Концептуальную теорию управления




страница1/10
Дата09.05.2016
Размер1.26 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Концептуальная Теория Управления Цикл 2

Общее описание




ВВЕДЕНИЕ В
КОНЦЕПТУАЛЬНУЮ ТЕОРИЮ УПРАВЛЕНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть 1
Гл. 1. ВВЕДЕНИЕ В ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНИЕ»

Гл. 2. МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО ДАЛЕКО НЕ УПРАВЛЕНИЕ!


Часть 2
Гл. 3. ЭКОНОМИКА

Гл. 4. О "ПЕРЕСТРОЙКЕ" В СССР И РЕФОРМАХ В РОССИИ

Гл. 5. О КИТАЙСКОМ «ЧУДЕ»
Часть 3
Гл. 6. О ВНУТРЕННИХ ПРОБЛЕМАХ УПРАВЛЕНЦЕВ
Часть 4
Гл. 7. ИСТОРИЯ РОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ
Часть 5
Гл. 8. ЧТО ХОТИМ И С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?


Часть 1


Гл. 1. ВВЕДЕНИЕ В ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНИЕ»


Вы взялись читать эту мою работу, которую я назвал "Введением в КТУ". С большой долей вероятности Вас можно отнести к тем людям, которых тема управления (менеджмента) живо интересует. Иначе, зачем Вам это читать? J


Я не знаю в точности, какими судьбами Вы оказались наедине с этими текстами, но мне все равно приятно, что Вы здесь. Здравствуйте.
Меня зовут Симонян Валерий Арцрунович. В рассылках, которые я выпускал и выпускаю я еще подписываюсь аббревиатурой ВАС. Понятно почему?
Когда-то давно я был авиационным инженером на крупнейшем авиационном заводе, потом был инженером в общем машиностроении. Прошел путь от рядового инженера-технолога до председателя совета директоров крупнейшего машиностроительного завода в Карелии и там же окончил свою управленческую деятельность на посту генерального директора бывшей большой фабрики.
Более подробно о своей биографии я Вам расскажу позже, аж в четвертой части "Введения в КТУ". А сейчас мне бы хотелось обратить Ваше внимание на тот факт, что мое понимание и умение в области управления, которое возникло во мне из моей практики и наблюдений за процессами в СССР и мире, а потом и в России, я вынужден был трансформировать в некую теорию управления, которую я назвал концептуальной в силу ее особой значимости и всеохватности. Сделал я это лишь с одной цель: Иметь возможность передать мое понимание и умение другим людям. Что из этого получилось, так или иначе – оценивать Вам и тем, кто указанных целей уже достиг или на подходе к ним. А теперь немного о самой теории.
Концептуальная Теория Управления (КТУ), о которой речь пойдет далее, – вещь довольно серьезная по осмыслению и пониманию и "требует" от желающего не только упорства и усидчивости в ее овладении, но в первую очередь изменения его мировоззрения. Только тогда она раскрывается ищущему человеку, и раскрывается в той мере, в которой выросло его мировоззрение. Ваш покорный слуга и сам не может образмерить границы, которые охватывает открывшаяся мне по интуитивному каналу теория, апробированная мною на практике. Но мне думается, что границ и не существует, ибо, с моей точки зрения, нет в мире людей процессов, которыми бы кто-то не управлял.
В этих материалах (Введениях) я буду говорит Вам о том, как становилась моя теория, что я наблюдал и что увидел. Мы будем говорить об экономике глобальной и локальной, об экономике государства и любой фирмы. Мы будем говорит о власти и ее личинах, о тех реформах, которые претерпели все наши государства. Мы вместе с Вами исследуем экономическое чудо Китая. Мы также с Вами исследуем в какой-то мере внутренние проблемы предпринимателей. И еще много других вопросов мы зададим и ответим на них в этих материалах.
Концептуальная Теория Управления (КТУ) в учебных материалах по ее освоению условно разделена на ряд категорий и принципов, однако воспринимать ее, а, следовательно, и применять, необходимо всю сразу, как неделимое на составные части целое.
Естественно возникает вопрос, зачем же тогда делить КТУ на отдельные категории и принципы? По одной простой причине. Освоение КТУ, как неделимое целое, невозможно в силу ограниченности обычного человеческого сознания, тем более без освоения каждой из ее частей на личной практике.
В процессе ведения рассылки: «Менеджмент? Это очень просто!», а теперь: «УПРАВЛЕНИЕ – Царица всех наук!» мне довольно часто задавали очень существенный, на мой взгляд, вопрос: «А зачем такая теория нужна? Есть же всемирный опыт человечества в этой области, есть и теории, и есть великолепные результаты управления. Что может изменить Ваша КТУ?»
Скажу сразу о главном. Разум каждого человека, а также соборный разум любого сообщества людей, в первую очередь и всегда, решают задачи управления по отношению к системам, стоящим ниже их, а также задачи самоуправления в пределах ограничений и возможностей, предоставленных им системой, стоящей выше их. Это абсолютно справедливо для современного состояния мировоззрения подавляющего большинства людей.
Иначе говоря, управление всегда является совокупностью иерархических процессов управления и самоуправления: На каждого управляющего найдется свой управляющий, и тогда этому управляющему приходится соизмерять свои управленческие решения и управляющие воздействия в пределах возможностей и ограничений, предоставленных ему "верхним" управляющим. Поэтому знать и понимать, что такое управление во всей своей сложности и многогранности весьма полезно.
Однако очень правильно некоторые читатели рассылки заметили, что само по себе управление возможно на основании практических навыков, приобретенных тем или иным управленцем в процессе реального управления. И что, если такой человек достаточно разумен, и чутко реагирует на факты, происходящие в его сфере управления, то ему лично никакая теория не нужна. Примером тому служит все тот же Г. Форд, о котором я говорил в рассылке, или Савва Морозов и другие.
Передача управленческого опыта другим людям, - тем, кто только начинает осваивать управленческую деятельность, также возможна от человека к человеку, если второй достаточно разумен для перенимания этого опыта. Мало того, я берусь утверждать, что сегодня в этой области в подавляющем большинстве случаев именно так и происходит.
Такое перенимание управленческого опыта очень похоже на обучение ремеслу издревле, а также на обучение, которым подвергаются малыши-животные от своих взрослых родителей по принципу: «Делай как я». Результат такого обучения обычно бывает двоякий: Справился с управлением в реальных условиях – молодец, не справился – твои проблемы.
С таким принципом можно было бы и согласиться, если бы не одно существенное «НО»: Проблемы создает он не только себе, а и тем людям, которые прямо или косвенно вовлечены в его управленческую деятельность. И чем значительнее объект управления (ОУ), на который влияет этот неумеха, тем большее количество людей одновременно с ним несут груз проблем, созданных им, вплоть до страны и человеческой цивилизации в целом. Результаты действий таких управленческих неумех мы и наблюдаем в своей повседневной жизни, во всех областях и социальных, и экономических.
Отсюда следует логичный вывод, что обществу в целях передачи управленческих знаний и умений от поколения к поколению все же необходимо осуществлять на базе универсальной теории, нежели так, как это делают животные-родители по отношению к своим детенышам.
Фактически по всем другим отраслям человеческих знаний и умений так и есть. Все частные области прикладной науки разработали свои теории, свой понятийный аппарат, с помощью которого производится обучение подрастающих профессионалов в этих областях. Только деятельность людей в области «УПРАВЛЕНИЕ» такой единой теории со своим терминологическим и понятийным аппаратом не имеет! А то, что это так, мы с Вами и попытаемся определить в этом цикле обучения.
В начале этого раздела мы говорили, что всякий процесс в человеческом обществе может быть рассмотрен (представлен, интерпретирован) как процесс управления или самоуправления, или то и другое вместе. Совокупность всех частных процессов – составляет общий процесс любой локальной единицы (фирмы, поселка, города, региона, страны и всего человеческого общества) в биосфере планеты. Именно по этой причине понятийный и терминологический аппарат КТУ должен являться обобщающим для всех остальных частных процессов. Это позволит с его помощью описывать единообразно все остальные процессы: Общеприродные, технические, биологические, социальные и экономические.
Однако даже если иметь этот универсальный, общий для всех частных процессов язык, не следует забывать печальный опыт академической науки в области управления: Не следует утрачивать то, что свойственно способным управленцам-практикам – чуткого, внимательного отношения к реальным ситуациям управления.
Иначе говоря, теоретические знания, даваемые теорией управления, подлежат обязательному закреплению на практике управления с целью приобретения реального опыта управления, достаточного для тех или иных ОУ.
Следовательно, и преподавать эту теорию должны люди, имеющие за плечами реальный опыт управления. Именно так, как это и происходит в большинстве случаев в частных областях прикладной науки. Так я и поступаю с теми людьми, кто решается осваивать Концептуальную Теорию Управления. Во всех моих материалах по освоению КТУ невозможно увидеть слово "изучение", но всегда можно встретить слово «освоение». Понятно почему?
В третьей части введения в КТУ я рассказываю об истории рождения и становления этой теории в моем сознании в результате моего практического опыта и наблюдений. Это плод моих мучительных раздумий и прозрений в самые сложные для меня годы – начало и середина 90-х годов прошлого века, когда я был председателем совета директором ЗАО "Петрозаводскмаш". Это, если хотите, плод откровений, полученных мною по интуитивному каналу, казалось бы в самых безвыходных состояниях предприятия в эти бушующие года.
Поэтому я был буквально ошеломлен, когда впервые прочел очень похожую теорию управления, именуемую ДОТУ, в начале 1999 года. Я настоятельно рекомендую Вам прочесть Достаточно Общую Теорию Управления (ДОТУ), которую предал общей гласности Внутренний Предиктор (ВП) СССР (не путать с Советским Союзом) (http://www.dotu.ru).
Внешняя схожесть при ближайшем рассмотрении оказалась видимостью. ДОТУ умышленно дана людям, во-первых, в ущербном виде, а, во-вторых, в таком общем и заумном виде, что применить ее в практике жизни вообще не представляется возможным никому. Даже апологеты ВП СССР, распространяющие его материалы ("Мертвая вода"), в том числе и ДОТУ, так и не смогли ею воспользоваться. Во всяком я таких случаев не знаю и ни разу о таком не слышал.
А вот все те люди, которых я отсылал по разным причинам к ДОТУ, всегда возвращались ко мне (хотя бы для того, чтобы мне об этом сказать), что освоение ДОТУ в практике жизни невозможно. Причины я указал выше.
В своей КТУ я не претендую на ее философское, мистическое и духовное значение, как это делает ВП в ДОТУ. Я больше рассматриваю КТУ в прикладном значении, хотя и для любого ОУ, ибо я практик, а не представитель академической или какой-либо другой науки. В то же время я очень хорошо понимаю значение мировоззрения человека в способности хорошо управлять сложными социальными процессами в человеческих сообществах, а значит и в способности освоить КТУ в значительной мере.
Да это и понятно, т.к. моя теория рождалась из моих практики и наблюдений за процессами, которые происходили на предприятии, на котором я тогда работал, в СССР, России и странах СНГ, а также в мире, начиная с 1980 года.
Но вернемся к нашим выборам: изучать теорию или нет. Некоторые неординарные люди, рано задавшиеся вопросом смысла жизни человека и активно искавшие ответы на эти вопросы, в результате своего опыта говорят, что никакой теории не нужно. Они утверждают, что нужно только задаться этими вопросами и смело идти по жизни, пытаясь найти эти ответы и жизнь научит.
Правы они или нет? Я смело скажу, что они абсолютно правы! Они правы по отношению к единицам из общего числа людей, которых всегда во все времена было доли процента. Они правы потому, что это их искренняя правда, подтверждаемая их личным, а не чужим опытом. Они станут правы почти абсолютно тогда, когда все человечество станет просветленным.
Но есть и другая правда, которая состоит в том, что подавляющее большинство людей таковыми вопросами не задаются. Подавляющее большинство людей не имеют такой силы духа, как эти единицы. Они омертвлены с рождения воспитанием, образованием, всем своим образом жизни.
Другая сторона этой правды состоит еще в том, что незачем набивать шишки, «изобретая велосипед», если у человека есть могущественный (в потенции) разум, который сначала может понять пошаговую суть управления, а потом сообразуясь с этим пониманием достичь своих целей гораздо более эффективно и быстро, нежели бы он их достиг (а достиг бы?), не применяя понимания, вынесенного из теории.
И, наконец, еще одна сторона этой правды. Если человек через освоение КТУ начинает видеть то, что до этого было для него невидимым (манипуляции политиков, начальников всех рангов вплоть до общемировых, то это делает его свободным в выборе: Подчиниться диктуемым закономерностям или пойти своим и независимым путем. А не видящий человек имеет ли такую возможность?
Поэтому, тот кто чувствует в себе силу и уверенность, кто задался вопросами смысла жизни, тот может выбрать и трудный путь самосовершенствования и без всяких теорий.
А для тех, кто понимает, что с настоящей теорией осваивать практику жизни несоизмеримо легче и эффективнее не решенным остается всего один вопрос. Какую теорию выбрать!
Правомерен вопрос? Вполне! Как же быть, как из моря всех этих теорий выбрать именно ту, которая действительно поможет в жизни и в деле, а не станет обузой и не отнимет годы на изучение этой обузы?
Именно в решении этого вопроса я и собираюсь Вам помочь. Я не буду приводить вам сравнительные доказательства, я предложу Вам личные и реальные опыты, пройдя которые Вы сможете с гораздо большей уверенностью выбирать то, что станет для Вас очевидным.


Гл. 2. МЕНЕДЖМЕНТ – ЭТО ДАЛЕКО НЕ УПРАВЛЕНИЕ!

Вы прочли заголовок этой части введения и, наверняка, сделали про себя, а может быть и вслух одно или несколько эмоциональных "заявлений" типа: "Ну, и нахал же этот автор! J


Кто я на самом деле и почему счел возможным и нужным сказать то, что я сказал – увидим в будущем. J А пока предлагаю Вам просто задать самому себе простой вопрос: А что это такое "Менеджмент"? Как мне следует понимать это слово? Чтобы в первом приближении ответить на эти вопросы (по сути один вопрос) вовсе не обязательно знать его (их). Давайте просто путем логики ответим сами себе на этот вопрос в целом.
Известно, что менеджменты бывают теоретическими и практическими. Теоретические менеджменты – это те вещи, которые преподают в высших школах по всему миру. Это так или иначе систематизированный, интерпретированный и интегрированный опыт разных стран и разных направлений в менеджменте. Менеджмент торговли – это совершенно не то же самое, что менеджмент тяжелого машиностроение или заводов по производству интегральных схем. Таких менеджментов – множество.
Практический менеджмент – это сугубо практический опыт управления своими делами в каждой из компаний западной цивилизации. Сколько Вы будете рассматривать компаний, столько и будет этих сугубо индивидуальных опытов.
И тот, и другой менеджменты предполагают дать или слушателям, или реальным управленцам, образно говоря, набор ключиков к тем или иным ситуациям (проблемам, вопросам), с которыми буду сталкиваться будущие менеджеры или те, кто с ними уже столкнулся в реальном деле.
Вот и давайте трансплантируем этот наш огромный, неимоверных размеров «рюкзак с ключиками», под названием «Менеджмент». Почему рюкзак? А это такой образ «Менеджментов» вообще, который я применял всегда, когда сталкивался с вопросами менеджментов и с лицами, которые их (менеджменты) проповедовали.
Если Вы еще не поняли из моих разъяснений этот образ, то поймете обязательно, если выполните эксперименты, которые я Вам предложу. Многие из прежних моих читателей этих материалов и рассылок (Прежде "Менеджмент? Это очень просто!", а теперь "Управление – царица всех наук!") убедились в этом и во многом другом в результате того, что провели эксперименты самостоятельно, не полагаясь ни на кого. Многие поверили логике моих рассуждений, подтвержденных выводами тех, кто такие эксперименты проводил и я о них рассказывал уже не один раз.
Однако вера – вещь не надежная. Тем людям, которые осваивали и осваивают КТУ я просто предписываю мне не верить, но все мои выводы и утверждения проверять на практике Только личный опыт позволяет человеку навсегда отказаться от своих заблуждений. И только в этом случае человек полностью поворачивается к новому и неизведанному, отказываясь от заблуждений прошлого.
Так что хорошенько подумайте, проводить Вам этот первый эксперимент или нет.
Я утверждаю, что:

Менеджмент – это далеко не управление! J
Вот и возьмитесь его опровергнуть! А как это можно сделать? Да, очень просто! Всего-то два варианта.
Первый. Нужно перепробовать все «менеджменты» всех школ и направлений, которые так или иначе применяются в мире, на собственной практике (не с чужих же слов вы будете судить). И если в них Вы найдете для себя ту универсальность, которую сможете применить в любом своем деле, то и флаг в руки, Симонян со своим утверждением опровергнут. Но этот вариант явно весьма затруднителен.
Второй. Нужно расспросить знающих людей, как в области образования, так и в области реального менеджмента (управления), что они думают об этих двух понятиях: «Управление» и «Менеджмент». Какой смысл они вкладывают в эти слова? И есть ли вообще единая теория, с помощью которой можно будет последовательно приобретать соответствующие навыки, успешно строить системы управления любым объектом и любой сложности? И на основании их высказываний по указанным вопросам, проведя соответствующий анализ, сделать выводы, прав Симонян в своем утверждении или, так скажем, несколько заблуждается. J
Выбор вариантов, конечно, за Вами. Если Вы выбираете первый вариант, пожелаю Вам счастливого пути на долгие и долгие годы. В следующих жизнях тоже всего хорошего. J Это не насмешка, а именно доброе пожелание.
Если Вы выбираете второй вариант, предлагаю провести этот эксперимент, который мы назовем «Эксперимент №1» Проводить его будем на следующих условиях, соблюдение которых позволит сохранить его чистоту. Вы же хотите на самом деле узнать, так уж ли благополучно в этом государстве, которое носит гордое название «Менеджмент»? А заодно узнаете и положение вещей в государстве под названием «Управление».
Для проведения эксперимента вам необходимо наметить не менее 10 кандидатур, как в области образования, так и в области реального управления на действующих предприятиях, фирмах и т.п. Это могут быть ректоры, проректоры, ведущие преподаватели (в указанных областях, конечно) государственных и частных высших образовательных учреждений (университетов, институтов, академий и проч.). Это могут быть предприниматели, директора, их заместители, министры и даже руководители правительств. Чем выше титул, и чем человек более знаменит и более у него регалий, - тем лучше для наших целей.
При проведении опроса этих людей ни в коей мере не показывайте свою эрудицию, даже если вы ею обладаете. Проявлять нужно только неподдельный интерес к ответу респондента. А это как раз и будет правдой, раз кто-то решится на проведение такого опроса. Всем этим людям нужно задать только один вопрос: «Что такое «Менеджмент» и что такое «Управление» и чем они отличаются друг от друга»?
При этом постарайтесь по возможности не допустить, чтобы опрашиваемый подглядывал в какие бы то ни было справочники и учебную литературу. Нам же нужен не его ответ, а нужно его понимание, не так ли? Притом, такая трудность у Вас возникнет только с людьми от образования. Практики никуда подглядывать не будут.
Вы можете разговаривать относительно долго, но при формулировании ответа призывайте их, пожалуйста, к лаконичности. Лаконичности же можно достичь, если Ваши респонденты дадут буквально определения на каждый из вопросов. Но в жизни такого еще ни разу не было. Но может быть Вам повезет? J
До начала эксперимента потрудитесь составить свой ответ в духе определения по каждой части этого вопроса. Зафиксируйте его и отложите до окончания эксперимента.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница