Конкурентоспособность муниципальных образований




Скачать 75.29 Kb.
Дата05.05.2016
Размер75.29 Kb.

Конкурентоспособность муниципальных образований



Русин И. И.

кандидат экономических наук, профессор,

Государственный советник юстиции 1 класса,

Ректор Одинцовского гуманитарного университета


Конкурентоспособность в настоящее время является основной характеристикой любого проекта, любого бизнеса, региона, муниципального образования, которая достаточно правильно отражает позиционирование объекта на по - сути глобальном рынке производства услуг и товаров. Какие бы показатели или рейтинги не вводились для оценки эффективности, в конечном итоге все в той или иной мере сведется к показателям конкурентоспособности.

Это положение в равной степени относится и к муниципальным образованиям. Власть, избранная населением для обеспечения нормальной жизни горожан и/или жителей любого населенного пункта, обязана в силу своей природы и предназначения применять наиболее эффективные стратегии развития поселения, наиболее эффективные меры по "жизнеобеспечению" населения. В свою очередь "жизнеобеспечение" есть результат правильно избранной и реализованной стратегии муниципального развития.

Стратегия муниципального образования, ее выбор и осознание фундаментальной, принципиальной необходимости для всех систем от простого члена общины до руководителя муниципального образования далеко не всеми и не всегда признается. Из более чем 12 тысяч муниципальных образований существующих в России, менее 10% имеют тщательно разработанную, принятую всем населением и доведенную до конкретных показателей стратегию территориального развития. Чаще всего разработка стратегии развития не является доминирующим фактом планирования из-за :

· непонимания роли и значения стратегии;

· отсутствия квалифицированного персонала для ее разработки и реализации;

· неспособности и невозможности сформулировать основные цели и задачи;

· отсутствия воли и ответственности перед населением;

· недостаточного финансирования и многого другого.

Действительно, с бытовой точки зрения перечень проблем в области муниципального развития столь велик и безнадежен, что говорить о стратегии на фоне элементарного отсутствия воды, тепла, дорог, жилья и многого другого, по меньшей мере, странно. Тем не менее, богатейший опыт муниципального строительства как в мире, так и в России показывает чрезвычайно важную роль стратегического планирования как фактора повышения конкурентоспособности муниципального образования.

Из каких блоков состоит процедура стратегического планирования для муниципальных образований?

Во-первых - это определение миссии и целей муниципального образования. В Конституции Российской Федерации и Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" четко записано, что муниципальные образования призваны самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы жизнеобеспечения населения, имея в виду их местный, локальный характер. Это общая формулировка закона. Для каждого муниципального образования в зависимости от местоположения, социально- экономических характеристик, численности, культурно-исторических традиций и многого другого существуют более конкретные индивидуальные характеристики стратегии развития. Например, Одинцовский район Московской области избрал в качестве стратегии развития экологически ориентированный вариант - "Экополис". Что это значит для жителей района? Какая стратегия развития при этом должна быть реализована? Каков порядок разработки и принятия "Стратегии" как директивного документа?

Во-вторых, необходимо описание демографических тенденций - прогноз роста населения, его существующих характеристик. Необходимо понять, как коррелируются стратегические планы с реальным потенциалом, реальным населением..

В-третьих, оценка качества человеческого потенциала - его образования, навыков, профессиональной пригодности, толерантности, опыта, коммуникабельности.

В-четвертых, оценка спроса и маркетинг рынка, исследование региональной конъюнктуры.

В-пятых, оценка влияния стратегии и плана долгосрочного развития на экономическую и социальную составляющие.

В - шестых, оценка возможностей аппарата управления, администрации, форм и методов принятия решений.

Поддержка населения, его участие в обсуждении проекта Стратегии муниципального образования играет чрезвычайно важную роль. Необходимо понимать, что реакция населения, доверие и готовность "принятия" Стратегии могут сказаться на итогах выборов.

Что принципиально важно при разработке Стратегии муниципальных образований?

1. Местоположение и "ресурсоемкость" муниципального образования, его природных, промышленных, экономических, социальных условий.

2. Экономическая ситуация в городе и регионе - конкурентная среда, структура, институциональные преобразования.

3. Состояние самоуправления, механизмов принятия решений, уровня подготовки персонала.

4. Факторы природной среды, чистота, загрязненность, ландшафт.

Еще раз повторяем, насколько важным для начала самого процесса выработки стратегических планов является поддержка населения. Выявление путем опросов мнения населения, проведения открытой публичной дискуссии, оценка приоритетов, устранение неопределенности и "закрытости" данных приводит к самым положительным результатам.

Конечно, необходимо ожидать конфликт интересов различных групп населения, открытое противодействие, разнонаправленность векторов интересов, скепсис и колебания лиц, принимающих решения.

Отличие муниципального образования от бизнес-структур, состоит в явной политизированности (социализированности) самого процесса управления, равной степени централизации принятия решений и разности целей управления: для бизнеса - это прибыль, для государства - это территориальная целостность, идеология, устойчивое развитие, для муниципальных образований - жизнеобеспечение населения.

Итак, в теории стратегическое планирование (как часть конкурентоспособности территории муниципального образования) - весьма полезная и необходимая вещь. Но на практике эти методы использует ничтожно малое число муниципальных образований. Казалось бы, если существует эффективная методология, способная улучшить жизнь населения, то ее будут активно использовать? Однако этого как раз и не наблюдается на просторах России.

Почему? Препятствий много, и все они объективны. Но главными из них являются:

· косность и традиционность мышления;

· низкая мотивация управленцев;

· отсутствие понимания сути и механизмов муниципального управления;

· неспособность к прогнозу и анализу;

· неверие в собственные силы и возможности муниципального развития как части "своего" территориального, поселенческого уровня власти, полностью подконтрольного местному населению.

Возьмем, для примера уже разработанную и принятую программу "Экополис" муниципального образования - Одинцовского района Московской области. Может ли она быть отнесена к стратегическому плану? Да может, так как и цели, и горизонты планирования, и масштабы, и другие составляющие являются явно стратегическими.

Другой вопрос - будет ли выполнение данной программы повышать конкурентоспособность муниципального образования, а через него повышать и благосостояние его жителей, поднимать "качество жизни" конкретного населения на конкретной территории?

Ответ положительный - да, будет.

Во-первых, абсолютно достоверно, что конкурентоспособность - это прежде всего эффективное использование имеющихся ресурсов. Если существуют проблемы деградации природных сообществ, сильное загрязнение окружающей среды, большое количество отходов - это свидетельствует прежде всего о принципиальной неконкурентоспособности как технологии, так и территории. Малоотходное или безотходное производство - это система характеристик.

Во-вторых, чистая, незагрязненная среда обитания приносит дивиденды всем жителям и обладает хорошим трендом повышения конкурентоспособности в будущем. Стоимость рабочей силы, привлекательность земли, инвестиционная привлекательность будут тем выше, чем выше экологический рейтинг территории.

В-третьих, издержками производства и потребления являются и те, что носят скрытый характер, например: расточительное природопользование, некачественные, высокоэнергетические, ресурсоемкие товары и услуги. Это все очевидные признаки низкоконкурентной продукции. Экологически чистые продукты, пищевые и потребительские товары - только они могут быть конкурентоспособными на мировых рынках.

В-четвертых, инвестиционная привлекательность муниципальных образований состоит не в том, что местные власти могут предоставить максимальные налоговые или иные льготы, а в УСЛОВИЯХ для ведения бизнеса . К таких условиям, носящим все более глобальный характер, относятся:

1. Безопасная, экологически чистая и внешне привлекательная территория.

2. Развитая поселенческая инфраструктура.

3. Социально однородное, хорошо образованное население.

4. Присутствие на территории образовательных и научных центров, особенно университетских городков - кампусов.

5. Открытая, прозрачная система принятия решений на муниципальном уровне.

6. Заявленная, принятая и поддержанная населением стратегическая идея (миссия), способная показать цели и задачи на длительный период.

Все эти факторы и условия присутствуют в программе "Экополис". В действительности, реализация поставленных задач всецело будет зависеть только от одного - неизменности курса, неизменности стратегического направления развития, последовательности шагов и терпению лиц, принимающих решения, так как сиюминутный результат - это результат с отрицательным потенциалом.

Рассматривая будущее программы " Экополис", следует обратить внимание на ряд проблем которые, если их в ближайшем будущем не поставить, могут носить системный характер:

1. Должна быть более четко и программно прописана организационная модель решения целей "Экополиса". Понятно, что в рамках только муниципальных управленческих механизмов ее решить нельзя. Необходимо "встраивание" в процесс выработки и принятия решений дополнительных блоков, например, технологического, риск-менеджмента и других.

2. Отсутствие в "Экополисе" четко прописанного экономического механизма и инвестиционного раздела затрудняет оценку ее экономической эффективности. Это нужно сделать в первую очередь, так как население лучше всего реагирует на экономический подъем и перспективы

3. Главным в любой программе, в том числе и " Экополисе" является человеческий и ресурсный потенциал. Необходимо тщательно проанализировать и определить качество человеческих ресурсов Одинцовского района, выгоды и преимущества "местоположения".



4. Важнейшим конкурентным преимуществом является, как известно, "отличимость", "особенность", "изюминка". Поэтому "Экополис" должен иметь четко позиционируемую и хорошо "имидж-различимую" характеристику территории.

Я уверен, что программа "Экополис" - это не только экологическая программа развития, но и программа интенсивного экономического развития, так как "Эко" - это и первый слог слова "экономика".


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница