Критерии и индикаторы минимизации теневой экономики в обеспечении экономической безопасности РФ




Скачать 51.79 Kb.
Дата23.04.2016
Размер51.79 Kb.
П.А. Кислощаев

ст. преподаватель кафедры «Экономическая теория»

Читинского государственного университета
КРИТЕРИИ И ИНДИКАТОРЫ МИНИМИЗАЦИИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов выделило в качестве самостоятельной, функцию государства, по защите экономической безопасности. Такая необходимость вызвана тем, что рыночные механизмы не способны выполнять данную функцию. Обычно экономические интересы хозяйствующих субъ­ектов не противоречат национальным интересам. Однако такие противоречия часто могут возникать. Например, рыночные меха­низмы делают выгодным развитие экологически вредных произ­водств, а государство заинтересовано сдерживать их развитие. Федеральный уровень власти может обеспечить лишь защиту от наиболее важных и крупных угроз. Объектом исследования экономической безопасности на регио­нальном уровне является кругооборот расходов и доходов, това­ров, услуг и ресурсов на основе различных форм собственности. Основанием для оценки угроз и ущербов от воздействия угроз как приемлемых или неприемлемых являются критерии экономической безопасности, которые могут быть качественными или количест­венными. Критерии выражаются показателями экономической безопасности, которые связаны с индикаторами экономической безопасности. Анализ положения в регионе должен опираться на набор ин­дикаторов экономической безопасности, который позволит вы­явить и оценить грядущие угрозы, а также реализовать необходи­мый комплекс программно-целевых мер по снижению уровня уг­роз. Критерий экономической безопасности — оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критерии экономической безопасности диктуют выбор опреде­ленных показателей экономической безопасности объекта исследо­вания, которые будут описывать и характеризовать его динамику, уровень основных количественных и качественных параметров. Особое место занимает определение и использование порого­вых значений индикаторов, призванных сигнализировать о при­ближении критического состояния объекта управления и необхо­димости изменения стратегии развития объекта. Пороговые значе­ния — это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разру­шительных тенденций для муниципального образования. Таким образом, показатели, по которым определены пороговые значения, выступают системой показателей экономической безопасности.

К основным критериям, характеризующим интересы региона в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для боль­шинства населения условия жизни и развития личности, относятся:

— расширенное воспроизводство экономической и социальной инфраструктуры региона;

— границы критической зависимости региона от ввоза важ­нейших видов продукции первой необходимости;

— обеспечение необходимого уровня обслуживания потребно­стей населения с целью формирования условий для нормального жизнеобеспечения населения региона.

Выявление угроз экономической безопасности региона и прогнозирование их последствий осуществляется с помощью монито­ринга.

Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработ­ка эффективных мер по предупреждению ущерба, является опре­деление системы пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Например, уровень и качество жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза выживанию.

Каждый из основных индикаторов угроз экономической безо­пасности связан с оценкой ситуации в определенной сфере. Только система показате­лей позволяет сделать выводы о реальной степени угрозы эконо­мической безопасности. Показательно сопоставление показателей безопасности соседних регионов, а также муниципальных образо­ваний одного региона. Целесообразно исполь­зовать индикаторы, которые поддаются воздействию со стороны органов власти как в стратегическом, так и в тактическом плане. Выявляются критические точки и способы воздействия на них. Критическая величина экономических показателей безопасно­сти на определенной территории не всегда означает ситуацию фиаско социально-экономической сферы или отдельных ее об­ластей. Она свидетельствует о необходимости опера­тивного вмешательства органов управления с целью изменения опасных тенденций.

По степени экономической значимости объекты экономики и инфраструктуры региона делятся на две категории:

— жизнеобеспечивающие, для которых необходим жесткий режим управления и планирования;

— для менее значимых, система регионального управления и планирования действует в отслеживающем режиме.

Отслеживание функционирования объектов осуществляется че­рез индикаторы — параметры границ, в пределах которых систе­ма может устойчиво функционировать и развиваться.

Выделяют следующие группы объектов для индикатив­ного анализа экономической безопасности региона:

— показатели состояния инфраструктуры;

— демография, уровень и качество жизни;

— динамика занятости населения, в том числе по половозраст­ным и социальным группам населения;

— состояние финансово-бюджетной и кредитной системы;

— действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования;

— состояние окружающей среды, экология.

Возможный алгоритм анализа:

1. Определение структуры негативных воздействий по каждой функциональной составляющей экономической безопасности тер­ритории.

2. Оценка вероятности наступления отдельных негатив­ных воздействий, а также ущерб в случае их наступления.

3. Формирование списка мер, которые были предприняты к мо­менту проведения оценки уровня его экономической безопасности для устранения влияния негативных воздействий.

4. Оценка эффективности принятых мер с точки зрения ней­трализации конкретных негативных воздействий по каждой из функциональных составляющих экономической безопасности.

5. Определение причин недостаточной эффективности мер, принятых для устранения уже имеющихся негативных воздейст­вий и предотвращения возможных, а также определение ответст­венных за низкую эффективность реализации принятых мер.

6. Выработка рекомендаций по устранению и предупреждению негативных воздействий.

Приоритетными задачами региональной политики, направлен­ной на повышение экономической безопасности регионов, в на­стоящее время являются:

— поддержка жизненно важных для населения региона пред­приятий и объектов инфраструктуры;

— обеспечение условий для нормальной жизнедеятельности населения;

— оказание содействия преимущественному развитию предпри­ятий наиболее прибыльных и перспективных на данный период, а также предприятий, имеющих долгосрочные экономические преиму­щества в общей системе территориального разделения труда;

— развитие региональной инфраструктуры.

Таким образом, сущность экономической безопасно­сти реализуется в системе ее критериев и показателей.  Рассмотрение экономической безопасности региона должно осуществляться в рамках экономической безопасности Российской Федерации.





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница