Контроль Тема Организация подготовки, планирования и проведения контроля




страница1/3
Дата05.05.2016
Размер0.5 Mb.
  1   2   3
Раздел 1. Контроль

Тема 2. Организация подготовки, планирования и проведения контроля



Цель – изучение организации финансового контроля.

Задачи:

  • раскрыть содержание внешнего финансового контроля;

  • раскрыть этапы подготовки, планирования, проведения внешнего финансового контроля;

  • раскрыть содержание внутреннего финансового контроля;

  • раскрыть порядок и нормативную базу проверки смет, центров затрат, ответственности и бюджетирования.

Оглавление

2.1. Основные задачи внешнего финансового контроля

Часто не только руководство хозяйствующего субъекта имеет потребность в объективной информации о его деятельности. Если собственность, которой распоряжаются управляющие, принадлежит другим, то акционеры, инвесторы или общество в целом, которые делегировали управляющим полномочия распоряжения своей собственностью, заинтересованы, чтобы действия управляющих приносили им максимальную выгоду. Поскольку информация, полученная зависимыми от руководства управляемого объекта органами внутреннего контроля, у этих лиц не всегда вызывает доверие, возникает потребность в проведении независимого внешнего контроля.

Внешний контроль предприятия проводят государственные контрольные организации, общественные и аудиторские фирмы. Основная цель внешнего контроля – составить мнение о точности, с которой в финансовых отчетах представлены финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономической единицы в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами и законодательными нормами, а в более общем случае – о финансовом здоровье объекта контроля, рациональности и эффективности его деятельности.

При внешнем контроле получаемая информация направляется заказчиками, которые (если заказчик и потребитель – не одно лицо) предоставляют ее для ознакомления внешним потребителям.

Внешний и внутренний контроль дополняют друг друга и в то же время существенно различаются. Деятельность внешних контролеров во многом аналогична деятельности внутренних, поскольку при этом используются практически одна и та же исходная информация, сходные приемы и методы ее проверки и анализа. Если в организации существует служба внутреннего контроля, то внешний контролер прежде всего проверяет эффективность ее работы, определяет степень возможного доверия к ее информации, с тем чтобы обеспечить необходимое разделение задач и сотрудничество между внешним и внутренним контролем.

Однако внешний контроль более независим от руководства контролируемого объекта и отвечает за достоверность своей информации прежде всего перед ее заказчиками и внешними потребителями.

Аудитор и контролер проверяют на предприятии бухгалтерский учет и налоговый учет в соответствии с инструкциями и положениями по бухгалтерскому учету и законами РФ.

Перед аудитором внешнего контроля ставятся следующие основные задачи:


  1. Учет хозяйственных операций и отражение их в бухгалтерском учете, аудитор не позволяет вносить фиктивные и неосуществленные хозяйственные операции.

  2. Разрешение и одобрение проводимых операций, чтобы не было несанкционированных хозяйственных операций, которые могут привести к злоупотреблениям, затратам и хищениям активов.

  3. Совершенствование хозяйственных операций по полному отражению в бухгалтерском учете, недопущение пропуска в учетных записях.

  4. Недопущение ошибок в подсчетах, расчетах и учете сумм хозяйственных операций.

  5. Своевременная разноска по счетам и регистрам информации первичных документов и соответствие их финансовой отчетности.

  6. Своевременное оформление и отражение хозяйственных операций в бухгалтерских регистрах в хронологическом порядке их совершения.

  7. Правильное суммирование и обобщение информации по бухгалтерским счетам и соответствие их информации в главной книге и финансовой отчетности.

Многогранность задач и функций внешнего финансового контроля определяет разнообразие способов его проведения, применение которых, как правило, зависит от целей и задач, поставленных перед контролирующими органами. Для некоторых ситуаций достаточно контроля финансовой отчетности и документации, для других – требуется анализ всей финансовой деятельности хозяйствующего субъекта. Таким образом, с точки зрения целей и задач контрольные мероприятия, проводимые органами финансового контроля, можно разделить на две группы: документальный контроль и контроль исполнения. Контрольное мероприятие может быть комбинированным (сочетание документального контроля и контроля исполнения) или ограничиваться несколькими аспектами одного способа контроля.

Документальный контроль – это проверка финансовой отчетности и документации. В процессе такой проверки устанавливается, насколько беспристрастно представлена в документах финансовая информация, соответствуют ли проверенные операции требованиям законов и других нормативных актов, а также дается оценка системе внутреннего контроля проверяемого субъекта.

Документальный контроль включает проверку:



  1. Финансовых отчетов, что дает обоснованные гарантии того, что финансовые отчеты точно отражают финансовое положение проверяемого хозяйствующего субъекта, результаты хозяйственной деятельности, а также движение денежных средств в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета;

  2. Финансовой документации, а именно:

  • представление финансовой информации в соответствии с установленными критериями;

  • применение хозяйствующим субъектом определенных требований к финансовой отчетности;

  • использование внутреннего контроля хозяйствующего субъекта за финансовой отчетностью и за сохранностью средств.

Документальный контроль может также включать проверку:

  • частей (сегментов) финансовых отчетов, финансовой информации (отчетов о прибылях и убытках, о движении денежных средств, об основных средствах); потребности в финансировании, а также расхождений между предварительно определенным и реальным финансовым выполнением;

  • действительности внутреннего контроля бухгалтерского учета, отчетности по субсидиям и контрактам (включая суммы на счетах-фактурах, суммы к выплате по срочным требованиям и т. д.)

  • действенности внутреннего контроля финансовой отчетности или сохранности средств, включая контроль с использованием компьютеризированных систем.

Источниками информации для документального контроля служат: первичные документы; регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая и оперативная отчетность; нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

Контроль исполнения представляет собой объективную и систематическую проверку фактических данных (документов) для оценки работы хозяйствующего субъекта, полноты исполнения возложенных на него функций, программы его деятельности в будущем. Целью такого контроля является обеспечение органов, осуществляющих надзор за деятельностью данного хозяйствующего субъекта, информацией, необходимой для принятия решений по устранению выявленных недостатков или коррекции направлений его развития.

Прежде всего контроль исполнения предполагает фактический контроль.

Приемы фактического контроля могут быть разделены на три группы:



  • инвентаризация – способ проверки фактических остатков основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и состояния расчетов, их соответствия данным бухгалтерского учета на определенную дату;

  • экспертная оценка специалистами действительного объема и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, соблюдения технологических режимов;

  • визуальное наблюдение путем непосредственного обследования складских помещений, производственных подразделений, а также фиксации отдельных элементов изучаемого процесса в определенный временной период.

Деление на приемы документального и фактического контроля в известной мере условно, ибо в основе разграничения способов контроля лежат различные источники используемых данных при проведении контрольных действий.

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре (пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и т. п.). Он не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывности хозяйственных ситуаций.

Контроль исполнения включает также проверку эффективности и экономичности осуществляемой деятельности, проверку исполнения государственных программ, использования субсидий и контрактов.

При проверке эффективности и экономичности деятельности определяется, насколько эффективно и экономно хозяйствующий субъект приобретает, сохраняет и использует свои ресурсы (персонал, имущество, площади); в чем причины неэффективности и неэкономичности деятельности; как деятельность хозяйствующего субъекта согласуется с законами и другими нормативными актами по вопросам эффективности и экономичности.

Проверка программ включает определение достигнутого уровня результатов или прибылей, установленных законодательством или органом, наделенным соответствующими полномочиями; эффективности организации выполнения программ в целом или их отдельных функций; соответствия деятельности хозяйствующего субъекта основным законодательным актам, применяемым к данной программе.

При проверке использования субсидий определяется, принесло ли предоставление субсидий желаемые результаты или прибыль; эффективно ли использованы предоставленные субсидии.


При проверке контрактов устанавливают, принесло ли заключение контрактов желаемые результаты или прибыль; были ли более эффективные варианты заключения контрактов; соответствовало ли заключение определенного контракта взаимным интересам сторон.

Проверка эффективности и экономности деятельности может, например, включать рассмотрение следующих вопросов:



  • придерживается ли хозяйствующий субъект правильного метода материально-технического обслуживания;

  • приобретает ли хозяйствующий субъект ресурсы соответствующего качества, в нужном количестве и по разумной цене;

  • сохраняет и содержит ли хозяйствующий субъект свои ресурсы должным образом;

  • исключается ли дублирование работы служащих, а также малополезная или ненужная работа;

  • нет ли простоев в работе и «разбухшего» штата;

  • используются ли рациональные методы работы;

  • насколько оптимально и своевременно использует хозяйствующий субъект свои ресурсы (персонал, оборудование и сооружения) в процессе производства или поставки продукции соответствующего количества и качества, а также при оказании услуг;

  • как согласуется деятельность хозяйствующего субъекта с требованиями законодательства;

  • имеет ли хозяйствующий субъект надежную систему управленческого контроля за ведением отчетности, измерением результативности и оценки эффективности и экономичности программы;

  • представило ли руководство хозяйствующею субъекта отчет о мерах по соблюдению экономичности и рациональности.
    Проверка программ может:

  • оценить, являются ли конечные цели новой или продолжающейся программы приемлемыми, относящимися к делу и правильными;

  • определить, на каком уровне находится программа с точки зрения конечного результата;

  • оценить эффективность программы в целом и отдельных ее компонентов;

  • установить факторы, которые препятствуют нормальному выполнению программы;

  • определить, учитывало ли руководство другие возможности выполнения программы, приводящие к желаемым результатам более рациональным способом или с наименьшими затратами;

  • выяснить, дополняет, дублирует, совпадает частично или противоречит проверяемая программа другим программам;

  • установить меры, которые могут улучшить работу по программе;

  • определить, соответствует ли программа действующему законодательству;

  • оценить пригодность управленческого контроля для обеспечения достоверности отчетности, надежного измерения результативности и эффективности программы;

  • определить, отчитывалось ли руководство об эффективности программы, и насколько эти отчеты надежны и достоверны.

Органы финансового контроля помимо проведения непосредственно контрольных мероприятий, могут выполнять и другие функции. Некоторые органы финансового контроля проводят:

  • финансово-экономическую экспертизу законов и нормативных актов перед их рассмотрением законодательными органами;

  • оказывают помощь законодательным органам, подготавливая информационные материалы для обсуждения;

  • разрабатывают методы и подходы, применяемые при оценке новой или предложенной программы;

  • прогнозируют возможные результаты реализации предлагаемых программ;

  • проводят финансово-экономические расследования.

Важнейшее место среди других функций, выполняемых органами финансового контроля, занимает финансово-экономическая экспертиза, которая проводится для предварительной оценки последствий принятия важных финансово-хозяйственных решений.
Проведение такой экспертизы может быть поручено органам финансового контроля (или входить в их прямые обязанности) прежде всего потому, что специалисты этих органов, проводя контрольные мероприятия на различных объектах, хорошо знают реальное положение дел и имеют возможность исследовать влияние тех или иных внешних факторов на финансово-хозяйственную деятельность конкретных категорий хозяйствующих субъектов, точнее предсказать положительные и отрицательные результаты такого влияния. Кроме того, анализ полученных в ходе контрольных мероприятий фактов, их исследование и обобщение позволяют контролирующим органам выявлять общие закономерности проявления тех или иных недостатков действующего финансового механизма и на этой основе разрабатывать предложения по его совершенствованию.

Особое значение финансово-экономическая экспертиза приобретает при проведении бюджетно-финансового контроля. Обычно такая экспертиза проводится на основе результатов не только конкретных мероприятий в отдельных хозяйствующих субъектах, но и общего контроля за исполнением бюджета, проводимого на уровне органов исполнительной власти. Этот контроль сопровождается анализом и исследованием нарушений и отклонений в процессе формирования доходов и расходования средств бюджета, а также в бюджетном процессе, их причин и последствий. В силу этого финансовая экспертиза, проводимая органами финансового контроля, принципиально отличается от аналогичной работы других органов финансового управления. Если последние в своей работе опираются преимущественно на данные макроэкономического анализа в изучают исследуемый вопрос как бы сверху, то органы финансового контроля, используя и данные макроэкономического анализа, в результате проводимой ими контрольной работы накапливают данные, отражающие действие макроэкономических факторов на макроэкономическом уровне, вплоть до отдельных хозяйствующих субъектов. Они видят исследуемую проблему как бы снизу и, следовательно, имеют принципиально другие возможности для экспертизы финансово-экономических законов и нормативных актов, которые они могут и должны эффективно использовать.

Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и организацию контрольных действий. Формы финансового контроля можно классифицировать по различным критериям.

В зависимости от соотношения времени проведения контроля и времени совершения проверяемых финансово-хозяйственных операций выделяют три основные формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций. Обычно он проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения проектов бюджетов, финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов законодательных актов, договорных соглашений, учредительных документов и т. д. Предшествуя совершению хозяйственных и финансовых операций, предварительный контроль позволяет еще на стадии прогнозов и планов пресечь попытки нарушения действующего финансового законодательства и нецелевого или нерационального использования средств, выявить источники дополнительных финансовых ресурсов. Основная цель предварительного бухгалтерского контроля – своевременно пресекать незаконное и нерациональное использование средств.

Текущий контроль, который также называют оперативным, проводится в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций, исполнения финансовых планов, бюджетов. Опираясь на данные первичных документов, оперативного и бухгалтерского учета, инвентаризаций и визуального наблюдения, текущий контроль позволяет отслеживать и регулировать быстро изменяющиеся хозяйственные ситуации, предупреждать потери и убытки, предотвращать совершение финансовых правонарушений, нецелевое использование финансовых средств.

Последующему контролю подлежат итоги формирования и использования финансовых средств. Проверяется полнота формирования финансовых ресурсов, законность и целесообразность их расходования при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов субъектов хозяйствования, смет бюджетных учреждений. В результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных финансово -хозяйственных операций, достигнутых финансовых результатов проводится оценка финансово-хозяйственной деятельности контролируемого субъекта. Последующий контроль отличается углубленным изучением хозяйственной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период. Его результаты тесно связаны с результатами предварительного или текущего контроля, что позволяет вскрыть недостатки их проведения.

В специальной литературе распространена трактовка последующего контроля как вида внешнего контроля – внутриведомственного и межведомственного. С такой позицией согласиться нельзя, так как последующий контроль является неотъемлемой частью не только внешнего, но и внутрихозяйственного бухгалтерского контроля.

Контроль является составной частью управления общественным воспроизводством. Любое общество не может нормально функционировать и развиваться без четко организованной системы контроля за производством и распределением общественного продукта и другими сферами общественной жизни.

Контроль – это процесс, обеспечивающий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям и направленный на успешное достижение поставленных целей. Основная цель контроля состоит в объективном изучении фактического положения дел различных областей общественной и государственной жизни, в выявлении факторов и условий, которые принципиально сказываются на выполнении принятых решений и достижении поставленных целей.

Контроль дает информацию о процессах, происходящих в обществе, помогает выработать наиболее целесообразные решения общих и специальных вопросов развития экономики, предоставляет возможность судить о правильности принятых решений, своевременности и результативности их выполнения.

Контроль как функция управления позволяет своевременно выявить и устранить те условия и факторы, которые не способствуют эффективному ведению производства и достижению поставленной цели. Он помогает скорректировать деятельность предприятия или отдельных его производственных подразделений, дает возможность установить, какие именно службы и подразделения предприятия, а также направления его деятельности способствуют достижению намеченных целей и достижению результатов деятельности предприятия. Следовательно, контроль, является функцией управления, выступает средством обратной связи между объектом управления и системой управления, информируя о действительном положении управляемого объекта, фактическом выполнении управленческого решения.

Он способствует укреплению законности, правопорядка, государственной, договорной и исполнительской дисциплины. Хорошо организованный контроль формирует у работников всех звеньев управления высокий профессионализм, компетентность, деловитость и оперативность, что является немаловажным фактором успешного решения политических и экономических задач в условиях рыночной экономики. По организационным формам внешний финансовый контроль подразделяется на государственный (вневедомственный), ведомственный и аудиторский.

Государственный контроль осуществляется государственными и административными органами контроля.

Ведомственный контроль проводится министерствами, комитетами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственных им предприятий, организаций и учреждений. Такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок в подведомственных предприятиях и организации.

Аудиторский контроль осуществляется за деятельностью предприятий независимыми специализированными аудиторскими фирмами или частными лицами, имеющими лицензию на проведение контроля. Его цель состоит в том, чтобы проверить достоверность финансовой отчетности и бухгалтерского баланса, установить соблюдение действующего порядка финансовых и хозяйственных операций, правильность их отражения в аудите.

Порядок проведения аудиторского финансового контроля урегулирован Указом Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации». Согласно этому акту, аудиторская деятельность определяется как независимый вневедомственный финансовый контроль. Его могут проводить как отдельные физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (в том числе, иностранные), которые могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную Российским законодательством. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Организация государственного регулирования аудиторской деятельности возложена на комиссию по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Все услуги аудиторских организаций платные. Как правило, отношения аудитора и клиента оформляются договором с оплатой услуг по договорным ценам. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения. Этот документ имеет юридическую силу для всех юридических и физических лиц, государственных и судебных органов.

Внешний аудит выполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственными, налоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями – банками, иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами т. д. Основной их задачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов, а также разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатков в деятельности хозяйственных органов, улучшению их финансово-хозяйственной деятельности и коммерческих результатов.

Для достижения поставленных задач и целей аудиторские фирмы осуществляют: финансовые экспертизы; проверки и ревизии финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности организаций; контроль за правильностью определения доходов, подлежащих налогообложению; предотвращение их занижения и возможность избежание штрафных санкций.

В целом область аудиторских услуг весьма значительна. К ней можно отнести также постановку и организацию бухгалтерского учета; подготовку документов, необходимых при создании акционерных обществ, посредничество в заключении торговых сделок и др.

Профессиональные услуги аудиторских фирм являются платными, это обеспечивает реализацию главного отличия института аудиторства от других форм организации финансового контроля, его полную, в том числе экономическую, независимость от государственных, ведомственных управленческих структур.

В нашей стране аудиторство как принципиально новая форма организации финансового контроля только начинает делать свои первые шаги.

В развитых странах независимое аудиторство является ведущей формой внешнего финансового контроля. Такая форма контроля получила широкое распространение, вплоть до создания международных аудиторских фирм. Международная ассоциация фирм дипломированных общественных бухгалтеров объединяет более 4,2 тыс. аудиторских фирм, функционирующих в 147 странах. При ООН создана Международная организация высших органов государственного финансового контроля.


Во многих государствах действуют транснациональные аудиторско-консультационные фирмы с представительством в других странах. Кроме того, существуют малые аналогичные службы, а также структуры для оказания индивидуальных аудиторских услуг. Во многих фирмах существует аудит для осуществления самостоятельного контроля за уровнем затрат, рентабельности, соблюдением оптимального режима экономии и высокого качества оказываемых услуг. Внутренний аудит используют и в транснациональных корпорациях.

Основная задача аудиторских служб состоит в контроле за соблюдением законодательства, регулирующего финансовую и хозяйственную деятельность предприятия, ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и обеспечение государственных органов и собственников объективной информацией о финансовом положении. В условиях бизнеса никто в деловом мире не принимает всерьез предпринимателей, чьи отчетные данные не подтверждены аудиторскими заключениями.

В условиях рыночной экономики возрастает потребность в достоверной информации по основным связям предприятий, фирм, компаний и т. д. со своими кредиторами, поставщиками и акционерами. Объективная информация нужна: коммерческим банкам для компетентного решения вопросов о выдаче кредитов; акционерам для контроля за деятельностью акционерного общества; поставщикам, чтобы иметь дело с клиентами, гарантирующими полную и своевременную оплату получаемых товаров и услуг; инвесторам с целью избежать риска при вложении своих капиталов. Рынок также предполагает рекламу предприятиям, что достигается публикацией балансов и финансовых отчетов. Публикуемые данные подтверждаются аудитором.

Для нормального функционирования рыночной экономики важную роль играет достоверная информация о деятельности предприятия. Такая информация предоставляется посредством внешнего финансового контроля, в котором заинтересованы различные уровни управления. Последним необходимо знать о фактическом состоянии бизнеса, финансах организации, выполнении обязательств по налогам, внебюджетным платежам, а также использовании бюджетных средств. При этом экономические интересы государственных органов управления, налоговых служб, администрации организации, ее коллектива, учредителей и акционеров не совпадают, так как каждая из сторон стремится получить максимальную выгоду для себя. Например, государство заинтересовано в получении максимума налогов и различных сборов для покрытия бюджетных расходов. Хозяйствующие субъекты стремятся получить большую массу прибыли, но при этом сократить налоги и различные сборы в бюджет. В то же время интересы в получении информации у различных субъектов совпадают. Банкам и займодавцам необходима достоверная информация о прибылях и платежеспособности организаций. Их интересует способность организации погасить долги по кредитам и займам, платежи по процентам. Фондовые биржи желают получить максимальный доход от покупки и продажи ценных бумаг, поэтому они заинтересованы в получении объективной информации о состояния и перспективах развития финансового положения своих клиентов. То же можно сказать об акционерах, которые озабочены средствами, вложенными в организацию, и размерами дивидендов. Их интересует реальная информация о развитии организации, ее перспективах, прочности финансового состояния.

Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчетностью. Такой контроль называется аудитом.

Следовательно, аудит – это независимая экспертиза финансовых отчетов и бухгалтерских балансов. Его цель – проверить полноту, достоверность и точность отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации; проконтролировать соблюдение законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала; выявить резервы лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовые резервы и возможность использования заемных источников.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами анализа правильности начисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

В ходе аудита проверяется правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки.

Внешний аудит не зависит от контролируемого предприятия и несет ответственность перед внешними потребителями его информации (акционерами, учредителями, кредиторами, банками и др.).

Использование членами акционерного общества, учредителями, банками, финансовыми органами, другими юридическими и физическими лицами подтвержденной на достоверность финансовой отчетности и балансов позволяет дать объективную оценку финансового положения и платежеспособности того или иного предприятия.

Практически могут возникать конфликтные ситуации (приукрашивание финансового положения предприятия) между составителями информации и ее пользователями, что также вызывает необходимость независимого контроля (аудита).

Потребность аудита вызывается еще и следующими факторами. Пользователи информации (учредители, акционеры) часто не имеют к ней доступа для непосредственной оценки ее качества. Они заинтересованы в проведении независимой экспертизы бухгалтерского баланса, финансовой отчетности для получения объективной оценки реального положения дел на предприятии. Такая оценка достоверности активов и пассивов проводится аудиторами.

Учетная информация имеет большие экономические последствия. Для избежания риска и непроизводительных расходов нужно, чтобы информация была реальной и объективной. Независимый аудит позволяет успешно решить и эту задачу.

Внешний аудит проводится сотрудниками специальных аудиторских фирм или аудиторами, занимающимися частной предпринимательской деятельностью, имеющими лицензию на право аудиторской деятельности.

В соответствии с Законом РФ «0 несостоятельности (банкротстве) предприятий» на аудиторов возложена проверка и составление бухгалтерского баланса должника в случае возбуждения судебного дела о его несостоятельности.

Выделяют виды финансового контроля в зависимости от времени проведения, сферы финансовой деятельности, формы проведения и т. д. Существует также классификация финансового контроля в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. Так, выделяется президентский контроль, контроль представительных органов государственной власти и местного самоуправления, исполнительных и финансово-кредитных органов власти, ведомственный и внутрихозяйственный контроль, а также общественный и аудиторский контроль.

Основы контроля закреплены в Конституции Российской Федерации, в Конституциях республик в составе Федерации, а также в основных законах и правовых актах представительных органов местного самоуправления и органов исполнительной власти.

Так, для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Сфера полномочий Счетной палаты – контроль за федеральной собственностью и расходованием федеральных денежных средств.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации. Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения МФ РФ в соответствии с их компетенцией: органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику, управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства стало необходимым выделить органы налоговой службы в особую систему.

Деятельность налоговой службы направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правомерности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Министерство по налогам и сборам наделено широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства.

Функции органов Государственного страхового надзора также ограничены особой сферой – страховой деятельностью. Они осуществляются в целях обеспечения соблюдения требований законодательства РФ о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов участников страховых отношений.

Перестройка банковской системы и возникновение коммерческих банков в значительной мере изменили функции банков в области финансового контроля. Особая роль в его осуществлении принадлежит Центральному банку России. Он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков.

Также существует специальное контрольное подразделение, предназначенное для проведения финансового контроля – это Контрольно-ревизионное управление (КРУ) с его территориальными органами на местах. В своей деятельности территориальные контрольно-ревизионные органы руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Министерстве финансов РФ, приказами и инструкциями Министерства финансов РФ, нормативно-правовыми актами субъектов РФ и органов местного управления.

Документом, регламентирующим деятельность непосредственно органов КРУ, является Положение о контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов РФ в субъекте Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 г. № 888. Согласно данному постановлению органы КРУ подверглись реорганизации.

Основной задачей деятельности КРУ является осуществление в пределах его компетенции последующего государственного финансового контроля на территории соответствующего объекта РФ или региона РФ, который включает в себя:


  • усиление контроля за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых объектам РФ;

  • осуществление контроля за целевым и рациональным использованием средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

  • проведение ревизий и проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использование внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе, от ценных бумаг), находящихся в федеральной собственности;

  • проведение документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям правоохранительных органов.

КРУ Министерства финансов России в субъектах РФ, помимо перечисленных задач, должны также проводить по обращениям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления ревизии и финансовые проверки поступлений и расходования средств соответствующих бюджетов и доходов от имущества, находящегося в их собственности.

Отказ от административно-командных методов управления экономикой повысил роль тех видов финансового контроля, которые проводятся без участия государственных органов, но в соответствии с государственными законодательными и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относится аудиторский контроль.

В соответствии с законодательством РФ подавляющее большинство экономических субъектов России подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. К таким субъектам относятся: банки и другие кредитные учреждения; открытые акционерные общества; организации в уставном капитале которых имеется доля, принадлежащая иностранным инвесторам; страховые организации и общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи; инвестиционные институты; внебюджетные фонды; благотворительные и другие неинвестиционные фонды с добровольными отчислениями юридических и физических лиц; другие экономические субъекты, за исключением полностью находящихся в государственной или муниципальной собственности, при определенных условиях (объем выручки от реализации продукции за год, превышает в 500 тыс. раз МРОТ или суммы активов).

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница