Курс лекций По дисциплине право социального обеспечения лекция Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения. Понятие социального обеспечения в со­держание данного понятия входят




страница1/5
Дата28.04.2016
Размер0.88 Mb.
  1   2   3   4   5
МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
Курс лекций

По дисциплине

ПРАВО

СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ


Лекция 1.Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения.

1. Понятие социального обеспечения

В со­держание данного понятия входят:



  1. гарантии по охране труда, здоровья граждан, установле­
    ния минимального размера оплаты труда, охрана окружающей
    среды;

  2. социальное обеспечение.

Сущность социального обеспечения проявляется в его функ­циях: экономической, политической, демографической и соци­ально-реабилитационной.

Содержание экономической функции составляют:

а) меры по замещению утраченного заработка в связи с воз­
растом, потерей кормильца, нетрудоспособностью,

б) возмещение дополнительных расходов, вызванных небла­


гоприятными жизненными обстоятельствами либо наличием де­
тей,

в) денежная помощь малоимущим гражданам,

г) предоставление бесплатных социальных услуг в пределах
государственных минимальных стандартов (медицинская и ле­
карственная помощь и т. п.).

Политическая функция социального обеспечения призвана поддерживать стабильность в обществе в связи с различным уровнем доходов разных слоев населения.

Демографическая функция направлена на воспроизводство на­селения, необходимого для нормального развития страны.

Задача социально-реабилитационной функции - восстановле­ние общественного статуса нетрудоспособных и других социаль­но ослабленных групп населения.

Создание государственной системы социального обеспечения вызвано объективной необходимостью и самым непосредствен­ным образом влияет на дальнейшее развитие общества и государ­ства.

Общественные отношения, которые возникают в связи с реа­лизацией перечисленных функций, называются отношениями по социальному обеспечению.

В настоящее время существуют следующие организационно-правовые формы социального обеспечения:

- государственное (обязательное) социальное страхование на основе централизованных федеральных и местных фондов за счет взносов работодателей, населения и государственных дотаций;

- социальное обеспечение отдельных групп населения за счет
прямых ассигнований из федерального бюджета;

- социальная помощь малоимущим со стороны государства.


2. Предмет права социального обеспечения

Предметом права социального обеспечения являются сле­дующие виды общественных отношений.

1-я группа - отношения по поводу денежных выплат, в том числе: пенсий, пособий и компенсаций.

2-я группа - отношения по поводу так называемых «натураль­ных» видов социального обеспечения (медицинская помощь и лечение, бесплатная или со скидкой лекарственная помощь, сана­торно-курортное лечение за счет государственных средств, об­служивание инвалидов и лиц преклонного возраста, профобуче-ние и трудоустройство инвалидов, ортопедическая помощь и т.п.).

3-я группа - процедурные и процессуальные отношения (в связи с установлением юридических фактов, являющихся осно­ванием для возникновения, изменения и прекращения отношений по социальному обеспечению, в связи с реализацией права на со­циальное обеспечение, в связи с защитой нарушенного права на социальное обеспечение).

Субъектом права на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья (например, в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца). В качестве фи­зических лиц в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать не только граждане Российской Федерации, но иностранцы (правда, при наличии соответствующих международных соглашений) и лица без гражданства.

Второй субъект права социального обеспечения - государст­венные органы, которые выступают в отношениях социального обеспечения от имени государства. Они отличаются большим разнообразием. К их числу относятся органы Министерства труда и социального развития РФ, органы здравоохранения, мини­стерств обороны и внутренних дел и др.

Профсоюзы в настоящее время обладают лишь правом обще­ственного контроля за правильным начислением и своевремен­ной выплатой пособий по социальному страхованию, могут уча­ствовать в формировании социальных программ и разработке мер по социальной защите работников (ст. 22 Федерального Закона от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и га­рантиях деятельности») характера социальной алиментации. Тем не менее это понятие справедливо для характеристики данной группы распределитель­ных отношений и в новых социально-экономических условиях.



3. Метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению

С учетом положений общей теории права метод правового ре­гулирования общественных отношений отрасли права характери­зуется обычно следующими чертами (признаками):



  1. порядком возникновения, изменения и прекращения право­
    отношений;

  2. юридическим положением участников (субъектов) правоот­
    ношений;

  3. спецификой установления прав и обязанностей участников
    (субъектов);

  4. особенностями средств, обеспечивающих исполнение обя­
    занностей.

С этих позиций метод отрасли права социального обеспечения отличают следующие черты (признаки):

1) специфика юридических фактов, с которыми связано воз­никновение, изменение и прекращение правоотношений по соци­альному обеспечению;



  1. особенности правового положения субъектов этих правоот­
    ношений;

  2. своеобразие способов формирования содержания правоот­
    ношений;

4) специфика санкций и способа защиты нарушенного права.

Способы правового регулирования отрасли права социального обеспечения подразделяются следующим образом:



  1. Централизованный способ регулирования, который, в
    свою очередь, делится на федеральный и межотраслевой способы
    регулирования.

  2. Региональный, который осуществляется на уровне субъ­
    екта федерации либо территории.

  3. Локальный - на муниципальном уровне или на уровне
    конкретной организации.

4. Система права социального обеспечения

Нормы отрасли права социального обеспечения могут выра­жать общие, принципиальные положения, которые относятся в равной степени ко всему комплексу отношений по социальному обеспечению в целом. Отдельные нормы касаются лишь вида от­ношений, входящих в предмет отрасли.

Исходя из этого, нормы отрасли права социального обеспече­ния, как и других отраслей, можно разделить на две части: об­щую и особенную.

В общую часть отрасли права социального обеспечения вклю­чаются следующие институты.

Первым является основной институт, нормы которого опреде­ляют круг регулируемых отношений, задачи и принципы отрасли.

Второй институт объединяет нормы, определяющие виды обеспечения и собственно юридические факты, с которыми свя­зано возникновение отношений по социальному обеспечению.

В третий институт входят нормы, регулирующие субъектный состав отношений по социальному обеспечению и устанавли­вающие объем правомочий субъектов.

Четвертый институт общей части права социального обеспе­чения - институт источников отрасли.

Особенная часть состоит из комплексных институтов, вклю­чающих пединституты отрасли, и институтов права социального обеспечения.

Комплексными институтами являются:

1.Институт пенсионного обеспечения с подинститутами: пен­сий по старости, пенсий за выслугу лет, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца, социальных пенсий, исчис­ления пенсий и назначения пенсий.

2.Институт медицинской помощи и лечения.

3.Институт социального обслуживания.

4.Институт пособий и компенсаций.

Кроме комплексных институтов, в систему отрасли входят:


  1. институт трудового стажа;

  2. институт ответственности;

  3. институт разрешения споров по вопросам социального
    обеспечения.

Большинство норм права социального обеспечения имеют управомочивающий характер. Это связано с сущностью опосре­дуемых общественных отношений. Управомочивающие нормы способствуют реализации прав на удовлетворение жизненно не­обходимых потребностей граждан в старости, при наступлении нетрудоспособности, при потере кормильца, утрате средств к су­ществованию и в других случаях. Вместе с тем используется раз­решительное регулирование, т. е. субъектам правоотношений дозволяется только то, что прямо предусмотрено законодательст­вом.

Лекция 2. ПРИНЦИПЫ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Понятие и классификация принципов правового регулирования

Под принципами права понимаются руководящие идеи, кото­рые определяют сущность и направление правовых норм в той или иной сфере общественных отношений. Принципы могут быть непосредственно закреплены в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания.

По сфере действия принципы разделяются на следующие виды:


  1. общеправовые, т. е. свойственные всем отраслям права
    (например, принцип законности, закрепленный в ст. 15 Консти­
    туции РФ);

  2. межотраслевые, отражающие общие черты нескольких
    отраслей (например, конституционный принцип защиты трудящихся от безработицы и их материального обеспечения при на­ступлении нетрудоспособности и по возрасту в равной степени относится и к трудовому праву и к праву социального обеспечения);

  1. отраслевые, отражающие специфику данной отрасли;

  2. внутриотраслевые, которые относятся к отдельным ин­
    ститутам отрасли.

2. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения

Систему принципов права социального обеспечения состав­ляют:

а) всеобщность социального обеспечения;

б) финансирование социального обеспечения за счет страхо­вых взносов и государственного бюджета;

в) дифференциация условий и уровня социального обеспече­ния;

г) универсальность и комплексность при предоставлении со­циального обеспечения.

Кроме общих отраслевых принципов существуют принципы, обладающие определенной спецификой в силу того, что они при­менимы к отдельным организационно-правовым формам соци­ального обеспечения.

3. Содержание принципов права социального обеспече­ния

Всеобщность социального обеспечения выражается в том, что Конституция РФ устанавливает равную и одинаковую для каждо­го возможность при наступлении объективных социально значи­мых обстоятельств получать определенные виды социальных вы­плат или услуг (ст. 39). запрещенным ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

На равных основаниях с гражданами Российской Федерации право на социальное обеспечение имеют постоянно проживаю­щие в России иностранные граждане, если международными со­глашениями по этому поводу не установлен иной порядок. Вре­менно находящиеся на территории Российской Федерации ино­странные граждане также имеют право на социальное обеспече­ние, но основанием для этого являются соответствующие между­народные договоры. Беженцам предоставляются те виды соци­ального обеспечения, которые предусмотрены специальными нормами (например, в соответствии с Законом РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., ст. 13: «В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории Российской Федера­ции при Правительстве РФ учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи бе­женцам»).

Принцип всеобщности не следует понимать как безусловное право на социальные выплаты, услуги или льготы. Все они пре­доставляются в соответствии с основаниями, предусмотренными законодательством. Так, право на трудовую пенсию по старости возникает только при достижении определенного законом воз­раста и наличия трудового стажа установленной продолжитель­ности.

Финансирование социального обеспечения осуществляется за счет обязательных страховых взносов и государственного бюд­жета. Концентрируются средства на социальные выплаты и услу­ги в централизованных внебюджетных фондах социального на­значения. Эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Хотя денежные средства фондов и находятся в собственности государства, но в состав бюджетных средств они не включаются. Поэтому фонды и называются «вне­бюджетными».

Денежные средства фондов формируются, как уже было ска­зано выше, на основе норм финансового законодательства за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся пред­принимательской деятельностью без образования юридического лица, и иных категорий физических лиц. Кроме того, фонды по­полняются за счет ассигнований из федерального бюджета. Фон­ды вправе инвестировать временно свободные средства. Доход от такой деятельности принадлежит фондам и направляется для обеспечения их уставной деятельности. Кроме того, средства фондов могут пополняться за счет добровольных взносов физи­ческих и юридических лиц.

Наемные работники платят взносы только в Пенсионный фонд РФ.

Тарифы страховых взносов устанавливаются федеральными законами ежегодно. Размеры страховых взносов устанавливаются в процентах от всех выплат, включая гражданско-правовые дого­воры о выполнении работ и услуг. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в Пенсионный фонд РФ, утверждены по­становлением Правительства РФ от 7 мая 1997 г. № 546.

В задачи ПФР входит: целевой сбор и аккумуляция страховых взносов; финансирование расходов на все виды государственных пенсий и другие выплаты. Кроме того, ПФР организует работу по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм, выплачи­ваемых в качестве возмещения за трудовое увечье, профзаболе­вания или по случаю потери кормильца, а также выполняет дру­гие функции, предусмотренные Положением о Пенсионном фон­де Российской Федерации.

Средства Государственного фонда занятости населения РФ направляются на выплату пособий по безработице, компенсацию затрат гражданам в связи с их переездом в другую местность по предложению службы занятости, оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, оплату периода временной нетрудоспособности безработного, возмещение затрат Пенсион­ному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработ­ным и др.

Источниками финансирования системы здравоохранения в России являются средства бюджетов РФ и субъектов РФ, госу­дарственных и общественных организаций, личные средства гра­ждан, благотворительные взносы и иные поступления. Денежные средства государственной (муниципальной) системы здравоохра­нения направляются для финансирования мероприятий по разра­ботке и реализации целевых программ, утвержденных Прави­тельством РФ и исполнительными органами субъектов РФ, по профессиональной подготовке кадров, научных исследований, развития материально-технической базы учреждений здраво­охранения. Эти средства могут быть использованы для оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи, для финанси­рования медицинских учреждений, оказывающих медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях, в зонах стихий­ных бедствий и т. д. Формирование этих средств осуществляется в соответствии с системой государственного обязательного ме­дицинского страхования за счет отчислений страхователей в тер­риториальные фонды ОМС.

Фонд социального страхования РФ направляет свои средства на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по бере­менности и родам, единовременных пособий женщинам, встав­шим на учет в медучреждениях в ранние сроки, а также при рож-

Принцип универсальности права на социальное обеспечение означает признание права граждан на обеспечение при наступле­нии всех социально значимых случаев: болезни, возраста, трудо­вого увечья, потери кормильца, накопления определенного тру­дового стажа, наличия детей, инвалидности, безработицы, нуж­даемости и т. д.

Универсальность социального обеспечения реализуется через комплекс мероприятий государства, заложенный в государствен­ные программы. Такие программы принимаются на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации или территории. Подоб­ные программы могут быть разработаны и на уровне конкретной организации.



Лекция 4. ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению

Правоотношения по социальному обеспечению - это урегули­рованные нормами права фактические отношения по поводу пре­доставления денежных выплат, услуг, льгот, возникающие между государственными органами (учреждениями) и физическими ли­цами, имеющими на них право.

В зависимости от характера право реализации правоотношения принято разделять на материальные, процедурные и материаль­ные. Основу системы правоотношений по социальному обеспе­чению составляют материальные правоотношения.

Все эти правоотношения являются относительными, посколь­ку правами и обязанностями в них наделены оба субъекта.

По видам обеспечения правоотношения по социальному обес­печению классифицируются следующим образом:



  1. пенсионные,

  2. по поводу пособий и компенсационных выплат,

  3. по поводу социального обслуживания.

Правоотношения по поводу пособий и компенсационных вы­плат включают в себя отношения, возникающие в связи с пред­ставлением того или иного вида пособий (по временной нетрудо­способности, по безработице и др.) или компенсационных выплат (по уходу за ребенком до полутора лет, неработающим трудоспо­собным гражданам, осуществляющим уход за престарелым или инвалидом I группы и др.).

Правоотношения по поводу социального обслуживания делят­ся на виды в зависимости от содержания той или иной социаль­ной услуги (медико-социальное обслуживание бесплатно или на льготных условиях, бесплатная или со скидкой лекарственная помощь, содержание в учреждениях социальной защиты населе­ния и др.).



2. Основные элементы правоотношений в сфере социального обеспечения

К элементам правоотношений относятся субъекты, объекты и содержание урегулированного нормами права общественного отношения.

Субъекты материальных правоотношений по социальному обеспечению - это граждане и государственные органы, которые являются носителями прав и обязанностей.

К числу граждан относятся лица, достигшие пенсионного воз­раста, инвалиды, работники определенных профессий, временно нетрудоспособные, родители с детьми, безработные, женщины-работницы, ушедшие в отпуск по беременности и родам, вынуж­денные переселенцы и беженцы, другие лица, имеющие право на социальное обеспечение.

В качестве государственных органов-субъектов правоотноше­ний по социальному обеспечению выступают органы социальной защиты населения, образования, государственной службы заня­тости, пенсионные службы Министерств обороны и внутренних дел, Федеральной службы безопасности, прокуратуры, органы юстиции, суды.

Кроме государственных органов, субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются работодатели, которые предоставляют работникам социальную помощь на основании локальных нормативных актов.

Объектом данных правоотношений является определенное ма­териальное благо, по поводу которого они возникают.

В каждом конкретном случае - это определенный вид соци­ального обеспечения (пенсия, пособие, протезирование и др.).

Пенсии являются родовым объектом правоотношений по со­циальному обеспечению. Объектами видовых пенсионных право­отношений признаются, во-первых, трудовые (страховые) пен­сии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет; во-вторых, социальные пенсии: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пособия назначаются с целью краткосрочного замещения ут­раченного по уважительной причине заработка либо с целью со­циальной поддержки. Следовательно, в отличие от пенсии про­должительность выплаты пособий ограничена заранее известным сроком. Поэтому в зависимости от сроков выплаты пособия де­лятся на единовременные (например, при рождении ребенка), ежемесячные (например, ежемесячное пособие по безработице) и периодические (например, пособие по временной нетрудоспо­собности).

Следующий объект правоотношений по социальному обеспе­чению - компенсационные выплаты.

Они могут служить основным источником средств существо­вания (например, компенсационные выплаты лицу, осуществ­ляющему уход за престарелым или инвалидом I группы) либо назначаться в качестве дополнительной социальной помощи (на­пример, пенсионерам в связи с ростом цен на потребительские товары).

Услуги в области социального обеспечения также являются объектом рассматриваемых правоотношений. Виды услуг под­разделяются на полезные действия (медобслуживание и лечение, экспертиза временной нетрудоспособности, установление причи­ны и группы инвалидности, социальное обслуживание на дому и др.) и натуральное содержание (детей - в детских дошкольных учреждениях; престарелых и инвалидов - в домах-интернатах; лиц, не имеющих места жительства, - в домах ночного пребыва­ния; безнадзорных подростков - в детских приемниках-распределителях и др.).

Содержание материальных правоотношений по социальному обеспечению заключается в субъективных правах гражданина на пенсионное или иные виды социального обеспечения в установ­ленном законом размере и в определенные сроки и в соответст­вующих этим правам обязанностях надлежащих государственных органов предоставить эти права.

Содержанием процедурных социально-обеспечительных от­ношений являются субъективные права гражданина на установ­ление тех юридических фактов, которые необходимы для воз­никновения права на конкретный вид социального обеспечения и соответствующая этому праву обязанность государственного права или об отказе в этом (например, обращение за назначением пенсии).

3. Основания возникновения, изменения и прекращения материальных правоотношений по социальному обеспечению

К основаниям возникновения, изменения и прекращения мате­риальных правоотношений по социальному обеспечению отно­сятся юридические факты, обладающие определенной специфи­кой. Это, как правило, события, не зависящие от воли людей и возникающие по объективным причинам.

Применительно к данному виду правоотношений это такие события, как рождение человека или его смерть, наступление временной нетрудоспособности или инвалидности, потеря семьей кормильца, безработица, нуждаемость в постороннем уходе, дос­тижение определенного возраста и т. д.

4. Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения

Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере со­циального обеспечения носят вспомогательный характер и объек­тивно необходимы для нормального функционирования основ­ных - материальных правоотношений.

Процедурные отношения связаны с установлением юридиче­ских фактов: инвалидности, трудового стажа, нуждаемости и др. или с принятием государственным органом решения о примене­нии (неприменении) нормы права (например, решение органов социальной защиты по назначению государственной пенсии, предоставлению транспортного средства инвалиду и др.).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гра­жданином действительного или предполагаемого права на соци­альное обеспечение. Гражданин вправе обжаловать решение го­сударственного органа или должностного лица, участвующего в социальном обеспечении, как в порядке подчиненности, так и путем обращения в суд. Своеобразие процедурных правоотноше­ний заключается в том, что они регулируются не только нормами права социального обеспечения, но и нормами других отраслей: административного и гражданско-процессуального права.

Субъектами процедурных и процессуальных правоотношений являются с одной стороны, как и в материальных правоотноше­ниях, граждане. С другой стороны субъектами могут быть не только государственные органы, но и другие, например, админи­страция организации, обязанная представить в установленный срок материалы для назначения государственной пенсии, экс­пертный орган, в чью компетенцию входит установление инва­лидности и другие.

Причем объектом этих правоотношений является не матери­альное благо, а определенное юридическое действие (например, принятие решения о назначении пенсии, пособия, помещении в дом-интернат и т. п.).

Содержание процедурных и процессуальных действий состав­ляет совокупность прав гражданина требовать от компетентного органа принятия соответствующего решения и обязанностей та­кого органа по принятию такого решения.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница