Исследование проблемы информационного обеспечения процесса управления бюджетными учреждениями здравоохранения н. Д. Смирнова




Скачать 98.73 Kb.
Дата04.05.2016
Размер98.73 Kb.
УДК 65.012.45.001.2

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Н.Д. Смирнова
Особенности функционирования бюджетных учреждений здравоохранения на современном этапе обуславливают увеличение роли управленческого учета, как важнейшего средства получения информации о хозяйственной деятельности.

При постановке управленческого учета следует учитывать вид и масштаб деятельности учреждения, его финансовую структуру, что в свою очередь определяет принципы кодификация информации.




Сохранение и развитие учреждений системы здравоохранения требует повышения социально-экономической отдачи финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых в учреждениях, более тесной увязки выделяемых из государственных источников (бюджетов, фондов обязательного медицинского страхования) средств с результатами их деятельности. В то же время, учитывая напряженность бюджетной системы, для уменьшения разницы между фактическими потребностями медучреждений и реальными возможностями их финансирования необходимо активнее внедрять коммерческие отношения.

Введение новых условий хозяйствования, сочетание бюджетного финансирования с применением коммерческих принципов позволяют не только более рационально использовать бюджетные ассигнования, но и средства других источников финансирования, поступающие на нужды медучреждений. С помощью средств, зарабатываемых трудовыми коллективами бюджетных учреждений коммерческой деятельностью, появляется возможность улучшать качественные показатели работы, оптимизировать нормы расходов, совершенствовать оплату труда работников медицинских учреждений, дополнив ее элементами стимулирования.

Все это вносит специфику и новизну в методологию и организацию учета, как информационной системы, в учреждениях здравоохранения и требует теоретического обоснования. В этой связи возрастает роль бухгалтерского управленческого учета как важнейшего средства получения полной и достоверной информации об имуществе учреждения, эффективности его использования в лечебном процессе, обязательствах, источниках финансирования и своевременного доведения этих сведений до управленческого аппарата учреждения здравоохранения.

При постановке управленческого учета необходимо учитывать прежде всего стратегические показатели в деятельности учреждения — его миссию, цель, вид и масштаб деятельности.

Вид деятельности бюджетного учреждения здравоохранения определяется на стадии его создания и предопределен стратегическими задачами развития здравоохранения в конкретном регионе (станция медицинской помощи, поликлиника, родильный дом, травматологический пункт, кардиологический центр, больница с большим объемом оказываемых медицинских услуг и т.д.).

Масштаб деятельности зависит от уровня материально-технического оснащения учреждения (виды недвижимости, площадь зданий, вид оборудования, уровень квалификации медицинского персонала). Масштаб деятельности определяет не только мощность стационарных отделений больниц в виде количества койко-мест, пропускную способность поликлиник, но и количество этих структурных подразделений в составе учреждения здравоохранения. Это, в свою очередь, оказывает влияние на организационную структуру управления в учреждении.

Так, например, в МУЗ «Первая городская больница» г. Костромы структурными единицами являются:

- отделения терапевтической направленности (терапевтическое, нефрологическое, ревматологическое, пульманологическое, 1 инфекционное, 2 инфекционное, функциональной диагностики, эндоскопическое, отделение реанимации и интенсивной терапии, приемное отделение, отделение реабилитации);

- параклинические отделения (лаборатория медицинской генетики, клиническая лаборатория, бактериологическая лаборатория, отделение гиперборической оксигенации, эндокринологическое, отделение гемодиализа);

- отделения хирургической направленности (отделение анестезии и реанимации, операционный блок, травматологическое, ожоговое, нейрохирургическое, ортопедическое, урологическое);

- взрослые поликлиники;

- детские поликлиники;

- администрация и хозяйственная часть.

Управление учреждением с такой сложной организационной структурой предполагает выделение двух взаимосвязанных между собой направлений — лечебная работа и финансово-экономическая работа. При этом каждое направление предполагает взаимосогласованную реализацию основных функций управления: планирование, учет, контроль и анализ. Следует отметить, что исходя из цели создания учреждений здравоохранения — оказание медицинской помощи — во главе каждого структурного подразделения, занимающегося лечебной работой, и больницы в целом находится врач, квалификация которого должна соответствовать всем выполняемым функциям.

На базе сложившейся организационной структуры управления создается финансовая структура. На рисунке 1 отражена финансовая структура МУЗ «Первая городская больница» г. Костромы.




Рис. 1. Финансовая структура учреждения здравоохранения

Структура отражает особенности формирования дохода учреждения: вопросы планирования, учета, контроля и анализа доходов (из всех источников финансирования) не выходят за рамки высшего (в рамках больницы) уровня управления. Этими вопросами занимаются непосредственно главный врач, его заместитель по финансово-экономической работе и главный бухгалтер.

Центры расходов имеют три уровня. При этом следует отметить, что вопросы планирования и контроля всех затрат по учреждению находятся на первом уровне, а непосредственный учет (оформление первичных документов, сведение информации в формы внутренней отчетности и т.д.) выполняется на втором и третьем уровнях.

На втором и третьем уровнях в основном находятся менеджеры, которые по своим профессиональным обязанностям выполняют лечебные функции — врачи (зав. отделением стационара, главный врач поликлиники, старшие медицинские сестры). Численность данной категории в масштабе деятельности МУЗ «Первая городская больница» г. Костромы достаточно велика. Кроме них, на втором и третьем уровнях финансовой структуры находятся менеджеры, контролирующие и учитывающие хозяйственные и административные расходы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основную нагрузку в учреждениях здравоохранения по ведению управленческого учета выполняют

медицинские работники, которые одновременно с ответственностью за своевременностью и качеством оказанных медицинских услуг несут ответственность за материальные и финансовые потоки. Этот момент также определяет еще одну достаточно серьезную проблему в системе здравоохранения — уровень квалификации персонала. Необходимо повышение квалификации медицинского персонала, занимающегося контролем материальных и денежных потоков, в области экономики, бухгалтерского учета, налогового и трудового права.

Особенности экономической деятельности, цель, организационная структура управления учреждением определяют следующие объекты управления в бюджетном учреждении здравоохранения:



  • движение ресурсов (медикаментов, продуктов питания, коммунальных услуг, оборудования и пр.);

  • затраты на лечебный процесс;

  • административные и прочие затраты;

  • источники финансирования учреждения здравоохранения (государственные, негосударственные);

  • структурные подразделения (сегменты, места возникновения затрат).

В таблице 1 приведена характеристика выделенных объектов управления, а также уровень необходимой информации по каждому объекту, для целей принятия управленческих решений.

Таблица 1

Характеристика объектов управления

в системе управленческого учета бюджетного учреждения здравоохранения

Объекты

Характеристика объекта

Количество и качество информации по каждому объекту управления определяются следующими вопросами

Ресурсы (медикаменты, продукты питания, мягкий инвентарь, электроэнергия, услуги по ремонту и пр.)

Перечень, количество необходимых ресурсов зависит от их назначения, требованиям по хранению, мощностью учреждения

У какого поставщика приобрели?

Плановая стоимость закупки?

Фактическая стоимость закупки?

Размер и причины отклонений?



Затраты на лечебный процесс

Расходы зависят от места возникновения (структурного подразделения) и в целом по поликлинике

Какие расходы (статьи)?

Где возникли (структурное подразделение)?

Плановый размер затрат?

Фактический размер затрат?

Размер и причины отклонений?


Административные

и прочие затраты



Расходы формируются в

целом по учреждению



Какие расходы (статьи)?

Плановый размер затрат?

Фактический размер затрат?

Размер и причины отклонений?



Источники финансирования

Доходы формируются исходя из показателей мощности МУЗ «Первая городская больница» на год, а также исходя из выставленных счетов по фактически оказанным услугам

Какие виды источников финансируют учреждение?

По каким видам медицинских услуг имеется спрос на платной основе?

Как формируется цена на платные услуги?

Как формируется «цена» на бесплатные услуги?



Структурные подразделения

Перечень структурных подразделений определен организационной структурой управления

Какие структурные подразделения (перечень)?

Какие функции выполняют?

Какие функции должны выполнять?

Уровень квалификации менеджеров?

Как организован документооборот в структурном подразделении?





Анализ степени детализации объектов управления используется для определения классификаторов (кодификаторов) управленческого учета, которые определяют и описывают различные объекты учета с целью их однозначной трактовки всеми участниками процессов планирования, организации, стимулирования и контроля на предприятии. Основными классификаторами управленческого учета, которые могут применяться в бюджетных учреждениях здравоохранения, являются:

  • виды оказываемых услуг;

  • виды доходов;

  • центры финансовой ответственности;

  • места возникновения затрат;

  • статьи калькуляции;

  • виды активов;

  • виды обязательств;

  • основные и вспомогательные бизнес-процессы;

  • категории персонала.

Внутри каждого классификатора вводится сквозная нумерация. Если есть необходимость детализировать объекты учета, можно использовать многоуровневую структуру кода. Классификаторы и кодификаторы играют важную роль и при автоматизации управленческого учета.

Система кодов должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить взаимосвязь управленческого и финансового учетов. Для этого оба процесса разрабатываются на основе одной организационно-функциональной модели учреждения. Модель учреждения должна отражать финансовую структуру, описывать порядок движения материальных, денежных и документарных потоков, выявлять центры концентрации финансовых ресурсов.



Все отраженные этапы процедуры по постановке управленческого учета в учреждениях здравоохранения служат базой для организации аналитического учета, формирования внутренней отчетности.
N.D. Smirnova

RESEARCH OF MANAGEMENT PROCESS INFORMATION SUPPORT

PROBLEMS OF BUDGET PUBLIC HEALTH INSTITUTIO

N


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница