Курс лекций по дисциплине «Внешнеэкономическое право»




страница1/8
Дата30.04.2016
Размер1.85 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Курс лекций по дисциплине «Внешнеэкономическое право»
Составитель: Давыденко М.В.
Тема 1. Внешнеэкономическая деятельность. Основные понятия

Понятие внешнеэкономической деятельности.

Субъекты внешнеэкономических отношений.

Виды внешнеэкономической деятельности. Внешнеторговая деятельность.

Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности: понятие и виды. Общие и специальные нормативные правовые акты.
Специальная литература по теме:

О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь, 25 ноября 2004 г., № 347-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – Дата доступа: 08.05.2015.

О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли: Закон Республики Беларусь, 25 ноября 2004 г., № 346-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – Дата доступа: 08.05.2015.

О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23 июля 2008 г., № 421-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – Дата доступа: 08.05.2015.


Понятие «внешнеэкономическая деятельность» (ВЭД) охватывает комплекс хозяйственных отношений, связанных с международным экономическим сотрудничеством.

В ходе развития экономических отношений сформировалось два самостоятельных экономико-правовых понятия – внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность.

Под внешнеэкономическими связями понимается деятельность управомоченных субъектов (как правило, государства в лице компетентных органов) по обеспечению эффективного проведения внешнеэкономической политики.

Целью внешнеэкономических связей не является непосредственно получение прибыли. Их смысл состоит в разработке единой внешнеэкономической политики страны, координации деятельности государственных органов и субъектов хозяйствования, обеспечении экспортных и импортных поставок для государственных нужд, а так же в исполнении межгосударственных обязательств и торговых соглашений. Юридическим оформлением внешнеэкономических связей выступают международные (межправительственные) соглашения торгово-экономического характера. Такого рода соглашения имеют публично-правовой характер.



Внешнеэкономическая деятельность в отличие от внешнеэкономических связей осуществляется на уровне производственных структур. ВЭД субъектов хозяйствования направлена на получение прибыли. Она является частью производственно-коммерческой деятельности предприятия и характеризуется самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товара, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки. В отдельных случаях субъектом ВЭД может выступать и государство (например, при заключении внешнеторгового договора подряда, купли-продажи, аренды и т.д.), однако такие действия государства являются разовыми, носят частноправовой характер, не затрагивают основ экономической политики страны и, следовательно, не могут квалифицироваться как внешнеэкономические связи.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность – это деятельность субъекта хозяйствования (юридического, физического лица или в некоторых случаях государства) по осуществлению производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций, направленная на повышение производственного, экономического, технологического потенциала субъекта хозяйствования и, в конечном счете, на получение прибыли.


Субъекты ВЭД - лица, обладающие правом на осуществление внешнеторговой деятельности. К ним относятся все резиденты и нерезиденты Республики Беларусь, а также Республика Беларусь, ее административно- территориальные единицы в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь, международным и иностранным правом (ст. 6 Закона № 347-з «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).

В соответствии со ст. 1.20 Закона № 347 к резидентам Республики Беларусь относятся:



  • физические лица, имеющие постоянное место жительства в Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся за пределами Республики Беларусь;

  • юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения в Республики Беларусь, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

А в соответствии со ст.1.16 этого же закона к нерезидентам Республики Беларусь относятся:

  • физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся в Республики Беларусь;

  • юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, созданные по праву иностранных государств;

  • международные организации.

Правовой формой ВЭД выступают, как правило, внешнеэкономические сделки.

Внешнеэкономические связи государства и внешнеэкономическая деятельность предприятия осуществляется по следующим направлениям:



  • внешняя торговля;

  • производственная кооперация;

  • инвестиционная деятельность;

  • валютные и финансово-кредитные операции.

Под внешней торговлей понимается деятельность по обмену товарами в вещественно-материальной форме, а также услугами и результатами интеллектуального труда с зарубежными контрагентами.

Производственная кооперацияэто осуществление с иностранными предприятиями совместных проектов в научно-технической, производственной либо иной сфере.

Инвестиционная деятельность осуществляется с целью привлечения в страну иностранных финансовых, материальных, интеллектуальных ресурсов и средств (импорт иностранных инвестиций) либо их вывоз за рубеж (экспорт инвестиций).

Валютные и финансово-кредитные операции пронизывают все систему внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей, обеспечивая расчеты по товарообороту, неторговым операциям, услугам транспорта и связи, государственное, банковское и коммерческое кредитование и т.д.


Источники правового регулирования ВЭД - акты компетентных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы внешнеторговой деятельности.

В связи со сложностью самого понятия внешнеэкономической деятельности к источникам правового регулирования внешнеторговой деятельности относятся различные по своей природе нормативные правовые акты: международные договоры; международные обычаи; решения международных организаций; внутреннее законодательство и судебная практика различных государств.

К международным договорам, регулирующим внешнеторговую деятельность, можно отнести: Конвенцию ООН 1980 г. " О международной купле - продаже товаров"; Женевскую конвенцию 1956 г. "О международной дорожной перевозке грузов"; Женевские вексельные Конвенции 1930 г.; Всемирную конвенцию 1952 г. "Об авторском праве" и многие другие. В рамках Европейского союза заключены многие договоры, которые также являются источниками правового регулирования внешнеторговой деятельности. В частности, Конвенция «О взаимном признании юридических лиц» 1968 г.; Конвенция «О праве, подлежащем применению к договорным обязательствам» 1980 г. и другие. Большое значение в этой области имеют двусторонние международные торговые и тому подобные договоры. Например, Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Турецкой Республикой, подписанный в г. Анкаре 24 июля 1996 года. Договор о взаимопонимании и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Французской Республикой, подписанный в г. Париже 11 июля 1996 года.

Важным источником правового регулирования являются и международные обычаи. Это обусловлено особенностью внешнеэкономических сделок и недостаточной приспособленностью к их регулированию норм внутреннего и международного права. В этой области унификацией занимается большое число международных организаций, в частности Международная торговая палата в Париже. Ею разработан ряд документов, таких, как: Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов в реакции 2005 г.; Унифицированные правила и обычаи по инкассо торговых документов в редакции 1995 г.; Международные правила и обычаи по толкованию торговых терминов "Инкотермс" в редакции 2005 г.

К источникам правового регулирования внешнеэкономической деятельности относятся и решения международных организаций, как правительственных, так и неправительственных. В частности, такое значение имеют решения Международного валютного фонда по освоению выделенных кредитов, Международного союза автомобильных перевозчиков для осуществления перевозок автомобильным транспортом.

Одним из важнейших источников является и внутреннее законодательство Республики Беларусь. Нормы правового регулирование внешнеторговой деятельности содержатся: В Конституции; гражданском, таможенном, банковском, хозяйственном процессуальном, гражданском процессуальном и некоторых других кодексах.

А также: в Законе Республики Беларусь № 346-з от 25.11.04 "О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли"; Законе Республики Беларусь № 347-з от 25.11.04 "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; в Декрете Президента Республики Беларусь № 17 от 14.07.03 " О лицензировании отдельных видов деятельности" и других.

Источниками правового регулирования внешнеэкономической деятельности являются и подзаконные акты. В частности, Постановление Совета Министров, регулирующее лицензирование и квотирование внешнеэкономической деятельности, и другие вопросы, а также инструкции Национального банка.

Судебная практика как источник- это деятельность судов по применению законодательства при рассмотрении гражданских и хозяйственных дел.

Как во внутреннем законодательстве Республики Беларусь, так и в международных договорах используются два метода правового регулирования внешнеторговой деятельности: прямой и коллизионный.



Тема 2. Государственное регулирование и контроль ВЭД

Система государственно-правовых мер регулирования ВЭД. Органы, осуществляющие регулирование ВЭД.

Методы регулирования ВЭД (административный, экономический).

Административный (нетарифный) метод регулирования ВЭД.

Экономический (тарифный) метод регулирования ВЭД.

Таможенные платежи, налоги, индикативные цены.

Система органов, осуществляющих контроль ВЭД, порядок и способы осуществления контроля.
Специальная литература по теме:

О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь, 25 ноября 2004 г., № 347-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – Дата доступа: 08.05.2015.

О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23 июля 2008 г., № 424-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 7 мая 2014 г., № 148-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – Дата доступа: 08.05.2015.

О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций: Указ Президента Республики Беларусь, 27 марта 2008 г., № 178: в ред. Указа Президента Республики Беларусь от 23 июля 2012 г., № 323 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014. – Дата доступа: 08.05.2015.


Совокупность экономических функций государства реализуется через механизм государственного регулирования, который представляет собой вмешательство административных органов в предпринимательскую деятельность с помощью набора различных методов и инструментов.

Целями государственного регулирования ВЭД являются стимулирование национальной экономики, защита экономических интересов государства и субъектов хозяйствования, удовлетворение потребительского спроса на товары иностранного производства, а также реализация внешней, в том числе внешнеэкономической, политики белорусского государства.


Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется с учетом следующих основных принципов:

  • реализации внешнеторговой политики как составной части единой внешней политики Республики Беларусь;

  • обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь;

  • единства таможенной территории;

  • приоритета экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

  • невмешательства в частные дела при осуществлении внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья населения, защиты нравственности, прав и свобод других лиц;

  • обеспечения выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по международным договорам, и реализации прав, возникающих из международных договоров Республики Беларусь;

  • выбора мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для ее участников, чем это необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, преследуемых Республикой Беларусь;

  • обоснованности и объективности применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

  • гарантирования права на судебную защиту прав, свобод и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

  • гласности в применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь и иными уполномоченными государственными органами Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь № 347 от 25.11.05 г. "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", иными актами законодательства Республики Беларусь и нормами международного права, действующими для Республики Беларусь ( ч.1 ст.8 Закона № 347).

К иным уполномоченным государственным органом Республики Беларусь относятся: Комитет государственного контроля, Национальный банк, Государственный таможенный комитет, Министерство иностранных дел, Министерство торговли и иные определяемые Советом Министров Республики Беларусь республиканские органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству Республики Беларусь, облисполкомы и Минский горисполком.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в Республике Беларусь осуществляется посредством следующих методов:


  • таможенно-тарифного регулирования;

  • нетарифного регулирования;

  • запретов и ограничений внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;

  • мер экономического и административного характера, содействующих развитию внешнеторговой деятельности (сбор, обработка, хранение и распространение внешнеторговой информации; конкретные государственные мероприятия по развитию внешней торговли; создание объединений, содействующих внешнеторговой деятельности).


Таможенно-тарифное регулирование - это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, которые систематизированы в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

В Республике Беларусь применяются следующие виды ставок таможенных пошлин: адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров; специфические, начисляемые в установленном размере за единицу измерения облагаемых товаров; комбинированные сочетающие оба названных вида таможенного обложения. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Советом Министров Республики Беларусь могут устанавливаться сезонные пошлины.

Таможенная пошлина определяется как обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию или вывозе товаров с этой территории, который является неотъемлемым условием этого ввоза или вывоза.

Таможенные платежи включают в себя:


  • ввозные таможенные пошлины;

  • вывозные таможенные пошлины;

  • налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию;

  • акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию;

  • таможенные сборы.

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли выполняет, с одной стороны, протекционистскую функцию, под которой понимается защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции, а с другой стороны — фискальную функцию, т.е. обеспечивает поступление средств в государственный бюджет.

Важное значение для системы таможенно-тарифного регулирования имеет политика применения тарифных квот, которая осуществляется посредством использования переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товаров: при импорте в пределах определенного количества он облагается по базовой, внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема — по более: высокой, сверхквотной, ставке тарифа. Такая политика позволяет стране проводить гибкое регулирование притока импортных товаров, причем тарифная квота по своей эффективности сравнима с количественным ограничением.


Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно-тарифных мер регулирования, а реализуются в рамках административного управления.

Нетарифные меры иногда называются нетарифными ограничениями, поскольку являются мерами скрытого протекционизма и включают многочисленные мероприятия, ограничивающие использование иностранных; товаров на внутреннем рынке страны. Международная торговая практика знает более 50 таких способов. К ним, помимо обычных мер квотирования и лицензирования внешней торговли, относятся технические нормы, санитарные стандарты, сложный валютный контроль, государственные закупки и т.д.



Количественные ограничения импорта и экспорта непосредственно регламентируют количество товара, ввозимого в страну, и ввозимого за ее пределы. Из всех видов нетарифных барьеров они получили наибольшее распространение. На практике сложилось два основных направления применения количественных ограничений: контингентирование и лицензирование.

Контингентирование (квотирование) - это ограничение государством ввоза (вывоза) товаров в определенном количестве или сумме за установленный период посредством импортных или экспортных квот (контингентов).

По срокам действия квоты бывают постоянные, т. е. действующие в течение всего периода, на который они введены, и сезонные, устанавливаемые в зависимости от периода года.

Основная цель введения импортных квот - защита национальных производителей. Кроме того, достаточно часто при распределении импортных квот предпочтение отдается тем фирмам, которые берут на себя встречные обязательства импортировать товары данной страны. Экспортные квоты устанавливаются, прежде всего, в отношении дефицитных на местном рынке товаров.

Контингентирование реализуется через, систему лицензирования.


Лицензия — это разрешение, выдаваемое государственными органами и дающее право на импорт определенного количества товаров в страну (импортная лицензия) или экспорт определенного количества товаров из страны (экспортная лицензия).

К количественным ограничениям относится так называемое эмбарго, которое представляет собой запрет, применяемый в отношении импорта или экспорта отдельных товаров или в отношении совершения внешнеторговых операций с конкретным государством.

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

По характеру, уровню и сфере действия «ценообразующие факторы» могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.

1. Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся: экономический цикл; состояние совокупного спроса и предложения; инфляция.

2. Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся: издержки; прибыль; налоги и сборы; предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости; потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.

3. Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг: сезонность; эксплуатационные расходы; комплектность; гарантии и условия сервиса.

4. Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов: государственное регулирование; валютный курс.

5. Внеэкономические, политические; военные.
Под экспортным контролем понимается система организационно-правовых и экономических мер по ограничению, запрету и контролю за экспортом определенных товаров.

Исторически экспортный контроль создавался как инструмент предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки. В условиях, когда ряд государств пытается получить доступ к технологиям разработки собственного ядерного и ракетного оружия, экспортный контроль продолжает оставаться одним из важнейших способов поддержания международной стабильности.

Первый международный режим экспортного контроля - Координационный комитет по контролю над экспортом (КОКОМ) - был создан по инициативе США в 1949 г. КОКОМ осуществлял непосредственный политический контроль в сфере международных экономических отношений, в том числе в области военного экспорта ведущих западных стран.

С 1984 г. в системах экспортного контроля стран участниц КОКОМ действовал принцип всеобъемлющего контроля (catch-all), который предполагал гражданскую или уголовную ответственность экспортера в случае, если он знал, что экспортируемый товар или технология предназначаются для использования в военных программах страны конечного пользователя и не прошел согласование в комитете.



По мере развития политической ситуации в Европе прекращения периода холодной войны возникла необходимость создания новых международных режимов экспортного контроля, основными из которых являются четыре (30-38 стран мира).

  1. Вассенаарские соглашения по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения, заключенные в 1995 г. в городе Вассеаанаре (Нидерланды) 33 странами. Данный режим создан на основа КОКОМ. Целью соглашений является координация усилий по контролю за экспортом обычных вооружений высоких технологий (товаров и технологий двойного применения) в стране с нестабильными политическими режимами и в регионы, где продолжаются конфликты (Ирак, Ливия, Северная Корея, страны Южной Азии). В соглашениях, таким образом, участвуют государства, являющиеся производителями (экспортерами) вооружений или соответствующих технологий. Вассеаанарские соглашения предусматривают добровольный обмен информацией между странами-участницами в отношении поставок в третьи страны товаров и технологий двойного применения, указанных в прилагаемых к соглашению списках. Государства – участники также согласились два раза в год предоставлять друг другу сведения о поставках обычных вооружений, номенклатура которых основывается на Регистре обычных вооружений ООН.

  2. Режим контроля за ракетной технологией (РКРТ), созданный в 1987 г. Цель РКРТ – противодействие распространению технологий создания ракетных средств доставки оружия массового поражения. Достижение цели осуществляется проведением ответственной экспортной политики членам РКРТ, путем принятия единых подходов в ограничении экспорта ракет и их технологий, а также через обмен информацией о таком экспорте.

  3. Комитет Цангера и Группа ядерных поставщиков (ГЯП). Комитет Цангера представляет собой неформальную организацию, основной задачей которой является определение товаров, подпадающих под категорию ядерных материалов и оборудования или под категорию материалов, специально разработанных для обработки, использования или производства расщепляющихся материалов. Россия участвует с 1974 г. (в составе СССР). Беларусь вступила в Комитет Цангера 2 февраля 2011 г.
    ГЯП координирует экспорт ядерных материалов, товаров и технологий двойного назначения и оборудования, входящих в два списка, опубликованных в приложении к информационным циркулярам МАГАТЭ. Правила ГЯП разрешают осуществлять сотрудничество в ядерной области лишь в случае, если страна-получатель поставила свою ядерную деятельность под МАГАТЭ.

  4. Австралийская группа (контроль за распространением химического и бактериологического оружия). Создан в 1995 г. и является неформальным соглашением государств-участников, в рамках которого обсуждаются проблемы, связанные с распространением химического и биологического оружия. Основной целью данного международного режима является ограничение поставок материалов оборудования, используемых для производства химического и биологического оружия.

Республика Беларусь не является участницей названых выше международных режимов экспортного контроля. Однако национальное законодательство полностью учитывает сложившуюся в мире систему экспортного контроля международные обязательства страны по нераспространению материалов и технологий, которые могут быть применены для создания оружия массового уничтожения.

Система экспортного контроля практически осуществляется следующими методами правового регулирования ВЭД:



  • определение перечня товаров, являющихся объектами экспортного контроля; лицензирование внешне экономических операций с контролируемыми товарами и технологиями; таможенный контроль;

  • валютный контроль;

  • применение мер государственного принуждения (санкций) к лицам, нарушившим установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении данных товаров.

Обычно функции экспортного контроля возлагаются на специальные государственные органы. В качестве средств экспортного контроля используются лицензирование экспорта в зависимости от страны назначения и характеристик товара; разрешительный порядок экспортных операций по отдельным категориям товаров и т.д.

  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница