Косикова Л. С. Состояние и перспективы двустороннего сотрудничества России и Украины




Скачать 321.79 Kb.
Дата10.05.2016
Размер321.79 Kb.


Косикова Л.С.
Состояние и перспективы двустороннего сотрудничества России и Украины

в экономической сфере1

Республика Украина – ключевой торгово-экономический партнер Российской Федерации на постсоветском пространстве, связи с которой устойчиво обеспечивают свыше трети стоимости товарооборота со странами СНГ (в 2006-2008 гг.– 36-38%). В суммарном объеме российской внешней торговли Украина - это пятый по величине партнер после Германии, Нидерландов, Китая и Италии, на которую приходится 5,4% ( в том числе в экспорте России 4,6%, а в импорте еще больше – 6,7%). Украина чрезвычайно важна как транзитное государство на главном - европейском направлении внешних связей, а именно в торговле России со странами ЕС, особенно в обеспечении бесперебойных поставок газа европейским потребителям через имеющуюся на ее территории систему трубопроводов, способных перекачивать в год до 110-120 млрд. куб. м газа.

В суммарном объеме внешней торговли Украины на Россию приходится 27%, что обеспечивает ей первое место, несмотря на снижение удельного веса (в 2000 г. доля РФ в товарообороте Украины была свыше 32%). Россия – главный источник транзитных доходов Украины, поскольку именно транзит российской нефти и газа дает 42- 43% всего оборота украинского экспорта услуг2; кроме того, именно через российскую территорию в Украину поступает центрально-азиатский газ. По имеющимся расчетам, транзитные поставки газа из России и стран Центральной Азии (при посредничестве России) приносят Украине от 2 до 2,5 млрд. долл. прибыли ежегодно.

Объем российско-украинской торговли до кризиса демонстрировал динамичный рост: за 2000 – 2008 гг. он увеличился с 8,6 млрд. долл. почти до 40 млрд. долл. Только за 2005-2008 годы двусторонний товарооборот удвоился по стоимости. Вместе с тем, впечатляющий рост взаимной торговли стал результатом не столько наращивания физических объемов поставок, сколько прямым следствием роста цен, особенно на российские энергоносители – газ и нефть, что обеспечило 47-50% прироста товарооборота (расчеты ВНИКИ). В 2008 г. взаимный товарооборот РФ – РУ составлял 39,8 млрд. долл., из которых российский экспорт – 23,6 млрд. долл., а импорт из Украины – 16,2 млрд. долл.3. Положительное сальдо в товарообмене сохранилось в пользу России, причем, оно выросло в 2007-2008 гг. более чем в 2 раза – до +7,3 млрд. долл.

Таблица 1.

Двусторонний товарооборот между РФ и Украиной, млн. долл.





2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Сравни:

1995


Товарооборот

8675

9115

12032

16870

20221

24221

29646

39786,6

13766

Экспорт РФ

5024

5885

7595

10770

12402

14983

16323

23551,4

7149

Импорт РФ

3651

3230

4437

6100

7819

9238

13323

16235,2

6617

Сальдо

+1373

+2655

+3158

+4670

+4583

+5745

+3000

+7316,8

+532

Источник: расчеты автора по данным Межгосстата СНГ и Исполкома СНГ в фактически действовавших ценах; данные за 2008 г. – ФТС РФ, без учета неорганизованной торговли
Особенности товарной структуры взаимных поставок между странами свидетельствуют о несовершенстве структуры взаимной торговли, основанной преимущественно на межотраслевой специализации. Так, из России в Украину в основном экспортируется продукция топливно-энергетического комплекса (57,6% всего экспорта), машины, оборудование и транспортные средства дают всего 10,3% стоимости экспорта, а третья по величине товарная группа – металлы и изделия из них – только 6,6%. Ведущими статьями в импорте России являются машиностроительная продукция (36,5%), черные и цветные металлы, а также изделия из них (20,6%), продовольственные и сельскохозяйственные товары (15,8%), химическая продукция (10,7%). В структуре российского экспорта в Украину за последние годы отмечается падение темпов роста машиностроительного экспорта. Частично это связано со свертыванием внутриотраслевой кооперации в промышленности двух стран, с налаживанием антиимпортных производств, особенно в оборонно-промышленном комплексе. При всех недостатках существующей товарной структуры взаимной торговли между РФ и РУ, при низкой доле товаров с добавленной стоимостью в российском экспорте, следует признать, что в нынешних условиях взаимная заинтересованность в поддержании высокого уровня товарообмена, безусловно, существует с обеих сторон. Так, стабильное обеспечение украинской экономики энергоресурсами из России – важный фактор бесперебойной работы и развития многих украинских предприятий промышленности и сельского хозяйства. В свою очередь, такие украинские товары как глинозем, феррохром, ферромарганец трубы большого диаметра, некоторые виды машин и оборудования важны для российской экономики. Но есть и сферы конкуренции: поставки многих украинских продовольственных товаров жестко конкурируют с российскими аналогами (спирто-водочные изделия, кондитерские товары и др.). В 2009 г. после совместной аттестации была вновь разрешена поставка в Российскую Федерацию продукции 14 предприятий мясной и 13 предприятий молочной промышленности Украины (запрет был введен в январе 2006 года).

Украина всегда очень ратовала за режим свободной торговли с Россией в двусторонних связях и за введение режима многосторонней зоны свободной торговли в СНГ. Что касается двусторонней торговли, то такой режим де-факто существует, поскольку таможенных ограничений в обмене осталось очень немного. В соответствии с графиком отмены изъятий из режима свободной торговли между Россией и Украиной (вступил в силу 2 февраля 2006 г.) отменена ввозная пошлина на табак и кондитерские изделия с 1 января 2006 г., на сахар белый пошлина будет отменена с 1 января 2013 г., а на спирт – уже с 1 января текущего 2010 года. Что же касается зоны многосторонней торговли, то работа ведется на уровне исполнительных органов СНГ. Но следует напомнить, что Украина параллельно ведет переговоры с ЕС, желая иметь в торговле с Евросоюзом режим ЗСТ. Пока не ясно, на каких условиях Евросоюз готов будет допустить украинские товары на свой внутренний рынок, и как это повлияет на торговлю в рамках СНГ. Между прочим, Украина ведет переговоры с ЕС в режиме секретности и не оповещает об этом Россию – своего главного торгового партнера.



В кооперационных поставках участвуют свыше 300 предприятий с обеих сторон. В 2007 г. поставки осуществлялись по 1250 позициям из Украины в Российскую Федерацию и по 1780 позициям из Российской Федерации в Украину. В основном в производственной кооперации задействованы предприятия авиастроения, химической промышленно­сти, черной металлургии и легкой промышленности. Около 90% взаимных поставок по кооперации приходится на промышленно развитые восточные регионы Украины.4

Украина, безусловно, представляет большой интерес для российских инвестиций, поскольку обладает существенными инвестиционными преимуществами:

  • 47 миллионов потребителей – это один из крупнейших рынков Восточной Европы;

  • Потенциал экономического развития: вплоть до 2008 г. украинская экономика демонстрировала высокие темпы роста ВВП и промышленного производства

( табл. 2.)

Таблица 2.



Динамика основных показателей России и Украины в 2000–2009 гг.

  • Научно-образовательный потенциал   широкая сеть университетов и научно-исследовательских центров, уникальных КБ, научных школ;

  • Стратегически выгодное географическое положение – страна находится на перекрестке торговых путей Восток-Запад и Север – Юг; она тяготеет к Причерноморско-Каспийскому региону, чрезвычайно важному для всех трансконтинентальных маршрутов транспортировки энергоносителей и перевозок прочих видов сырья и грузов, а также в пределах «Балто-Черноморской дуги»;

  • Широко развитая транспортная инфраструктура всех видов транспорта - железнодорожные пути, порты Азово-Черноморского бассейна, общеевропейские автотранспортные коридоры, уникальная газотранспортная система и подземные газовые хранилища;

  • Наличие квалифицированной и конкурентоспособной рабочей силы: по данным исследовательской компании «Brain Branch» Украина занимает 4-е место в мире по количеству дипломированных специалистов в сфере high-tech;

  • Высокотехнологичные отрасли промышленности, присущие далеко не каждой стране среднего масштаба - атомная энергетика, ракетостроение, авиация, судостроение, электроника, производства уникальных видов вооружений и собственная научно-исследовательская база в этих отраслевых комплексах;

  • Успешно реализованные инвестиционные проекты известных иностранных компаний –Kraft Foods, Coca-Cola, Knauf, Hewlett Packard, Cargill, Raiffeisen Bank, Ядзаки-Украина и др.

Суммарные накопленные прямые иностранные инвестиции в Украине превышают 38 млрд.долл. Из них на российские ПИИ приходится по официальным оценкам 5-6% , но фактически, с учетом капиталов, реинвестированных российскими инвесторами из оффшорных зон ( в основном с Кипра и Виргинских островов) – в 3-3,5 раза больше – до 15-20 % от общего объема. Российский бизнес входит в первую десятку инвесторов Украины. Доля Украины в сумме долгосрочных зарубежных активов российских ТНК составляла в 2007 г. 12,2%5.

Российско-украинское инвестиционное сотрудничество строится в соответствии с Соглашением о поощрении и взаимной защите инвестиций (от 27 ноября 1998 г.) и многосторонним Соглашением о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (от 24 декабря 1993 г.). Присутствие российского капитала в Украине постоянно растет. По данным Госкомстата Украины, накопленные российские инвестиции в экономике страны на 1 января 2009 г. составили 1851,6 млн. долл. США, или 5% от общего объема прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В 2008 году инвестиции из России возросли почти на 400 млн. долл. США. Российская Федерация входит в первую десятку основных стран-инвесторов, вложивших в Украину свыше 81% от общего объема прямых инвестиций, и занимает 6-е место после Кипра (7682,9 млн. долл.), Германии (6393,8 млн. долл.), Голландии (3180,8 млн. долл.), Австрии (2445,6 млн. долл.), Великобритании (2273,5 млн. долл.).

По данным за 2007 г. ( накануне кризиса) на долю российского капитала в Украине приходилось 75% акций в нефтепереработке ( из шести нефтеперерабатывающих заводов – НПЗ – в четырех крупнейших контрольные пакеты акций принадлежат российским компаниям), 50% в алюминиевой промышленности, 30% в машиностроении, энергетике и энергоснабжении (2007 г.). Российский капитал контролирует два больших телеканала, несколько крупных банков, другие секторы экономики - около 30% украинского рынка молочных продуктов, а также примерно 50% рынков телерекламы и мобильной связи.

По мнению аналитиков, украинскому бизнесу удобнее осуществлять торговые операции с Россией, чем инвестировать в ее экономику. Тем не менее, украинские инвестиции на российском рынке также стали заметны:

- Компания «Союз-Виктан» владеет двумя ликероводочными заводами в Московской области;

- украинская водочная компания Nemiroff владеет ликероводочным заводом в Ленинградской области;

- Индустриальный союз Донбасса (ИСД) контролирует металлопрокатный завод в Армавире и завод по производству плит МДФ в Краснодарском крае;

- Группа «Приват» контролирует Алапаевский металлургический завод на Урале;

- Иностранные активы корпорации «Рошен» - кондитерская фабрика «Кондитер-Курск»;

- Концерн «Энерго» владеет угольной шахтой «Заречная» (Кемеровская область);

- Корпорация «Богдан» строит автомобильный завод (Нижегородская область). Стоимость проекта около 700 млн. долл. США;

- Group DF владеет Астраханской нефтегазовой компанией .

В условиях начавшегося финансового кризиса за первое полугодие 2008 года Украина вывела из экономики России около 48,7 млн. долл. (по данным Госкомстата Украины). Если по состоянию на 1 января 2008 г. объем прямых украинских инвестиций в Россию составлял 148,6 млн. долл., то к 1 июля 2008 г. он сократился до 99,9 млн. долл. Уменьшение объема инвестиций объясняется как продажей активов, так и возвратом дочерними компаниями заемных средств своих материнских структур. В то же время экспортно-импортные операции между двумя странами продолжают расти.

Несмотря на достаточно активное и заинтересованное взаимное инвестирование, как со стороны российского бизнеса в Украину, так и со стороны украинского капитала – в Россию, процесс этот не лишен проблем. Российский бизнес сталкивается с явной дискриминацией в ряде случаев. В качестве примера можно привести ситуацию вокруг предприятия тяжелого машиностроения - «Лугансктепловоз», которое было приобретено российскими компаниями, однако продажа акций, спустя некоторое время была отменена по инициативе украинских властей. Неопределенное положение сложилось с достройкой Криворожского горнообогатительного комбината окисленных руд (КГОКОР). Правительство Украины ранее приняло решение создать совместное предприятие по достройке КГОКОРа. В результате российским «Металлоинвестом» и украинской «Смарт-групп» на паритетных началах была создана Украинская рудно-металлургическая компания. Однако дальнейшее решение этого вопроса сдерживается украинскими властями. Более того, высказывается мнение о том, что необходимо пересмотреть принятое ранее правительством решение о выборе инвестора проекта.

Возникли серьезные сложности для работы совместного предприятия «Укртатнефть» (на базе Кременчугского НПЗ в Полтавской области), крупный пакет акций в котором принадлежал правительству Республики Татарстан. В связи с рейдерским захватом данного предприятия в работе крупного нефтеперерабатывающего завода, получающего сернистую нефть из Поволжья, начались перебои. Спорная ситуация сложилась вокруг Запорожского алюминиевого комбината и Николаевского глиноземного завода, принадлежащих российской компании «Русал».

Ключевым для России объектом хозяйственного комплекса Украины, представляющим инвестиционный интерес, остается ее газотранспортная система, через которую осуществляется основная часть экспорта газа в Европу. Даже в следующем десятилетии, после планируемого ввода в строй альтернативных маршрутов транспортировки газа в Европу, таких как «Северный поток» и «Южный поток», транзит через Украину сохранит свое значение. Очевидно, что Россия заинтересована в обеспечении стабильной работы системы транзитных газопроводов Украины, в т.ч. и в создании международного газотранспортного консорциума (МГТК), который смог бы осуществлять управление этой системой на паритетных началах.

Из других инфраструктурных комплексов Украины наибольшее значение для России на современном этапе имеет портовое хозяйство. Украинские порты, расположенные в Азово-Черноморском бассейне во времена СССР развивались весьма интенсивно. Одно из ключевых преимуществ украинских портов - наличие крупных терминалов по перевалке специализированных грузов, а также более низкие ставки на перевалку, чем в России, а железнодорожные подъездные пути к ним являются менее загруженными (особенно критичная ситуация в этом плане сложилась в районе крупнейшего российского портового комплекса - Новороссийска). В результате сравнительных преимуществ украинских портов для российских грузоотправителей и грузополучателей через них отгружается весьма значительная доля российского морского экспорта черных металлов, удобрений, химических полупродуктов (например, аммиака), серы, железной руды, зерна. Общий объем перевалки российских экспортных грузов в портах Украины в последние годы оценивается в 40 млн. т, что составляет 1/10 от всего объема перевалки экспортных грузов в портах России. В обработке импортных грузов для России значение Украины несколько меньше.

Наиболее важным для российских экспортеров является портовый комплекс Одессы. Так, в состав Одесского припортового завода (г. Южный), где производятся азотные удобрения, входит один из крупнейших в мире терминалов по перевалке аммиака, являющийся конечной точкой аммиакопровода, построенного еще в советский период от Тольятти до Одессы. Через него осуществляется основная часть российского экспорта аммиака. В России неоднократно появлялись проекты по строительству специализированных терминалов для перевалки аммиака, однако ни один из них пока не реализован. Кроме того, даже в случае строительства такого терминала доставка аммиака к нему будет, скорее всего, осуществляться по железной дороге, что значительно дороже, чем по трубопроводу. Украинское правительство неоднократно намеревалось приватизировать предприятие в Одессе (оно на 100% принадлежит государству), однако противоречия во властных кругах не позволяли до сих пор этого сделать. В случае акционирования Одесского припортового завода, Россия была бы заинтересована в том, чтобы стать владельцем пакета акций. Так, нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» намеревается вложить до 2014 года около 500 млн. долл. США в модернизацию Одесского нефтеперерабатывающего завода и 200 млн. долл. США - в развитие собственной сети автозаправочных станций на территории Украины.

Важные для экономики России объекты сосредоточены в горнодобывающем секторе Украины. Ряд предприятий этого сектора на протяжении многих лет снабжают российские заводы сырьем, дефицитным в нашей стране или отсутствующим полностью. Иршанский и Вольногорский ГОКи выступают ключевыми поставщиками титаносодержащих минералов для отечественного холдинга «ВСМПО-Ависма», одного из лидеров мировой титановой промышленности. Хотя на мировом рынке существует достаточное предложение титанового сырья, поставки из Украины являются наиболее удобными в силу наработанных технологических связей и географической близости (альтернативные поставщики для России слишком удалены - ЮАР, Австралия, страны Южной и Юго-Восточной Азии). В настоящее время правительство Украины собирается включить эти предприятия в состав государственного холдинга «Титан Украины». Марганецкий и Орджоникидзевский ГОКи в Криворожской области во времена СССР были крупнейшими в мире предприятиями по добыче марганцевой руды, однако в последние годы они работают с низкой загрузкой. Основными поставщиками этого сырья в Россию сейчас выступают Казахстан и ЮАР, а из Украины в Россию в больших объемах поступают содержащие марганец ферросплавы, производимые преимущественно Никопольским заводом ферросплавов - крупнейшим предприятием подобного профиля в Европе (контролируется частным капиталом).

Николаевский глиноземный завод, наряду с расположенным в Казахстане Павлодарским заводом, крупнейший производитель глинозема на постсоветском пространстве. Сейчас завод входит в состав корпорации «Российский алюминий», снабжая своей продукцией заводы по выплавке первичного алюминия в России.

Ряд предприятий черной металлургии также могут быть в перспективе довольно привлекательными объектами для российских инвестиций. Построенные в рамках внутрисоюзного разделения труда украинские металлургические заводы специализируются на выпуске проката строительного назначения, труб, отдельных видов специальных и легированных сталей. Весьма развито в Украине также производство метизов. Перечисленные товары в достаточно больших объемах поставляются и в Россию, где конкурируют с отечественной продукцией, прежде всего, благодаря низкой цене. Это преимущество, с одной стороны, является следствием более мощной государственной поддержки, которую получают украинские экспортеры, а с другой - результатом игры на повышение, проводившейся некоторыми отечественными участниками рынка металлопродукции в условиях быстро растущего спроса. Кроме того, в 2000-е годы в России так и не были реализованы проекты по строительству новых крупных мощностей по выпуску строительного проката (арматура, катанка, фасонные изделия), в результате чего на протяжении последних лет российский рынок этой продукции был дефицитным. Несколько лучше складывается ситуация в трубном сегменте, где создание новых производств (прежде всего по выпуску труб большого диаметра) позволило существенно снизить зависимость от поставок из Украины.

Слабым местом украинской черной металлургии является недостаточная обеспеченность собственным сырьем (железная руда - собственная, коксующийся уголь - частично импортный, природный газ - большей частью импортный), а также более низкая, чем в России, степень модернизации производств. Украина до сих пор сохранила высокую долю устаревшего мартеновского способа в выплавке стали. Основные предприятия черной металлургии Украины консолидированы несколькими частными национальными холдингами; в 2007 г. в отрасль вошла российская металлургическая компания «Евраз Груп», приобретшая несколько средних по величине предприятий.

Еще один важный для России сегмент хозяйства Украины - машиностроение. Здесь располагается ряд предприятий, выпускающих не имеющую аналогов или дефицитную на постсоветском пространстве продукцию и снабжающих ею многие страны, в т.ч. и Россию. Это, прежде всего, предприятия тяжелого машиностроения, такие как «Азовмаш», «Донецкгормаш», Краматорский завод тяжелого станкостроения, Крюковский вагоностроительный завод, «Лугансктепловоз», Новокраматорский машиностроительный завод, Сумское НПО им. Фрунзе, «Турбоатом», Харьковский тракторный завод, «Электротяжмаш», «Энергомашспецсталь» и др.

Отраслевой анализ инвестиционных возможностей Украины показывает, что это – самая привлекательная для российского капитала страна из СНГ. Позитивную роль в развитии двустороннего экономического сотрудничества именно на корпоративном уровне играет достаточно синхронное движение России и Украины по пути рыночных преобразований. Решения украинской власти о начале в 2001 году широкомасштабной денежной приватизации с привлечением иностранных стратегических инвесторов, в.т.ч. разрешение на право приобретения 100%-ных пакетов акций, либерализация банковской системы, развитие фондового рынка объективно способствовали достижению большей сопряженности хозяйственных систем РФ и РУ. А это, в свою очередь, благоприятно сказалось на активизации двусторонних контактов на уровне промышленных и финансовых компаний, банков.

Таблица 3.



Объемы взаимных прямых инвестиций из России в Украину и из Украины в Россию

2000-2006 гг. (млн. долл.)

Прямые инвестиции

2000 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2009 г.

России в Украине

286.6

720.8

835.8

980.8

1300

Украины в России

68.1

97.3

102.9

93.2

н/д

Источник: Украина в цифрах. 2006. Киев 2007 г.: информация МИД РФ за 2009 год.
Посредством инвестиций в украинскую экономику российский бизнес стремится расширить свое рыночное пространство, оптимизировать бизнес, повысить капитализацию и тем самым конкурентоспособность. В частности, АФК «Система» в приобрела украинскую корпорацию «Квазар-Микро», которая вошла в ОАО «Ситроникс» - крупнейшую российскую компанию, работающую в сфере информационных технологий. Стремятся расширить кооперацию с украинскими предприятиями такие российские компании как «Агромашхолдинг», «Трансмашхолдинг», «Оборонпром», путем заключения кооперационных соглашений или приобретения производственных активов.

Украинские инвестиции в Россию значительно уступают по объемам встречным российским вложениям. Это показывает как российская, так и украинская статистика (см. таблицу 3.). Украинский бизнес с помощью инвестирования в российскую экономику решает свои задачи в рамках экспортной стратегии. Так, например, 60% акций металлургического завода «Красный Октябрь» в Волгограде купил украинский концерн «Запорожсталь»6. Есть и другие примеры переноса на российскую территорию украинских производств, чья продукция рассчитана на сбыт в России, путём прямого инвестирования в соответствующие отрасли. Заводами в России располагает украинская компания «Союз-Виктан», производящая и торгующая алкогольной продукцией и безалкогольными напитками. Перенос водочного производства, в частности, был связан с ограничениями на ввоз спирта.

В 2009 г. по показателю капиталовложений в экономику Украины Россия занимала седьмое место среди зарубежных инвесторов. Российские инвестиции оцениваются в сумму более чем 1,3 млрд. долларов США. Инвестиции российского банковского сектора на Украине составляют пятую часть всего иностранного капитала в этой сфере. На Украине зарегистрировано 2159 предприятий с российским капиталом, в основном в промышленности. Однако, как отмечалось в послании президента РФ В.Медведева президенту Украины В.Ющенко, "несмотря на наши многочисленные обращения на различных уровнях, практически ничего не сделано для того, чтобы прекратить нарушение имущественных прав российских инвесторов на Украине. Все это существенно подрывает некогда прочный экономический фундамент двустороннего партнерства"7.

Таблица 4.



Инвестиции из России в страны СНГ (январь-декабрь 2008 года)

(тыс. долл. США)

Страна

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

Прочие инвестиции

Инвестиции - всего

Азербайджан

10.37

11.23

997.70

1019.30

Армения

675949.19

0.20

615.80

676565.19

Беларусь

1323191.28

109.93

181691.80

1504993.02

Грузия

0.04

-

3810.45

3810.50

Казахстан

79058.12

159.74

95076.15

174294.01

Кыргызстан

73.06

-

39774.33

39847.39

Молдова

151414.32

0.27

17949.39

169363.98

Таджикистан

1143.51

-

26907.94

28051.45

Туркменистан

0.55

-

3991.00

3991.55

Узбекистан

699.82

250050.04

134320.34

385070.21

Украина

122507.63

463277.60

512144.29

1097929.50

ВСЕГО

1017279.20

2354047.90

713609.02

4084936.11

Таблица 5.



Инвестиции в Россию из стран СНГ (январь-декабрь 2008 года)

(тыс. долл. США)

Страна

Прямые инвестиции

Портфельные инвестиции

Прочие инвестиции

Инвестиции - всего

Азербайджан

176225.83

1587.21

1535.55

179348.59

Армения

11062.52

1.40

33340.96

44404.88

Беларусь

53356.87

1556.76

138466.51

193380.15

Грузия

12363.02

1.29

919.41

13283.73

Казахстан

373662.41

6348.89

684741.17

1064752.45

Кыргызстан

27241.42

57.40

39111.19

66410.01

Молдова

6536.74

8.69

2643.13

9188.57

Таджикистан

97.90

4.71

8814.54

8917.15

Туркменистан

139.07

0.02

297.36

436.45

Узбекистан

9875.46

233.09

1423.53

11532.08

Украина

72976.72

2963.02

91354.66

167294.41

ВСЕГО

1002648.02

743537.96

12762.48

1758948.45


Источник: Росстат
Велико значение межрегионального и приграничного сотрудничества России с Украиной. Доля 20 регионов в общем объеме товарооборота между РФ и РУ в 2008 году составила 84,6%, из них крупнейшими регионами по объемам торговли с Украиной стали Москва – 22,7%, соседняя Белгородская область – 12,1%, Тюменская область – 9,4%, приграничная Ростовская область – 7,7%, Московская область – 4,8%, Самарская область – 3,3%, Санкт-Петербург – 3,2%, Нижегородская область – 3,0%, Кемеровская область – 2,8%, Челябинская область – 2,6%. Товарооборот с Москвой, Санкт-Петербургом, Московской, Тюменской, Свердловской и Кемеровской областями вырос за 2007-2008 гг. в 1,5-2 раза за счет увеличения поставок в Украину минеральных продуктов и топливно-энергетических товаров; с Белгородской и Челябинской областью – за счет увеличения импорта украинской продукции пищевой и химической промышленности, а также металлов и изделий из них и увеличения экспортных поставок в Украину руды и шлаков. В то же время значительно снизился товарооборот с Татарстаном (почти в 4 раза) за счет существенного сокращения поставок в Украину нефти и нефтепродуктов в связи с событиями вокруг ЗАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ).

Если учесть отраслевую структуру взаимного товарооборота, его несбалансированность, осложнения для российского бизнеса в Украине, участившиеся межгосударственные конфликты в топливно-энергетической сфере, в первую очередь, в области транзита газа, то со всей очевидностью просматриваются серьезные проблемы в двустороннем взаимодействии, требующие поиска решений.

Мировой финансово-экономический кризис негативно сказывается на экономическом развитии, как России, так и особенно Украины. В 2008 г. Украина оказалась на последнем месте среди стран СНГ по темпам экономического роста: ВВП вырос всего на 2,1% (по СНГ в среднем - на 5%, в Азербайджане максимум - 10,8%), зато инфляция была максимальной - 25,2%. Украина запросила кредит у МВФ и Международный валютный фонд согласился на выделение правительству Украины кредита в 16,5 млрд.долл. сроком на 24 месяца, чтобы в том числе способствовать выведению из страны средств иностранных компаний. В 2009 г. Украина частично оплачивала российские поставки газа из средств МВФ. В условиях кризиса взаимная торговля сократилась до уровня предкризисного, 2007 года – примерно до 29 млрд. долл.

В настоящее время российско-украинские экономические отношения переживают переломный момент в своем развитии, связанный с завершением переходного периода в развитии всех постсоветских государств, относительно недавно обретших политическую самостоятельность. Строить двусторонние отношения на «остаточных» связях, сложившихся в составе народнохозяйственного комплекса бывшего СССР, далее не получится. Нужно целенаправленно формировать взаимовыгодные, рыночно обоснованные связи между национальными экономиками России и Украины в условиях – государственного суверенитета обеих стран. При этом важно учитывать высокую открытость российской и украинской экономик, их вовлеченность в динамичные глобальные процессы. Как показывает нынешний мировой кризис, открытая экономика несет в себе огромные риски, связанные с низкой конкурентоспособностью отраслевых структур, пассивно адаптированных к мировому рынку, а потому сильно зависящих от ценовой конъюнктуры.

Как известно, более высокому уровню развития экономических отношений между Россией и Украиной, а именно - по модели региональной интеграции - препятствуют разные внешнеполитические стратегии. Украина проводит курс на европейскую и евроатлантическую интеграцию, на максимально возможное сближение с ЕС, а также на включение в евроатлантическую систему безопасности, т.е. присоединение к НАТО. Такая перспектива развития Украины ставит двустороннее сотрудничество перед серьезным выбором: либо продолжится дальнейший «цивилизованный развод» в рамках СНГ, особенно если Украина сменит в перспективе свой нейтральный статус на членство в блоке НАТО, либо все-таки будет найден компромиссный вариант взаимодействия в экономике и гуманитарной сфере, несмотря на несовпадающие внешнеполитические курсы.

Новое руководство Украины, как об этом заявил президент РУ В.Янукович не намерено форсировать процесс вступления Украины в НАТО. Однако, государственная дистанцированность Украины от интеграционных проектов в рамках СНГ, Союзного государства России и Беларуси, от создаваемого Таможенного союза России - Белоруссии – Казахстана по-прежнему сохраняется. Российская сторона не может не учитывать этот факт и при всей благожелательной риторике нового президента Украины не должна обольщаться радужными перспективами экономического сотрудничества, а искать пути интенсификации двусторонних связей в иных вариантах, чем приглашение Украины к участию в «пророссийских» союзах.

Считаем, что предпосылки для усиления российско-украинского экономического сотрудничества существуют, как минимум, в трех дополняющих друг друга вариантах. В каждом из этих вариантов можно достичь эффекта экономического сближения и снижения уровня конфликтности в российско-украинских отношениях. При этом не следует пытаться вовлечь Украину в межгосударственные союзы с Россией, которые она не приемлет на данном этапе по политическим мотивам, а также из-за боязни утраты национального суверенитета.

1-й вариант: Активизация экономических связей на двусторонней основе путем перехода от торгово-посреднической, межотраслевой модели обмена - к кооперационной, или производственно-технологической модели взаимодействия по инновационно-инвестиционному типу.

Первоочередная задача двусторонних отношений – их оптимизация и создание предпосылок для расширения на перспективу. А основной путь решения этой задачи – активизация производственно-технологических и инвестиционных форм сотрудничества. Экономическое сближение именно по такой модели в наибольшей степени отвечает интересам России, которая все предшествующие годы была для Украины преимущественно поставщиком сырья и финансовым донором. Необходимо скорее переходить от торгово-посреднической модели, или нынешнего варианта наших отношений, который ведет в тупик «структурного барьера»8, как это было в торговле России со странами СЭВ, к технологической модели взаимодействия по инновационно-инвестиционному типу.

Объединение производственных, технологических и финансовых потенциалов РФ и РУ через различные формы международной кооперации, прежде всего, через взаимное инвестирование, создание СП, совместных банков, вертикально-интегрированных компаний чрезвычайно важно с позиций структурного реформирования российской и украинской экономик. Для обеих стран актуален вопрос развития обрабатывающих отраслей промышленности на модернизированной основе и становления новых технико-экономических укладов. Необходимо целенаправленно развивать научно-техническую и производственную кооперацию, налаживать новые совместные производства, в том числе путем обмена производственными активами в промышленности.

Центр тяжести российско-украинского сотрудничества необходимо постепенно перемещать с сырьевых отраслей - на перерабатывающие отрасли промышленности, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью, опирающиеся на новейшие научные разработки и новые технологии, и одновременно ориентированные на экспорт.

Целесообразно приступить к подготовке схем внутриотраслевой специализации и двусторонней кооперации производства между Россией и Украиной, исходя из имеющихся перспективных планов развития отраслей в обеих странах до 2015-2020 гг. Особенно назрел такой подход к сотрудничеству в отраслях черной металлургии, включая трубное производство, в пищевой индустрии, в химической промышленности. В перечисленных отраслях Украина и Россия конкурируют на одних и тех же товарных рынках, как внутри СНГ, так и за рубежом. Выпуск однотипной продукции этими отраслями и ориентация на одни и те же рынки сбыта периодически провоцируют торговые войны – «сахарные», «карамельные», «мясо-молочные», «трубные» и т.п. Без налаживания международной системы специализации внутриотраслевого типа, уповая только на нормы ВТО, проблему «торговых войн» не решить.

Следует подчеркнуть и такое важное обстоятельство, что за годы, прошедшие с момента распада СССР, конкуренция между предприятиями России и Украины заметно усилилась. Это связано со стремлением Украины, укрепить свою экономическую независимость от России: многие украинские предприятия сумели создать замкнутые циклы производства, сократив кооперационные поставки узлов и деталей и сохраняя зависимость лишь от импорта российских энергоносителей. По оценкам украинских экспертов, к началу 2004 года лишь 20% продукции украинских предприятий производилось полностью или частично из российских комплектующих9, либо с использованием российского технологического опыта. Это свидетельствует о низком уровне интеграции между странами в обрабатывающих отраслях. Прямым следствием слабой взаимной интегрированности становится рост конкуренции вне СНГ.

Между тем, возможности для углубления внутриотраслевого сотрудничества между Россией и Украиной существуют в трех главных наукоемких отраслях экспортной направленности - в авиастроении, ракетостроении, в атомной энергетике. В этих сферах пока еще сохраняется высокий научный и технический потенциал, есть уникальные промышленные мощности. Именно здесь можно было бы достичь прорыва в совместном освоении новых видов продукции и выходе с ними на международные рынки. Это прекрасно понимают представители данных отраслей промышленности, они нацелены на тесное сотрудничество с Россией.

В целом, как нам представляется, индустриальная и научно- техническая элита - это самые перспективные партнеры по сотрудничеству. Благодаря их усилиям, на общем неблагоприятном фоне преимущественного свертывания кооперации между Россией и Украиной, есть примеры новых проектов совместных производств. Так, российская группа компаний "Волга-Днепр" и украинская компания "Мотор Сич" учредили совместное предприятие «АВИА-СТАР - СП». Они хотят возобновить производство уникальных большегрузных самолетов "Руслан" (модель Ан-124-100). В новом СП 51% акций принадлежит российской компании, а 49% акций – в активе запорожского предприятия Мотор-Сич, которое производит авиационные двигатели. В рамках нового СП уже сформирована программа выпуска самолетов до 2015 г., есть портфель заказов. Инвестиции за первые 5 лет, как ожидается, достигнут 500 млн. долл.

Специалисты авиационной промышленности считают также, что хорошие перспективы имеет организация совместного российско-украинского производства новейших пассажирских лайнеров (марки МС-21 и МТА), которые заменят самолеты серии «Туполев» - Ту-134. В настоящее время в программу российской Объединенной авиастроительной корпорации (OAK) входят самолеты украинской разработки известного конструкторского бюро - КБ им. Антонова в Киеве (серия АН-38, АН-140, АН-148). Только в авиационной промышленности потенциал роста выпуска совместно производимых изделий в краткосрочной перспективе оценивается более чем в 10 млрд. долл., в ракетно-космической сфере – как минимум, в 3 млрд. долл., в атомном и электротехническом машиностроении – примерно в 5 млрд. долл. В долгосрочной перспективе интеграционный эффект будет, очевидно, на порядок выше. Сохранение и развитие кооперационных связей в сфере авиа- и ракетостроения является необходимым условием повышения конкурентоспособности этих отраслей. Причем, украинская сторона должна быть в этом заинтересована не меньше, а даже больше российской. Так, по оценке Андрея Кокошина, разрыв кооперационных связей украинской авиационной и ракетно-космической промышленности с российскими предприятиями может привести к деградации этих отраслей: «Для меня нет никаких сомнений, что если не будет сотрудничества России и Украины в этой области, то украинская авиационная и особенно ракетно-космическая промышленность будет максимально быстро маргинализирована и перестанет быть фактором экономического развития», - заявил Андрей Кокошин на одной из пресс-конференций10. Впрочем, российские авиастроители и создатели космической техники тоже заинтересованы в сохранении тесной кооперации с украинскими коллегами. «Российская авиационная и ракетно-космическая промышленность имеет гораздо больше шансов выжить даже без сотрудничества с Украиной, но конкурентоспособность нашей промышленности была бы намного выше, если бы мы теснее кооперировались с Украиной», - подчеркнул А.Кокошин.

Представители ряда украинских предприятий ВПК, неоднократно публично высказывали мнения в пользу более тесной координации промышленной и


инновационной политики Украины и России, а также подчеркивали важность максимальной унификации инновационного законодательства. К сожалению, подобные настроения пока не были реализованы в межгосударственном сотрудничестве.

На наш взгляд, очень важно наконец-то определить реальные приоритеты двусторонних связей, пусть их будет немного, и зафиксировать в соответствующих программах двустороннего сотрудничества. В рамках приоритетных направлений необходимо разработать и предложить новые проекты сотрудничества по модели международной кооперации и совместных производств, с привлечением специалистов из отраслей, а также выработать механизмы государственно-частного партнерства для поддержки крупных инновационных проектов.

Важно смелее идти на консолидацию производственных активов российских и украинских предприятий в сфере высоких технологий, на слияния, создавая международные корпорации под новые проекты.

В рамках кооперационных проектов могут рассматриваться варианты льготных режимов трансграничного оборота продукцией украинских и российских предприятий, без налогов , а может быть , и режим расчетов в национальных валютах. Положительный опыт сотрудничества предприятий в рамках кооперации накоплен в отраслях ВПК и в рамках действовавшего ранее (с 1998 г.) автомобильного соглашения между Россией и Украиной. Подобные меры либерализации взаимных связей могут оказаться весьма эффективными для налаживания устойчивых и долгосрочных экономических отношений, а также для развития процессов транснационализации в СНГ, т.е. формирования транснациональных корпораций из числа предприятий России и наших партнеров в СНГ.



2-й вариант: Трехстороннее сотрудничество Россия – Украина – ЕС в контексте формирования Общеевропейского экономического пространства (ОЕЭП) и шире – в контексте интеграции между ЕС и СНГ.

Этот вариант взаимодействия стоит на повестке дня с момента расширения ЕС на восток (2004 г.) и включения Украины в европейскую политику соседства (ЕПС) как ключевого восточноевропейского государства. К сожалению, российская сторона до сих пор была крайне пассивна в этом вопросе и противопоставила себя другим странам СНГ в плане сотрудничества с Евросоюзом. Поэтому сейчас нужно срочно искать сочетание разных алгоритмов, по которым Россия и Украина намерены сближаться с ЕС: Россия осуществляет сотрудничество с Евросоюзом в рамках концепции «четырех общих пространств», а Украина сейчас сотрудничает по индивидуальному Плану действий Украина-ЕС, а также в рамках организации «Восточное партнерство» (учреждена в мае 2009 г.).

Учреждение организации «Восточное партнерство», куда вошла Украина, требует от России активизации усилий на восточноевропейском направлении внешнеэкономических связей. Необходимо тщательно подойти к отбору трехсторонних международных проектов сотрудничества «РФ-ЕС-Украина» и обеспечить организационные и финансовые механизмы их реализации. Крайне важно, чтобы Россия не осталась в стороне от экономических проектов ЕС с восточными соседями, а их участие в «Восточном партнерстве» не пошло бы вразрез интересам экономического сотрудничества России на пространстве СНГ и в группировке ЕврАзЭС.

В решении вопроса с модернизацией газотранспортной системы Украины, очевидно, стоит вернуться к первоначальному замыслу проекта МГТК – Международного газотранспортного консорциума, в который вошли бы и Украина, и Россия, и западноевропейские получатели газа, прежде всего, Германия и Франция – на паритетных началах. Это обеспечило бы надежность газового экспорта в Европу из России, транзитом через Украину, а также возможности модернизации газотранспортной системы за счет совместных инвестиций консорциума. Но по сравнению с 2001 годом, когда возникла идея трехстороннего консорциума, ситуация изменилась: сегодня у России снизился интерес к южному направлению транзита, через Украину. Уже вложены большие средства в альтернативные трубопроводы, в частности, в Северо-Европейский газопровод.



3-й вариант: Многостороннее сотрудничество России с Украиной в рамках СНГ по проектному типу (совместные производственные и инфраструктурные проекты).

В варианте многостороннего «проектного сотрудничества» со странами СНГ в рамках инфраструктурных и отраслевых проектов Украина заинтересована не меньше, чем Россия. На первый план здесь, безусловно, выходят энергетические и транспортно-транзитные проекты. Естественными партнерами Украины и России на постсоветском пространстве могут выступать Белоруссия, Азербайджан, Казахстан, Туркмения и другие страны. Главное – прекратить многомиллиардную «гонку» трубопроводных проектов, «альтернативных вариантов в обход России» - это разбазаривание сил и средств по идеологическим мотивам.



Целесообразно было бы, на наш взгляд, проработать вопрос о заключении соглашений о многостороннем сотрудничестве между организациями ЕврАзЭС и ГУАМ, ШОС и ГУАМ, лидерами в которых, с одной стороны выступают «евразийские» государства Россия и Казахстан, а с другой – «европейски ориентированная» Украина.

1 Доклад на заседании международного «круглого стола» по теме: «Итоги президентских выборов в Украине и перспективы российско-украинских отношений». 26 февраля 2010 года, Москва. Фонд Розы Люксембург.

2 Украина в цифрах 2006. – Киев: Держкомстат РУ, 2007.

3 По данным Федеральной таможенной службы России, без учета неорганизованной торговли.

4 Проблемы современной экономики, №3(31), 2009.

5 Расчеты российского экономиста А.Кузнецова (Институт мировой экономики и международных отношений РАН)

6 Коммерсантъ, 2003, 23 октября.

7 Послание президента РФ президенту Украины. Полный текст. – РИА Новости, 11.08.2009 – http//www.rian.ru/politics/20090811/1804478883.html

8 В двусторонней торговле угрожающе нарастает несбалансированность, или увеличение активного торгового сальдо в пользу России, что порождается опережающим ростом цен на российский импорт в Украину (растут цены на энергоносители).

9 Украинская инвестиционная газета. 4 февраля 2004 г.

10 Пресс-конференция А.Кокошина - Председателя Комитета по делам СНГ в Госдуме - в агентстве Интерфакс, март 2005.




База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница