Курс лекций Преподаватель Саксонова Е. Л. Рыбинск 2000




страница1/5
Дата11.05.2016
Размер0.61 Mb.
  1   2   3   4   5


Министерство образования РФ
Рыбинская государственная авиационная технологическая академия
Кафедра Экономики


Курс лекций


Преподаватель Саксонова Е.Л.

Рыбинск


2000

Предмет истории экономических учений. Экономические учения древнего мира и раннего средневековья


  1. Предмет истории экономических учений. Школы и направления

Каждый из крупных вопросов экономической науки имеет свою историю и ее знание дает критерии для оценки многих положений спорного характера Современная экономическая наука специализировалась, и даже самые крупные экономисты не в состоянии создать теорию, которая охватывала бы все экономические процессы. Это возможно только на уровне учебника или истории, но учебники обычно дают упрощенную и часто примитивную картину состояния экономической науки. История экономических учений показывает как развивалась наука, как формировались те или иные подходы к решению тех или иных проблем, в каком историческом контексте решались эти проблемы, поэтому можно сказать, что предметом истории экономических учений является экономическая мысль в развитии.

Экономическая наука в своем развитии прошла два основных этапа:



  1. Самостоятельной науки не было и экономические исследования осуществлялись в рамках общефилософских исследований. Сюда относятся экономическая мысль Древнего Востока, античная экономическая мысль, экономическая мысль рабского мира.

  2. Экономическая наука становится самостоятельной наукой, появляются теоретические школы и направления (первая школа экономической науки – это школа меркантилистов (XV-XVII в.в.)).

Интерес к экономическим проблемам всегда возникает тогда, когда существующая теория не справляется с объяснением проблем современности. Обычно развитие экономической мысли предполагает:

  • защиту или отрицание настоящего

  • анализ и объяснение действительности

  • проектирование будущего.

Критерии выделения в экономической науке различных школ и направлений:

  • классовые критерии

  • единство взглядов экономистов на решение тех или иных проблем

  • в современных условиях, особенно в США, экономистов объединяют в школы по географическому принципу

  • глубина экономических исследований

  1. Экономические взгляды Аристотеля.

Мы начинаем изучать экономическую мысль с Древней Греции потому, что само слово «экономика» возникло в Древней Греции и его ввел в обращение Ксенофонт. Первым, кто подверг экономические явления анализу и попытался выявить закономерности развития хозяйства был Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), многие считают его первым экономистом в истории науки.

На взглядах Аристотеля основана вся средневековая, в том числе и экономическая наука (так называемые догмы Аристотеля). Он первым поставил проблемы, которые на протяжении многих столетий была наиболее важной для экономистов и является предметом дискуссий и сейчас. От чего зависят пропорции обмена товаром? Что делает товары сравнимыми? Именно ответы на эти вопросы разделили экономистов на два самых крупных течения в истории экономической мысли: сторонники трудовой теории стоимости, которые считают, что в основе цены товара лежит труд, затраченный на его производство и сторонники различных вариантов о том, что стоимость – это категория субъективная и зависит от того, как люди оценивают полезность данного товара. У самого Аристотеля имеется несколько точек зрения на решение данной проблемы:



  1. Зачатки трудовой теории стоимости

  2. Разработка идеи полезности.

  3. Он считал, что сравнимыми товары делают деньги, которые обладают общей полезностью.

Вклад Аристотеля в экономическую науку заключается в том, что хотя он и не решил данную проблему, но сумел ее грамотно поставить. В работах Аристотеля содержится анализ капитала, который в Древней Греции существовал в торговой и денежной форме, для его проведения Аристотель разделяет всю хозяйственную деятельность на две части: хозяйственную деятельность, которая необходима для создания нормальных условий для жизни, Аристотель считал естественной и называл экономикой, а хозяйственную деятельность, которая направлена на получение прибыли, накопление богатства Аристотель считал противоестественной и называл хрематистикой. Особенно негативно он относился к денежному капиталу. Аристотель разрабатывал также идею справедливой цены.

Для экономической мысли Древней Греции характерно совместное рассмотрение экономических и этических проблем.





  1. Экономическая мысль Древнего Рима.

В Древнем Риме при рассмотрении разных экономических проблем на первый план выходят практические вопросы, связанные с организацией крупного хозяйства рабовладельческого типа.

Марк Катон (234-149 г.г. до н.э.) разрабатывал критерии выбора земли для организации хозяйства (учитывал климат, наличие дорог, близость к городу) и давал подробные рекомендации по определению структуры земель с точки зрения их доходности. Катон пытался установить оптимальные пропорции между элементами производства, давал рекомендации по организации рабского труда и особую роль отводил хозяину поместья как организатору этого хозяйства.

Ю. Колумелла (I в. до н.э.) первым в истории поставил проблему интенсивного пути развития рабовладельческого хозяйства. Основной принцип – это интенсификация рабского труда. В его работах имеются элементы «теории человеческих отношений», которая получила большое развитие во второй половине XX века.

Те проблемы, которые рассматривали экономисты Древнего Рима, приобрели свою актуальность в конце XIX века. Это, например, проблема рационального использования ресурсов, нахождение оптимальных пропорций между ними.



  1. Экономические учения Фомы Аквинского.

Для экономической мысли средневековья характерно возвращение к философским, этическим аспектам экономики. Экономическая мысль средневековья опиралась на положения, которые получили название догмы Аристотеля, и на положения христианства. Это влияние особенно заметно в работах Фомы Аквинского (1225-1274 г.г.).

Он, вслед за Аристотелем, развивает мысль о естественности натурального хозяйства, и, в связи с этим, делит богатство на естественное (продукты натурального хозяйства) и искусственное (золото, серебро). Искусственное богатство не делает человека счастливым, поэтому оно не может быть целью человека. Цель человека – это нравственное совершенствование. В соответствии с традициями католической церкви Ф. Аквинский осуждал денежный капитал. Он писал, что процент, который получает кредитор – это плата за время, а время – это дар Бога всему человечеству, поэтому кредитор обманывает и ближнего, и Бога. Он считал, что торговля – это занятие законное, естественное, так как Бог по-разному распределил природные условия, поэтому прибыль от торговли не вносит ничего порочного в экономическую жизнь.

Особенно интересно у Фомы Аквинского понятие о справедливости и о частной собственности. Если в раннем христианстве проповедовалась идея отказа от собственности, то Аквинский считает, что частная собственность необходима, так как она заставляет человека трудится. Частная собственность – это как бы средство борьбы с человеческой слабостью. Фома Аквинский разрабатывал идею «справедливой цены» - цена товара должна быть «справедливой». Она должна дать каждому участнику обмена то, что он потратил на товар, обеспечить эквивалентность обмена, но людям знатным и богатым она должна дать больше, так как общественные сословия установлены Богом, он определил место каждого в общественной жизни, и каждый должен получить столько, чтобы поддерживать соответствующий уровень жизни.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница