Конституционно-правовые основы обеспечения гендерно сбалансированного представительства в закон




Скачать 301.77 Kb.
Дата09.05.2016
Размер301.77 Kb.
На правах рукописи


КОЧЕТКОВ

Андрей Васильевич

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕНДЕРНО СБАЛАНСИРОВАННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

(сравнительно-правовое исследование)

Специальность: 12.00.02 – конституционное право;

муниципальное право


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2009 год

Работа выполнена на кафедре конституционного права Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия».


Научный руководитель

заслуженный деятель науки РФ,

заслуженный юрист РФ,

доктор юридических наук, профессор

Витрук Николай Васильевич


Официальны оппоненты:

доктор юридических наук, профессор

Комарова Валентина Викторовна
кандидат юридических наук, доцент

Громова Ольга Николаевна

Ведущая организация:



Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России.


Защита состоится «29» июня 2009 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 170.003.01 Российской академии правосудия по адресу 117418, г. Москва, Новочерёмушкинская ул., д.69, корп. «а» ауд. 910.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии правосудия.
Автореферат разослан «____» _______________ 2009 года.
Ученый секретарь

Диссертационного Совета

доктор юридических наук, профессор В.Е. Сафонов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Гендерно сбалансированное представительство в органах законодательной власти и его правовое обеспечение в современный период оказываются среди наиболее актуальных направлений исследований юридических и иных общественных наук, а также в центре проблем самой социально-правовой практики. Актуальность вопроса обусловлена значением реализации принципа юридического равенства и принципа равноправия мужчин и женщин в обществе и государстве.

В правовых системах различных стран центральное место занимают права человека как мощный пласт человеческой культуры. Каталог основных прав человека, зафиксированный в международно-правовых актах, явился результатом длительного формирования стандартов, которые стали нормой функционирования современного свободного демократического общества и правового государства. Права женщин являются неотъемлемой составляющей конституционно-правового статуса личности в современном мире.

Принцип представительства лежит в основе современной демократии и означает, что представители, избранные народом, являются выразителями как общих, так и специальных интересов. В этом смысле право быть представленным и право выбирать своего представителя стали основными, всеобщими и гарантируются конституциями государств.

Несмотря на правовое равенство женщин и мужчин, многие сферы общественной и государственной жизни продолжают оставаться сферами, где преобладают мужчины (политическая деятельность и др.).

Доступ женщин к представительным (законодательным) органам зависит во многом от факторов, связанных с организацией и функционированием самой политической власти, с процедурой и критериями отбора, используемыми политическими партиями в избирательном процессе.

За последние двадцать пять лет уровень сбалансированности женщин и мужчин в законодательных органах повысился. Однако прогресс не был равномерным. Одни государства достигли радикальных перемен в решении данной проблемы, другие столкнулись с некоторыми трудностями.

Для разработки эффективной государственной гендерной политики важно рассмотреть опыт ряда зарубежных стран, сталкивающихся с такими же трудностями, составить полное представление о содержании конкретных проблем и предложить пути их решения.

Гендерный баланс предполагает не только продвижение женщин в законодательные органы власти, но и повышение эффективности их работы на всех стадиях процесса принятия решений, а также принятие мер по сохранению гендерного баланса.

Государства-члены Организации Объединенных Наций, Европейского Союза, Совета Европы взяли на себя обязательство по усилению гендерного равноправия как одного из качественных признаков социальной справедливости, природы демократии и прав человека. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что вовлечение женщин в политическую жизнь приводит к повышению качества политики, ее соответствию интересам разных групп населения.

Политика обеспечения реального равенства женщин и мужчин охватывает более широкую сферу общественных отношений, требует разработки различных стратегий достижения равного представительства женщин и мужчин в управлении обществом и государством.

Гендерно сбалансированное представительство необходимо с точки зрения обеспечения устойчивого развития общества. Кроме того, ситуация в сфере реализации прав женщин еще более обостряется спецификой развития современного постиндустриального общества, которое отдает предпочтение принципу свободы, а не принципу равенства.

Указанные выше факторы обусловили выбор темы диссертационного исследования.



Степень разработанности темы. Исследованием гендерного равенства в отечественной общественной науке занимаются в основном социологи, политологи, экономисты (С.Г. Айвазова, O.A. Воронина, Н.С. Григорьева, М.Г. Котовская, Н.В. Кочкина, А.А. Московская, H.Л. Пушкарева, О.В. Родионова, Н.А. Шведова и др.). Несмотря на важность и значимость прав женщин, они не стали объектом серьезного изучения в юридической науке.

Следует особо отметить труды таких известных ученых, как С.В. Поленина «Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект», «Гендерное равенство: проблема равных прав и равных возможностей мужчин и женщин»; Г.Н. Комкова «Реформы избирательного законодательства: проблемы обеспечения равенства»; Л.В. Корбут совместно с С.В. Полениной «Международные конвенции и декларации о правах женщин и ребенка».

Несомненно, что указанные работы внесли существенный вклад в развитие отечественной науки конституционного права, однако некоторые аспекты конституционно-правовых основ гендерно сбалансированного представительства в органах публичной власти на различных уровнях требуют нового осмысления с учетом мирового опыта.

В зарубежной научной литературе разработке гендерного равенства посвящены работы Д. Аутшорн, В. Брайсон, Д. Буссмейкер, С. Вальенте, Ф. Гардинер, К. Килпатрик, М. Лейенаар, Д. Ловендуски, П. Норрис, Б. Рейнальда, В. Ройтер, М. Уолт, Б. Фридман, Я. Форбс, Д. Харрис, М. Шулер и др.

Теоретическую основу диссертации составили работы таких отечественных ученых, как: С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, Л.Н. Завадская, Г.В. Игнатенко, В.А. Карташкин, Е.И. Козлова, В.В. Комарова, Г.Н. Комкова, Л.В. Корбут, О.Е. Кутафин, Е.А. Лукашева, И.И. Лукашук, А.В. Малько, Л.С. Мамут, И.И. Матузов, О.О. Миронов B.C. Нерсесянц, Л.А. Нудненко, С.В. Поленина, О.И. Тиунов, Ю.А. Тихомиров и др.

В диссертации использовались научные труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам теории государства и права, социологии, психологии, различных отраслей права – конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного. В процессе исследования были проанализированы международно-правовые акты, посвященные обеспечению и защите прав женщин, а также статистические и социологические данные по теме работы.



Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении или нарушении принципа равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в обществе и государстве.

Предметом исследования служит комплекс правовых норм, содержащихся в конституциях и текущем законодательстве Российской Федерации, США, Канады, Франции и скандинавских стран, в международно-правовых актах, закрепляющих принцип равноправия мужчин и женщин и обеспечивающих гендерно сбалансированное представительство в парламентах перечисленных стран, а также практика реализации данных норм.

Цель исследования состоит в рассмотрении особенностей правового регулирования отношений гендерно сбалансированного представительства в парламентах современного демократического правового государства, в разработке предложений по преодолению гендерной ассиметрии путем совершенствования российского текущего (отраслевого) законодательства, формирования политики гендерного равенства и ее реализации в политической жизни в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:



  • проанализировать содержание понятия «гендера», принципа гендерного равенства, политики гендерно сбалансированного представительства в законодательных органах;

  • провести анализ существующих международно-правовых актов по проблемам гендерного равенства и обеспечения равного участия мужчин и женщин в общественной и государственной жизни;

  • изучить конституционно-правовые основы принципа гендерного равенства в зависимости от проводимой политики гендерного равенства и их роль в реализации указанного принципа;

  • выявить факторы, оказывающие существенное влияние на представительство женщин в законодательных органах и на основе проведенного анализа предложить наиболее благоприятные для гендерного равенства типы избирательных систем;

  • рассмотреть в ретроспективе процесс становления идеи гендерного равенства в СССР, РСФСР, Российской Федерации;

  • изучить специфику и выявить проблемы правового обеспечения сбалансированного представительства женщин в законодательных органах Российской Федерации, США, Канады, Франции и скандинавских стран;

  • исследовать судебную практику защиты прав мужчин и женщин;

  • разработать предложения по совершенствованию национального законодательства в целях сбалансированного представительства женщин в палатах Федерального Собрания Российской Федерации, в организации деятельности органов публичной власти.

Методологическая основа исследования. В процессе диссертационного исследования автором использовался диалектический метод познания. При соблюдении в целом системного подхода применялись такие методы, как структурно-функциональный, логический, сравнительно-исторический, социологический, сравнительно-аналитический. При этом системный подход позволил рассмотреть вопросы гендерного равноправия во всем комплексе, раскрыть целостность объекта исследования. Применение сравнительно-исторического метода активно использовалось автором на протяжении всей работы и позволило рассмотреть возникновение и развитие гендерного равноправия не только на примере нашей страны, но и ряда других стран. Изучение правовых вопросов невозможно без применения социологического метода, который, в частности, позволил выявить пробелы и ассиметрию при реализации прав женщин на практике и определить круг задач по предупреждению и устранению такого дисбаланса. В процессе исследования использовался сравнительно-аналитический метод в рамках комплексного проблемного подхода к теме диссертации.

Нормативно-правовую базу диссертационного исследования составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, конституции и законы США, Канады, Франции, скандинавских стран, касающиеся обеспечения гендерно сбалансированного представительства в законодательных органах этих стран, а также международно-правовые акты.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили статистические данные, результаты социологических исследований, решения органов конституционного контроля, иная судебная практика.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном, сравнительно-правовом анализе содержания конституционно-правового принципа гендерного равенства, проблем его правового регулирования в контексте обобщения практики гендерно сбалансированного представительства в органах публичной власти в Российской Федерации, США, Канады, Франции и скандинавских стран.

Объективность и всесторонность исследования обеспечены использованием общих и специальных методов научного познания, анализом комплекса международно-правовых актов, конституций, законов, статистических данных, результатов социологических исследований, решений органов конституционного контроля, судебной практики, научных трудов отечественных и зарубежных авторов.

Проведенное исследование позволило выявить объективные составляющие гендерно ориентированного представительства в органах публичной власти в Российской Федерации и ряде зарубежных стран, выявить особенности моделей такого представительства, определить практические меры по обеспечению гендерного равенства в органах публичной власти в Российской Федерации, как разрабатываемые и внедряемые государством, так и зависящие от гражданского общества (специальные государственные программы, гендерная экспертиза законов, избирательные квоты и др.).

Новизна диссертационного исследования выражается в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Юридическое равноправие включает равенство прав женщин и мужчин. Оно является качественным признаком социальной справедливости, демократии, свободы, достоинства человека и находит последовательное закрепление в международно-правовых актах и конституциях демократических правовых государств.

2. Конституционные (основные) права и реальные возможности женщин по их реализации в Российской Федерации, США, Канаде, Франции и скандинавских странах зависят от общих социально-экономических условий, уровня благосостояния всех слоев населения, финансового положения семей. Они определяются также особенностями духовно-идеологической жизни.

3. Принцип представительства лежит в основе современной демократии, а право быть представленным и право выбирать своего представителя стали всеобщими, основными и гарантируются конституциями государств. Дискриминация женщин, отсутствие гендерно сбалансированной системы представительства в органах публичной власти на всех уровнях в большинстве стран являются фактами, которые признаются демократическим мировым сообществом.

4. Гендерное равенство составляет одну из основ конституционного статуса личности. Оно должно быть обеспечено государственной политикой, направленной на ликвидацию любых форм дискриминации в отношении прав и возможностей женщин. С социальной, политической и экономической точек зрения гендерный баланс выгоден, поскольку он повышает качество общественной и государственной жизни в демократическом правовом государстве, функционирования публичных органов власти.

5. Диссертантом выделяется три модели государств в зависимости от реализации принципа гендерно сбалансированного представительства в законодательных органах. Для социал-демократической модели (скандинавские страны) характерны активно действующие женские организации, наличие в законодательстве преференций, прямо или косвенно влияющих на обеспечение гендерно сбалансированного представительства в органах публичной власти, а состав законодательных органов власти близок к паритету. Либеральная модель (США, Канада) характеризуется влиятельными женскими организациями, гендерно нейтральным законодательством, а представительство женщин в законодательных органах находится на уровне 20-30% от общего состава представителей. Консервативная модель (Франция) отличается тем, что степень влиятельности женских организаций незначительна, законодательство не создает механизмов для реализации принципа гендерно сбалансированного представительства в законодательных органах либо содержит механизмы скрытой дискриминации, а уровень представительства женщин в законодательных органах стабильно низок.

6. Существует тесная взаимосвязь избирательных систем, критериев и процедур отбора кандидатов в депутаты, используемые политическими партиями, и числом женщин, избранных в национальные парламенты. Диссертант выделяет два блока факторов, влияющих на представительство женщин в органах законодательной власти. Это те, которые, во-первых, разрабатываются и внедряются государством, и, во-вторых, зависят от гражданского общества. К первому блоку относятся: законодательные, программные, структурно-институциональные, концептуальные, административно-политические меры. Ко второму блоку факторов, зависимых от функционирования гражданского общества и влияющих на гендерно сбалансированное представительство, относятся развитость гражданского общества, гражданских инициатив, традиции, уровень политической культуры, собственная заинтересованность общества в деятельности органов публичной власти и иных политических институтов.

7. В современной России женщины практически утратили многие достижения и преимущества, которые в прежней социально-экономической системе помогали им совмещать семейные обязанности с активным участием в политической жизни. В Российской Федерации попытки разрешить проблему гендерно сбалансированного представительства женщин остаются явно недостаточными.

Представительство женщин в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не может быть признано удовлетворительным. Выявленные особенности обеспечения гендерно сбалансированного представительства в законодательных органах различных стран позволяют обогатить имеющиеся модели обеспечения гендерно сбалансированного представительства в Федеральном Собрании Российской Федерации, в представительных (законодательных) органах субъектов Российской Федерации.

8. Наряду с конституционными положениями фундаментальной основой для обеспечения гендерно сбалансированного представительства женщин в органах публичной власти может послужить принятие федерального закона о гендерном равенстве, который должен предусматривать гарантии равных возможностей женщин, а также эффективные механизмы обеспечения принципа гендерного равенства. Также в законе следует предусмотреть:

- специальные меры, целью которых является обеспечение гендерно сбалансированного представительства населения страны в палатах Федерального Собрания Российской Федерации и в представительных (законодательных) органах субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления;

- проведение гендерной экспертизы нормативных правовых актов, принимаемых органами публичной власти;

- включение в государственные программы по развитию социальной сферы мер, обеспечивающих равноправие полов;

- последовательное выполнение общепризнанных принципов и норм международного права и международных обязательств Российской Федерацией;

- формирование и развитие правовой базы обеспечения равноправия полов, совершенствование и развитие законодательства в этой сфере.

9. Избирательные квоты, устанавливаемые как на законодательном уровне, так и самими политическими партиями направлены на достижение гендерно сбалансированного представительства в законодательных органах. Их применение возможно на любом этапе выборов. Гендерные квоты не являются дискриминацией, они компенсируют существующие барьеры, создающие препятствия для женщин к участию в политической жизни.

10. Решение проблем гендерного равенства предполагает реальную готовность самих женщин взять на себя инициативу и ответственность, а также зависит во многом от степени влияния, активности существующих политических партий и общественных организаций, от развитости политической системы гражданского общества.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость определяется тем, что в диссертационной работе содержатся новые выводы и обобщения, касающиеся обеспечения сбалансированного участия мужчин и женщин в процессе принятия решений в органах публичной власти. Выводы и рекомендации диссертанта могут служить основой для новых специальных научно-теоретических исследований, касающихся правового обеспечения принципа равноправия мужчин и женщин в Российской Федерации.

Выводы и обобщения могут быть использованы для дальнейшей разработки и совершенствования норм текущего законодательства по вопросам избирательного права, деятельности политических партий, общественных объединений, при разработке проекта федерального закона о гендерном равенстве.

Содержащиеся в диссертационном исследовании выводы и рекомендации могут быть использованы в преподавании учебного курса конституционного права, спецкурсов по правам человека и гражданина.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность диссертационного исследования, определяются его предмет, цель и задачи, характеризуется степень научной разработанности темы, методологическая основа исследования, отражается его научная новизна, раскрывается теоретическое и практическое значение работы, формулируются основные положения, выносимые автором на защиту.

В первой главе «Понятие и содержание гендерно сбалансированного представительства» в контексте действия принципа равноправия мужчин и женщин исследуются различные модели и механизмы обеспечения гендерно сбалансированного представительства в законодательных органах, эффективность их применения и возможности совершенствования.

В первом параграфе «Понятие принципа гендерного равенства и роль государства в его реализации» диссертантом проводится анализ понятий «гендер», «гендерное равенство», «политика гендерного равенства». Важным условием обеспечения гендерного равенства в законодательных органах является равенство прав граждан и равная возможность их реализации, запрещение любых форм дискриминации прав и свобод женщин.

В диссертации проведен анализ и сопоставление различных моделей государств, различающиеся политикой обеспечения гендерного равенства в законодательных органах. Выделены социал-демократическая (скандинавские страны), либеральная (США, Канада), консервативная (Франция) модели. Социал-демократическая модель тип характеризуется развитой системой государственной поддержки семьи, влиятельными женскими организациями и, как следствие, высоким участием женщин в политической жизни страны. Консервативная модель характеризуется чуть менее развитой системой социальной помощи, которая носит дифференцированный характер и обусловлена социальным статусом получателя, т.е. социальная помощь со стороны государства поступает только в том случае, если получатель не в состоянии обеспечить себя сам, и, в результате, для данной модели характерен относительно низкий уровень участия женщин в политической жизни. Либеральная модель характеризуется низким уровнем представительства женщин в органах государственной власти и слабостью политики в обеспечении равенства прав и возможностей мужчин и женщин.

Проведя сопоставление указанных моделей государств, автор полагает, что при оценке эффективности проводимой политики гендерного равенства следует исходить из степени государственного вмешательства в социальную сферу.

В Российской Федерации проблема реализации политики гендерного равенства рассматривается во взаимосвязи действия положений Конституции Российской Федерации о равных правах и свободах мужчин и женщин и равных возможностей их реализации (ч. 3 ст. 19), а также положения, содержащегося в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, установившего, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эта взаимосвязь отражает влияние мировых стандартов статуса женщин.

Политика гендерного равенства в демократических правовых государствах проводится по-разному, но неизменно она опирается на ценность свободы, достоинство личности и ее неотъемлемых прав. Целью политики гендерного равенства является обеспечение равенства прав, обязанностей и возможностей мужчин и женщин, обеспечение им достойной жизни, социальной защиты, созданию условий для реализации их трудового потенциала. Критерием для оценки эффективности проводимой государством политики гендерного равенства является реальное обеспечение стандартов достойной жизни граждан, а также адресная и эффективная поддержка тех, кто в ней нуждается.

Однако, не стоит указанный вывод понимать как патронажную роль государства в вопросе гендерного равенства, что может привести к социальному иждивенчеству. Важна готовность самого общества, мужчин и женщин принять участие и взять на себя ответственность за проведение политики гендерного равенства в жизнь.

Во втором параграфе «Теоретические аспекты конституционно-правового принципа гендерного равенства» рассматривается содержание принципа равноправия мужчин и женщин в четырех аспектах: права человека как универсальный стандарт прав и свобод для мужчин и женщин; права человека как права женщин; права, свободы, обязанности, ответственность как элементы конституционного статуса личности; равные возможности как основной элемент гендерного равенства.

Принцип равноправия мужчин и женщин закреплен в Конституции РФ и конкретизирован в отраслевом (текущем) законодательстве. Основная задача состоит в обеспечении практического осуществления этого конституционно-правового принципа. В этих целях необходимо: принять законодательные, экономические, административные и иные меры, исключающие дискриминацию в отношении женщин; установить юридическую защиту прав женщины на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью судов и других правоохранительных органов эффективную защиту женщин и мужчин против любого акта дискриминации; использовать все меры для изменения и отмены действующих законов, подзаконных актов, обычаев, традиций, которые дискриминируют представителей обоего пола; гарантировать женщинам права и свободы равные с мужчинами во всех областях общественной и государственной жизни, а также принять специальные меры, направленные на установление фактического равенства между женщинами и мужчинами. К сожалению, политика и практика по искоренению дискриминации проводится недостаточно последовательно.

Таким образом, должны быть созданы реальные условия для действительной реализации конституционно-правового принципа равноправия мужчины и женщины.

В третьем параграфе «Факторы, влияющие на гендерно сбалансированное представительство в законодательных органах» предлагается классифицировать факторы, влияющие на установление гендерного баланса на: а) разрабатываемые и внедряемые государством и б) на те, которые зависят от самого гражданского общества.

К первому блоку таких факторов предлагается отнести следующие меры, направленные на обеспечение гендерного баланса:

- законодательные (наличие гендерно уравновешенной законодательной базы, разработка новых законов, направленных на выравнивание гендерной сбалансированности в обществе и др.);

- политко-административно (обеспечение практического равенства прав и возможностей мужчин и женщин, создание режима благоприятствования для продвижения женщин во все уровни власти, способность избирательной системы и политических партий к выдвижению женщин в парламент и др.). Здесь, особое значение имеет пропорциональная избирательная система как наиболее благоприятная для обеспечения женского представительства;

- структурно-институциональные (формирование необходимых условий для развития политических институтов, ориентированных на гендерное развитие и на повышение политической культуры гражданского общества, и др.). Отмечается схожая для всех государств тенденция: политика, направленная на принятие системы мер по обеспечению гендерного равноправия, эффективна в том случае, если она разрабатывается и контролируется государством;

- концептуальные (разработка стратегии развития, принятие государственной гендерно взвешенной политики и др.). Определяющим международно-правовым актом в области гендерного развития является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979), которая намечает основные пути и возможные способы искоренения дискриминации женщин в обществе и государстве. На национальном уровне в большинстве стран разработаны стратегии и приняты концепции и по улучшению положения женщин;

- программные (разработка и внедрение целевых программ и адресных мер (установление квот). Недостаточность представительства женщин в представительных (законодательных) органах, порождает призывы к применению более эффективных средств для достижения гендерного равенства. Квоты как раз и являются одним из таких средств. Использование квот вызывает серьезные дискуссии. Важно отметить, что квоты будут абсолютно бесполезны, если не соответствуют типу избирательной системы, действующей в стране. Избирательные квоты могут быть закреплены в конституции, в текущем законодательстве либо устанавливаются политическими партиями. Квоты могут выражаться в резервировании мест в партийных списках или в парламенте за кандидатами-женщинами. В работе приводятся аргументы как «за», так и «против» применения квот. Гендерные квоты следует расценивать как новое понятие равенства – «равенства результата», отличное от классической концепции «равных возможностей» или «конкурентного равенства». Квоты не являются дискриминацией против мужчин, а служат компенсационной мерой за препятствия, встречаемые женщинами в избирательном процессе. Сами по себе гендерные квоты не устранят все существующие перед женщинами в государственной жизни барьеры. Важно, чтобы их использование опиралось на развитое женское самосознание и активно действующие женские организации.

Механизмы участия в политической деятельности складываются из системы определяющих принципов функционирования гражданского общества, уровня политических традиций, развитости сектора гражданских инициатив, собственной заинтересованности общества в функционировании политических институтов.

Ко второму блоку факторов, зависимых от функционирования гражданского общества и влияющих на гендерно сбалансированное представительство, относятся развитость и динамизм гражданского общества, гражданских инициатив, традиции и уровень политической культуры, заинтересованность общества в активности политических институтов. Здесь в значительной степени многое зависит от исторически сложившихся традиционно-культурных функционально-ролевых стереотипов. Несмотря на активную общественную модернизацию, остается традиционным отношение к политике как к монополии мужчин. На этом уровне невысокая степень участия женщин в деятельности органов публичной власти на всех уровнях обусловлена пассивностью и политическим нигилизмом самих женщин.

Во второй главе «Международно-правовая основа гендерно сбалансированного представительства» диссертантом анализируются международно-правовые акты, провозгласившие право каждого человека обладать всем правами и свободами без какого-либо полового различия и дискриминации.

В первом параграфе «Международно-правовые акты универсального характера» рассматриваются и дается оценка таким актам, как: Всеобщая декларации прав человека, Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Пекинская платформа действий 1995 г., сформулированная на IV Всемирной конференции по положению женщин.

Конституции РФ в ч. 4 ст. 15 включила общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации в правовою систему страны, а также провозгласила приоритет международных договоров Российской Федерации по отношению к нормам национального законодательства.

Во втором параграфе «Международно-правовые акты регионального характера», рассматриваются акты, создающие стандарты и механизмы защиты прав женщин применительно к традициям и культуре региональных образований (Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Декларация о равенстве женщин и мужчин, принятой на 4-й Конференции министров по вопросам равенства женщин и мужчин).

Для России ориентация на международные правовые стандарты может и должна стать важной предпосылкой совершенствования федерального и регионального законодательства, правоприменительной практики в направлении утверждения гендерного равноправия.

Подводя итог, диссертант приходит к следующим выводам:

- женская дискриминация, а также отсутствие гендерно сбалансированной системы представительства в органах публичной власти на всех уровнях в большинстве стран являются фактами, которые признаются демократическим мировым сообществом;

- международные организации ведут постоянную работу, целью которой, является повышение эффективности в обеспечении прав и свобод женщин, гендерного равенства в рамках действия существующих универсальных и региональных международно-правовых актов;

- для Российской Федерации актуальной является гендерная экспертиза проектов законов и всего действующего законодательства и внесение соответствующих дополнений, изменений по результатам экспертизы;

- под влиянием процессов глобализации особую актуальность приобретают развитие и совершенствование национального механизма по реализации политики «позитивных действий», поддерживающих женщин; проведение гендерных исследований по количественному и качественному представительству женщин; развитие и укрепление женского движения.

В третьей главе «Конституционно-правовое регулирование гендерно сбалансированного представительства в законодательных органах» на основе сравнительного анализа выявляются различные модели государств относительно обеспечения равного представительства мужчин и женщин в национальных парламентах.

В первом параграфе «Реализация гендерно сбалансированного представительства в законодательных органах в зарубежных стран» рассматриваются скандинавская, американо-канадская и французская модели, характеризуемые как социал-демократическая, либеральная и консервативная модели обеспечения представленности женщин в законодательных органах.

Лидирующие позиции в решении гендерного равенства в скандинавских женщин становятся более понятными, если учитывать значительные перемены в жизни скандинавских обществ, которые вовлекли самые широкие круги населения обоего пола в общественную и государственную жизнь и сопровождались заметной перестройкой общественного сознания. Успешное продвижение к гендерному равенству в скандинавских странах связано с тем, что государства считают обеспечение равных прав и возможностей для женщин одной из своих приоритетных задач. Опыт политической эмансипации женщин в каждой из скандинавских стран имеет свои специфические особенности, связанные с их историей, традициями, партийно-политическими и избирательными системами, государственным устройством и социальной структурой. Тем не менее, можно выделить общие черты, лежащие в основе массового продвижения женщин в органы публичной власти в скандинавском регионе.

Сочетание динамичной рыночной экономики и государственного регулирования социальной сферы, эффективное экономическое развитие и связанный с этим высокий уровень жизни создали хорошую материальную базу для улучшения социально-экономического положения скандинавских женщин, что значительно облегчило интеграцию женщин в политическую жизнь.

Общим для США и Канады является тот факт, что политическое сознание как канадских, так и американских женщин, несомненно, поднялось на новую ступень: выросла их решимость бороться за улучшение своего положения в обществе, полагаясь на собственные силы и не отвергая союзников по борьбе за укрепление общедемократических начал в обществе. Очевидно, что перспективы борьбы будут зависеть от множества слагаемых, среди которых сплоченность, организованность и ясная стратегия женского движения – наиважнейшие факторы успеха.

В канадском женском движении крепнет осознание тесной взаимосвязи между социально-экономическим положением женщины и доступом ее к политической власти. Поэтому многие женские организации и объединения рассматривают работу по продвижению женщин на высшие государственные и политические посты как приоритетные сферы своей деятельности. И хотя женское движение не добилось победы по основным направлениям (до конца не ликвидирована дискриминация женщин, нет эффективной охраны материнства и детства), однако очевидно и другое, что все более широкое и активное участие канадских женщин во всех областях жизни общества и государства заставляет правящие круги считаться с позицией женщин, их интересами и требованиями. Именно активная деятельность женского движения послужила толчком для создания национального механизма по улучшению положения женщин в стране.

Вместе с тем, опыт Канады демонстрирует, что одни только организационные решения не способны обеспечить массовую интеграцию женщин в политический процесс. На пути к подлинному равноправию канадских женщин остаются еще всякого рода экономические барьеры, дополняемые социально-психологическими, для ликвидации которых необходимо формирование нового отношения к женщине как к равному члену общества. Этот процесс перестройки общественной психологии длителен и сложен.

При схожести социально-экономического положения женщин в Канаде и США конкретная ситуация в каждой стране имеет свою специфику. Американским женщинам не удалось получить конституционного признания их равенства, но наряду с этим они добились внушительных результатов в политической жизни на уровне штатов и местного самоуправления, а в последнее время – на уровне федеральной власти.

Одной из специфических особенностей Франции является то обстоятельство, что здесь процесс признания прав женщин протекал значительно медленнее, чем в большинстве европейских стран. Только в 1938 году в пользу женщин были смягчены некоторые положения гражданского кодекса и им было предоставлено самостоятельное право частной собственности. Лишь в 1946 году национальное учредительное собрание приняло закон о государственной службе, по которому запрещалась всякая дискриминация при приеме на государственную службу по признаку пола. Другой особенностью является резкая политическая поляризация в этом вопросе: до самого последнего времени во Франции за равноправие женщин более активно выступали левые партии, в то время как правые противились прогрессу в этом направлении.

Опыт Франции показывает, что в случае провозглашенных и даже официально принятых нормативных правовых актов, касающиеся равноправия женщин, автоматически они не действуют. Требуется значительное время и серьезные усилия всего общества для их осознания, восприятия, а тем более – реализации. Процесс осуществления правовых норм наталкивается на многочисленные препятствия. Среди них можно назвать недостатки самого законодательства, в котором продолжают фигурировать некоторые ограничительные оговорки. Естественно, по-прежнему распространены всевозможные традиции и предрассудки как среди мужчин, так и среди самих женщин.

Опыт Франции показывает некоторые достижения в этой области и в то же время позволяет выявить и понять многие тупиковые ситуации, связанные с положением женщин в обществе и государстве. Этот опыт говорит о том, что даже в весьма схожих политических и социальных условиях не может быть какого-либо универсального и единого для всех способа решения гендерно сбалансированного представительства в органах публичной власти.

В четвертом параграф «Практика реализации политики гендерно сбалансированного представительства в Российской Федерации» анализируется опыт России, где вплоть до февральской революции 1917 года женщины не обладали ни активным, ни пассивным избирательным правом. Диссертантом рассматривается развитие конституционного принципа гендерного равенства в Советских конституциях 1918, 1924, 1936, 1977 и годов. В ходе исследования было установлено, что высокая представленность женщин в органах государственной власти в советский период была обусловлена политическими мерами и соответствующими политическими установками. В СССР вопросы, связанные с участием женщин в государственной жизни, решались как задачи государственного значения. Искусственно насаждаемое представительство женщин в выборных органах не отражала их подлинной политической и общественной активности и реальной роли в принятии политических решений. Первые же альтернативные и свободные выборы резко сократили долю женщин в Верховном Совете СССР и в Верховном Совете России.

В перестроечный и постперестроечный период изменилась сущность публичной власти и методы управления обществом. В Конституции РФ 1993 года гендерное равенство представлено как всеобщий, фундаментальный, универсальный стандарт: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (ч. 3 ст. 19 Конституции Российской Федерации).

В 1996 году Правительством Российской Федерации утверждена Концепция улучшения положения женщин в Российской Федерации, в которой приоритетом государственной политики, среди прочего, называлось преодоление невостребованности женщин в политической жизни.

Конституционные и принятые на их основе нормы текущего российского законодательства являются материальными, которые без соответствующих процессуальных норм не работают в правоприменительной практике. Процессуальные нормы представляют собой механизм перевода в реальность равенства в правах и возможностях женщин и мужчин, закрепленных в Конституции РФ.

Диссертант делает вывод о том, что состояние действующего законодательства и проводимая политика государства не отражает новой роли женщин и мужчин, возможность влияния женщин на дела общества и государства, тем самым не позволяет обеспечить гендерно ориентированную политику государства.

Российская Федерация является участницей всех международно-правовых актов, касающихся равноправия полов. Но как следует из проведенного анализа, актуальной проблемой для России является именно скрытая, а не прямая дискриминация. Что касается достижения гендерного равенства в сфере политической жизни, то в этом вопросе первостепенное значение имеет социально-экономическое положение женщин. Поэтому необходимо выработать новые подходы к решению социально-экономических и политических задач.

В современной России женщины практически утратили многие достижения и преимущества, которые в прежней социально-экономической системе помогали им совмещать семейные обязанности с активным участием в политической жизни. В Российской Федерации попытки разрешить проблему гендерно сбалансированного представительства женщин остаются явно недостаточными.

Представительство женщин в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не может быть признано удовлетворительным. Выявленные особенности обеспечения гендерно сбалансированного представительства в законодательных органах различных стран позволяют обогатить имеющиеся модели обеспечения гендерно сбалансированного представительства в Федеральном Собрании Российской Федерации, в представительных (законодательных) органах субъектов Российской Федерации.

Необходимо принять федеральный закон о равенстве полов, которой не просто продекларирует равные права и возможность реализации этих прав, но и будет предусматривать конкретные механизмы реализации данных положений, источники финансирования, ответственность за ненадлежащее исполнение, реализацию и соблюдение этого закона.

В заключении автор подводит итоги и предлагает практические рекомендации для обеспечения гендерно сбалансированного представительства в органах публичной власти.

Основные положения диссертации изложены в следующих ведущих рецензируемых журналах, перечень которых утвержден ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1. Проблема обеспечения представительства женщин и национальных меньшинств в законодательных органах зарубежных стран // Адвокат. 2007. №6. – 0,2 п.л.

2. Проблема гендерного представительства в национальных парламентах Российской Федерации, Франции и Швеции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2006. №1. – 0,16 п.л.

Работы, опубликованные в иных научных изданиях:

1. Конституционно-правовые основы гендерно сбалансированного представительства в Российской Федерации // Право и экономика. № 5. 2009. – 0,12 п.л.



2. Принцип гендерного равенства и роль государства в его реализации // Юридические науки. № 2. 2009. – 0,16 п.л.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница