Калашникова Светлана Павловна




Скачать 96.16 Kb.
Дата09.05.2016
Размер96.16 Kb.
УДК 332.142.

Калашникова Светлана Павловна

к.э.н., доц.

кафедра Маркетинга, внешнеторговой деятельности и учета на предприятиях

Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина РАНХ и ГС при Президенте РФ

г. Саратов
Государственно-частное партнерство в целях устойчивого эколого-экономического развития на основе маркетингового подхода
Governmental-private partnership in the aim of stable ecological-economic development based on the marketing approach
В современных условиях развития рыночной системы хозяйствования вопрос о необходимости партнерства российского бизнеса и власти является очень актуальным. Мировой опыт показывает, что не может быть иллюзий возможного выхода на траекторию устойчивого развития только за счет рыночных механизмов. Государственно - частное партнерство означает не только привлечение частного сектора для финансирования инвестиционных проектов на основе доходов, полученных от использования объектов инфраструктуры, но и использование знаний и опыта управления частного сектора для реализации государственных проектов наиболее эффективным способом. Партнерство становится двигателем социальных перемен и экономического развития. Существенными проблемами для рынка являются неопределенность и недальновидность. Современные рынки в основном ориентированы на получение быстрых результатов любой ценой. Однако и проведение самого мудрого государственного управления не гарантирует от неэффективности принятых решений. Об этом свидетельствует мировая практика государственного регулирования, в том числе в странах с развитой рыночной экономикой. Тем не менее, несмотря на недостатки государственного вмешательства, роль государства в вопросах устойчивого эколого-экономического развития велика и в перспективе будет только возрастать. Главным критерием деятельности государства является благосостояние и благополучие граждан. Этот критерий как нельзя лучше отвечает основной идеологии маркетинга. Кроме этого, по отношению к стране, маркетинг должен быть ориентирован в таких направлениях, как экономическая и социальная стабильность, формирование развитого внутреннего спроса, цивилизованность рынков и престижа России в международных организациях. Многие государства, активно проводящие политику качества, заняли ведущие позиции в мировом сообществе. И для них чрезвычайно большое значение имеет не только достижение определенного уровня благосостояния, но и качественное состояние среды обитания, состояние здоровья населения, духовно ориентированная жизнь.

Существенная роль государства в разработке экологических приоритетов и экологической политики, в установлении различного рода нормативов, экологических стандартов. Недооценка значения государственного регулирования в рыночных условиях может привести к негативным экологическим последствиям в стране и регионах. В настоящее время в Саратовской области осуществляется комплекс мероприятий по улучшению экологической ситуации в соответствии с программой "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы"[1]. Цель данной программы - создание благоприятной окружающей среды для жителей области, сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций; повышение качества жизни, улучшение здоровья населения и демографической ситуации; обеспечение экологической безопасности региона. Общий объем финансового обеспечения программы осуществляется за счет бюджетных средств различных уровней (69 %) и внебюджетных источников финансирования (31 %). Внебюджетными источниками финансирования являются: средства предприятий, направляемые на реализацию собственных природоохранных программ и мероприятий; средства инвесторов, направляемые на финансирование мероприятий по переработке отходов, внедрение природосберегающих технологий и производств. При этом из федерального бюджета области предусматривается предоставление субсидий и субвенций для софинансирования природоохранных мероприятий.

Экологическая напряженность, которая присутствует в наше время, усиливает социальную ответственность бизнеса. Внедрение в хозяйственную практику экологически достаточных товаров представляет непростую задачу в области формирования новой культуры потребления. В то же время и государство должно сформировать эффективный экономический механизм мотивации и стимулирования экологически ориентированного производственного развития. Экологическая составляющая качества товара должна быть важнейшим фактором конкурентоспособности продукта.

С целью продвижения экологически чистых продуктов и обоснованности права на инструменты государственной поддержки их необходимо характеризовать набором качественных параметров с точки зрения функциональной полезности и экологической полезности, которая может оцениваться по следующим показателям:



  • уровень безотходности производства;

  • индекс экологичности отрасли;

  • коэффициент опасности выбросов;

  • коэффициент эффективности очистки;

  • система индикаторов «социум-территория»: уровень и качество жизни, демографическая нагрузка и т.д.

  • коэффициент техногенного поражения экосистем и другие.

Для стимулирования внедрения экологически достаточных продуктов могут быть рекомендованы следующие формы и методы поддержки бизнеса:

  1. - прямое бюджетное финансирование в виде государственного муниципального заказа на поставку экологически благоприятной продукции (предоставление услуг);

  2. - льготное налогообложение прибыли;

  3. - страхование инновационных рисков для производителей экологических нововведений;

  4. - оказание производителям поддержки и помощи в поиске партнеров, заключение сделок под государственные гарантии;

  5. - инициирование государственными и муниципальными органами управления демонстрационных проектов по продвижению экологических нововведений на рынок, информационная поддержка экобизнеса, в том числе – бесплатная реклама;

  6. - возможность получения льготных экспертных, консалтинговых, проектных услуг;

  7. - доступ к инновациям.

Экологически достаточные продукты имеют традиционную функциональную полезность, но минимальный эколого-экономический ущерб. Они рассматриваются массовым потребителем как новые, за которые при сохраняющейся полезности следует платить больше. Но продвижение и внедрение данных продуктов будет способствовать оздоровлению окружающей среды, повышению экологической безопасности бизнеса и жизнедеятельности населения на данной территории, улучшению экологических и социально-экономических характеристик природных ресурсов, привлечению инвестиций для размещения объектов на улучшенных территориях.

У государственного и рыночного подходов есть свои достоинства и недостатки. Однако имеющийся опыт показал низкую эффективность использования только одного из подходов. И очевидно, что в дальнейшей перспективе оптимальным будет являться сочетание государственного и рыночного подходов с учетом экономической и экологической обстановок, государственно - частное партнерство.

Для реализации направления устойчивого эколого-экономического развития необходим комплекс экономических и правовых инструментов с привлечением различных финансовых институтов. К сожалению, на данный момент в России имеющиеся экономико-правовые механизмы не позволяют эффективно осуществлять мероприятия по данному направлению.

Все разрабатываемые в перспективе экономические подходы должны иметь высокую степень экологической надежности, минимального экологического риска и обладать высокой степенью безопасности. Во главе угла должен быть поставлен подход обеспечения максимальной безопасности используемых подходов для окружающей среды. Согласно бюджетному Кодексу Российской Федерации, для финансирования природоохранной деятельности могут предоставляться кредиты, субсидии и субвенции. Государственная поддержка может быть оказана высокоэффективным инвестиционным проектам, в числе которых могут оказаться проекты с высокой экологической и экономической эффективностью. Расходы на финансирование мероприятий по охране окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов финансируются совместно из бюджетов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Одним из действенных инструментов стимулирования деятельности предприятий является концессия, которая представляет долгосрочную форму осуществления инвестиций, основанную на разрешении исключительно государством эксплуатации возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, а также осуществления иных видов хозяйственной деятельности на условиях долгосрочной аренды. Согласно договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право пользоваться в предпринимательской деятельности комплексом исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе правом на фирменное наименование или коммерческое обозначение, на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав. Международное сотрудничество в этой области позволит получать доступ к новым технологиям и информационным ресурсам за счет использования передового опыта и связей западных компаний. Благодаря концессии станет возможным упрощение процедуры привлечения иностранных специалистов к разработке программ и технологических решений в природоохранной деятельности. Благодаря этому будет возможным повышение квалификации отечественных специалистов и более жесткое соблюдение международных стандартов в рамках концепции устойчивого развития.

Весьма перспективным стимулирующим природоохранным направлением является развитие рыночных механизмов продажи прав на загрязнение. Одним из важнейших принципов такого рынка является право на продажу различного рода выбросов и сбросов. Смысл этого мероприятия заключается в том, что в рамках ограниченной территории вводится лимит на определенную сумму выбросов (сбросов) загрязняющих веществ. Данная сумма загрязнений не может быть превышена при новом строительстве. Эта система регулирования загрязнения получила название «принцип пузыря» («bubble principial»). В этих условиях вновь строящееся или реконструируемое предприятие, желающее расширить свое производство, попадает в рамки жестких экологических ограничений на возможность собственного увеличения загрязнения окружающей среды в регионе. В связи с этим перед предприятием стоит выбор: или создать надежную систему очистки у себя, или купить право на дополнительное загрязнение у другого предприятия. Если затраты на удержание собственных загрязнений в рамках лимита являются более значительными, чем подобного рода затраты у соседнего предприятия, то оказывается выгодным заплатить соседу, чтобы тот усовершенствовал свои очистные системы и снизил свой объем загрязнения. В итоге общая сумма загрязнений не увеличивается, а сумма расходов на охрану окружающей среды минимизируется.

Еще одним из инструментов стимулирования эффективного природопользования является залоговая система. Это хорошо знакомая система, когда, покупая какой-нибудь продукт, мы оплачиваем также дополнительную стоимость, которая затем возвращается обратно. Например, традиционная система возврата пустых бутылок, широко применяемый в различных странах возврат израсходованных электрических батареек, различного рода пластиковых контейнеров и пр. Несмотря на свою простоту, данный механизм позволяет снизить поступление отходов в окружающую среду, сберечь многие виды ресурсов и существенно снизить затраты на обезвреживание и утилизацию отходов. Также одним из механизмов стимулирования работы предприятия в сфере рационального природопользования может являться льготное кредитование предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих охрану окружающей природной среды с участием банков и экологических платежей.

Использование долгосрочных кредитов банка (свыше 5 лет) позволит предприятиям произвести частичную или полную замену оборудования на более современное, отвечающее международным экологическим стандартам. Краткосрочные кредиты (менее 1 года) могут направляться на приобретение оборотных фондов. Это особенно необходимо в настоящее время в связи с резким сокращением бюджетных ассигнований, выделяемых на охрану природы. По этой причине весьма актуально привлечение банков, в том числе коммерческих. Краткосрочные и долгосрочные кредиты банков будут являться важным источником формирования средств для проведения природоохранной деятельности. На региональном уровне основные инструменты государственной поддержки могут быть реализованы в нормативно - правовой, финансово - кредитной и консультативно - информационной формах.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в России на данный момент слабо задействованы эффективные стимулирующие рычаги устойчивого развития, поэтому необходимо взаимодействие государства и бизнеса. Применение механизмов государственно - частного партнерства позволит в значительной степени повысить объемы инвестирования средств, увеличить эффективность их вложения как с коммерческой, так и с бюджетной точек зрения, за счет снижения рисков для всех участников проектов. Сильная централизация, или наоборот, излишняя децентрализация приводят к тому, что оптимизируются только отдельные звенья, в то время как системное рассмотрение вопроса отсутствует. Совместное финансирование инвестиций в природоохранные мероприятия позволят повысить конкурентоспособность экологически чистых производств и продуктов и исключить экологически «грязные» товары из совокупности предпочитаемых потребителями продуктов.


Литература.

    1. Программа "Экологическое оздоровление Саратовской области на 2009-2013 годы"//Саратовская областная газета, 2008, 8 ноября.

2. Калашникова С.П., Колотырин К.П. Эколого-экономические аспекты развития территорий в рыночной системе хозяйствования. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2011.- 112с.

3. Савон Д.Ю., Гассий В.В. Деятельность субъектов государственно-частного партнёрства при реализации приоритетных национальных проектов в условиях устойчивого развития//Экономические и гуманитарные исследования регионов, 2012. – № 2. – С. 195-204.

4. Савон Д.Ю., Гассий В.В., Маркер Е.В. Государственно-частное партнёрство – эффективный механизм в развитии инновационной деятельности предприятий региона//Экономические и гуманитарные исследования регионов, 2012. – № 5. – С. 126-136.

5. Савон Д.Ю., Карибжанова Е.Л., Маркер Е.В. Государственно-частное партнёрство в решении задач устойчивого развития региона//Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС, 2013. – № 2. – С. 107-112.



Аннотация.

В статье раскрывается сущность государственно-частного партнерства и продвижения на рынок экологических проектов в целях охраны окружающей среды.

The main point of governmental-private partnership and advancing on the market of ecological projects in the purpose of environmental security is revealed in this article.
Ключевые слова.

устойчивое развитие, продвижение экологических проектов, экономическое стимулирование природоохранной деятельности, государственно-частное партнерство



sustainable development, promotion of ecological projects, economical stimulation of environmental security work, governmental-private partnership



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница