Из истории краевой профсоюзной организации




Скачать 303.75 Kb.
Дата29.04.2016
Размер303.75 Kb.
ИЗ ИСТОРИИ КРАЕВОЙ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Велики и разнообразны были нужды народного учителя в конце XIX столетия. "И материальная бедность его гнетет, и правовое по­ложение жалкое, и уровень умственного багажа заставляет желать многого... И много, много недостает народному учителю, чтобы жить прямо, не сгибая спины, чтобы назваться свободным полноправным гражданином своего отечества", - так характеризовала положение учителя одна из современниц того периода.

Осознание прогрессивно мыслящей частью учителей того, что "жалобы и нытье" результатов не дадут, что ожидание "милости" бес­смысленно, что одному "полноты человеческой жизни, человеческого счастья" не достичь, привело к необходимости "объединяться и общи­ми силами преодолевать препятствия, заграждающие путь к нему".

По сведениям Государственного архива Краснодарского края в 1898 году в Екатеринодаре было образовано Общество вспомощество­вания учащим и учившим в начальных училищах Кубанской области и Черноморской губернии. Этот год стал годом рождения организации, объединившей учительство для решения своих насущных проблем.

Первым председателем Общества был избран Степан Фомич Мельников-Разведенков, директор Кубанской Учительской Семинарии. Това­рищем председателя - Мария Григорьевна Жилинская, заведующая Екатеринодарским женским училищем.

Своими задачами Общество считало заботу о материальном поло­жении его членов, помощь в их лечении, создание ссудно-сберегательной кассы, устройство обучения детей членов Общества.

В отчете о деятельности Общества за 1901 год отмечалось, что "главным было разрешение двух неотложных вопросов: устройство общежития для детей членов Общества в г.Екатеринодаре, как в пунк­те, в котором сосредоточено большинство учебных заведений разного типа", и приобретение участков земли под постройку санаториев в Горячем Ключе, Анапе, Теберде, "Где больные учителя, члены Общест­ва, и их семьи за весьма умеренную плату, а некоторые и совершенно бесплатно, будут иметь вожможность лечиться, пользуясь помимо по­мещения и столом".

Большое внимание уделялось выдаче учителям единовременных пособий и ссуд. Для пополнения кассы Общества использовались не только членские взносы, но и средства, полученные путем перегово­ров от городских Управ, целевые взносы на конкретные дела, напри­мер, устройство интерната, санаториев, филантропические взносы.

К числу "больных мест скромного труженика, народного учите­ля" Правление Общества относило "полное незнание им своих прав и совершенную беспомощность в разрешении вопросов, предъявляемых жизнью". Для этого проводились семинары, а для сельских учителей был приобретен изданный коллегами из Самарского Общества "весьма полезный "Справочный Указатель"" с нужными для народного учителя сведениями.

Важное место в работе отводилось проведению среди членов Об­щества и их семей "культурных мероприятий с чтениями новейших книг, музицированием, устройством спектаклей, совершенствованием в вла­дении иностранными языками", комплектованию созданной библиотеки Общества.

Особой заботой была работа по росту числа членов Общества. В 1901 году в него входило 459 человек. Члены Общества подразделя­лись на почетных, пожизненных действительных и соревновательных, действительных и соревновательных.

В последующие годы Правление Общества, реализуя стоящие зада­чи, пыталось влиять на экономическое положение "начального учителя". Совместно с членами Общества организовывались дешевые квартиры для приезжающих в Екатеринодар учителей, библиотека Общества пополня­лась литературой, которой не было в массовых библиотеках, имелся свой зал для общих собраний, лекций, курсов и т.п., свое помещение для похоронной и ссудо-сберегательной касс. Предполагалось постро­ить приют для престарелых учителей и учительских сирот.

"Кубанские областные ведомости" опубликовали в 1912 году ряд статей о деятельности Общества учителей, отметив успешное строи­тельство санаториев, учительского дома, финансовую поддержку чле­нов Общества, выдачу именных стипендий учащимся, проведение благо­творительных мероприятий.

Члены Общества ежегодно собирались на свои заседания, а иног­да и по 2-3 раза в году. Руководило Обществом Правление, которое ежегодно отчитывалось о своей работе.

С установлением в 1918 году власти Кубанского краевого пра­вительства Общество вело свою работу в сотрудничестве с об­разованным Кубанским Областным Учительским Союзом по важнейшим вопросам переустройства школы, улучшения материального и правово­го положения учителей, принятия экстренных мер защиты школы и учителя, страдающих от гражданской войны, раз­рабатывалась идея создания в Екатеринодаре "Дома просвещения и ис­кусств". Велась работа по вовлечению в Общество новых членов, созданию новых и восстановлению распавших­ся организаций, фондов "Нуждающихся членов", "Пострадавших от граж­данской войны" и "Дома учителя". Уделялось внимание организационной работе, введению новых ставок оплаты труда и пенсий учителям, обеспечению, осиротевших се­мей членов Общества и учителей-инвалидов, устройству учительских детей, просветительской работе.

С установлением на Кубани в марте 1920 года Советской влас­ти и образованием Кубано-Черноморской области действовавшие, возо­бновившие свою работу и вновь создаваемые отраслевые профсоюзы объе­динились в Совпроф. В "Списке всех союзов, объединенных в Совпроф", значился и Кубано-Черноморский областной отдел Всероссийского Сою­за работников просвещения (Союз Рабпрос), в состав которого до июля 192I года входили работники просвещения и социалистической культуры. По списку за февраль 1921 года только в г. Краснодаре чис­лилось 142 первичные организации Союза, объединявшие 2350 человек Председателем Правления областного отделения Союза Рабпрос являлся учитель К.Н.Корнилов. Правление имело аппарат из 10 сотрудников.

Основными направлениями работы в тот период были: обеспечение учителей дровами, вопросы тарифной оплаты труда по ставкам, утверж­денным Союзом, охраны труда, защиты интересов педагогов в органах управления и власти, культурно-массовая работа.

При Правлении действовали различные фонды: помощи, последних услуг (похоронных), безработных, социальный, медицинский, курортный.

20 января 1923 года состоялся областной съезд Союза Рабпрос. Председателем президиума Союза был избран Георгиади.

Среди направлений работы президиума того времени - вопросы создания материальной базы школ, их отопления, создание и комплек­тование библиотек, привлечение членов Союза к выступлению с докла­дами, сообщениями как по вопросам работы Союза, так и военно-поли­тическим.

Главное внимание уделялось "материальной" защите учителя, так как "отмечается низкая зарплата, не дающая возможности прожить и выжить. А работают по 10 часов в сутки. Учителя вынуждены рабо­тать на стороне, а это убийственно и для них и для будущего Рес­публики".

Президиум принимал меры по восстановлению учителей на работе, обеспечению их жильем, топливом, решения о снятии с работы "завравшихся директоров и руководителей".

Началась работа по заключению договоров проф.ячеек с испол­комами на местах и, в первую очередь, по вопросам оплаты труда. Ве­лось организационное укрепление всех уровней союзных организаций, проводились проверки работы профячеек.

С образованием в 1924 году Северо-Кавказского края измени­лось и название профсоюза учителей - Кубанское окружное отделение Северо-Кавказского краевого отдела профессионального союза работ­ников просвещения СССР. Председателем Правления был избран Дедущик, а в конце 1928 года - Алымов. Неоднократ­но исполняли обязанности председателя члены Правления Донченко и Тищенко.

Характеризуют обстановку того времени строки из акта обследования школ и квартир работников просвещения ст. Ново-Леушковской
от 13.01.1927 г., в котором записано ".. школы совершенно не отап­ливаются..., находятся в анти-санитарных условиях, плохое питание (учителя выпрашивают по дворам в кредит продукты питания)...

Учите­лю не в чем ходить в школу. Нет обуви... Дети, а также и родители раздеты и голодные".

Поэтому основными вопросами Правления были - оплата труда и погашения долгов по ней, контроль за заключением и выполнением кра­евого и местных тарифных договоров и соглашений, оказание материальной помо­щи членам Союза, работа касс взаимопомощи, охраны труда, особенно выдача спецодежды, отопление школ и учительского жилья, жилищно-бытовая и оздоровительная, культурно-массовая работа, в том числе организация экскурсий по краю, в гг. Москву и Ленинград, финансовая поддержка Домов учителей, работа различных фондов.

Поскольку членам Союза и их семьям негде было лечиться и от­дыхать, а имевшиеся для этих целей дома на курортах разрушены или утеряны, в ноябре 1926 года Правлением Союза принимается решение о покупке в г. Геленджике дачи, на что было выделено 10 тыс. рублей. В 1927 году с поддержкой крайисполкома и ОНО на базе этой дачи ор­ганизуется учительский Дом отдыха, путевки в который для членов Союза были полуплатными.

Совершенствовалась организационная деятельность. Отрабатывалась структура организации: округ - район - МК сельсовета. Подводились итоги отчетных кампаний и выполнения решений Кубанской Окрконференции Союза. На заседаниях Правления заслушивались отчеты председателей окружных, районных организаций о выполнении решений руководящих органов Союза и наказов рядовых его членов. Повышал­ся уровень финансовой работы. Вводились сметы, возобновлялись отче­ты по их исполнению. Дифференцировалась зарплата профработников и до­платы профактивистам в зависимости от численности членов Союза и количества профячеек.

Особое внимание уделялось просветительской работе среди на­селения, укреплению фонда библиотек Домов учителя. В октябре 1928 года принимается постановление о 30-летии Кубанского Общества вспомоществования учительству.

На организационном заседании Правления Союза Рабпрос 18 нояб­ря 1928 года был избран новый состав, председателем Правления стал A.M. Пузанков, секретарем - К.И. Байко.

В поле действий Правления того периода главное - "обслуживание повседневных нужд членов Союза, их семей и детей". Осуществлялся контроль исполнения трудового законодательства, размеров и сроков выплат заработной платы по госставкам и коллективным договорам, добавок и коммунальных средств, своевременности выплаты отпуск­ных, состояния условий труда. Направлялись иски в суды и обращения в прокура­туры по задержкам зарплаты, восстановлениям на работе. Велась комплектация школ учителями и, в первую очередь, членами Союза, борьба с перемещением учителей (из школы в школу, из района в рай­он), особенно в сельской местности. Представители профсоюза на­правлялись в различные комиссии исполнитель­ных органов, общественных организаций, в приемные комиссии высших и средних специальных учебных заведений. Организовывалась реали­зация Займов Индустриализации, шефская помощь воинским частям, работа с деть­ми членов профсоюза в период каникул (детские площадки при школах и детских домах, где есть пищеблоки).

Активизировалась внутрисоюзная работа. Заслуши­вались отчеты районных, окружных организаций, контролировалась рабо­та ячеек в сельских советах. Появилась практика взысканий профработникам и профактивистам за пло­хую и слабую работу. Осуществлялся контроль за своевременностью и полнотой сбора членских взносов. Все они, как и в предыдущие годы существования Общества, а затем Союза, переводились на счет Кубправления Союза Рабпрос. Серьезное внимание уделялось развертыванию критики и самокритики.

В целях укрепления финансового положения окружного отдела Союза Правление вело производственно-коммерческую деятельность. Функционировали пошивочная и переплетная мастерские, которые прежде всего и по более низким ценам обслуживали членов Союза.

Документы союза Рабпрос за 1930-1942 годы в крайгосархиве не сохранились (утрачены в годы войны). По отдельным уцелевшим документам, публикациям в прессе, фотодокументам, воспоминаниям оставшихся в живых участников событий известно, что 20-26 октября 1937 года в г.Краснодаре состоялась 1-я Краснодарская краевая конференция Союза работников начальной и средней школы. Председателем крайкома профсоюза был избран Федо­ров.

На конференции отмечалось, что Союз из узкосоциального-учи­тельского превратился в Союз всех работников образовательных ор­ганизаций, что, несмотря на непонимание отдельных членов Союза, при­нял участие в коллективизации, активно вел просветительскую работу, как с местным населением, так и в частях Красной армии и флота.

В предвоенные годы Правление Союза продолжало работу по эконо­мической и правовой защите своих членов, много внимания уделяло контролю за введенными льготами для работников школ и, в первую очередь, учителей, расширяло культурно-воспитательную деятель­ность.

С участием Союза укрепилась материальная база учебных заве­дений, подсобных хозяйств, Дома отдыха и Домов учителей. Много внимания уде­лялось политпросвещению школьных работников, утверждению социалистических принципов педагогики, развитию критики на местах, искоренению буржуазных традиций, внедрению новых учебно-воспита­тельных программ и принципов обучения, организации всеобуча.

Постоянное внимание оказывалось материальному положению учитель­ства, которое, несмотря на предпринимаемые меры, продолжало быть сложным. Дей­ствовали различные фонды, кассы взаимопомощи. Заключались договоры с исполкомами, на селе - с набиравшими силу колхозами и совхозами. По свидетельству современников экономическое положение сельского учителя было "предпочтительнее" работавшего в городе.

В начале Великой Отечественной войны крайком, профячейки на местах прилагали много усилий для поддержки фронта: проводился сбор средств, подарков и посылок, организовывалась подписка на зай­мы, учителя вместе с учащимися работали на полях, фабриках, заво­дах, сооружении оборонительных рубежей. Активно велась политико-просветительская работа, читались лекции, доклады, давались концер­ты художественной самодеятельности.

За время оккупации в городах, районах, станицах не сохранились прежние выборные профорганы, вся документация и имущество крайкома профсоюза и его организаций были уничтожены. Помещение крайкома полуразрушено.

По мере освобождения края от фашистских захватчиков профорганы и первичные организации отраслевого Профсоюза возобнов­ляли свою работу. Уже с I апре­ля 1943 года восстановил работу крайком профсоюза, хотя в его со­ставе осталось всего два человека. В связи с этим ЦК профсоюза в августе 1943 года было создано Оргбюро ЦК Союза Юга. Его предсе­дателем стала К.П.Смирнова.

Оргбюро начало с восстановления профорганизаций и регистрации членов Союза. По 42 городам и районам края были созданы орг­бюро. В течение 1943 года было перерегистрировано 10485 членов Со­юза, и 573 человека приняты в него. За 1944 год численность организации увеличилась на 5313 человек, а охват работающих и студентов профчленством достиг 92%.

Главное внимание Оргбюро, местных комитетов было направлено на восстановление разрушенной немецкими оккупантами сети школьных зданий и детских садов, комплектацию их кадрами, ремонт помещений, приобретение оборудования, инвентаря, наглядных пособий и приборов, создание школьных библиотек, развертывание среди населения агита­ционно-массовой и культурно-просветительской работы.

Для выполнения стоящих задач на долж­ную высоту поднимался уровень организационно-массовой работы первичных профоргани­заций.

Только в 1943 году трижды проведены обучения председателей горрайкомов. Ежемесячно, а иногда и чаще, проводились проф­союзные собрания, обсуждавшие насущные вопросы жизни.

Уделялось много внимания проверкам работы городских и район­ных организаций, оказанию практической помощи на местах. Только в 1943 году были "обследованы" 37 горрайонных организаций, 11 отчитались о проводимой работе на заседаниях Оргбюро.

Летом и осенью 1943 года более чем 3 тысячами учителей и уча­щихся отработано в среднем по 54 трудодня в колхозах и совхозах. А в 1944 году многие отработали до 100 трудодней. Только к годовщине Октябрьской революции членами Союза было отправлено на фронт 4785 ящиков подарков, I960 кг овощей, 412 теплых вещей. Члены Союза со­брали и направили на самолетостроение 200000 рублей, а Курганинского, Лабинского и Пашковского районов кроме этого - 383890 рублей на танкостроение. Большая работа проводилась в госпиталях.

Уже с начала 1943-44 учебного года в школах края обучалось свыше 450 тысяч учащихся. А за год после освобождения было восстановлено 633 школы, 4 института, 206 библиотек, 125 детсадов, 6 Домов учите­лей.

В трудовых коллективах действовали производственные совещания. В 1943-44 годах ими принято 1350 предложений, из которых 1100 вы­полнены. Много внимания уделялось развитию художественной самодеятель­ности, физкультуры, спорта. В 1944 году создано ДСО "Учитель".

На I января 1945 года в Краснодарскую краевую организацию профсоюза входили: Адыгобком, 83 горкома и райкома, 695 месткомов, 2 МК спецшкол, профком пединститута, 2 профкома учительского инс­титута, 8 профкомов педучилищ, профком районо и профком институ­та усовершенствования учителей, объединявших 21285 членов Союза (98% от общего числа работающих).

В первом квартале 1945 года в краевой организации состоялись отчеты и выборы. В их ходе в члены профсоюза было принято 3797 че­ловек.

7-8 апреля 1945 года состоялась 3-я краевая кон­ференция учительского профсоюза, в которой участвовало 84 делегата. В ее резолюции отмечалось, что полностью восстановлена сеть профорганизаций, почти все работники школ и студенты вовлечены в профсоюз, повсемест­но оказана помощь органам власти в восстановлении образовательных учреждений, отлажен и успешно осуществляется учебный процесс. Ве­дется большая политико-массовая и культурно-просветительская рабо­та. Дети членов Союза обслуживаются детскими утренниками, новогод­ними елками, подарками к главным праздникам, оздоровительными ме­роприятиями, детскими площадками. Возобновил работу краевой пио­нерский лагерь в г. Геленджике. Осуществлялось обслуживание жилищно-бытовых нужд членов Союза, прежде всего инвалидов Отечественной войны и семей фронтовиков. Оказывалась материальная помощь, на которую выделено 156 тысяч рублей. Более 15 тысяч членов Союза было охвачено огородничеством. Осуществлялся общественный контроль за работой тор­гующих организаций и столовых, обслуживающих учителей. Проф­организации постоянно занимались вопросами государственного социаль­ного страхования, снижением заболеваемости.

На организационном пленуме, завершившем работу конференции, председателем крайкома профсоюза была избрана Клавдия Петровна Смирнова.

14 апреля 1947 года на пленуме крайкома профсоюза председателем был избран - Федор Павлович Татаринов. А на пленуме, про­шедшем 9-10 января 1948 года, председателем крайкома профсоюза избрали Веру Васильевну Борисову, проработавшую в этой должности до 27 мая 1961 года.

Основным направлением деятельности краевой и ор­ганизаций на местах было улучшение организационно-массовой и по­литико-воспитательной работы среди работников отрасли, вовлечение их в члены профсоюза, контроль за деятельностью низовых звеньев, заслушивание отчетов, принятие мер по ним. На 1 января 1949 года количество членов профсоюза в краевой организации увеличилось до 31132 человек.

Приоритетными в деятельности крайкома, профорганов на местах являлись: производственно-массовая работа, включавшая в себя вопросы организации и оплаты труда, борьбы за укрепление трудовой дисциплины, работы производственных совещаний; политико-воспитательной и культурно-массовой работы; работы с учащимися и детьми членов профсоюза; жилищно-бытовую работу, в частности, контроль за реализацией льгот и преимуществ, гарантированных учителям сельской местности и ра­бочих поселков; контроль работы столовых и торгующих организа­ций; руководство вопросами государственного социального страхова­ния.

Во внутрипрофсоюзнои работе на первое место выдвигались вопро­сы контроля за выполнением постановлений партийных и вышестоящих профорганов, своих решений, анализ представляемой в край­ком отчетности РК и МК, проверка работы профорганов на местах, за­слушивание отчетов райкомов и горкомов.

С 19 мая 1956 года краевая профсоюзная организация стала назы­ваться - Краснодарской краевой организацией профсоюза работников просвещения, а с 4 декабря 1957 года - Краснодарской краевой орга­низацией профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

14 января I960 года впервые состоялась 1-я Краснодарская го­родская конференция профсоюза образования.

27 мая 1961 года на IV пленуме крайкома профсоюза председате­лем крайкома была избрана Дарья Павловна Трайдук.

В январе-феврале 1963 года произошло разделение крайкома проф­союза на промышленный и сельский. Председателем промышленного крайкома профсоюза была избрана Мария Ивановна Громова, сельского - Д.А. Трайдук.

Основными формами работы, кроме ставших традиционными, в тот период являлись производственно-массовая деятельность, широкий показ и обмен опы­том работы лучших педагогов, организация социалистического соревно­вания, повышение производственной квалификации педработников, привлечение их к политико-воспитательной работе не толь­ко с учащимися, но и с населением, движение за получение каждым педагогом высшего образования, а в этой связи оказание практической помощи учителям-заочникам, молодым учителям.

Решались вопросы развития индивидуального и коллективного огородничества, заготовки топлива для школ и педработников, ре­монта их квартир. Укреплялись кассы взаимопомощи. Велась работа по созданию нормальных жизненных условий для учителей-пенсионеров.

6 января 1965 года на совместном заседании пленумов сельско­го и промышленного крайкомов профсоюза работников просвещения, выс­шей школы и научных учреждений произошло их объединение в единую краевую организацию. Председателем была избрана Д.П. Трайдук.

Крайком, комитеты профсоюза на местах продолжали вести рабо­ту по присущим им направлениям, отдавая приоритеты влиянию на укрепление и развитие материальной базы образовательных учрежде­ний, совершенствование учебно-воспитательной работы, осуществле­ние восьмилетнего всеобуча, расширение среднего образования. Глав­ное внимание направлялось на развитие инициативы и творчества кол­лективов в борьбе за повышение качества знаний и коммунистическое воспитание учащихся, ответственности учителей за результаты рабо­ты. Наряду с организацией соцсоревнования, принятием соцобязательств, проводились смотры подготовки школ к новому учебному году, совместно с отраслевыми профсоюзами разраба­тывались планы помощи школе, организовывалось шефство вузов, сузов над сельскими школами. Велась пропаганда передового педагогического опыта. Оказывалась помощь мо­лодым учителям и педагогам-заочникам. Действовали производственные совещания, работали общественные комиссии по контролю за охраной труда, ими проводились смотры-конкурсы, проверки образовательных учреждений.

Последовательно велась пропаганда трудового законодательства, повсеместно вводились в практику правила трудового распорядка, конт­ролировалось ведение трудовых книжек, законность и правильность издания приказов.

Вузовские и сузовские профорганизации свою основную задачу ви­дели в подготовке специалистов, укреплении студенческой дисциплины, развитии научной работы студентов и аспирантов. Организовывалось соревнование на лучшую группу, общежитие. Создавались советы обще­житий, контролировалась работа столовых и буфетов.

В культурно-массовой работе основным было разъяснение полити­ки партии и правительства, чтение лекций, докладов, проведение бе­сед. Учителя, преподаватели вузов и сузов составляли костяк об­щества "Знание". Велась атеистическая работа. Ежегодно проводились смотры художественной самодеятельности, фестивали, спартакиады, туристические слеты.

Совершенствовалась работа по вопросам социального страхова­ния, оздоровления членов профсоюза и их детей. Крайкомом на базе школ-интернатов было организовано 5 самодеятельных баз отдыха с лечением. Функционировал пионерский лагерь «Рассвет» в г. Геленджи­ке. Ежегодно санкурлечением и отдыхом оздоравливалось 60-70 тыс. человек.

В организационной работе большое внимание уделялось про­веркам деятельности комитетов профсоюза на местах, заслушиванию их отчетов. Только в 1970-71 годах президиумом крайкома было за­слушано более 160 отчетов. Развивались общественные начала. На 01.01.72 г. в краевой организации насчитывалось 34398 профактивис­тов. Проводилось обучение профкадров и актива. Им в помощь направ­лялись методические письма. На I января 1972 года число членов проф­союза в краевой организации составило 82 тысячи человек (99,4% от числа работников и студентов).

26 апреля 1972 года на пленуме крайкома председателем крайкома профсоюза была избрана Анна Яковлевна Харченко.

Главным в работе крайкома, комитетов профсоюза, профкомов в семидесятые годы было решение производственных вопросов, уси­ление влияния на повышение инициативы и творческой активности пед­коллективов в развитии эффективных форм организации учебно-воспи­тательного, трудового процесса. Отлаживалась связь с отраслевыми профсоюзами, привлечение их внимания к проблемам образования. Контролировались вопросы норм и оплаты труда, со­блюдения трудового законодательства, охраны труда и техники безопасности, предостав­ления льгот по коммунальным услугам, медицинского обслужи­вания, оздоровления учителей, улучшения их жилищно-бытовых условий.

В трудовых коллективах внедрялось всекубанское движение «За высокую культуру труда, быта и человеческих отношений». Продолжало развиваться соцсоревнование, движение за коммунистическое отношение к труду. Профкомы контролировали выполнение личных творческих планов работников, трудовую дисциплину, моральный облик педагога. Внедрялось наставничество. С участием профорганов проводились по­вышение квалификации учителей и преподавателей.

В крае действовали 111 народных университетов педагогических знаний. Пропагандировались решения партии и правительства о школе, народном образовании. Дальнейшее развитие получили художественная самодеятельность, спорт, туризм.

В организационных вопросах превалировал контроль за дея­тельностью профорганизаций по выполнению решений партии, правительства, вышестоящих профорганов, развитием общественных начал, подбором и обучением профкадров и актива. Ежемесячно на заседаниях президиума заслушивались отчеты 2-3 организаций. Обобщался опыт их работы.

24 октября 1984 года на X пленуме крайкома председателем крае­вого комитета профсоюза была избрана Людмила Ивановна Цей.

Крайком и его президиум продолжали направлять свою деятельность на повы­шение уровня работы профорганизаций по реализации ре­шений партии и правительства, вышестоящих профорганов и собствен­ных решений, совместно с органами народного образования - на улуч­шение работы педколлективов по профориентации, трудовому обучению и воспитанию школьников. Развивалось социалистическое соревнование, работа по личным творческим планам, выявлению и внедрению педагоги­ческих инноваций.

Осуществлялся контроль за начислением заработной платы, стипендий студентам, тарификацией педработников, состоянием охраны труда, жилищно-бытового обслуживания работающих и студентов, развивалось студенческое самоуправление, оздоровление членов профсоюза, организовывались их лечение и отдых. Проводились смотры художественной самодеятельности, спартакиады. Успешно дей­ствовал пионерский лагерь "Рассвет", где ежегод­но оздоравливалось более тысячи детей.

Совершенствовалась структура крае­вой организации - во всех горрайкомах были введены штатные должнос­ти председателей, организовано обучение профкадров и актива, укреп­лялась финансовая работа. Президиум крайкома рассматривал различные аспекты деятельности районных, городских, первичных организаций.

Особое внимание уделялось развитию социального партнерства с органами власти и управления образованием. Впервые в отрасли по ини­циативе президиума было заключено соглашение крайкома и крайоно по основным социально-трудовым вопросам. Аналогичные соглашения между профорганами и отделами образования заключались в городах и районах. В образовательных учреждениях принимались коллективные договоры. Крайком и горрайкомы вели переговоры и совместную работу с органами власти, отделами образования, органами прокуратуры и судами.

Актом доверия работников отрасли к профсоюзу были их устные и письменные обращения. Ежегодно в крайком и его профорганы на мес­тах только письменно обращалось от 1300 до 1600 человек, И, как правило, более 80% обращений решались в пользу заявителей.

В ноябре 1988 г. профсоюз работников просвещения, высшей шко­лы и научных учреждений был переименован в Профсоюз работников на­родного образования и науки.

Вторая половина восьмидесятых и девяностые годы двадцатого столетия стали перестроечными как для всей страны, так и для крае­вой организации профсоюза. Кампанейский, без серьезной экономичес­кой и организационной подготовки перевод экономики на рыночные от­ношения вскрыл и обострил ряд острых, наболевших проблем и прежде всего в оплате результатов труда, социальном обеспечении работников, студенческой молодежи, пенсионеров.

Учитывая сложившееся положение, требования членов профсоюза, крайком начал осуществлять коренной поворот краевой организации на усиление защиты прав и законных интересов членов профсоюза. Были пересмотрены приоритеты в деятельности пер­вичных профорганизаций, советов председателей профкомов, комитетов профсоюза всех уровней. На первое место в реализации защитных функций выдви­нулись экономические.

Крайком начал вести большую работу по обобщению и раз­работке предложений по социально-экономическим проблемам работни­ков отрасли, их решению на всех уровнях власти и управления как путем переговоров, так различными формами коллективных действий в их поддержку.

Активные действия в этом направлении в конце 1989 и 1990 годов привели к весомой встрече руководства крайкома и впервые образованного забастовочного комитета с руководством края. Резуль­татом было решение крайисполкома "О первоочередных мерах по стаби­лизации положения в народном образовании края".

Сложно, под большим давлением крайкома, профорганов принимались соответствующие решения местных органов власти. Однако коренной вопрос – зарплата - оставался нерешенным.

Под напором всего профсоюза - от первичек до ЦК - было при­нято первое постановление Совмина РСФСР о повышении зарплаты работ­ников народного образования. Однако цены росли, жизнь дорожала. Вопрос зарплаты оставался главным во всем спектре сложностей и про­блем. Не решил его и принятый в 1991 г. Президен­том России Указ № I "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР". Кризис экономически влиял на снижение жизненного уровня людей, цены росли еженедельно.

Участники октябрьского 1991 г. пленума крайкома профсоюза от имени профкомов отрасли края направляли требования по социально-эко­номическим вопросам крайсовету и администрации, Правительству. На­чалась борьба за выполнение 2 Указа № I Президента о повышении заработной платы работников образования.

По призыву президиума крайкома в профсоюзных организациях, трудовых коллективах прошли Дни единства действий в поддержку своих требований. Состоялись собрания, митинги, пикетирования. По инициа­тиве крайкома в профорганизациях, городах и районах края создава­лись комиссии, забастовочные комитеты и другие общественные формирова­ния, которые под руководством профорганов координировали проводимую работу, собирали и обобщали предложения и требования работников от­расли, представляли и отстаивали их в органах власти и управления, организовывали и координировали проведение различных акций. В про­шедших Днях единства действий участвовало 75,3% работников отрасли края.

Результатом этих действий как в крае, так и в стране были Указ Президента и распоряжение Правительства РФ, предусматривающие повышение зарплаты работников образования.

Однако и это повышение утонуло в растущей инфляции и не­прерывном повышении цен. Социально-экономическое положение работников отрасли и студентов продолжало ухудшаться.

Собрание актива краевой профсоюзной организации (март 1992 г) поддержало требования к властям страны и края принять Закон «0б об­разовании», обеспечить выполнение Указа № I, принять Программу мер государственной поддержки образования и социально-экономической за­щиты его работников и учащейся молодежи. Были направлены телеграммы Президенту и Верховному Совету РФ, выставлены требования правительству края и крайсовету.

Поскольку решение поднятых вопросов затягивалось, меры, пред­лагаемые съездом народных депутатов не отвечали Указу № I, трудо­вые коллективы широко поддержали призыв ЦК профсоюза о проведении единых действий профсоюза. О проведении акций протеста, участии во Всероссийской забастовке работников отрасли заявили 1315 первичных профорганизаций края.

В крайкоме профсоюза был создан координационный совет. Требования о необходимости решения социально-экономических проблем в обра­зовании направляются крайсовету, главе края, Президенту и в Верхов­ный Совет РФ. В трудовых коллективах, городах и районах проходили собрания, митинги, предупредительные акции: пикетирования, приоста­новка работы, предупредительные забастовки и др. Активно велась работа с депутатами всех уровней, администрацией края, городов и районов.

Действия профсоюзных органов, выдвигаемые ими требования широ­ко освещались в средствах массовой информации, находили поддержку у профсоюзов других отраслей, общественности и родителей учащихся.

Итогами коллективных действий, встреч президиума крайкома Проф­союза с руководством края было постановление главы края, в основу которого легли требования и предложения, выдвинутые крайкомом проф­союза, на уровне страны - повышение зарплаты работников отрасли и введение системы надбавок и доплат к их окладам. Определенных ре­зультатов удалось добиться на уровне городов и районов.

Последующее время было отмечено последовательной, кропотливой, изнурительной работой - переговорами со всеми уровнями власти, кото­рые всячески тормозили и затягивали их. Но все же Правительством было принято постановление "О дифференциации в условиях оплаты тру­да работников бюджетной сферы на основе ETC", а краевые власти ре­шили большинство выдвинутых крайкомом требований.

Вместе с тем, введение ETC не сняло всех проблем коллективов образовательных учреждений, госорганами нарушались принципы социаль­ного партнерства, затягивалось решение ранее достигнутых договорен­ностей и принятых решений.

Последовательные действия комитетов профсоюза всех уровней, коллективные действия способствовали тому, что только за первые полтора года введения ETC размер оплаты I разряда пересмат­ривался пять раз.

Делегаты XV краевой отчетно-выборной конференции (декабрь1994 г.) отмечали, что, наряду с активными действиями по отстаиванию уровня зарплаты работников, предметом постоянного внимания крайкома и его президиума были вопросы жилищно-бытового обслуживания, соблю­дения законодательства о льготах и преимуществах для работников образования. Несмотря на то, что не осталось прежнего управления соцстрахом, крайком сумел сохранить руководство его отраслевым от­делением. Был сохранен и работал детский лагерь "Рассвет". На его базе, после завершения детских смен, действовала база отдыха "Мать и дитя".

Большое внимание уделялось работе горрайкомов, советов пред­седателей профкомов. Осуществлен ряд мер по демократизации их дея­тельности, расширению прав, повышению самостоятельности и прежде всего первичных профорганизаций. Особое внимание уделялось обучению профкадров и актива. В практику вошло издание методических, консуль­тативных материалов, информационных бюллетеней. Крайком постоянно информировал первичные организации о своей работе, изучал и опирал­ся на их мнение.

Численный состав краевой профсоюзной организации увеличился и составлял 148842 человека, объединенных в 2511 первичных организаций.

Вторая половина девяностых годов двадцатого века в стране ха­рактеризуется перерастанием экономического кризиса в жесточайший финансовый. Начали закрываться детские сады, малокомплектные школы, в государстве не было денег на учебники, массовыми стали задержки выплаты зарплаты, пособий и льгот, непроведение индексаций ставок, окладов, начался отток наиболее способных, молодых и перспективных педагогических кадров.

В этих условиях крайком сосредоточил приоритеты деятельности первичных, территориальных профорганов на двух главных направлени­ях: защите экономических и социальных интересов наемных работников непосредственно в образовательном учреждении; социальной защите интересов наемных работников в быту, в период болезни и т.д.

Крайком, профорганы на местах, профкомы постоянно контролировали соблюдение администрацией учреждений КЗоТ РФ, прежде всего, при приеме и увольнении работника, оптимальность распределения учеб­ной нагрузки, создание и соблюдение условий труда, действия положе­ний о доплатах и надбавках, предоставлении льгот молодым специалис­там, освобождение работников от выполнения несвойственных им функ­ций и обязанностей, содействовали проведению аттестации педагогов и руководящих работников, повышению педагогического мастерства. Крайком вошел в состав учредителей ряда конкурсов: «Учитель года», «Сердце отдаю детям» и др. Определялись лауреаты премии крайкома профсоюза «За заслуги в развитии народного образования и воспитании подраста­ющих поколений».

Развивалось социальное партнерство. На решение социально-эко­номических проблем нацеливались коллективные договоры, заключаемые во всех учреждениях образования края, соглашения с органами управления образованием, а в ряде территорий - и с их главами. Совершенствовалась практика переговоров с руководителями краевых и местных органов законода­тельной и исполнительной властей, органов управления образованием, обращения в суды, прокуратуру.

Результатом было ежегодное увеличение средств на содержание образо­вания. В 1994 г. они составляли 19% от расходной части бюджета, а на конец 1999 г. - почти 31%. С участием крайкома профсоюза был принят ряд важных для образования края документов Законодательного Собра­ния и администрации края.

Использовались активные формы привлечения внимания властных структур к проблемам образования и его работников: собрания, митин­ги, пикеты, сбор подписей под обращениями в адрес Президента, Пра­вительства, Совета Федерации, Госдумы, направления писем, телеграмм в органы законодательной и исполнительной властей всех уровней. В поддержку своих законных требований трудовые коллективы участвовали во Всероссийских акциях протеста, приостанавливали работу, выходили на забастовки. Только за четыре года (1996-1999) в митингах, пикетированиях и забастовках участвовало 67873 коллектива образова­тельных учреждений, почти 200 тыс. человек. Итог этих действий - по­гашение многомесячной задолженности по зарплате, сложившейся в боль­шинстве территорий края.

И все же, главным в работе крайком и его президиум считали социальное партнерство, ведение переговоров с работодателями, их результативность. Представители крайкома работали в составах различ­ных комиссий, рабочих групп Законодательного Собрания и администрации края, осуществляли контроль за целевым использованием трансфертов, других форм финансовой помощи, поступающей в территории. Особое внимание уделялось контролю за формированием в консоли­дированном бюджете края фонда заработной платы, недопущения его со­кращения.

Продолжалась работа по контролю за состоянием надлежа­щих условий труда, уровня заболеваемости работников образовательных уч­реждений. Действовали общественные технические инспекции. Ими ежегод­но проводилось более 1200 проверок.

Осуществлялся контроль применения законодательства. Только в 1998 году были проверены почти 1000 учреждений отрасли, установлено 280 нарушений КЗоТ. По требованию профсоюза были восстановлены на ра­боте 169 человек, а 29 руководителей, виновных в нарушениях закона, привлечены к дисплинарной ответственности. Повседнев­ными стали обращения профорганов в суды с исками о задержках заработной платы и другим вопросам защиты интере­сов работников. В том же 1998 году в суды и органы прокуратуры бы­ло направлено 2,5 тыс. обращений и почти 85% из них выиграны.

Сохранялись тесные контакты с отделением Фонда соцстраха, учас­тие крайкома в руководстве филиалом Фонда, обслуживающим работников образования. Учреждения отрасли в полном объеме получали средства на выплату пособий по социальному страхованию. Сохранилась и дейст­вовала система оздоровления работников и их детей.

Продолжала совершенствоваться организационная работа. Особое внимание уделялось деятельности первичных профсоюзных организаций. Произошло разделение функций профорганов краевого, районных, городских уровней.

По оценкам делегатов ХVII отчетно-выборной конференции краевой организации профсоюза (декабрь 1999г.) "... наша профсоюзная орга­низация заметно изменилась, освободилась от государственных функций, влияния политических партий, способствовала созданию условий для привлечения каждого члена Профсоюза к работе в выборных органах".

По состоянию на 01.01.2000 г. краевая организация профсоюза насчитывала 180457 человек, объединенных в 2943 первичных и 52 ок­ружных, районных и городских организациях.

В ноябре 2000 года Президиум ЦК отраслевого Профсоюза на своем выездном заседании заслушал и одобрил работу Краснодарской краевой организации по защите трудовых, социально-экономических прав и профессиональных интересов членов Профсоюза. Подводя итоги обсуждения, Председатель Профсоюза В.М. Яковлев подчеркнул: «Мы решили посмотреть вопрос о работе Краснодарской организации зная, что во все предыдущие годы в самых сложных ситуациях мы получали от этой организации очень мощную поддержку… Мы считали необходимым именно этот опыт посмотреть для того, чтобы распространить его во всех наших территориальных организациях».

Приобретенный краевой организацией опыт позволил ей и в последующие годы активно выражать и отстаивать интересы членов Профсоюза.

Первые годы начавшегося столетия были для образования, педаго­гических работников и учащихся не менее трудными, чем предыдущие. Несмотря на все обещания стабилизации ситуации, улучшения социаль­но-экономического положения, происходило обратное. Государство сни­мало с себя обязательства по установлению прав и социальных гарантий для работников, в т.ч. и бюджетной сферы, передавая их решение на места.

Сохраняя ранее определенные направления деятельности, крайком профсоюза и его президиум активизировали работу на решении вопросов повышения уровня оплаты труда, защиты интересов членов профсоюза в сфере труда, их социального положения.

Борьба за зарплату, ее уровень поднимали работников образова­ния края на различные акции. В поддержку требований к высшей власти страны учреждениями образования края было направлено почти 20 тыс. писем и телеграмм. Под открытым письмом и обращениями в эти органы подписались 255 тысяч работников и студентов. 281 тысяча - участвова­ли в пикетах, митингах, шествиях, 94 тысячи работников 2580 образо­вательных учреждений приостанавливали работу, 31,4 тысячи из 849 учреждений - бастовали.

В результате за четыре года на федеральном уровне еще пять раз принимались решения о повышении зарплаты работникам образования. Размер ставки первого разряда ETC вырос со 110 до 600 рублей. Со­хранялась не предусматриваемая Правительством ответственность федерального центра в долевом финансировании зарплаты работников образова­ния. Ставки и оклады по ETC признавались не рекомендательными, как этого хотело Правительство, а минимальными государственными гаранти­ями оплаты труда. Удалось приостановить реализацию предлагаемой Минтрудом Концеп­ции реформирования системы оплаты труда работников бюджетной сферы и отраслевой системы оплаты труда. Сохранялось 25-процентное повыше­ние ставок и окладов специалистам, работающим на селе.

Значительные усилия предпринимались для сохранения права педработников на назначение пенсии по выслуге лет, предотвращения отмены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педработникам сельской местности, по повышению надтарифного фонда в образовательных учреж­дениях, обвальному сокращению рабочих мест в школах и дошкольных учреждениях.

Развивалось многоуровневое социальное партнерство. Крайкомом профсоюза были внесены предложения и поправки почти в два десятка проек­тов федеральных и краевых законов. Президиум крайкома и профорганы на местах активно участвовали в разработке местных нормативных пра­вовых актов. Совершенствовалась практика заключения и контроля ис­полнения коллективных договоров и соглашений, иных форм договорен­ностей с органами образования и администрациями городов и районов по предоставлению дополнительных гарантий и льгот по социальной поддержке работников и студентов.

Не менее важным являлась правовая защита членов профсоюза. Только за два года профорганами было предъявлено почти 1700 требований об устранении нарушений трудового законодательства, рассмотрено око­ло 500 индивидуальных и коллективных трудовых споров, 94% из них были решены в пользу заявителей.

Эффективно действовала профсоюзная система контроля за состо­янием и условиями труда работников образования, ежегодно выявляв­шая до 2000 нарушений условий труда, добивавшаяся их устране­ния и привлечения виновных лиц к дисциплинарной и административной ответственности.

Несмотря на утрату государством социальной защиты жилищных и коммунальных услуг, крайком, профорганы предпринимали усилия и в этом направлении. Удалось сохранить жилье, освобождаемое учителями, влиять на улучшение жилищных условий. За три года 1216 ра­ботников образования улучшили их. Последовательно велась работа по оплате и погашению долгов по льготам по коммунальным услугам.

В связи с окончательным переходом Фонда соцстраха в ведение государства резко снизилось санкурлечение работников отрасли. Проф­органы всех уровней в целях организации отдыха работников и их детей начали использовать возможности колдоговоров и соглашений. При поддержке территориальных организаций укреплялся Центр оздоровления "Рассвет", предоставляющий путевки по самым низким ценам.

Крайком все более пристальное внимание уделял организационно­му уровню работы окружных, районных, городских, первичных организа­ций профсоюза, их финансовому, кадровому и информационному укрепле­нию, оказанию им практической и методической помощи. Особое значение придавалось обучению профкадров и актива, обеспечению их нормативны­ми, консультативными и информационными материалами, умению вести работу с органами власти и управления, иными организациями, разде­ляющими и поддерживающими профсоюзное движение, средствами массовой информации. Президиум крайкома рассматривал деятельность профоргани­заций и их профорганов практически по всем направлениям, изучал их мнение и, опираясь на него, вырабатывал стратегию и тактику действий всей организации.



Давая оценку работе крайкома на XVIII краевой отчетно-выборной конференции, председатель крайсовпрофа О.М. Чумакова говорила: "Ваша организация самая крепкая, ваш профсоюз можно назвать лидером проф­союзного движения на Кубани. Стабильность, высочайшая организованность целенаправленность, конкретность в работе, а самое главное - ее ре­зультативность, являются недосягаемым примером для многих наших членс­ких организаций".






База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница