Конспект лекций по экономической теории тема 1 экономическая теория: предмет и метод




страница1/13
Дата05.05.2016
Размер2.45 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Тема 1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД

Данная глава дает представление о той сфере общественной жизни, которая называется экономикой, об экономических отношениях, которые имеют место в процессе хозяйственной деятельности. В ней рассматриваются предмет и функции экономической теории, что позволяет показать место, занимаемое ею среди других экономических наук.

Здесь рассмотрены методы, применяемые при изучении экономических явлений и процессов, раскрыта сущность таких важных понятий, как экономическая категория и экономический закон, которые используются всеми другими экономическими науками.

Показаны важнейшие вехи, которые в своем развитии прошла экономическая наука, освещены основные направления современной экономической теории.



1.1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества

Чтобы жить и развиваться человек должен удовлетворять свои потребности в продуктах питания, одежде, обуви, жилье, транспортных средствах, товарах культурно-бытового, санитарно-гигиенического назначения и т.д. Потребительские блага, а также материальные условия для их производства: производственные здания, техника, автомагистрали и трубопроводы, линии передач и т.д. – создаются в процессе хозяйственной деятельности.



Хозяйственная (экономическая) деятельность – целесообразная деятельность, основанная на определённом расчёте и направленная на создание разнообразных благ с целью удовлетворения потребностей людей. Она представляет совокупность процессов, которые, наряду с непосредственным производством благ, включают и деятельность по их распределению, обмену и потреблению.

На каждой стадии хозяйственной деятельности формируются определённые экономические отношения. В процессе производства происходит соединение факторов производства, в результате использования которых создаются экономические блага, предназначенные для удовлетворения потребностей индивидов, фирм и общества в целом. Распределение представляет собой экономические отношения по установлению доли каждого участника производства в произведенном общественном продукте. Это отношения, в результате которых формируются доходы всех субъектов хозяйственной деятельности (домашних хозяйств, фирм, государства). Обмен позволяет полученные в процессе распределения доходы обменять на определенные блага. Экономические отношения обмена осуществляются путем купли-продажи товаров. В процессе потребления имеют место экономические отношения, связанные с использованием благ для удовлетворения личных потребностей людей, производственных потребностей фирм и общественных – государства.

По характеру воздействия на хозяйственную деятельность различают технико-экономические, социально-экономические и организационно-экономические отношения. Технико-экономические отношения характеризуются технической оснащенностью предприятий и используемыми технологиями. Социально-экономические отношения определяются отношениями собственности на ресурсы и на созданные в процессе производства блага. Организационно-экономические отношения характеризуют формы организации хозяйственной деятельности и способы ее управления.

Результаты хозяйственной деятельности зависят от обеспеченности ресурсами субъектов экономической деятельности и от тех экономических отношений, которые имеют место в данном обществе. Это дает основание сделать вывод, что экономика как сфера жизнедеятельности людей представляет совокупность экономических отношений между людьми, которые имеют место в процессе хозяйственной деятельности по поводу использования ресурсов (капитала, земли, рабочей силы, предпринимательских способностей) для производства благ.

Экономические отношения и влияние различных социально-экономических факторов на результаты хозяйственной деятельности изучают экономические науки.

1.2. Предмет, функции и разделы экономической теории.

Предметом любой науки является совокупность изучаемых ею проблем. На разных исторических этапах развития общества представления о предмете экономической теории отличаются. На первоначальном этапе своего формирования экономическая теория определялась как наука о богатстве. Ее важнейшей целью считалось установление путей роста общественного благосостояния. В XIX веке в качестве предмета экономической теории рассматривались экономические отношения на различных стадиях общественного производства.

В настоящее время большинство экономистов считают предметом экономической теории считают проблемы эффективного размещения и использования имеющихся в распоряжении общества ограниченных ресурсов с целью наилучшего удовлетворения потребностей людей.

Значение экономической теории как науки отражается в выполняемых ею функциях: познавательной, практической, методологической.



Познавательная функция проявляется в изучении и объяснении экономических явлений и процессов, в выявлении законов и тенденций экономического развития.

Практическая функция предполагает использование выводов экономической теории, ее основных положений при принятии конкретных экономических решений на разных уровнях экономики и для научного обоснования экономической политики государства.

Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает в качестве теоретического фундамента частных экономических наук. Отраслевые и конкретные экономические дисциплины в своей теоретической части базируются на общих выводах экономической теории: используют те понятия и категории, которые сформулированы экономической теорией.

Экономическая теория состоит из следующих разделов: основных закономерностей функционирования экономики, микроэкономики, макроэкономики, мировой экономики. Каждый из названных разделов имеет объект исследования, присущий определенному уровню экономики.

Изучение основных закономерностей функционирования экономики дает представление о важнейших проблемах, изучаемых экономической наукой, об используемых методах исследования, о современных формах и структуре экономической системы общества, способах управления экономикой, особенностях тех моделей рыночной экономики, которые сформировались в разных странах.

Микроэкономика изучает экономические отношения на уровне отраслевых рынков, фирм и домашних хозяйств. Она рассматривает процессы принятия оптимальных экономических решений производителями, продавцами и покупателями, нанимателями и работниками, а также изучает те инструменты, которые использует государство с целью воздействия на поведение различных субъектов хозяйственной деятельности.

Макроэкономика исследует экономические процессы на уровне национальной экономики, ее выводы и положения могут помочь правительству в решении проблем, связанных с занятостью населения, инфляцией, темпами развития экономики.

Мировая экономика изучает закономерности развития экономических отношений между странами, формирует теоретические подходы, используемые при решении проблем, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

1.3. Экономическая теория и экономическая политика.

Позитивная и нормативная экономическая теория

Накопленные и систематизированные экономической теорией знания могут быть использованы при формировании экономической политики.



Экономическая политика – это деятельность правительства и его центральных экономических служб по разработке и реализации конкретных мер для достижения тех экономических целей, которые ставит перед собой общество.

В зависимости от той роли, которую играют выводы экономической науки при обосновании экономической политики, различают позитивные и нормативные положения экономической теории.



Позитивная экономическая теория – это знания, полученные в результате обобщения фактов хозяйственной жизни. Позитивные выводы соответствуют реальной действительности, они отражают то, что есть, и необязательно имеют положительное значение.

Нормативная экономическая теория – это суждения о том, какой должна быть экономика и что надо сделать, чтобы достичь желаемого состояния. Нормативная экономическая наука определяет экономические цели общества. На микроуровне основной целью является создание эффективно функционирующего рыночного механизма, регулируемого государством. Целями, решаемыми на макроуровне, являются высокие темпы экономического роста, стабильный уровень цен, низкий уровень безработицы, сбалансированность внешнеэкономической деятельности. В то же время следует понимать, что между рекомендациями экономической теории и реально осуществляемой экономической политикой существуют значительные расхождения, обусловленные тем, что при принятии экономических решений политики могут ориентироваться и на другие приоритетные цели.

1.4. Методы экономической науки

Методы экономической науки – это способы познания экономических явлений и процессов. При исследовании хозяйственной сферы жизнедеятельности общества могут быть использованы общенаучные методы, применяемые любой наукой, и частные, характерные для данной науки.

К общенаучным методам относятся: научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, системный метод.

Метод научной абстракции состоит в выявлении главного, наиболее существенного, в отвлечении от второстепенного, случайного в изучаемом объекте. Данный метод позволяет выявить сущностные стороны изучаемых объектов.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение отдельных сторон объекта с целью формирования целостного представления о нем. Анализ представляет собой процесс расчленения объекта на составные части, исследование его внутренней структуры и влияния на него внешних условий. Синтез - объединение знаний о разных сторонах объекта и формирование общего научного представления о его сущности.

Метод индукции и дедукции широко используется в любых научных исследованиях. Индукция имеет место, когда на основе наблюдения за фактами хозяйственной жизни делаются обобщающие теоретические выводы. Дедукция применяется, когда теоретические положения используются для объяснения реальных экономических процессов.

При изучении экономических процессов, как и при исследовании других общественных отношений, возникает необходимость сочетать исторический и логический подходы к исследованию объекта. Исторический подход означает, что экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в которой они возникают и развиваются в исторической реальности. Логический подход рассматривает изменения в сущности исследуемых объектов, которые произошли в ходе общественного развития.

В конце XX века в научных разработках активно стал использоваться системный метод исследования. При данном методе объект исследования рассматривается как система и в то же время как элемент еще более сложной системы. Важную роль в системном анализе играет структурирование исследуемого объекта на основе различных критериев, которые позволяют разграничить составные элементы объекта. Системный анализ позволяет определить связи между объектом и внешними факторами, выявить противоречия в его развитии.

Исследование количественной стороны экономических отношений осуществляются с помощью статистических и математических методов.



Статистические методы используются для оценки количественных параметров и выявления основных тенденций, характеризующих развитие хозяйственной деятельности в течение определенного периода времени.

Из методов, базирующихся на математическом аппарате, особым познавательным потенциалом обладает экономическо-математическое моделирование. Экономико-математическая модель – формализованное описание объекта исследования, упрощенное представление о взаимосвязях, существующих в реальной действительности, в виде графического изображения или математической формулы.

При построении моделей экономическая наука широко использует метод функционального анализа, позволяющий исследовать закономерности изменения одной переменной в зависимости от величины другой переменной и установить способ связи между ними. В экономической теории чаще всего определяется функциональная зависимость между двумя переменными, а для ее наглядности применяются двухмерные наглядные графические построения. При установлении функциональной зависимости широко используется принцип «при прочих равных условиях», суть которого в допущении, что на независимую переменную влияет изменение только одного переменного фактора, а остальные остаются неизменными. Например, чтобы выявить влияние изменения цены товара на величину спроса, следует предположить, что доходы покупателей, мода и другие факторы не изменятся.

В зависимости от того, в какой мере учитывается фактор времени, различают статические и динамические модели. Переменные в статических моделях относятся к одному и тому же отрезку времени. В динамических моделях отражается движение переменных во времени.

Многие функциональные зависимости в экономической теории исследуются с применением метода предельного анализа. Данный метод основан на изучении количественных изменений, возникающих при предельно малом изменении какой-либо экономической переменной, влияющей на данное явление. Например, влияние увеличения объема производства на одну дополнительную единицу продукции на соответствующие изменение валового дохода и валовых затрат фирмы. На основе использования различных методов исследования создаются теории, т.е. научные подходы к объяснению экономической действительности.

Основные выводы экономической теории сформулированы в экономических категориях и экономических законах.



Экономическая категория - обобщенное понятие, научная абстракция, с помощью которой выражается сущность определенного экономического явления или процесса. Основные категории экономической теории: товар, цена, спрос, предложение, капитал, деньги, прибыль, заработная плата и др.

Экономический закон выражает внутренние, существенные, устойчивые причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами. Например, закон спроса показывает зависимость спроса на товар от его цены.

1.5. Основные научные школы

и современные направления развития экономической теории

Теоретические представления о хозяйственной деятельности можно найти в трудах мыслителей Древнего мира. Но как наука экономическая теория начала формироваться в XVI-XVII веках, в эпоху первоначального накопления капитала. В период становления капитализма, когда господствующие позиции в экономике занимал торговый капитал, возникло экономическое учение, которое в экономической науке получило название меркантилизма (от итальянского «mercantez» - купец). Экономисты – меркантилисты отождествляли богатство с деньгами и видели источник богатства страны в развитии внешней торговли. Они рекомендовали правительству поощрять продажу товаров и ограничивать их покупку за рубежом.

Дальнейшее развитие капитализма привело к появлению школы физиократов. Представители этого течения считали, что богатство создается в сельском хозяйстве, а источником его служит природа («физио»). В работе основателя этой школы Франсуа Кенэ «Экономическая таблица»(1758) сделана первая попытка макроэкономического анализа.

В конце XVII – начале XVIII веков сформировалась школа классической политэкономии, основоположниками которой были У.Петти, А.Смит, Д.Рикардо. У.Петти основу богатства общества видел в развитии производства. Он сделал вывод о том, что богатство создается трудом. А.Смит в книге «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776) систематизировал накопленные к тому времени экономические знания, заложил основу трудовой теории стоимости. Д.Рикардо далее развил теорию трудовой стоимости, внес большой вклад в теорию денег, теорию доходов и теорию дифференциальной ренты.

В середине XIX в. К.Маркс создал учение, которое получило название марксизм. Он исследовал экономические законы развития капитализма, создал теорию прибавочной стоимости, на основе которой сделал вывод о необходимости замены капиталистического общества коммунистическим, базирующемся на общественной собственности на средства производства и плановом управлении экономикой из единого народнохозяйственного центра. Основные положения марксистской концепции изложены им в первом томе «Капитала» (1867).

Неоклассическое направление возникло в конце XIX - начале XX вв. Представители данного направления заложили теоретико-методологические основы современной экономической теории. Ими созданы теории: предельной полезности (австрийская школа), частичного равновесия (А. Маршалл, У. Джевонс, А. Курно), общего равновесия (Л. Вальрас, В. Парето и др.). Особая роль в формировании данного направления экономической мысли принадлежит А. Маршаллу, в работе которого «Принципы экономической науки» (1890) заложены основы теории рыночной экономики, проанализировано взаимодействие спроса и предложения, а основным объектом исследования вместо стоимости становится цена

Новым направлением, сформировавшимся на рубеже XIX-XX вв., стал институционализм. Его основоположники (американские ученые Т. Веблен, У. Митчелл, Дж. Коммонс) абстрактным теоретическим исследованиям своих предшественников противопоставили анализ реальных форм хозяйственной деятельности, развивающихся под воздействием социальных и политических институтов, этических и правовых норм. Данное направление экономической мысли отличается большим разнообразием теорий.

Во второй половине ХХ в. получили распространение концепции «государства всеобщего благоденствия», индустриального, постиндустриального и информационного общества, которые разрабатывались представителями институционально-социальногого направления институционализма.

В последнее десятилетие ХХ в. сложилась экономическая школа неоинституционализма. Его представители (Г. Беккер, Р. Коуз, Дж. Бьюкенен) теоретический аппарат микроэкономики используют для изучения политических, социальных, юридических и других отношений.

Неоклассическое учение уступило место кейнсианскому направлению, когда в 1930-е гг. появилась теория Дж. М. Кейнса, изложенная им в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). В его концепции предложены методы макроэкономического анализа и новые инструменты стимулирования развития общественного производства с целью уменьшения безработицы.

Последователи (неокейсианцы Е. Домар, Р. Харрод, Э. Хансен) разработали теорию темпов и факторов роста, модели экономического роста.

В 1950-1960-е гг. основная часть ученых кейнсианского направления попытались объединить макроэкономический и неоклассический подходы в исследовании экономических процессов. В результате сформировалась теория «неоклассического синтеза». Представители данной концепции (П. Самуэльсон, Дж. Хикс) в своих исследованиях исходят из необходимости сочетания государственного и рыночного регулирования экономики.

В 1970-е годы отодвинутое на второй план неоклассическое направление вновь заняло господствующее положение в экономической науке. К новому неоклассическому направлению (неоклассицизму) относятся теории неолиберализма, монетаризма и экономики предложения.



Неолиберализм – экономическое учение, считающее наилучшей экономической системой систему, основанную на частной собственности, свободном предпринимательстве и свободной конкуренции. Известным теоретиком данного направления, выдвинувшим теорию «социального рыночного хозяйства», был профессор экономики, политик Л. Эрхард, способствовавший ее воплощению в жизнь в ФРГ.

Монетаризм – теория, основанная на неоклассическом принципе невмешательства в экономику. Основатель монетаризма М. Фридмен равновесие в экономике связывает с равновесием на денежном рынке. Особое внимание в данной теории уделяется контролю государства за эмиссией денег.

В рамках неоклассицизма в 1980-е гг. возникла теория экономики предложения. Данная теория открыто противопоставила свои выводы кейнсианской теории эффективного спроса. Сторонники теории экономики предложения (А.Лаффер и др.) для успешного экономического развития предлагают стимулировать предложение основных факторов производства – капитала и рабочей силы, обосновывают необходимость снижения общего уровня налогов на доходы предпринимателей и заработную плату работников, использования льготного налогообложения для стимулирования экономической деятельности производителей.



Тема 2

Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике

Из предыдущей главы известно, что предметом экономической теории является поведение людей с позиции более полного удовлетворения их потребностей в условиях ограниченных экономических ресурсов. В данной главе мы углубим понимание этого положения, более детально изучив категории потребностей, ресурсов и благ. Анализ кривой производственных возможностей экономики позволит нам проследить за оптимизацией моделей поведения экономических субъектов, применимых в дальнейшем при изучении выбора потребителей и товаропроизводителей. Решения задач «что», «как» и «для кого» производить, о которых говорится в этой главе, будут рассмотрены в дальнейшем при изучении различных типов экономических систем.



2.1. Потребности как предпосылка производства

Потребности являются исходным пунктом экономической деятельности людей, а их удовлетворение — её заключительным этапом. Потребности — это нужда в материальных и духовных благах, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей в тот или иной исторический период.

Удовлетворение экономических потребностей непосредственно связано с экономической деятельностью, трудовыми усилиями людей.

По функциональному назначению потребности делят на физические (потребность в пище, отдыхе), духовные (творчество, познание окружающего мира), и социальные (участие в профессиональных союзах, партиях, благотворительных организациях).

Выделяют производственные потребности - в сырье, оборудовании, и непроизводственные (личные) потребности, к которым относят то, что прямо связано с потреблением человека.

К первичным потребностям относят те, без удовлетворения которых жизнь человека практически невозможна (например, потребности в еде, одежде). Первичные потребности не взаимозаменяемы и должны быть удовлетворены каждая в отдельности. К вторичным потребностям относят потребности в предметах не первой необходимости (потребность в посещении театра, кино, в чтении литературы). В современных условиях широко применяется теория иерархии нужд, разработанная А. Маслоу. Согласно ей, все многообразие потребностей человека можно объединить в пять групп, располагающихся в восходящем порядке от «низших», физиологических, до «высших», духовных.

1. В основании «пирамиды Маслоу» лежат физиологические, необходимые для выживания человека, потребности.

2. Потребности в самосохранении (безопасности) связаны с желанием людей находиться в стабильном и защищенном состоянии: не испытывать боли, страха, болезней.

3. Социальные потребности в данной иерархии трактуются как нужда в духовной близости, любви, дружеском общении.

4. Потребность в признании реализуется при достижении высокого уровня мастерства, успеха, признании и одобрении окружающих людей.

5. Потребность в самореализации удовлетворяется при понимании человеком своего предназначения и наиболее полной реализации заложенных в нем способностей, знаний и умений.

Несмотря на многообразие, всей совокупности потребностей присущи общие черты. Во-первых, любая потребность, возникнув, может проявляться с разной интенсивностью (силой). Во-вторых, потребности историчны: их объем, структура, способы удовлетворения зависят от условий существования людей на том или ином этапе развития общества. В-третьих, потребности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Первичные потребности формируются не только под воздействием особенностей функционирования биологического организма человека, но и в значительной степени определяются его духовными и социальными характеристиками. В свою очередь, возникновение и развитие вторичных потребностей базируется на удовлетворении материальных нужд человека. В-четвертых, потребности динамичны, т. е. изменяются под воздействием научно-технического прогресса, развития самого человека. В-пятых, потребности безграничны. В принципе, на определенном временном отрезке существует возможность насыщения нужд отдельного человека, но удовлетворение всех потребностей общества в полном объеме невозможно даже в отдаленной перспективе.



Общей закономерностью развития потребностей выступает закон возвышения потребностей, выражающий направленность их развития: происходит видоизменение потребностей, в результате чего их круг расширяется, а структура качественно совершенствуется. Он выражает объективную необходимость роста и совершенствования системы потребностей по мере развития общественного прогресса.

Для того, чтобы жить, человек должен питаться, защищать себя от холода, иметь жилище. Пища, одежда, другие средства удовлетворения потребностей в готовом виде не существуют в природе. Поэтому людям приходится их производить. Процесс производства не может существовать без человека, и предполагает потребление определенного количества ресурсов.


2.2. Ресурсы (факторы) производства
Ресурсы— это совокупность природных, социальных и духовных сил (возможностей), которые могут быть использованы в процессе создания благ (товаров, услуг). Выделяют следующие виды ресурсов.

1. Природные ресурсы — часть естественной природы, которая используется или может быть использована обществом в целях удовлетворения его потребностей. Это выгодное географическое положение, запасы полезных ископаемых и пр. Часть из них, не пригодную для использования на конкретном отрезке времени, называют потенциальными природными ресурсами (например, молодой лес). Возможные для использования на данном отрезке времени ресурсы называют располагаемыми.

2. Материальные ресурсы — все блага, являющиеся результатом производственной деятельности. Это фабрики, заводы, транспортные системы, жилые дома — все, что создано для производства и потребления.

3. Трудовые (человеческие) ресурсы — население в трудоспособном возрасте. Этот вид ресурсов рассматривается в социально-демографическом (пол, возраст), профессионально-квалификационном (слесари, токари и т.д.), и культурно-образовательном (образование) аспектах.

4. Финансовые ресурсы — денежные средства, которые используются для функционирования общественного производства.



Реально вовлеченные в процесс производства ресурсы называют факторами производства. Они подразделяются на четыре большие группы: земля, капитал, труд, предпринимательская способность.

Земля составляет естественный и постоянный фактор, не являющийся результатом человеческой деятельности. Она характеризуется определенным плодородием и служит объектом для ведения лесного и сельского хозяйства, на земле размещаются производственные и жилые сооружения, и, наконец, в ее недрах находятся залежи полезных ископаемых.

Труд — это интеллектуальная и физическая деятельность человека, направленная на изготовление благ и оказание услуг. Характеристиками труда являются его продолжительность, интенсивность и производительность. Продолжительность труда — это время, в течение которого человек трудится. Интенсивность труда — это его напряженность, измеряемая затратами физической и умственной энергии человека в единицу времени. Производительность труда — это его плодотворность, определяемая количеством созданной продукции за час, день, неделю и т.д.

Капитал — все средства, используемые человеком для производства благ и оказания услуг. Процесс производства и накопления этих средств называется инвестированием, поэтому капитал иногда называют инвестиционными товарами. Они удовлетворяют потребности человека не прямо, а опосредованно, т.е. с их помощью создаются предметы потребления. В экономической науке выделяют основной и оборотный капитал. Основной капитал (основные фонды) воплощается в благах, неоднократно используемых для производства других благ. Это здания, сооружения, оборудование, которые служат много лет и изнашиваются (теряют свою ценность) в течение многих производственных циклов. Другими словами, основной капитал — это капитал, многократно участвующий в процессе производства и переносящий свою стоимость на готовый продукт по частям, по мере износа. Физический износ основного капитала имеет место при уменьшении ценности капитала из-за его поломки, появления ржавчины и т. п. Моральный износ первой формы (первого рода) связан с производством нового оборудования, более дешевого, чем старое. Моральный износ второго рода обусловлен изобретением более высокопроизводительного, по сравнению с уже имеющимся, капитала. Его внедрение в производственный процесс обеспечит удешевление продукции и позволит, при прочих равных условиях, усилить конкурентное положение фирмы.

Для обновления капитала создается амортизационный фонд, куда поступают амортизационные отчисления — часть денежных средств, полученных после продажи произведенной продукции. Отношение ежегодной суммы амортизационных отчислений к стоимости капитального блага (основного капитала), выраженное в процентах, называется нормой амортизации

(2.1)

где — норма амортизации;

ежегодная сумма амортизационных отчислений;

К — стоимость капитального блага.



Оборотный капитал в натуральной форме представлен сырьем и материалами, которые полностью потребляются в течение одного производственного цикла (например, ткань превращается в швейное изделие). Его стоимость полностью входит в стоимость готового изделия, и после продажи его возвращается в денежной форме к товаропроизводителю. Таким образом, оборотный капитал — это капитал, однократно участвующий в процессе производства и переносящий свою стоимость на готовый продукт целиком в течение одного производственного цикла.

Экономическая наука не относит финансовый капитал к факторам производства, поскольку он используется лишь для получения реального капитала или закупки труда.

Предпринимательский фактор — деятельность по координации и комбинированию других факторов производства в целях производства благ и услуг. Этот специфический человеческий ресурс называется предпринимательской способностью. Предприниматель соединяет труд, землю и капитал в единый процесс производства: в случае успеха он получает прибыль, в противном случае — убытки.

Согласно классификации К. Маркса, в производстве взаимодействуют рабочая сила, предметы труда и средства труда. Предметы и средства труда выступают в качестве вещественного фактора производства, а рабочая сила олицетворяет собой его личный фактор.

Предметы труда — это все то, на что направлена человеческая деятельность в процессе труда (ткань на швейной фабрике, руда на сталелитейном заводе). Средства труда — это то, чем человек воздействует на предметы труда с целью их видоизменения. К ним относят оборудование, сооружения, дороги и пр. Средства труда и предметы труда образуют средства производства. Средства производства и люди, приводящие их в движение при создании благ или оказании услуг, называются производительными силами общества.

Иногда в качестве факторов производства выделяют информацию и технический прогресс, которые проявляют себя через более эффективное использование всех остальных факторов производства.

Все факторы производства а) взаимозаменяемы – (ручной труд можно в определенных пределах заменить механизированным); б) взаимодополняемы - отсутствие хотя бы одного из них делает невозможным производственный процесс; в) относительно (в сопоставлении с потребностями в них людей), ограничены.

2.3. Экономические блага и их классификация
Экономическая деятельность направлена на получение экономических благ, которые являются средством удовлетворения потребностей.

Блага представляют собой предметы, явления или услуги, обладающие полезностью, т.е. способностью удовлетворять потребности людей. Существуют блага, созданные природой, и блага, являющиеся результатом человеческого труда. Первые называются естественными благами, вторые – продуктами труда. В свою очередь, одна часть естественных благ представлена свободными благами, то есть благами, имеющимися в относительном изобилии, которые не получают стоимостной оценки и потребляется непосредственно на бесплатной основе. Так потребляются воздух, сила ветра, солнечный свет. Другая часть естественных благ ограничена относительно потребностей (водные, лесные и биологические ресурсы).

Экономические блага представляют собой продукты человеческого труда и естественные блага, ограниченные относительно потребностей людей, получающие вследствие этого стоимостную оценку и потребляемые на платной основе. Признаками экономических благ является полезность и относительная редкость.

Границы между свободными и экономическими благами подвижны. Всякое естественное благо, переработанное человеком или ставшее относительно редким в силу, например, ухудшения экологической среды, приобретает свойства экономического блага. В процессе экономического развития люди осваивают и включают в экономическую жизнь новые виды естественных благ. Так, пресная вода в ходе истории человечества прошла путь от бесплатного, данного природой, ресурса до ценного экономического блага.

Экономические блага весьма разнообразны, существует множество критериев их классификации.

В зависимости от формы воплощения экономические блага подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные блага имеют натурально-вещественную форму. К ним относятся находящиеся в ограниченном количестве дары природы, продукты производства, деньги и финансовые активы (долговые обязательства, акции, паи компаний). Нематериальные блага не имеют натурально-вещественного воплощения и представлены знаниями, информационными продуктами, а также свойствами самого человека. Эти свойства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние блага заключены в самом человеке (деловые способности, квалификация, профессиональное мастерство); внешние блага находят выражение в репутации, деловых связях и т.п.

Особое место в совокупности экономических благ занимают услуги – виды деятельности, приносящие полезный эффект и удовлетворяющие определенные потребности людей. Отличие услуг от продуктов производства заключается в том, что их полезный эффект неотделим от самой деятельности и они не способны накапливаться (например, транспортные и бытовые услуги). Различают услуги производственного и непроизводственного назначения. Услуги производственного назначения представляют собой продолжение процесса производства и воплощаются в осязаемом результате. К ним относятся обслуживание и ремонт оборудования, транспортировка продуктов и т.п. Услуги непроизводственного назначения не имеют осязаемого результата. К таким услугам относятся обучение, консалтинговые услуги, страхование.

По характеру конечного использования экономические блага делятся на потребительские (прямые) и производственные (косвенные). Потребительские блага непосредственно удовлетворяют потребности человека. Они представлены предметами потребления: продуктами питания, одеждой предметами культурно-бытового назначения. Производственные блага удовлетворяют потребности человека косвенно, через участие в производстве потребительских товаров. Они представлены ресурсами производства: зданиями сооружениями, машинами и оборудованием, землей, а также предпринимательскими способностями, навыками и квалификацией работников.

Исходя из срока использования различают долговременные и недолговременные блага. Долговременные блага применяются для удовлетворения определенных потребностей многократно и пригодны для использования в течение длительного периода времени (автомобиль, оборудование). Недолговременные блага участвуют в удовлетворении потребностей один раз и полностью потребляются, исчезают в процессе потребления (продукты питания, сырье и материалы).

По типу взаимозависимости в удовлетворении потребностей различают взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага. Взаимозаменяемые блага (субституты) способны замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности. Примером, таких благ являются сок, минеральная вода, «Кока-кола». Взаимодополняемые (комплементарные) блага дополняют друг друга при удовлетворении определенной потребности: автомобиль и бензин, нитка и иголка.

В зависимости от характера взаимодействия людей в процессе потребления экономические блага делятся на частные и общественные. Частные блага отличаются конкурентным и исключаемым характером потребления. Потребление такого блага (например, хлеба, одежды) одним человеком исключает возможность его потребления другими людьми. Частные блага потребляются на платной основе. К общественным благам относятся блага, потребляемые совместно, их потребление носит неконкурентный и неисключаемый характер. Участие в их потреблении одних людей не исключает из этого процесса других членов общества, за эти блага люди непосредственно не платят. К таким благам относятся общественная безопасность, уличное освещение и т.п.
2.4. Производственные возможности экономики

Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов ставит перед людьми проблему выбора, связанную с необходимостью отвергнуть все, за исключением одного, варианты экономических действий. При этом возникают альтернативные издержки (издержки упущенных возможностей, вмененные издержки) - оценка самой лучшей из отвергнутых в результате выбора возможностей использования данного ресурса. Оптимальным (рациональным) выбором считается вариант, обеспечивающий максимум результата при минимуме затрат. Отражением проблемы выбора является постановка и решение трех фундаментальных вопросов экономического развития, присущих каждому обществу:

1.Что должно производиться, какие блага и в каком количестве, учитывая, что ресурсов недостаточно для удовлетворения всех человеческих потребностей?

2. Как товары должны быть созданы, учитывая, что существует не один способ их производства? Какую технологию из их множества следует выбрать?

3. Для кого будут предназначены произведенные товары? Как созданные блага будут распределяться между членами общества?

Экономической наукой разработана модель “кривая производственных возможностей ”, иллюстрирующая выбор как экономическую проблему.

Предположим, что а) все имеющиеся в обществе ресурсы ограничены, а их объем постоянен; б) экономика функционирует в условиях полного использования ресурсов, производя наибольший из возможных объем благ; в) уровень технологий не меняется, отсутствуют внешнеэкономические связи; г) производятся только два товара - средства производства и предметы потребления. Возникающие при этом альтернативы представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Производственные альтернативы общества




Вид продукта

Альтернативы




А

В

С

D

Е

Предметы потребления

0

1

2

3

4

Средства производства

10

9

7

4

0



Перенесем данные таблицы на график (См. рис. 2.1). Соединив точки А, В, С, D и Е, мы получим кривую производственных возможностей экономики. Она иллюстрирует все варианты трансформации средств производства в предметы потребления, поэтому иногда ее называют кривой трансформации. Каждая точка на ней показывает максимально возможный объем производства средств производства и предметов потребления при полном использовании всех имеющихся в распоряжении ресурсов. Кривая производственных возможностей всегда имеет отрицательный наклон, свидетельствующий о невозможности получения большего количества предметов потребления без уменьшения производства средств производства, и наоборот.

Рис. 2.1. Граница производственных возможностей



Потери не созданных единиц средств производства — это альтернативные издержки, своеобразная плата общества за дополнительно произведенную единицу предметов потребления.

В процессе движения от варианта А к В, С, Д и Е обнаруживается, что величина альтернативных издержек возрастает - количество средств производства, которыми приходится жертвовать ради каждой дополнительной единицы предметов потребления, увеличивается от 1 до 4. Это явление называется законом возрастания вмененных издержек, что графически выражается в выпуклости кривой производственных возможностей относительно начала координат.

Возрастание вмененных затрат связано с неполной взаимозаменяемостью ресурсов. Одни из них более приспособлены для производства средств производства, другие — предметов потребления. Сначала используются наиболее подходящие для производства предметов потребления и менее производительные в производстве средств производства ресурсы. По мере наращивания производства предметов потребления ресурсы становится все труднее перепрофилировать, поэтому обществу приходится жертвовать все большим и большим количеством средств производства. Если ресурсы не специализированы, т.е. одинаково приспособлены для производства обоих товаров, кривая производственных возможностей имеет линейный вид и при переходе от одного варианта производства к другому альтернативные издержки постоянны.

Реальный объем производства может находиться левее кривой производственных возможностей, что свидетельствует о неполном использовании имеющихся ресурсов. Любая точка, лежащая правее кривой производственных возможностей, технологически недостижима в рамках имеющихся ресурсов, хотя является более предпочтительной для общества по сравнению с точками А, В, С, D, Е.

При условии ввода в эксплуатацию новых месторождений, строительстве новых заводов, росте числа трудоспособного населения граница производственных возможностей сдвигается вправо и вверх. Такая ситуация называется экстенсивным экономическим ростом. Возможности его осуществления для многих, в первую очередь экономически развитых стран, в том числе и Республики Беларусь, в современных условиях уже исчерпаны.

Вместе с тем производственные возможности экономики могут безгранично возрасти при реализации интенсивного пути развития, когда увеличение объемов произведенных средств производства и предметов потребления осуществится в результате изобретений, внедрения принципиально новых и ресурсосберегающих технологий, роста квалификации и умений работников, применения новых подходов в организации труда.

2.5. Экономическая и социальная эффективность

Эффективность характеризует степень рациональности экономических действий субъектов. Различают эффективность потребления, эффективность производства и эффективность распределения. Эффективность потребления имеет место, если потребители распределили свои ограниченные доходы так, что могут максимально удовлетворить имеющиеся потребности. Эффективность производства (производственная эффективность) означает, что производство каждого товара осуществляется с минимальными издержками: ресурсы скомбинированы так, что любое другое их сочетание увеличит затраты фирмы или государства. Эффективность распределения предполагает, что разделение труда и его специализация способствуют улучшению результатов при неизменных издержках. Этот вид эффективности называют аллокационной эффективностью. Остановимся на двух последних видах эффективности более подробно.

Производственная эффективность характеризует деятельность одной хозяйственной единицы. На практике эффективность ее функционирования оценивается системой показателей, которые называются показателями эффективности.

Таблица 2.2. Показатели производственной эффективности



Показатели эффективности использования факторов производства

Обратные показатели

Производительность труда (ПТ)

ПТ = Q / Т,

Q – объем производства

Т – затраты живого труда




Трудоемкость производства

ТЕ = Т / Q



Фондо/Капиталоотдача (ФО)

Q

ФО = Ф,


Ф – среднегодовая стоимость основных производственных фондов



Фондо/Капиталоемкость

(ФЕ)


ФЕ = Ф / Q

Материалоотдача (МО)

МО = Q / М,

М – затраты сырья, топлива, энергии,

материалов



Материалоемкость

МЕ = М / Q



Наиболее обобщающий показатель эффективности производства – рентабельность:

, (2.2)

где R- рентабельность;

P – прибыль, рассчитываема как разница между выручкой и затратами;

K1- затраченный (авансированный) капитал.

Для полной оценки степени производственной эффективности требуется комплексное использование рассмотренных показателей.

Повышению эффективности производства способствуют, во-первых, научно-технические факторы: НТП, автоматизация производства, применение ресурсосберегающих и высоких технологий, улучшение структуры капвложений; во-вторых, организационно-экономические факторы: специализация и кооперация производства, рациональное размещение производительных сил, улучшение организации и методов управления хозяйственной деятельностью; в-третьих, социально-психологические факторы: повышение образовательного и профессионального уровня подготовки кадров, формирование определенного стиля экономического мышления, психологический климат в трудовых коллективах; в-четвертых, внешнеэкономические факторы: углубление международного разделения труда, взаимопомощь и сотрудничество стран, развитие внешней торговли и др.,

Сущность аллокационной эффективности связана с разделением труда и специализацией. Разделение труда — это раздробление одного задания на ряд более мелких, чтобы каждый работник мог стать более квалифицированным (специализированным) в выполнении конкретной работы. Первоначально появилось естественное разделение труда в зависимости от пола и возраста, на его основе возникает общественное разделение труда: сначала выделяются пастушечьи племена, затем — ремесленники, за ними — купечество. Впоследствии произошло отделение от производства функции управления — появились менеджеры, и, наконец, структура экономики обозначилась выделением науки как одной из важнейших сфер жизнедеятельности общества.

Результатом разделения труда явился огромный скачок в росте эффективности общественного производства. Вместе с тем, это усилило зависимость хозяйств друг от друга и породило проблему размещения ресурсов. Чем глубже специализация труда, тем сильнее взаимозависимость специализированных производителей, каждый из которых не производит и тысячной доли того, что потребляет. Следовательно, для удовлетворения потребностей необходим обмен созданными продуктами, который усиливает эффективность специализации. Предположим, что существует условный субъект экономики «А». Ему приходится выбирать между производством товаров Х и Y, эффективное производство которых предполагает наличие различных комбинаций ресурсов. Говорят, что «А» обладает абсолютным преимуществом в производстве товара Х перед другими производителями, если он способен производить его с наименьшими издержками. Для «А» выгодно, таким образом, обмениваться товаром Х с другими субъектами хозяйствования. Д. Рикардо, доказал, что данный принцип является частным случаем реализации принципа сравнительных преимуществ. Даже если «А» не имеет абсолютных преимуществ перед другими производителями ни в производстве товара Х, ни в производстве товара Y, обмен будет выгоден для него в случае специализации на товаре, производство которого обходится ему с наименьшими издержками упущенных возможностей. Другими словами, субъект обладает сравнительными преимуществами по товару, в производстве которого он менее неэффективен, чем другие производители. Принцип сравнительных преимуществ справедлив как в отношении отдельных работников, хозяйственных единиц, так и для международной торговли: импортируя товары из-за рубежа, страна может выиграть, если она будет при этом специализироваться на производстве продуктов, которые сама выпускает более эффективно.

Таким образом, достижение эффективности в распределении означает, что индивиды, фирмы, страны специализируется в производстве работ, товаров и услуг таким образом, что каждый максимизирует полученные выгоды по сравнению с понесенными издержками.

Эффективность потребления, производства и распределения являются обязательными, но недостаточными условиями достижения экономической эффективности. Последней внутренне присущ социальный аспект: стремление к наибольшей выгоде должно сочетаться со справедливостью распределения результатов экономической деятельности. Другими словами, экономическая эффективность — это достижение такого состояния экономической системы, при котором невозможно увеличить чье-либо удовлетворение потребностей, не сократив при этом удовлетворение потребностей другого члена общества. Этот принцип получил название Парето-эффективности по имени итальянского экономиста В. Парето. Таким образом, социальная эффективность - это эффективность, рассматриваемая с точки зрения конечного назначения общественного производства, т.е. удовлетворения потребностей человека, его развития и совершенствования, реализации принципов социальной справедливости. Она отражает соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница