Конспект лекций по курсу: «Анализ сегментов бизнеса в отраслях национальной экономики»




Скачать 408.13 Kb.
страница1/2
Дата05.05.2016
Размер408.13 Kb.
  1   2
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по курсу: «Анализ сегментов бизнеса в отраслях национальной экономики»

Конспект лекций используется студентами заочной формы обучения для выполнения контрольных и самостоятельных работ по курсу «Особенности АХД в других отраслях народного хозяйства».

Тема 1. АХД в промышленности
Вопросы для обсуждения:

Основные виды промышленных предприятий АПК и особенности методики анализа их деятельности.

Анализ производства и реализации продукции. Его цель и задачи. Источники информации. Объекты анализа. Показатели, характеризующие объемы деятельности предприятия (натуральные, условно-натуральные и стоимостные).

Анализ динамики производства и реализации продукции. Методика оперативного и итогового анализа выполнения плана производства и реализации продукции в отчетном периоде. Анализ выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Анализ рынков сбыта продукции. Анализ положения товаров на рынках сбыта. Анализ остатков готовой продукции. Оценка риска невостребованной продукции.

Анализ ассортимента и структуры продукции. Значение ассортиментной политики предприятия. Факторы изменения ассортимента и структуры продукции. Методика расчета влияния структуры производства и реализации продукции на итоговые показатели работы предприятия.

Анализ качества товарной продукции. Показатели качества продукции и порядок их определения. Расчет влияния качества продукции на объем товарной продукции, выручку, прибыль, рентабельности и другие показатели. Анализ потерь от брака. Причины изменения качества продукции и пути его повышения. Оценка конкурентоспособности продукции.

Анализ ритмичности производства и реализации продукции. Показатели ритмичности, методика их расчета и анализа. Причины неритмичной работы и пути их устранения.

Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.

Анализ обеспеченности промышленных предприятий трудовыми ресурсами по категориям и профессиям. Анализ качественного состава трудовых ресурсов. Анализ движения рабочей силы. Анализ социальной политики и социальной защищенности членов трудового коллектива.

Анализ полноты использования трудовых ресурсов на предприятии. Методика определения сверхплановых целодневных, внутрисменных и непроизводительных потерь рабочего времени. Причины их образования и пути устранения.

Анализ интенсивности использования трудовых ресурсов. Показатели производительности труда. Методика их факторного анализа. Резервы роста производительности труда. Методика определения их величины.

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов предприятия. Факторы изменения уровня рентабельности персонала. Методика определения резервов роста данного показателя.

Анализ обеспеченности предприятия основными производственными фондами. Изучение объема, динамики, структуры основных средств, их движения и технического состояния.

Анализ обобщающих показателей эффективности использования основных средств. Систематизация и методика расчета влияния факторов на уровень фондорентабельности, фондоотдачи, фондоемкости и объема производства продукции.

Анализ использования производственных мощностей предприятия и его производственной площади. Анализ работы оборудования: использования наличного оборудования, фонда рабочего времени и мощности. Показатели экстенсивной и интенсивной загрузки оборудования. Методика расчета влияния факторов и подсчета резервов увеличения выпуска продукции и повышения фондоотдачи и фондорентабельности за счет полного использования оборудования.

Анализ обеспеченности производства сырьем и материалами и эффективности их использования. Обобщающие и частные показатели эффективности использования материальных ресурсов, методика их анализа. Определение влияния материальных ресурсов на объем производства продукции. Подсчет резервов увеличения выпуска продукции за счет более полного использования материальных ресурсов.

Значение, задачи и объекты анализа себестоимости продукции промышленных предприятий. Информационное обеспечение анализа себестоимости продукции.

Анализ общей суммы затрат на производство и реализацию продукции. Определение влияния факторов на изменение ее величины. Изменение общей суммы затрат за счет объема производства продукции, ее структуры, ресурсоемкости и цен на ресурсы.

Анализ затрат на рубль выпущенной продукции. Методика расчета влияния факторов на изменение величины данного показатели и прибыли от реализации продукции.

Анализ себестоимости отдельных видов продукции. Методика расчета факторов первого порядка: объема производства продукции, суммы постоянных затрат на весь выпуск и уровня переменных затрат на единицу продукции.

Методика факторного анализа себестоимости продукции по основным статьям: материальные затраты, заработная плата, затраты на содержание машин и технологического оборудования, накладных расходов, коммерческих расходов.

Определение резервов снижения себестоимости продукции.

Особенности анализа формирования и распределения прибыли на промышленных предприятиях.

Основными показателями производства промышленной продукции являются: объем производства и объем реализации, то есть объем валовой и товарной продукции.

При анализе динамики объема выпуска продукции необходимо определить и изучить среднегодовой темп его роста (Тр) и прироста (Тnр):

где n – число периодов; Хn – уровень изучаемого показателя в отчетном периоде; Хо – уровень изучаемого показателя в базисном периоде.

Продукция промышленных производств может измеряться в натуральных (кг, тонны), условно-натуральных (тысячи условных банок – туб) и стоимостных (руб.) измерителях.

Промышленные организации выпускают многообразные виды продукции, на практике различают номенклатуру и ассортимент выпуска. Номенклатурой выпуска называется перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции. Перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них называется ассортиментом выпускаемой продукции.



Коэффициент выполнения плана по ассортименту ( ) можно определить методом среднего процента по формуле:


Структура продукции – это соотношение удельных весов отдельных изделий в общем ее выпуске. Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют два метода:

  1. Метод средних цен:




где ΔVВП(Уд) – изменение стоимости произведенной продукции за счет изменения ее структуры; – изменение средней цены реализации за счет изменения структуры выпуска продукции; – выпуск продукции; Удi1 и Удiо – предельный вес i-го вида продукции соответственно в отчетном и базисном периоде; – средняя цена реализации i-го вида продукции.

  1. Метод прямого счета по всем изделиям:




где VВПз – фактический выпуск при плановой структуре, но не более фактического выпуска при фактической структуре.

Качество продукции – это совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Различают три группы показателей, характеризующих качество продукции: единичные (характеризующие одно из свойств продукции); комплексные (характеризующие несколько свойств); обобщающие (характеризующие совокупность свойств продукции). На организации, где качество выражается сортностью, рассматриваются и анализируются следующие показатели:

  1. Удельный вес каждого сорта данного вида продукции в общем объеме ее выпуска.

  2. Средний коэффициент сортности (Ксорт):





  1. Средневзвешенная цена () данного вида продукции:



Рассмотрим влияние изменения качества продукции на изменение следующих показателей:

  1. Объема товарной продукции (VТП)



где Цi1 и Цi0 – среднереализационная цена после и до изменения качества; VТПi1 – объем товарной продукции после изменения качества.

  1. Суммы выручки от реализации продукции (В):



где VРП i1 - объем реализованной продукции после изменения качества.

  1. Суммы прибыли от реализации продукции (П):



где и - уровень себестоимости единицы продукции до и после изменения качества.

Различают два вида выпуска продукции: равномерный и ритмичный.



Равномерный выпуск продукции – это выпуск одинакового количества продукции в равные промежутки времени.

Ритмичный выпуск продукции – это точное соблюдение выпуска продукции плановым графиком производства (часовым, суточным, месячным).

Для оценки ритмичности используют:



  • коэффициент ритмичности





  • коэффициент вариации

,

где - среднеквадратическое отклонение от среднедекадного задания; n – число суммируемых плановых заданий; - среднедекадное задание по графику.



  • числа аритмичности



Выполнение плана по объему реализации зависит от степени обеспеченности его товарной массой.

Для изучения данного показателя составляется баланс товарной продукции:

а) вариант определения выручки от реализации

по отгрузке товарной продукции


где ГПн и ГПк – остатки готовой продукции на складах на начало и конец отчетного периода; VТП – стоимость выпуска продукции; VРП – объем реализации продукции за отчетный период.

б) вариант определения выручки от реализации

по оплате отгруженной продукции


где ГПн и ГПк – остатки готовой продукции на складах на начало и конец отчетного периода; VТП – стоимость выпуска продукции; VРП – объем реализации продукции за отчетный период; ОТн и ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Изменение объема выпуска продукции (VВП) и объема реализации (VРП) зависит от влияния следующих групп факторов:



  1. Обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования.


Численность рабочих

Среднегодовая выработка на 1 рабочего



Средняя продолжительность рабочего дня

Среднечасовая выработка на 1 рабочего

Отработано одним рабочим дней

Удельный вес рабочих

Общая численность персонала




где ЧР – численность персонала; ГВ – среднегодовая выработка 1 работника; Удрп – удельный вес реализованной продукции в общем объеме ее выпуска; Уд – удельный вес рабочих; Д – количество дней, отработанных 1 рабочим; П – продолжительность рабочего дня; ЧВ – среднечасовая выработка 1 рабочего.



  1. Обеспеченности предприятия основными фондами и эффективности их использования.


Объем

выпуска продукции




Фондоотдача

Стоимость основных производственных фондов



Фондоотдача технологического оборудования

Удельный вес активной части

Стоимость единицы

Количество основных фондов







где ОПФ – среднегодовая стоимость основных фондов; ФО – фондоотдача; ФОа – фондоотдача технологического оборудования; Уда – удельный вес активной части фондов в их общей стоимости; Д – количество дней, отработанных единицей технологического оборудования; Ксм – коэффициент сменности; Псм – продолжительность смены; ЧВ – выработка за 1 машино-час; – средняя стоимость единицы технологического оборудования в сопоставимых ценах.

  1. Обеспеченности производства сырьем и материалами и эффективности их использования.


Объем

выпуска продукции




Материалоотдача

Сумма материальных затрат







где МЗ – сумма материальных затрат на производство; МО – материалоотдача; Удрп – удельный вес реализованной продукции в общем объеме ее выпуска; VВПобщобъем выпуска продукции в условных физических единицах; Удi – структура выпуска продукции; УРiрасход сырья и материалов на единицу продукции; ЦМi – цена единицы использования материалов.

Для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (сырьеемкость, металлоемкость и т.д.) используются частные показатели материалоемкости. Материалоемкость обратный показатель материалоотдачи, и зависит от изменения объема выпуска продукции и суммы материальных затрат на ее производство.

Прибыль на рубль материальных затрат выражается зависимостью:



где - рентабельность продаж; - удельный вес реализованной продукции в общем объеме ее выпуска; МО – материалоотдача.

Различают следующие виды материальных запасов: текущие, сезонные и страховые запасы. Величина текущих запасов зависит от интервала поставки сырья в днях (Ип) и среднесуточного расхода каждого вида сырья (Рсут):


  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница