Курсовая работа Дисциплина Финансы Тема №29 Название темы «Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений»




Скачать 255.55 Kb.
Дата05.05.2016
Размер255.55 Kb.


Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра финансов, бюджета и страхования

Курсовая работа

Дисциплина Финансы

Тема № 29

Название темы «Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений»


Выполнил студент

Парфёнова М.И.

Группа №1С-ФК420

Студенческий билет №08ФФД42388

Проверил:

Смирнова Е.Е.


Москва

2011

Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Основная часть

1.Экономическое содержание и значение финансов домашних хозяйств

1.1.Экономическая сущность и значение финансов домашних хозяйств………………………………………………………………..….5

1.2.Состав и место финансов домашних хозяйств в национальной финансовой системе …………………………………………………………….………...…….7


2.Доходы и расходы домашних хозяйств в РФ

2.1.Особенности доходов и расходов домашних хозяйств в РФ…………………………………………………………………………10

2.2.Анализ динамики и структуры……………………………………...13
3.Перспективы развития финансов домашних хозяйств в РФ………...20
Заключение……………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………..26



Введение

Домашние хозяйства на современном этапе выступают одним из важных субъектов экономической деятельности, от результатов которой зависит не только благосостояние отдельной хозяйственной единицы, но и всего населения страны. Под домашним хозяйством понимается хозяйство, которое ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно и имеющими общий бюджет. Домохозяйство объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве. Домохозяйство – это понятие более широкое, чем семья, и в отличие от семьи домохозяйства включают не только родственников и могут состоять из одного, двух и более членов.


Финансы домашнего хозяйства - это экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства. Финансы домохозяйств, по мнению современных экономистов, занимают важное место и являются третьим звеном финансовой системы.
В данной работе будет рассмотрена одна из актуальных тем современной финансовой науки – «Финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений». Актуальность выбранной темы объясняется тем, что домохозяйства, став крупнейшим субъектом экономики, посредством своих финансов участвуют во всех макрорегулирующих процессах нашего общества и представляют главную силу в производстве и распределении товаров и услуг.
Объектом исследования данной работы являются финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений. Предметом исследования работы является функциональный аспект финансов домашних хозяйств, так как функции финансов помогают глубже понять само понятие домохозяйства и увидеть его предназначение в современном обществе.
Изучение выбранной темы предполагает достижение цели – рассмотреть финансы домашних хозяйств в системе финансовых отношений. В соответствии с определенной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- изучить домашнее хозяйство, как субъект экономических отношений;
- раскрыть понятие финансов домашнего хозяйства и их функций;
- выяснить состав финансовых ресурсов домохозяйств;
- рассмотреть состав доходов домохозяйств (валовой доход, денежные доходы, государственное регулирование оплаты труда, государственные социальные трансферты) и определить основные направления расходов домохозяйств на примере семьи;
- обобщить полученный материал в данной работе и сделать выводы.
Методы исследования и изучения, используемые в работе:
- рассмотрение теоретического и практического материала по изучению финансов домашних хозяйств в системе финансовых отношений;
- анализ полученных материалов, заключения.

Основная часть

1.Экономическое содержание и значение финансов домашних хозяйств

1.1.Экономическая сущность и значение финансов домашних хозяйств

Финансы – это денежные отношения, возникающие в результате распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение потребностей общества. Условием их функционирования является наличие денег, а причиной их появления служит потребность субъектов хозяйствования в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы –это неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях.Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги –это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности субъекта хозяйствования в денежных средствах, но и контроль за расходованием этих финансовых ресурсов.

В составе общих финансов выделяют финансы домашних хозяйств. Современная экономика не может существовать без них. Финансы домашних хозяйств отражают уровень развития производственных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Состояние экономики страны определяет состояние финансов домохозяйств. В условиях постоянного экономического роста,увеличения ВВП и национального дохода финансы домохозяйств характеризуются устойчивостью и стабильностью; стимулируют развитие производства жизни граждан страны.

Финансы домашних хозяйств по концепциям некоторых экономистов являются элементом или звеном финансовой системы. Понятие "домохозяйство" охватывает совместно проживающих людей, ведущих общее хозяйство. Как правило, это семья. Однако, домохозяйство может включать и лиц, не являющихся родственниками (совместно проживающих домашней работницы, работника крестьянско-фермерского хозяйства и т.д.), но вносящих свою долю дохода (в части питания и проживания) в общий бюджет домашнего хозяйства. Домохозяйство может состоять и из одного человека, имеющего свой источник дохода. Так, по данным микропереписи населения - 19%домохозяйств состоят из 1-го человека, 26% - из 2-х, 23% - из 3-х, 20% - из 4-х и 12% - из 5-ти и более человек. Более 90% населения проживает в семейных домашних хозяйствах, состоящих из одной семьи (83%), из двух и более семей(7%).

Финансы домашнего хозяйства (домохозяйства), как и финансы общества в целом,представляют собой экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов этого хозяйства и их воспроизводства. Являясь звеном в финансовой системе на уровне отдельной семьи, они выступают первичным элементом социально-экономической структуры общества. В отличие от финансов коммерческих предприятий и организаций, имеющих решающие значение в создании,первичном распределении и использовании стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода,финансы домохозяйства пока не стали приоритетным звеном финансовой системы и играют подчиненную, хотя и важную роль в общей совокупности финансовых отношений.


1.2.Состав и место финансов домашних хозяйств в национальной финансовой системе

В составе финансов домашних хозяйств выделяют валовые и денежные доходы. Валовые доходы включают денежные доходы, стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных государством и организациями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков (без учета накопленных сбережений). Согласно статистике за последнее время валовые доходы занимают главенствующее положение. Более того, такая их роль сохраняется не одно десятилетие, поскольку накопления и сбережения в нашей стране из-за относительной бедности населения всегда находились на низком уровне. В составе валовых доходов домохозяйств преобладают денежные доходы, представляющие собой объем денежных средств, которыми располагает домохозяйство для обеспечения своих расходов.


Финансы домашних хозяйств являются одним из элементов финансовой системы государства. Каждый из этих элементов определенным образом влияет на процесс общественного воспроизводства. В каждой области финансовой системы процесс образования и использования фондов денежных средств имеет свои, присущие только ему характеристики. Роль, которую различные элементы финансовой системы играют в процессе ее формирования, определяет их особенности. Так, финансы предприятий являются основой финансовой системы, поскольку именно в предпринимательском секторе создается валовой внутренний продукт, распределяемый в ходе дальнейших финансовых отношений. Централизованные элементы финансовой системы играют важную роль в перераспределении денежных средств между отдельными отраслями, экономическими регионами, различными социальными группами населения.

Финансы, домашних хозяйств имеют свои особенности, которые отличают их от других элементов финансовой системы.

Специфика финансов домашних хозяйств определена тем, что эта сфера финансовых отношений в наименьшей степени регламентирована государством. Действительно, процесс создания и расходования централизованных денежных фондов, таких, например, как государственный бюджет, находится под жестким государственным контролем. Процесс формирования денежных фондов предприятия также в определенной степени определяется государством (требования к минимальному размеру уставного капитала, система налогообложения, регламентация порядка расчета амортизационных отчислений и некоторых других элементов себестоимости и др.). Домашнее хозяйство самостоятельно принимает решение о необходимости и способе формирования денежных фондов, их величине и целевом назначении, о времени их использования. Другими словами, в условиях рыночной экономики государство не имеет инструментов прямого влияния на процесс распределения располагаемого дохода домашних хозяйств.

Вместе с тем государство способно влиять на общую величину дохода, которым реально располагает домашнее хозяйство. Реальные доходы домашнего хозяйства образуются в результате многократного распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта в процессе реализации финансовых отношений домашнего хозяйства и государства. Повышение ставок налогов, выплачиваемых физическими лицами, ведет к сокращению их реального дохода. Вместе с тем финансовые ресурсы, мобилизованные посредством сбора налогов, направляются через бюджет в сферу здравоохранения, образования, социального обеспечения, в результате уровень реальных доходов домашних хозяйств возрастает.

Важной функцией финансов домашних хозяйств в системе общественного воспроизводства выступает также инвестиционная функция. Она заключается в том, что домашние хозяйства являются одними из основных поставщиков финансовых ресурсов для экономики. Рост доходов домашних хозяйств является материальной основой для выполнения данной функции. Часто инвестиционную функцию домашних хозяйств связывают только с долей капитализируемых доходов, т. е. используемых как сбережения (вложения средств в различные финансовые институты и в реальное производство). Но этот подход является односторонним. На самом деле и увеличение доли потребления является фактором, способствующим росту инвестиций в экономике. Сокращение потребительских расходов, какими бы факторами оно ни вызывалось, естественным образом сдерживает и развитие производства. В современной России из-за низкого уровня заработной платы предприятия не могут наращивать производство и товарооборот.

2.Доходы и расходы домашних хозяйств в РФ

2.1.Особенности доходов и расходов домашних хозяйств в РФ

Финансовые ресурсы домохозяйств выступают в виде денежных фондов:


1. Фонд потребления, предназначенный для удовлетворения жизненных потребностей семьи – текущие расходы.
2. Фонд сбережений (отложенных потребностей).
3. Состав финансовых ресурсов следующий:
собственные средства, т.е. средства, заработанные каждым членом семьи;
4. полученные кредиты, дивиденды, проценты;
5. средства, полученные в результате перераспределения – пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных фондов.
Финансы домохозяйств взаимодействуют со всеми звеньями финансовой системы и между ними возникают непрерывные денежные потоки - односторонние, двусторонние и многосторонние (рис.1).

Рис. 1. Кругооборот финансовых ресурсов домохозяйств

1.Налоги, 2.Бюджетное финансирование, 3.Кредиты, 4.Страховые взносы, 5. Социальная поддержка, 6. Сбережения, 7.Проценты, прибыль, 8. Оплата труда, 9. Стоимость рабочей силы.


Доходы домашнего хозяйства – часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов хозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, т.е. физические и умственные способности людей, израсходованные в процессе производства. Однако в современном обществе из-за неравномерного распределения национального дохода ресурсы у отдельных категорий домохозяйств оказываются недостаточными, чтобы поддержать жизненные силы на требуемом уровне.
На динамику и структуру доходов населения в 90-е годы оказали серьезное влияние факторы, которые характеризовали социально-экономическое положение страны:
• глубокий экономический кризис и становление рыночных отношений;
• инфляция, которая на протяжении первой половины 90-х годов носила гиперформу;
• задержка выплаты зарплаты (особенно работникам бюджетной сферы), государственных пенсий, пособий;
• многочисленные финансовые злоупотребления и нарушения в области оплаты.
В первые годы XXI века положение несколько стабилизировалось. Реальные располагаемые доходы домашних хозяйств начали несколько возрастать, однако с 2003 года начался новый период инфляционных процессов, что вновь сказывается на обесценении доходов.
Одним из показателей обеспеченности домашнего хозяйства является валовой доход.
Валовой доход домохозяйств – это совокупный доход, который включает: денежные доходы, стоимость натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных государством и предприятиями в натуральном выражении льгот, дотаций, подарков (без учета накопленных сбережений).
Денежные доходы остаются главными в домохозяйстве. Источники формирования денежных доходов населения.
• оплаты труда членов домохозяйств;
• доходов от предпринимательской деятельности;
• государственных социальных выплат (трансфертов), пенсий, пособий из бюджета и внебюджетных фондов;
• прочих поступлений (страховых возмещений, доходов от реализации имущества и проч.).
• Помимо деления денежных доходов по источникам их различают по равномерности поступлений:
регулярные (оплата труда, арендная плата);
• периодические (авторские гонорары, доходы по ценным бумагам);
• случайные или разовые (подарки, доходы от реализации имущества), а также незаконные доходы (уход от налогов, выручка от продажи запрещенных товаров – наркотиков, оружия).
В зависимости от размеров денежные доходы классифицируются на номинальные и реальные.
Номинальные доходы – доходы за определенный период времени в денежных единицах по нарицательной стоимости. В России различают начисленные номинальные доходы, т.е. указанные в платежной ведомости на выдачу оплаты труда, и фактически полученные доходы, которые в связи с задержкой заработной платы, особенно в бюджетной сфере, ниже номинальных.
Реальные доходы – денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен. Они выражают количество товаров и услуг, которые можно фактически приобрести на номинальные доходы. Для домашнего хозяйства реальные доходы отражают действительный уровень жизни и благосостояния семьи, они призваны обеспечить удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.
Денежные расходы домохозяйства – фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимых для продолжения жизни человека, которые включают в себя потребительские расходы и расходы, не связанные непосредственно с потреблением.

Классификация и структура расходов:


1. По степени регулярности:
• постоянные расходы – на питание, коммунальные услуги и проч.;
• регулярные расходы – на одежду, транспорт;
• разовые расходы – на лечение, товары длительного пользования.
2. По степени необходимости:
• первоочередные (необходимые) расходы на питание, одежду;
• на медицинское обслуживание;
• желательные расходы – на образование, страховые взносы и проч.
3. По целям использования:
• потребительские расходы (на покупку товаров и оплату услуг);
• уплата обязательных платежей и различных обязательных взносов;
• расходы на накопления во вкладах и ценных бумагах;
• покупка иностранной валюты.
2.2.Анализ динамики и структуры

В России традиционно роль натуральных доходов по некоторым видам продуктов, в частности по картофелю, овощам, фруктам и ягодам, была и остается высокой. Низкий уровень денежных доходов в частном и государствен­ном секторах экономики подчеркивается тем фактом, что значительная часть за­нятых в них одновременно содержит небольшие подсобные хозяйства, в которых производятся продукты питания. Однако трудозатраты в таких хозяйствах несо­размерно высоки из-за крайне низкой механизации производственных процессов, что в конечном итоге отражает нерациональный общественный характер личного подсобного хозяйства. В меньшей степени это относится к личным подсобным хозяйствам сельского населения, для которого ведение производства на земле является основной сферой приложения труда. Вместе с тем, и здесь общественно целесообразным является переход к фермерскому ведению хозяйства, т. е. в ос­новном товарному производству.

В нашей стране соотношение между источниками денежных доходов резко менялось. В условиях гос­подства государственной собственности основными доходами домохозяйств были заработная плата и выплаты из бюджета. По мере развития рыночных отношений роль второго источники стала возрастать. Однако и сегодня оплата труда остается главным доходом. Значение отдельного вида источника у конкретной семьи определяется ее социальным составом. Так, имеются домохозяйства, где оплата труда составляет почти 100% денежного дохода, например, работающая супружеская семья без детей. Есть домохозяйства, где денежный доход формируется только за счет государственных социальных трансфертов. Например, супруги-пенсионеры, воспитывающие малолетних внучат. На структуру доходов домохозяйств оказывает влияние ме­сто проживания — в городе или на селе.

В России все большая доля населения становится бедняками. Бедность - это низкий уровень денежных и натуральных доходов, недостаточных для удовлетворения основных жизнен­ных (биологических) потребностей - жилья, питания, одежды, услуг. Показателем бедности страны в экономической литерату­ре признается удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума. В России прожиточный минимум был офи­циально введен в 1997 г., хотя расчеты его отдельными эконо­мистами делались и раньше.

Соотношение среднедушевых распределяющих ресурсов до­мохозяйств и прожиточного минимума свидетельствует о низ­ком жизненном уровне большой части населения России, а ди­намика этого соотношения об ухудшении положения.

Обследование бюджетов домохозяйств показывает, что бед­ность носит многопрофильный характер и определяется местом проживания, социальными факторами, статусом занятости, об­разовательным уровнем и др. Доля бедных домохозяйств в сель­ской местности выше, чем в городе. Малоимущие и крайне бедные домохозяйства - это семьи, воспитывающие трех и более детей.

В первом квартале 2011 года число наименее обеспеченного населения, то есть имеющего доход ниже прожиточного минимума, в России уменьшилось до 16,1%. По результатам исследования, проведенного Всероссийским центром уровня жизни (ВЦУЖ) прожиточный минимум в II квартале 2011 года составил 6 505 руб. В целом по стране численность малообеспеченных граждан увеличилась с 14,5% в первом квартале 2010 года до 16,1% в первом квартале 2011 года.

Столица занимает шестое место по уровню бедности: доходы меньше прожиточного минимума у 10% москвичей.

Разрыв по уровню бедности между регионами по-прежнему высок. Самый богатый регион России обеспеченнее самого бедного в 40 раз. самым богатым российским регионом осталась Москва, а самым бедным – Ингушетия. Если же брать за основу 10 самых богатых и 10 самых бедных регионов, то здесь картина несколько иная. Разрыв между ними за год даже несколько сократился – 3,5 до 2,8 раза. Тем не менее бюджетная обеспеченность столицы на душу населения в три раза превышает аналогичный показатель в целом по стране.

В январе-июне 2011 года дифференциация населения России по уровню доходов незначительно снизилась по сравнению с январем-июнем 2010 года, свидетельствуют данные Федеральной службы госстатистики (Росстата).

По итогам 1-м полугодия 2011 года на долю 10% наиболее обеспеченных россиян приходилось 29,8% общей суммы денежных доходов, тогда как в 1-м полугодии 2010 года - 30,2% (в 1-м полугодии 2009 года - 30,6%, в 1-м полугодии 2008 года - 30,5%, в 1-м полугодии 2007 года - 30,2%, в 1-м полугодии 2006 года - 29,9%, в 1-м полугодии 2005 года - 29,6%).

На долю 10% наименее обеспеченного населения страны в 1-м полугодии 2011 года пришлось лишь 2,0% общей суммы денежных доходов жителей РФ (в 1-м полугодии 2010 года - также 2,0%, в 1-м полугодии 2009 и 2008 годов - по 1,9%, в 1-м полугодии 2007 года, в 1-м полугодии 2006 года и в 1-м полугодии 2005 года - по 2%).

В условиях России с учетом низкого уровня оплаты труда предприниматель­ская деятельность домашних хозяйств, носящая неорганизованный характер, яв­ляется важным подспорьем для поддержания прожиточного минимума. Вместе с тем именно в этой сфере чаще всего наблюдаются негативные явления: сокрытие доходов, нелегальный бизнес, продажа низкокачественной, а иногда и опасной для жизни и здоровья людей продукции и др. В формировании частного товаро­оборота существенную роль играет деятельность так называемых челноков, пе­риодически выезжающих за границу с целью закупки товара для его последую­щей реализации в России. В частной практике наибольшее распространение получили те услуги, которые являются наиболее доходными и пользуются повышенным спросом, например ремонт квартир, автомобилей и бытовой техни­ки, репетиторство и обучение, медицинские услуги, частный извоз и др.

В России реальные доходы населения в первые годы экономических преоб­разований сокращались. Так, по официальным данным, они составляли в 1994 г. 70% уровня доходов 1991 г. Однако в последние годы в целом наблю­дается рост реальных доходов населения, что свидетельствует о более высоких темпах роста номинальных доходов в сравнении с ростом потребительских цен.

Реальные располагаемые денежные доходы населения РФ (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен), по предварительным данным, в январе-октябре 2011г. снизились на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом 2010г. Такие данные приведены в оперативном докладе Федеральной службы государственной статистики (Росстат).
В октябре 2011г. данный показатель вырос по сравнению с тем же месяцем предыдущего года на 0,4%, а по сравнению с сентябрем 2011г. - вырос на 2,1%.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата на одного человека, по предварительным данным, в октябре 2011г. составила 23 тыс. 350 руб., что на 12,6% больше, чем годом ранее, и на 0,5% меньше, чем в сентябре 2011г. Среднемесячная реальная заработная плата, по предварительным данным, в октябре 2011г. увеличилась в годовом исчислении на 5,0%.
В 2012 году, по словам спикера гос-думы Бориса Грызлова, средняя зарплата россиян увеличится до 25 тысяч рублей.

Объем денежных доходов населения в январе-июне 2011 г., по предварительной оценке, составил 15919 млрд. рублей с ростом к соответствующему периоду прошлого года на 8,3 процента. Денежные расходы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли на 9,8% и составили 15971,3 млрд. рублей. В результате, за январь-июнь 2011 г. население использовало на потребление 76,2% своих денежных доходов. При этом, за аналогичный период прошлого года на эти цели населением было потрачено 70,6% денежных доходов. Существенно сократилась доля денежных доходов, направленных на накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах: с 7,8% за январь–июнь 2010 г. до 4,4% за аналогичный период 2011 года. Такая ситуация частично является следствием того, что значительно увеличились объемы расходов населения с использованием банковских карт за рубежом.

Значение денежных сбережений велико не только с точки зрения домашне­го хозяйства. Сбережения населения — это важный источник стабильности на­циональной экономики. По различным оценкам, их величина составляет в Рос­сии от 70 до 90 млрд долл. США. Для сравнения: общий объем государствен­ного долга РФ в апреле 2000 г. был равен 147,9 млрд. долл. (с учетом долга СССР). Сбережения населения — это важный инвестиционный ресурс для рос­сийских предприятий (напомним, что уровень изношенности основных фондов в различных отраслях отечественной экономики варьирует в пределах от 30 до 70%, при этом реализация подавляющего большинства инвестиционных про­грамм сдерживается из-за отсутствия доступных источников финансирования).

Низкий уровень организованных сбережений отражает степень доверия рос­сийских домашних хозяйств к отечественным банкам, предприятиям и государ­ству. В условиях развитой экономики домашние хозяйства большую часть сво­их активов размещают на банковские счета или вкладывают в различные фи­нансовые инструменты. Такое поведение домашних хозяйств полностью соответствует целям частного сбережения, а логику его несложно продемонст­рировать на примере отношений домашних хозяйств с коммерческими банками.

Экономические мотивы отечественных домашних хозяйств, размещающих де­нежные средства на текущие счета в отечественных банках, практически отсутст­вуют: население не рассчитывает подобным образом снизить степень риска их случайной утраты (уровень доверия к банковской системе чрезвычайно низок).Тем не менее, стоит отметить, что сегодня происходит процесс постепенного вовлечения рос­сийского населения в систему безналичных расчетов путем развития их карточ­ных форм, однако этот процесс происходит чрезвычайно медленно.

Основная цель вкладчика при внесении средств на счета по срочным вкла­дам - получение определенного дохода. Банки, привлекая устойчивый кредит­ный ресурс, выплачивают по срочным вкладам повышенный процент. Дело в том, что в соответствии с российским законодательством денежные средства, размещенные на счетах по срочным вкладам, возвращаются вкладчику лишь по истечении определенного, установленного договором срока. Вкладчик имеет возможность воспользоваться своими деньгами и до окончания срока хранения вклада, однако в этом случае он не получит ту сумму дохода, на которую рас­считывал. Доход вкладчику будет выплачен по ставке вклада до востребования, действующей в банке, за тот период, в течение которого его деньгами пользо­вался банк. Гражданский кодекс запрещает банкам снижать в одностороннем порядке ставку по заключенным ранее договорам срочного вклада.

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимо разработать эффективную систему распределения доходов и расходов домашних хозяйств. Для домашних хозяйств очень важно, чтоб с ростом цен и повышали заработанную плату и уменьшали (или хотя бы не увеличивали) налоги и сборы.

В противном случае так и будет существовать проблема бедности в России, а также разделение на классы (бедных и богатых).

3.Перспективы развития финансов домашних хозяйств в РФ

В России разработана и утверждена Правительством Российской Федерации и реализуется федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до 2015 года». Она состоит из двух этапов:



  • На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы были намечены меры по уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим показателям субъектов РФ.

  • На втором этапе (к концу действия Программы в 2015 году) предусмотрено сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на 25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Методика регионального регулирования минимальных душевых доходов (апробирована в Республике Коми). Она предусматривает установление гарантируемого душевого дохода. Главная характеристика – наиболее полный учет дохода, включая, помимо денежных и натуральных его форм, также и экономический потенциал семьи.

Косвенные методы оценки нуждаемости (апробированы в Волгоградской области). Положительная сторона - оценка реального потребления по показателю потенциальных потребительских расходов. При этом учитываются демографическая структура семьи, место проживания семьи, жилищные условия, денежные и имущественные активы семьи.

Возможно использование в рамках действующего законодательства и других методик определения нуждаемости.

При всем различии форм организации адресной социальной помощи в регионах страны, существует общий подход к решению таких вопросов, как выявление факторов реальной нуждаемости, поэтапный переход от оказания помощи отдельным категориям населения к помощи конкретным домохозяйствам с учетом проверки их нуждаемости, постепенный отказ от многообразных видов социальных льгот и выплат.

Вместе с тем, анализ показывает, что масштабы этой деятельности еще не достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход к распределению государственной социальной помощи, адресные формы социальной поддержки находятся в стадии становления.

Сдерживающими факторами для введения социальной помощи малоимущим являются, прежде всего:



  1. Отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в вопросах оказания социальной поддержки отдельных групп населения, в том числе по финансированию социальных выплат.

  2. Недостаточность финансовых ресурсов, которые могут быть выделены в регионах на эти цели.

  3. Сохранение действующей системы многочисленных социальных льгот различным категориям граждан, предоставляемых без учета факторов нуждаемости.

В основу стратегии, направленной на совершенствование мер социальной защиты населения при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, Правительством Российской Федерации положен принцип адресной направленности социальной помощи.

Исходя из положений указанных документов, к основным подходам по совершенствованию (упорядочению) предоставления мер социальной защиты населения, в том числе при оплате жилья и коммунальных услуг, можно отнести:



  • усиление адресности социальной поддержки населения (замена натуральных льгот жилищными субсидиями);

  • повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в государственной поддержке (учёт доходов при предоставлении мер социальной защиты);

  • перевод в денежную форму натуральных льгот (для военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов – отмена льгот с одновременным увеличением их денежного довольствия);

  • приведение социальных обязательств государства в соответствие с его ресурсами;

  • сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг;

  • упразднение социально неоправданных льгот.

Рекомендации Мирового банка по борьбе с бедностью, сформулированные в Целях развития на тысячелетие до 2015 года, весьма конкретны: уменьшить число голодающих в два раза, дать всем детям обязательное начальное образование, дать девочкам больше возможностей при получении начального и среднего образования, сократить детскую смертность на две трети и т.п.

Надо отметить, что решение проблем бедности в мире идет по линии предоставления первичного образования и медицинского обслуживания, преодоления дискриминации в отношении девочек и женщин. Все правильно. Актуализировать свою рыночную стоимость люди могут лишь на пути «модернизации» собственной личности. Государство должно им в этом помочь. Эксперты пока и мечтать не могут о всеобщем среднем образовании для большинства бедных, не говоря уже о высшем.



Заключение

Домашние хозяйства — не только учетно-статистический показатель, который используется для анализа состояния общества, но и особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.

В условиях ограниченности бюджета перед членами домохозяйства постоянно возникает проблема распределения средств между денежными фондами, между доходами и расходами. Отсюда вытекает неизбежная необходимость для каждой семьи так планировать свои доходы и рационально их использовать, чтобы не допустить появления отрицательного сальдо. В условиях домашнего хозяйства финансовое планирование носит упрощенный характер.

Высокий уровень бедности российского населения требует от государства проведения разнообразных мероприятий по поддер­жанию лиц, находящихся за чертой бедности. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финан­сово-экономической защите населения, но и в правовом и орга­низационном стимулировании индивидуально-трудовой деятель­ности и семейного бизнеса.

Неразрывная связь доходов и расходов домашних хозяйств проявляется, прежде всего, в зави­симости структуры и объема расходов от структуры и объема доходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определенный физиологи­ческий и социальный минимум потребительских товаров и услуг, который лю­бое домашнее хозяйство должно обеспечить.

Структура расходов домохозяйства показывает, что расходы на продукты питания занимают преобладающую долю. Причем в городе эта доля выше. В сельской местности домохозяйст­ва почти на треть обеспечивают себя за счет натурального хо­зяйства. Непромышленные товары (одежда, обувь, мебель, бытовая техника) составляют в городе почти 1/3, а на селе — лишь пятую часть.

Доля расходов на услуги постоянно возрастает. Особенно увеличились затраты семей в городе на жилье, коммунальные услуги, лекарства, а также на проезд в общественном транспор­те. Отдельные виды услуг настолько подорожали, что просто выпали из бюджета рядового гражданина (например, чистка одежды, общественная стирка и др.). Однако появились новые виды платных услуг (здравоохранение, образование), которые стали занимать все большую долю расходов семьи.

Количественный состав домохозяйств также оказывает влия­ние на структуру расходов конечного потребления. В более выгодном положении находятся домохозяйства, состоящие из од­ного человека. С ростом численности домохозяйств положение ухудшается. У них снижается доля на питание и повышается доля натуральной продукции из лич­ного подсобного хозяйства и из других поступлений.

Уменьшение общих расходов на продовольственные товары отражается на качественном составе продуктов питания: снижа­ется доля таких продуктов, как фрукты, кондитерские изделия, мясо и мясопродукты, и возрастает доля хлеба и хлебопродуктов, картофеля и овощей.

Члены домашнего хозяйства как граждане РФ платят раз­личные обязательные платежи, прежде всего это федеральные и местные налоги и сборы.

Распределение накоплений и сбережений в России крайне неравномерно между домохозяйствами. Домохозяйства, доходы которых ниже прожиточного минимума, вообще не имеют накопления, перед ними стоит главная задача — выжить.

Денежные накопления и сбережения, аккумулированные в банках, служат источником расширения кредитных отношений. Потребительский кредит пополняет денежные доходы членов домохозяйств и способствует увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Особенно важен потребительский кредит для России, где уровень жизни относительно низок, а кредитные возможности банковской системы нуждаются в до­полнительных капиталах.

Уровень реальных доходов большинства российских домашних хозяйств находится на очень низ­ком уровне. В результате снижается продолжительность жизни, ухудшению здоровья на­селения, падению уров­ня рождаемости, сокращается численность населения, падает уровень духовного развития членов общества.

Планирование расходов и контроль за исполнением расходной части домашнего бюджета, рациональное управление его отдельными статьями способно в из­вестной степени смягчить эти негативные тенденции.



Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30.11.94 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 29.01.96 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26.11.01 г. N 146-ФЗ.

  2. Галицкая С.В. Деньги, кредит, финансы. - М., 2010

  3. Леонтьев В.Е. Финансы. Деньги, кредит и банки. - М., 2009

  4. Популярная экономика. Зарплата, пенсия, налоги. - М., 2008

  5. Экономика общественного сектора: Учебное пособие/ Под ред. проф. Жильцова Е.Н., Лафер Ж.Д. - М.: ТЕИС, 2009

  6. Http://economy.ru/.

  7. Http://financy.ru/.





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница