Когда-то давно Луизиана была собственностью Франции. Наполеон продал эту территорию сша, когда президентом был Томас Джефферсон, но многие французы остались там жить




Скачать 147.48 Kb.
Дата10.05.2016
Размер147.48 Kb.
Кейс 1

Когда-то давно Луизиана была собственностью Франции. Наполеон продал эту территорию США, когда президентом был Томас Джефферсон, но многие французы остались там жить. Спустя некоторое время, их потомки создали особую культуру — «Cajun», которая сегодня славится в США своей уникальной музыкой и кухней. В основе этой кухни лежит «священный лангуст», как его любят называть в Луизиане. (Лангуст — это ракообразное, обитающее в пресных водоемах, являющееся постоянным обитателем озер Луизианы). Лангуст — основной ингредиент пирогов с раками, ракового супа, супа из стручков бамии. Как и вино для Франции, лангуст является символом культуры. Кроме того, индустрия по разведению лангустов приносит доход в размере 300 млн долл. в год фермерам Луизианы, по крайней мере они были таковыми, пока на рынке не появились лангусты из Китая.

В начале 90-х гг. импортеры из Луизианы приветствовали развитие китайской индустрии, для того чтобы удовлетворить растущий спрос на лангустов. В Китае индустрия разведения лангустов оказалась очень привлекательной для фермеров-предпринимателей. Впервые лангусты из Китая появлись в Луизиане в 1991 г. Хотя коренные жители оценили их как недостаточно вкусные, потребители, казалось, не замечали этого. Возможно, их привлекала цена — 2—3 долл. за фунт в зависимости от сезона, в то время как местные лангусты стоили 5—8 долл. за фунт. Благодаря значительным преимуществам в цене объемы продаж от китайского импорта взлетели с 353 000 фунтов — в 1992 г. до 5,5 млн фунтов — в 1996 г. К 1996 г. служащие штата Луизиана подсчитали, что местная индустрия по разведению лангустов потеряла 3000 рабочих мест. В основном, это были низкооплачиваемые места чистильщиков лангустов.

В 1996 г. Комитет по исследованию и развитию лангустовой индустрии направил петицию с просьбой о проведении антидемпинговой кампании Комитетом по международной торговле. В петиции утверждалось, что китайские производители лангустов занимались демпингом их товара, продавая его по низким ценам с целью вытеснения производителей Луизианы из бизнеса. Предлагалось установить налог на импортных лангустов в размере 200—300 \% от налога на импорт. Штат Луизиана затратил на поддержку этой акции сумму в размере 350 000 долл.

Юристы, представляющие китайскую индустрию по производству лангустов, заявили, что причиной низких цен были более низкие затраты на производство, а не демпинговая кампания. Один из импортеров китайских лангустов в Луизиане отметил, что 27 перерабатывающих заводов снабжали его компанию. Рабочие на этих заводах были обеспечены жильем и другими удобствами плюс получали 15 центов в час или 9 долл. за 60-часовую неделю. Юристами также отмечено, что китайские лангусты оказались выгодными как для американских покупателей, которые смогли сэкономить деньги и извлечь пользу благодаря более постоянному поставщику, так и для ресторанного бизнеса Луизианы, так как себестоимость блюд стала меньше. Ими же отмечено, что в этой кампании не были учтены интересы американских покупателей, так как эта акция не более чем попытка производителей из Луизианы восстановить свою монополию на производство лангустов.

Однако Комитет по международной торговле оставался глух к этим аргументам. Используя абсурдные доводы, более характерные для Страны чудес, Комитет счел более важным то, что Китай представляет собой страну с «нерыночной экономикой», так как не является членом ВТО. Затем Комитет в качестве аргумента рассмотрел цены в стране, представляющей «рыночную экономику», — в Испании, с целью установить «истинно рыночную» цену на лангустов. Исходя из того, что лангусты в Испании продаются по ценам, в два раза превышающим цены в Китае, что почти соответствует ценам в Луизиане, Комитет посчитал, что китайцы занимались демпингом. В августе 1997 г. по решению Комитета импорт китайских лангустов был обложен налогом в размере 110—123 \% от налога на импорт, тем самым устранялось ценовое преимущество, которым пользовались китайцы. В интересах защиты американской индустрии по разведению лангустов Комитет принял сторону производителей Луизианы, в ущерб интересам американских покупателей, которые теперь вынуждены оплачивать более высокую стоимость товара.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте ситуацию с торговлей лангустами на мировом рынке.

2. Обоснуйте Ваше мнение о положении в торговле лангустами на рынке США:

- с точки зрения потребителей;

- производителей США;

- производителей и правительства Китая.

3. Как в условиях глобализации должна решиться эта проблема?

Кейс 2.

США — Япония

На международной арене Япония долгое время придерживалась линии свободных торговых соглашений. Однако правительство США неоднократно подчеркивало, что их отношение к торговле является циничным и неомеркантилистским. Японцы, по заявлению американских чиновников, готовы подписывать международные соглашения, открывающие внешние рынки для товаров японских компаний, но в то же время они защищают свой внутренний рынок от иностранной конкуренции. Как доказательство, чиновники указывают на огромное несоответствие в торговле товарами США и Японии, которое в 1994 г. достигло размеров на сумму 80 млрд долл. (США импортировали товаров из Японии на 80 млрд долл. больше, чем экспортируемых товаров).

В недавнем прошлом правительство США получило неожиданно поддержку в лице трех японских экономистов. В исследовании, проведенном в 1994 г., этими экономистами были выделены продукты питания, косметика и продукция химической промышленности как основные области, в которых правительство Японии защищало японское производство от конкуренции со стороны более профессионального внешнего с помощью различных ограничений на импорт, таких, как квоты на количество продукции, которое можно импортировать в Японию. По оценкам этих экономистов, если бы не было препятствий, ограждающих указанные области от внешней конкуренции, импорт бы увеличился в 2 раза, и цены в Японии значительно снизились бы.

На основании материалов исследований делаются выводы о том, что в 1989 г. снижение цен сохранило бы среднему японскому потребителю 890 долл. При этом наблюдался бы спад в японском производстве более чем на 20 \% в соответствующих областях, включая выращивание пшеницы, семян масличных культур, листового табака и производство консервированных овощей и фруктов, косметику. Результатом либерализации торговли стала бы потеря более чем 180 000 рабочих мест в Японии. Казалось бы, что правительство Японии ограждает эти отрасли от более действенной внешней конкуренции, чтобы сохранить рабочие места, даже если средний японский потребитель вынужден покупать товары по более высоким ценам. Опека сферы продуктов питания, может быть, вызвана тем фактом, что японские фермеры, которые извлекают пользу от этой защиты, являются мощной политической силой внутри японского общества.

Правительство США утверждает, что в политике импорта автомобилей и запасных частей к ним Япония также заняла неомеркантилистскую позицию. Она является основным экспортером автомобилей и запчастей в Америку и Европу и исторически импортировала лишь 3 \% автомобилей и 2 \% запчастей. Другие развитые страны импортируют от 22 \% до 78 \% автомобилей и от 16 \% до 60 \% запчастей. По словам американских представителей, ведущих торговые переговоры, правительство Японии ограничивает импорт в Японию, требуя строгой проверки его на безопасность, которая является предлогом, влекущим увеличение затрат для иностранцев, пытающихся продавать товары в Японии. Например, Министерство торговли США заявляет, что добавление защиты передней щетки в качестве характеристики безопасности для транспортных средств требуется только в Японии. Для удовлетворения этого требования необходимо провести серию работ, включающих производство, испытания, дополнительный осмотр, стоимость которых достигает 3000 долл. на одно транспортное средство.

Японское правительство отвергает такие обвинения. Государственные служащие утверждают, что американские автомобильные компании не пользуются популярностью в Японии, потому что они не производят машин, соответствующих японскому рынку. Они отмечают, что в то время, как 80 \% машин, продающихся на рынках в Японии, имеют двигатели объемом меньше чем 2000 см3, ни одна американская компания не продает машины в Японии, которые имеют такие же показатели. Они также указывают на то, что импортируемые машины и запчасти увеличивают свою долю на японском рынке. В 1990—1994 гг., например, доля импортных машин на японском рынке увеличилась с 5,1 до 8,1 \%.

Вопросы:


1. Дайте общую характеристику ситуации на мировых автомобильных рынках.

2. Обоснуйте положение с точки зрения правительства США, Японии и компаний-производителей.

3. Как может разрешиться ситуация в условиях усиления глобализации производства?

4. Может ли ВТО повлиять на рассмотренную ситуацию?



Кейс 3

США часто представляют себя как страну, которая является приверженцем неограниченной свободной торговли. В переговорах с торговыми партнерами, такими, как Китай, Европейский союз и Япония, можно часто слышать, заверения американских торговых представителей о том, что экономика США является открытой, с незначительным количеством таможенных пошлин. Несмотря на то что таможенные пошлины на товары, ввозимые в США, действительно меньше по сравнению с другими индустриальными странами, они все равно имеют место. Ряд исследований показали, что в течение 80-х гг. пошлины обошлись покупателям США на сумму в размере около 2 млрд долл. в год.

Исследование, проведенное Гари Хуфбауэром и Ким Эллиотом в Институте международной экономики, было посвящено влиянию таможенных пошлин на экономическую деятельность в 21 сфере промышленности с ежегодным объемом продаж в 1 млрд долл. или более, которые США тщательно защищали от внешней конкуренции. Среди этих индустрий оказались индустрия одежды, керамической плитки, сумок и производство сахара. В этих отраслях первоначально таможенные пошлины были введены, чтобы оградить американские фирмы и их работников от внешних конкурентов, предлагающих более низкие цены. Обычным доводом для введения пошлин было то, что фирмы США без такой поддержки разорятся, что вызовет значительное увеличение безработицы. Таким образом, пошлины представлялись как имеющие положительное влияние на экономику США, не говоря уже о Казначействе США, которое извлекало пользу от соответствующих доходов.

Исследование, однако, показало, что в то время, как эти пошлины позволили сохранить 200 000 рабочих мест в защищаемых сферах промышленности, которые бы были потеряны в случае внешней конкуренции, они стоили американским покупателям около 32 млрд долл. в год в форме более высоких цен. Даже после того, как доходы от этих пошлин вошли в казну США, общая сумма, уплаченная нацией, все равно составила 10,2 млрд долл. в год, или более чем 50 000 долл. на 1 сохраненное рабочее место.

Экономисты, проводившие эти исследования, доказали, что цифры преуменьшили действительные расходы, которые несет страна, введя эти пошлины. Они придерживаются мнения, что, делая импортные товары менее конкурентоспособными по отношению к американским товарам, пошлины позволили местным производителям ставить более высокие цены, чем они должны были быть, так как им не было нужды конкурировать с более дешевыми импортными товарами. Ослабляя конкуренцию, даже слегка, эти пошлины уничтожили стимул для фирм становиться более эффективными, замедляя, таким образом, экономический прогресс. Более того, авторы исследования отмечают, что если бы пошлины не были бы введены, определенная часть от суммы в 32 млрд долл., освобождающихся ежегодно, была бы потрачена на другие товары и услуги. Рост этих отраслей вызвал бы появление новых рабочих мест, компенсируя потерю 200 000 рабочих мест в защищаемых отраслях.

Вопросы:


1. Используя данные рассмотренной выше ситуации, обоснуйте:

а) точку зрения владельцев и работников компаний в защищаемых отраслях;

- 42 -

б) позицию американского правительства;



в) позицию ученых.

2. Выберите правильный вариант ответа и приведите основные аргументы, подтверждающие, что во внешнеторговой политике США придерживаются принципов:

а) «свободной торговли»;

б) политики протекционизма.

3. Какой может быть роль ВТО в решении данных вопросов?

Кейс 4.

С 1978 г. руководство Китая начало осуществление перехода экономики от централизованно регулируемой к рыночной, параллельно сохраняя строгие политические рамки контроля со стороны Коммунистической партии. Стратегия включала ряд ключевых элементов:

• переход к фермерской системе хозяйствования (семейный подряд) в аграрном секторе взамен прежнего коллективизма;

• изменение системы управления на региональном уровне и в рамках отдельных предприятий, что позволяло создавать небольшие частные предприятия в сфере обслуживания и легкой промышленности; либерализация внешнеэкономической сферы.

Результатом стало резкое увеличение (с 1978 г.) объема внутреннего валового продукта. Продукция сельскохозяйственной отрасли увеличилась вдвое в 80-е гг. В промышленности также наметился положительный рост, особенно в прибрежных районах Гонконга и территориях, граничащих с Тайванем, где иностранные вложения послужили толчком к увеличению производства как внутренних, так и экспортных товаров.

Начавшиеся с небольших вложений иностранные инвестиции достигли в период с 1985 по 1990 г. ежегодного среднего уровня в размере 2,7 млрд долл., а в 1997 г. эта цифра составила 45,2 млрд долл., сделав Китай вторым по масштабам реципиентом притока прямых иностранных инвестиций после США. Около 80 \% инвестиций поступили от других азиатских государств, таких, как Гонконг (который сейчас является частью Китая), Сингапур, Корея и Япония, и равное количество инвестиций поступило из США и стран Западной Европы. За последние 20 лет приток инвестиций стал результатом образования в Китае 145 000 иностранных предприятий с объемом капиталовложений на сумму 216 млрд долл. По некоторым оценкам, эти инвестиции способствовали 20—30 \% экономического роста в Китае в конце 80-х и в 90-е гг. К 1996 г. фирмы с иностранным капиталом создавали 12 \% промышленной продукции, концентрируясь на производстве игрушек, обуви, электроприборов и в других секторах, требующих высокой концентрации труда.

Причина увеличения инвестиций очевидна. С населением в 1,2 млрд чел., Китай представляет собой один из самых больших потенциальных рынков в мире. Таможенные пошлины затрудняют выход на этот рынок экспортным товарам, в этом случае прямые иностранные инвестиции необходимы для использования огромного потенциала страны. Сочетание дешевой рабочей силы и налоговых льгот, особенно для предприятий, расположенных в специальных экономических зонах, делает Китай привлекательным центром, из которого можно снабжать азиатский и мировые рынки экспортными товарами.

Трудности, которые ожидали иностранные фирмы в Китае, были не так очевидны, по крайней мере вначале. Ослепленные размером и потенциалом китайского рынка, многие фирмы уделили недостаточно внимания трудностям ведения бизнеса в этой стране. В Китае огромное население, но, несмотря на два десятилетия экономического роста, это все равно очень бедная страна, в которой средний доход чуть превышает $700 в год. Отсутствие покупательной способности предполагает слабый рынок для многих западных потребительских товаров, начиная с автомобилей и заканчивая электроприборами. Другой проблемой является отсутствие развитой транспортной инфраструктуры и системы распределения. Компания «Пепси-Кола» столкнулась с этой проблемой при деятельности ее филиала в Chongqing. Расположенный высоко над рекой Yangtze в юго-восточной провинции Sichuan, Chongqing расположен в самом центре Китая. Муниципалитет Chongqing, включающий город и прилегающие к нему районы, населяет свыше 30 млн людей. По словам Стива Чена, управляющего филиалом компании «Пепси-Кола», отсутствие хороших дорог и системы распределения означает, что он может обеспечить своей продукцией только половину этого населения.

Другой проблемой является высококонтролируемая бизнес-среда, которая может сделать проблематичным осуществление бизнес-трансакций и изменений налоговых и уставных режимов. Например, в 1997 г. китайское правительство внезапно отменило схему налоговых скидок, которая делала импорт капитального оборудования в Китай привлекательным. Открывать предприятия в стране сразу стало гораздо дороже.

Проблемой также является недостаточное количество квалифицированного персонала. Культурная революция породила поколение людей, у которых отсутствует базовое образование, считающееся на Западе само собой разумеющимся. Лишь небольшое количество местного населения осознает сложность управления современным промышленным предприятием. Также существуют проблемы с местными партнерами совместных предприятий, которые либо неопытны, либо авантюрны, либо с разными намерениями. Один менеджер-американец, работающий на совместном предприятии, объяснил, что, когда он уволил 200 чел., чтобы снизить затраты, его китайский партнер на следующий день восстановил их всех. Когда американец поинтересовался, почему их приняли на работу, партнер, компания которого находилась в собственности государства, объяснил, что, будучи государственным учреждением, они просто обязаны снижать уровень безработицы. Увеличившиеся инвестиции в прибрежные районы Китая также вызывают опасения. Способность производить больше, чем необходимо сейчас, принимает угрожающие размеры в определенных сферах, оказывая негативное влияние на цены и доходы.

Осознавая эти проблемы, западные предприятия снизили уровень инвестиций в Китай в конце 1997 и начале 1998 г. В июле 1997 г. компания «Крайслер» объявила, что она закроет свой отдел сбыта в Пекине из-за перегруженности автомобильного рынка и меньшего, чем ожидалось, спроса на автомобили. Компания также заявила, что, продолжая работать на принадлежащем ей совместном предприятии в Шанхае по производству джипов, она больше не будет вкладывать деньги в экономику Китая. В то же время «Caterpillar Inc.» констатировала, что она закрывает принадлежащее ей совместное предприятие в Китае из-за небольшого спроса на двигатели, которые производились предприятием. Финансовый кризис, который пронесся по Азии в конце 1997 — начале 1998 г., значительно сократил поток инвестиций из других азиатских стран, которые исторически всегда являлись важным их источником.

Какое будущее ожидает долгосрочные прямые иностранные инвестиции в Китай и уровень долгосрочного роста, покажет время. Китайское руководство пыталось использовать разные тактики, чтобы найти поддержку для прямых иностранных вложений. Правительство взяло на себя обязательство вложить более 800 млрд долл. в проекты по инфраструктуре в течение следующих 10 лет, что должно, в частности, улучшить систему дорог в стране. Предоставляя преференциальные пошлины компаниям, вкладывающим деньги в определенные регионы, например в округ Chongqing, правительство стимулировало иностранные компании инвестировать внутренние территории Китая, где в настоящее время рынки не развиты. Правительство также придерживалось макроэкономической политики, в которой делает упор на устойчивый экономический рост, низкую инфляцию и стабильную валюту — все то, что привлекает инвесторов. Решая проблему нехватки квалифицированного персонала, в 1997 г. правительство отдало распоряжение университетам открыть 30 бизнес-школ, чтобы обучить китайское население базовым навыкам бухгалтерского учета, финансирования и управления человеческими ресурсами. Хотя бум в Китае по притоку прямых иностранных инвестиций может немного утихнуть, страна по-прежнему останется притягательной для иностранных инвесторов.

Вопросы:

1. Выделите положительные и отрицательные аспекты инвестиционного климата в Китае.

2. Какие меры предпринимало китайское руководство для привлечения иностранных инвестиций?

3. Оцените китайский рынок с точки зрения иностранного инвестора.

Кейс 5. Прямые   иностранные инвестиции в нефтяную промышленность Венесуэлы

В 1976 г. Венесуэла национализировала свою нефтяную промышленность, закрыв эту сферу для иностранных инвесторов. Первоначальная цель была связана с необходимостью осуществления контроля над этим важным природным ресурсом в национальных интересах, в противовес иностранным нефтяным компаниям. Результаты, однако, далеко не соответствовали ожиданиям. Государственная нефтяная монополия страны «Petroleos de Venezuela SA» (PDVSA) не смогла разработать новые нефтяные месторождения с целью замены обедневших существующих резервов, и к середине 80-х гг. добыча нефти в стране начала падать.

Столкнувшись с перспективой уменьшения доходов от экспорта, в 1991 г. Венесуэла изменила свою политику и открыла доступ иностранным инвесторам к нефтяной промышленности. Правительство Венесуэлы обратилось к иностранным инвестициям по трем причинам. Во-первых, оно признало, что у PDVSA не было достаточно капитала, чтобы провести инвестирование самостоятельно. Во-вторых, правительство осознало, что у PDVSA не было ни технологических ресурсов, ни методов работы многих основных мировых нефтяных компаний. Особенно это касалось проблем, связанных с поиском нефти, разработки нефтяных месторождений и системы сложной очистки. Правительство осознало, что если PDVSA будет и дальше разрабатывать большее чиолс нефтяных месторождений Венесуэлы, как она делала это раньше, то у нее не будет другого выхода, как обратиться к иностранным компаниям за помощью. В-третьих, правительство верило, что PDVSA сможет использовать опыт работы в совместных предприятиях с иностранными компаниями с целью изучения методов современного менеджмента в данной отрасли промышленности. Предполагалось, что PDVSA в дальнейшем смогла бы использовать эти знания для улучшения эффективности работы своих предприятий.

Ориентировочно в нефтяную промышленность нужно было привлечь инвестиций на сумму 73 млрд долл. Планировалось, как отметил Густаво Рузен, президент компании PDVSA, довести производство непереработанной нефти до 4 млн баррелей в день — к 2002 г. и 7 млн баррелей в день — к 2007 г. (в 1991 г. страна производила около 2,6 млн баррелей в день). Из 73 млрд долл. планируемых инвестиций PDVSA рассчитывала вложить 45 млрд долл., а недостающие 28 млрд долл., как предполагалось, вложат иностранные компании. Первый договор по прямым иностранным инвестициям был заключен в 1992 г. с «British Petroleum» (BP). BP согласилась инвестировать 60 млн долл. к 1995 г. для разработки нефтяного месторождения с ограниченными запасами, на которое она будет иметь право в течение следующих 20 лет. Используя исследования BP, PDVSA обнаружила область в Восточной Венесуэле с большой вероятностью открытия там месторождений сырой нефти и вошла в состав ряда совместных предприятий с другими иностранными партнерами с целью разработки этих зон. Если там обнаружат большие запасы нефти, то PDVSA будет делиться будущей продукцией со своими партнерами. По условиям большинства договоров, PDVSA получит 35 \% прибыли от любого успешного предприятия. Вместе с иностранными инвесторами, такими, как «Conoco» и «Total», PDVSA вкладывает деньги в существующее очистительное оборудование, которое может быть использовано для преобразования тяжелой сырой нефти в меньшую по весу дорогостоящую сырую нефть для экспорта. В заключение PDVSA, «Shell», «Exxon» и «Mitsubishi» создали совместное предприятие с общим капиталом в размере 5,6 млрд долл., чтобы производить сжиженный природный газ на экспорт.

К 1997 г. в Венесуэле осуществлялось более 40 развивающих проектов, вовлекая иностранные нефтяные компании в сотрудничество с PDVSA. Почти все основные нефтяные компании мира ведут какую-либо деятельность в стране (до 1991 г. в Венесуэле не было ни одной иностранной нефтяной компании). Выработка нефти опять увеличивается, достигнув 3,5 млн баррелей в день — в 1997 г. по сравнению с 1,7 млн барреля — в день в 1985 г.

Вопросы:


1. Охарактеризуйте цели и подходы правительства Венесуэлы к привлечению иностранных инвестиций в сферу нефтедобычи и нефтепереработки в разные периоды.

2. Обоснуйте возможность использования опыта Венесуэлы применительно к России.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница