К вопросу об основных характеристиках социально-экономических систем в формате разработки национальной доктрины Украины




Скачать 353.64 Kb.
Дата11.05.2016
Размер353.64 Kb.
УДК:330.162
К вопросу об основных характеристиках социально-экономических систем в формате разработки национальной доктрины Украины

Компаниец В.В. д.э.н, проф.


Постановка проблемы. Актуальность. В последнее десятилетие особое внимание отечественных экономистов теоретиков привлекла проблема типизации и сравнения социально-экономических систем общества. Она в первую очередь была обусловлена необходимостью выявления закономерности развития социально-экономических систем и определением оптимального направления развития государства, в том числе той модели хозяйствования, которая должна быть сформирована в Украине. Типизация позволяет описать характерные черты социально-экономических систем в соответствии с определенными критериями. Ее целью может быть диагностика состояния социально-экономической системы, которая доминирует в определенный период времени, в какой-то стране или группе стран, в том числе оценка отличий и общих черт, сильных и слабых сторон той или другой системы. Но диагностика и определение особенностей разных социально-экономических систем не может быть конечной целью исследования. Типизация и характеристика социально-экономических систем должна способствовать выявлению причин и источников спадов, подъемов и кризисов в траектории социально-экономического развития государства. И соответственно, способствовать выбору оптимального пути, модели и стратегии трансформации общества и экономики, воплощенных в национальной доктрине развития государства.

Анализ исследований и публикаций. Исследованиями типов и особенностей социально-экономических (экономических) систем и моделей занимаются такие отечественные ученые как, Г.Башнянин, Д.Богиня, Б.Гаврилишин, А.Гальчинский, Г.Задорожный, Б.Кульчицкий, И.Лукинов, В.Липов, Ю.Пахомов, И.Поминова, Н.Ушакова и др. Они предлагают глубокую систему критериев типизации социально-экономических (экономических) систем, детально анализируют их виды. Но ни одна из этих типизаций не отвечает на один из самых актуальных вопросов о причинах мирового экономического кризиса, который некоторые специалисты называют «финансовой Хиросимой» или «финансовой Армагеддоном. Это такой критерий как духовно-нравственная ориентация социально-экономической системы (далее СЭС) и соответственно ее ценности, цели и векторы развития.

В соответствующей публикации [1] мы уже обращались к проблематике классификации СЭС в соответствии с вышеназванными критериями и выделили два типа СЭС: духовно-нравственную СЭС и безнравственную СЭС, при этом детально охарактеризовав первую. За рамками исследования остался еще один тип СЭС который можно назвать как социально (морально) ориентированную СЭС, а также сравнительный анализ основных характеристик всех трех типов СЭС. Последний вопрос представляет особый интерес в связи с проблематикой разработки национальной доктрины Украины и исходящих из нее социально-экономической стратегии, духовно-культурной и социально-экономической политики развития государства.

Отдельные характеристики, как духовно-нравственной СЭС, так и безнравственной СЭС, частично и социально (морально) ориентированной СЭС, мы излагали в соответствующих публикациях, посвященных модели труда, сформировавшейся в православной СЭС, исследованию культурных стереотипов менеджеров, духовно-нравственной модели управления и экономики, сравнительному анализу моделей менеджмента западной и православной цивилизаций, особенностям экономической культуры Украины и особенностям экономического сознания украинцев [1- 7].

В этой публикации, по сути, мы представляем итог наших разработок в систематизированном виде для того, чтобы им можно было воспользоваться, во-первых, в целях диагностики нынешнего состояния социально-экономического сознания нашего общества и социально-экономической системы, а во-вторых, для того, чтобы заложить ценностно-целевые основы для разработки государственной доктрины развития Украины, в том числе социально-экономической и духовно-культурной политики. Что касается последнего, то проблематика разработки доктрин развития нашего государства исходя из ценностно-целевого подхода, остается пока что открытым вопросом для ученых Украины. Подобный подход для разработки национальной доктрины России используется только учеными центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования [8].



Постановка заданий. Поэтому заданиями данной публикации является: представление систематизированной типизации СЭС по такому критерию как духовно-нравственная ориентация СЭС и соответственно ее ценности, цели и векторы развития, а также формулировка видения основы доктрин и государственной политики Украины в виде системы ценностей – целей социально-экономического и духовно-культурного развития.

Изложение основного материала. В соответствии с ориентацией СЭС на выполнение в системе духовно-нравственных целей и соблюдения норм нравственности и морали во всех сферах жизни, в том числе в экономической деятельности, мы выделили три типа СЭС: духовно-нравственная СЭС (о ней мы писали в соответствующей публикации [1]), противоположный ей тип – безнравственная СЭС и третий тип – социально (морально) ориентированная (но нравственно ограниченная) СЭС. Третий тип, в какой то мере является усредненным или транзитивным. Он важен для нас, поскольку перейти из поля безнравственной системы к духовно-нравственной достаточно непросто и этот тип СЭС может стать для Украины своеобразной переходной моделью.

Для того, чтобы описать сущность и различия каждой из типов СЭС, мы выбрали наиболее значимые характеристики, такие как: ценностное ядро или главная идея культуры; доминанта развития общества; терминальные ценности культуры; ценности-цели СЭС; ценности-средства СЭС; факторы развития СЭС в т.ч., определяющие и зависимые; основные регуляторы развития жизни общества, в том числе социально-экономического развития; значение человека в экономической деятельности; значение экономической деятельности в жизни человека; доминирующий уровень развития человека (при этом если мы обозначаем верхний уровень личностного развития - духовный, духовно-душевный уровень, то предполагается, что нижние также развиваются, только в иерархии этот уровень занимает высшее место); труд как категория; характер труда; характер организации трудовых и экономических отношений; доминирующие мотивы (потребности) труда, существующие в СЭС. Эти характеристики по типам СЭС представлены в таблице 1

Кроме того, мы описали основные социально-экономические установки - отношение к основным социально-экономическим категориям и установки на соответствующие типы экономического поведения, которые сформировались в разных типах СЭС (таблицы 2,3). Это: отношение к труду, к собственности, власти, богатству, деньгам; отношение к справедливости и ее проявлению в экономической деятельности; способ потребления; основа распределения; культура деловых отношений. Также это установки на соответствующие типы экономического поведения, проявляющиеся в (по): ориентации поведения на результат для себя и для других; отношению к окружающей природной среде; решении дилеммы «мораль-прибыль»; взаимодействии субъектов хозяйствования внутри системы и по отношению к другим СЭС; доминирующих типах экономического поведения.

Что касается диагностики. Современная социально-экономическая модель, доминирующая сегодня как в Украине, так и в мире в целом безнравственна. Она безнравственна по своей цели и сути, механизму функционирования и результатам. Главные ценности доминирующие сегодня в культурном пространстве – максимум благ и удовольствий. Человек ориентирован в своем развитии в основном на телесный уровень, удовлетворение, причем часто чрезмерное, физических потребностей, или другая крайность – на обеспечение физического выживания. Ценности СЭС сугубо экономические – богатство, прибыль, самовозрастание капитала, роскошь, успех. Соответственно цель этой модели, если говорить о мировом пространстве – обогащение избранных и получение ими неограниченной власти во всем мире. Она проявляется в производстве ради производства, и соответственно увеличения массы прибыли, а не ради удовлетворения необходимых потребностей людей. Также в потере общественного характера воспроизводственного процесса, т.к. и социально- экономическая и политическая система построены так, чтобы удовлетворять все возрастающие потребности отдельных лиц и максимизировать эффективность деятельности отдельных корпораций, а не государств.

Но природа человека и общественная система устроены таким образом, что все не могут быть одинаково богатыми и иметь одинаковую степень власти. Кроме того, существует два взаимосвязанных закона. Первый - это закон неограниченного роста человеческих потребностей. Второй – ограниченности ресурсов. Поэтому господство этой системы приводит к войнам и конфликтам, экологическим катастрофам, голоду и нищете одних и безмерному обогащению других.

Эта система низводит человека с одной стороны к высокоинтеллектуальному механизму, который должен быстро, качественно выполнять работу, перерабатывать возрастающую массу информации, в лучшем случае это выражается в категории «человеческий капитал». А с другой стороны - превращает в машину, поглощающую массу продукции, начиная от продуктов питания и заканчивая машинами и квартирами. Целью жизни человека в таком обществе становится потребление. Мы потребляем не для того, чтобы жить, а живем для того, чтобы потреблять. От постоянного стремления к все возрастающим материальным потребностям общество (конечно, не все, но большинство) «теряет голову». Рациональный элемент сознания человека оказывается безоружным перед совершенно иррациональной жаждой власти, наживы, обладания, желанием быть не хуже других. И поэтому, находясь в постоянной потребительской гонке и, естественно, испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, общество живет в кредит, что приводит к неминуемому краху всей экономической системы.

Человек — сложное духовно-культурное и экономико-социальное явление, в котором духовная сторона пронизывает как объективные, так и субъективные характеристики (христианство выражает это обстоятельство учением о трихотомии, трисоставности человека, включающей дух, душу и тело — 1Фес. 5, 23) —рассматривается только как капитал [9, с.16].

Человеческая личность десоциализируется. Человек, созданный как существо общественное, постепенно выталкивается из общества, как только он заканчивает выполнять свою производственную функцию, — вне пределов производственного процесса личность обществу уже как бы не интересна.

Но выталкивается человек «в никуда» — об этом говорит и современный кризис семейных отношений, переживаемый всеми развитыми обществами, и мимолетность иных межличностных связей (дружеских, любовных), зачастую подменяемых поверхностными сексуальными отношениями, сознательно стимулируемая пуерилизация (как добровольное жертвование духовной зрелостью) и, наконец, прогрессирующая деполитизация личности, все чаще вытесняемой из политического процесса насущной необходимостью материальной заботы о собственном завтрашнем дне [9, с.18].

Будучи предоставленной самой себе, личность становится удобным объектом для любого рода духовных и идеологических спекуляций. В итоге человек ощущает свою потерянность в окружающем ее мире.

Ситуация очень часто усугубляется средствами массовой информации, свобода деятельности которых всегда считалась одним из основных достижений современной демократии.

Под давлением интенсивного потока информации (в значительной степени негативной или, по крайней мере, не нейтральной в силу повышенной эмоциональной нагрузки) человек, особенно в кризисные исторические периоды, минимизирует духовно-интеллектуальную работу (по большей части — просто не успевает ее осуществлять). Он перестает читать, минимизирует время самоанализа, собственный анализ событий подменяет точкой зрения, высказываемой в СМИ, которые, со своей стороны, подменяют функцию фиксации факта и доведения его в этом виде до читателя (то есть функцию передачи объективной информации) функцией передачи информации аналитической, навязывающей потребителю точку зрения некоего автора или того, кто стоит за этим автором или изданием в целом. В условиях же отсутствия контроля со стороны общества (своего рода общественной цензуры) эта информация далеко не всегда совпадает с интересами государства и/или общества.

Что касается Украины, то за двадцатилетний период трансформации в нашем обществе и экономике произошли существенные деформации. И самое неутешительное, что они произошли в сознании людей.

По результатам исследований известного социолога Н.Паниной, осуществленных в Институте социологии НАН Украины, индекс аномийной деморализованности украинского общества просто зашкаливает. Практически 80% респондентов считает, что ради карьеры, власти, денег люди способны на недостойные поступки, а, по мнению 40 % опрошенных, ради больших денег люди способны на все [10, с. 5].

За годы реформ в стране практически полностью утеряны правила нравственного поведения людей, в том числе в хозяйственной сфере, а ведь нравственность - это не только знание нравственных норм, но и их исполнение, которое невозможно без положительного примера и формирования навыков такого нравственного поведения. Навык же формируется годами, начиная с семейного воспитания, образования в школе и вузе и заканчивая производственным, собственным хозяйственным опытом. Это навык добросовестного и усердного, честного труда, навык делиться с ближним и не накапливать богатства, навык благотворительности, навык верности данному слову, навык ответственности, пунктуальности и умения слышать другого человека, его потребности, навык отличать добро от зла и определять время и меру.

Сейчас многие люди, особенно бизнесмены, руководители и молодежь уверены в том, что нравственность является препятствием к эффективному ведению экономической деятельности. Но это так и не так. Это мы выстроили такую социально-экономическую модель, которая действительно препятствует честному труду, предпринимательству, инвестированию. Причина безнравственности нашей экономики в нашей безнравственности и равнодушии, непрофессионализме и безнравственности государственных чиновников.

Следующая характеристика безнравственной СЭС состоит в том, что экономика, собственность все больше теряет общественную составляющую. Нарушается принцип как моральный, так и правовой, закрепленный конституцией, что ресурсы – это то, что даровано Богом всему народу и результаты использования этого вида собственности также должны принадлежать всему народу. Приватизация за бесценок крупных, значимых объектов, разграбление имущества приватизированных предприятий или доведение их до банкротства по причине собственного непрофессионализма, вывоз и разграбление природных ресурсов стали основой для разрушения социальной составляющей развития государства, коммерциализации образования и медицины.

Одним из самых негативных результатов реформ является то, что они привели к обесцениванию в сознании общества основы для созидания и социально-экономического развития государства - труда, к утрате духовно-нравственной, творческой, социальной составляющей труда, труда как служения во благо ближнего, Отчизны.

Обесценивается высококвалифицированный труд, духовно-интеллектуальный труд по воспитанию и настоящему, т.е. духовно-нравственному и интеллектуальному образованию.

Произошло отторжение производительного труда – нищенская зарплата в сфере производства и возможность быстрого накопления богатства вне его вытолкнула значительную часть населения Украины в сферу услуг, торговли, обращения. Но эти сферы, за исключением отдельных их направлений, не создают национального богатства, они лишь участвуют в перераспределении созданного и, к сожалению, способствуют, перетеку капитала из нашей страны в другие. За все годы существования независимой Украины ее население активно поддерживало экономику других стран, как развитых, покупая уже устаревшие там технику и потребительские товары, так и развивающихся, создавая дополнительные рабочие места в Китае, Турции, Вьетнаме и т.п..

В нашем обществе сформировалась система жизни за чужой счет: за счет тех, кто производит и честно платит налоги, за счет будущих поколений (это и эксплуатация невозобновимых природных ресурсов и огромные внешние займы, жизнь в кредит).

Существенно изменилось в общественном сознании, в самой жизни понимание того, какую роль играет сам народ в жизни государства, его социально-экономическом развитии. Так, известный украинский социолог В.М.Ворона отмечает, что, по мнению населения, обобщенному на основе результатов мониторинга Института социологии Украины, решающую роль в жизни украинского общества начиная с 1992 года и по настоящее время играют: мафия, преступный мир (33%), чиновники (30%), предприниматели и бизнесмены (34%), лидеры политических партий (37%). «А народ производитель здесь оказывается ни при чем» [10, с. 10].

А у той немногочисленной части населения, которая быстро и без больших усилий получила власть и богатство, сложились установки и поведение, разрушающие общество и экономику. Это: неправедное (незаконное, нечестное) получение собственности и богатства и его неправедное использование; непроизводительное использование богатства, нацеленность только на личное потребление, роскошь, тезаврацию. Свободные денежные ресурсы не вкладываются в производительный сектор экономики, а преимущественно в торговлю и индустрию услуг, развлечений, игорный бизнес, наркобизнес, завоевание власти. Украину поразила невиданная коррупция и доля теневого сектора экономики - одна из самых высоких в мире.

СМИ демонстрируют подрастающему поколению смысл жизни, заключающийся в наслаждении, удовольствиях, материальном благополучии и роскошной жизни без труда.

Можно еще долго в таком пессимистическом ключе описывать реалии жизни нашего общества, но все-таки результаты исследований, в том числе, которые проводили мы, указывают на то, что в сознании определенной части общества еще сохранились созидающие ценности и установки, соответствующие духовно-нравственной культуре и духовно-нравственной системе хозяйствования. Поэтому сейчас очень важно направить все усилия государства и общества на поддержание и развитие этих ценностей и установок, прежде всего управленческой элиты и молодежи.

Логика изменений состоит в том, что все внешние изменения начинаются с изменения сознания, а затем и поведения, что постепенно влияет и на изменение всей социально-экономической среды, системы в целом. Поэтому ценности, характеристики, установки духовно-нравственной СЭС, описанные в таблицах 1-3, необходимо воспринимать как долгосрочную целевую программу-максимум развития Украины. Но достигнуть таких характеристик и такого существенного изменения сознания и поведения подавляющей части общества сразу не возможно. Возможно, что необходимо будет пройти переходный период, соответствующий социально (морально)-ориентированной СЭС. В любом случае, чтобы изменить как сознание, так и поведение общества, и в первую очередь управленческой элиты, и осуществить конкретные социально-экономические преобразования, необходимо, в первую очередь, разработать национальную доктрину развития Украины и реализовать целевой проект по созданию критического управленческого потенциала [11].

В любом классическом государстве в системе государственного управления сталкиваются два начала — нормативно-политическое и нормативно-правовое. Источником и основанием управленческой практики государства в двух связанных между собой пирамидах государственного управления служат доктрины.

Доктрина является источником и основанием конкретной государственной политики, в том числе экономической, социальной, духовно-культурной. Государственную политику мы понимаем, на примере экономической (социальной) политики, как систему ценностей и целей государственно-управленческих мер, решений и действий, оформленных соответствующими нормативно-правовыми актами и программами, направленных на реализацию поставленных целей экономического (социального) развития. То же можно сказать и о других направлениях государственной политики.

Соответственно такому управленческому пониманию государственной политики, экономическая (социальная) доктрина - это основной или исходный государственно-управленческий, политический и нормативно-правовой документ, задающий формирование и содержание государственно-экономической политики или другой политики, программ ее реализации, формирующий и приводящий в действие механизм ее исполнения [8, с.7].

Первое в цепочке формирования государственной политики звено — ценностный выбор. Он позволяет дальше, посредством того, что названо генератором целей развития, отталкиваясь от ценностей, сформулировать цели управления или цели развития в рамках данной государственной политики. Важно понимать, что только после формирования ценностей и целей можно сформулировать проблемное поле управления, ибо оно релятивично и рефлексивно именно к ценностному выбору. Дальше возникают естественные управленческие атрибуты, такие как структура формируемой государственной политики, ее задачи, ключевые критериальные показатели развития.

В формировании государственной политики необходим учет специфики и особенностей данного государства - климатических, пространственных, накопленных в виде структур производства, структур поселения, экономической культуры, социокультурных (цивилизационных) особенностей (ценностей, традиций, устоев, обычаев). Если этим пренебрегать, то в лучшем случае эффективность экономического механизма максимизирована не будет, социальный, культурный потенциал также будет раскрыт не полностью, а в худшем – будет получен отрицательный результат преобразований в виде деградации экономики, культуры, общества.

Необходимо четкое описание стартового образа управляемого объекта, в частности экономики, и его целевого состояния и т. д. по целому списку, заканчивающемуся программой реальных действий исполнительной власти и механизмами реализации доктрины, которые должны быть в самом документе. Следует понимать, что документ не может быть неизменным вечно, он должен содержать в себе механизм корректировки по мере хода времени.

Понятно, что конкретное содержание доктрин экономического (социально-экономического), социального, духовно-культурного развития государства – это продукт серьезного труда целой группы разработчиков. Однако в рамках этой публикации мы хотели бы сформулировать свое видение основ доктрин и государственной политики Украины в виде системы ценностей – целей социально-экономического и духовно-культурного развития. Эта система ценностей-целей, в своем максимуме, должна опираться, в соответствии с принципом социокультурной идентичности, на ценности исторически присущей нам православной цивилизации, то есть ценности духовно-нравственной культуры и социально-экономической модели.



По нашему мнению в проект социально-экономической доктрины Украины необходимо заложить следующую систему ценностей: обеспечение условий устойчивого, опережающего роста нематериального «капитала» общества в долгосрочной перспективе; социальный гуманизм; национальная безопасность страны; сохранение и развитие экологического потенциала; качество экономического развития и устойчивое экономическое развитие на основе воспроизводимых ресурсов в долгосрочной перспективе.

Достижение интегральной цели обеспечение условий устойчивого, опережающего роста нематериального «капитала» общества в долгосрочной перспективе, по сути, является базой для реализации всех остальных целей социально-экономического развития. Эта цель предполагает обеспечение условий для высокого уровня развития духовно-нравственного, духовно-интеллектуального, духовно-культурного потенциала общества и условий для опережающего развития духовно-нравственных факторов общества по сравнению с экономическим развитием. Реализация этой цели не возможна только средствами социально экономической политики, но предусматривает воплощение в жизнь соответствующей духовно-культурной стратегии и политики государства при активном участии в этих преобразованиях самих людей. В рамках социально-экономической политики можно обеспечить необходимые материальные условия для реализации этой цели, а также условия социального равенства в смысле предоставления максимальных возможностей (в т.ч. материальных, инфраструктурных, правовых возможностей) для реализации духовно-нравственного, духовно-интеллектуального, духовно-культурного потенциала всех граждан.

Достижение интегральной цели «социальный гуманизм» предполагает в свою очередь реализацию таких ключевых целей, как: обеспечение развития и реализации трудового потенциала нации и обеспечение высокого качества трудовой жизни; обеспечение качества демографического развития; обеспечение достойного уровня жизни; устранение социального дисбаланса в обществе и создание условий для социального мира, сотрудничества; обеспечение социально-экономической защиты населения, в т.ч нетрудоспособного (ограниченно трудоспособного) населения; обеспечение достойного качества жизни.

В данном случае ключевые цели содержат в себе как цели первого этапа реформирования, которые необходимо реализовать в первую очередь, так и более сложные цели, достижение которых предполагает более длительного периода и существенных изменений в духовно-культурной сфере общества. Так, на первом этапе путем соответствующих преобразований необходимо: обеспечить реализацию трудового потенциала нации; обеспечить достойный уровень жизни граждан; устранить социальный дисбаланс в обществе; обеспечить социально-экономическую защиту населения, прежде всего нетрудоспособного (ограниченно трудоспособного) и других незащищенных групп населения. Это предполагает возрождение национального производства, развитие инфраструктуры, сектора домашнего хозяйства и на этой базе создание новых рабочих мест с достойной оплатой труда; существенное снижение разрыва в величине доходов между 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых граждан (средствами соответствующей налоговой политики); пересмотра всех социальных стандартов и установление достойного уровня минимальной оплаты труда и минимальной пенсии.

Более длительного периода преобразований требуют такие цели, как: обеспечение высокого качества демографического развития; обеспечение высокого качества трудовой жизни; обеспечение достойного качества жизни народа. Их достижение возможно только при условии сочетания реализации духовно- культурной и социально-экономической политики, значительном повышении духовно-нравственного уровня управленческой элиты и народа в целом.



Обеспечение качества демографического развития предполагает снижение смертности и повышение рождаемости, улучшение возрастной структуры населения, улучшение здоровья населения (не только физического, но и психического, а также духовно-нравственного здоровья), увеличение удельного веса полных семей, благополучных многодетных семей.

Высокое качество трудовой жизни предполагает создание условий труда, обеспечивающих максимальную реализацию личностного потенциала человека в процессе труда и обеспечение потребностей трудящегося человека, не только материальных, но и социальных, творческих, духовно-нравственных потребностей.

Обеспечение достойного качества жизни народа предполагает как возможности для реализации личностного потенциала каждого человека, обеспечение условий для гармоничного развития и реализации всего комплекса потребностей, так и высокий уровень удовлетворенности жизнью в государстве, что в свою очередь предполагает как высокий уровень личной культуры, так и высокий уровень духовно-нравственного развития общества.

Достижение такой цели как сохранение и развитие экологического потенциала предполагает нацеленность на: сохранение окружающей среды; рациональное использование ресурсов; поиск, разработку и внедрение альтернативных видов ресурсов; развитие окружающей среды (более долгосрочная цель).

Обеспечение национальной безопасности и реализации интересов государства предполагает: опору во всех преобразованиях на внутренние ресурсы и потенциал; декриминализацию экономики и соблюдение моральных правил ведения бизнеса, социальной ответственности; обеспечение территориальной целостности; обеспечение суверенности государства; обеспечение духовно-нравственной, духовно-культурной, информационной, социально-демографической, экологической, экономической безопасности государства, с опорой на духовно-нравственный, духовно-культурный, духовно-интеллектуальный, экономический и политический потенциал системы.

Достижение интегральной цели, состоящей в обеспечении качества экономического развития, должно предполагать реализацию следующих целей: ликвидацию диспропорций в структуре экономики, направлениях ее развития и достижение необходимых пропорций в экономической системе. Это предполагает: создание эффективной отраслевой структуры, с преобладанием отраслей, направленных на создание конечного продукта на основе новейших инновационных разработок; изменение структуры и соотношения экспорта и импорта, в сторону постепенного увеличения экспорта с преобладанием в нем конечных продуктов высокой степени переработки; достижение оптимального соотношения в структуре экономики между крупным, средним и малым бизнесом, между предприятиями государственной, коллективной и частной формами собственности; оптимизацию структуры накопления, потребления и инвестирования (ограничение тезаврации и потребительства, стимулирование инвестиций в социальные и инфраструктурные проекты). Также необходимы существенные изменения, направленные на сбалансированность развития финансового и реального секторов экономики, восстановление нормальной их подчиненности, когда финансовый сектор рассматривается как обслуживающий, а значит подчиненный реальному сектору экономики.

Обеспечение устойчивого экономического развития предполагает устойчивый экономический рост и пропорции экономической развитости в долгосрочной перспективе, на основе, прежде всего, нематериального «капитала» системы (духовно-нравственного, духовно-культурного, духовно-интеллектуального потенциала народа), воспроизводимых ресурсов.

База для качественных социально-экономических преобразований лежит не столько в сфере самой экономики, сколько в сфере качества человеческих личностей – духовно-нравственного, духовно-культурного, духовно-интеллектуального потенциала управленческой элиты и народа в целом. Чтобы активизировать этот потенциал, взрастить его в будущих поколениях необходимо, пока для этого еще есть время, остановить процесс духовно-нравственной, духовно-культурной и духовно-интеллектуальной деградации нашего общества, создать и воплощать в жизнь новую духовно-культурную политику нашего государства.

Это предполагает соблюдение в стратегии и политике развития государства по всем направлениям закона духовно-нравственной детерминации общественного развития и закона цивилизационной (социокультурной) идентичности развития.

Чтобы изменить, возродить и направить развитие культуры, а затем и экономики в духовно-нравственных и социокультурных координатах, четыре основных канала изменения культуры - образование, воспитание, СМИ, поведение лидеров - должны быть направлены на формирование традиционных для нашего общества (социокультурной системы) духовно-нравственных ценностей. В соответствии с ними систему ценностей – целей духовно-культурной политики необходимо представить следующим образом.

Система ценностей – целей духовно-культурной политики: духовность; нравственность; служение (Родине, народу, ближним); семья; творчество, созидание; солидарность, единство, взаимопомощь; гармоничность развития общества, социальный мир; гармоничность развития личности; образованность; свобода; безопасность (духовная, культурная, информационная безопасность личности и общества).

Для обеспечения конкурентоспособности нашего государства, устойчивого развития национального хозяйства, обеспечения национальной безопасности и высокого качества жизни народа, развитие государства, общества и всех его подсистем, в том числе политики и экономики должны базироваться на этих ценностях.



Выводы. Таким образом, в этой публикации на основе обобщения всех предыдущих исследований мы представили систематизированное описание типов СЭС по такому критерию как духовно-нравственная ориентация СЭС и соответственно ее ценности, цели и векторы развития. Используя это описание типов СЭС, мы провели сжатую диагностику нынешнего состояния социально-экономической системы Украины и сформулировали свое видение основы национальной доктрины Украины в виде системы ценностей – целей социально-экономического и духовно-культурного развития.
Литература

1. Компаниец В.В. Типизация социально-экономических систем по этическому критерию. Концепция духовно-нравственной социально-экономической системы.// Вісник економіки транспорту і промисловості, випуск 28, Харків, УкрДАЗТ, 2009 р., с.262-272

2. Компаниец В.В. Об особенностях категории «труд» в православной социально-экономической модели //“Вісник економіки транспорту і промисловості “, випуск 21, Харків, УкрДАЗТ, 2007 р., с.46-50

3. Компанієць В.В. Порівняння моделей менеджменту двох цивілізацій. Ідеальна модель менеджменту// Збірник наукових праць Державного економіко-технологічного університету транспорту. Серія: Економіка і управління.: Випуск 14 : Київ, 2009

4. Компанієць В.В. Сутність та зміст економічної свідомості особистості//Збірник наукових праць Київського університету економіки і технологій транспорту: Серія «Економіка і управління».Вип. 10.- КУЕТТ, 2007.- 288с., с.265-274

5. Дикань В.Л., Компанієць В.В Економічна культура : зміст, функції, історичний аналіз//Вісник економіки транспорту і промисловості, випуск 24, Харків, УкрДАЗТ, 2008 р., с.193-199

6. Компаниец В.В., Павлович Ю.Л. Исследование особенностей экономического сознания и культурных стереотипов менеджеров железнодорожного транспорта //Вісник економіки транспорту і промисловості, випуск 26, Харків, УкрДАЗТ, 2009 р.

7. Компанієць В.В. Формування інтелектуальної моделі духовно-морального управління на залізничному транспорті//Вісник економіки транспорту і промисловості, випуск 29, Харків, УкрДАЗТ, 2010 р.

8. Научные подходы к формированию Экономической доктрины РФ // Труды Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. Выпуск № 10. М.: Научный эксперт, 2008. — 24 с.

9. Церковь-общество-хозяйство /В.В.Симонов: отв. ред. Д.С.Львов. - М.:Наука,2005.-702с.

10. Ворона В.М. Виклики незалежності і суспільна наука // Українське суспільство 1992–2009. Динаміка соціальних змін. – К.: ІС НАНУ, 2009. – С. 3–12.

11. Компаниец В.В. Образовательная стратегия формирования духовно-нравственной социально-экономической системы// Социальная экономика № 2, 2010, с. 205-212

Аннотация

К вопросу об основных характеристиках социально-экономических систем в формате разработки национальной доктрины Украины
В статье представлено систематизированное описание типов социально-экономических систем по такому критерию как ориентация системы на реализацию духовно-нравственных целей и соблюдения норм нравственности и морали. Также сформулировано авторское видение основы национальной доктрины Украины в виде системы ценностей – целей социально-экономической и духовно-культурной политики.

Ключевые слова: социально-экономическая система; духовно-нравственная социально-экономическая система; безнравственная социально-экономическая система; социально (морально) ориентированная социально-экономическая система; ценности-цели; ценности; установки; доктрина; социально-экономическая политика; духовно-культурная политика.

Анотація

До питання про основні характеристики соціально-економічних систем у форматі розробки національної доктрини України
В статті представлений систематизований опис типів соціально-економічних систем по такому критерію як орієнтація системи на реалізацію духовно-моральних цілей і дотримання норм моральності і етики. Також сформульовано авторське бачення основи національної доктрини України у вигляді системи цінностей – цілей соціально-економічної і духовно-культурної політики.

Ключові слова: соціально-економічна система; духовно-етична соціально-економічна система; аморальна соціально-економічна система; соціально (морально) орієнтована соціально-економічна система; цінності-цілі; цінності; установки; доктрина; соціально-економічна політика; духовно-культурна політика.

Таблица 1- Базовые характеристики социально-экономических систем




Тип
Характеристики

Духовно-нравственная



Социально (морально) -ориентированная

Безнравственная

1

2

3

4

Культура

Духовно-нравственная

Идеалистическая

Чувственная

Ценностное ядро (главная идея культуры)

Внутреннее преобразование личности в соответствии с образом и подобием Творца

Правовое устроение социальной жизни


Устроение личной жизни в соответствии с критерием максимума благ и удовольствий; эгоцентризм

Доминанта развития

Духовно-нравственная

Духовный человек - целостная личность



Душевная, социальная

Душевный человек



Телесная, материальная *

Плотской человек



Терминальные ценности культуры

Бог, вечность, семья, личность, Родина

Любовь, вера, надежда, милосердие


Ориентация на вечность



Семья, самореализация, статус, социальный мир, правовое устроение общества, соблюдение прав личности, благополучие,

комфорт, свобода

Долгосрочная ориентация


Материальное благополучие, роскошь

чувственные удовольствия, польза, выгода, свобода как вседозволенность, власть, престиж

Сиюминутные интересы


Ценности – цели

СЄС

Духовно-нравственные цели (сотериологическая, нравственная, эсхатологическая)

пронизывают своим содержанием цели социально-экономические



Социально-экономические цели (гуманная, социальная, экологическая, базовая экономическая)

Экономическая самоцель

Максимизация прибыли, самовозрастание капитала, успех

Ценности – средства

СЄС

Соборность, единство, взаимопомощь, сотрудничество, взаимопонимание, трудолюбие, честность, ответственность, нестяжание, справедливость, доверие, благотворительность, социальная защищенность, профессионализм, познание, образование, качество труда

Трудолюбие, честность,

ответственность, социальная защищенность, профессионализм, образование, твердая воля, целеустремленность, рационализм, независимость, чувственность, эффективность в делах, корпоративизм, собственность, богатство



Власть, деньги, рациональный эгоизм,

успешность,

клановость, себялюбие,

индивидуализм, независимость как безответственность



Факторы развития:

определяющие

Невещественный «капитал»

системы: духовно-нравственный, духовно-интеллектуальный, духовно-культурный потенциал народа



Социальный капитал

Интеллектуальный капитал

Человеческий капитал


Капитал, монополистическая, абсолютная власть,

девиантное предпринимательство




Факторы развития:

зависимые

Труд, интеллектуальный фактор (знания, наука, информация), государственное управление, капитал

предпринимательство, природа (земля)



Государственное управление, труд, предпринимательство, капитал, природа (земля)


Капитал, природа (земля), труд,

предпринимательство,

интеллектуальный фактор (знания, наука, информация) государственное управление


Основные регуляторы развития



Духовно-нравственный закон

(гармоничное развитие общества и личности, социально-экономическое развитие, стабильность и порядок в обществе создаются на базе соблюдения духовно-нравственных законов)





Право и мораль

(социально-экономическое развитие, стабильность и порядок в обществе создаются на базе соблюдения прав и морали)




Власть и деньги

Социально-экономическое развитие, стабильность и порядок в обществе создать не возможно

Относительное соблюдение стабильности и порядка возможно на основе силы, власти, денег


Человек в экономике

Цель

целостная личность



Трудовой ресурс, человеческий капитал

Рабочая сила

средство, приравниваемое к средству производства



Экономика в жизни человека

Средство жизни, возрастания, спасения души

Средство комфорта,

благополучия, социального мира



Цель жизни как потребление материальных благ

Человек (уровень развития)

Духовно-душевний


Душевний

Душевно-телесный



Телесный *

Труд

как категория

Сложная духовно-нравственная, социально-экономическая, технико-организационная категория.


Сложная моральная (душевный уровень), соци­ально-экономическая, технико-организационная категория.

Духовность труда сводится к социальности.



Рассматривается как экономико-социальная, технико-организационная категория.

В практическом воплощении превращается в работу



Характер труда

Творческий, труд -служение

Наемный

Механико-монотонный

Характер

организации отношений

Общинность, соборное начало

Непротиворечивое сочетание коллективизма и индивидуализма


Доминанта на другом

Корпоративизм, индивидуализм
Доминанта на себе

Атомизация общества, индивидуализм

Доминанта на себе



Доминирующие мотивы (потребности) труда, существующие в СЭС

Духовно-нравственные

Творческие

Социальные (служения)


Отчасти творческие и потребности служения

Социально-психологические

Карьерного роста


Базовые потребности и потребности в безопасности ниже общественно-необходимого уровня

Сохранение рабочего места

Материальное вознаграждение

Таблица 2 Отношение к основным социально-экономическим категориям по типам СЭС




Характеристики

Духовно-нравственная

Социально (морально) -ориентированная

Безнравственная













Отношение к труду

Труд - добродетель, средство спасения души, способ духовного роста, творческого раскрытия человека, сохранения и преображения мира; возможность помогать другим и обеспечивать достойную жизнь и развитие собственной семьи и себя


Труд- способ самореализации, творческого раскрытия человека, возможность помогать другим и обеспечивать достойную жизнь и развитие собственной семьи и себя

Труд – это необходимый способ выживания



Отношение к собственности, богатству, власти

Восприятие власти, собственности и материального богатства как таланта (дара) и ответственности перед Богом, обществом, окружающими, в том числе сотрудниками, подчиненными. Использование этих талантов согласно с принципом нравственного соотнесения

Уважение права собственности

Эффективность использования собственности (в соответствии со всеми критериями СЭС)

Богатство – категория, прежде всего духовная

Материальное богатство – средство стяжания богатства духовного


Власть – ответственность перед обществом, делегирующим ее

Собственность то, что принадлежит человеку, и он имеет право самостоятельно решать, как использовать эту собственность с учетом соблюдения законов и принципа социальной ответственности.


Уважение права собственности

Эффективность использования собственности (в соответствии со всем критериями СЭС)

Богатство – категория, прежде всего материальная и душевная.

Богатство должно преумножаться, служить и человеку, и обществу.




Власть – способ управления другими

Путь к материальному благосостоянию


Собственность то, что принадлежит человеку, и он имеет право самостоятельно решать, как использовать эту собственность.

Богатство - путь к гедонистическому счастью, благополучию


Собственность это - власть Власть это - богатство, статус

Богатство это - власть


Отношение к деньгам

Деньги - средство


Деньги и то и другое


Деньги - цель

Способ потребления

Потребление материальное -средство жизни

«Истинное благо­получие— спокойность души и совести»



Потребление и цель, и средство жизни
Бытовое преуспевание

Потребление – цель, смысл жизни
Потребительство

Справедливость



Человеческая справедливость – относительна, истинно справедливым является только Бог.

Высшая справедливость в любви, милосердии, прощении, однако преступления против человека и общества должны наказываться судом и общественным порицанием



Справедливость – это законность и гуманистическая мораль

Преступления против человека и общества должны наказываться судом и общественным порицанием




Справедливость – это когда мне хорошо, а другим, как получится
Наказание преступлений против олигархических кланов и их участников


Проявление справедливости

в экономической деятельности


Правило «кто не хочет работать, то пусть не ест »

Государство, общество, бизнес каждый человек должны заботиться о нетрудоспособных членах общества

Лучше немного, но так, чтобы обеспечить достойное существование тем, кто стремиться жить по совести, заповедям

Разный уровень оплаты за разнонапряженный труд, за труд разной квалификации

Благотворительность – норма жизни

Прогрессивное налогообложение

Рентные платежи

Налоги на роскошь



Правило «кто не хочет работать, то пусть не ест »

Государство, общество, бизнес каждый человек должны заботиться о нетрудоспособных членах общества


Разный уровень оплаты за разнонапряженный труд, за труд разной квалификации

Прогрессивное налогообложение

Рентные платежи

Налоги на роскошь



«Кто не ворует, то не ест» «кто не работает, то не ест»

Каждый имеет такую жизнь, как заслуживает

Каждый человек сам должен добиваться лучшего места под солнцем

Оплата труда – минимально возможная, не зависит от напряженности, квалификации


Регрессивное налогообложение



Основа распределения

Справедливость и милосердие

Справедливость, право, светский гуманизм

Власть, эгоизм, стяжание

Двойные стандарты



Культура деловых отношений

Доверие, соблюдение нравственных принципов и законов.

Уважение прав и законных интересов их участников. В экономике нужно соблюдать принципы справедливости, милосердия и эффективности



Уважение прав и законных интересов их участников. В экономике нужно соблюдать принципы справедливости и эффективности.

Выборочное уважение прав и законных интересов их участников в зависимости от их статуса (внутри клана).

Для остальных – неуважение прав и законных интересов участников деловых отношений



Таблица 3 Установки на соответствующие типы экономического поведения



Установки


Духовно-нравственная

Социально (морально) -ориентированная

Безнравственная

Ориентация поведения на «результат для себя и результат для других»

Модель сотрудничества

Модель альтруизма, которая проявляется в благотворительности




Модель корпоративного сотрудничества и доброкачественной конкуренции

Социальная, светская благотворительность



Узкое корпоративное (клановое) сотрудничество и жесткая конкуренция без моральных правил

Ложная благотворительность



Взаимодействие субъектов хозяйствования

- внутри системы

- с другими системами


Сотрудничество

Сотрудничество


Сотрудничество и добросовестная конкуренция


Преимущественно конкуренция по принципу двойных стандартов


Узкое корпоративное (клановое) сотрудничество и жесткая конкуренция без моральных правил





Отношения к окружающей природной среде

Сохраняющий и развивающий типы экономического поведения

Сохраняющий и отчасти развивающий типы экономического поведения

Затратный, наносящий ущерб типы экономического поведения

Решение дилеммы «мораль-прибыль»

Духовно-нравственная доминанта
Нравственно, социально –ответственное поведение

Диалектическая связь морали и прибыли

Право- поддерживающий эту связь институт

Социально – ответственное поведение


Доминанта прибыли Морально, все, что приносит прибыль
Безнравственное, эгоистичное поведение

Доминирующие типы экономического поведения

Благотворительное

Инвестиционное

Предпринимательское


Инвестиционное

Предпринимательское

Сберегающее



Потребительское

Рентоориентированное



Финансовое


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница