Комитет по науке и высшей школе




Скачать 291.39 Kb.
Дата28.04.2016
Размер291.39 Kb.


КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Промышленно-экономический колледж»

(СПб ГБОУ СПО «ПЭК»)

Заочное отделение

Специальность

030504.51 «Право и организация социального обеспечения»

домашняя контрольная работа

по дисциплине: «СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ в россии»

Вариант 2

Сущность социального страхования. История развития социального страхования. Система государственных внебюджетных фондов в РФ. Роль пенсионного фонда РФ.

Студента группы № 02701

Строгоновой О. В.



Преподаватель - научный руководитель
Столяр Т.Е.

Санкт-Петербург


2013г.

ОГЛАВЛЕНИЕ стр.

  1. Сущность социального страхования 3

    1. Понятие социального страхования 3

    2. Отличительные признаки социального страхования 3

    3. Субъекты и объекты социального страхования 4

    4. Виды обязательного социального страхования 4

    5. Основные принципы обязательного социального страхования 5

  2. История развития социального страхования 7

  3. Система государственных внебюджетных фондов в РФ 10

    1. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов 10

    2. Источники формирования внебюджетных фондов 12

    3. Тарифы страховых взносов 12

  4. Роль пенсионного фонда РФ 14

    1. Субъекты обязательного пенсионного страхования 14

    2. Права, обязанности и задачи ПФ РФ 15

    3. Размер пенсий 19

  5. ЛИТЕРАТУРА 22

1 Сущность социального страхования

    1. Понятие социального страхования

 Конституция Российской Федерации от 1 декабря 1993 года в статье 7 провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, - других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

1.2 Отличительные признаки социального страхования

Социальное страхование отличается от личного рядом признаков:

- страхование производится автоматически, помимо воли и желания застрахованного;

- страхование связано с трудовыми отношениями (работой по найму) и должно охватывать только трудящихся. Выплаты, не связанные со стажем работы по найму, относятся к соцобеспечению. Главная задача соцстраха - предоставить работнику средства для существования на то время, на которое он лишается заработка;

- государство курирует фонд социального страхования, т. к. гарантирует бесперебойное поступление в него отчислений от учреждений и предприятий (в том числе государственных) и с помощью законов определяет порядок страховых выплат. Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

1) у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;

2) у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком;

3) у страховщика - с момента регистрации страхователя;



4) у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

    1. Субъекты и объекты социального страхования

Объектом социального страхования является все население в целом или отдельные социальные группы, выделенные по критериям наличия социальных рисков. Условия государственного социального страхования устанавливаются законодательными и нормативными актами и носят обязательный характер. Управление фондами государственного социального страхования осуществляется специальными государственными финансово-кредитными учреждениями, создаваемыми при органах законодательной или исполнительной власти.

Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

    1. Виды обязательного социального страхования

Существующая система обязательного социального страхования в России включает в себя следующие виды:

  1. пенсионное страхование работающих от социальных рисков - старости, инвалидности и утраты кормильца; страховщиком выступает Пенсионный фонд Российской Федерации;

  2. страхование временной утраты трудоспособности (не совсем правильно именуемое как «социальное страхование»); страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации;

  3. социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страховщик - Фонд социального страхования Российской Федерации;

  4. медицинское страхование; страховщики - федеральный и региональные фонды обязательного медицинского страхования

Система социального страхования имеет свои особенности. Она финансируется за счет средств внебюджетных фондов. Государство регулирует деятельность фондов социального страхования, определяют их виды и финансирование этих фондов, для чего они предназначаются и где применяются. Но главной особенностью социального страхования является величина страховых рисков. Они носят массовый характер, выражаются в больших масштабах и имеют существенные последствия.

Различают следующие виды социальных страховых рисков:

  1. необходимость получения медицинской помощи;

  2. временная нетрудоспособность;

  3. трудовое увечье и профессиональное заболевание;

  4. материнство;

  5. инвалидность;

  6. наступление старости;

  7. потеря кормильца;

  8. признание безработным;

  9. смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

1.5 Принципы обязательного социального страхования

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:



  1. устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

  2. всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;

  3. государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

  4. государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

  5. паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

  6. обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

  7. ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

  8. обеспечение надзора и общественного контроля;

2. История развития социального страхования

Впервые обязательное социальное страхование наемных работников возникло в Германии, где в 1883-1889 гг. был принят ряд законов об организации государственного социального страхования рабочих. Постепенно эта система стала распространяться по всему миру.

В России страхование от несчастных случаев имело две формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые общества заключали договоры с владельцами предприятий, принимая на себя выплату определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев. Наличие подобного договора освобождало предпринимателя от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда. Вопрос о гражданско-правовой ответственности работодателя при подобных обстоятельствах особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев». Именно после принятия этого закона предприниматели стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования работников с тем, чтобы снять с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в какой-то степени, началом государственного социального страхования в России.

Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни. Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев.

Основы обязательного социального страхования в стране были заложены принятием третьей Государственной Думой в 1912 г. законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих».

Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на кооперированных началах. До революции в России действовало несколько тысяч страховых касс. В центре эту работу проводил Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях - Страховые присутствия.

Октябрьская революция внесла в жизнь свои коррективы, новшества не обошли и социальное страхование. Новые руководители страны, пришедшие к власти после Октябрьской революции 1917 года, считали, что законы Третьей Государственной думы не отвечали интересам рабочих. Однако полномасштабного закона о социальном страховании так и не было принято.

Изданные вскоре после Правительственного сообщения нормативные акты о страховании на случай болезни, беременности и родам, а также безработицы не нашли своей полной реализации. Они были фактически заменены Положением о социальном обеспечении трудящихся, утвержденным декретом СНК в октябре 1918 года. Этот документ не только обозначил круг выплат, но и определял размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по безработице и пенсий по инвалидности. Однако в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи Положение не получило необходимого развития. Обеспечение трудящихся осуществлялось, в основном, в виде натурального продовольственного и вещевого довольствия.

Система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства, просуществовала до 1921 года, когда с переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и не должно нести все бремя обеспечения всех работающих по найму.

По декрету СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» материальное обеспечение трудящихся основывалось на обязательных взносах предприятий, учреждений и хозяйств, использующих труд наемных работников. Конкретные нормы обеспечения определялись отдельными постановлениями СНК.

В частности, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам устанавливались в размере фактического заработка работника. Если средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось два вида пособия: на предметы ухода за новорожденным и на кормление ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты. Пособие по безработице выдавалось в размере от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом квалификации и стажа работы. В этих нормативных актах подчеркивалось, что фонды социального страхования твердо бронированы и не могут быть использованы на какие-либо другие цели. Тариф по всем видам страхования составлял 28,5 процента от фонда оплаты труда. Для социального страхования по временной нетрудоспособности, материнству и детству выделялось от 6 до 9 процентов; на лечебную помощь работающим - от 5 до 7 процентов от фонда оплаты труда. Кроме обычных тарифов существовали льготный и поощрительно-карательный, применение которых зависело от степени опасности и вредности условий производства.

В деятельности страховых органов, кроме обеспечения застрахованных денежными выплатами, все больше внимания уделялось вопросам профилактического и социально-бытового направления (курорты, санатории, дома отдыха, профилактории, диетпитание, детские сады и ясли, молочные кухни).

Союзный совет социального страхования обладал довольно широкими полномочиями. Он рассматривал и утверждал разработанные инструкции и положения в развитие действующих законоположений, касающихся страхования отдельных категорий работников, порядка взимания страховых взносов, применения действующих тарифов к отдельным видам страхования и размеров страхового обеспечения; разъяснял законодательство о социальном страховании; устанавливал порядок хранения денежных средств органов страхования и др. Этим Советом в 1925 году был утвержден первый список профессиональных заболеваний.

Начало становлению нового российского социального страхования было положено в конце 1990 г. созданием двух государственных внебюджетных фондов: 22 декабря был организован Пенсионный фонд РФ (ПФР), а 25 декабря - Фонд социального страхования РФ (ФСС). Создание Пенсионного фонда являлось логичным следствием реализации нового Закона «О государственных пенсиях в РСФСР», решение об учреждении ФСС диктовалось необходимостью реорганизации существовавшего ранее советского социального страхования в условиях распада Всесоюзной организации профсоюзов.

Переход к рыночной экономике, бюджетный кризис, рост неплатежеспособности хозяйствующих субъектов и населения естественным образом привели в начале 1990-х гг. к критическому состоянию и в других областях социальной защиты: охране здоровья и занятости населения. Финансовый кризис государственного здравоохранения и легализации безработицы потребовали принятия в 1991 г. законов «О медицинском страховании граждан в РСФСР» и «О занятости населения в РСФСР».

Реализация этих законов в части обеспечения дополнительных финансовых ресурсов предполагала создание новых внебюджетных фондов. Поэтому в 1992 г. были введены страхование по безработице и обязательное медицинское страхование, которые осуществлялись Государственным фондом занятости населения РФ (ГФЗ), федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФОМС).

Таким образом, в начале 1990-х гг. Россия вернулась на путь всеобъемлющего социального страхования. Созданием новой страховой системы социальной защиты государство пыталось на практике поставить размеры социальной помощи в строгую зависимость от результатов функционирования экономики, а индивидуальные социальные выплаты - в зависимость от трудового вклада каждого работника. Данный подход полностью соответствует международной практике и имеет несомненное положительное значение с точки зрения реализации принципов социальной справедливости.

Система социального страхования в России в современном ее виде формируется на протяжении 10-12 лет. Механизмы и институты, доставшиеся ей в наследство от советской системы, потребовали серьезной модернизации.


3 Система государственных внебюджетных фондов в РФ

3.1 Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

Специальные (внебюджетные) фонды государства представляют собой одну из форм организации финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевое назначение. Они являются важным звеном финансовой системы. Порядок образования и использования этих ресурсов регламентируется финансовым правом.


Внебюджетные фонды находятся в государственной собственности и не могут быть использованы на другие виды затрат, кроме предусмотренных.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определённых социальных групп населения.

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

1) запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность;

2) денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;

3) формируются, в основном, за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

4) на отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ;

5) денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

6) расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства РФ или специально уполномоченного на то органа (правление фонда).

Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

1) Пенсионный фонд Российской Федерации;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Таким образом, можно сделать вывод, что внебюджетные фонды позволяют разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды создаются двумя путями. Один путь - это выделение из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение, и второй - формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Целевые внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указана цель расходования средств.


3.2 Источники формирования внебюджетных фондов

Источниками формирования внебюджетных фондов являются:

1) обязательные платежи, установленные законодательством РФ, решениями местных органов власти;

2) добровольные взносы физических и юридических лиц;

3) прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондами - юридическими лицами;

4) другие доходы, предусмотренные соответствующим законодательными актами.

Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов создаётся в процессе перераспределения национального дохода.

Главными методами мобилизации национального дохода в процессе перераспределения при формировании фондов выступают:

- специальные налоги и сборы;

- средства из бюджета;

- займы;

- добровольные поступления;

- средства от капитализации временно свободных денежных средств внебюджетных фондов (покупка ценных бумаг, доходы от инвестиций и др.)

В первом случае специальные налоги и сборы устанавливает законодательная власть, и это основной метод формирования специальных фондов. Специальные налоги и сборы являются основным источником формирования государственных внебюджетных фондов.



3.3 Тарифы страховых взносов, установленные на 2013 г.



В таблице представлены тарифы страховых взносов работодателей во внебюджетные фонды, действовавшие и рассчитываемые в процентах от начисленной по всем основаниям оплаты труда работников.



Таблица №1. Тарифы страховых взносов, установленные на 2013 г.




Категория cтрахователей

Общая ставка

ПФР

тариф взноса в ФСС

тариф взноса в ФОМС

тариф страхового взноса на ОПС (код)

страховая
часть

накопит.
часть

1966 г.р. и старше

1967 г.р.
и моложе

Тарифы страховых взносов, установленные 
ст. 12 закона 212-ФЗ

34 %

26 %

26 % *

24,0 % **

2,0 % ***

2,9 %

5,1 %

Основной тариф на 2013 год 
для организаций, ИП и лиц, указанных в п. 1 ч. 1 ст.5 закона 212-ФЗ (до предельной величины базы)

30 %

22,0 %
(01, 52)

22%

16%

6,0 %

2,9 %
(071)

5,1 %

• Тариф свыше предельной величины базы

10%

10%

 

 

 

0,0 %

0,0 %

Тариф для сельхоз товаропроизводителей, ИП на ЕСХН, инвалидов и других плательщиков, указанных в п.1-3 ч.1 ст. 58 закона 212-ФЗ 



27.1 %

21,0 %
(18, 19, 20, 03)

21,0 %

15,0 %

6,0 %

2,4 %
(032, 041, 061)

3,7 %

Тариф для IT организаций, и других плательщиков, указанных в п. 4 - 6 части 1 ст. 58 закона 212-ФЗ 



14,0 %

8,0 %
(06, 08, 36)

8,0 %

2,0 %

6,0 %

2,0 %
(051, 091, 101, )

4,0 %

Тариф для организаций и ИП в области СМИ, указанных в п. 7 ч. 1 ст. 58 закона 212-ФЗ 



28 %

21,6 %
(09)

21,6 %

15,6 %

6,0 %

2,9 %
(091)

3,5 %

Тариф для организаций и ИП на УСН, НКО, ИП на ПСН и других плательщиков, указанных в п. 8, 10-12, 14 ч. 1 ст. 58 закона 212-ФЗ 



20,0 %

20,0 %
(07)

20,0 %

14,0 %

6,0 %

0,0 %

0,0 %

Тариф для плательщиков взносов, указанных в п. 9 ч. 1 ст. 58 закона 212-ФЗ, производящих выплаты членам экипажей судов 



0,0 %

0,0 %
(15)

0,0 %

0,0 %

0,0 %

0,0 %
(131)

0,0 %

Тариф для организаций, указанных в п. 13 ч. 1 ст. 58 закона 212-ФЗ, оказывающих инжиниринговые услуги 



30,0 %

22,0 %
(14)

22,0 %

16,0 %

6,0 %

2,9 %

5,1 %

4. Роль Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) был создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения граждан.



4.1 Субъекты обязательного пенсионного страхования

В соответствии с Законом РФ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» №167-ФЗ от 15 декабря 2001 г. субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страховщики, страхователи и застрахованные лица.



Страховщиком является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчётны вышестоящим. Государство несёт субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Страхователями являются лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), и адвокаты.

Застрахованные лица - это лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

4.2 Права, обязанности и задачи ПФРФ

1) проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством РФ порядке;

2) требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании;

3) получать у налоговых органов необходимую для осуществления обязательного пенсионного страхования информацию о страхователях и застрахованных лицах, включая налоговую декларацию, и иные сведения, составляющие налоговую тайну;

4) осуществлять управление средствами бюджета ПФР и контроль за их расходованием;

5) представлять интересы застрахованных лиц перед страхователями;

6) осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Пенсионный фонд обязан:

1) подготавливать обоснование размера тарифов страховых взносов;

2) назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

3) осуществлять контроль за обоснованностью представления документов для назначения (перерасчета) сумм обязательного страхового обеспечения, в том числе на льготных условиях в связи с особыми условиями труда;

4) составлять проект бюджета ПФР и обеспечивать исполнение указанного бюджета;

5) регулярно информировать в установленном порядке страхователей, застрахованных лиц, государственные, общественные организации о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости;

6) обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием;

7) осуществлять учет средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

8) осуществлять регистрацию страхователей;

9) вести учет страховых взносов физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;

10) вести государственный банк данных по всем категориям страхователей, в том числе физических лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о всех категориях застрахованных лиц;

11) обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом;

12) обеспечивать своевременный учет в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счета поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений;

13) обеспечивать организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных лицевых счетов;

14) бесплатно консультировать страхователей по вопросам обязательного пенсионного страхования и информировать их о нормативных правовых актах об обязательном пенсионном страховании;

15) организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам по вопросам обязательного пенсионного страхования;

16) развивать международные связи в области обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.



Пенсионный фонд обеспечивает:

- целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование соответствующих расходов;

- организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализацию средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;

- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в Пенсионный фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

- организацию и ведение индивидуального учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионные фонд РФ;

- межгосударственное и международное сотрудничество РФ по вопросам, относящимся к компетенции Фонда; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсии и пособий;

- изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в Пенсионный фонд страховых взносов и внесение в Верховный Совет РФ предложений по ее совершенствованию;

- проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;

- разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Фонда. Пенсионный фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Доходы Пенсионного фонда РФ формируются за счёт следующих источников:

- страховые взносы;

- средства федерального бюджета;

- суммы пеней и иных финансовых санкций;

- доходы от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

- добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

- средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению;

- иных источников, не запрещённых законодательством Российской Федерации

За счет средств ПФ осуществляются:

1) выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;

2) выплата социальных пенсий и пособий;

3) выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий, которые финансируются из госбюджета;

4) содержание аппарата ПФ;

5) расходы по доставке пенсий;

6) выплата пособий на погребение.

Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется на финансовый год с учётом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчёт о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счёт средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии - на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

Руководство ПФ РФ осуществляет Правление, и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Правление осуществляет оперативно-методическое руководство деятельностью фонда, представляет его во взаимоотношениях с государственными, общественными и международными организациями. Отделения ПФ есть во всех регионах и крупных городах.



4.3 Размер пенсий

Трудовая пенсия делится на три части: базовую, страховую и накопительную часть. Базовая часть одинакова для большинства пенсионеров и не зависит от заработка, который получал пенсионер в прошлом. Она индексируется с учетом инфляции. По состоянию на 01.04.2013 общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости составляет 3610 рублей 31 копейка в месяц.

Страховая часть привязана к сумме полученных за данного гражданина пенсионных взносов, учтенных на так называемом «условно-накопительном счете». Она также подлежит индексации с учетом инфляции, зарплаты и «индекса роста доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера».

В 2013 году трудовые пенсии российских пенсионеров были повышены в два раза. Первая индексация трудовых пенсий была произведена Пенсионным фондом России 1 февраля  -  трудовые пенсии выросли на 6,6% 1 апреля была произведена доиндексация трудовых пенсий в связи с ростом доходов ПФР в 2012 году в расчете на одного пенсионера. Размер доиндексации - 3,3%. В августе 2013 года произойдет традиционный перерасчет трудовых пенсий работающих пенсионеров с учетом поступивших в 2012 году страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение  от их работодателей.
 
Таблица №2 Средние размеры пенсий с 01.02.2013.


 

Средний размер пенсии

(руб.)


на 01.01.2013

Средний размер пенсии (руб.) (прогнозируемый) с 01.02.2013

Размер увеличения пенсии (руб.)

с 01.02.2013



Общий средний размер пенсии

9840,82

10490,31

649,49

Средний размер трудовой пенсии – всего,

10182,37

10854,41

672,03

в том числе:

 

 

 

- по старости

10498,97

11191,9

692,93

- по инвалидности

6529,14

6960,06

430,92

- по случаю потери кормильца

6528,86

6959,76

430,9

Социальные пенсии

6646,06

6646,06

0

Средние размеры пенсий граждан, получающих две пенсии:

- инвалиды вследствие военной травмы

24695,7

25554,65

858,95

- участники Великой Отечественной войны

25556,03

26524,68

968,65

- вдовы военнослужащих, погибших в Великую Отечественную войну

19466,48

20171,7

705,22

- родители погибших военнослужащих

18066

18710,49

644,49

- пенсии граждан, награжденных  знаком "Жителю блокадного Ленинграда"

18692,67

19525,71

833,04

Средний размер трудовой пенсии по старости граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:

- районы Крайнего Севера

16265,19

17338,69

1073,5

- местности, приравненные к районам Крайнего Севера

11314,27

12061,01

746,74

Третья часть трудовой пенсии – накопительная (образуется только у граждан 1967 года рождения и моложе). Она представляет собой определенный процент пенсионных взносов, различающийся в зависимости от возраста работника и его заработка. Эта часть накапливается в Пенсионном фонде и учитывается в так называемой «специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица». Накопительная часть формирует будущую пенсию. При этом аккумулированные средства инвестируются либо государственной управляющей компанией, либо частными структурами - уполномоченной управляющей компанией или негосударственным пенсионным фондом.



Литература


  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации

  3. Федеральный Закон от 15.12.2001г. №167-ФЗ. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации

  4. ФЗ от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

  5. ФЗ от 21.03. 2005 г. N 18-ФЗ «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан»


  6. Постановление Правительства РФ от 24.07. 2002 г. N 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»

  7. Официальный сайт ПФ РФ http://www.pfrf.ru/










База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница