Ка инвестиционных и инновационных проектов волгоградской области: взгляд изнутри телятникова в. С




Скачать 98.49 Kb.
Дата05.05.2016
Размер98.49 Kb.
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
ТЕЛЯТНИКОВА В.С.

к.э.н., доцент

заведующая кафедрой менеджмента и финансов

ВФ Институт Управления
Автором рассмотрены и систематизированы основные факторы сдерживающие развитие инновационных и инвестиционных проектов Волгоградской области, а так же рассмотрены основные вопросы оценки развития инвестиционного климата в регионе
Ключевые слова: Инвестиционная привлекательность, инвестиционный проект, инновационная активность
Привлекательность Волгоградской области, для развития инвестиционной привлекательности является, тот факт, что она располагает крупным научным и производственным потенциалом, многоотраслевой промышленностью, но при этом слабо выражена инфраструктура и система транспортных коммуникаций. На территории области сосредоточено значительное количество разнообразных природно-сырьевых ресурсов. Разведаны и добываются нефть, природный газ, бишофит, калийные соли, фосфориты, поваренная соль, строительные пески, минеральные воды. Особенно следует отметить уникальность рекреационных ресурсов региона (климат, лечебные воды и грязи, лечебно-оздоровительные условия).[1]

Инвестиционный имидж региона характеризуется показателями динамики роста инвестиционного потенциала к 2011 г. до 20 места среди регионов Российской Федерации, в то время как в 209 г. -  всего 25 место. За последние 5 лет в экономику области было вложено 740,1 млн. долл. США инвестиций, в том числе прямых - 333,3 млн.долл. США. Вложения в основном производились в предприятия металлургии, топливно-энергетического комплекса и перерабатывающих отраслей. При этом, особое значение, администрацией Волгоградской области придается привлечению иностранных инвестиций в экономику региона в качестве основного инициатора в создании образа открытого региона для иностранного капитала.

К числу факторов, призванных обеспечить повышение инвестиционной привлекательности Волгоградской области, можно отнести:

• усилия властей по развитию транспортной инфраструктуры;

• значительный промышленный потенциал;

• наличие  трудовых ресурсов;

• наличие усилий по улучшению законодательной базы в поддержание инвестиционной деятельности.

Сдерживающим фактором развития инвестиционной сферы в экономике Волгоградской области является несовершенство системы управления инвестиционной деятельностью. Ограничивающими факторами при этом являются:

1) несбалансированность структуры капитала с точки зрения длительности сроков привлечения и размещения средств. В направлениях размещения средств в целом по предприятиям области преобладают внеоборотные активы (70,2%). В источниках средств удельный вес собственного капитала предприятий ниже доли привлеченных ими средств на 5,4 %. По данным 2011 года в целом по предприятиям структура капитала несбалансированна: суммарный объем их собственного капитала и долгосрочных обязательств ниже общей величины внеоборотных активов на 16, 4 %. Это обусловлено ростом объема незавершенного строительства на 10,2 % за последние два года.

2) увеличение дефицита собственных оборотных средств – следствие иррациональной стратегии сельскохозяйственных предприятий, направленной преимущественно на увеличение займов. Динамика заемных средств фирм на протяжении последних двух лет отражает рост займов на 83,4%. Это обеспечило приток денежных средств, но в то же время наблюдается формирование необеспеченной кредиторской задолженности. Снижение объемов полученной выручки является третьим ограничивающим факторам развития инвестиционной сферы области. Темпы прироста чистой прибыли составили -6,4% по сравнению с результатами 2009 года. Таким образом, деятельность предприятий характеризуется рентабельностью продаж на уровне лишь 3,8%.

На уровне административного управления с целью совершенствования системы управления инвестиционной деятельностью разработана и принята программа развития региона до 2010 года, основными направлениями которой являются [2]:

- привлечение средств федерального бюджета на реализацию социально значимых инвестиционных проектов в рамках федеральных целевых программ. В рамках государственной целевой программы «Юг России» на развитие Волгоградской области заложено 20 млрд.руб., в том числе на развитие сельского хозяйства – 40,6 %.

- формирование цивилизованного потребительского рынка посредством эффективной системы налоговых льгот, бюджетной поддержки, предоставление гарантий Администрации. Областное финансирование программы государственной поддержки и развития предпринимательства составило 20 млн.руб. В рамках программы предусматривается строительство объектов инфраструктуры, создание инвестиционно-привлекательных площадок из бюджетных средств, что позволит привлечь частный капитал для развития сферы услуг.

Традиционно понятие инвестиционная привлекательность означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику, и, в то же самое время, в силу целостности структуры не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

Обобщая накопленный опыт, можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона оказались следующие факторы [3]:

- ресурсно-сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

- производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе);

- потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);

- инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);

- интеллектуальный (образовательный уровень населения);

- институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

- инновационный (уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе).

Любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте. И дело не в том, чтобы только угодить инвесторам. Управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием региона, то есть помимо объективного интереса инвесторов, здесь явно присутствует объективный интерес общества.

В основу классификации регионов, предложенной для рассмотрения инвестиционной привлекательности журналом «Эксперт», лежит одновременная дифференциация всей совокупности регионов на группы по перечисленным критериям. При этом Волгоградская область характеризуется относительно удовлетворительным состоянием инвестиционного потенциала (1,05- 1,20) и умеренным инвестиционным риском (1,00-1,10) по отношению к среднероссийскому, принятому значению 1,00. Волгоградская область в контексте предлагаемого аналитического материала выступает как типичный регион Юга России и, следовательно, может служить «полигоном» для отработки основных инструментов инвестиционного процесса. При этом следует также отметить, хотя Волгоградская область все еще остается политически нестабильным регионом с достаточно высоким уровнем криминогенности, что отрицательно сказывается на развитии инвестиционного климата в целом, но отмечается, что при определенных позитивных сдвигах в социальной сфере он может стать емким рынком инвестиций. Привлекательность Волгоградской области, для развития инвестиционной привлекательности является, тот факт, что она располагает крупным научным и производственным потенциалом, многоотраслевой промышленностью, но при этом слабо выражена инфраструктура и система транспортных коммуникаций. На территории области сосредоточено значительное количество разнообразных природно-сырьевых ресурсов. Разведаны и добываются нефть, природный газ, бишофит, калийные соли, фосфориты, поваренная соль, строительные пески, минеральные воды. Особенно следует отметить уникальность рекреационных ресурсов региона (климат, лечебные воды и грязи, лечебно-оздоровительные условия). Инвестиционный имидж региона характеризуется показателями динамики роста инвестиционного потенциала к 2011 г. до 19 места среди регионов Российской Федерации, в то время как в 2010 г. -  всего 22 место.

Перспектива развития региона в значительной степени определяет рациональное освоение богатейшей минерально-сырьевой базы и развитие уникальных рекреационных территорий для туризма. На территории области разведаны и добываются нефть, природный газ, бишофит, калийные соли, фосфориты, поваренная соль, строительный песок, минеральные воды. Регион характеризуется разнообразными рекреационными ресурсами: климат, лечебно-оздоровительные условия, минеральные воды, лечебные грязи и рапа озера Эльтон. 
К основным направлениям эффективного развития Волгоградской области и улучшения инвестиционного климата мы относим инновационную деятельность, в первую очередь — организацию ритмичной работы создаваемой в регионе инновационной инфраструктуры, разработку механизмов, позволяющих обеспечить гармоничное, а главное, конкурентоспособное развитие производства, образования и науки.

Фаворитами по объему инвестиций являются ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоград-нефтепереработка" с проектом - размещение новых и реконструкция действующих технологических установок (объем инвестиций – 35,8 млрд. руб., объем производства – 39009 млн. руб.); ОАО "Себряковцемент" с проектом - реконструкция вращающейся печи № 7 (объем инвестиций – 7,6 млрд. руб., объем производства – 2215,0 млн. руб); ООО "Юнитрейд-Контракт" с проектом – литейно-прокатный комплекс по производству сортового проката на существующих производственных площадях недействующего в настоящее время авторемонтного предприятия в г. Калач-на-Дону Волгоградской области (объем инвестиций – 2,3 млн. руб., объем производства – 5066,0 млн. руб., количество создаваемых рабочих мест – 605).

В течение 2012 и начала 2013 года Комитетом экономики Администрации Волгоградской области были предварительно проработаны и рассмотрены на заседании ряд актуальных вопросов касающихся государственной поддержки инвесторов. По результатам было подписано Дополнительное соглашение между Администрацией Волгоградской области и инвестором ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" к договору о реализации инвестиционных проектов, которое предусматривает увеличение объемов инвестиций по инвестиционному проекту "Реконструкция коксового производства" на 6,038 млрд. руб.  (в итоге с 2,024 млрд. руб. до 8,062 млрд. руб.). Положительно рассмотрен вопрос оказания государственной поддержки таким проектам как:

- «Строительство свиноводческого комплекса на 104 тыс.голов в год путем расширения комплекса на 26 тыс.голов с законченным производственным циклом в п.Самофаловка Городищенского района Волгоградской области», реализуемый ООО "ТопАгро" (объем инвестиций более 3 млрд. руб.). В настоящее время введена первая очередь комплекса, объем инвестиционных вложений по которой, составил 1,15 млрд. руб. В октябре 2012 года начались первые продажи готовой продукции, в итоге реализовано 112 тонн свинины в живом весе;

- «Комплексная реконструкция участка М.Горький-Котельниково Приволжской железной дороги», реализуемый Приволжская железная дорога – филиал ОАО «Российские железные дороги» с объёмом инвестиций 29,8 млрд.руб. Объем уже освоенных инвестиций поданному проекту составляет более 7 млрд.руб.;

- «Строительство маслоэкстракционного завода в г. Новоаннинский Волгоградской области», реализуемый ООО «Каргилл Новоаннинский» с объёмом инвестиций 4,5 млрд. руб. Реализация проекта окажет стимулирующее влияние на развитие сельскохозяйственной отрасли региона, т.к. ориентировано на закупку сырья и ее переработку у российских производителей, преимущественно в Волгоградской области;

- «Создание производства по первичной подработке, хранению и глубокой переработке зерна кукурузы мощностью 500 т/сутки», реализуемый ОАО «Новоаннинский комбинат хлебопродуктов» с объемом инвестиций 1,4 млрд. руб.

Также были рассмотрены и другие инвестиционные проекты, такие как: «Создание современного производства текстильных материалов», реализуемый ООО «Камышинская отделочная фабрика» с общим объемом инвестиций более 270 млн. руб., который предусматривает организацию нового производства по изготовлению синтетических и смесовых тканей с высококачественными потребительскими свойствами объемом около 14 млн. погонных метров в год; «Подготовка ГТЭС-12 МВт к комплексному опробованию и вводу в эксплуатацию в рамках реконструкции Михайловской ТЭЦ», реализуемый ОАО «Михайловская ТЭЦ» с общим объемом инвестиций 249,063 млн. руб., реализация которого в конечном итоге приведет к снижению себестоимости выпускаемой продукции на 20 %, что, в свою очередь, должно сказаться на тарифе на тепловую и электрическую энергию для потребителей. О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств с целью обеспечения интенсивного развития экономики региона, необходимо непрерывное привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов. 

Успешность реализации региональных стратегий развития определяется в значительной степени не только точностью определения региональных приоритетов в повышении инвестиционной привлекательности для частных инвесторов, но также действенностью государственной инвестиционной политики, проводимой органами власти различного уровня.
ЛИТЕРАТУРА

[1] Рвачёв, А.Л. Концептуальные основы государственного регулирования предпринимательской деятельности. // Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. – 2012, Москва

[2]Михайлова Н.А. Проблемы и перспективы управления развития инфраструктуры инновационной деятельности. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2011. - № 31. - С. 49-53.

[3] Ю.В. Селионова К вопросу о проблемах инфраструктурных инвестиций в РФ. // Журнал экономика и предпринимательство. 8 (37) 2013 г.



EVALUATION OF INVESTMENT AND INNOVATION PROJECTS VOLGOGRAD AREA: INSIDE
TELYATNIKOVA VS

ASSOCIATE PROFESSOR,

HEAD OF THE DEPARTMENT OF MANAGEMENT AND FINANCE

WF MANAGEMENT INSTITUTE
THE AUTHOR ANALYZED AND SYSTEMATIZED THE MAIN FACTORS CONSTRAINING THE DEVELOPMENT OF INNOVATIVE AND INVESTMENT PROJECTS OF THE VOLGOGRAD REGION, AS WELL AS BASIC INFORMATION ABOUT ASSESSMENT OF THE INVESTMENT CLIMATE IN THE REGION
KEYWORDS: INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE INVESTMENT PROJECT, THE INNOVATIVE ACTIVITY


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница