Исторический очерк возникновения таможенной политики. Понятие таможенной политики. Ее цель задачи и принципы




страница1/4
Дата09.05.2016
Размер0.9 Mb.
  1   2   3   4

СОДЕРЖАНИЕ




Введение

Глава 1. Теоретические и методические основы формирования таможенной политики.



    1. Исторический очерк возникновения таможенной политики.

    2. Понятие таможенной политики. Ее цель задачи и принципы.

    3. Виды таможенной политики: протекционизм и свободная торговля. Основные направления таможенной политики.

    4. Тарифное и нетарифное регулирование как инструменты таможенной политики.

Глава 2. Формирование и реализация таможенной политики в Республике Казахстан и за рубежом.



    1. Международный опыт формирования таможенной политики.

    2. Проблемы формирования и реализации таможенной политики в РК

Глава 3. Основные направления совершенствования таможенной политики Республики Казахстан.

3.1. Задачи таможенной политики РК на современном этапе.

3.2. Вступление Казахстана в ВТО как шаг реализации таможенной политики в условиях международной интеграции.


Заключение
Список использованной литературы

Введение
В настоящее время в процессе изучения, практического применения развития таможенного дела усиливает интерес к исследованию таможенной политики Казахстан. Этот интерес обусловлен рядом причин.



Во-первых, Республика Казахстан вступила на путь демократизации общества и экономических реформ, новых рыночных отношений. Таким образом, усложнились политическая система общества и структура видов собственности. В связи с этим в обществе появилось значительное количество социальных групп, имеющих свои политические и экономические интересы, которые порой идут в разрез с государственной политикой и интересами. Создалась иная политическая система в обществе (в отличие от однопартийной системы). Все это влияет на таможенную политику как неотъемлемую часть внешних и внутренних отношений государства, как инструмент таможенной политики.

Во-вторых, в последние годы таможенное дело в Казахстане потерпело значительные изменения: организация управления стала более сложной и крупной, сформировались новые понятия – таможенная система и институты таможенной системы, таможенные территории стран СНГ и таможенного союза с Казахстаном, свободные экономические и таможенные зоны; возникла совокупность таможенных режимов; развивается около таможенная деятельность и т.д.

В-третьих, интегрирование РК в мировую экономику, вхождение во Всемирную торговую организацию и в другие политические и экономические организации настоятельно потребовали корректировки ее внешнеэкономической деятельности и тем самым повлияли на изменение таможенной политики. Возникла необходимость не просто объединения внешнеэкономических знаний, но и гармонизация законодательно-правовой базы, товарной номенклатуры, принципов и мер таможенной политики, унификация таможенного инструментария.

В-четвертых, развитие таможенного дела все теснее связывается с насущными проблемами человечества, и прежде всего безопасности, экологии, информации, нравственности и другими мировыми проблемами. Расширяется сфера деятельности таможенных органов в пространстве и временив: области товарообменных процессов и самих товаров, перемещаемых через таможенные границы, в связи с появлением проблем необходимости регулирования международного обмена услугами и защиты интеллектуальной собственности. Растет значимость таможенной политики в государственном регулировании ВЭД1.

Мировой экономический процесс на современном этапе характеризуется усилением интеграции, либерализации и повышением степени открытости национальных экономик. Интеграция и интернационализация морового хозяйства требуют нового уровня многосторонних экономических взаимоотношений. Сегодня ни одна страна не способна развиваться изолированно.

Начинает формироваться мировой рынок с едиными правилами, регламентирующих оборот как материальных ценностей, так и финансовых средств. Национальные экономики включаются в мировое разделение труда и международную конкуренцию.

Внешнеэкономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста. Во многих странах именно они определяют состояние национальной экономики, и эта тенденция усиливается.

После обретения независимости перед Казахстаном стал вопрос о необходимости государственного регулирования таможенной сферы с целью обеспечения централизованного регулирования внешнеторгового обмена. Это способствовало институционализации таможенной сферы общегосударственной политики путем создания специализированных органов таможенной службы, таможенного дела.

Являясь исторически сложившейся формой государственного регулирования внешней торговли и производной от внутренней и внешней политики государства, таможенная политика Республика Казахстан формируется и осуществляется с учетом объективного анализа внутриполитических и внутриэкономических, а также внешнеполитических и внешнеэкономических реальностей. Она представляет собой своего рода призму преломления интересов государства во внешнеторговой, финансовой, налоговой, валютной сферах и отражает степень научной разработанности основных направлений внутренней и внешней политики.

Крайне важным для молодого суверенного государства Казахстан является укрепление независимости, а дальновидная и гибкая таможенная политика способна создать благоприятные условия для его развития.

Являясь одной из стратегических транзитных пунктов Великого Шелкового пути, таможенная политика Казахстана выполняла, прежде всего, интеграционные функции, приобщая казахский народ не только к международной торговле, но и к тесным контактам с другими государствами.

Развитие рыночных отношений в экономике Казахстана, либерализация внешнеэкономической деятельности, восстановление функций таможенного дела, как регулятора внешнеэкономических связей, развития экономики и стабилизации финансов – способствовали значительному повышению интереса к познанию роли и функций таможенных органов, их места в государственном устройстве, что объективно требует изучения истории, опыта, традиций казахстанской таможни.

Поэтому возникает острая необходимость систематического изучения проблем становления и развития института таможенной службы, формирования национальной политики суверенного государства, подготовки профессиональных кадров службы, перехода от командной модели таможенной системы бывшего Советского Союза к демократической, политической культуре таможенной службы в Казахстане.

Формирование института таможенной политики в системе государственной власти представляет собой сложнейшею проблему. Основные этапы формирования таможенной политики Республики Казахстан, цели, задачи и функции в условиях экономических преобразований, содержания многоуровневой интеграционной политики как составной части политической системы, современного казахстанского общества.

В работе дается комплексный анализ становления таможенной политики Республики Казахстан в контексте мирового развития, интеграции и глобализации.

К настоящему времени имеется обширная общая и специальная литература по таможенному делу. Различные аспекты проблемы таможенной политики в той или иной степени освещены в исследованиях таких российских ученых, как Е.Ф. Авдокушина, Н.Г. Аполловой, Н.М. Блинова, Я.К. Бутова, Б.М. Габричидзе, А.Д. Ершова, Ю.Г. Кисловского, В.М. Назаренко, Л.Н. Маркова, С. Покровского, К.К. Сандровского,И.В. Тимошенко, В.Г. Храбскова и др.

Общие роблемы формирования государственной политики в Респблике Казахстан рассмотрены в трудах ученых-обществоведов Ж.М. Абдильдина, А. И. Артеьева, Б. Г. Аягана, Л. А. Байдельдинова, А. Х. Бижанова, К.Н. Бурханова, Ж. Х. Джунусовой, Е. Е. Ертысбаева, Р. К. Кадыржанова, К. Е. Кушербаева, А. Н. Насынбаева, М. С. Машана, К. Л. Сыроежкина, М. М. Тажина, И. Н. Тасмагамбетова и др.

С обретением независимости в Казахстане разработка политических аспеков проблемы формирования таможенной политики только начинается. Общие принципы становления таможенной политики страны определены в ряде работ Президента страны Н. А. Назарбаева.

В трудах Н. К. Исингарина, одного из активных сторонников интеграционных процессов на пост советском пространстве, исследуются теоретические, организационные и практические аспекты проблемы ускорения интеграционных процессов в странах СНГ.

Отдельные аспекты таможенной политики освещаются в трудах казахстанских ученых: С. Т. Алибекова, У. А. Мадияровой, М. А. Сарсенбаева и др..

Ценными являются брошюры К. Айтпаева, который сделал попытку комплексно исследовать и обобщить проблему становления национальной таможенной политики Республики Казахстан.

По отдельным аспектам проблемы таможенной политики республики опубликованы научные статьи Б. С. Жусипова, Г. Е. Касымова, Г. Ш. Мылтыкбаева, Б. Т. Нурахметова, Д. А. Сатпаева, М. У. Спанова, С. Укина и др.

Глава 1. Теоретические и методологические основы формирования таможенной политики




    1. Исторический очерк возникновения таможенной политики.

Таможенная политика всегда была тесно связана с государственной политикой. Появление государственных образований уже в Древнем мире потребовало организации институтов, регулирующих общественные отношения, в том числе и в области торговли. Уже в те далекие времена появляются первые институты, регулирующие отношения, и, соответственно, политика регулирования торговых отношений.

Трудно говорить о таможенной политике в отрыве от развития торговли. Начиная с Древнего мира в таких государствах, как Шумер, Вавилон, Древний Египет, Индия, торговая политика была едина и неразрывно связана с политикой регулирования внешней торговли. В основном торговая политика выражала интересы царя, фараона, главных жрецов, браминов или очень узкого круга приближенных.

По мере развития городов-государств торговая политика начинает не только отражать интересы более широких слоев населения, но и разделяться на внутреннюю и внешнюю торговую политику государства. Таким образом, начинают зарождаться государственные институты прообразы будущих таможенных служб, имеющие свою политику в области регулирования внешнеторговой деятельности. Причем таможенные институты становятся тем связующим звеном, которое объединяет экономические интересы внутренней и внешней политики государства в целом. Такое положение всегда отражало сложность проведения обособленной или самостоятельной таможенной политики, офаниченного участия таможенных органов в ее разработке и определении.

Важным периодом истории политических учений является средневековье, для которого наряду с зарождением новых феодальных отношений характерны концепции «двух государств»: небесного (божественного) - раннее христианство (ранний феодализм) и земного (светского) - эпоха Возрождения.

Раннефеодальная монархия (V - IX вв.) в Западной Европе находит свое отражение в группировке формирующегося класса феодалов вокруг политически укрепившейся королевской власти. В этот период во многих крупных и мелких государствах Европы возникает понятие таможенной политики, которая проявляется прежде всего в установлении «таможенных пошлин». Хотя некоторые исследователи таможенной политики того времени отмечали, что «неправильно разуметь под пошлинами тот вид государственных доходов, который взимается в качестве оплаты специальных услуг, сопряженных с известными издержками для государства». Этим И. М. Кулишер, известный исследователь таможенной и торговой политики России и Европы, хотел высказать мысль о том, что пошлина отличается от налогов, «которые являются средством покрытия нужд государства и которые взимаются вне всякого соотношения между вносимой плательщиком суммой и приобретаемыми им выгодами от государства или вызываемыми им из казны расходами». Таким образом, на данном этапе развития феодального государства таможенная политика сводилась прежде всего к установлению различных видов таможенных услуг пошлинного характера - дорожные, мостовые, портовые, конвойные, рыночные и другие сборы. Они уплачивались верховной власти за устройство и безопасность дорог, рек, мостов, пристаней, рынков. Вместе с тем прослеживаются и другие стороны развития таможенного дела и превращение таможенной политики в средство для насильственного регулирования товарообменных процессов.

В период абсолютной монархии (XVI - XVII вв.) происходит разложение феодализма, усиление государственной власти и зарождение капиталистических отношений. Вывозные фискальные пошлины начинают постепенно превращаться в протекционистские в целях защиты национальных производителей и подцержания положительного торгового баланса. На базе капиталистических отношений формируется таможенная протекционистская политика.

С появлением таких политических деятелей и мыслителей, как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, а позднее - И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс, произошло смещение акцента в политике с цели на средства ее достижения. Так, Н. Макиавелли считал главной причиной бедствий Италии ее политическую раздробленность, преодолеть которую способна лишь сильная государственная власть. Ради упрочения государства он считал допустимыми любые средства. Естественно, что такие взгляды отразились не только на государственной политике, но и на таможенной, которая стала к тому времени важнейшим средством в достижении целей регулирования внешней и внутренней торговли.

По мнению многих исследователей, таможенная политика в Казахстане наиболее ярко проявилась с утверждением в 1667 г. Новоторгового устава, который можно рассматривать как первый в Казахстане таможенный инструмент в виде таможенного тарифа. Указ стал важнейшей вехой таможенной реформы в Казахстане, документом, положившим начало перестройке таможенного дела в соответствии с требованиями внешней и внутренней экономико-торговой политики развития государства. Пожалуй, с этого момента в таможенной деятельности стали уделять главное внимание не только субъекту, но и объекту торговли.

В европейских странах и в России того времени в связи с зарождением мануфактуры появляется политика промышленного протекционизма. Государственная система начинает получать значительный до ход в свою казну за счет развития национального производства. Государство окончательно берет на себя управление внешнеторговой деятельностью, отделяя мелкие княжества и церковь от регулирования этой доходной сферой деятельности. Появляются богатые торговые и промышленные люди, которые объединяются в соответствующие союзы, гильдии и создают лоббистские фуппы в государственных органах власти. Таможенная политика начинает усложняться в связи с развитием институализации, индустриализации, увеличением объема товарооборота через таможенные границы, сами таможенные территории и границы становятся важным объектом внимания. В конце XVII в. усложняется процесс информационного наполнения товара, во многих странах в интересах наблюдения за внешнеторговыми потоками создается номенклатура товаров с классификацией их по категориям. Сам таможенный тариф оформляется посредством пространственно-временных характеристик товара. Мировых цен, в современном понимании, практически не было, цены многих зарубежных рынков не были известны, поэтому все это приводило к возврату обложения товаров по епециальным критериям - мере, весу и числу (в России специальные пошлины появились в 1724 г). Формирование таможенной политики в России происходило, с одной стороны, на фоне усиления роли таможенно-тарифного регулирования, повышения роли развивающихся производственных отношений, появления первых институтов таможенного дела, а с другой стороны, на фоне борьбы сторонников свободной торговли и протекционизма, различных подходов к определению видов таможенной пошлины, в условиях усложнения товарной номенклатуры, проявления различных форм «таможенных войн».

В течение XVIII - XIX вв. развитие таможенной политики России носило циклический характер, когда смена царствующих особ порой резко отражалась на изменении подходов в регулировании внешней торговли. например с жесткого протекционизма на разумную политику фритрейдерства и наоборот.

С конца 80-х гг. прошлого века политическая наука заявила о себе и в России. Такие видные исследователи политической науки, как Б. Н. Чичерин, П. В. Струве, М. Н. Соболев, Н. Н. Шапошников и другие, отдавали много сил созданию научного подхода в изучении торговой и таможенной политики как составной части внешней и внутренней политики государства. В период с 80-х гг. XIX в. до 1917 г. в России выходят десятки научных работ, посвященных политике регулирования внешнеторговой деятельности.

Начиная с 1918 и по 1924 г. таможенные институты переподчиняются Наркомфину, Наркомату торговли и промышленности, Наркомату внешней торговли, что, естественно, сказалось на таможенной политике в целом. В течение 30-х гг. и до 60-х гг. нынешнего столетия Россия, в составе СССР, практически изолируется от внешнего мира, политическая наука сводится к политике, определяемой одной политической силой, и это, естественно, сказывается на торговой и таможенной политике. Проводится линия жесточайшего протекционизма и государственной монополии на внешнюю торговлю. В Большой Советской энциклопедии 1956 г. таможенная политика определяется как «система таможенных мероприятий государства в отношении ввоза иностранных и вывоза своих товаров за границу; часть торговой политики государства». Таким образом, таможенная политика рассматривается не как самостоятельная часть внешней и внутренней политики, а только лишь как часть торговой политики, что существенно снижает ее роль и значимость.

В это время таможенная политика европейских стран и США значительно усложнилась, что выражалось: в дифференциации обложения и способов взыскания таможенных пошлин (в зависимости от степени обработки и страны происхождения и т. д.); в заключении в 1947 г. в Женеве Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ); во внедрении в 1950 г. Брюссельской таможенной номенклатуры товаров; в создании свободных таможенных зон и союзов и т. п.

Новые подходы во внешней и внутренней политике России в последующие годы предопределили и соответствующие меры в таможенной политике. В 1961 и 1981 гг. появляются новые таможенные тарифы, а в 1986 г. происходит преобразование ГТУ Министерства внешней торговли в Главное управление государственного таможенного контроля (ГУ ГТК) при Совете Министров СССР.

С распадом СССР в 1991 и обретением всеми республиками бывшего Союза суверенитета и независимости начинается новый этап формирования политики в этих государствах и в Казахстане в том числе.


1.2. Понятие таможенной политики, ее цели, задачи и принципы.
Таможенная политика, составляющая основу таможенного дела, является весьма сложной и многогранной деятельностью.

Существует много интерпретаций таможенной политики, которые можно сгруппировать в четыре основных вида:



  • властно-правовой;

  • организационно-институциональный;

  • экономический;

  • психоэтический.

На рис. 1 представлена базисная матрица таможенной политики.


Экономический Властно-правовой

подход подход

Таможенная

политика

Психоэтический Организационно -

подход институциональный

подход







Властно-правовой подход к трактовке таможенной политики ориентируется на раскрытие ее основных положений через действия, направленные на обретение, удержание и использование государственной власти в области регулирования ВЭД. В данном подходе таможенная политика трактуется как: система или комплекс мер, правил регулирования ВЭД, прежде всего административно-властного характера; упорядоченность и регулятивность в этой сфере - посредством нормативно-законодательной базы и т. д.

Властно-правовая трактовка таможенной политики, отражающая ее сущность и важнейшее конституирующее начало, конкретизируется организационно - институционалъным подходом. В данном случае таможенная политика формируется через государственные организа-ции и институты, в которых она разрабатывается, определяется и реализуется. Это прежде всего исполнительные и законодательные органы власти, различные компетентные организации и соответствующие министерства и ведомства, разрабатывающие запретительно-разрешительные или ограничительные системы по перемещению товаров и физических лиц через таможенную границу Казахстана и организующие их контроль. На Государственной таможенный комитет и его организационные структуры. по нашему мнению, ложится основная работа прежде всего по реализации, затем по разработке и в меньшей мере по определению этой политики.



Экономический подход к таможенной политике связан в основном с проведением в жизнь внешней и внутренней экономической политики страны, основанной на протекционизме, свободной торговле или на гармоничном сочетании двух предыдущих направлений. В зависимости от выбора того или иного направления и степени его воздействия (например, протекционизм может быть разумным, умеренным, оголтелым) на практике применяются различные меры экономичес-кой политики, таможенно-тарифного регулирования, экономических льгот, преференций и т. д.

Наконец, психоэтический подход к таможенной политике связан с тем, что политика - это своеобразная характеристика отношений, складыва-ющихся в ходе ее разработки, принятия и реализации, ее как бы психологическая составляющая. Не случайно, как уже отмечалось, политика подвержена человеческим страстям и включает в себя, в широком смысле слова, этику. Одно из важных предназначений таможенной политики раскрывается через ее ключевую цель - воспитать человека для блага общего дела. Широко известное выражение «За державу обидно» - не просто крылатые слова, это этическая сторона деятельности таможенных работников. Поэтому сегодня таможенная политика с психоэтических позиций - это область продуманных конфликтно-консенсусных шагов, маневров, лавирований, вынужденных компромиссов, соглашений, уступок, нажимов и барьеров. Наличие нравственности и желание проведения корректировки или смены направления таможенной политики является важнейшей характеристикой отношений, возникающих в таможенной деятельности. Все четыре составляющие таможенной политики (см. рис. 1) взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому все они важны и должны иметь равноценную силу. Никакая цепь не бывает прочнее самого слабого звена, и если данное звено слишком слабо, чтобы выдержать тяжесть внешних или внутренних факторов, то вся цепь должна распасться как несовершенная и ненужная и должна быть заменена другой.

Таким образом, таможенная политика – это многогранный вид человеческой деятельности, требующий проведения серьезных научных исследований.

Под таможенной политикой имеется в виду органическая составная часть внутренней и внешней политики Республики Казахстан4. Исторически таможенная политики является первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность ее выражается в выработке единой системы согласованных экономических, политических и правовых мер по развитию внешнеэкономических связей.

По своему содержанию она представляет собой систему мер, принимаемых государственными органам для регулирования внешнеторговым обменом (объема , структуры, условий экспорта и импорта). Основными средствами осуществления таможенной политики является: установление таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов. Совокупность государственных органов, участвующих в выработке и реализации таможенной политики, а также набор средств ее реализации, порядок использования компетентными государственными органами инструментов таможенного регулирования в целом образуют механизм таможенной политики государства5.

Цели таможенной политики – политических целей.

В соответствии со ст. 2. Закона РК «О таможенном деле в Республике Казахстан».

Целями политики являются:


  1. защита казахстанского рынка;

  2. защита казахстанских производителей и потребителей;

  3. стимулирование развития экономики;

  4. поощрение конкуренции и противодействие монополизму;

  5. стимулирование экспорта и поощрение импортозамещающего производства;

  6. привлечение иностранных инвестиций;

  7. решение задач торговой политики;

  8. иные цели, определяемые центральными государственными органами государственной власти Республики Казахстан в соответствие с настоящим законом и другими законодательными актами Республики Казахстан.

Таможенная политика осуществляется определенными средствами, которыми являются следующими:

  • система экономических инструментов таможенного регулирования;

  • участие в таможенных союзах и таможенных конвенциях, создание зон свободной торговли промышленными товарами и сети государственных органов таможенного контроля;

  • установление прохождение грузов через границу;

  • принятие необходимых законодательных норм таможенной деятельности;

Задачи таможенной политики

Принципиальными задачами таможенной политики Республики Казахстан является:



  • интеграция народного хозяйства страны в мировую экономику;

  • защита и стимулирование экономического развития страны, создание условий для функционирования рынка;

  • укрепление торгового и платежного баланса страны;

  • рост доходов государственного бюджета;

  • укрепление торгово – политических позиций государства;

  • противодействие дискриминационным акциям иностранных государств и их союзов;

  • обеспечение выхода предприятий и организаций на внешний рынок.

В условиях рыночных отношений главное место в осуществлении таможенной политики должны занять экономические инструменты, прежде всего это Таможенный тариф, который строится в соответствии с международными юридическими нормами и принципами таможенного дела и базируется на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Применение этого инструментария позволит создать условия для полноправного участия Республики Казахстан в международной торговой системе.

Важнейшие качественные характеристики таможенной политики непосредственно связаны с принципом регулирования внешнеторговой деятельности.

В соответствии с Законом РК «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» основными принципами внешнеторговой деятельности являются:


  1. единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РК;

  2. единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением;

  3. единство политики экспортного контроля;

  4. единство таможенной территории РК;

  5. приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

  6. равенство участников внешнеторговой деятельности и их недескриминация;

  7. защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности;

  8. исключение неоправданного вмешательства осударства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участниками и экономики РК в целом.

Принципы таможеной политики

Важным методологическим аспектом в изучении таможенной политики является исследование и формирование основных принципов таможенной политики. Решение многих сложных задач таможенной политики немыслимо без концептуальных знаний, направленных на создание общих принципов, то есть общих положений таможенной политики. Определение основных принципов таможенной политики направлено на подготовку к быстрой ориентировке в постоянно изменяющихся, непростых ситуациях, к которым нужно приспособить применяемые меры и правила ВЭД.

Принципы носят объективный характер и выражают вполне определенные закономерности. Таким образом, таможенные принципы - это общие закономерности, в рамках которых реализуются связи между различными объектами и субъектами таможенной политики, выявляющиеся при постановке практических задач таможенного дела. К основным принципам таможенной политики в настоящее время можно отнести:

1) Принцип единства и разграничений таможенной и внешнеторговой политики Республики Казахстан. В Казахстане осуществляется единая таможенная и торговая политика, которая является составной частью внутренней и внешней политики Казахстана. Это единство прежде всего должно основываться на психоэтических и нравственных интересах государства, участников ВЭД и просто граждан страны как главных потребителей обменных процессов товаров и услуг. К сожалению, этика часто теряется среди нагромождения формул и формулировок, современные машинные технологии отвлекают человека от системного мышления. Существующий принцип единства в рамках системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в основном означает наличие общей нормативно-законодательной базы; единство внешнеторговых и таможенных решений по ключевым целям и направлениям работы и т. д.

Сущность единства таможенной и внешнеторговой политики проявляется в создании совместных комиссий по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифным вопросам, в совместной разработке методологического обеспечения, в участии в работе международных торговых и экономических организаций, в проведении научно-практических конференций, в подготовке публикаций и т. д. Вместе с тем имеется четкое разделение функций, прав и ответственности в таможенной и торговой политике при выполнении конкретных, специфических и практических целей и задач в области регулирования ВЭД, наличие соответствующих институтов и органов управления, ведомственных инфраструктур и т. п. 3) Принцип единства таможенноп территории и границ Республики Казахстан. Единство таможенного пространства России в виде внешних и внутренних территорий и границ является одним из основополагающих принципов таможенной политики Российской Федерации. Данный принцип закреплен в статье Закона о Таможенном Деле РК, где говорится, что «таможенную территорию Республики Казахстан составляет сухопутная территория РК, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними». Кроме этого, таможенная территория РФ включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Казахстана обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.

На территории РК могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады, территории которых рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории РК, за исключением случаев, определенных Законом о Таможенном Деле в РК и иными законодательными актами РК по таможенному делу. Таможенную границу (внешнюю и внутреннюю) можно определить как границу территории, на которой действует единое таможенное законодательство и ведется единый статистический учет внешней торговли.

Единые таможенные территории и границы в таможенной политике предполагают единое организационное, экономическое и правовое их наполнение во времени и в пространстве. Создание институциональной системы в таможенном деле на базе единых транспортных, финансовых, информационных и товарных потоков значительно изменит лицо таможни XXI века. Таможня станет мощным информационно-электронным бесконтактным органом, применяющим компьютерные и спутниковые устройства связи. Согласно этому принципу таможенные органы должны обладать технологиями, основанными на комплексной достаточности и оптимальности в ежечасном решении вопросов таможенного дела в любой точке таможенного пространства Казахстана. Вместе с тем следует более всесторонне и глубоко изучать новые объединительные тенденции в рамках Таможенного союза, государств - участников СНГ.

Принцип законности и ответственности. Данный принцип предполагает, что все основные правила, связанные с перемещениями через таможенное пространство, и прежде всего через таможенные границы, должны базироваться на законах РК и международных соглашениях. Это относится как к товарам, услугам и интеллектуальной собственности, так и к физическим лицам, пересекающим таможенные границы РК.

Законность основывается на законодательной деятельности таможенных органов, ответственность - на правоохранительной работе с использованием российских и международных правовых актов, договоров и прочих документов, а регулятивность - на нормотворческой деятельности.

Необходимо отметить, что в статье Закона РК говорится, что «если международным договором РК установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства РК по таможенному делу, то применяются правила международного договора». Стремясь обеспечить совместимость таможенных процедур, разработчики законов и законодательных актов в значительной степени опирались на международно-правовую базу таможенного дела, а также нормы единого законодательства Европейского Союза, максимально упрощая таможенные формальности, облегчая этим не только условия торгово-посреднической деятельности, но и принятие таможенных решений. Расширение гласности, общедоступности и учета общественного мнения - это показатели нового подхода и современного состояния информационно-правовой характери-стики таможенной политики.

Таможенные органы в соответствии со статьей Закона РК несут ответственность за убытки или вред, причиненные лицам и их имуществу вследствие своих неправомерных решений, действий или бездействия должностных лиц и иных работников таможенных органов при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей. Таким образом, таможенные органы являются не только правоохранительными по своей сущности, но и правоответственными с позиций общего законодательства. В XXI в. роль и значимость правоохранительных функций возрастут, поскольку в мировом сообществе на первые позиции выходят проблемы безопасности, в том числе и в таможенном деле.



4. Принцип защиты экономическш интервсов государства и участников ВЭД. Не секрет, что сегодня существует приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Это связано с переходом экономики страны на новые рыночные отношения, которые предполагают свободу экономической деятельности (в том числе во внешнеэкономической сфере). Конституционные основы нашего государства, обеспечивая эту экономическую свободу, вместе с тем регламентируют с помощью таможенно-тарифного регулирования ВЭД и мер экономической политики деятельность экономических субъектов. Политическое осмысление и проявление политической воли - это одно из важнейших качеств, которыми должны обладать политики, занимающиеся защитой экономических интересов. Оно заключается в практическом осознании того, что в данную минуту осуществимо, какие для этого требуются экономические решения, какой экономический результат ожидается получить.

Ответы на поставленные вопросы в основном даны и подтверждены многолетней практикой таможенной деятельности. Их можно только обобщить и конкретизировать. Во-первых, это выражается в единстве системы управления таможенных органов, а следовательно, в единстве проявления осмысленной политической воли и принятия решений по ключевым проблемам таможенного дела.

Во-вторых, в сочетании единоначалия и коллегиальности управления в таможенной системе, что предполагает более продуманное принятие стратегических и программных документов, а также объединение усилий по проявлению политической воли в наиболее принципиальных и жизненно важных вопросах таможенного дела. Коллегиальное обсуждение проблемы, совместная выработка оптимальных решений ни в коем случае не означают ослабление как организаторской роли полномочного руководителя, так и роли любого исполнителя. Смысл коллегиальности обсуждения любого вопроса означает гласность принимаемых решений, понимание роли и объективности каждого его участника в отстаивании экономических интересов.

В-третьих, в формировании территориально-экономического подхода по защите экономических интересов. Сегодня на повестку дня выносится вопрос о целесообразности и необходимости более жесткого направленного подхода в использовании таможенных сборов для оказания помощи реальному сектору экономики в региональном аспекте.

Наконец, в-четвертых, весьма важным является переход в экономическом управлении таможенной системы от «таможни для правительства» к новому современному типу «таможни для участников ВЭД». От того как будут происходить переориентация таможенной политики в направлении защиты интересов участников ВЭД, создание экономических условий для ускорения товарооборота и т. д., будут зависеть не столько экономические результаты таможенных платежей, сколько экономический рост предприятий и организаций, участвующих в реальном секторе производства. Немаловажным фактором в этом направленйи работы является развитие таможенной инфраструктуры на основе финансовой само-обеспеченности. Оказание услуг в области таможенной интермодальной логистики, развитие околотаможенной сферы, создание институтов таможенного аудита и таможенной финансово-банковской деятельности, информационно-виртуальных услуг и т. д. являются наиболее перспективными направлениями экономической таможенной политики в будущем столетии.

Таможенной политике как науке о способах и средствах достижения государственных целей свойственна эффективность ее проведения. Под эффективностью таможенной политики понимается ее результативность, получаемая при выполнении поставленных целей.

Таким образом, таможенная политика характеризуется властно-правовыми, организационно-институциональными, экономическими и психоэтическими составляющими. Ее определяют вышеуказанные цели, задачи и принципы.


    1. Виды таможенной политики: протекционизм и свободная торговля.

Основные направления таможенной политики.
Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономи-ческой безопасности страны. Под обеспечением экономической безопасности страны, в части таможенной политики является такое состояние экономики, которое гарантирует достаточный уровень социального, политического и оборонительного существования и прогрессивных норм развития страны, неуязвимость и независимость ее политических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Таможенная политика при выполнении функций осуществления экономической безопасности включает в себя деятельность государственных органов по применению таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, взимаемых при импорте и экспорте товаров, а также таможенных процедур и других средств для достижения определенных экономических, социальных и торгово-политических целей.

Как важнейшее средство обеспечения экономической безопасности государства таможенная политика непосредственно определяется целями и задачами общей экономической стратегии государства. С этой точки различают два вида таможенной политики:



  • протекционистская таможенная политика;

  • политика свободной торговли;

Протекционистская таможенная политика направлена на создание условий, способствующей национальной экономики путем ограждения ее от иностранной конкуренции. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок страны товаров, форсирование экспорта, его государственное субсидирование и кредитование, финансирование экспортных отраслей.

Политика свободной торговли направлена на всемерное поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны. Она достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин.

Действие политики свободной торговли можно проанализировать на примере развития Свободных экономических зон.

Свободные экономические зоны созданы в целях использования политики свободной торговли для подъема экономики регионов, повышения использования ресурсного потенциала. Специальные экономические зоны (СЭЗ), создаются в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 26 января 1996 года, имеющий силу Закона, «О специальных экономических зонах в Республике Казахстан». Данный указ определяет общие правовые основы организации СЭЗ, регулирует их взаимоотношения с государственными органами РК и хозяйствующими субъектами, осуществляющих деятельность на их территориях. В рамках общей экономической политики государства с учетом внутри республиканской специализации на территории Акмолинской, Костанайской и Кызылодинской областей в 1996 году образованы Акмолинская, Жардем – Атасуйская, Лисаковская и Кызылординская СЭВ. В настоящее время они ликвидированы.

На сегодняшний день в Казахстане имеется СЭЗ в г. Атырау для развития нефтедобывающего региона и города Астаны – левый берег, для строительства столицы Республики Казахстан.



Основные направления таможенной политики.

Одно из направлений таможенной политики Казахстана — совершенствование национальной системы применения защитных мер. Как уже отмечалось выше, это одно из непременных условий вступления в ВТО. Конкретно речь идёт о применении антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин, а также импортных квот. Предстоит унифицировать акцизы на товары, ввозимые на территорию страны и производимые на её территории.

Таможенная политика непосредственно связана с проблемой экономической безопасности, которая остается одной из самых серьёзных. Сегодня существует достаточно много факторов, содержащих угрозу экономической безопасности Казахстана. Среди них следует прежде всего выделить такие как: возрастающая зависимость страны от импорта многих потребительских товаров, промежуточной продукции, машин и оборудования; усиливающая уязвимость экономики политического и экономического давления извне; преобладание в экспорте сырьевых товаров и потеря традиционных рынков сбыта машинотехнической продукции; попытки западных стран установить контроль над казахстанским рынком стратегически важного сырья, технологий, транспорта, информации.

Для того чтобы борьба с ввозом на таможенную территорию Казахстана недоброкачественных и опасных для казахстанских потребителей товаров была эффективней следует обеспечить сертификацию импортируемых товаров. В свою очередь, успешный контроль за соблюдением правил сертификации продукции возможен при активизации участия в этой работе таможенных лабораторий. Параллельно должна быть усовершенствована сама система сертификации, отдельные звенья которой создают сегодня серьезные препятствия для осуществления легитимной торговли.

Проблема привлечения иностранных инвестиций в казахстане также серьёзна. Не секрет, что благоприятный инвестиционный климат способствует активному проведению экономических реформ (пример тому Китай, который за счёт мощных иностранных вливаний сделал резкий рывок в направлении рыночной экономики).

Таможенные органы должны обеспечить стабильность таможенных режимов и разработку быстрых и несложных процедур таможенного оформления. Благоприятный инвестиционный климат предусматривает не только упрощение таможенных процедур, но и создание таможенных режимов переработки, которые способствовали бы международной коопераций производства, а также режим свободных экономических зон и свободных складов (имеется в виду совершенствование нормативно-правовой базы для эффективной защиты интересов экономики Казахстана).

Одно из направлений таможенной политики Казахстана посвящено решению проблемы иностранных инвестиций. В настоящее время разработана гибкая система таможенных льгот, которые позволят стимулировать вливание иностранного капитала: например, от уплаты ввозных таможенных пошлин освобождены товары, относящиеся к основным производственным фондам (исключение составляют подакцизные товары), ввозимые в Республику Казахстан в качестве вклада иностранного учредителя в уставной фонд предприятий с иностранными капиталовложениями (льгота действует в течение срока его формирования), введены лыотные пошлины в отношении товаров, общее количество которых не превышает размера вклада иностранного учредителя. Автоматически уменьшаются таможенные пошлины на товары. ввозимые иностранными инвесторами, если заключены инвестиционные соглашения о капиталовложениях в казахстанскую экономику в размере свыше 100 млн. долл. США.

Следующим направлением таможенной политики страны является совершенствование валютного контроля. Казалось бы какая здесь связь? Валютный контроль - элемент валютного регулирования, и на первый взгляд, не имеет ничего общего с таможенным регулированием, однако, связь существует и довольно очевидная. Дело в том, что валютная безопасность - одна из важнейших составляюших экономической безопасности страны. Кроме этого, налаженная система валютного контроля означает пополнение бюджета, поскольку он препятствует утечке капитала за границу.

Для обеспечения валютной безопасности необходимо:


  • законодательство, в полной мере определяющее правила валютных операций;

  • полное и безусловное выполнение участниками ВЭД этого законодательства.

В настоящее время постепенно отлаживается система валютного контроля: действует таможенно-банковский валютный контроль, с 1 ноября 1996 года введен механизм валютного контроля внешнеторговых бартерных операций.

Слабым звеном в системе валютного контроля попрежнему остается механизм оценки товаров при экспорте. В итоге имеем плачевный результат: вывоз продукции по демпинговым либо фиктивно низким ценам.

Следующим шагом на пути развития внешнеторговой деятельности Казахстана должно стать совершенствование нормативно-правовой базы функционирования таможенных органов. В этой связи предусматривается:


  • разработка таких норм таможенного законодательства, которые учитывали бы нормы внешнеэкономического, налогово-го, валютного гражданского и уголовного законодательства;

  • завершение разработки нормативных актов по основным положениям таможенного законодательства и их применение на практике;

  • оказание помощи государствам-членам СНГ в приведении их таможенного законодательства в соответствии с казахстанским;

  • переход от применения международной практики и опыта в разработке таможенного законодательства к непосредственному участию в работе Всемирной таможенной организации2.

1.4 Тарифное и нетарифное регулирование как инструмент таможенной политики.


Таможенная политика – мощный инструмент регулирования ВЭД и поддержание баланса интересов стран мирового сообщества, выражается в законах, методах регулирования ВЭД, система ценности и приоритетов в отношениях с другими странами.

Проведение той или иной таможенной политики направлено на получение вполне конкретных ответных действий от внешнего мира, а не соблюдение «правил игры» влечет за собой серьезные последствия, например в форме экономической блокады или «таможенных войн», что ведет к самоизоляции страны от внешнего мира3.

Таможенная политика реализуется с помощью тарифных и нетарифных мер регулирования ВЭД.

Тарифное регулирование.

Процесс осознания и политико-экономического закрепления государством роли и места таможенной службы в обеспечении защиты интересов национальной экономики находит свое концентрированное выражение в таможенной политике, определении государством методов и механизмов ее реализации. Об этом свидетельствует национальный и зарубежный опыт. Развитие национальной промышленности во всех государствах проходило при активном содействии таможенных органов, прежде всего за счет методов тарифного и нетарифного регулирования.

Меры таможенно-тарифного регулирования, которые изложены в концепции, направлены на:


  • защиту национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции;

  • развитие в республике импортозамещающего производства;

  • анализ структуры ввозимых на территорию страны товаров;

  • формирование доходной части бюджета.

Необходимо иметь в виду, что таможенный тариф может играть регулирующую роль и в условиях снижения общего уровня тарифов. С этой целью необходимо поддерживать общий уровень тарифной эскалации (разрыва между пошлинами на сырье и готовую продукцию), обеспечить высокий уровень дифференциации тарифа при одновременном снижении общего уровня пошлины. Коротко говоря, тарифная политика требует научной обоснованности качественного анализа экономических реалий. Необходимо выбрать те направления отечественной экономики, которые таможенная политика должна защищать.

Вместе с тем потребуется разумное использование протекционистской политики. Широкомасштабное использование протекционизма чревато тем, что, создаются "тепличные условия" для звеньев национальной экономики, тем самым лишая их возможности участвовать в здоровой конкурентной борьбе. К чему" это может привести, догадаться несложно, стоит лишь вспомнить не столь далекую советскую действительность.

Есть еще одно существенное возражение против установления жестких мер тарифного регулирования. Цены на товары, которые автоматически вырастут с введением защитных таможенных тарифов, существенно скажутся на покупательской способности большей части населения. Общепризнано, что таможенные тарифы, оказывая услугу отечественным производителям, бьют по карману потребителя, снижая его покупательскую способность. Это ляжет тяжким бременем в основном на средние слои населения (бюджетников, пенсионеров), так как население с высокими доходами как покупало, так и будет гюкупать дорогие, высококачественные импортные товары4.

Нетарифное регулирование.

Под нетарифным регулированием в таможенном деле понимаются различного рода меры контроля для регулирования внешней торговли, за исключением таможенных пошлин. К этой категории обычно относятся различные меры финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, как сознательно направленные на регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование), так и предназначенные для других целей воздействия на внешнюю торговлю (например, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные ограничения). В связи с таким огромным количеством разнонаправленных мер необходима четкая система управления ими в таможенном деле.

В ТК РК и Законе «О таможенном тарифе» нет четкого определения нетарифного регулирования и дается лишь понятие «мер экономической политии» и некоторые разграничения сущности таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

В Казахстане, несмотря на попытки изменить и наполнить новым содержанием меры нетарифного регулирования ВЭД, попрежнему основными остаются лицензирование, квотирование, сертификация и другие разрешительные меры, валютный контроль за экспортом и импортом, различные запреты и ограничения, классификация и маркировка товаров.

На каждом этапе управления таможенной операции по нетарифным мерам регулирования инспектора таможенной службы должны принимать решения в отношении конкретных проблем. Основой для принятия решений является свод нормативных актов и предписаний, которыми руководствуются инспектора. В случае обнаружения нарушений или затруднений в процессе принятия решений таможенные сотрудники делегируют свои полномочия на высший уровень управления, где разрешаются возникшие вопросы и споры.

Решения по лицензионныи и квотируемым товарам. Принятие решений в ходе таможенной операции по лицензированию и квотированию основывается на государственном учете и контроле за вывозом-ввозом определенных товаров. Лицензия — специальный документ, разрешающий совершение внешнеторговой операции в течение определенного срока (генеральные лицензии действуют, как правило, в течение года) и с определенным количеством товара (разовые, индивидуальные лицензии). Квотирование - количественные и стоимостные ограничения вывоза и ввоза, вводимые на определенный срок по отдельным видам товаров.

Принятие решения по квотируемому и лицензионному товарам в таможенном органе происходит в несколько этапов. Основная цель данного решения - проверка лицензии или листа исполнения (разрешение отдельных министерств и ведомств) на правильность оформления, полноту сведений, соответствия и срока действия.



Решения по сертификации товаров. Одной из таможенных операций системы нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенное принятие решения по сертификациии товара.

Сертификация продукции, услуг (сертификат соответствия) - деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Цели сертификации определены в Законе РК «О сертификации продукции и услуг» и заключаются в следующем:

  • создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РК, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

  • содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

  • защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

  • контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

  • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

«Сертификация соответствия» представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделия или услуги соответствуют определенным стандартам или другой научно-технической документации. При этом под «сертификатом соответствия» понимают документ, а под «знаком соответствия» - охраняемый законом знак, выданный в соответствии с правилами сертификации.

На основе Закона РК «О защите прав потребителя», Постановления Правительства РК установлен порядок ввоза на территорию Казахстана товаров, безопасность которых необходимо документально подтвердить. Принятие решения наглядно представлено в приложении.

Данные этапы состоят из нескольких процедур, каждая из которых проверяет разрешение какого-либо одного государственного ведомства, а именно:


  • Министерства сельского хозяйства (фитосанитарный и ветеринарный контроль) - на продукцию растительного и животного происхождений;

  • Министерства здравоохранения - на лекарственные средства и источники ионизирующих излучений;

  • Госкомнадзора - на экологическую чистоту и гигиену;

  • Министерства внутренних дел - на оружие невоенного назначения и боеприпасы к нему;

  • Министерства культуры - на культурные ценности при их вывозе из РК;

  • Министерства связи - на радиоэлектронные средства и высоко-качественные устройства;

  • Государственной службы по карантину растений - на растительные грузы, ввозимые в РК, и т. д.

Проанализировав этапы принятия решения, можно увидеть, что процесс контроля за сертификацией является сложным элементом механизма нетарифного регулирования, состоящим из ряда этапов, в итоге принимающих вид окончательного решения проблемы. Данное решение должно быть безошибочно правильным, поскольку товары, поступающие на национальный внутренний рынок, не всегда качественные. В этом и состоит главная цель управления процессом сертификации товаров5.

Таким образом меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования является инструментами осуществления таможенной политики.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница