К вопросу о социально-экономическом развитии приарктических регионов РФ




Скачать 148.46 Kb.
Дата09.05.2016
Размер148.46 Kb.
Вовченко А.А.
Уральский Государственный Экономический Университет,

Г. Екатеринбург


К вопросу о социально-экономическом развитии приарктических регионов РФ

Сегодня Арктика все больше и больше приобретает важнейшую роль в глобальной политике и экономике, а сам арктический регион становится одной из основных арен взаимоотношения России с зарубежными партнерами. Выделение Арктической зоны Российской Федерации в самостоятельную единицу обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его яркой спецификой. В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» 1 сформулированы основные аргументы в пользу реализации данного подхода и они сводятся к следующему:



  1. ключевое значение арктических регионов России в обеспечении геополитических интересов страны и ее безопасности;

  2. их определяющая роль в развитии российской экономики в настоящее время и в обозримом будущем;

  3. выдающиеся перспективы Северного морского пути (далее – СМП) как одного из главных инфраструктурных элементов в развитии экономики страны в перспективе 2.

Арктическая зона РФ - это около 16% от территории всей нашей страны. Здесь проживает чуть более 1% населения РФ - 2,5 млн человек, которые создают чуть меньше четверти ВВП России и обеспечивают четверть российского экспорта. В настоящее время российская приарктическая зона представляет из себя, прежде всего, два вида отраслей: добывающая и транспортная. Сегодня здесь добывается от 60 до 100% различных цветных металлов и 85% российского газа. В недрах нашего севера находится около «570 млн тонн нефти и конденсата и 12 трлн кубометров газа» 3. Причем это только разведанные запасы. Кроме углеводородного сырья в арктических регионах содержатся огромные запасы иных минеральных ресурсов (рисунок 1).
Рисунок 1 - Доля российских приакртических территорий в минерально-сырьевом комплексе России, % 4

Суммарная стоимость всех видов минерального сырья расположенных в российских арктических недрах, по ориентировочным оценкам, может превышать 30 трлн долларов США, причём 2/3 приходится на долю энергоносителей. Стоимость же разведанных запасов равняется 1,5-2 трлн долларов США. Таким образом, в настоящее время в России разведанность ресурсов находится на крайне низком уровне, как следствие освоение недр тоже и в итоге реализация потенциала макрорегиона в полном объеме остается весьма проблематичным вопросом на данном этапе. Большую роль и значение играет военно-промышленный и транспортный (Северный морской путь) комплексы.

Транспортная составляющая играет основополагающую роль для отечественного арктического региона, лишь один Северный морской путь, по оценкам некоторых экспертов, позволит России выйти в лидеры по морским перевозкам.

В Северных регионах РФ один из самый мощных индустриальных слоев, а масштабы хозяйственной деятельности превосходят показатели других полярных стран. Здесь высока доля добавленной стоимости добывающих отраслей и предприятий, которая в России составляет 60%, а например, в Норвегии, Гренландии, Исландии, Швеции, Финляндии – не превышает 15%, в северных регионах Канады и Америки (Аляска) – около 30%. Российский север Российской Федерации выступает в роли стратегической ресурсной базы нашей страны, обеспечивающей решение важнейших задач социального и экономического развития 5.

Бесспорно Арктическая зона РФ – это наша кладовая, на которую возлагаются большие надежды в плане развития как севера РФ, так и страны в целом. Уникальный потенциал и огромные по сравнению с другими арктическими государствами площади Заполярья, на фоне крайне слабой освоенности своих северных территорий отличают Россию. Тот потенциал, который был наработан еще с советских времен практически исчерпан. Также уровень гидрографической и геолого-геофизической изученности региона находится на очень низком уровне, производственные мощности сильно изношены, плохая инфраструктура и нерациональное природопользование 6.

Сегодня серьезным для вывода из подвешенного состояния и дальнейшей эффективной реализации отечественного арктического мегапроекта стало бы формирование идеологической системы, так называемой доктрины по развитию Арктики 7. Причем в данном вопросе особенно важным является то, что при успешной разработке механизма развития российских арктических регионов мы можем использовать похожую модель в самой Арктике, которая является для нашей страны крайне важной единицей, способной дать мощнейший толчок всему северу РФ.

В последние годы, практически во всех северных регионах РФ увеличился процент отраслей добывающей промышленности, при этом в отраслях инвестиционного комплекса, социально-ориентированных отраслях происходит свертывание производства. В первую очередь это объясняется сохранением активной тенденцией роста экспорта углеводородных ресурсов, а также высокой ресурсоемкости отечественного производства. В такой ситуации фактором, сдерживающим темпы спада в северных экономиках России явилось существенное повышение темпов внешнеторгового оборота.

По большей части Север не столько затратная, сколько эффективная территория, и уже давно не секрет, что за этой территорий будущее нашей страны, как минимум из-за того, что Россия – это северная страна. Что касается дотационной составляющей относящейся к северным территориям, то в федеральный бюджет север приносит в 1,7 раза больше, чем получает из него.

Сегодня мы говорим о том, что модернизацию российской экономики следует начать именно с Севера России, причем не в экспериментальных, а в промышленных масштабах. Ведь ресурсная база располагается прямо под ногами, а само функционирование предприятий для российского Севера является крайне важным фактором. В этом вопросе именно внедрение инновационных технологий, передовых научных разработок и т.д. обеспечивают рост производства при одновременном сокращении времени, затрачиваемом в технологическом цикле 8.

Сегодня можно констатировать, что территория РФ дезинтегрирована. Произошло экономическое размежевание отдельных территорий России после распада СССР. Теснота связей с зарубежными странами усилилась, в особенности в отдаленных регионах страны. В то же время, нельзя не отметить, что в советские годы развитие приарктических территорий было напрямую связано с развитием всей страны.

Как следствие, произошедшая в 90-е годы региональная дезинтеграция России поставила северные регионы страны в сложное положение. Инфраструктура региона не развивалась. Объемы перевозок были отброшены далеко назад из-за реформ 90-х годов, ухудшилось состояние береговой инфраструктуры, особенно в восточном секторе Арктики. Так, в частности, объемы грузоперевозок по СМП сократились более чем в четыре раза - с 6,6 до 1,5 млн. т, что даже при возросших тарифах не способствует окупаемости перевозок.

Между тем в последние годы усилилась «гонка» за арктическими территориями. Возрастающая роль и значимость Арктики прямым образом влияет на северную составляющую геополитического положения России. По мнению ряда экспертов, необходимо усиливать интеграцию Севера в российскую экономику, во многом за счет инфраструктурных проектов: строительство новых железнодорожных магистралей, в первую очередь — Северосибирской, модернизации существующих — Транссибирской и Байкало-Амурской, а также реализация проекта по Северному морскому пути, который позволит осваивать новые территории в направлении «Север–Юг». Большинство проектов освоения северных месторождений могли бы ориентироваться на Северный морской путь, а его порты могу послужить отличной базой для освоения шельфовых месторождений газа и нефти 9.



К сожалению, огромнейший потенциал российского севера до сих пор не может изменить ситуацию на внутреннем рынке, пожалуй, это один из слабейших секторов экономики наших северных территорий, где они пока что проигрывают. Скорее всего, тут возможен только один ответ - экономики северных регионов России сильно монополизированы и моноориентированы. В некоторых регионах уже долгое время сохраняется дефицит местных и региональных бюджетов, на высока доля убыточных предприятий и т.д. Ныне существующая модель развития северных территорий России, сформированная еще десятилетие назад и основанная на масштабных бюджетных вливаниях и льготах сегодня стала ослаблять позиции местных производителей и ведет к уменьшению инвестиционных ресурсов 10. Но проблема состоит в том, что лучшей модели, проще говоря, альтернативы у нас не существует.

Экономическое развитие страны зависит от эффективности использования накопленного инновационного потенциала, а в российских реалиях для развития северных территорий это особенно актуально 11. В настоящее время происходит жесточайшая конкурентная борьба за право обладания энергетическими ресурсами и в таком случае стратегической задачей России является усиление контроля над Арктикой и разработка ее ресурсов. Исходя из этого, эффективное использование арктических богатств, которое представляется возможным лишь на инновационном пути развития, крайне важно для российской экономики, особенно если учитывать тот факт, что в нашей стране инновационный потенциал для развития национальной экономики используется недостаточно. По разным оценкам в РФ применяют около 10% инновационных идей и проектов, в Японии данный показатель равен 95%, а в США – 62%. Инновационное развитие в северных приарктических районах приобретает особое значение в связи с тем, что в ближайшем будущем ожидается начало разработки новых ресурсных залежей территорий севера Сибири, Полярного Урала, и Дальнего востока, а также на шельфе арктических морей.

Еще одним важным фактором развития инновационной деятельности является развитием образования. Не секрет, что северные территории сильно удалены от центров знаний. А главным ограничителем в постиндустриальном развитии является именно низкое качество человеческих ресурсов, а не финансирование. Сегодня стратегия экономик приарктических регионов России должна базироваться не просто на добыче и экспорте сырья, а преобразовании ресурсов для интеллектуализации экономики, то есть перевод природной ренты в образование, наукоемкие производства и т.д..

Необходимо искать собственные инновационные ниши развития, а именно тех научных направлений, которые необходимы для Севера. К примеру, одним из приоритетных проектов являются биотехнологии. В мире эта отрасль развивается активно и имеет огромные перспективы 12. Фармакология, изучение морской флоры и фауны также находятся среди перспективнейших проектов. Так, к примеру, объем мирового фармацевтического рынка составляет около 450 млрд долларов, что почти в 5 раз превышает рынок вооружений. Параллельно с развитием рыбодобывающих производств необходимо сконцентрироваться на марикультуре, в особенности в Мурманской и Архангельской областях. Причем, за рубежом добыча морских биоресурсов путем искусственного выращивания различных промысловых гидробионтов развивается успешно. В России производиться лишь 0,2% мировой аквакультурной продукции, при том, что страна обладает богатыми водными ресурсами. В перспективе Арктика может и должна стать мировым центром производства экологически чистых и высокоэффективной фармацевтической продукции и продовольствия.

Социальное и экономическое развитие, качество жизни населения в полярных регионах нашей страны являются одними из самых приоритетных направлений развития Севера. Важным показателем качества жизни населения предстает продолжительность жизни. Так, например, средняя продолжительность жизни «в Швеции составляет 80,5 лет, в Исландии этот показатель равен 80,3, Норвегии - 79,5, в России же в целом - 67,1» 13. Также в северных странах Европы показатель ВВП на душу населения в среднем составляет 36 тыс. долл., в России чуть больше 14 тысяч.

Сегодня север необходимо рассматривать в первую очередь, как некую инновационно-испытательную площадку новых видов и типов техники, систем производств, новых типов автономных поселений, подходов к организации арктической инфраструктуры, пространство для активной интеллектуальной деятельности в сфере нанотехнологий 14.

Необходимо задействовать максимальную ресурсоэффективность добычи, то есть по максимуму. Сегодня на определенных месторождениях ресурсоэффективность добычи не превышает 30%, необходимо минимум удвоить этот показатель. Кроме того, природа севера необычайно хрупка и ее следует оберегать, поэтому возникает крайняя важность использования инновационных, природосберегающих технологий. Также переработка ресурсов у нас находится на очень низком уровне, что навивает соответствующую мысль об увеличении доли инновационных операций в первую очередь в переработке первичного сырья.

В связи с исчерпанием нефтегазовых запасов поиск альтернативных источников энергии становится актуальным направлением, к примеру, сила ветра или течения рек. Отличной заменой нынешнему дизельному топливу в приарктических районах и районах Крайнего Севера стало бы внедрение речных турбин для обеспечения электроэнергией малых и отдаленных поселков. Также в арктических реалиях ветряная энергетика представляется весьма перспективным проектом. Следует отметить, что данный вид энергии весьма актуален для севера минимум как средство самообеспечения энергией, но ведь в перспективе ее можно и экспортировать в другие регионы РФ. К слову, в городе Лабытнанги был установлен первый образец в ЯНАО.

Скорее всего то «комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ, которое было заявлено в стратегии развития арктической зоны до 2020 года» 15 должно предполагать интегративный вариант. В таком случае порты станут точками роста. На их основе будут создаваться производственные проекты транспортно-логистические комплексы.

Уходу от превалирующей экспортно-сырьевой модели и последующей диверсификацией региональной экономики моноресурсных населенных пунктов будет способствовать создание в северных регионах высокотехнологичных производств, кстати, похожий «вариант развития предложен для Дальнего Востока» 16. Выйти из сырьевой ловушки не просто, как правило, данная возможность возникает именно «при смене технологических укладов, а не «на технологической волне»» 17. Ту возможность, которая дается нам сегодня, мы должны использовать в полную силу, иначе для нас возникает риск навсегда остаться на периферии мирового хозяйства. Причем стоимость входа растет с каждым годом, в 1997 году, для примера, создание одной нанофабрики обошлось бы в 100 миллионов долларов, а в 2010-м году это потребовало уже не менее 400 миллионов долларов. Темп роста формирующегося ядра шестого технологического уклада оценивается в 30% в год. Развитие российского севера сегодня в большинстве своем зависит именно от таких отраслей как: молекулярная и нанофотоника, наноматериалы, наноэлектроника, нанобиотехнологии и прочие 18.

Арктическая зоны РФ требует законодательного установления особого правового режима экономической деятельности, экономического стимулирования регламентации природопользования и т.д.. Многие детали остаются до сих пор законодательно неурегулированными, к примеру, географическое расположение особых социально-экономических условий 19. Также сложно говорить об арктическом мегапроекте, как единой системе без соответствующего руководящего органа, подобного Министерству по развитию Дальнего Востока. «Во всех нынешних документах по Арктике отсутствует важнейший раздел «об арктической организации государства»» 20. Как следствие, возникают большие сложности с привлечением инвестиций и не ведется пространственное планирование 21. К слову, в таких странах как Канада и США присутствуют различные государственные организации жизнедеятельности в Арктике (таблица 1). В компетенцию этих органов входит разработка рекомендаций «по приоритетным направлениям международного сотрудничества в Арктике» 22 и финансовому обеспечению соответствующих видов деятельности и т.д 23.


Таблица 1 – Государственное органы Арктики в некоторых арктических странах 24



Страна

Название

Принадлежность к государственной структуре

Назначение членов организации

Бюджет

США

Комиссия Соединенных Штатов по арктическим исследованиям

структурное подразделение аппарата президента США

Указом президента США

Самостоятельный

Канада

Федеральный совет по Арктике и Полярная комиссия Канады

структурное звено Правительства страны

-

Самостоятельный

Швеция

Полярный исследовательский секретариат

структурное подразделение правительства страны

-

Самостоятельный

К слову, в Советском Союзе тоже существовали подобные органы: Совет по проблемам Севера и Арктики, а также Государственный комитет по делам Севера, которые обеспечивали реализацию государственной политики в Арктике. В настоящее время эти структуры упразднены. После распада СССР все эти органы были упразднены, а предпринимавшийся попытки модернизации как показывает опыт, успеха не имели. Как результат, действия и позиции разных федеральных ведомств по вопросам развития Арктической зоны России не согласованы, взаимодействие федерального, регионального, муниципального уровней власти в решении этих проблем малоэффективно 25.

Значительно «снижают конкурентоспособность Северного морского пути» 26 пришедшие в упадок арктические морские порты. «Что касается строительства новых портов, то одной Сабетты мало. Стоит обратить внимание на Индигу и Хабарово, который может стать северными воротами для проекта “Урал Промышленный – Урал Полярный”» 27.

«Полноценное законодательство, отражающее как идейные основы мегапроекта, государственный руководящий орган, отвечающий за развитие Арктики и соответствующие «дорожные карты» его реализации» 28 - это тот минимум, без которого дальнейшее развитие Арктики не имеет смысла.

Согласно Проекту ФЗ «об Арктической зоне РФ» ожидается «увеличение арктической доли в ВВП страны с 5,6% в 2012 году до 14% в 2020-м» 29, однако Минфином не предусмотрено «562 триллиона рублей на ее реализацию в 2015-2020 годах» 30. По сей день полномасштабная реализация арктического проекта затруднена, и несовершенство нормативно-правовой базы является одной из основных причин этого 31.

Кроме того, развитие экономической деятельности в российской Арктике невозможно без прорыва в исследовании природы Арктики и в арктических технологиях. Крайне слабо исследованы геология и геофизика Северного ледовитого океана, морские льды и ледники на его островах и архипелагах, атмосферные явления и условия формирования климата, морская и сухопутная флора и фауна и их устойчивость к антропогенным воздействиям, история заселения и особенности традиционного хозяйствования коренных народов Севера. До сих пор в стране не создана система развития особых арктических технологий: арктического жизнеобеспечения (строительство, коммунальное хозяйство, энергообеспечение и пр.), безопасного морского транспорта, экологичного и устойчивого к низким температурам и бездорожью наземного транспорта, разведки и добычи углеводородов на шельфе в условиях особой ледовой обстановки, в том числе плавания айсбергов. Начинать новый цикл освоения Арктической зоны РФ без предварительного научного и технологического обеспечения нельзя. 32

Основой российской арктической стратегии должно стать, во-первых, развитие транспортной инфраструктуры, во-вторых, закрепление в регионе экономически активного населения, в-третьих, укрепление военного потенциала в регионе. Тем более что без этих трех вещей, в конце концов, станет невозможной добыча углеводородов.




1 http://www.dissercat.com/content/sotsialnoe-i-ekonomicheskoe-razvitie-severnykh-territorii-rossii-v-sovremennykh-usloviyakh

2 Концепция доклада «О приоритетных мерах экономического стимулирования дальнейшего развития Арктической зоны Российской Федерации» 2011 г. 13 с.

3 http://expert.ru/northwest/2014/12/v-ozhidanii-razmorozki/

4 Составлено автором по [http://mirprognozov.ru/prognosis/106/650/tr, http://www.1sn.ru/90323.html, http://severnash.ru/index.php?newsid=94]

5 http://www.rg.ru/2007/04/25/reg-pomorskij/sever.html

6 http://expert.ru/northwest/2014/12/v-ozhidanii-razmorozki/

7 http://expert.ru/northwest/2014/12/v-ozhidanii-razmorozki/

8 http://www.odnako.org/magazine/material/goryachaya-aktivnost-v%C2%A0holodnih-shirotah/

9 http://www.gazeta.ru/science/2012/06/07_a_4617121.shtml

10 www.bibliofond.ru/view.aspx?id=655372

11 Доклад «Об основах государственной политики Российской Федерации в районах Севера» 28 апреля 2004 года. Заседание президиума Государственного совета №36 «Основные направления государственной политики в отношении северных территорий России

12 М. Ю. Саенко «Инновационные подходы как главный фактор развития экономики северных регионов» http://sarrsute.ru/images/stories/articlefoto/rio/journal/journal6-28/Sayenko.pdf

13 http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru/countries/sweden-ru/

14 М. Ю. Саенко «Инновационные подходы как главный фактор развития экономики северных регионов» http://sarrsute.ru/images/stories/articlefoto/rio/journal/journal6-28/Sayenko.pdf

15 http://expert.ru/northwest/2014/12/v-ozhidanii-razmorozki/

16 http://expert.ru/northwest/2014/12/v-ozhidanii-razmorozki/

17 http://www.glazev.ru/econom_polit/261/

18 http://www.glazev.ru/econom_polit/261/

19 http://www.glazev.ru/econom_polit/261/

20 http://expert.ru/northwest/2014/12/v-ozhidanii-razmorozki/

21 http://expert.ru/northwest/2014/12/v-ozhidanii-razmorozki/

22 http://library.ikz.ru/istoriya-nauchnyh-issledovanii-rossiiskogo-severa/SHirina-D.A.-Mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-k

23 Пояснительная записка Губернатору ЯНАО от 15.05.2012

24 Составлено по Пояснительной записке Губернатору ЯНАО от 15.05.2012

25 Пояснительная записка Губернатору ЯНАО от 15.05.2012

26 http://expert.ru/northwest/2014/12/v-ozhidanii-razmorozki/

27 http://expert.ru/northwest/2014/12/v-ozhidanii-razmorozki/

28 http://expert.ru/northwest/2014/12/v-ozhidanii-razmorozki/

29 http://murmansk.allnw.ru/news/204475

30 http://murmansk.allnw.ru/news/204475

31 http://arctic-tv.ru/news/murmanskaya-oblast-arktika/prioritety-gosudarstvennoy-politiki-rossii-v-arktike-opredeleny-no-ee-realizaciya-do-sih-por-ne-mozhet-nachatsya-v-polnoy-mere

32 Концепция доклада «О приоритетных мерах экономического стимулирования дальнейшего развития Арктической зоны Российской Федерации» стр. 3



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница