История экономических учений цели и задачи курса «История экономических учений» Цель изучения курса




страница1/9
Дата29.04.2016
Размер2.51 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Н.Н. Говрякова




История

экономических учений






ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

«История экономических учений»

Цель изучения курса «История экономических учений» - дать представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений, понять сущность экономических теорий и выявить значимость для практики хозяйственной жизни наследия экономистов, способствовавших возникновению и развитию теоретических школ, течений и направлений экономической мысли.

В процессе изучения курса «История экономических учений» необходимо решение следующих задач: формирование, углубление и расширение системы знаний о мировой и отечественной экономической мысли, о сущности основных категорий и понятий; сравнение и выявление отличительных признаков методологических подходов и теоретических позиций ведущих представителей различных школ, течений и направлений экономической мысли; вырабатывание системного подхода к анализу влияния историко-экономических ситуаций на формирование теоретических основ хозяйственной жизни;- формирование навыков самостоятельных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли и выработки альтернативных вариантов хозяйственной политики; обоснование вариантов хозяйственной политики

В результате изучения дисциплины каждый

Студент должен знать: место истории экономических учений в системе экономических наук; основные этапы развития экономической мысли (начиная с древнейших времен и до современности) и теоретические особенности основных научных школ Х1Х-ХХ вв.; основных представителей ведущих научных школ и направления их научного поиска, а также значение их исследования для современной экономической науки.

Студент должен уметь: свободно ориентироваться в основных концепциях и направлениях современной экономической теории; применять полученные теоретические знания об эволюции экономической мысли и многообразии теоретических подходов к исследованию экономических явлений в процессе самостоятельного творческого поиска при написании научно-исследовательских студенческих работ; использовать на практике полученные знания для оценки результатов проводимых экономических реформ.
Методические указания к изучению истории экономических учений

В процессе изучения экономических учений эпохи дорыночной экономики основное внимание надо уделить историко-экономической характеристике главных этапов и специфических особенностей натураль­но-хозяйственной идеологии. Начало этой эпохи знаменует экономи­ческая мысль философов и правителей Древнего Востока и античного мира. Следующий этап очевиден в проявлениях схоластики и догмати­ческих постулатах экономических воззрений религиозных лидеров сред­невековья в исламских арабских регионах и западноевропейских регио­нах католического христианства. Завершающим этапом эволюции эко­номической мысли эпохи дорыночной экономики является мерканти­лизм, ставший первой теоретической концепцией зарождающихся в недрах натурального хозяйства рыночных экономических отношений. Центральное место в тематике лекционных и семинарских заня­тий, «круглых столов», коллоквиумов по этому раз­делу дисциплины занимают такие проблемы, как:

• приверженность авторов экономических идей древнего мира и средневековья ограниченным масштабам товарно-денежных от­ношений;

• преобладание эмпиризма и принципов морально-этической оценки экономических категорий и явлений;

• главенствующая роль государства и общенациональных интере­сов в хозяйственной политике;

• отсутствие целостной методологической базы и теоретической концепции экономической науки.

Темы, посвященные изучению экономических учений эпохи нерегулируемых рыночных отношений, связаны с изучением многообразных и порой ди­аметрально противоположных теоретических положений и концепту­альных позиций представителей различных направлений, течений и школ либеральной экономической мысли. Последним — классикам и неоклассикам, безоговорочно разделявшим смитовскую доктрину «не­видимой руки» и так называемый «закон рынков Сэя», весьма серьез­но противостояли их оппоненты — социалисты-утописты и экономис­ты-романтики. Причем противники либеральной экономической мыс­ли не только критиковали принципы полного laissezfaire, но и выдви­гали оригинальные проекты социальных реформ, включая меры не­циклического (бескризисного) развития экономики. Однако более взве­шенной и аргументированной критикой теоретико-методологических основ либеральной экономической мысли является научное наследие немецких авторов — предшественников социально-институциональ­ного направления экономической мысли, доказывавших недопусти­мость исследования проблем экономического роста в отрыве от факто­ров социальной среды и национально-исторических особенностей.

К числу важнейших при изучении данного раздела дисциплины от­носятся следующие проблемы:

• приоритет метода классового анализа экономических процессов;

• приверженность авторов классической политической экономии и неоклассической экономической теории принципам laissezfaire, «чистой» экономической науки и совершенной конкуренции;

• бескомпромиссность теоретико-методологических позиций и сторонников и противников либеральной экономики;

• отсутствие системного (комплексного) анализа и учета всей совокупности обеспечивающих экономический рост общественных факторов (факторы экономической и неэкономической среды).



Изучение экономических учений эпохи регулируемых рыноч­ных отношений, как и предыдущих двух, неразрывно связано с позна­ниями в области дисциплин «Экономическая теория» и «История эко­номики». Тематика данного раздела позволит более четко осмыслить сущ­ность и взаимообусловленность экономических процессов XX столетия с учетом возникших накануне и после мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. принципиально новых экономических доктрин. В их числе важнейшими являются теории социального контроля общества над экономикой так называемых американских институционалистов, теории рынка с «монополистической» и «несовершенной» конкуренци­ей и, конечно, альтернативные друг другу кейнсианские и неолибе­ральные концепции государственного регулирования экономики.

Особое внимание здесь следует обратить на процесс постепенного сближения непримиримых и полярных прежде позиций теоретических школ, течений и направлений экономической мысли, названный П. Самуэльсоном процессом «неоклассического синтеза». Именно в этом ключе очевидна эволюция экономической мысли на современном эта­пе, о чем убеждают также достижения выдающихся ученых-экономи­стов в период последней трети XX в., в течение которого осуществля­ются присуждения Нобелевских премий по экономике.

Основополагающими проблемами при изучении завершающего раз­дела дисциплины могут быть названы:

• отказ от ортодоксальных концепций «классового анализа», «чи­стой» экономической науки и совершенной конкуренции;

• приоритет социально ориентированных теоретических концеп­ций экономического роста;

• сближение полярных позиций школ и направлений экономичес­кой мысли как следствие процесса «неоклассического синтеза»;

• популяризация и мировое признание достижений лучших уче­ных-экономистов современности (награждение Нобелевскими премиями).

Подготовка к семинарским занятиям должна осуществляться в стро­гом соответствии с планом. К каждому семинарскому занятию рекомендуется краткое конспек­тирование отдельных разделов (глав) из первоисточников. Количество конспектируемых источников и объем такой работы определяются студентом самостоятельно либо согласо­вываются с преподавателем. Подготовленный таким образом материал может быть использован при выступлении на семинаре. Конспектирование, кроме того, развивает навыки рабо­ты с научной литературой, квалифицированного устного и письмен­ного изложения собственных мыслей.



Раздел 1. Введение в историю экономической науки

Тема 1. Предмет, методология и структура курса истории экономических учений


    1. Предмет истории экономических учений



ИЭУ изучает эволюцию взглядов на экономические процессы, закономерности формирования и развития экономических теорий и школ.

История экономических учений представляет собой ступени познания экономической науки, помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, концепций.

Знакомство с различными школами и направлениями в экономической науке позволяет понять взаимосвязь теоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникно­вения, потребностями экономической практики, интересами различ­ных социальных групп, стран, народов.

Изучение истории экономической мысли способст­вует умению объективно оценивать теории, рекомендации, выводы; пониманию относительности экономических знаний, необходимости их постоянного уточнения, углубления, совершенство­вания.

Как считают многие авторитеты, основы наших сегодняшних представлений «сидят в прошлом». И эти представления и идеи про­шлого не принадлежат исключительно истории, они несут элементы наших сегодняшних и нередко завтрашних, будущих взглядов.

Мы обращаемся к концепциям, положениям, заключениям, если угодно, к ошибкам и заблуждениям экономистов и политиков про­шлого уже потому, что хотим глубже понять и осмыслить наши сегод­няшние проблемы.



Взгляды и концепции экономистов формируются и эволюционируют под влиянием разных факторов, среди которых наиболее существенные:

  • объективные условия, потребности экономической практики. К примеру, своей популярностью, возникшей во второй половине 70-х гг., монетаризм обязан обострившейся инфляции, проблему которой стремились разре­шить представители этой школы.

  • труды и взгляды представителей более ранних концепций, их подходы, терминология, проблематика;

  • взаимовлияние национальных школ;

  • развитие смежных разделов экономической науки — статистики, математики, демографии, социологии и др.;

  • совершенствование методов научного исследования;

  • расширение (изменение) тематики и взглядов на предмет эконо­мической науки;

  • взаимосвязь и согласование отдельных разделов экономической теории, наличие или, напротив, отсутствие внутренней логичности, сопряженности экономических законов и категорий.




    1. Методология исследования экономических теорий

Метод истории экономических учений, как и метод ис­следований вообще, состоит в своем ядре из ряда приемов, способов, инструментов, применяемых в системе опреде­ленной «философии истории» (методологии) с целью вы­членения из объекта исследования (т. е. экономической жизни прошлого и настоящего и ее отражения в головах ученых и политиков) своего «рамочного поля», т. е. своего собственного предмета: исторического видения развития экономических теорий. При этом сам предмет может су­жаться только до истории политической экономии, или только до истории «Экономикс», а может расширяться, ох­ватывая экономические представления доиндустриальной эпохи, вкрапленные в государственные документы, религи­озные воззрения, манифесты тех или иных движений, при­меняемое хозяйственное законодательство, проводившиеся специальные реформы, требования различных восстаний, программы политических партий и движений, т. е. до ис­тории экономической мысли.

Метод включает ряд принципов и конкретных исследо­вательских приемов.

Принцип историзма состоит в последовательном и воз­можно более широком охвате взглядов, доктрин, концеп­ций в течение исторического времени, с фиксацией хроно­логически появляющихся источников и их авторов. Этому методу свойственны некоторая описательность, а также фиксация того нового, что вносит каждый выдающийся ученый в экономическую теорию. В русле этого принципа анализируются типичные школы и направления, которые порой получали свое наименование по географическому признаку (австрийская школа, например) или по лидеру, по комплексу идей, по методологии (марксизм, кейнсианство, институционализм и т. п.).

Логический принцип состоит в фиксации развития внут­ренней логики научных теорий, системы категорий, проблемного построения анализа (теории фирмы, теории эко­номического роста и т. д.).

Принцип сравнения, или компаративный метод, состоит в сравнении теорий как друг с другом, так и с действитель­ностью, с помощью чего можно увидеть достижения той или иной теории или ее специфичность.

Распространен эклектический принцип, суть которого состоит в попытках синтеза различных теорий, их непро­тиворечивого толкования. Яркий пример — теория А. Мар­шалла или «Великий неоклассический синтез» П. Самуэльсона. Этот подход в значительной степени популярен и для постсоветской экономической мысли (особенно в попыт­ках соединения трудовой теории стоимости и теории полез­ности).

В последнее время все шире используется метод эконо­мико-математического моделирования для анализа работ, ранее написанных их авторами исключительно вербальным способом (см., например, учебник М. Блауга).

Обычно, излагая историю экономической мысли, авто­ры используют многие методы, создавая, по возможности, системное видение формирования и развития экономичес­кой мысли.




    1. Основные этапы развития экономической мысли


Экономические учения эпохи дорыночной эко­номики. Эта эпоха включает в себя периоды Древнего мира и сред­невековья, в течение которых преобладали натурально-хозяйствен­ные общественные отношения и воспроизводство было преимуще­ственно экстенсивным. Экономическую мысль в эту эпоху выражали, как правило, философы и религиозные деятели. Достиг­нутый ими уровень систематизации экономических идей и концеп­ций не обеспечил достаточных предпосылок для обособления тео­ретических построений того времени в самостоятельную отрасль науки, специализирующейся сугубо на проблемах экономики.

Данную эпоху завершает особый этап в эволюции и экономики, и экономической мысли. С точки зрения истории экономики этот этап в марксистской экономической литературе называют перио­дом первоначального накопления капитала и зарождения капита­лизма; по неклассоформационной позиции — это период перехода к рыночному механизму хозяйствования. С точки зрения истории экономической мысли этот этап называется меркантилизмом и трак­туется также двояко; в марксистском варианте — как период зарож­дения первой школы экономической теории капитализма (буржу­азной политической экономии), а по неклассоформационному варианту — как период первой теоретической концепции рыночной экономики.

Зародившийся в недрах натурального хозяйства меркантилизм стал этапом широкомасштабной (общенациональной) апробации протекционистских мер в сфере промышленности и внешней тор­говли и осмысления развития экономики в условиях формирую­щейся предпринимательской деятельности. И поскольку отсчет сво­его времени меркантилистская концепция начинает фактически с XVI столетия, то и начало обособленного развития экономической теории как самостоятельной отрасли науки относят чаще всего к данному рубежу. В частности, на заре своего исторического восхождения эконо­мическая наука, базировавшаяся на меркантилистских постулатах, пропагандировала целесообразность государственного регулирую­щего воздействия посредством экономических мотивов и сделок с тем, чтобы «новые» отношения, получавшие впоследствии наиме­нование то «рыночных», то «капиталистических», распространились на все аспекты общественных отношений государства.

Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики. Временные рамки этой эпохи охваты­вают период примерно с конца XII в. до 30-х гг. XX в., в течение которого в теориях ведущих школ и направлений экономической мысли доминировал девиз полного «laissez faire» — словосочетание, означающее абсолютное невмешательство государства в деловую жизнь, или, что одно и тоже, принцип экономического либерализма. В данную эпоху экономика благодаря промышленному перево­роту совершила переход от стадии мануфактурной к так называе­мой индустриальной стадии своей эволюции. Достигнув своего апогея в конце XIX — начале XX в., индустриальный тип хозяйст-вования также подвергся качественной модификации и обрел при­знаки монополизированного типа хозяйства.

Но именно обозначенные типы хозяйства, обусловленные пре­обладанием идеи саморегулируемости экономики свободной кон­куренции, предопределили своеобразие постулатов и исторически сложившуюся последовательность господства в экономической на­уке данной эпохи вначале классической политической экономии, а затем неоклассической экономической теории.



Классическая политическая экономия занимала «командные высоты» в экономической теории практически около 200 лет — с конца XVII в. по вторую половину XIX в., заложив, по существу, основы для современной экономической науки3. Ее лидеры, во мно­гом правомерно осудив протекционизм меркантилистов, основа­тельно противостояли антирыночным реформаторским концепци­ям первой половины XIX в. в трудах"своих современников как из числа сторонников перехода к обществу социальной справедливос­ти на базе воссоздания ведущей роли в хозяйстве мелкотоварного производства, так и идеологов утопического социализма, призывав­ших к всеобщему одобрению человечеством преимуществ такого социально-экономического устройства общества, при котором не будет денег, частной собственности, эксплуатации и прочего «зла» капиталистического настоящего. Вместе с тем «классики» совершенно неоправданно упускали из поля зрения значимость поиска взаимосвязи и взаимообусловлен­ности факторов экономической среды с факторами национально-исторического и социального свойства, настаивая на незыблемос­ти принципов «чистой» экономической теории и не принимая всерьез достаточно успешные наработки в данном направлении в трудах авторов так называемой немецкой исторической школы во второй половине XIX в.

Сменившая в конце XIX в. классическую политическую эконо­мию неоклассическая экономическая теория стала ее преемницей прежде всего благодаря сохранению «верности» идеалам «чистой» экономической науки. При этом она явно превзошла свою предшественницу во многих теоретико-методологических аспектах. Глав­ным же в этой связи явилось внедрение в инструментарий эконо­мического анализа базирующихся на математическом «языке» мар­жинальных (предельных) принципов, придавших новой (неоклас­сической) экономической теории большую степень достоверности и способствовавших обособлению в ее составе самостоятельного раздела — микроэкономики.



Экономические учения эпохи регулируемой (социально ориентированной) рыночной экономи­ки. Данная эпоха — эпоха новейшей истории экономических уче­ний — берет свое начало с 20—30-х гг. XX в., т.е. с тех пор, когда в полной мере обозначили себя антимонопольные концепции и идеи социального контроля общества над экономикой, проливающие свет на несостоятельность принципа laissez faire и нацеливающие на многообразные меры демонополизации хозяйства посредством государственного вмешательства в экономику. В основе этих мер лежат значительно более совершенные аналитические построения, предусмотренные в обновленных на базе синтеза всей совокупнос­ти факторов общественных отношений экономических теориях.

В этой связи имеются в виду, во-первых, новое, сложившееся к 30-м гг. XIX в. социально-институциональное направление эко­номической мысли, которое в обозначившихся трех его научных течениях часто просто называют американским институционализмом, во-вторых, появившиеся в 1933 г. доказательные теоретиче­ские обоснования функционирования рыночных хозяйственных структур в условиях несовершенной (монополистической) конкурен­ции и, наконец, в-третьих, зародившиеся также в 30-х гг. два альтернативных друг другу направления (кейнсианское и неолибе­ральное) теорий государственного регулирования экономики, давшие статус самостоятельного еще одному разделу экономической теории – макроэкономике.



Самостоятельная работа

1. Написать эссе на тему (по выбору студента):

  • Влияние условий на развитие и содержание экономической науки

  • Влияние идей прошлого на наши современные представления.

  • Использование различных методов при оценке хозяйствующих субъектов

2. Составить конспекты следующих статей:

Львов Д. Экономическая наука и экономическая политика. // Экономист, 1998, № 6, с. 10 – 13

Афанасьев В. Метод экономической двойственности// Вопр. экономики. 2005.№ 8

3. Выполните задание: верно или неверно высказывание?


  • История экономических учений занимается выявлением взаимосвязей между экономическими процессами и явлениями

  • История экономических учений исследует развитие производительных сил и производственных отношений




  • Концепции экономистов формируются под влиянием существующих проблем в экономике

  • Взглядам экономистов не характерна преемственность

4. Написать реферат на тему (по выбору студента)

1. Методологические подходы современных научных направлений экономической мысли.

2. Методология анализа рыночного поведения потребителей

3. Феномен экономической двойственности

4. Методология экономической науки при переходе к рынку

5. Роль экономического эксперимента на микро- и макроуровне



ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Бартенев С. Л. История экономических учений. –М.: Юрист, 2001.Введение

    2. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.Введение

    3. История экономических учений (современный этап) Учебник /Под общ. Ред. А.Г. Худокормова. – М.: ИНФРА-М, 2002. Гл. 16.-17

    4. История экономических учений. Учебное пособие. Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2006.Гл. 41-42.

    5. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. -4-е изд, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.Гл. 1-2.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Гребнев Л. О предмете экономической науки // Вопр. экономики.. 2007. №8.

  2. Либман А. Современная экономическая теория: основные тенденции//Вопр. экономики. 2007. № 3.

  3. Доу Ш. Математика в экономической теории: исторический и методологический анализ// Вопр. экономики. 2006. № 7.

  4. Ольсевич Ю. Экономическая теория и природа человека: становится ли тайное явным? // Вопр. экономики . 2007. № 12.

  5. Черковец В. Первый элемент системы экономических наук// Рос. экон. журнал. 2005. № 3, №4.

  6. Шлиссер Э. Экономическая теория и эксперимент: Исаак Ньютон, Милтон Фридмен и Вернон Смит // Вопр. экономики.. 2007. № 3..

  7. Экономическая теория: исторические корни, современная роль и перспективы развития (итоговый документ международного симпозиума в МГУ им. М. В. Ломоносова) // РЭЖ. 2004. № 5 – 6. С. 50 – 56.


Тема 2. Возникновение и становление экономической теории как науки


    1. Особенности экономической мысли древнего мира

Экономическая мысль Древнего Востока.

Хозяйственная деятельность людей началась в глубокой древности, и с того времени появляется экономическая мысль о том, как выгоднее вести хозяйство, о богатстве и бедности. Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего Древнего Востока. Нужно учесть, что появление тех или иных взглядов всегда связано с объективными условиями, потребностями и интересами экономической практики определенного периода развития общества. На Древнем Востоке уже в IV тысячелетии до н.э. зародился рабовладельче­ский строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности. Масштабное участие государства в хозяйственной жизни (регулирование ирригации и т. д.) определило специфику азиатского способа производства. Проблемы его развития находят отражения в ряде дошедших до нас письменных источников.

Для выявления хозяйственных взглядов, возникших в Древнем Египте, наиболее важными принято считать «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара» (ХХII в. до н.э.) и «Речение Ипусера» (начало ХVIII в. до н.э.). В первом памятнике отражены экономические функции государства, методы управления хозяйством; во втором описаны социальный переворот («простолюдины страны стали богатыми»), разрушение централизованной системы управления и последствия этого. Ясны и причины – обширное взяточничество и коррупция чиновничества, рост масштабов домового рабства и ростовщичества.

В Вавилонии наибольшую известность имеет сборник законов царя первой вавилонской династии – Хамурапи (1792–1750 гг. до н.э.). Он стремился упорядочить социально-экономические отношения в Древней Месопотамии (282 статьи). Наиболее интересными для характеристики экономической мысли Вавилонии являются статьи, в которых отражены защита собственности граждан, правила аренды, найма и ростовщичества, чтобы «сильный не притеснял слабого». В законах предусмотрены различные формы государственного регулирования и контроля экономической деятельности населения.

Важное значение для истории экономической мысли имело древнекитайское учение Конфуция (Кун Фу-Цзы) (551–479 гг. до н.э.). Конфуций считал, что труд приумножает богатство и народа, и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. Регламентация патриархально-семейных отношений – основа стабильно­сти общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей. Этические нормы, провозглашенные Конфуцием, способствовали укреплению патриархальной семьи и клана сородичей, а вместе с тем и общественного строя Китая.

Основным источником для изучения хозяйства и экономической мысли Древней Индии является трактат «Артхашастра», написанный Каутильей (конец IV в. до н. э.) Трактат посвящен артхе – материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов и т.д. Внимание концентрируется на царском хозяйстве и экономической политике государя. Целью правильного управления является рост государственного богатства, которое складывается из результатов труда населения, поэтому расходоваться должно на общественные нужды: поддержание ирригационных сооружений, строительство дорог и т. д. Рабство признается естественным явлением для «накопления богатства». Основной целью политики государства является пополнение казны с помощью налогов и борьбы с хищениями казенного имущества. Государь должен бороться с торговой спекуляцией и ростовщичеством. Итак, в трактате отразились практические познания в области ведения хозяйства и даны общие рекомендации по управлению идеальным государством.

Бесценным источником для изучения хозяйственной жизни в Древней Палестине является Библия, которая отразила в мифологической форме историю жизни древних евреев и других народов Палестины.

Справедливость означает признание прав на жизнь, собственность, одежду, жилище, труд и отдых. Праведность предполагает выполнение человеком своих обязанностей в соответствии с заповедями Бога – по отношению к ближним родственникам, бедным, сиротам, наемным работникам и рабам. Человек не хозяин своей земли, скота и прочего имущества, а управляющий этими земными благами, которые принадле­жат Богу. Запрещалось использовать нужду ближнего для собственного обогащения, задерживать плату за труд наемного работника, обмеривать и обвешивать. Требовалось периодически прощать долги, отпускать на волю рабов, продавших себя в рабство из-за нужды, возвращать заложенную в долг землю. Запрещалось наносить увечья рабу, притеснять вдов и сирот.

Если при соблюдении всех этих заповедей человек становится богатым, то это является воздаянием за праведность и справедливость. Такое богатство было знаком божьего благословения.



Экономическая мысль в трудах античных философов

В Пятикнижии Моисея сформировалась хозяйственная этика древних евреев (заповеди), в которой акцент сделан на правах человека. Дается критика ростовщичества и долгового рабства соплеменников.



При рассмотрении экономических взглядов античных мыслителей прежде всего нужно обратить внимание на отличие античной экономики от азиатской. Если азиатское общество являлось деспотичным, то античное было демократическим, хотя и рабовладельческим. В античной экономике гораздо большее значение, чем в азиатской, имели частная собственность и товарно-денежные отношения. Экономическая мысль достигла своей вершины в классический период (V–IV вв. до н.э.) в трудах Ксенофонта (430–354 гг. до н.э.), Платона (Аристокла) (424–347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384–322 гг. до н.э.).

Ксенофонт – автор трактата «Домострой» («Экономикас») – был сторонником рационального ведения хозяйства, отсюда его большой интерес к изучению проблем разделения труда в обществе. Будучи принципиальным сторонником натурального хозяйства, Ксенофонт не отрицал и выгодности торговли. Правомерность существования рабства не вызывала сомнений у Ксенофонта. Более того, он давал советы о наилучших методах эксплуатации рабов: использование материальных и моральных стимулов и т. д.

Платон является создателем модели идеального государства. В диалогах «Государство» и «Законы» он стремится устранить борьбу классов и имущественное неравенство путем четкого деления общественных функций граждан в соответствии с их способностями: философы и воины образуют аппарат управления, землевладельцы, ремесленники и купцы заняты в хозяйстве, рабы выполняют тяжелую работу. Частная собственность осуждается, все принадлежит государству, всякое личное имущество, превышающее установленный минимум, государство отнимает. Свобода граждан резко ограничена, законы суровы. Семья – под контролем государства, которое определяет браки и рождение детей. По сути, Платон создал модель государства примитивного коммунизма. Это одна из первых утопий.

А
Аристотель
ристотель
– величайший мыслитель древности, пытавшийся исследовать экономические законы современной ему Греции. В «Политике» и «Никомаховой этике» он рассмотрел устройство государства, определив семью в качестве его основы. Сущность государства – стремление к всеобщему благу. Оно должно преодолевать классовые противоположности, ориентироваться на «среднего» гражданина, т.е. земледельца-рабовла­дельца. Рабство Аристотель считал естественным, а раба – говорящим орудием. Он защищал интересы натурального рабовладельче­ского хозяйства. Связанные с ним явления считал естественными и относил их к экономике, т.е. искусству приобретения благ, потребитель­ных стоимостей. Все явления, выражающие товарно-денежные отношения, представляемые торговым и ростовщическим капиталом, Аристотель рассматривал как противоестественные и относил их к хрематистике, т.е. к искусству нажи­вать состояние, деньги. Тем не менее Аристотель стремился понять законы обмена. Он устанавливает две стороны товара – потребительную и меновую стоимость, ставит вопрос: чем определяются соотношения обмена. Ответ таков: в самих товарах нет ничего такого, что могло бы их приравнивать друг к другу; товарный обмен – это отношение не только между вещами, но и между их владельцами; а общим в их обмене является потребность в том, чего нет у каждого из них. Сравнимыми же товары делают деньги. «Итак, нужно, чтобы все измерялось чем-то одним... Этим одним является, на самом деле, потребность, которая для всего является связующей основой... В качестве же замены потребности, по соглашению между людьми, возникла монета...». Деньги Аристотель выводит из процесса развития товарных отношений, высказывает мысль о превращении денег в капитал.

    1. Экономические учения западноевропейской и русской эко­номической мысли IX — XVI вв.

Экономическая мысль феодальной эпохи формировалась под влиянием новых условий жизни общества. Базис феодальной экономики – мелкое производство крестьян и ремесленников, собственность феодалов на землю, внеэкономическое принуждение. Идеология формируется духовенством, поэтому экономические воззрения дошли до нас в религиозной оболочке.

Самым авторитетным идеологом средневековой Европы был монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225–1274). Широкую известность приобрел его трактат «Сумма теологии». В нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий и двойственность оценок (религиозная и естественная). Исходной категорией является труд как необходимость для удовлетворения потребностей, устранения праздности и укрепления нравственности. Однако труд в обществе разделен, что «обусловлено: во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям...» Он делал вывод о том, что крепостные крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия – для духовного и умственного. Как и античные авторы, к физическому труду он относился презрительно. Частную собственность он признает как необходимую для общей пользы и личного интереса.

Разделение труда требует обмена, который возможен, по Аквинату, в двух видах: для собственного потребления и для наживы (получения прибыли). Первое естественно, второе – нет, так как не делает человека нравственным. Однако считает, что немало случаев, когда можно продавать дороже, чем купил: улучшение купленной вещи, хранение, перевозка, риск потерять товар, плата за труд купца. Такая прибыль богоугодна, должна включаться в цену. Цена является справедливой, если учитывает затраты на производство товара и дает возможность жить продавцу в соответствии со своим социальным положением. Аквинат признает необходимость денег как меры стоимости и средства обращения, но осуждает использование денег для получения процента (ростовщи­чество).



Кризис феодального мировоззрения и Реформация

В ХV–XVII вв. в Европе произошли глубокие перемены. Они были связаны с переворотом в общественном сознании и первоначальным накоплением капитала, составившим предысторию капитализма.

Критика феодализма была направлена в первую очередь против католической церкви. Теоретики Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин) использовали идеи первоначального христианства для обоснования буржуазного предпринимательства. Реформация сформировала хозяйственную этику, отличную от этики католического христианства.

Каковы же эти новые нормы экономического поведения людей и характер отношений между ними? Это честность, умеренность, бережливость, предусмотрительность; хорошо выполнять свою работу и за счет этого богатеть, расходы никогда не должны превышать доходы; деньги всегда должны быть в обороте и приносить доход; избегать сомнительных сделок и неоправданного риска, основывая дело на трезвом расчете. Формируется новый тип делового человека – активного, предприимчивого, бережливого, осмотрительного в выборе партнеров, но смелого и готового идти на разумный риск.



На развитие русской экономической мысли IXXVI вв., как и европейской, влияли феодальный уклад хозяйственной жизни и христианство. Для понимания специфики развития экономической мысли на самом раннем этапе русской истории весьма ценным источником, первым древнерусским сводом законов служит «Русская Правда»: своеобразный кодекс феодального права.

Русская Правда — своего рода кодекс гражданского права, содержащий нормы имущественных отношений, принципы возмещения за утраты и преступления. Положения Правды, свод обычаев, судебные установления, терминология помогают представить правовые и хозяйственные основы жизни в Киевской Руси.

Сохранилось несколько вариантов Русской Правды, «краткой» и «пространной»: первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. Правда складывалась при Ярославе (978—1054) и его преемниках, детях, внуке — Владимире Мономахе (1053—1125). «Поуче­ние» Мономаха — яркий литературный памятник, наставления и ком­ментарий к Правде.

Русская Правда устанавливает нормы права в соответствии с канонами христианской религии. Большинство статей Пространной Правды посвящено — праву собственности, принципам наследования, наказаниям за нарушение пахотной межи, практике возмещения денежных и натуральных долгов («...за ссуду меда и жита возмещать надобно с надбавкой»).

Как письменный свод древнерусского права Русская Правда упо­рядочивает систему имущественных отношений, долговых обяза­тельств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп, «верви» (общины).

Русская Правда не только памятник права, но и источник сведе­ний о нормах хозяйственной жизни, экономических отношениях. Из нее мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполняющих роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В списках Правды есть таксы на постройку и починку мостов, изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежной ссуды, предоставленной в заем.

Русская Правда позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления. Верхний слой — «княжие люди» (дружина князя); затем идут «люди» (свободные, обязанные платить дань князю); на нижней ступени — «холопы», за которых отвечает их гос­подин. За нанесение увечья или убийство холопа полагается нести возмещение как за истребление или порчу чужого имущества. Холоп, ударивший свободного, может быть подвергнут побоям, или его хозя­ин должен уплатить пеню в виде возмещения.


    1. Меркантилизм – первая теоретическая школа периода зарождения рыночных экономических отношений


Меркантилизм – это прежде всего экономическая политика, направленная на создание сильных централизованных государств, которые должны были обеспечить национальному торговому капиталу благоприятные условия для его развития за счет притока денег из-за рубежа.

Идеология меркантилизма такова: сущность богатства выражают драгоценные металлы; труд производителен лишь в тех отраслях производства, которые работают на экспорт; государство должно поощрять экспорт, обеспечивать монополии отечественным коммерсантам и предотвращать конкуренцию; рост населения необходим для поддержания низкого уровня заработной платы и высокого уровня нормы прибыли.

При изучении меркантилизма нужно учитывать два этапа его развития: ранний и поздний меркантилизм. В период раннего меркантилизма (до XVII в.) проводилась политика денежного баланса страны, т.е. сопоставление ввоза и вывоза золота и серебра, чтобы обеспечить приток денег (активный баланс). В период позднего – концепции монетаристов была противопоставлена теория торгового баланса.

Особенности этих этапов можно охарактеризовать следу­ющим образом:




Ранний меркантилизм

Поздний меркантилизм

Представители

У.Стаффорд (1554-1612) «Критическое изложение некоторых жалоб наших соотечесвенников», Скаруффи (1519-1584) «Рассуждения о монете»

Т.Мен (1571-1641) «Богатство Англии во внешней торговле или баланс внешней торговли как регулятор богатства», А. Монкретьен (1576 – 1621) «Трактат политической экономии»

Уровень внешней торговли

Торговые связи между странами развиты слабо, носят эпизодический характер

Торговля между странами достаточно развита и носит регулярный характер

Рекомендуемые пути достижения активного торгового баланса

Установление максимально высоких цен на экспорт товаров

Допускаются относительно низкие цены на экспорт, в том числе при перепродаже товаров других стран за границей

Всемерное ограничение импорта товаров

Допускается импорт товаров (кроме предметов роскоши) при условии положительного сальдо во внешней торговле

Запрет вывоза из страны золота и серебра как денежного богатства

Вывоз денег допускается в целях выгодных торговых сделок и посредничества и сохранения активного торгового баланса

Позиции в области теории денег

Преобладает номиналистическое воспиятие в теории денег; правительство, как правило, занимается порчей национальной монеты снижая ее ценность и вес

“революция цен” XVI в. обусловила переход к количественной теории денег (ценность денег обратно пропорциональна их количеству; уровень цен прямо пропорционален количеству денег; рост предложения денег, увеличения спроса на них, стимулирует торговлю);

Устанавливается фиксированное соотношение в обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма)

Устанавливается система монометализма

Констатация денежной сущности золота и серебра в силу их природных свойств

Констатация товарной сущности денег, но по-прежнему в силу якобы естественных свойств золота и серебра

В качестве функций денег признаются такие, как мера стоимости, образование сокровищ и мировые деньги

Из числа известных функций денег определяющей признается уже не функция накопления, а функция средства обращения

Монетаристские позиции

Доминирует идея “денежного баланса”

Господствует положение о “торговом балансе”

Между тем практическая направленность меркантилистской си­стемы в области торговых и ссудных операций и денежного обраще­ния и ее влияние на последующие этапы эволюции экономической науки ни в коем случае не должны недооцениваться. В наиболее развитых странах того времени —Англии и Франции - особенности реализации идей меркантилизма на протяжении XVII-XVIII вв. пре­допределили, по существа главнее причины своеобразия их исто­рии экономики и истории экономической мысли вплоть до XX сто­летия. Это видно из следующих сравнительных положений, обозна­чившихся в этих странах в период меркантилизма:

Особенности меркантилизма

в Англии

во Франции

Рыночные экономические отношения формируются гармонично во всех сферах хозяйственной жизни, включая промышленность, сельское хозяйство и торговлю

Со времен министра финансов Ж.Б. Кольбера (XVII в.) мануфактурное производство развивается в условиях сдерживания становления фермерства, т.е. «узости» внутреннего рынка («кольбертизм»)

Складываются предпосылки для практической реализации политики фритредерства

Торговля не свободна, регламентируется государством

Английская экономическая мысль занимает ведущие позиции в мировой экономической науке.

Зарождается специфическое течение экономической мысли – “физиократия”, провозглашающая землю основным производственным фактором и источником “чистого продукта”

Меркантилизм в России

В ХVII в. Россия вступила в новую полосу своего развития. В связи с ростом общественного разделения труда в ней начал формироваться единый национальный рынок. В промышленности появляются крупные предприятия в форме мануфактур. Образуется сословие купцов. Хозяйство феодалов и крестьян в основном было натуральным, но заметно увеличивается и производство на рынок.

Передовые деятели России уже вполне осознавали необходимость ликвидации экономической отсталости России от передовых стран Запада. Наиболее ярким выразителем нового направления русской экономической мысли явился выдающийся государственный деятель А.Л. Ордин-Нащокин (1605–1680). Изданный им Новоторговый устав 1667 г. явился крупным законодательным актом, регулирующим торговые пошлины. Новоторговый устав пронизан идеями меркантилизма, стремлением привлечь в страну и удержать драгоценные металлы, покровительством отечественной торговли и купечеству.

Оригинальностью и глубиной мышления выделялся Иван Тихонович Посошков (1652–1726). Его книга «О скудности и богатстве» пронизана глубоким патриотизмом, заботой о благополучии Родины, большой любовью к своему народу и верой в его великое будущее.

По своим политическим взглядам Посошков был сторонником монархии, но при этом критически относился к системе и порядкам управления в России, видел в них препятствие к устранению скудности и умножению богатства в стране.

У Посошкова нет свойственного представителям меркантилизма Западной Европы отождествления богатства с деньгами. Он считал, что богатство общества воплощается не только в драгоценных металлах, но и в материальных благах.

Задачей экономической политики государства Посошков ставил «всенародное обогащение». Он писал: «… в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому». Рост народного богатства выгоден и народу, и государству.

Для достижения богатства, считает Посошков, необходимо: заставить всех людей работать, причем прилежно и производительно, уничтожить праздность во всех ее видах; решительно бороться с непроиз­во­ди­тель­ными затратами, осуществлять строжайшую экономию во всем.

Посошков выступает против хищнического отношения к естественным богатствам страны и излагает наиболее целесообразные принципы их эксплуатации.

Большое внимание он уделяет развитию русской промышленности. Он писал о необходимости строительства железорудных, стекольных, полотняных и других заводов на средства государства и передаче их затем в частные руки. Предлагал организовать поощрение и охрану изобретательства.

Много места в своем сочинении Посошков отводит вопросам торговли. Из всех видов хозяйственной деятельности наибольшее значение он придавал торговле, а из общественных сословий – купечеству. «Торг – дело великое! Купечеством всякое царство богатица, а без купечества никакое и малое государство быть не может», писал Посошков. При этом он был сторонником раздачи купцам прав на торговые монополии, устранения конкуренции и игры цен на рынке. Он высказывался за «установленную цену», регулируемую сверху государством. Но зато Посошков отрицательно относился к системе внутренних пошлин, сильно стеснявших товарооборот. Он также предлагал такую организацию внешней торговли, которая, по его мнению, способна была обеспечить русским купцам господствующее положение и защитить их от конкуренции со стороны иностранного торгового капитала. Он считал необходимым ввозить из-за границы только то, что не производится в России, и без чего обойтись совершенно невозможно. В целях поощрения собственного производства Посошков предлагал прекратить вывоз из страны промышленного сырья и вывозить за границу лишь готовые изделия.

Посошков подверг резкой критике ничем не ограниченную эксплуатацию крестьян помещиками. Не требуя открыто отмены крепостного права, он стремился ограничить власть помещиков определенными рамками, определить законом размер крестьянских повинностей, существенно понизив их.

Таким образом, в своей книге Посошков сумел правильно понять для своей эпохи основные задачи России, определить пути их решения. Он был один из первых русских писателей-экономистов, давших развернутую и стройную систему экономических взглядов.

Работы, написанные с позиций меркантилизма, выходили в свет до последней трети 18 века. Идеи меркантилистов начали терять популярность по мере того, как становилась очевидной зависимость роста национального богатства от развития производства. В 19 веке они воспринимались как наивные и ошибочные. Попытку «реабилитировать» меркантилизм предпринял в 30-е годы 20 века Дж.М. Кейнс. Будучи сторонником государственного регулирования экономики, Кейнс утверждал, что меркантилисты были правы не только в вопросах внешнеторговой политики; они чувствовали связь между обилием денег в стране и ростом инвестиций и занятости, хотя не могли теоретически её выразить.

Кейнс считал, что в эпоху меркантилизма забота государственной власти в поддержании активного торгового баланса служила сразу двум целям. Не имея возможности оказывать прямое воздействие на норму процента внутри страны и на побуждения к инвестициям, государство применяет единственное прямое средство – увеличение активного сальдо торгового баланса для увеличения заграничных инвестиций. В то же время эти меры были единственным косвенным средством понижения внутренней нормы процента и, следовательно, усиления побуждения к внутренним инвестициям.

Самостоятельная работа

1. Написать эссе на тему:

Меркантилизм и современность.



2. Составить конспекты следующих статей:

Аникин А.В. Юность науки. Жизнь и идеи мыслителей - экономистов до Маркса. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., Политиздат, 1975. гл. 1-2.



3. Выполните задание: верно или неверно высказывание?

  • Аристотель считал, что монета не может рождать монету, и всякий процент по ссудам не справедлив.

  • Ксенофонт, Платон, Аристотель положительно относились к крупной торговле, прибыли, ростовщичеству.

  • Хрематистика – это деятельность людей в земледелии, ремесле, торговле.

  • Канонизм – это направление экономической мысли Древнего Мира.

  • С точки зрения Аквинского справедливой считалась не одинаковая, а разная для различных сословий цена на один и тот же товар

  • «Русская правда» фиксировала процесс феодализации государства

  • Единицей налогообложения в России была «соха» (400 -600 га пашни)

  • С каждой «сохи» крестьяне платили на содержание войска («пищальные деньги»), на выкуп пленных («полоняничные») на перевозку казенных грузов («ямские») и др.

  • Меркантилисты проводили политику либерализма

  • Меркантилисты пытались выявить экономические закономерности в сфере обращения

  • Основным правилом внешней торговли у меркантилистов считалось превышение импорта над экспортом

  • Поздний меркантилизм получил название мануфактурной системы

  • У ранних меркантилистов задача накопления денежных богатств в стране решалась как административными, так и экономическими методами

  • Ранние меркантилисты определяющей функцией денег считали функцию средства обращения, а поздние – функцию накопления

  • Поздние меркантилисты были противниками вывоза из страны золота и серебра

4. Написать реферат на тему (по выбору студента)

  • Экономическая мысль в Древнем Риме и Древней Греции – общее и различие

  • Экономические идеи Христианства и Корана

  • Особенности русского меркантилизма.

  • Возникновение и развитие русской экономической мысли в 9-17вв.

5. Выполните задание: установите соответствие


Платон

«Книга о скудости и богатстве»

Посошков

Учение о справедливой цене

Аквинский

Учение о денежном балансе

Скаруффи

Учение о разделении труда

Ксенофонт

Проект идеального государства



Монкретьен

«Домострой»

Буагильбер

Учение о справедливой цене

Стаффорд

«Трактат политической экономии»

Аквинский

Учение о трудовой теории стоимости

Ксенофонт

Концепция денежного баланса



Ксенофонт

«Книга о скудости и богатстве»

Аристотель

Концепция денежного баланса

Скаруффи

Учение о разделении труда

Посошков

Идеолог рабовладельческого государства

Монкретьен

Теория торгового баланса


6. Выполните тестовые задания

1. Аристотель относит к сфере хрематистики:

1) земледелие и ремесло;

2) ростовщичество и торгово-посреднические операции;

3) мелкую торговлю.



2. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского деньги — это:

1) совершенно бесполезный товар;

2) результат соглашения между людьми;

3) стихийно возникший товар.



3. Согласно концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит:

1) затратный принцип;

2) морально-этический принцип;

3) затратный и морально-этический принцип одновременно.



4. Кольбертизм — это характеристика протекционистской политики в экономике, в результате которой емкость внутреннего рынка:

1) не меняется;

2) сужается;

3) расширяется.



5. Приоритетным методом экономического анализа меркантилизма является:

1) эмпирический метод;

2) каузальный метод;

3) функциональный метод.



6. У Монкретьена политическая экономия рассматривалась как наука о: 1) цене товара

2) прибавочной стоимости;

3) государственном хозяйстве;

4) классовых отношениях.



7. Главную причину «скудости» страны И. Посошков видел в:

1) отсталости сельского хозяйства;

2) недостаточное развитие промышленности;

3) неудовлетворительное состояние торговли;

4) неудовлетворительное состояние финансов и налоговой политики.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Бартенев С. Л. История экономических учений. –М.: Юрист, 2001.Гл.1, 3.

  2. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учебное пособие. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999.Раздел 1.

  3. История экономических учений. Учебное пособие. Под ред. В.Автономова, О.Ананьина, Н.Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2006.Гл. 1-2.

  4. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. – М.: Владос, 1997 г. Лекции 1-6.

  5. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник. -4-е изд, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006.Гл. 3-4.

Источники:

1.Крижанич Ю. Политика. — М.: 1965.

2. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения / Ред. и коммент. Б. Б. Кафетауза. — М.: Изд-во АН СССР, 1951.

3. Кейнс Дж. М. Заметки о меркантилизме, законах про­тив ростовщичества, деньгах, оплаченных марочным сбором, и теориях недопотребления. В кн.: Кейнс Дж. М. Избранные произведения: Пер. с англ. / Предисл., коммент., сост.: Л. Г. Худокормов. — М.: Экономика, 1993. — (Экон. наследие), с. 479 - 509.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Платонов Д. Н. Иван Посошков. - М.: Экономика, 1989. — (Из истории экон. мысли).

2. Пушкарев Л. Н. Юрий Крижанич: Очерк жизни и твор­чества / Отв. ред. В. И. Буганов. — М.: Наука, 1984.

3. Зайцева П. Умом Россию не понять...// Вопросы эконо­мики. - 1994, № 2, с. 95 - 107.

4 Кондаков С. Рецепты Петра Великого // Диалог. — 1991, № 15, с. 82 -91.

5. Полянский Ф. Я. Адам Смит как критик феодализма и меркантилизма. — В кн.: Адам Смит и современная полити­ческая экономия / Под ред. Я. А. Цаголова. — М.: Изд-во Моск. у-та, 1979, с. 39-50.

6. За что был брошен в острог старец Иван Посошков, создавший экономический трактат покруче Адама Смита // Российская газета, 2 марта 1996 г.

Примечание: на с. 138 — 142 указанной выше работы на­печатана полная библиография трудов Посошкова И. Т. и подробный список литературы на русском языке о Посошкове И. Т. и его учении.


Раздел 2. Генезис основных направлений современной экономической мысли

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница