные органы, формируемые в соответствии с законом путем демократических выборов, и должностные лица подотчетны народу. Выполнение функций обеспечивается всем государственным механизмом, под которым понимается система органов и учреждений государства, подразделяемых на виды: органы государственной власти, органы государственного управления, суды. Важной составной частью государственного механизма являются вооруженные силы, милиция, органы государственной безопасности, исправительные учреждения. Государственный аппарат состоит из их представителей и осуществляет свою деятельность при широком их участии.

Орган государства является, составной частью государственного аппарата, он наделен определенной компетенцией, властными полномочиями, правом действовать от имени государства, опираясь в случае необходимости на содействие аппарата принуждения. Органом государства может быть должностное лицо, выступающее представителем органа государственного управления.

Теория рыночного фиаско связывает необходимость государственного регулирования экономики с наличием у рыночного механизма определённых недостатков, несовершенств. Однако не следует абсолютизировать факт ориентации экономической роли государства исключительно на несовершенства или пороки рынка. Ведь подобная постановка вопроса ведет к ошибочному выводу о том, что после отладки рыночного механизма, нахождения его идеальной модели роль государства сводится к нулю. Между тем существуют некие обстоятельства, которые определяют роль государства не просто как компенсатора несовершенств рынка, а как исполнителя функций, относящихся к его исключительной прерогативе. Помимо этого правительство создает правовую базу и общественную атмосферу, способствующую эффективному функционированию рыночной системы: обеспечивает свободу предпринимательства и выбора, регулирует взаимоотношения между компаниями, между предпринимателями и наемными работниками и тем самым выступает в роли арбитра в хозяйственных спорах.




    1. Государственное управление смешанной экономикой

Механизм государственного экономического регулирования – одна из важнейших подсистем современной смешанной экономики. Он непосредственно воздействует на размеры государственного сектора и на его соотношение с другими секторами национальной экономики. Структура данного механизма не является застывшей, она диктуется потребностями технологического и социально-экономического развития, соотношением различных форм собственности, неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партий, стоящих у власти, изменениями в приоритетах проводимой ими экономической политики, эволюцией научных идей. Механизм государственного регулирования (его масштабы, конкретные формы и методы) существенно различаются по странам. Он отражает историю, традиции, тип национальной культуры и масштабы страны, её геополитическое, а также многие другие факторы. От адекватности его данным условиям зависит эффективность той или иной национальной модели государственного регулирования.

Необходимо иметь в виду, что между уровнем экономического развития страны и объёмом государственного регулирования не существует линейной обратной связи по принципу: чем ниже данный уровень, тем выше роль государства в сфере регулирования. Степень государственной интервенции в хозяйственную жизнь подчиняется не вполне ещё выявленным экономической наукой закономерностям цикличности. Исследовать экономическую роль государства следует не по степени его вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика.

Механизм государственного регулирования экономики включает4:



  1. ресурсы регулирования;

  2. объекты регулирования;

  3. формы регулирования;

  4. методы регулирования;

  5. концепции регулирования;

  6. инструменты регулирования.

К ресурсам регулирования относятся:

  • государственные финансы (расходы государства и налоговые поступления в

бюджет, а также во внебюджетные фонды);

  • государственный сектор экономики;

  • денежная масса под контролем центрального банка;

  • законодательное право;

  • возможность сбора информации и обработки информации.

Объектами государственного регулирования экономики являются:

  • экономические циклы;

  • совокупный спрос;

  • совокупное предложение;

  • денежное обращение;

  • уровень цен;

  • занятость, доходы населения;

  • инвестиционная активность;

  • темпы социально-экономического развития, его пропорции;

  • условия конкуренции;

  • внешнеэкономические связи;

  • платёжный баланс;

  • окружающая среда;

  • социальные отношения и т.п.

Формы регулирования современной смешанной экономики:

  1. конкурентно-рыночная;

  2. корпорационная;

  3. государственная;

  4. межгосударственная.

Помимо этих ведущих компонентов в процессе становления институтов гражданского общества всё большую значимость в регулировании социально-экономических процессов приобретают различного рода соглашения, ассоциации – союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации банкиров или торгово-промышленные палаты, не являющиеся элементами государства, но и не чисто рыночные структуры. Следует назвать и такие образования, как профессиональные союзы, общества потребителей, экологические движения. Именно им, а не рынку передаёт свои функции регулирования экономики современное государство.

Рассмотрим методы государственного регулирования экономики. Современное рыночное хозяйство регулируется косвенными (экономическими) и прямыми (административными) методами. Вместе с тем прямые и косвенные методы регулирования существенно различаются. Административные приёмы существенно ограничивают свободу выбора, а иногда вообще сводят его к нулю (это возможно, когда администрирование выходит за экономические обоснованные границы, перерождаясь в административно-командную систему). В подобном случае правительство начинает не просто воздействовать на цены, но и стремится осуществлять контроль над объёмом производства, его структурой, потребительскими качествами продукции, издержками, заработной платой, прибылью и её распределением и т.д. Но даже в относительно мягком своём варианте административные методы не предполагают материального стимулирования определённой деятельности компаний или неотвратимости нанесения финансового ущерба при игнорировании ими неких общественных потребностей. Применение прямых методов опирается, прежде всего, на силу государственной власти, действующее законодательство и связано с использованием мер запрета, разрешения или принуждения. К административным регуляторам непосредственно примыкают и такие неэкономические средства государственного регулирования, как правительственное убеждение.

Экономические методы регулирования наоборот расширяют свободу выбора. Использование каждого из них оборачивается для компаний дополнительным стимулом. Однако при всех достоинствах экономических регуляторов существует несколько областей, в которых административные приёмы не только достаточно эффективны, но и обязательны в силу их наивысшей результативности. Хотя при этом и подавляется индивидуальная экономическая свобода, потери отдельных субъектов оправданы сокращением потерь для всего рыночного механизма.

В мировой хозяйственной практике обозначились следующие концепции регулирования экономики:



  1. концепция развития производства (со стороны предложения). Главным здесь

признаётся стимулирование развития производительных сил и структурной перестройки экономики, допускающей несбалансированность воспроизводственного процесса. Предполагается, что решение этих ключевых задач обеспечивает не только ускорение темпов экономического роста, но и сокращение безработицы, смягчение неравномерности, цикличности развития;

  1. концепция сбалансированного развития воспроизводства. Задачей

правительства признаётся поддержание равномерного роста производства при максимально возможной его сбалансированности. Максимизация темпов роста не рассматривается в качестве самоцели. Проводятся антициклическое, антиинфляционное регулирование, политика доходов, занятости и внешнеэкономического равновесия;

  1. концепция стимулирования роста производства со стороны спроса. Ключевой

задачей считается достижение устойчивого превышения совокупного спроса над совокупным предложением для ускорения темпов прироста ВВП, обеспечения полной занятости при допущении умеренной инфляции;

  1. концепция импортозамещения. Применяется в условиях большой зависимости

экономики от импорта, сочетающейся с недостаточной конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке;

  1. концепция стимулирования роста со стороны предложения экспортных

отраслей. Основной задачей признаётся повышение эффективности производства в экспортоориентированных отраслях с целью обеспечения высокой конкурентоспособности экспортной продукции на мировом рынке и проведения внешнеэкономической экспансии. Ещё совсем недавно главной задачей большинства стран считалось максимальное стимулирование роста производства. Сегодня типичной становится иная цель – контролируемое, комплексное, экологически и социально более рациональное развитие производства, т.е. безопасный, более качественный, нежели количественный, экономический рост. Недавно одной из главных целей было достижение максимальной сбалансированности производства, однако в ближайшей перспективе будет использоваться более гибкий подход, направленный на поддержание «рациональной несбалансированности».

Инструментами государственного регулирования являются:



  • налоги, налоговые льготы и финансовые санкции;

  • государственные инвестиции и субсидии;

  • инструменты центрального банка, посредством которых он регулирует

параметры денежной массы;

  • государственные заказы, размещаемые на конкурсной и договорной основе;

  • государственные товарные резервы, используемые для стабилизации рынка

товаров и цен;

  • прямое управление государственными предприятиями, принадлежащими

государству природными ресурсами, имуществом, пакетами ценных бумаг;

  • целевые социально-экономические и научно-технические программы;

  • хозяйственное законодательство и т. п.

Проблема выбора и сочетания многообразных форм, методов и инструментов регулирования – одна из наиболее важных, сложных и дисскусионных в экономической науке. Именно подход к решению этого коренного вопроса, к оценке тех или иных звеньев механизма регулирования экономики, их роли, эффективности и «дозировки» разделяет представителей различных школ. Взгляды в вопросе о роли и функциях государства в экономике простираются в диапазоне от «ночного сторожа» до органа, который практически всё контролирует и всем распоряжается, в том числе и как собственник огромных факторов производства.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница