Курс лекций тема таможенное дело и таможенная политика в республике беларусь




страница1/13
Дата28.04.2016
Размер2.22 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
КУРС ЛЕКЦИЙ
ТЕМА 1. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

    1. История развития таможенного дела и таможенной политики в Республике Беларусь

    2. 1.2. Понятие, цель, содержание и структура таможенного дела и таможенной политики.

    3. Таможенная граница и таможенная территория.

    4. Основные понятия, используемые в таможенном деле.

    5. Основные перемещения товаров и транспортных средств.

    6. Тарифные и нетарифные меры регулирования в таможенном деле.




    1. История развития таможенного дела и таможенной политики в Республике Беларусь

Трудно, пожалуй, и невозможно представить и тем более прочно усвоить современные научно-теоретические основы таможенного дела в Республике Беларусь без соответствующего экскурса в ее историю. В полном объеме достаточно сложно описать и всесторонне анализировать все перипетии этого сложного и длительного процесса, выделю лишь главные моменты, характеризующие развитие таможенного дела и законодательства о нем в древности, во время вхождения Беларуси в состав ВКЛ, РП, Российской империи и СССР.

О собственно таможенной службе можно говорить условно, поскольку лишь с течением времени, по времени создания и укрепления централизованного государства, расширения внешнеэкономического общения шло становление и развитие структур и институтов, которые составили затем ядро таможенной службы.

Можно выделить некоторые сведения в развитии таможенного дела. Одно из первых упоминаний относится к существованию таможенного обложения в г. Тарифе (3 в. до н.э., Испания), также самым древним таможенным законом признается Пальмирский пошлинный тариф.

Точных сведений о времени возникновения таможенного обложения на территории Беларуси нет. Еще в конце 1 тысячелетия до н.э. через Вислу и Западный Буг проходил знаменитый Янтарный путь, связывающий северно-западные западные районы древней Беларуси с другими древними торговыми центрами. Участвуя в обмене товарами с населением Причерноморья, где уже в 5-4 вв. до н.э. бытовали таможенные порядки, наши предки узнавали о существовавших правилах торговли и таможенных обычаях, торговой дани «мыте» - торговая и провозная пошлина за провоз товара через внешние или внутренние мытные заставы, активно заимствовали торговую лексику. Первые же свидетельства о торговых налогах и сборах пришли к нам из раннего средневековья.

Наиболее вероятно, что понятие и система взимания таможенных пошлин были занесены на наши земли восточными купцами благодаря торговым связям с Византией. Когда полоцкие, туровские или другие славянские купцы добирались до Константинополя, то первым делом должны были предоставить местным властям грамоты с княжескими или боярскими печатями. Затем купцы переписывались и по списку пропускались в город группами не более 50 человек и без оружия в сопровождении представителей власти. Купленные ими товары осматривались «царевыми мужами», и на них ставились специальные клейма. На вывоз некоторых товаров, например, знаменитых византийских тканей-«поволок», накладывались ограничения, чтобы не подрывать монополию империи. По возвращении купцов местные князья начинали вводить подобные порядки и у дома.

Однако в наших глухих лесных краях в этот период таможенные периоды распространялись очень медленно, и самая первая древнебелорусская таможня могла возникнуть не ранее конца 9 в., времени появления первого белорусского княжества в Полоцке (862г.), начала возникновения городов в наиболее экономически активных районах. Тогда же появляется и сбор дани с торговых людей- мыто. Таким образом, предположительно во второй половине 9 в. на территории древней Беларуси появляются предпосылки для возникновения первых элементов таможенного дела.

Из летописных и законодательных источников известно, что в 10-12вв. на Руси взимали мыто – торговую и провозную пошлину за провоз товара через внешние или внутренние мытные заставы. Сборщики мытных пошлин были, как правило, членами княжеской дружины и именовались мытниками, мытоимцами, мытарями. Термин «мыто» как специальная торговая пошлина, от уплаты которой освобождались русские купцы, впервые упоминается в договоре между Киевской Русью и Византией 907 г. Мытник как должность княжеской администрации упоминается в двух статьях – «О татьбе» и «О своде» Пространной редакции «Правды Руской» 11в.

С 12в. на границах Полоцкого, Турово-Пинского, Минского, Витебского, Гродненского, Слуцкого, Новогрудского, Смоленского и других княжеств и земель при въезде-выезде, и даже внутри них, в важнейших местах торговых путей- возле мостов, речных переправ, на волоках (местах наибольшего сближения двух рек, соединявших отрезки торгового пути и использовавшихся для перехода из одной речной системы в другую), в городах и селах, на торговых путях- стали возникать многочисленные заставы-мытницы для сбора мыта в казну местного князя.

В 10-11 вв. Формируется само понятие торгового налога- мыто. В белорусский язык слово мыто (mota) было перенесено в 5в. восточногерманскими племенами готов, населявших тогда территорию от правобережья Западного Буга до р. Горынь. Первоначально мытом называлось место, где останавливались возы и лодки купцов. Кроме того, мыто было собирательным названием всех налогов, в которое входили торговля и проезжая пошлина. И только в 11в. торговое мыто стало отделяться от проезжего и становиться именно таможенной транзитной пошлиной.

В древности у наших предков существовал и свой синоним мыта- накло, позднее вытесненное и забытое. А слово мыто сохранилось и в современном белорусском языке: «мыта, мытня, мытницы, мытник». Этим понятием связаны и географические названия: Мытва (приток р. Припять), Мыто (села в Лидском и Полоцком районах)

В русском языке слово мыто в середине 13в. в условиях татаро-монгольского ига было вытеснено тюркским тамга (знак, клеймо). Тамга стала особым сбором за приложение клейма. Как говорили в старину, «со всякого товару имати с рубля тамги по полуторе деньге». В таможне привозной или отпускной товар очищали мытом, пошлиной, клеймили, пятнали, т.е. прикладывали тамгу или клеймо. В Уставе 1571г. говорилось: «А похотят торговати в Новегороде, и у них товар осмотрети и тамжити». Сам процесс взимания пошлины стали называть тамжить, а место, где ее взимали, - таможней. А сборщик пошлин стал таможенник.

Приблизительно в это же время у наших западных соседей, поляков, вместо прежнего термина мыто появилось славянизированное заимствованное из немецкого языка цло. Таким образом, исконное мыто с 12в. осталось лишь на белорусских и украинских землях, а позже его переняли у нас и современные литовцы.

Среди тогдашних мытников существовали специализации. Так, для взятия вагового мыта (пошлины за вес товара) имелся специальный весчий. Смоленская грамота 1229г. отмечает и особых бирчих- сборщиков налогов (этот термин был заимствован от варяжских купцов и первоначально означал бирку (birkja)- палочку, на которой надрезами велся учет чего-либо).

Обычно пошлины брались в крупных торговых центрах, но постепенно распространялись и по небольшим городам и селам. В городах существовала специальная базарная площадь у городских ворот- торг, где осуществлялись торговые операции и взимались пошлины. Также местом сбора различных налогов была церковная площадь- погост, так как в целях безопасности купцы часто складировали свои товары в надежных каменных церковных погребах. За объезд мытницы с целью уклонения от уплаты взимался двойной штраф с воза- промыт, а лично с купца- заповедь. Иногда право сбора мыта имели влиятельные церковные иерархи. Так, согласно Уставной грамоте смоленского князя Ростислава (1136), который владел в этот период восточнобелорусскими городами Мстиславом, Кречутом, Прупой, Копысем, Оршей, епископу смоленскому Мануилу было разрешено брать часть мыт для себя: «На Копыси… перевоза и торгового 4 гривны, на Прупои 10 гривен, а из того епископу 1 гривна, а в Кречюта 10 гривен, …а мыта икорочь мити не ведомо, но что ся снидет из того епископу десятина».

В период раздробленности каждый феодал изобретал собственную систему таможенных пошлин, состоявшую из проезжих и торговых сборов. Поэтому виды и размеры мыта были самыми различными. По сведениям Устава смоленского князя Ростислава Мстиславовича 1136г. в Копысе, стоящем против 60-километровой сухопутной дороги на Друцк - Полоцк, за перевоз (перевоз через реку людей и грузов) брали 4 гривны, за проезд в город собирали торговое мыто 4 гривны, а в Прупошеске на Соже (Славгороде) при въезде в Смоленское княжество по 10 гривен. Князь брал и гостинную дань, или гость, за провоз купеческих товаров. Часто феодалы в погоне за наживой доходили до полного самодурства. Например, специально не следили за состоянием своих дорог, так запрещали купцам поднимать упавший на их землю товар. С тех пор и идет пословица «Что с воза упало, то пропало».

Одновременно с развитием таможенных сборов в древней Беларуси стали появляться и первые таможенные льготы. Полоцк, Витебск и Смоленск боролись между собой за торговые пути на западной Двине и защищали купеческие права, поэтому в Полоцке право торговли для купцов с русских княжеств не было обложено мытами.

В этот период складывается определенная законодательная база для развития торговли и таможенного дела. В основном она была воплощена в нормах «Русской Правды» и различных международных договорах. Так, в «Пространной Русской Правде» были защищены интересы купцов по охране их имущества, а также подчеркнута роль мытника. Там же, в статье 48, выделялось 2 вида торговых операций: купля - внутренняя торговля (купец) и гостьба – торговля иноземная (гость).

Постепенно с развитием торговли рос авторитет купцов, а с ним и мытников. Мытники считались уважаемыми людьми. Согласно своду законов «Русская Правда» голос мытника при свидетельствах в суде равнялся голосам двух свободных мужей.




    1. Понятие, цель, содержание и структура таможенного дела и таможенной политики

Таможенное дело- это совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь и таможенного союза о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества (далее- таможенный союз) – правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.

Общее руководство таможенным делом на территории Республики Беларусь осуществляет Президент. Непосредственное руководство таможенным делом осуществляет ГТК Республики Беларусь, который обеспечивает реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела и единообразное применение таможенного законодательства всеми таможенными органами на территории Республики Беларусь.

Структура таможенного дела можно представить следующим образом:

- таможенные органы и правовая регламентация их деятельности;

- ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры ВЭД;

- принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза;

- таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации;

- таможенные процедуры;

- таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей;

- таможенный контроль;

- правовая регламентация ответственности за нарушения в сфере таможенного дела.

Цели таможенного дела:

- экономические – взимание таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;

- регулятивные – установление ставок экспортных и импортных пошлин на товары, а также запреты и ограничения на ввоз и вывоз товаров, лицензирование, квотирование, применение тарифных преференций;

- правоохранительные – защита государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, борьба с контрабандой и АТП.

Наряду с осуществлением таможенного дела в соответствии с законодательством в Республике Беларусь и таможенного союза осуществляется единая таможенная политика.

Под таможенной политикой понимается система политико-правовых, экономических, организационных и иных мероприятий в сфере таможенного дела, направленных на реализацию и защиту внутренней и внешней политики, в целях осуществления политических и социально-экономических преобразований в условиях формирования рыночных отношений Республики Беларусь.

Основной целью таможенной политики любого государства является обеспечение экономических интересов.

Целью таможенной политики является:

- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории;

- участие в реализации торгово-политических задач по защите белорусского рынка;

- стимулирование развития национальной экономики;

- содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики;

- иные цели, определяемые Комиссией таможенного союза, Президентом Республики Беларусь, парламентом Республики Беларусь, правительством Республики Беларусь.

Формирование таможенной политики состоит из двух основных направлений:

- протекционизм – экономическая политика государства, направленная на защиту отечественного производителя от конкуренции путем введения высоких ставок таможенных пошлин на определенные, ввозимые в страну товары, ограничения или полный запрет на их ввоз;

- фритредерство – политика свободной торговли направлена на всемерное поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны. Она достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин.


    1. Таможенная граница и таможенная территория

Все таможенные операции осуществляются в рамках таможенной территории Республики Беларусь. Кроме того, данная территория является сферой действий норм таможенного права и реализации задач таможенной политики Республики Беларусь.

Единую таможенную территорию таможенного союза (далее – таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь , Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств-членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

Пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза (далее таможенная граница).

В соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств-членов таможенного союза.

Таможенная граница – граница таможенной территории Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан.

Государственная граница – это реальная линия на местности, определяющая пределы государственной территории Республики Беларусь.

На государственной границе действует административно-таможенный режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе.


    1. Основные понятия в таможенном деле

В соответствии с таможенным законодательством используются определенные понятия:

- товары – любое движимое имущество, а также приравненные к недвижимому имуществу в соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего суда внутреннего плавания, суда плавания «река-море», космические корабли;

• контрафактные товары - товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности (объекты авторского права и смежных прав, права промышленной собственности), если перемещение таких товаров через таможенную границу Республики Беларусь или иные действия с такими товарами, находящимися под таможенным контролем, влекут за собой нарушение прав правообладателя, охраняемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

• товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, в международных почтовых отправлениях либо иным способом;

• транспортные средства — категория товара, включающая любое судно внутреннего плавания, судно плавания «река-море», воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство или контейнер, которые включают в себя предусмотренные для них техническим паспортом или техническим формуляром запасные части, принадлежности и оборудование, горюче-смазочные материалы и охлаждающие жидкости, содержащиеся в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами;

• транспортные средства международной перевозки — транспортные средства, используемые для международных перевозок грузов и (или) пассажиров с находящимися на нем специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования;

• перемещение через таможенную границу товаров - ввоз товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоз товаров с этой территории;

• незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов и средств идентификации, а равно покушение на такое перемещение;

• лица - физические и юридические лица;

• декларант - лицо, которое заявляет от своего имени в таможенной декларации сведения о товарах, необходимые для помещения их под таможенную процедуру либо для иных целей, установленных законодательством таможенного союза, либо от имени которого такие сведения заявляются таможенным представителем;

• правообладатель - лицо, которому принадлежат права на объект интеллектуальной собственности по закону либо по договору;

• перевозчик - лицо, осуществляющее международные или внутриреспубликанские перевозки грузов и (или) пассажиров;

• таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства;

• таможенные операции - отдельные действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с законодательством при перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза, таможенном оформлении и таможенном контроле;

• таможенное декларирование - совершение таможенными органами таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, завершением таможенной процедуры, если такая процедура действует в течение определенного срока, а также с выдачей разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории.

• представление товаров к таможенному декларированию - совершение лицами таможенных операций по предъявлению товаров таможенному органу и представлению таможенных и иных документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, а также для получения разрешения таможенного органа на убытие товаров с таможенной территории.

• таможенная процедура — совокупность положений, определяющих для таможенных целей специальный порядок перевозки, хранения или иного использования товаров, ввезенных на таможенную территорию или вывозимых за ее пределы без их таможенного декларирования;

• помещение товаров под таможенную процедуру - выдача таможенным органом свидетельства или разрешения, на основании которого лицо вправе пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенной процедурой;

• пункт ввоза - установленный правительством Республики Беларусь пункт таможенного декларирования, в котором осуществляются таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию Республики Беларусь;

• пункт вывоза - установленный правительством Республики Беларусь пункт таможенного декларирования, в котором осуществляются таможенные операции, связанные с убытием товаров с таможенной территории Республики Беларусь;

• пункт таможенного декларирования — официально установленное место постоянного размещения должностных лиц таможенных органов, предназначенное для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров;

• таможенные платежи - налоги, пошлины, сборы, взимаемые в республиканский бюджет таможенными органами в порядке, установленном Налоговым кодексом Республики Беларусь и Таможенным кодексом таможенного союза;

• таможенная декларация - заявление декларанта о намерении использовать товары в соответствии с заявленным таможенным режимом, содержащее сведения, необходимые для помещения товаров под такую таможенную процедуру;

• налоги - налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и Таможенным кодексом таможенного союза;

• транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары при международных перевозках;

• коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь или обычаями делового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу;

• таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей;

• утрата товаров - отсутствие товаров в наличии у лиц, в фактическом владении которых товары должны находиться при прибытии на таможенную территорию Республики Беларусь, убытии с этой территории, а также при использовании в соответствии с таможенной процедурой, вследствие их уничтожения, хищения, неправомерного распоряжения ими;

• припасы - указанные в документах перевозчика и находящиеся на водных и воздушных судах и в железнодорожных транспортных средствах, являющихся транспортными средствами международной перевозки, товары, которые предназначены для платного и бесплатного обслуживания пассажиров, членов экипажа водных и воздушных судов либо работников поездных бригад железнодорожных транспортных средств;

• международные почтовые отправления - посылки и отправления письменной корреспонденции, являющиеся объектами почтового обмена между государствами в соответствии с актами Всемирного почтового союза.

Все иные понятия употребляются в таможенном законодательстве в значениях, определенных Таможенным кодексом таможенного союза, налоговым законодательством Республики Беларусь, гражданским законодательством Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях и иным законодательством Республики Беларусь.

Для целей таможенного регулирования и таможенного контроля очень важно установить статус предмета таможенных правоотношений. Статус товаров и транспортных средств - это наличие либо отсутствие каких-либо запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных в рамках Таможенного кодекса таможенного союза.


1.5. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств

Под принципами перемещения через таможенную границу понимаются основные положения, которыми обязаны руководствоваться все лица, перемещающие товары через таможенную границу.

Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза;

• международные договора государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;

• решения Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с Таможенным кодексом таможенного союза и международными договорами государств - членов таможенного союза;

• таможенное законодательство таможенного союза действует на таможенной территории таможенного союза;

• если в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена таможенного союза;

• при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено Таможенным кодексом таможенного союза и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза;

• при перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено Таможенным кодексом таможенного союза и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.

Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день выявления нарушения установленных требований, если иное не установлено Таможенным кодексом таможенного союза и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.



1.6. Тарифные и нетарифные меры регулирования в таможенном деле

В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Государственная политика каждого государства по ведению внешней торговли осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования (применения импортного и экспортного таможенного тарифа) и нетарифного регулирования, в том числе путем обложения налогами, введения количественных ограничений, лицензирования, квотирования, запрет экспорта или импорта, валютное регулирование и т.п.

Тарифные меры регулирования

Тарифное регулирование направлено преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Это меры государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны, которые основаны на использовании ценового фактора влияния на внешнеторговый оборот. Система тарифных мер регулирования включает применение таможенных пошлин и иных платежей, уплата которых является неотъемлемым условием ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза или вывоза товаров с этой территории. Таможенный кодекс таможенного союза (раздел 2) содержит перечень таможенных платежей. Ключевым элементом тарифных мер регулирования является таможенный тариф.

В соответствии с Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании, подписанным Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией в Москве 25 января 2008 г. (да-лее - Соглашение от 25.01.2008), понятие «Единый таможенный тариф» (ЕТТ) означает свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

ЕТТ является инструментом торговой политики таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Основными целями ЕТТ являются:

• рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию таможенного союза;

• поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза то-варов на единой таможенной территории таможенного союза;

• создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в таможенном союзе;

• защита экономики таможенного союза от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

• обеспечение условий для эффективной интеграции таможенного союза в мировую экономику.

В ЕТТ применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые за единицу облагаемых товаров; комбинированные, сочетающие оба указанных вида.

Указанный в таможенном тарифе денежный размер пошлины (платежа), подлежащий взиманию таможенными органами за каждый конкретный товар, ввозимый на таможенному территорию таможенного союза или вывозимый с этой территории, называется ставкой таможенной пошлины.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, за исключением случаев, которые предусматривают установление тарифных льгот и преференций по таможенному тарифу.

Под таможенной лъготой или преференцией понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке льгота в отношении товара или транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставок пошлин, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Тарифные преференции - это определенные преимущества, предоставляемые при обложении таможенными пошлинами для всех или нескольких товаров отдельных стран и не распространяющиеся на товары других стран. Допускается установление тарифных преференций в отношении товаров:

• происходящих из стран, образующих вместе с Республикой Беларусь зону свободной торговли или таможенный союз;

• происходящих из развивающихся стран, пользующихся схемой преференций Республики Беларусь.

Таможенные привилегии предоставляются определенным лицам (физическим, должностным) при перемещении через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств, ценностей, личных вещей и т.п.

Нетарифные меры регулирования (меры экономической политики).

Согласно Таможенного кодекса таможенного союза нетарифные меры направлены на установление ограничений на ввоз/вывоз отдельных категорий товаров с целью обеспечения государственной безопасности, защиты общественного порядка, жизни и здоровья человека, экономических интересов Республики Беларусь, а также по другим основаниям в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также международными договорами Республики Беларусь.

Квотирование (количественные и стоимостные ограничения) применяется для защиты внутреннего потребительского рынка и защиты интересов государства при ввозе отдельных видов товаров и при их вывозе.

Лицензирование заключается в выдаче уполномоченным на то государственным органом лицензии.

Лицензия дает право на ввоз в Республику Беларусь и вывоз из Республики Беларусь товаров, перемещение которых через таможенную границу Республики Беларусь ограничено. Соответственно лицензии подразделяются на ввозные, вывозные, транзитные. После получения лицензии ее необходимо поставить на контроль в таможенном органе до начала таможенного оформления лицензируемых товаров. Цель такого контроля — учет количества (объемов) экспорта или импорта указанных в них товаров или контроля квот. Лицензия выдается на неопределенный срок и для неоднократного перемещения ограниченных к такому перемещению товаров.

Разрешение выдается на ввоз на территорию таможенного союза и вывоз из нее ограниченных к перемещению товаров.

Сертификация - это проверка товаров нормам и требованиям, действующим на территории таможенного союза. Сертификаты соответствия могут выдаваться на партию товара и на сертификацию производства каких-либо товаров.

Фитосанитарный и ветеринарный контроль направлен на недопущение ввоза на таможенную территорию таможенного союза товаров, которые могут нанести вред окружающей среде, жизни и здоровью граждан.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница