Журнал "Наш Бухгалтер" Дополнительные материалы для подписчиков Расчеты с фсс 2011




Скачать 57.82 Kb.
Дата03.05.2016
Размер57.82 Kb.
Журнал "Наш Бухгалтер"

Дополнительные материалы для подписчиков

Расчеты с ФСС - 2011
По существу, прочувствовать на себе последствия замены с 1 января текущего года единого социального налога на страховые взносы во внебюджетные фонды предприниматели в полной мере еще не успели. Закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ), претворивший реформу ЕСН в жизнь, пока применяется лишь в рамках его переходных положений. В частности, в 2010 году совокупная тарифная ставка для налогоплательщиков, применяющих общий режим налогообложения, сохранена на том же уровне, что и ставка почившего «соцналога» – 26 процентов. Для «упрощенцев» и «вмененщиков» в текущем году в целом также все осталось по-прежнему: они рассчитываются лишь с Пенсионным фондом по «старой» ставке – 14 процентов.
Безусловно, нельзя сказать, что ощутить нововведения совсем уж не довелось. В конце концов, поменялся порядок расчета пособий, представления отчетности и пр. «Общережимники» же наверняка успели оценить тот факт, что, в отличие от ЕСН, страховые взносы начисляются в том числе и на выплаты, которые не учитываются при налогообложении прибыли.

Согласно пункту 2 статьи 12 и пункту 2 статьи 62 Закона № 212-ФЗ с 1 января 2011 года совокупный тариф страховых взносов во внебюджетные фонды составит уже 34 процента. При этом каких-либо поблажек для фирм и предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД, с начала следующего года больше не предусматривается. Тем самым для последних финансовая нагрузка в одночасье увеличится в 2,4 раза.

Все это, а тем более реализация подобных мер на фоне продолжающегося экономического спада, не может не вызывать протест в рядах предпринимательского сообщества. И речь уже даже не просто о «недополучении» прибыли. Для малого бизнеса, и в особенности для начинающих коммерсантов, возлагаемая на хозяйствующих субъектов социальная ответственность может просто оказаться непосильным бременем. Такая ситуация, предрекают эксперты, приведет к радикальному увеличению теневой составляющей бизнеса, снижению уровня заработной платы, и повлечет массовые увольнения работников в секторе малого и среднего предпринимательства (МСП).
Как лучше

Единственным возможным решением в подобной ситуации специалисты видят лишь перенос срока вступления в полную силу Закона № 212-ФЗ с 2011 года на 2013–2014 годы с одновременным введением компенсационных мер в виде:

– ограничения периодичности проведения выездных налоговых проверок субъектов МСП до одного раза в два года;

– сокращения продолжительности выездной проверки для всех представителей малого и среднего бизнеса до одного месяца без возможности продления;

– введения добровольного порядка перехода на уплату ЕНВД по отдельным видам деятельности и изменение налогового периода на этом спецрежиме на календарный год;

– снижения ставки НДС, уменьшение ставки налога на прибыль до 8 процентов, а также введение 100-процентной инвестиционной льготы по этому налогу и налоговых каникул (от 2 до 5 лет) для вновь созданных малых предприятий (для малых и средних производственных предприятий, находящихся на общем режиме налогообложения).


Как всегда

В то время как представители малого бизнеса всеми силами сигнализируют о практически надвигающейся катастрофе, правительство действительно внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий ряд поправок, в том числе и в Закон № 212-ФЗ. Да только новое творение чиновников шагом навстречу предпринимателям уж никак не назовешь. Скорее наоборот.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 9 Закона № 212-ФЗ в текущей редакции в базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не включаются любые выплаты физлицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договорам авторского заказа.

Разработанный же в недрах Минздравсоцразвития законопроект предполагает признание данного положения утратившим силу. Таким образом, исходя из содержания пункта 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, получается, что с вознаграждений физлицам, выплачиваемым по договорам ГПХ, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторским договорам взносы в ФСС придется начислять в общем порядке. Связано это с тем, что, по задумке чиновников, в число застрахованных на случай материнства или болезни лиц должны войти и «гражданско-правовые» исполнители. Правда выплату таковым соответствующих пособий законотворцы хотят отсрочить до 2013 года, в то время как расширить базу для начисления взносов в ФСС предполагается уже с начала следующего года.

При этом согласно поправкам в Закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, которые содержит законопроект, увеличивается и период болезни застрахованного лица, который подлежит оплате за счет собственных средств работодателя. Так, ФСС будет возмещать выплаты по больничному листу лишь начиная с 4-го дня нетрудоспособности, а не с 3-го, как это происходит сейчас. Учитывая, что на практике в поликлинике не так уж часто дают «разболеться» на более продолжительный срок, такая задумка чиновников вполне может получить первый приз за экономию бюджетных средств – в данном случае бюджета Фонда социального страхования. Так, согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта, подобная мера вкупе с рядом изменений в расчете пособий должна снизить расходы ФСС более чем на 12 миллиардов рублей в 2011 году, и более чем на 15 миллиардов – в 2013 году.

К слову, о расчете пособий. Согласно поправкам, разработанным Минздравсоцразвития, средний заработок для этих целей должен рассчитываться исходя из выплат в пользу застрахованного не за 12 предшествующих страховому случаю месяцев, а за 24. Причем учитывать придется и заработок сотрудника по предыдущему месту работы. Вполне понятно, что реализовать это на практике без соответствующих данных невозможно. Поэтому с приданием законопроекту статуса федерального закона у бухгалтерии появится новая обязанность – выдавать текущим и бывшим сотрудникам справку о сумме заработка за предшествующие годы.

Увеличение расчетного периода для исчисления пособий, по прикидкам чиновников, способствует снижению расходов Соцстраха более чем на 38 миллиардов рублей.

Примечательно, что относить перечисленные меры к направленным на улучшение социальной защиты работников по меньшей мере смешно. Как правило, при переходе на новую работу человек и заработную плату получает в большем размере. И в этой ситуации расчет среднего заработка исходя из суммы лишь нового вознаграждения для него более выгоден. Принятие же во внимание прежней величины зарплаты только снизит размер среднего заработка, а соответственно и сумму пособия.

Есть в законопроекте и нововведения, напрямую ухудшающие положение застрахованных лиц. Так, документом предусмотрена новая шкала выплаты пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от страхового стажа. Если на сегодняшний день работник со стажем более пяти лет уже имеет право на оплату больничного в размере 80 процентов от среднего заработка, то с вступлением в силу поправок рассчитывать на подобные суммы он сможет только после восьми лет стажа. До этого момента пособие будет начисляться исходя из 60 процентов среднего заработка. На стопроцентную же оплату листка нетрудоспособности смогут претендовать лишь те, кто трудится уже более 15 лет. За счет подобных нововведений, оценивают чиновники, бюджет ФСС сэкономит более 10 миллиардов рублей.
Во имя бюджета

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что законотворцы, аргументируя необходимость принятия законопроекта, на улучшение положения застрахованных граждан и не ссылаются. Как говорится в пояснительной записке, поправки разработаны в целях оптимизации расходов и обеспечения сбалансированности Фонда социального страхования. Все бы ничего, да только отмена ЕСН и переход системы социальной защиты работника на страховые принципы «прогремели» чуть ли не только-только, и бюджет ФСС на 2010 год и на период 2011–2012 годов позиционировался вполне сбалансированным и по доходам, и по расходам. Почему же уже в первый год нововведений бюджет Фонда оказался дефицитным?



Вывод напрашивается неутешительный. В частности, по официальному заявлению Федерации независимых профсоюзов России, рассматривать сложившуюся ситуацию не иначе как просчеты в бюджетной и тарифной политике системы обязательного социального страхования не приходится. Собственно говоря, впервые о мерах, содержащихся в законопроекте, было заявлено в основных направлениях бюджетной политики на 2011 год и плановый период 2012-го и 2013 годов. «В очередной раз, – говорится в Заявлении ФНПР, размещенном на официальном сайте организации, – новации проводятся через бюджетное законодательство и только затем оформляются в виде поправок в законы по конкретному виду социального страхования, принимаемых в силу процедурных причин позже, фактически подгоняя нормы к планируемому объему финансирования». Какие-либо дополнения уже излишни.
Артем Остроухов, корреспондент ООО «Центр экономической информации»


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница