Китай во внешней политике России




Скачать 384.65 Kb.
страница1/2
Дата10.05.2016
Размер384.65 Kb.
  1   2
Грачиков Е.Н.,

кандидат политических наук,

МГУ имени М.В. Ломоносова
Китай во внешней политике России
I. Двусторонние российско-китайские отношения.

II. Международное сотрудничество.

Отношения России и Китая всегда несут в себе некую форму межцивилизационного общения. Россия представляет европейскую православную цивилизацию, Китай – конфуцианскую Восточной Азии. На протяжении более ста сорока лет обе державы имели общую историческую судьбу, они входили в единую монгольскую империю – Золотую Орду, хотя не имели между собой каких-либо прямых контактов.1 В 50-е годы 20 столетия отношения между СССР и КНР носили братский, союзнический характер. В 21 веке взаимоотношения между нашими странами стали стратегическими, а в рамках Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС и «группы 20» приобрели глобальный характер. В современной мировой геополитике Китай и Россия являются естественными союзниками.

Соприкосновение пространств двух держав в 17 веке и установление общей границы вывели отношения двух империй – Российскую и Цинскую на межгосударственный уровень. Они всегда были формализованными. На протяжении всей истории двусторонних отношений было подписано несколько всеобъемлющих договоров, которые регулировали и определяли статус этих отношений.2 Особенностью положения России было то обстоятельство, что на протяжении почти всей истории взаимных контактов Россия имела сильные позиции (экономические, военные, научные), а Китай – слабые, положение полуколониальной державы или, как отмечается в китайской историографии, период «ста лет унижений» (1840-1949 гг.).3 Даже в 21 веке, намного обогнав Россию и став второй экономикой мира, в военной-технической сфере, космических и ядерных технологиях, в производстве вертолетов, самолетов, авиадвигателей, не говоря уже о углеводородных ресурсах, Китай, все еще нуждается в российском содействии. По основным макроэкономическим показателям Китай по-прежнему остается развивающейся «региональной страной, становящейся глобальной державой»4.

Для России Китай – это древняя конфуцианская цивилизация Восточной Азии со своими вековыми традициями, длительной историей, большим населением и отличным от европейского взглядом на мир. В глазах части политической элиты и многих рядовых граждан России Китай всегда был «спящим тигром», которого не стоит трогать.5 С 1840 г., начало первой «опиумной» войны Англии против цинского правительства, Китай становится центром борьбы великих держав за сферы влияния. Россия не стала исключением и была вынуждена активно включиться в эту геополитическую игру, поскольку она проходила в приграничном нам пространстве. Строительство китайско-восточной железной дороги в трех провинциях северо-востока Китая,6 военно-морской базы российского флота Порт-Артура, ввод русских войск (в составе восьми союзнических армий) в Пекин в 1900 г.,7 русско-японская война 1904-1905 гг., по иронии судьбы проходившая на китайской территории, стали вехами этой борьбы.

В 20 веке, со времени первого съезда Компартии Китая в 1921 г. (проведен при содействии Коминтерна) и Гоминьдана в 1924 г. (политика Сунь Ятсена на союз с СССР), Китай становится важным направлением внешней политики Советского Союза, особенно в противодействии геополитическим планам Японии по захвату Китая и дальневосточной части СССР. После образования в 1949 г. Китайская Народная Республика – неотъемлемая часть социалистического лагеря, мирового коммунистического движения, военно-политический и идеологический союзник СССР (который оказал огромную помощь в создание китайской науки, промышленности, армии и флота). Две державы были вместе во время корейской войны (1950-1953 гг.), карибского кризиса (1961 г.) и вьетнамской войны (1965-1975 гг.). В 21 веке Россия рассматривает Китай не только как союзника, но и надежный тыл, внешнеполитический и экономический ресурс в противостоянии гегемонии США и строительстве нового международного порядка.

Россия, вернее в большей мере южная часть Сибири, для Китая издревле представляла север континента не пригодный для проживания и освоения, откуда постоянно исходила внешняя угроза, поэтому геостратегия древнего Китая была обращена на север.8 В сознании китайцев Россия всегда ассоциировалась с сильной и агрессивной европейской державой, которая на протяжении трех столетий смогла значительно увеличить свою территорию9 и в следствие «неравноправных» договоров присоедить 1,5 млн. кв. км. «китайской» территории.10 Вся история российско-китайских отношений до 1917 г. рассматривается китайскими учеными как «агрессивная политика царской России». С 1949 г. по конец 50-х г. Китай проводит стратегию «держаться одной стороны», что означало стратегический союз с СССР. Затем после идеологических расхождений между КПСС и КПК, пограничного конфликта на о. Даманский, ввода ограниченного контингента советских войск в Монголию, Афганистан, использования военно-морской базы Камрань во Вьетнаме, Китай пришел к выводу о том, что СССР представляет реальную военную угрозу для КНР и пытается окружить Китай своими военными базами. Происходит постепенная изменение стратегий: с конца 50-х г. и до конца 60-х г. – это была стратегия борьбы на два фронта – «против империализма и против ревизионизма», т.е. против США и СССР. В 1971 – 1978 гг. КНР придерживается «стратегии одной стороны, одной линии» или «одного фронта» - начинает форматировать стратегические отношения с США (главным образом против СССР). В 1978 – 1988 гг. проводит дипломатию «мира и развития». Установление двусторонних отношений между Российской Федерацией и Китаем приходится на этап международной изоляции Китая (1989–1994), вызванный жестким подавлением студенческих выступлений на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года. Запад вводит эмбарго на поставку в Китай вооружений и технологий двойного назначения, который действует до сегодняшнего дня. Россия не присоединяется к санкциям Запада против Китая и с 1992 г. начинает экспорт в КНР истребителей СУ-27, а затем и другой современной военной техники. Подписание в апреле 1996 года  совместной российско-китайская декларации, закрепившей статус двусторонних отношений, как «равноправного доверительною партнерства» (направленного на стратегическое взаимодействие в ХXI веке) положило начало новой китайской дипломатии «партнерских отношений», которую он затем широко распространил на отношения с другими странами. В 21 веке Россия для Китая – это мощная европейская держава, естественный союзник Китая, тыл его глобальной геополитики, который, однако, не является одним из центров мировой политики (к которым причисляются США, КНР и, в экономическом плане, ЕС).

Этапы генезиса дипломатических стратегий и внешней политики Китая в отношении России, а также восприятие правящей элитой Китая внешней политики России хорошо показаны в таблице 1. Китайский ученый Гао Фэй, подготовивший этот анализ, коротко, но ёмко описывает всю историю взаимоотношений КНР и СССР/России: союз (50-е г. 20 в.), полемика (60-е г.), противостояние (70-е г.), на пути к нормализации (80-е г.), дружественная держава/принципиальный партнер (90-е г.), отношения стратегического партнерства в 21 веке.

Таблица 1.

Внешняя политика и внешнеполитические концепции Китая и России

Период

Концепции



50-е годы 20 века

60-е годы 20 века

70-е годы

20 века


80-е годы

20 века


90-е годы 20 века

21 век

К

Н



Р

Внешняя политика

«склониться в одну сторону»

Борьба против «двух»

«Один фронт»

Независ-ть, самост-ть и мирная политика

Партнерская дипломатия

Гармоничный

мир


Внешнеполитические

концепции


Разделение на врагов и друзей



Ни враг, ни друг

Смело приобретать друзей

Изменение враждебных на дружественные

РФ


Внешняя политика

Противостояние лагерей

Разрядка

Борьба за гегемонию

Новое мышление Горбачева

Партнерская дипломатия

Дипломатия

независимости и самостоят-ти



Внешнеполитические

концепции


Разделение на врагов и друзей



Непобедимый, все друзья

Смело приобретать друзей

Возможно

враг,


возможно друг

Китайско-российские отношения

Союз

Полемика

Противо-действие



На пути к нормализации отношений

Дружествен-ная держава/ принципиаль. партнер

Отношения стратегического сотруднич-ва

и партнер-ва




Источник: 第十二章:中俄关系 (高飞著), 载 大国关系与中国外交/秦亚靑主编。- 北京:世界知识出版社,2011年,第407叶 (Глава 12. Китайско-российские отношения (подготовлена Гао Фэем). Ежегодник «Отношения великих держав и дипломатия Китая». Глав. ред. Цинь Яцин. Пекин. Изд. Шицзе чжиши. 2011, с. 407).


  1. Российско-китайские отношения

Основы добрососедских отношений, после многих лет конфронтации, стали формироваться в начале 1980-х г., когда практически по всем направлениям ожили советско-китайские контакты и в них наметилось движение к нормализации. Оно носило встречный, постепенный характер — от посылки взаимных сигналов к «малым» и все более весомым шагам. Кульминацией этого периода стал саммит М.С. Горбачев – Дэн Сяопин в Пекине в мае 1989 года. В связи с ним появились две основополагающие формулы: «закрыть прошлое и открыть будущие», «не военно-политический союз, но и не конфронтация», которые задали контур нового типа отношений11.

Что касается «прошлого», формула Дэн Сяопина подразумевала своего рода позитивный консенсус – каждый может расценивать события прошлого по-своему, дискуссии не исключаются, но все это не должно переноситься на большую политику. Во второй части формулировки, по-китайски – «кайпи вэйлай», использован необычный для такого сочетания глагол «кайпи». Он означает движение, действие – «торить дорогу», «прокладывать путь». Иными словами, смысл выражения в том, что обе стороны, не оборачиваясь то и дело назад, должны идти вперед, целенаправленными совместными усилиями созидать «будущее». В середине этого периода, в 1987 году, Россия и Китай в третий раз, начиная с 1964 года, приступили к переговорам по пограничным вопросам.12

Основные принципы двусторонних отношений Российской Федерации с Китайской Народной Республики были заложены в двух советско-китайских коммюнике 1989 и 1991 годов, а также декларацией об основах взаимоотношений, подписанной Президентом России Б.Н. Ельциным и Председателем КНР Ян Шанькунем в декабре 1992 г. В соответствии с этой декларацией обе страны согласились рассматривать друг друга как дружественные государства и обязались развивать отношения добрососедства, дружбы, взаимовыгодного сотрудничества в соответствии с Уставом ООН, исходя из принципов взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования и других общепризнанных норм международного права13.

Торгово-экономическое сотрудничество

Договорно-правовая база двустороннего экономического сотрудничества была заложена Соглашением между правительством РФ и правительством КНР о торгово-экономических отношениях от 5 марта 1992 года. В соответствии с этим документом правительства России и Китая ежегодно подписывали протокол о торгово-экономическом сотрудничестве на следующий год. С 1992 по 1999 год было подписано не менее ста межправительственных и межведомственных документов, которые регулировали различные аспекты экономического взаимодействия двух стран. В XXI веке торгово-экономические отношения двух стран регулируются общемировыми правовыми нормами Всемирной торговой организации.

В последние годы в двусторонних торгово-экономических связях наблюдается подъем, который выражается в высоких темпах роста товарооборота, расширении инвестиционного сотрудничества, активизации межрегиональных и приграничных связей, заметным усилении интереса российских и китайских деловых кругов к взаимному сотрудничеству. С 2010 г. Китай для России – торговый партнер номер один. В 2014 г. российско-китайский товарооборот увеличился на 6,8% до 95 284,98 млн. долл. Товарооборот России с США в 2014 г. вырос на 5,6% по сравнению с 2013 г., достигнув 29,2 млрд долл.

По объемам внешней торговли с Китаем в 2014 г. Россию опередили:  США (555,12 млрд. долл., +6,6%), Гонконг (376,09 млрд. долл., -6,2%), Япония (312,44 млрд. долл., 0,0%), Р. Корея (290,48 млрд. долл.,+5,9%), Тайвань (198,31 млрд. долл., +0,6%), Германия  (177,75 млрд. долл., +10,1%), Австралия (136,90 млрд. долл.,+0,3%), Малайзия (102,02 млрд. долл.,-3,8%).

В 2014 году Россия в рейтинге 20 основных торговых партнеров Китая заняла 9 место, доля РФ во внешнеторговом обороте Китая составила 2,14 %. Товарооборот России с КНР составил около более 93 млрд. долл.: экспорт в КНР –  41 607,41 млн. долл.(+4,9%), импорт из КНР – 53 677,57 млн. долл.  (+8,2%). Более половины российского экспорта (67,89%) приходится на поставки "минерального топлива, нефти и нефтепродуктов". Китайские компании CNPC и Sinopec наладили сотрудничество с российской «Роснефтью». С 2011 года «Роснефть» продаёт китайской CNPC 15 млн. т. нефти в год по отводу Сковородино–Мохэ (общий объём поставок до 2030 года составит 300 млн. т.). В марте 2013 года компании договорились о продаже ещё 365 млн. т. в течение 30 лет (сумма сделки составит 270 млрд. долларов). С учётом же меморандума от 23 октября 2013 года российская компания обязуется поставить в Китай 720 млн. т. нефти до 2037 года. Уже в 2012 году поставки в КНР составляли 22,5% всего экспорта «Роснефти». Причём, по прогнозам экспертов, они будут только расти, и в скором будущем достигнут отметки в 35%.

Во время визита премьера Госсовета КНР Ли Кэцяна в октябре 2014 г. было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере поставок российского природного газа в Китай по восточному маршруту. Заключение соглашения — условие вступления в силу долгосрочного контракта на поставки российского газа в КНР, подписанного 21 мая 2014 года между ОАО Газпром и Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC). Поставки будут осуществляться по газопроводу "Сила Сибири", строительство которого стартовало в сентябре 2014 г., ежегодный объем поставок составит 38 миллиардов кубометров на общую сумму в 400 миллиардов долларов. Это соглашение будет действовать в течение 40 лет, по истечении этого срока его действие автоматически продлевается на последующие пятилетние периоды, "если ни одна из сторон письменно не уведомит другую сторону о своем намерении прекратить его действие"14.

На второй позиции в российском экспорте в Китай находятся поставки "цветных металлов" (7,42%), прежде всего меди и алюминия, на третьем месте — поставки "древесины и изделий из нее" (7,08%). Четвертую позицию занимают поставки руд, прежде всего, железных и медных (2,87%). Особой статьей российско-китайской торговли являются взаимные поставки продукции черной металлургии. В 2013 году российские поставки черных металлов выросли на 71,9% и составили около 239,4 тысячи тонн. Импорт черных металлов из Китая сократился на 14,4 % до 650,3 тысячи тонн, при этом на 29,3% до 899,8 тысячи тонн увеличились объемы импорта изделий из черных металлов15.

Военно-техническое сотрудничество

Военно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем основывается на положениях межправительственного Соглашения о военно-техническом сотрудничестве от 24 ноября 1992 года и Меморандуме о понимании между правительствами России и КНР о военно-техническом сотрудничестве, который был подписан 18 декабря 1992 года. В соответствии с соглашением была образована российско-китайская комиссия по военно-техническому сотрудничеству, которая собирается один раз в год поочередно в Москве и Пекине. Важный шаг по пути развития двусторонних военных отношений России и Китая был сделан 11 ноября 1993 года, когда было подписано Соглашение о военном сотрудничестве между министерствами обороны двух стран.

С КНР военно-техническое сотрудничество наиболее плодотворно развивалось с 1992 года по 2004 год. Россией было поставлено Китаю большое количество боевой техники и вооружения. В их числе более ста боевых самолетов и вертолетов различных типов, в т. ч. истребители СУ-27 производства авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре, а также их модификация СУ-30МКК, которые составили костяк современного парка боевых машин военно-воздушных сил Китая.

Россия передала Китаю лицензии на производство СУ-27. Российские специалисты участвовали в проектах китайских истребителей J-10, JF-17, учебного самолета L-15. Благодаря полученной из России конструкторской документации на истребитель Су-27СК, в городе Шеньяне в провинции Ляонин с 1998 года организовано лицензионное производство Су-27СК под обозначением F/J-11. Эта документация в сочетании с полученным с Украины опытным экземпляром самолета Т-10К (Су-33) облегчила КНР создание палубного истребителя J-15 для авианосца «Ляонин» (бывший «Варяг»), введенного в строй 25 сентября 2012 г..

В Китай поставлялись также системы и комплексы противовоздушной обороны малой и средней дальности типа "Тор", "Бук", "Тунгуска". В 2010 г. Россия выполнила контракт на поставку 15 дивизионов зенитных ракетных систем С-300, которые прикрывают небо над стратегическими объектами Китая, в том числе г. Пекин.

Китай, переживающий научно-техническую революцию, вызванную бурным освоением западных и российских технологий, в целом в состоянии самостоятельно справиться с оснащением Народно-освободительной армии Китая (НОАК) современным вооружением и техникой. Однако полностью Китай не отказывается от импорта вооружений из России. В 2009 году объем поставок вооружений и военной техники в КНР составлял 9% российского экспорта вооружений, в 2012 г. – 12%. В начале 2011 года "Рособоронэкспорт" заключил с минобороны Китая контракт на поставку 150 авиадвигателей АЛ-31Ф (они используются для замены выработавших ресурс двигателей для истребителей Су-27 и Су-30, а также их китайских копий J-11 и J-16). Затем летом 2011 года был контракт на поставку 123 двигателей АЛ-31ФН (используется на истребителе J-10, разработанном в КНР с помощью Израиля и России). В начале 2012 года "Рособоронэкспорт" заключил с минобороны Китая контракт на поставку 140 авиадвигателей АЛ-31Ф, осенью 2011 г. – на поставку 184 двигателей Д-30 КП-2, которые нужны китайцам для замены моторов транспортных самолетов Ил-76 и производства бомбардировщика H-6. Россия соглашается на кооперацию, совместную разработку, передачу технологий, что позволяет наращивать объемы сотрудничества. КНР интересуется технологиями и самой новой техникой – той, которая только начинает поступать на вооружение в России16.



В марте 2013 года Россия и Китай подписали рамочное соглашение о поставке 24 самолетов Су-35 и четырех подводных лодок класса "Лада". По оценкам китайской стороны, в будущем КНР и Россия могут расширить взаимодействие в области поставок вооружения, в частности, речь может идти о закупке Китаем российских зенитных установок С-400, тяжелых двигателей 117С, транспортного самолета Ил-76 и самолета-заправщика Ил-78.

Военное сотрудничество между Китаем и РФ развивается по многим направлениям, включая подготовку китайских военных специалистов: в российских вузах обучаются военнослужащие Китая, в учебных центрах проходят обучение экипажи подводных лодок и надводных кораблей, а также летчики и расчеты противовоздушной обороны. Расширяется обмен военными делегациями, взаимными визитами боевых кораблей.

Российский МАКС-2013 оказался первым зарубежным авиасалоном, на котором китайская пилотажная группа на многоцелевых истребителях J10, оснащенных российскими двигателями АЛ-31ФН провела демонстрационные полеты.

Между Россией и Китаем установлен механизм по вопросам стратегической безопасности, который стал важным каналом координации российско-китайского взаимодействия в этой сфере. 15 августа 2013 года в Москве член Госсовета КНР Ян Цзечи и секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев провели девятый раунд консультаций по вопросам стратегической безопасности.

Свидетельством укрепляющихся связей по военной линии являются проводимые на регулярной основе совместные учения. В 2013 году прошли два совместных российско-китайских военных учения: "Морское взаимодействие 2013" в акватории залива Петра Великого в Японском море (5-12 июля) и антитеррористическое учение "Мирная миссия 2013" на территории Чебаркульского полигона в России (27 июля — 15 августа). 



Гуманитарные связи

Сотрудничество в гуманитарной сфере – важная составляющая российско-китайских отношений партнерства и стратегического взаимодействия. Основным движущим механизмом сотрудничества между Россией и Китаем в области образования, культуры, здравоохранения и спорта является Российско-Китайская Комиссия по гуманитарному сотрудничеству (в ее составе 5 подкомиссий и 3 рабочие группы). Важную роль в развитии российско-китайских культурных связей играет деятельность двусторонних подкомиссий по сотрудничеству в области культуры и кинематографии.  Договорно-правовую базу развития культурных связей с Китаем составляют межправительственное Соглашение о культурном сотрудничестве, подписанное 18 декабря 1992 г., межправительственные планы культурного сотрудничества, а также рабочие планы по сотрудничеству между отдельными ведомствами двух стран, рассчитанные на ближайшие несколько лет.

  Взаимодействие носит комплексный характер и происходит на всех уровнях: межгосударственном, межведомственном, межрегиональном, на коммерческой и некоммерческой основах. Если говорить, например, о связях в области здравоохранения, то здесь расширяются обмены специалистами, развиваются прямые связи между медицинскими учреждениями, установлены контакты на межрегиональном и приграничном уровнях, студенты-медики выезжают на стажировки и обучение.

    К числу достижений в области образования следует отнести организацию Центров китайского языка в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке и русского языка в Пекине, Шанхае и Харбине.

    Реализуются практические мероприятия по созданию совместных аспирантур, открытию филиалов высших учебных заведений, а также организации российско-китайских вузов. На регулярной основе осуществляются обмены группами школьников. С февраля 2000 г. действует соглашение о безвизовых групповых туристических поездках между нашими странами, а с 1 января 2013 г. в Пекине и Шанхае введен безвизовый режим для российских транзитных туристов (на 72 часа). Ежегодно двусторонний туристический поток составляет свыше 3 миллионов человек. Китайские туристы могут посетить в России практически все крупнейшие города. Маршрутная сеть соединяет 12 городов России и 10 населенных пунктов Китая по 32 направлениям. В 2015 г. планируется запустить авиасообщение между Сочи и другими городами Китая.

Пограничные вопросы

Сорок лет переговоров по границе (с 1964 г.) между Россией и Китаем завершились подписанием трёх отдельных взаимосвязанных соглашений, в целом покрывающих всю длину российско-китайской границы. В 1991 году – по Восточной части еще советско-китайской границы (от Монголии до КНДР). Оно получилось с изъятием для места слияния Амура и Уссури. За рамками договоренностей оказался также район небольшого заболоченного острова Большой в верховьях Аргуни. В 1994 году – по беспроблемной Западной части уже российско-китайской границы (от Монголии до Казахстана). В 2004 году было подписано Дополнительное соглашение по оставленным в 1991 году двум районам, составлявшим менее 2% от общей протяженности границы.

Применительно к судоходным Амуру и Уссури были на научной базе совместно выработаны критерии для определения главного фарватера и положения его середины (технически она отличается от линии судового хода). Отсюда естественным порядком получилось распределение островов. На несудоходной Аргуни оно велось от середины реки. То есть какого-то переговорного торга о принадлежности тех или иных территорий не было. В результате демаркации на трех реках из 2444 островов и отмелей 1163 отошли к России (886 км²) и 1281 – к Китаю (851 км²). В строго юридическом смысле в сравнении с Пекинским договором 1860 года, предписывавшим отмеривать земли России и Китая от коренных берегов Амура и Уссури за счет речных акваторий и островов, которые по тому договору были ничейными, обе стороны не только ничего не «уступили» и не «потеряли», а, наоборот, каждая получила приращение своих законных владений17.

Российско-китайская граница воспринимается сейчас не столько разделяющей линией, сколько и главным образом мирной полосой добрососедства, связующей два государства. На взлете находится разнообразное приграничное сотрудничество. Безукоризненно выполняются меры доверия в военной области в районе границы. Беспрецедентное наводнение на Амуре 2013 года не вызвало каких-либо инцидентов в охране границы. Разрушительное стихийное бедствие показало, что пограничные реки - это общее достояние и общие проблемы18.

Развивается приграничная транспортная инфраструктура. В конце февраля 2014 года начато возведение крупного железнодорожного перехода через Амур в районе Нижнеленинское - Тунцзян, первого сооружения такого масштаба на российско-китайских пограничных реках. Переброшены автомобильные мосты на российскую и китайскую части островов в месте слияния Амура и Уссури. При строительстве учитываются проблемы сохранения уникальной природы, в том числе совместная защита от ударов водной стихии.

Полное урегулирование пограничных вопросов между Россией и Китаем принесло зримый мультипликативный эффект. Российско-китайские договоры по границе во многом помогли урегулировать пограничные проблемы между среднеазиатскими государствами и Китаем. Без этих соглашений не появились бы на свет два принципиальных документа - соглашения 1996 и 1997 годов о мерах доверия и военной разрядке в районе границы с Китаем, заложившие основы того фундамента, на котором была создана в 2001 г. Шанхайская организация сотрудничества (Казахстан, Кыргызстан, КНР, Россия, Таджикистан, Узбекистан).


  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница