К рабочей программе учебной дисциплины Микроэкономика Цель




Скачать 45.98 Kb.
Дата04.05.2016
Размер45.98 Kb.
АННОТАЦИЯ

к рабочей программе учебной дисциплины

Микроэкономика
Цель освоения дисциплины - формирование студентом представления о механизме функционирования рыночной экономики, роли государства в повышении эффективности использования производственного потенциала страны.
Задачи курса:


Содержание дисциплины

Тема 1. Полезность благ и функция индивидуального спроса.

Потребности людей и полезность благ. Количественный подход к анализу полезности и спроса. Общая и предельная полезность. Первый закон Госсена. Предельная полезность и индивидуальный спрос. Цена спроса. Кривая индивидуального спроса. Максимизация полезности при заданном бюджете потребителя. Второй закон Госсена.

Порядковый подход к анализу полезности и спроса. Аксиомы поведения потребителя при порядковом измерении полезности. Кривая безразличия и карта безразличия. Свойства кривых безразличия. Норма замены. Предельная норма замены.

Бюджетное ограничение и бюджетная линия. Равновесие потребителя. «Угловое решение». Факторы и принципы изменения поведения потребителя. Влияние изменения денежного дохода на равновесие потребителя.

Кривая «доход-потребление». Влияние изменения цены на равновесие потребителя. Кривая «цена-потребление». Кривые Энгеля, закон Энгеля.

Эффект дохода и эффект замены по Дж. Хиксу и по Е.Е. Слуцкому. Парадокс Р. Гиффена. Построение функции индивидуального спроса на благо.


Тема 2. Рыночный спрос на блага.

Построение функции рыночного спроса. Эффекты моды, снобизма, демонстративных расходов. Сущность и роль излишков потребителя.

Прямая эластичность спроса по цене. Факторы, определяющие эластичность спроса. Связь между эластичностью спроса, изменением цены и расходами покупателя. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу.
Тема 3. Теория производства.

Производственная функция и ее свойства. Функция Кобба-Дугласа. Влияние временного фактора на производственную функцию. Производственный выбор в краткосрочном плане. Мгновенный период. Общий, средний и предельный продукт переменного фактора. Эластичность выпуска по переменному фактору. Закон убывания предельной производительности.

Изокванта и предельная норма технической замены. Эластичность замещения. Взаимозаменяемость факторов производства и изокванта. Длительный период. Производственная функция и технический прогресс.

Эффективность и изменение масштаба производства. Изокоста и равновесие производителя. Ломаная изокванта и устойчивость технологии при изменении цен на факторы. Линия роста в длительном периоде.


Тема 4. Теория затрат.

Индивидуальные и общественные затраты. Бухгалтерский и экономический подходы к определению затрат. Затраты производства и затраты отвергнутых возможностей (альтернативные затраты), явные и неявные затраты, невозвратные затраты. Классификация затрат в зависимости от влияния на них объема производства. Функция затрат фирмы в коротком периоде, факторы, определяющие ее характер. Аналитическое и графическое представление затрат на производство. Взаимосвязь производственных функций и затрат на производство.

Затраты фирмы в длительном периоде. Факторы, определяющие характер функции затрат в длительном периоде. Соотношение затрат фирмы в коротком и длительном периодах. Соотношение средних и предельных затрат фирмы в коротком и в длительном периодах.
Тема 5. Максимизация прибыли и функция предложения благ.

Линия равной прибыли, изопрофита и определение максимума прибыли.

Предельный анализ максимизации прибыли: а) при постоянной цене на благо; б) при снижающейся по мере выпуска цене блага.

Точка безубыточности. Прекращение работы фирмы в коротком периоде.

Кривая предложения фирмы при фиксированной цене. Функция рыночного (отраслевого) предложения. Сущность и роль излишков производителя.

Коэффициенты прямой и перекрестной эластичности предложения по цене.


Тема 6. Взаимодействие спроса и предложения.

Единственность и множественность отраслевого равновесия. Устойчивость равновесия по Маршаллу и по Вальрасу. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах. Динамика рынка. Паутинообразная модель.


Тема 7. Воздействие государства на процесс ценообразования.

Налоги и дотации как инструмент государственного управления рынком и ценами. Последствия налогообложения. Распределение налогового бремени. Последствия введения дотаций. Импортные квоты и тарифы. Последствия введения импортных тарифов и квот.

Последствия директивного ценообразования. Дефицит и избыток. Директивные цены и качество продукции. «Черный рынок» и цены.
Тема 8. Цена в условиях совершенной конкуренции.

Отраслевое равновесие. Положение конкурентной фирмы в коротком периоде.

Воздействие на предложение конкурентной фирмы: а) изменение цены переменного фактора; б) изменение цены постоянного фактора.

Изменение предложения фирмы и отрасли в длительном периоде. Цена равновесия в длительном периоде. Приспособление к изменению спроса и предложения в отрасли в длительном периоде. Кривая отраслевого предложения в длительном периоде. Размеры фирмы и число фирм в конкурентной отрасли.

Влияние на равновесие фирмы налогов и дотаций.
Тема 9. Ценообразование на монополизированном рынке.

Монопольная власть и ее источники. Уровень цены при стремлении монополии к:


а) максимуму прибыли; б) максимуму выручки; в) максимуму нормы прибыли, г) максимуму объема выпуска, д) максимуму объема выпуска.

Равновесие монополии в коротком и длительном периодах.

Монополия и совершенная конкуренция. Ущерб, наносимый монополией. «Естественная» монополия и ее регулирование. Налогообложение и монопольная цена.

Ценовая дискриминация и ее виды (совершенная ценовая дискриминация, ценовая дискриминация по объему продаж, ценовая дискриминация на сегментированном рынке).


Тема 10. Ценообразование на рынке монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция: понятие и распространение. Ломаная линия спроса.

Равновесие монополистического конкурента в коротком и длительном периодах.

Неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция и осуществление рекламной деятельности.



Плата за дифференциацию продукта. Сравнение монополистической и совершенной конкуренции.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница