Конспект лекций бгэу, 2013 г. Анализ производства и реализации продукции




страница1/11
Дата11.05.2016
Размер1.13 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

УО «Белорусский государственный экономический университет»

Г.В.Савицкая



АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конспект лекций

БГЭУ, 2013 г.
1.1. Анализ производства и реализации продукции
1.1.1. Анализ динамики и выполнения плана по производству

и реализации продукции

Объем производства и реализации продукции –– взаимозависимые показатели. В условиях ограниченных производственных возможностей и при неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста объема производства и реализации  продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину операционных затрат, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение. Его основные задачи:

оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно–натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.



Обобщающие показатели объема производства продукции получают обычно с помощью стоимостной оценки, для чего используют сопоставимые или текущие цены.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.



Условно–натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок (туб), на ремонтных предприятиях –– количество условных ремонтов, в обувной промышленности –– условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Нормативные трудозатраты ( в нормо–часах или нормированной зарплате) используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства не представляется возможным использовать натуральные или условно–натуральные измерители.

Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Он может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой на нее спрос на рынке, зависит и объем ее производства.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста (табл. 1.1).

Таблица 1.1. Динамика производства и реализации продукции

(в сопоставимых ценах)

Год

Объем производства продукции, тыс.руб.

Темпы роста, %

Объем реализа–ции, тыс.руб.

Темпы роста, %

базис–ные

цепные

базис–ные

цепные

1–й

90 000

100

100

89500

100

100

2–й

92 400

102,7

1О2,7

92600

103,4

103,4

3–й

95 800

106,4

103,6

94300

105,4

101,8

4–й

94 100

104,5

98,2

93500

104,4

99,2

5–й

100 800

112,0

107,1

96600

107,9

103,0

Из таблицы видно, что за пять лет объем производства возрос на 12 %, а объем реализации –– на 7,9 %. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Исчислим его по среднегеометрической:

Твп = n\/ Т1 * Т2 * Т3 * Т4 * Т5 = 4\/1,0*1,027*1,036*0,982* 1,071 =
=4\/ 1,12 = 1,0287 = 102,87 %, Тпр = 102,87 – 100 = 2,87 %.
Трп = 4\/1,079 = 1,0192, Тпр = 101,92 – 100 = 1,92 %.

В приведенном примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 2,87%, а реализации продукции –– 1,92%.



Оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) производится по данным, приведенным в табл. 1.2. Из таблицы видно, что за отчетный год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 5 %, а по реализации – только на 1,42 %. Это свидетельствует о росте остатков нереализованной продукции.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день, нарастающим итогом с начала месяца, а также отклонение от плана (табл.1.3).

Таблица 1.2. Анализ выполнения плана по выпуску и реализации

продукции предприятием___________________за 20__ г.


Изде–лие

Объем производства продукции в плановых ценах, тыс.руб.

Реализация продукции в плановых ценах, тыс.руб.

план

факт

откло–нение от плана

% к плану

план

факт

откло–нение от плана

% к плану

А

28800

25200

–3600

–12,5

28500

24250

–4250

–14,9

В

33600

33264

– 336

–1,0

33600

31800

–1800

–5,35

С

19200

22176

+2976

+15,5

18900

21350

+2450

+13,0

D

14400

20160

+5760

+40,0

14250

19200

+4950

+34,7

И т.д.

























Итого

96000

100800

+4800

+ 5,0

95250

96600

+1350

+1,42

Таблица 1.3. Оперативный анализ выполнения плана по выпуску

и отгрузке продукции, тыс.руб.

Вид продук–ции

План

02.01.19___ г.

03.01

и т.д.


на сутки

на месяц

план с начала

месяца


фактический объем

Откло–нение

от плана





за сутки

с начала

месяца





Изделие А:

выпуск

80

1600

80

82

82

+2




отгрузка

82

1640

82

78

78

–4




Изделие В:

выпуск

125

2500

125

124

124

–1




отгрузка

126

2520

126

128

128

+2




И т.д.






















Итого:

выпуск

330

6600

330

329

329

–1




отгрузка

333

6660

333

330

330

–3



Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам оборачивается для предприятия уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для государственных нужд. Это гарантирует предприятию сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам и т.д.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница