Конспект лекций по курсу «Микроэкономика»




страница1/6
Дата04.05.2016
Размер1.01 Mb.
  1   2   3   4   5   6
Краткий конспект лекций

по курсу «Микроэкономика»

]

Лекция 1. Введение в микроэкономику

1. Предмет микроэкономики.

Микроэкономика как наука изучает поведение отдельных экономических субъектов с целью выявления условий и механизмов эффективного использования ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения неограниченных человеческих потребностей.

Ограниченность, или редкость ресурсов заключается в их недостаточности в каждый данный момент времени для достижения разных целей. Применение ресурса для производства одного блага исключает возможность его же использования для производства другого блага. Это определяет существование проблемы выбора.

Проблему выбора в экономике конкретизируют три проблемы экономической организации, стоящие перед любым обществом: что производить (какие товары и в каком количестве необходимы для общества)? как производить (какие ресурсы и в каких сочетаниях должны быть использованы в производстве той или иной продукции)? для кого производить (как должен быть распределен произведенный продукт)?

2. Концепция экономического рационализма

Важнейшим предположением об экономическом поведении является и принцип экономического рационализма. Суть его заключается в том, что экономические субъекты стремятся к максимизации чистого выигрыша в виде разницы между затратами и выгодами: потребители максимизируют свою суммарную полезность, производители — общую прибыль.

Различают полную, ограниченную и органическую рациональность.

В реальной действительности многие экономические субъекты действуют не всегда рационально, что определяется следующими причинами:

реальная действительность гораздо сложнее теорий, а принимающий решение человек в состоянии усвоить лишь ограниченную часть поступающей информации;

решение отдельных людей не всегда определяются чисто экономическими аргументами, на них могут влиять психологические, нравственные и другие факторы.

Рыночные цены обеспечивают коммуникацию (связь) обособленных производителей и потребителей, пре­доставляя им возможность согласованно действовать даже в том случае, когда они не задумываются о существовании друг друга.

Цены выполняют также распределительную функцию.



3. Микроэкономическая теория и практика.

Развитие микроэкономики, как и других наук, отражает реальную практику, и в этом смысле теория вторична, зависима от практики, определяется ее закономерностями и призвана способствовать ее совершенствованию.

Однако теория, будучи обусловлена практикой, оказывает существенное влияние на развитие практики.

В самом общем виде экономическая политика может быть определена как комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических субъектов (потребителей и производителей), или последствий их деятельности для эффективного достижения поставленных экономических целей.

Связь между фактами хозяйственной жизни, теорией и экономической политикой проявляется в том, что экономическая политика базируется на теориях, которые формулируются на основе систематизации и обобщения фактов.

4. Методы теоретико-экономического анализа.

Принцип «при прочих равных условиях» предполагает, что с целью установления влияния выбранной независимой переменной принимается допущение о неизменности всех других переменных модели за исключением исследуемой переменной.

Принцип равновесного подхода означает, что экономические явления анализируются в условиях нахождения их в равновесии, то есть при таком их состоянии, когда у экономических агентов отсутствуют внутренние мотивы к изменению сложившегося состояния. Это не означает, что экономическая теория игнорирует возможность изменений.

Широко используются в микроэкономике методы теоретического исследования (системный подход, восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического).



Системный подходпредполагает, что анализ ведется с точки зрения массовых экономических явлений, всей совокупности общественного хозяйства, а не с точки зрения отдельных казусов или внешней поверхности конкуренции.

Движение от конкретного к абстрактному характерно для первых ступеней познания любого объекта. Конкретное в данном случае выступает как исходный пункт познания. Восхождение от абстрактного к конкретному позволяет воспроизвести всю сложную и многообразную структуру экономики в системе экономических категорий и законов. Под экономическими законами обычно понимаются устойчивые, повторяющиеся, причинно обусловленные связи и взаимосвязи экономических явлений.



Принцип сочетания исторического и логического утверждает, что логика изложения предмета исследования в общих чертах отражает историю его становления и развития. Историческое — способ раскрытия условий развития явлений в их исторической последовательности.

Важнейшим методом теоретико-экономического анализа, широко используемым экономической теорией, является моделирование экономических явлений и процессов.

Объясняющей способностью в большей степени обладают графические модели.

В экономических моделях широко используются понятия, имеющие предельный характер, — предельная полезность, предельный продукт, предельные затраты, предельная выручка и т.п. Предельный (маржинальный) анализ основан на изучении количественных изменений, возникающих при предельно малом изменении какой-либо экономической переменной, влияющей на данное явление.



Функциональный анализ представляет собой важнейший метод исследования экономических явлений. Он позволяет исследовать закономерности изменения одной экономической величины в зависимости от другой и установить способ связи между этими величинами.
Лекция 2. Теория поведения потребителя

1. Проблема оценки потребителем общей полезности

потребляемых благ. Кривая безразличия потребителя.

В экономической теории выделяют два подхода к решению названной задачи: кардиналистский (количественный) и ординалистский (порядковый).

Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности – ютилях (от англ. utility – полезность). Такой подход основан на предположении, что полезности отдельных товаров являются независимыми.

При ординалистском подходе к анализу полезности потребителю не требуется измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения достаточно разместить различные варианты потребляемых благ по степени их предпочтения.

В такой ситуации потребительский выбор можно объяснить с помощью карты кривых безразличия (рис. 2.1) и линии бюджетных возможностей.

Кривые безразличия обладают определенными свойствами:

1. Через любую точку на графике можно провести кривую безразличия.

2. Кривые безразличия никогда не пересекаются.

3. Если изобразить на графике несколько кривых безразличия, то получится карта кривых безразличия, на которой кривые, более удаленные от начала координат, соответствуют большей полезности потребляемых благ (рис. 2.2.

4. Кривые безразличия имеют вид нисходящих кривых, или отрицательный наклон.



Предельная норма замещения (МRS) показывает то количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, оставаясь при этом на одной и той же кривой безразличия: МRSхz = - ∆Х / ∆Z

2. Бюджетные ограничения. Бюджетная линия потребителя.

Равновесие потребителя

На поведение потребителя оказывают влияние не только его предпочтения, но и величина его дохода (бюджета), а также цены потребляемых товаров.



Бюджетная линияэто прямая, каждая точка на которой показывает определенный набор двух товаров, который потребитель в состоянии приобрести при данном доходе и данном уровне цен (рис. 2.3).

Наклон бюджетной линии определяется соотношением величины уменьшения одного товара и прироста другого. Угол наклона бюджетной линии зависит от соотношения цен товаров, т.е.

∆Х/∆Z = Рzх, или МRSхz = Рz х

Совместим на графике карту кривых безразличия и бюджетную линию (рис. 2.4).



Когда у потребителя отсутствуют стимулы к изменению набора потребляемых благ, говорят, что он находится в состоянии равновесия. В этой ситуации потребителем достигается максимальная полезность потребляемых благ.



3. Кривая «цена-потребление». Построение кривой индивидуального спроса.

Предположим, что цена товара Х снижается с Р1 до Р2, Р3 и т.д. Графически это отражается в изменении наклона бюджетной линии и смещении ее по горизонтальной оси вправо из положения В1 в положение В2 и В3 (рис. 2.5, а).

Каждая бюджетная линия имеет свою точку касания с определенной кривой безразличия. Это точки Е1, Е2, Е3, которые характеризуют оптимальный выбор потребителя, максимизирующий полезность наборов товаров Х и У при данном доходе и уровне цен.

Соединив точки равновесия Е1, Е2, Е3, получим кривую "цена-потребление".



Построение кривой индивидуального спроса. На основе кривой "цена-потребление" можно построить кривую индивидуального спроса потребителя на товар Х. На рис. 2.8,а видно, что при цене товара Х, равной Р1, бюджетная линия находилась в положении В1. Здесь потребитель приобретает товар Х в количестве Х1. Этой ситуации соответствует точка А на рисунке 2.8,б. При снижении цены до уровня Р2 бюджетная линия занимает положение В2. Точка Е2 определяет оптимальное количество товара Х, равное Х2. Модифицированный выбор потребителя соответствует точке С на рис 2.8,б. Аналогичным образом можно определить точку D. Точки А, С, D принадлежат кривой спроса на товар Х (рис. 2.5,б).

4. Кривая «доход-потребление». Кривые Энгеля

При росте цен реальный доход падает, и бюджетная линия смещается влево-вниз.

При каждом уровне дохода потребитель будет выбирать самый полезный набор благ X и Y, поэтому каждой бюджетной линии будет соответствовать своя точка равновесия потребителя Е1, Е2, Е3, Е4) (рис. 2.6). Соединив эти точки, получим кривую, названную Дж.Хиксом «доход-потребление». Кривая «доход-потребление» показывает все максимизирующие полезность наборы двух товаров при том или ином уровне дохода.

Кривые Энгеля. На основании кривой «доход-потребление» можно построить кривую индивидуального потребления для отдельного блага в зависимости от изменения дохода потребителя – кривые Энгеля. Кривая Энгеля характеризирует соотношение между потребляемым количеством определенного товара и доходом потребителя.

Предположим, что потребитель приобретает два товара X и Y, цены на которые соответственно Рх – 1$, Рy =2$, Первоначальный доход потребителя – 10$. В этом случае максимизирующий полезность набор товаров будет в точке Е1, когда покупается 4 ед. товара Х и 3 ед. товара Y. Этот выбор в 4 ед. товара Х соответствует точке А на рис. 2.7, б). Если доход потребителя вырос до 20 $, то происходит сдвиг бюджетной линии вправо, и оптимальным набором благ будет 10 ед товара Х и 5 ед. товара Y (точка Е2). Такой выбор соответствует точке В на рис. 2.7, б. Аналогичным образом можно определить точку С, предположив, что доход потребителя увеличился до 30 $. Соединив точки А, В и С, мы получаем кривую Энгеля, которая отражает изменение количества потребляемого блага при различных уровнях дохода.



5. Эффект замещения и эффект дохода

Рассмотрим, как будет изменяться равновесие потребителя при изменении цены хотя бы на один товар. С одной стороны, если цена на один из товаров снизится, то данный товар станет относительно дешевле всех остальных товаров, которые выбирает для себя потребитель. Можно предположить, что потребитель в таком случае станет больше приобретать относительно подешевевший товар, замещая им товары, цены на которые остались на прежнем уровне. Эффект замещения (замены)изменение в объеме и структуре потребления, вызванное исключительно изменением относительных цен, при постоянном реальном доходе.

С другой стороны, любое удешевление хотя бы одного товара можно представить как увеличение реального дохода потребителя, потому что в этом случае потребитель сможет купить прежнее количество относительно дешевого товара и при этом у него останется некоторая сумма денег для того, чтобы приобрести большее количество других товаров. Эффект дохода – изменение в потреблении, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительных цен.

Таким образом, изменение относительной цены на один товар приведет к изменению потребительского равновесия вследствие совокупного влияния двух эффектов – эффекта замещения и эффекта дохода.


Лекция 3. Рыночное поведение конкурентных фирм

  1. Совершенная конкуренция. Спрос на продукт и предельный доход конкурентной фирмы

Рыночная структура выступает как совокупность признаков, отражающих рыночную организацию, способ установления цены и объема выпуска, а также характер взаимодействия фирм отрасли.

Ее признаки:

1. Количество производителей и их доля в рыночном объеме продаж.

2. Условия вступления в отрасль и выхода из нее.

3. Степень контроля производителей над ценами.

4. Характер продукции.

5. Доступность к информации,.

Исходя из признаков рыночные структуры можно представить в следующем порядке: 1) Совершенная конкуренция; 2) Монополистическая конкуренция; 3) Олигополия; 4) Монополия.



2. Совершенная конкуренция. Спрос на продукт и предельный продукт совершенного конкурента

Совершенная конкуренция – это такое состояние рынка продукта, когда никто из его участников не может оказать решающего воздействия на экономическую ситуацию, а поведение продавцов и покупателей характеризуется приспособлением к равновесному состоянию рынка. Ее признаки:

- атомизация рынка: большое количество покупателей и продавцов, доли которых в общем рыночном объеме весьма незначительны;

- в силу своих небольших размеров фирмы не могут оказать решающего воздействия на процесс ценообразования.

- стандартизация продукта.

- прозрачность рынка: свободный доступ покупателей и продавцов к информации о ценах на товары и услуги, на ресурсы, о ноу-хау..

- свободный вход фирм на рынок данного продукта и беспрепятственный их выход из отрасли.

Поскольку конкурентная фирма не может воздействовать на цену, а соглашается с ценой, устанавливающейся на основе спроса и предложения всей отрасли, то спрос отдельной фирмы – совершенно эластичный. Поэтому кривая спроса каждой фирмы будет иметь вид горизонтальной прямой, представленной на рис. 3.1.

Кривая отраслевого спроса будет нисходящей (рис. 3.2).




Рис. 3.2. График спроса отрасли


На конкурентном рынке любой объем произведенной продукции может быть реализован по равновесной рыночной цене, что показано на рис. 3.3.



  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница