История взаимоотношений СССР и мвф участие СССР в образовании мвф попытки вступления СССР в мвф накануне




Скачать 200.93 Kb.
Дата05.05.2016
Размер200.93 Kb.




Содержание

Введение...3

Глава 1. История взаимоотношений СССР и МВФ...23

1.1 Участие СССР в образовании МВФ...23

1.2 Попытки вступления СССР в МВФ накануне

распада Советского Союза...28

Глава 2. Эволюция сотрудничества России и

Фонда в 1992-1998 гг...40

2.1 Вступление России в МВФ...40

2.2 Кредит системной трансформации 1993-1994 гг...48

2.3 Резервный кредит 1995 года...56

2.4 Программа расширенного кредитования...69

2.5 Финансовый кризис, его развитие и последствия...83

Глава 3. Посткризисный этап взаимодействия России и МВФ...147

3.1 Политика Е.Примакова и согласование резервного кредита...147

3.2 Взаимоотношения МВФ и России в

период восстановления российской экономики...164

3.3 Новая экономическая политика В.Путина и МВФ...189

Заключение...198

Источники и литература...207

Список принятых сокращений...237

Приложения...239

ВВЕДЕНИЕ

Международный валютный фонд является основной финансово-экономической организацией, участвующей в построении, перестройке и коррекции экономики развивающихся стран и бывших социалистических государств. Участие в работе Фонда позволяет странам быстрее и эффективнее интегрироваться в мировую экономику.

Настоящая диссертация посвящена анализу и оценке сотрудничества МВФ и России.

Актуальность изучения проблемы

Актуальность выбранной темы определяется той ролью, которую сыграло сотрудничество России с МВФ в построении рыночной экономики и интеграции РФ в мировое сообщество. Именно МВФ был инициатором и катализатором экономических реформ в России 1990-х гг. Именно он сыграл ключевую роль в налаживании международных финансово-экономических связей нашей страны и послужил основным каналом передачи мирового опыта создания рыночным механизмов.

Долгое время, особенно в период до середины 1998 года, МВФ оказывал большое влияние на российскую экономику, поэтому особенно актуальным является извлечение уроков сотрудничества с этой международной организацией, выработка политики в отношении Фонда и прогнозирование дальнейших направлений сотрудничества.

Работа МВФ в России до недавнего времени выступала одним из приоритетных направлений деятельности Фонда, т.к. его успехи в реформировании экономик стран развивающегося и переходного типа, и в первую очередь России, напрямую определяли целесообразность его существования.

Сотрудничество России и МВФ позволило получить большой опыт сотрудничества с одной из ведущих международных организаций, который можно будет экстраполировать на возможное участие России в ВТО.

Необходимость изучения сотрудничества Фонда и России также имеет историографический аспект, т.к. тема слабо изучена в отечественной исторической науке, ввиду непродолжительной истории взаимоотношений. Наиболее всесторонне взаимоотношения МВФ и России изучались Смысловым Д.В. и Кузнецовым B.C. Однако последние крупные работы Смыслова Д.В. по работе МВФ в России датируются 1993 годом, а акцент в монографии Кузнецова B.C. ставится на изучение МВФ, как финансово-экономической организации, и его эволюцию.

Хронологические рамки исследования

Нижний временной предел определяется отходом СССР от плановой экономики и началом интеграции России в мировое сообщество путем получения членства в МВФ. Несмотря на то что СССР участвовал в создании МВФ, автор считает, что реальное сотрудничество с этой международной организацией началось с объявления руководством страны в 1988 году намерения получить членство в Фонде и присвоения СССР статуса ассоциированного члена.

Верхним пределом выступает завершение кредитной работы Фонда в России и начало консультационного периода сотрудничества. Россия прекратила брать кредиты и снизила свой долг до размера своей квоты. Это определило новый период в сотрудничестве с МВФ, т.к. Россия превратилась из объекта работы Фонда в полноправного члена, способного участвовать в мировых процессах наравне с другими странами.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей диссертации выступает комплексная историческая оценка сотрудничества России и МВФ. Для достижения этой цели в диссертации ставятся следующие задачи:

1. Всесторонне описать и проанализировать взаимодействие Фонда и современной России

2. Выделить основные этапы сотрудничества России и Международного валютного фонда за последнее десятилетие.

3. Дать оценку работе МВФ: определить достижения и неудачи политики Фонда в отношении России.

4. Проследить эволюцию развития взаимоотношений Фонда и СССР накануне распада Советского Союза.

5. Определить целесообразность получения членства в МВФ в 1992 году и необходимость продолжения участия в работе Фонда.

6. Проанализировать работу МВФ в контексте его кредитных программ.

7. Дать оценку роли Фонда в финансовом кризисе 1998 года.

8. Определить особенности отношений МВФ и России в посткризисный этап развития современной России.

9. Определить направления совместной работы в средне- и долгосрочной перспективе.

Теоретическая и практическая значимость

Теоретическая значимость настоящего исследования заключается в анализе сотрудничества России и МВФ как супранациональной международной организации. Данный аспект работы затрагивает изучение опыта, полученного от участия России в этой организации. Членство в Фонде позволило России не только получать кредиты и техническую помощь, что определено Уставом МВФ, но и глубже, быстрее и эффективнее интегрироваться в мировое хозяйство: получать доступ на мировые финансовые рынки, либерализовать свои торговые отношения, обеспечивать доступ инвестиций в экономику и построить рыночные отношения.

Вместе с возможностями развиваться в сторону либеральных механизмов функционирования экономики, участие России в МВФ наложило на нее ряд обязательств, определивших пределы их сотрудничества. В соответствии с Уставом Фонда Россия взяла на себя обязательство проводить такую денежно-кредитную и экономическую политику, которая не будет противоречить общим

тенденциям мировой экономики, а именно: не имеет право осуществлять дискриминационную политику в отношении капитальных и текущих операций нерезидентов, обязуется не проводить девальвацию с целью стимулирования отечественного производителя, поддерживать стабильность национальной экономики и осуществлять такие меры, которые не приведут к дестабилизации мирового хозяйства.

Важным теоретическим аспектом изучения сотрудничества России и МВФ является определение природы их взаимоотношений. Как следует из ш данной работы, на протяжении 11 лет членства в Фонде, стороны редко

приходили к единодушному решению по ключевым вопросам. Позиция МВФ как кредитной и политически зависимой от крупнейших акционеров организации и попытки России отстоять свой суверенитет определили конфликтность их отношений. Конфликты, на наш взгляд, обусловлены не только и не столько современными причинами, сколько кроются в истории и связаны с той ролью, которая Россия играет на международной арене. В силу специфики России - правопреемственность СССР, обладание ядерным оружием, большие территории и пр. - правительство смогло отстаивать свою позицию по некоторым экономическим вопросам или осуществлять меры, согласованные с МВФ, в соответствии со своими интересами, несмотря на достигнутые ранее договоренности.

Одним из важнейших теоретических аспектов изучения взаимоотношений является возможность оценить то, насколько универсальные рецепты МВФ применимы к специфике России, ее традициям и менталитету. fc До сих пор в научной среде отсутствует единый подход к вопросу о том, можно

ли рассматривать Россию как типичное европейское государство и, следовательно, применять к ней универсальные рекомендации. Данное исследование может восполнить этот пробел в научной литературе.

Теоретическая значимость настоящей диссертации определяется тем, что в работе осуществлена попытка объяснить, насколько самостоятельным и самобытным является путь России (включая ее экономику); может ли она

выработать собственный вариант экономики и оригинальный способ участия в процессах глобализации или ей просто нужно было принимать без спора рекомендации МВФ.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использовать материалы, полученные в ходе исследования, в деятельности внешнеэкономических и внешнеполитических учреждений РФ, в том числе при выработке политики в отношении международных экономических и финансовых организаций.

Научная новизна

Научная новизна данного исследования заключается, прежде всего, в том, что это — первая работа в отечественной историографии, в которой комплексно и систематически рассматривается история взаимоотношений СССР/России с МВФ, начиная с момента переговоров о его создании до последних консультаций миссии Фонда по экономическому развитию и прогнозам роста в 2003 году. Все предыдущие немногочисленные работы на данную тему рассматривали двусторонние отношения либо в экономическом ключе (Р.Стоун)1, либо в контексте изучения МВФ как организации (монография Кузнецова B.C.) , либо на начальных периодах сотрудничества (Смыслов Д.В.)3. Именно исторический подход к анализу данной темы определяет новизну настоящего исследования.

В диссертации содержится оригинальная оценка причин вступления России в Фонд, эффективности политики МВФ в отношении РФ и перспектив дальнейшего сотрудничества.

Новой является попытка объединить в настоящем исследовании обширный фактический материал об отношениях РФ и Фонда и систематизировать его. Результатом обработки этой информации стала

1 Stone, R. Lending Credibility: The International Monetary Fund and the Post-Communist Transition / R. Stone // PONARS Working Paper. - University of Rochester, January 2000. - P. 244-272.

2 Кузнецов, B.C. Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи / B.C. Кузнецов. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001. - 432 с.

3 Смыслов, Д.В. Международный Валютный Фонд: Современные тенденции и наши интересы / Д.В. Смыслов. — М.: Финансы и статистика, 1993. - 341 с.

собственная периодизация истории двусторонних взаимоотношений России и МВФ.

Научная новизна определяется тем, что в диссертации не просто представлены факты взаимодействия РФ и МВФ, а предлагается собственная оценка встреч, переговоров и управленческих решений, а также анализ мотивации каждой стороны при обсуждении тех или иных вопросов. В диссертации предпринята попытка объединить уже существующие оценки ряда фактов сотрудничества и дать им свою интерпретацию. В работе впервые в отечественной исследовательской литературе вводятся в научный оборот новые, не использовавшиеся ранее оригинальные источники (прежде всего самого МВФ).

Особую новизну анализу истории взаимодействия придал тот факт, что двусторонние отношения рассматриваются в контексте новой экономической обстановки, в которой Россия имеет экономический рост, низкие темпы инфляции и усиливающуюся позицию на мировой арене, как политического, так и экономического игрока. Отсутствие финансовых отношений, при которых Россия соглашается на любые условия для получения кредита, позволяет рассматривать взаимоотношения с Фондом более объективно, без искажений.

Научная новизна содержится в детальном описании и анализе предпосылок финансового кризиса, его протекания и последствий для России, а также той роли, которую МВФ сыграл в случае с кризисом: предотвращение кризиса и сглаживание его негативных результатов. Впервые в отечественной литературе проводится детальный анализ кризиса в контексте комплексных взаимоотношений Фонда и России в постсоветский период.

Оригинальность исследования заключается также в том, что автор постарался сопоставить точки зрения РФ и МВФ по каждому существенному вопросу двусторонних отношений. Сравнительный анализ позиций двух партнеров позволил отрешиться от эмоций и субъективизма в оценке тех или иных событий и придал исследованию более объективный характер.

-9-Источниковая база исследования

Источники по данной диссертации можно условно разделить на 2 группы. К первой группе относятся документы российского происхождения:

• Нормативные документы (Федеральный закон № 76-ФЗ от 26 декабря 1994 г., Федеральный закон № 123-ФЗ от 21 июля 1997 г., Федеральный закон № 6-ФЗ от 17 июня 1994 г., Закон РФ №3615-1 от 9 октября 1992 г., Закон РСФСР №1545-1 от 4 июля 1991 г. и др.) обозначили законодательную основу действиям российских властей.

• Указы президента (№ 721 от 16 мая 1996 г.), которые обозначили позицию президента по основным макроэкономических вопросам.

• Заявления и постановления исполнительной власти (Ежегодные заявления правительства и ЦБ о денежно-кредитной политике, ежегодные заявления правительства об экономической и структурной политике, ежегодные заявления правительства о среднесрочной стратегии и экономической политике, постановление Правительства РФ № 1226 от 26 сентября 1997 г. и др.), которые официально определили основные направления работы правительства.

Нормативные акты, постановления правительства и совместные заявления правительства и ЦБ РФ позволили автору уяснить официальную позицию руководства РФ в отношении Фонда; и помогли ему понять направление денежно-кредитной и экономической политики российского правительства. Большинство совместных заявлений правительства и ЦБ РФ стали результатами согласования действия российских властей с экспертами Фонда и вырабатывались в ходе многочисленных консультаций и встреч. С этой точки зрения, совместные заявления имели огромное значение для диссертанта при изучении данной тематики. Автор также использовал статистические данные ЦБ и правительства: цифровые параметры и показатели развития российской экономики, такие как темпы инфляции, значения дефицита/профицита бюджета, экономический рост и другие.

Вторая группа источников содержит различные документы Международного валютного фонда:

• Обзоры МВФ (Сборник 26, №10 и №12; сборник 27, №4, №№11-15, №17; сборник 28, №7, №9, №10, №№15-17, №23; сборник 29, №16; сборник 30, №14 и др.) представляют собой периодические издания, в которых Фонд публикует основные события, и где освещается деятельность МВФ.

• Заявления представителей Фонда для СМИ - преимущественно еженедельные заявления высшего руководства или глав департаментов о текущем состоянии деятельности МВФ и его подразделений.

• Информационные сообщения (№99/67 от 2 августа 1999 г.; №00/83 от 9 ноября 2000 г.; №01/68 от 18 июля 2001 г.; №02/40 от 4 апреля 2002 г. и др.) выпускаются по требованию страны после завершения консультаций по статье IV Устава МВФ для знакомства общественности с мнением экспертов Фонда.

• Пресс-релизы (№21 от 11 апреля 1995 г.; №13 от 26 марта 1996 г.; №29 от 5 июня 1996 г.; №11 от 23-25 сентября 1997 г.; №17 от 6-9 октября 1998 г.; №35 от 28 июля 1999 г.; №31 от 28-30 сентября 1999 г.; №23 от 26-28 сентября 2000 г. и др.) представляют собой стенограммы официальных заявлений представителей (министров финансов, глав Национальных банков, глав правительств) стран-членов на ежегодных сессиях МВФ и Всемирного банка.

• Новостные сообщения (№95/11 от 11 апреля 1995 г.; №95/17 от 6 июля 1995 г.; №97/5 от 2 апреля 1997 г.; №97/6 от 3 апреля 1997 г.; №98/14 от 29 мая 1998 г.; №98/15 от 29 мая 1999 г.; №98/20 от 11 июня 1998 г.; №98/24 от 13 июля 1998 г.; №98/26 от 20 июля 1998 г.; №98/30 от 17 августа 1998 г.; №98/39 от 30 октября 1998 г.; №98/47 от 30 ноября 1998 г.; №98/51 от 11 декабря 1998 г.; №99/21 от 28 апреля 1999 г.; №99/81 от 7 декабря 1999 г.) являются краткими информационными

сообщениями по решениям МВФ, совместным программам со

странами-членами и другим событиям в рамках работы Фонда. • Различные доклады (периодические и нерегулярные) руководства

Фонда, департаментов, экспертов по отдельным экономических

вопросам и странам в целом.

Значительная часть документов МВФ были взяты автором на Интернет-сайтах МВФ. Анализ и переработка этих источников составили основу диссертации. Устав МВФ помог определить формальный характер взаимоотношений с Россией, ее обязанности и права как члена этой организации. Особую роль в изучении работы МВФ в России сыграли многочисленные аналитические доклады экспертов Фонда. В МВФ существует своя собственная классификация документов: работы по оценке и анализу политики, доклады по странам, тематические отчеты и другие. Так как работы посвящены специализированным направлениям взаимодействия МВФ и России, их общий анализ позволил получить всестороннюю картину их взаимоотношений. Автором использовались пресс-релизы, обзоры МВФ и информационные сообщения, в которых содержится фактическая информация о совместной работе, встречах и итогах переговоров и достигнутых результатах. Диссертант также ознакомился с работами экспертов МВФ по смежным темам: реформирование развивающихся экономик, проблемы коррупции, развитие финансовых рынков, процессы приватизации. Из этих работ автор составил для себя общую картину принципов работы Фонда, его алгоритма действий при реформировании экономики, приоритетности задач и результатов его деятельности в России. Данная группа источников основана на фактических данных, предоставляемых департаментом статистики РФ и собираемых экспертами Фонда во время визитов в страну, информация проанализирована ведущими экономистами, поэтому представляет собой ценный материал и дает возможность автору диссертации богатую почву для изучения темы. Материалы МВФ позволили автору получить доступ к самой актуальной и достоверной информации, не публикуемой другими

организациями, и быть в курсе самых последних изменений в отношениях России и МВФ.

Все источники настоящей диссертации можно ранжировать по степени достоверности и объективности информации, содержащейся в них. Самыми достоверными являются официальные документы российских властей и новостные и информационные сообщения МВФ, т.к. они не несут субъективных оценок и интерпретаций событий.

Заявления руководства МВФ и российских властей, а также различные доклады экспертов Фонда, хотя и являются официальными документами, но носят менее объективный характер, т.к. испытывают определенное политическое и экономическое субъективное влияние. Необходимо отметить, что все доклады МВФ сопровождаются замечанием, что они отражают точку зрения экспертов, но не обязательно точку зрения руководства Фонда.

Естественно, источниковая база настоящей диссертации, как и любой другой исторической работы, не претендует на абсолютную полноту. Недоступность множества официальных документов по соображениям секретности или иным причинам, отсутствие в последние десять лет упорядоченности в библиотечной работе наложили определенный отпечаток на круг источников, оказавшихся в распоряжении автора. Тем не менее, основные категории исторических свидетельств, относящихся к исследуемой проблеме, адекватно представлены в диссертации.

Историография проблемы

В процессе исследования были использованы работы как отечественных, так и зарубежных исследователей. В отечественной исследовательской литературе можно выделить двух ученых, изучавших, в той или иной степени, работу МВФ в России: Кузнецов B.C. и Смыслов Д.В. В этих работах дан анализ отношений РФ и МВФ с экономической точки зрения.

Монография Кузнецова B.C.4 посвящена МВФ как организации, в ней рассматривается весь перечень вопросов, связанных с функционированием Фонда, таких как цели и задачи, эволюция, взаимоотношения с членами, в том числе взаимоотношения с Россией. Она представляет собой основательное изучение всего спектра проблематики существования МВФ, но акценты в работе расставлены с учетом экономических, а не историко-политических проблем.

Исследования Смыслова Д.В.5 по данной тематике, датированы, самое позднее, 1993 годом и соответственно не могут полностью раскрывать вопросы двустороннего взаимодействия. Остальные работы Смыслова Д.В. посвящены проблемам эволюции мировой финансовой системы в период глобализации.

Ряд диссертационных сочинений был посвящен работе МВФ в России. Диссертация Шестакова С.А.6 заслуживает особого внимания: она затрагивает экономические взаимоотношения Фонда и России и дает понять экономическую составляющую работы МВФ в России, как в стране с переходной экономикой. Материал, собранный в этой работе, лишь вскользь затрагивает исторические аспекты проблемы.

Диссертация Филиппова Д.К. посвящена сотрудничеству МВФ и России до 1996 года включительно, спектр проблем взаимодействия России с Фондом анализируется в ней с точки зрения интеграции России в мировую экономику. Верхний хронологический предел ограничен 1996 годом, поэтому это исследование не затрагивает важнейший период взаимоотношений, начиная с кредита расширенного финансирования и до настоящего времени.

Большую помощь в исследовании оказали также труды российских экономистов Смыслова Д.В. и Кузнецова B.C. , а также книга Сергея

4 Кузнецов, B.C. Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи / B.C. Кузнецов. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001. - 432 с.

5 Смыслов, Д.В. Международный Валютный Фонд: Современные тенденции и наши интересы / Д.В. Смыслов.

— М.: Финансы и статистика, 1993. - 341 с.

6 Шестаков, С.А. Политика МФВ в отношении России: Дис.канд. эк. наук: 08.00.14 / С.А. Шестаков - М.: МГИМО МИД РФ, 2000 г. - 184 с.

7 Смыслов, Д.В. Международный Валютный Фонд: Современные тенденции и наши интересы / Д.В. Смыслов.

— М.: Финансы и статистика, 1993. - 341 с.

Алексашенко "Битва за рубль"9, в которой автор детально описывает все события с 1993 года по август 1998 года. Ценность книги заключается в том, что автор сам был участником событий, принимал ответственные управленческие решения и представляет их анализ "изнутри". Кроме того, С.Алексашенко публикует некоторые внутренние документы МВФ и России, которые недоступны широкой публике и позволяют глубже заглянуть в двусторонние отношения.

Особый интерес представляют статьи в ведущих экономических изданиях. Рассмотрим их в хронологическом порядке их появления в печати. Необходимость классификации этих работ по тематике отсутствует из-за того, что все они являются экономическими исследованиями. Работы оказались полезными для настоящей диссертации, т.к. в них приводятся мнения ведущих экономистов по вопросам взаимодействия России и МВФ.

В статье Ветрова А. и Чуракова Ю.10 кредиты МВФ рассматриваются в комплексе всего притока инвестиций в экономику. МВФ является гарантом экономических преобразований в России. Кратко характеризуются назначение кредитов, способы их использования и кредиты системной трансформации. Прогнозируются возможные кредиты со стороны МВФ в среднесрочной перспективе. Исследователями предложено оригинальное решение проблемы возврата России долгов стран СНГ.

Работа Пичугина Б.11 посвящена всему комплексу вопросов, связанных с внешней задолженностью России. Финансовые отношения России и Фонда рассматриваются в контексте внешнего долга. Автор анализирует последствия участия России в Фонде.

Кузнецов, B.C. Международный валютный фонд и мирохозяйственные связи / B.C. Кузнецов. - М.: "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2001.-432 с.

9 Алексашенко, С.А. Битва за рубль (Взгляд участника событий) / С.А. Алексашенко. - М: Альма Матер, 1999. -189 с.

10 Ветров, А.Н. Как Россия может использовать внешнюю помощь / А.Н. Ветров, Ю.И. Чураков // МЭ и МО. -1993.-№11.-С. 39-49.

11 Пичугин, Б.М. Внешний долг России / Б.М. Пичугин // МЭ и МО. - 1995. №6, №7. - С. 21-31,65-74.

Работа Афонцева С.12 также рассматривает проблематику внешней задолженности России и анализирует зависимость экономики страны от кредитов МВФ.

Исследование Андрюшина С.А.13 кратко описывает взаимоотношения России и МВФ и ситуацию накануне составления бюджета на 1995 год и роль кредитов МВФ в стабилизации экономической ситуации, а также условия Фонда при выдаче финансовых средств.

В статье Евстигнеева В. "Россия и кредитная политика МВФ и МБРР"14 кратко перечисляются основные моменты взаимоотношений России и МВФ и МБРР, дана краткая характеристика резервного кредита 1995 года. Основным достоинством данного исследования является то, что автором предпринята попытка дать оценку интересам России, ее выгодам от участия в МВФ.

В своем исследовании Кагарлитский Б. дает характеристику экономической ситуации в России за последние 10 лет. Неудачи, такие как дефолт 1998 года, автор объясняет неграмотными действиями правительства, которые диктует Запад и в частности МВФ. По его мнению, кредиты Фонда не являются финансовой помощью, а представляют собой способы оказания влияния и давления на Россию. В работе дается краткое описание основных событий в экономике России с начал реформ.

Таким образом, все отечественные исследования были посвящены только экономическим аспектам сотрудничества МВФ и России или конкретным вопросам их взаимодействия.

Из зарубежных исследований особо необходимо отметить сборник трудов американских исследователей под руководством Р.Стоуна по участию МВФ в постсоветских процессах преобразований15. В сборнике приводится фундаментальный анализ кредитно-денежной и экономической политики

12 Афонцев, С.С. Внешняя задолженность России / С.С. Афонцев // МЭ и МО. - 1998. - №7. - С. 5-18.

13 Андрюшин, С.А. Внешние займы России: прошлое, настоящее и будущее / С.А. Андрюшин // Международный бизнес России.- 1996.-№ 11.-С. 10-15.

14 Евстигнеев, В.Р. Россия и кредитная политика МВФ и МБРР / В.Р. Евстигнеев // МЭ и МО. - 1996. - №5, №6. -С. 5-16,17-26.

15 Stone, R. Lending Credibility: The International Monetary Fund and the Post-Communist Transition / R. Stone // PONARS Working Paper. - University of Rochester, January 2000. - P. 244-272.

России с привязкой к политике МВФ в отношении России и действиям и мерам российских властей по выполнению требований Фонда в 1995-1998 гг. Особое внимание в сборнике уделяется анализу скандала вокруг фирмы "ФИМАКО" и действиям правительства накануне президентских выборов 1996 года. Работа насыщена фактическим материалом и содержит, на взгляд диссертанта, объективный подход к рассмотрению отношений России и МВФ.

При написании диссертации была использована статья Н.Гуд-Дэвиса и Н.Вудс "Россия и МВФ"16. Статья затрагивает краткое описание основных событий в истории взаимоотношений МВФ и России в период с 1988 года по 1998. Работа ценна тем, что позволяет воссоздать хронологию сотрудничества. Вместе с тем, работа носит преимущественно описательный характер, в ней отсутствует анализ фактов взаимодействия и их последствий, а некоторые события, которые играли немаловажную роль, попросту отсутствуют.

Ряд работ зарубежных авторов17 не содержат специальных исследований по отношениям МВФ и РФ, но они оказались полезными для понимания макроэкономических и политических процессов 1990-х гг.

Большую помощь в исследовании проблемы оказала периодика. Особенно богатый фактологический и аналитический материал содержится в электронном бюллетене Д. Джонсона, который представляет собой ежедневный регулярный обзор российских и зарубежных периодических изданий по России.

16 Gould-Davies, N. Russia and the IMF / N. Gould-Davies, N. Woods // The International Affairs. - Vol. 75:1. - 1999. -P. 17-35.

17 Odling-Smee, J. External Borrowings by the Baltics, Russia and Other Countries of the Former Soviet Union - the Transition to a Market Economy / J. Odling-Smee, B. Zavoico // IMF Paper on Policy Analysis and Assessment. -Wash.: International Monetary Fund. - №PPAA/98/5. - 1998. - 13 p.

Potter, B.H. Setting up Treasuries in the Baltics, Russia, and Other Countries of the Former Soviet Union // B.H. Potter,

J. Diamond - Wash.: International Monetary Fund, November 15, 2000.

www.imf.org/external/np/pubs/nft/op/198/index.htmtfsummarv.

Rogoff, K. Has Russia Been on the Right Path? / K. Rogoff- Wash.: International Monetary Fund, August 26, 2002.

www.imf.org/external/np/vc/2002/082602.htm.

Sugisaki, S. The Reform of Global Exchange and Financial Systems since the Eruption of the Asian Crisis / S. Sugasaki

- Macau, May 14, 1999. http://www.imf.org/external/np/speeches/1999/051499.htm.

Tanzi, V. Roads to Nowhere: How Corruption in Public Investment Hurts Growth / V. Tanzi, H. Davoodi // Economic

issues. - Wash.: International Monetary Fund. - №12. - 1998. - 18 p.

Valdivieso, L.M. Macroeconomic Developments in the Baltics, Russia, and Other Countries of the Former Soviet

Union, 1992-97 / L.M. Valdivieso - Wash.: International Monetary Fund, January, 1999.

www.imf.org/exteinal/pubs/nft/op/175/index.hhTi.

По своему жанру все существующие работы и исследования по МВФ и взаимоотношениям с Россией относятся к экономической, а не исторической науке.

По мировоззренческим подходам все научные труды можно подразделить на те, что позитивно оценивают работу МВФ и на те, что считают, что МВФ не является эффективной организацией.

Методология исследования.

Методологической основой настоящего исследования послужила концепция неореализма, в свою очередь, базирующаяся на принципах системности, историзма и институциональном подходе. Автор считает, что именно она наиболее применима к настоящей работе, т.к. позволяет продемонстрировать системный характер как международных отношений в целом, так и отношений между отдельными субъектами мировой политики (в данном случае международной организации и государства). К тому же, неореалистическая парадигма позволяет показать изучаемые объекты в их развитии и объяснить закономерности этого развития. Неореализм, исходя из главенствующей роли государства в системе международных отношений, вместе с тем, не отрицает существенную роль других субъектов - в частности, международных организаций, ряд которых (включая МВФ) все больше приобретает наднациональный характер. Неореализм дает надежный методологический инструментарий для анализа сложнейших проблем истории международных отношений, в том числе взаимодействия между глобальным и локальным, национальным и транснациональным, иерархическими и неиерархическими (сетевыми) структурами.

При написании работы автор использовал различные методы исторического исследования.

Несомненную ценность представляет собой метод индукции, который позволяет на основании изучения аспектов взаимодействия МВФ и России





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница