Контроль за деятельностью автономных учреждений: организационные аспекты




Скачать 91.98 Kb.
Дата29.04.2016
Размер91.98 Kb.
ТЕМА: Контроль за деятельностью автономных учреждений: организационные аспекты.
Большой интерес представляют вопросы, связанные с контролем за деятельностью автономных учреждений, при рассмотрении которых будем исходить из того, что системы контроля имеют общие основы и принципы создания и функционирования, единые для всех систем независимо от организационно-правовой формы экономического субъекта и сферы приложения.

Согласно теории контроля по отношению к объекту контроль подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль - это контроль со стороны внешних, не зависимых от учреждения субъектов. Внутренний контроль - это контроль, организованный внутри самого учреждения, осуществляемый его должностными лицами.



Внутренний контроль в значительной мере определяется системой управления. Поскольку контроль организуется и осуществляется в целях эффективного управления, то управляющая система выступает в качестве основного субъекта контроля. Таким образом, органы управления организуют систему контроля, они могут либо самостоятельно проводить процедуры контроля, либо возложить функции по контролю на определенное должностное лицо или создать специальную службу внутреннего контроля.

В соответствии с Законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» органами управления автономным учреждением выступают:

- учредитель автономного учреждения;

- руководитель автономного учреждения;

- наблюдательный совет;

- иные органы, предусмотренные законодательством и уставом автономного учреждения (общее собрание работников, ученый совет, художественный совет и т.д.).

Характеристика компетенции органов управления автономным учреждением в решении конкретных вопросов приведена в таблице.
Характеристика органов управления автономным учреждением


Вопросы хозяйственной
деятельности

Учредитель

Наблюдательный
совет

Руководитель

Внесение изменений в устав

Принимает
решение

Дает
рекомендации

Вносит
предложения

Создание или ликвидация филиалов

Принимает
решение

Дает
рекомендации

Вносит
предложения

Реорганизация или ликвидация

Принимает
решение

Дает
рекомендации

Вносит
предложения

Участие в других юридических
лицах, в том числе внесение
денежных средств в уставные
капиталы других юридических лиц




Дает заключение

Принимает
решение

Совершение крупной сделки




Принимает
решение

Вносит
предложения

Рассмотрение плана финансово-
хозяйственной деятельности,
годовой бухгалтерской
(финансовой) отчетности




Дает заключение

Утверждает

Выбор кредитной организации, в
которой могут быть открыты
банковские счета




Дает заключение

Принимает
решение

Выбор аудиторской организации для
проведения аудита годовой
бухгалтерской (финансовой)
отчетности




Принимает
решение



Очевидно, что все перечисленные органы управления в той или иной степени осуществляют функции по внутреннему контролю. Вопрос заключается в том, как наиболее эффективно организовать систему внутреннего контроля.



Руководитель автономного учреждения, исходя из собственных суждений, определяет наиболее правильные пути построения финансовой политики учреждения. Он осуществляет контроль за действиями должностных лиц, полнотой и правильностью интерпретации поступающей информации. Учредитель автономного учреждения является органом управления более высокого уровня, он осуществляет контроль за эффективностью деятельности руководителя учреждения.

Таким образом, можно выделить два уровня управления: управление автономным учреждением со стороны руководителя и управление со стороны органа местного самоуправления, являющегося учредителем автономного учреждения. Внутренний контроль должен быть организован на обоих уровнях. Очевидно, что контроль, организованный со стороны учредителя, не должен дублировать контроль, организованный внутри автономного учреждения.

На первом уровне (т.е. в самом автономном учреждении), по нашему мнению, наиболее целесообразно возложить обязанности по осуществлению внутреннего контроля на главного бухгалтера либо заместителя директора по финансам, а при больших объемах деятельности, наличии филиалов и т.п. ввести в штат должность внутреннего контролера (ревизора). Такое распределение обязанностей логично в силу того, что вся информация о показателях деятельности учреждения накапливается в системах бухгалтерского и управленческого учета, именно бухгалтерская служба может и обязана интерпретировать эту информацию.

На наш взгляд, система внутреннего контроля, организованная в автономном учреждении, должна быть направлена в основном на обеспечение, во-первых, сохранности муниципальной собственности, а во-вторых, достоверности информации, обобщенной в бухгалтерской и налоговой отчетности. Эти функции могут быть реализованы путем проведения инвентаризаций наличия и движения имущества и обязательств учреждения, контроля за эффективностью использования имущества, первичных документов и регистров бухгалтерского учета, полноты обобщения информации и правильности ее отражения в отчетности (налоговой и бухгалтерской).

Контрольные мероприятия со стороны учредителя должны сводиться к проверке полноты выполнения муниципального задания и эффективности управления автономным учреждением руководителем.

Согласно Закону N 174-ФЗ органом управления автономным учреждением также выступает наблюдательный совет. Он является наиболее независимым и компетентным органом управления автономным учреждением. В его состав входят представители учредителя, представители органов местного самоуправления, представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности. Руководитель учреждения не может быть членом наблюдательного совета, но он может участвовать в заседаниях наблюдательного совета с правом совещательного голоса.

В компетенцию наблюдательного совета входит рассмотрение следующих вопросов:

- предложения руководителя или учредителя о внесении изменений в устав учреждения;

- предложения о создании или ликвидации филиалов и представительств учреждения;

- утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

- утверждение по представлению руководителя годовой бухгалтерской отчетности, отчетов о деятельности автономного учреждения, об использовании имущества, об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности;

- выбор кредитной организации, в которой учреждение может открыть банковский счет;

- выбор аудиторской организации для проведения аудита годовой бухгалтерской отчетности;

- прочие вопросы, предусмотренные законодательством.

По нашему мнению, наблюдательный совет вряд ли можно назвать органом внутреннего контроля. Это, скорее, независимый орган, который осуществляет наблюдение за принятием наиболее значимых управленческих решений. При этом наблюдательный совет не является полностью независимым органом в силу того, что в его состав входят представители учредителя и органов местного самоуправления, которые принимают решения о формировании муниципального задания и выделении субсидий для его выполнения. Кроме того, наблюдательный совет принимает решения по финансовым и хозяйственным вопросам деятельности учреждения путем голосования (большинством голосов).

Схематично система внутреннего контроля за деятельностью автономного учреждения представлена следующим образом.


Система внутреннего контроля в автономном учреждении
┌──────────────────────────────────────┐

│ Учредитель │/└──────────────────────┐

│ ┌┐ │\┌─────────────────────┐│

├──────────────────┼┼──────────────────┤ ││

│ ││ │ ┌─────────┼┼─────────┐

│ ┘└ │ │ └┘ │

│ \/ │ │Наблюдательный совет│

│ ┌────────────┐ │ └─────────┬┬─────────┘

│ │Руководитель│ │/└─────────────────────┘│

│ │ ┌┐ │ │\┌──────────────────────┘

│ ┌───────┴─────┼┼─────┴───────┐ │

│ │ ┘└ │ │

│ │ \/ │ │

│ │ Заместитель директора по │ │

│ │финансам, главный бухгалтер,│ │

│ │ внутренний контролер │ │

│ └────────────────────────────┘ │

└──────────────────────────────────────┘


Рис. 1
В области внешнего контроля за деятельностью автономных учреждений можно выделить несколько субъектов такого контроля.

Во-первых, поскольку автономные учреждения являются получателями бюджетных средств (для выполнения муниципального задания автономным учреждениям выделяются субсидии из бюджета города), правомерность учреждения в части реализации муниципального задания подлежит финансовому контролю прежде всего со стороны финансового органа.

Закон N 174-ФЗ дает право автономным учреждениям открывать расчетные счета в кредитных организациях. Однако, чтобы не потерять контроль за эффективностью бюджетных расходов, органы исполнительной власти могут обязать автономное учреждение открыть лицевые счета в финансовых органах. Таким образом, казначейский контроль за автономными учреждениями представляет собой текущий контроль за правильностью совершения бюджетных расходов.

Контроль в отношении автономных учреждений не отличается от контроля за бюджетными учреждениями. Это объясняется прежде всего тем, что автономное учреждение в своей деятельности оперирует бюджетными средствами, выделенными для выполнения муниципального задания. Контроль должен осуществляться согласно Административному регламенту. Во-вторых, помимо выполнения муниципального задания автономные учреждения вправе заниматься иными видами деятельности, которые служат достижению целей, ради которых создано данное учреждение, и соответствуют им. Весь доход, полученный автономным учреждением от таких видов деятельности, поступает в распоряжение учреждения, т.е. учреждение самостоятельно принимает решения относительно использования полученного дохода. В связи с этим за автономными учреждениями возрастет контроль со стороны налоговых органов. Автономные учреждения наряду с коммерческими организациями подлежат налоговым проверкам - камеральным и выездным. Очевидно, что автономные учреждения должны применять методы налогового планирования, многие учреждения перейдут на упрощенную систему налогообложения.



В-третьих, автономные учреждения должны привлекать аудиторские организации для проведения ежегодного аудита бухгалтерской отчетности, такой вывод можно сделать из ст. 11 Закона N 174-ФЗ. Выбор аудиторской организации для проведения аудита годовой финансовой отчетности входит в компетенцию наблюдательного совета.

Таким образом, за деятельностью автономного учреждения осуществляется контроль как со стороны внешних по отношению к учреждению субъектов (внешний контроль), так и со стороны управленцев (внутренний контроль). Внутренний контроль имеет целью повышение эффективности управления, а внешний - подтверждение законности осуществляемой деятельности.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница