Ит в банках: бюджет растет, по меняется




Скачать 71.39 Kb.
Дата04.05.2016
Размер71.39 Kb.

ИТ в банках: бюджет растет, ПО меняется

Уровень информатизации российского банковского сектора традиционно остается достаточно высоким. При этом наблюдаются процессы постепенной замены морально устаревшего ПО и "самописных" систем известными российскими решениями. Иностранцев в России на рынке банковского ПО не жалуют.


Финансовый бизнес, чувствительный к оперативности и точности обработки данных, всегда много инвестировал в развитие ИТ-инфраструктуры и соответствующего программного обеспечения. Однако исследование рынка ИТ-технологий в целом показало, что не во всех банках выработана достаточно продуманная и взвешенная ИТ-стратегия, что существенно влияет на качество их информатизации.

Отделы информационных технологий более половины банков (65%)работают в соответствии с утвержденной ИТ-стратегией. Однако представители 5% опрошенных финансовых организаций не удовлетворены основными положениями существующей стратегии. Это может быть связано с расхождениями во мнениях ИТ-персонала, более компетентного в данной области, и руководства банка, от которого во многом зависит реализация положений стратегии. Ситуация, когда ИТ–стратегия формируется руководством банка, наблюдается в 26% опрошенных банков.



Взаимосвязь ИТ-стратегии и бизнес-стратегии банка



Источник: CNews Analytics, 2006

Разработка и реализация банковской ИТ-стратегии, как правило, приводит к увеличению доли ИТ-бюджета в общих расходах банка.



Динамика ИТ-бюджета в банках



Источник: CNews Analytics, 2006

Анализ распределения ИТ-бюджета по ресурсам показывает, что две основные статьи затрат – это обновление оборудования и программного обеспечения. Оставшаяся треть бюджета расходуется на оплату услуг связи и оплату труда сотрудников отдела. И совсем незначительная доля ИТ-бюджета приходится на аутсорсинг, пока еще не пользующийся широкой популярностью.



Основная система автоматизации

Анализ тенденций развития ИТ-отрасли, проведенный в рамках первого исследования, показал, что рынок банковского программного обеспечения стабильно растет. Однако, число разработчиков на российском рынке систем банковской автоматизации (АБС) за последние годы практически не меняется. На рынке сформировалась нормальная конкурентная среда, и выделились явные лидеры.



Распределение разработчиков по общему числу внедрений АБС



Источник: CNews Analytics, 2006

Компании-лидеры занимают на рынке прочные позиции, хорошо узнаваемы и пользуются лояльностью компаний-заказчиков и других игроков банковского рынка. Отсутствие в рейтинге зарубежных АБС свидетельствует о невысокой популярности зарубежных решений в российских банках.

По количеству внедрений АБС в крупных банках абсолютным лидером является компания «Диасофт», занимающая более 30% этого сегмента. Оставшаяся часть рынка распределена между другими компаниями почти равномерно, и доля каждой из них не превышает 10%. Сегмент средних банков является своего рода проекцией ситуации на рынке в целом. Два лидера – «Диасофт» и R-Style Softlab – занимают ведущие позиции и имеют практически одинаковую долю рынка (чуть выше 20%), значительно опережая всех прочих конкурентов. В числе работающих с сегментом мелких банков также заметно выделяются лишь эти две компании, однако R-Style Softlab несколько опережает своего конкурента по доле внедрений. Таким образом, ведущие игроки рынка АБС, имея почти одинаковые позиции на рынке в целом, по-разному лидируют в разных банковских сегментах. Если компания «Диасофт» – лидер автоматизации крупных банков, то R-Style Softlab – основной поставщик решений для небольших банков.

Активное развитие рынка и все возрастающие потребности банковского бизнеса предъявляют новые требования к системам автоматизации: сегодня более 13% опрошенных банков абсолютно не удовлетворены функционирующим ИТ-решением и в связи с этим планируют сменить АБС, причем 67% из них уже определились с выбором компании-производителя.

Основным фактором, объясняющим стремление банка сменить функционирующую АБС, является моральное устаревание системы. Для половины опрошенных специалистов ИТ-службы – это вполне объективная причина модернизации информационного обеспечения банка. Данные опроса свидетельствуют о том, что банки все больше осознают необходимость выбора нового, перспективного решения, построенного на современной промышленной платформе, имеющего настраиваемый документооборот и GUI-интерфейс. Кроме того, банки нуждаются в надежном партнере, способном не только разработать, но и обеспечить качественное сопровождение и развитие решения, которое способно опережать рост бизнеса банка.

Стоит отметить значительное сокращение числа банков, планирующих эксплуатировать собственные разработки. Объясняется это, в первую очередь, ужесточением требований банков к функционалу и масштабируемости решений, что значительно увеличивает финансовые и временные затраты на его разработку и сопровождение и дальнейшее развитие. С другой стороны, это связано с непрерывным ростом требований законодательства. Только за последние 2 года банкам был предъявлен целый ряд требования: по борьбе с терроризмом, по формированию отчетности по международным стандартам, по формированию данных для кредитных бюро и пр. И все это без снижения текущего бремени по формированию обязательной отчетности ЦБ РФ, налоговой и управленческой отчетности. В связи с этим банки делают вывод об экономической нецелесообразности создания и эксплуатации ИТ-решения собственными силами.



Свежие вливания в российскую банковскую розницу

В настоящее время рынок розничных банковских услуг активно развивается, банки предлагают частным лицам всё более интересные и привлекательные продукты и услуги. Как следствие, возрастают требования к технологической платформе, которая способна обеспечить банкам конкурентоспособность.

Лидерами на рынке автоматизации розничных банковских услуг являются R-Style Softlab, компания «Диасофт» и ЦФТ. В то же время значительная часть банков автоматизирует данное направление собственными силами.

Основными причинами отказа от используемой системы являются ее моральное устаревание и недостаточность функционала, Это свидетельствует о том, что в последнее время критерии к автоматизированным системам розничного обслуживания существенно изменились. Эти изменения продиктованы развитием розничного бизнеса, высокой конкурентной средой и появлением новых, интересных банковских продуктов, что, в свою очередь, стало возможным благодаря развитию ИТ-технологий.



Распределение разработчиков в соответствии с предпочтениями банков



Источник: CNews Analytics, 2006

Всё больший акцент при разработке проектов по автоматизации розничных услуг делается на установку и отладку ПО рабочих мест в территориально распределенной сети (при развитии сети операционных касс, пунктов выдачи и погашения кредитов и т.п.) и автоматизацию потребительского кредитования. В частности, возможность удаленной работы с анкетами заемщиков в режиме онлайн, оперативное принятие решения по выдаче кредита, прием платежей в различных точках торгово-сервисных предприятий, то есть актуальной задачей является использование фронт-офиса. Таким образом, организация розничного бизнеса диктует такие требования к системам, как наличие фронт- и бэк-офисных программных решений, направленных на решение задач, характерных для класса данных составляющих. Помимо этого, необходима отладка различных приложений, таких, например, как call-центры. А для этого необходимо обеспечить работу всех приложений в едином информационном пространстве, что, в свою очередь, диктует потребность в интеграционной платформе.



Отчетность задает темп

На рынке банковского ПО в настоящее время существует большой спрос на решения для формирования регламентированной отчетности для Банка России и налоговых органов (в том числе МСФО). Задача регламентированной отчетности, над которой поставщики решений бьются уже второй десяток лет, до сих пор воспринимается большинством банков как проблема. Именно поэтому решением задачи управленческой отчетности озабочено менее половины банков (а это, по сути дела, – информация для принятия управленческих решений, основной двигатель развития ИТ в банках развитого мира). Что же касается МСФО, выходящей за рамки требований Банка России, то при всей «раскрученности» эта задача беспокоит чуть более 10% респондентов.



Распределение систем автоматизации отчетности для Банка России



Источник: CNews Analytics, 2006

Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о явном предпочтении банков в выборе таких решений для отчетности, которые являются составной частью основной АБС. Это так же естественно, как естественно желание решать все проблемы нажатием одной кнопки. Кроме этого, необходимо отметить, что до сих пор именно регламентированная отчетность (а не требования бизнеса) зачастую определяет требования к АБС, и тут главным заказчиком решения оказывается главный бухгалтер банка. Также вполне заслуженно и объяснимо «почетное второе место» собственных разработок: при неудовлетворенности функционалом АБС банки идут по пути «дешево и сердито», что оказывается не всегда реально дешево и далеко не всегда «сердито» – в том понимании, какое изначально было у пользователя. Выбор всего 1% решений, построенных на базе Хранилища данных, говорит о том, что такие решения могут себе позволить только солидные банки, но даже они далеко не всегда видят все преимущества решения такого класса. В любом случае, одно то, что для автоматизации наиболее востребованного вида отчетности – регламентированной – Excel используется в три раза чаще, чем Хранилище данных, уже говорит о многом. Это, в общем, свидетельствует как об относительной «незрелости» процессов в самих банках, так и о скудости предложений профессиональных разработчиков.

В существующей ситуации наличествует тенденция к росту спроса на решения, создаваемые на хранилищах данных, так как только применение этих технологий соответствует тем потребностям, которые определяют выбор банков.

CNews Analytics

23.06.06, Пт, 18:01, Мск



Источник http://www.cnews.ru/reviews/articles/index.shtml?2006/06/23/204317


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница