Казанцева Ангелина Константиновна, Лисоцкая Анна Михайловна




Скачать 70.11 Kb.
Дата28.04.2016
Размер70.11 Kb.


Казанцева Ангелина Константиновна,

Лисоцкая Анна Михайловна

Студенты ВГУЭС, г. Владивосток

Angel-linna94@mail.ru

Научный руководитель:

Ветошкевич Вера Георгиевна

Старший преподаватель, г. Владивосток
РОЛЬ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА В БИЗНЕС-ПРОЦЕССАХ

В настоящее время, в связи с повышением интереса к проблеме нормирования труда, как инструмента повышения эффективности бизнес-процессов, все более актуальной становится задача обеспечения высокого качества устанавливаемых норм трудовых затрат, их обоснованности как с экономической, так и социальной точек зрения.

Как отрасль науки о труде нормирование труда имеет предмет, объект и средства исследования. Предметом является человек, объектом - трудовые процессы, средствами исследования - аналитические методы и способы изучения, измерения и проектирования нормы труда. Основные задачи нашего исследования:

- охарактеризовать процесс нормирования труда;

- выявить роль нормирования труда в бизнес-процессах в современных условиях рыночной экономики, определить проблемы в области нормирования труда, и на их основе разработать решения, которые позволят более полно использовать персонал предприятия.

Развитие рыночных отношений в России, тенденция увеличения темпов научно-технического прогресса, проблема интеграции и глобализации экономики страны изменили экономические условия функционирования предприятий.

Главной движущей силой стратегии любого предприятия являются основные бизнес-процессы, совершенствование которых является огромным потенциалом повышения эффективности деятельности предприятия.

Существует множество определений или интерпретаций понятия Бизнес-процесс.

Бизнес-процесс - это:

− совокупность различных видов деятельности, в рамках которой <на входе> используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на <выходе> создается продукт, представляющий ценность для потребителя;[1]

− набор логически взаимосвязанных действий, выполняемых для достижения определенного выхода бизнес-деятельности;[1]

− сущность, определяемая через точки входа и выхода, интерфейсы и организационные устройства, частично включающие устройства потребителя услуг/товаров, в которой происходит наращивание стоимости производимой услуги/товара;[1]

− логические серии взаимозависимых действий, которые используют ресурсы предприятия для создания или получения в обозримом или измеримо предсказуемом будущем полезного для заказчика выхода, такого как продукт или услуга;[1]

− любые виды деятельности в работе организации;[1]

− систематизированное последовательное исполнение функциональных операций, которые приносят специфический результат;[1]

− совокупность взаимосвязанных ресурсов и деятельности, которая преобразует входящие элементы в выходящие;[1]

В соответствие с задачами, которые преследуются в работе, наше внимание акцентируется на нескольких свойствах бизнес-процесса, на основе которых мы предлагаем следующее определение:

Основной бизнес-процесс - это система последовательного и регламентированногово времени управляющего воздействия на создание определенного продукта или услуги для удовлетворения внутренних или внешних потребностей потребителей.

Одним из инструментов управляющего воздействия является нормирование труда.

Работодатель, как собственник средств производства (или их части), стремится получить максимальную прибыль от их применения посредством грамотного и рационального использования труда работника с минимальными издержками, в том числе наиболее приемлемой численностью персонала, наименьшими затратами рабочего времени при обеспечении высокого качества товара (услуг) в короткие сроки, чтоявляется практически невозможным. Эту проблему нужно решать с помощью системы нормирования труда.

Роль системы нормирования труда, как элемента управления стабильностью экономического, организационного и социального развития предприятия, в современных бизнес-процессах постоянно возрастает.

Система нормирования труда состоит из трех взаимосвязанных блоков: базы данных трудовых процессов (бизнес-процессов), базы данных технологических процессов и базы данных, увязывающей два первых элемента - нормативов.

Система нормирования труда, как и любая другая открытая система тоже имеет вход и выход. На входе - различные методы описания процессов, технологий и методов разработки и получения нормативов по труду. На выходе - положения о подразделениях и должностные (производственно-технические) инструкции, различные технологические регламенты, процедуры и нормативная численность. Технологические инструкции, хоть и не являются явным продуктом системы, но все равно могут быть изменены по итогам проведенных фотохронометражных исследований. Помимо этого мы получаем, в принципе, описание и упорядочивание всего, что делается компанией.

Тем не менее, на сегодняшний день в России существует проблема нормирования. Она заключается в том, что все функции по право обеспечению, введению, регулированию и контролированию процесса нормирования возложены на предприятия. В конечном итоге мы стали сталкиваться с низким качеством реализации нормирования труда.

До 1990-х годов существовали научно-исследовательские институты труда, которые специализировались на разработке межотраслевых нормативов для производственных и непроизведённых отраслей экономики труда.[2] Но на сегодняшний день они прекратили свое существование, так как в современной экономической системе каждое предприятие является уникальным и должно по-своему организовывать процесс нормирования.

Как результат, предприятия попали в информационный вакуум из-за того, что им были известны старые методы нормирования, а движения в сторону изучения новых просто нет. Сразу возникает вопрос, кто именно должен заниматься осмыслением новых методов нормирования и их автоматизацией. Где должны готовить специалистов, которые будут заниматься расчетом этих самых норм?

Эффективность работы по организации нормирования труда на предприятиях на прямую зависит от уровня профессиональной подготовки работников, занятых в области организации и нормирования труда.

Каждое предприятие обязано вводить отделы труда и заработной платы, которые будут заниматься нормированием на предприятии. Специалисты этих отделов должны пересматривать нормы, обосновывать их, учиться новым методам и способам нормирования.[2]

На зарубежных предприятиях в развитых странах от нормирования труда не отказывались даже в годы самых жестоких кризисов. На данный момент, уровень охвата нормированием труда в таких странах достигает до 80-90%. Нормы труда используются не только для организации оплаты работников, но и для проектирования трудовых процессов, организации труда, управления и производства.

В США нормирование труда - важная составляющая внутрифирменного управления. По данным выборочных исследований, нормирование труда используется на 100% в обследованных предприятиях машиностроения, лесопильной, бумажной, кожевенной промышленности, на 88% - в пищевой промышленности,93% - в текстильной,85% - в химической, а в страховании и здравоохранении – на все 100%. Зарубежный опыт свидетельствует о признании роли нормирования труда с позиции его комплексного воздействия на все стороны деятельности предприятия. [3,200-201]

Более того, большинство зарубежных предприятий пересматривает нормы через достаточно небольшие промежутки времени (6-12 месяцев), постоянно ужесточая их даже при небольших усовершенствованиях производственного и трудового процессов, проведении незначительных организационно-технических мероприятий.

В условиях рыночных отношений современные требования к нормативной базе заключаются в пересмотре и расширении состава нормативов и нормпутем развития аналитических методов на основе более полного учета и анализа факторов и условий, влияющих на величину норм затрат труда, используя научный опыт организации нормирования и уже разработанных методов.

На основании этого можно сделать следующие выводы.

Бизнес-процессы в условиях рыночной и социально направленной экономике не должны отказываться от нормирования труда, а использовать его как инструмент регулирования отношений между работником и работодателем в связи с чем необходимо:

- Выстроить иерархическую структуру регулирования и контролирования данного процесса внутри каждого предприятия и организации, используя несколько уровней:


  • макроуровень (государственные органы);

  • мезоуровень (научно-фундаментальные лаборатории; научно прикладные лаборатории);

  • микроуровень (консалтинговые фирм, предприятия и организации).

- Проводить работу по организации нормирования труда в несколько этапов:

  • технический и технологический;

  • организационный и физиологический;

  • социальный и правовой;

  • экономический.

- Организовать на базе университетов и исследовательских центров научно-фундаментальные и научно-прикладные лаборатории, которые будут заниматься развитием современной теории нормирования труда, используя отечественный и зарубежный опыт.

- Совершенствовать методологию труда с использованием системы микроэлементных нормативов времени.

- Законодательно закрепить регулирование нормирования, нормативы прописать в отраслевых и межотраслевых методических рекомендациях.[]

- Установить функциональные нормы труда для специалистов и служащих, что позволит определять норму численности работников, приоритеты выполняемых функций и пути эффективного использования рабочего времени и совершенствование оплаты труда.



Список литературы:

1 Молодой ученый [Электронный ресурс] / Инфраструктура, поддерживающая действие механизма стратегического планирования на предприятии.- Издательство «Молодой учёный», 2008-2013. – Режим доступа: http://www.moluch.ru/conf/econ/archive/14/1847/



2 Экономические науки [Электронный ресурс] / Нормирование труда как инструмент регулирования бизнес-процессов на современном этапе.- 2013.-Режим доступа: http://www.rusnauka.com/19_AND_2012/Economics/5_113857.doc.htm

3 Голинев В.И. Журнал университета водных коммуникаций // Проблемы нормирования труда в современных условиях. – № 3. – С. 199-204.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница