Исследование по вопросу: Ведение бизнеса в Норвегии: Рекомендации для российских участников вэд




Скачать 437.19 Kb.
страница1/2
Дата10.05.2016
Размер437.19 Kb.
  1   2


ИНФОРМАЦИОННО - АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

По вопросу:

Ведение бизнеса в Норвегии: Рекомендации для российских участников ВЭД

К а л и н и н г р а д - 2014

СОДЕРЖАНИЕ:

СТР.


1 Общая информация о стране ______________________________________________ 3

2 Справочная информация о регулировании внешнеэкономической деятельности в Норвегии _______________________________________________________________ 6

2.1 Тарифное и нетарифное регулирование, защита внутреннего рынка ___________ 7

2.2 Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса ____________________11

3 Рекомендации для российских участников ВЭД ______________________________ 14

 3.1 Оценка перспективных товаров и услуг для поставки в Россию _______________ 14

3.2 Перспективы экспорта российских товаров и услуг, в том числе высокотехнологичных, в Норвегию __________________________________________ 15

4 Особенности ведения бизнеса в Норвегии ___________________________________ 16

4.1 Язык делового общения ________________________________________________ 16

4.2 Процесс делового общения _____________________________________________ 16

4.3 Периоды затишья деловой активности ____________________________________ 17

4.4 Безопасность ведения бизнеса ___________________________________________ 17

Приложение 1: Контактная информация российских представительств в

Норвегии ________________________________________________________________ 17

Приложение 2: Основные ежегодно проводимые выставочные мероприятия

в Норвегии _______________________________________________________________ 19

Приложение 3: Юридические фирмы, оказывающие содействие в решении правовых вопросов в российско-норвежском сотрудничестве _____________________________ 21

Приложение 4: Авторизованные переводчики _________________________________ 22

Приложение 5: Полезные ссылки ____________________________________________ 23

Библиография ____________________________________________________________ 25

Норвегия – благополучная и высокоразвитая страна, занимающая ведущие позиции в мире по многим показателям. Устойчивость ее экономики, во многом связанная со значительными природными ресурсами (запасы нефти и газа, гидроэнергия, водные биоресурсы), поддерживается эффективной экономической политикой государства, которое уделяет первоочередное внимание повышению уровня жизни населения страны, в том числе через стимулирование его экономической активности и создание благоприятных условий для ведения бизнеса. Все это делает Норвегию привлекательной для иностранных инвесторов и предпринимателей, которые стремятся работать в стабильных и предсказуемых условиях.

Существенное место Норвегия занимает во внешнеэкономической деятельности предприятий Калининградской области. Так, по данным таможенной статистики, в 2013 году Норвегия стала второй после Литовской республики страной - импортером товаров из Калининградской области. Стоимость экспорта калининградских предприятий в Норвегию составила 170 908 033 долларов США или 11,91% от общей стоимости экспорта из калининградского региона.

Данное исследование рассчитано на калининградский и в целом российский малый и средний бизнес и преследует цель представить основные сведения, необходимые для принятия решения при  выходе российского предприятия на норвежский рынок.

Глава 1. Общая информация о стране

 Норвегия занимает северо-западную часть Скандинавского полуострова. Территория страны составляет  385 186 кв. км, в том числе материковой части (включая водоемы с пресной водой) – 323 787 кв. км.  Почти треть материковой Норвегии расположена за Полярным кругом.

На условиях, определенных Парижским договором 1920 года, Норвегия осуществляет суверенитет над архипелагом Шпицберген (площадь 61 022 кв. км).

Норвегии принадлежат о. Ян-Майен  (владение на границе Гренландского и Норвежского морей, площадь 377 кв. км) и о. Буве (зависимая территория в южной части Атлантического океана, площадь 58,5 кв. км).

Также Норвегия претендует на о. Петра I (антарктическая часть Тихого океана, площадь 154 кв. км) и Землю Королевы Мод (атлантическое побережье Антарктиды, площадь 2,5 млн. кв. км), и считает их своими зависимыми территориями. Однако данные территории попадают под действие Договора об Антарктиде 1959 г., и норвежские претензии не признаются большинством государств мира.

Протяженность сухопутной границы – 2 562 км: со Швецией – 1 630 км, с Финляндией – 736 км, с Россией – 196 км.

Протяженность береговой линии на материке (с учетом фьордов и заливов)  – 25 148 км. Протяженность береговой линии островов – 58 133 км.

Главные порты Норвегии: Осло, Грёнланд (г. Бревик), Рисавика (г. Ставангер),  Берген,  Тронхейм, Кристиансанн и  Тромсё.

Страна поделена на 19 губерний (фюльке), в состав которых входят 430 коммун. Административная власть в губернии принадлежит губернатору (фюлькесманну), который несет ответственность за исполнение директив и решений, принятых парламентом и правительством страны. Губернатор назначается  королем.  Крупнейшие города: Осло (613 тыс. человек), Берген (265 тыс. человек), Тронхейм (175 тыс. человек), Ставангер (130 тыс. человек).

Государственный язык – норвежский. Значительная часть населения, особенно в городах, владеет английским языком. Денежная единица – норвежская крона (NOK), ее средний курс к доллару США в 2013 г. составлял: 5,87 NOK = 1 USD.

Население страны на 01.01.2014 г. – 5 109 056 человек.  Средняя ожидаемая продолжительность жизни граждан Норвегии, родившихся в 2013 году: для женщин – 83,4 года, для мужчин – 79,6 года.  В 2012 году прирост населения составил 58 895 человек, из которых 40 053 человек приходится на иммиграцию.

Норвегия – конституционная монархия. Глава государства – король Харальд V (1937 г.р.). Исполнительная власть принадлежит Государственному совету (состоит из короля и министров правительства).

Конституция страны – принята 17 мая 1814 г. в г. Эйдсволл (Эйдсволлская конституция 1814 года), в 2014 году этому документу исполнилось 200 лет. Основным ее принципом является принцип народного суверенитета.

Высший законодательный орган страны – стортинг (парламент) в составе 169 депутатов, избираемых на четыре года на основе пропорциональной системы прямым, равным и тайным голосованием (выборы состоялись 9 сентября 2013 г., следующие будут проведены в сентябре 2017 года).

Приоритетными отраслями экономики Норвегии являются нефте- и газодобыча, металлургия (представленная, прежде всего, производством алюминия и изделий из него), энергетика, химическая и нефтехимическая промышленность, судостроение и судоремонт, рыболовство и аквакультура, морские перевозки. Все эти отрасли характеризуются высокой производительностью труда, большими объемами производства и качеством продукции, что обеспечивает их конкурентоспособность и устойчивое положение на мировом рынке. Для сохранения высокого уровня специализации имеющихся отраслей в условиях ограниченного внутреннего рынка, руководство страны не предполагает в обозримой перспективе иметь автомобильную и авиационную промышленность, а также тракторо-, станко- и приборостроение.

Норвежская экономика сохраняет сильную зависимость от экспорта товаров и услуг, который по результатам 2013 года составил 124 млрд. долларов США (в ценах 2005 года), или 37 % ВВП страны (в 2012 году – 41 % ВВП). При этом 38 % экспортных доходов приходится на сырую нефть и газ, 33 % – традиционные товары, и 29 % – услуги.

Расходы на импорт товаров и услуг в 2013 году составили 109,5 млрд. долларов США, из которых 61 % направлялись на покрытие потребностей в традиционных товарах, в первую очередь на закупку транспортных средств, промышленного оборудования и других промышленных товаров.

За счет поступающего в Норвегию импорта удовлетворяется около 50 % норвежского спроса на продукты питания, при этом основными поставщиками являются Германия, Дания, Нидерланды и Швеция. Практически полностью за счет импорта покрываются потребности Норвегии в автотранспортных средствах и продукции станкостроения.



Профиль Норвегии в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса 2014»

ВВП на душу населения Норвегии составляет 98 860 долл. США (в России – 12 700 долл. США). По легкости ведения бизнеса Норвегия занимает 9 место в мире (Россия – 111).



Таблица 1

Показатель

Норвегия (Россия)

Регистрация предприятия (рейтинг)

53 (88)

Процедуры (количество)

5 (7)

Время (количество дней)

7 (15)

Стоимость (% от дохода на душу населения)

1,6 (1,3)

Минимальный капитал (% от дохода на душу населения)

5,1 (1,2)

Получение разрешений на строительство (рейтинг)

28 (178)

Процедуры (количество)

10 (36)

Время (количество дней)

136 (297)

Стоимость (% от дохода на душу населения)

28,6 (89)

Подключение к системе электроснабжения (рейтинг)

17 (117)

Процедуры (количество)

4 (5)

Время (количество дней)

66 (162)

Стоимость (% от дохода на душу населения)

6,5 (293,8)

Регистрация собственности (рейтинг)

10 (46)

Процедуры (количество)

1 (4)

Время (количество дней)

3 (22)

Стоимость (% от дохода на душу населения)

2,5 (0,1)

Получение кредита (рейтинг)

73 (104)

Индекс юридических прав (0 – 10)

6 (3)

Индекс глубины кредитной информации (о – 6)

4 (5)

Количество человек, находящихся на учете в государственном реестре (% взрослого населения)

0 (0)

Количество человек, находящихся на учете в частных бюро (% взрослого населения)

100 (59,2)

Защита инвесторов (рейтинг)

22 (117)

Индекс открытости (0 – 10)

7 (6)

Индекс ответственности директора (0 – 10)

6 (2)

Индекс возможности подачи иска акционерами (0 – 10)

7 (6)

Индекс защиты интересов инвесторов (0 – 10)

6,7 (4,7)

Налогообложение (рейтинг)

17 (64)

Выплаты (количество)

4 (7)

Затрачиваемое время (часы)

83 (177)

Налог на прибыль (% прибыли)

24,8 (8,0)

Налог и выплаты на зарплату (% прибыли)

15,9 (36,7)

Другие налоги (% прибыли)

0,0 (6,1)

Общая налоговая ставка (% прибыли)

40,7 (50,7)

Международная торговля (рейтинг)

26 (162)

Документы для экспорта (количество)

4 (8)

Время на оформление экспорта (в днях)

8 (22)

Стоимость экспорта (US$ за контейнер)

1225 (2615)

Документы для импорта (количество)

5 (10)

Время на оформление импорта (в днях)

7 (21)

Стоимость импорта (US$ за контейнер)

1100 (2810)

Обеспечение исполнения контрактов (рейтинг)

4 (11)

Процедуры (количество)

34 (36)

Время (количество дней)

280 (270)

Судебные издержки (% от стоимости иска)

9,9 (13,4)

Разрешение неплатежеспособности (рейтинг)

2 (53)

Время (в годах)

0,9 (2,0)

Стоимость (% от стоимости имущества)

1 (9)

Коэффициент взыскания (центы на доллар)

91,3 (42,8)

 

 Глава 2. Справочная информация о регулировании внешнеэкономической деятельности в Норвегии

 Для понимания норвежской политики, в соответствии с которой формируется и совершенствуется нормативно-правовая база регулирования внешнеэкономической деятельности, принципиально важно учитывать значение для экономики страны внешней торговли: на её долю приходится порядка 40% ВВП. Необходимо иметь в виду и то, что государственное регулирование хозяйства играет в Норвегии очень важную роль. Государство не только устанавливает «правила игры» в экономике, включая и внешнюю торговлю, но и активно участвует в деятельности целого ряда крупнейших компаний страны. Показательным является, например, тот факт, что ведущая компания  страны – «Статойл» — не только полностью принадлежит государству, но и через специально созданный механизм «прямого экономического участия государства в доходах от нефтегазодобычи на норвежском континентальном шельфе» отчисляет непосредственно в бюджет огромные суммы. Практически  нет такой отрасли экономики Норвегии, где интересы государства не были бы представлены через соответствующие органы исполнительной власти (например, добыча углеводородов – через Министерство нефти и энергетики, оборонная промышленность – через Министерство промышленности и торговли и рыболовства, транспорт и связь – через Министерство транспорта и связи и т.д.).

Важно отметить, что в Норвегии  давно сложился и поддерживается благоприятный внешнеторговый режим для российских товаров, в стране проводится достаточно либеральная и автономная от ЕС торговая политика в отношении России. Вместе с тем, при оценке условий российско-норвежского торгово-экономического взаимодействия нельзя не учитывать тот факт, что торговые отношения Норвегии с большинством стран Европы, в том числе с государствами Балтии, в отличие от внешнеэкономических связей с Россией, строятся на основе договоров о свободной торговле  либо в рамках ЕАСТ, либо на основании Договора о Европейском экономическом пространстве, либо на базе двусторонних договоров.

Таким образом, очевидно, что  без  расширения участия России в процессах европейской экономической интеграции, она не сможет добиться более благоприятного режима во взаимоотношениях с Норвегией и в полной мере использовать свой экспортный потенциал, в особенности в отношении машин, оборудования и готовой продукции.

 2.1 Тарифное и нетарифное регулирование, защита внутреннего рынка

В сфере тарифного регулирования Норвегия проводит взвешенную и последовательную политику, исходя как из собственных национальных интересов (прежде всего при защите внутреннего производства и рынка сельхозпродукции), так и из обязательств по многосторонним и двусторонним межгосударственным соглашениям, участницей которых она является.

Основным документом, содержащим всю необходимую информацию о порядке и режиме ввоза товаров и продукции в Норвегию и  их вывоза из страны, является Таможенный тариф. Он разрабатывается Таможенным директоратом Министерства финансов и таможни Норвегии на основании решений Стортинга (парламент страны).

В нем в сжатом виде и со ссылками на  положения соответствующих международных соглашений, внутренних нормативных и подзаконных актов дается информация об импортном контроле, правилах определения таможенной стоимости товаров, таможенных преференциях, использовании антидемпинговых и выравнивающих пошлин, защитных мерах тарифного характера в торговле, случаях временного (сезонного) снижения/повышения ставок таможенных пошлин, временном ввозе/вывозе товаров и продукции для их обработки под таможенным контролем и т.д. Важное место в комментариях таможенного тарифа уделено вопросам экспортного и импортного регулирования.

В отношении отдельных групп товаров установлены процедуры экспортного или импортного контроля.

В 2013 году экспортному контролю подлежали следующие группы товаров: рыба и рыбная продукция, исчезающие виды растений и животных, медицинские препараты, оружие, стратегические товары, предметы культурного наследия, пиратские копии товаров, защищённых товарной маркой, патентом, имеющих уникальный дизайн.

В 2013 году импортный контроль в Норвегии осуществлялся в отношении следующих групп товаров: отдельные виды рыбы и продукции из неё; исчезающие виды растений и животных; нелицензионные копии товаров (ввоз для коммерческого использования запрещён); оружие, медицинские препараты, стратегические товары, табачные изделия (включая снюс[1]) для личного пользования, предметы культурного наследия.

В отношении импорта и экспорта рыбы в 2013 году продолжали действовать установленные нормативно-правовым актом (предписанием)[2] Министерства рыболовства и по береговым делам требования к документальному контролю при экспорте или импорте тунца обыкновенного, тунца большеглазого и рыбы-меч. Так, ввоз указанных видов рыб запрещён при отсутствии документа о вылове, выданного в соответствии с требованиями государства, под флагом которого ходит судно, выловившее рыбу. При вывозе необходимо наличие соответствующего документа, выданного Директоратом Норвегии по делам рыболовства.

Импортёр продуктов питания, продуктов животного происхождения, живых животных, селекционных материалов, отходов животного происхождения, сена и соломы, ряда растений, материалов, контактирующих с пищевыми продуктами, кормов  и иных подкарантинных товаров должен быть зарегистрирован до момента ввоза таких товаров в Норвежской государственной службе по надзору за качеством продуктов питания. Это касается товаров, ввозимых как с территории ЕЭП, так и при ввозе их из третьих стран.

Буквенное обозначение «N» перед товарной позицией (номером товара) в Таможенном тарифе свидетельствует о том, что данный товар/товары подпадает под требование о заблаговременном извещении о ввозе его/их в Норвегию.  Импортёр несёт персональную ответственность за исполнение законов и инструкций по соблюдению качества импортируемых продуктов питания, фитосанитарных и ветеринарных норм и определения, подпадают ли импортируемые им товары под требование о заблаговременном уведомлении. Важно заметить, что импортёр, несмотря на то, что в Таможенном тарифе товар может быть и не отмечен литерой «N», самостоятельно определяет, в рамках действующих в Норвегии законов, необходимость обязательного предварительного уведомления о ввозе того или иного товара.

При ввозе с территории стран-членов ЕЭП отдельных продуктов животного происхождения, живых животных, иных селекционных материалов, соломы, сена, отходов животного происхождения, картофеля, семян, зерна и дерева/товаров из дерева, для которых требуется санитарный сертификат ЕЭП, в Норвежскую государственную службу по надзору за качеством продуктов питания в обязательном порядке минимум за 24 часа до прибытия товара направляется соответствующее уведомление.

Ввоз живых животных, пищевых продуктов животного происхождения и продуктов животного происхождения из стран, находящихся вне зоны ЕЭП, должен осуществляться через погранпункты, в составе которых есть представители Норвежской государственной службы по надзору за качеством продуктов питания. В этом случае также в данный погранпункт направляется уведомление минимум за 24 часа до прибытия товара.

Ввоз подкарантинных продуктов неживотного происхождения осуществляется через специально определённые пункты контроля Норвежской государственной службы по надзору за качеством продуктов питания, с условием обязательного уведомления службы.

Буквенное обозначение «R» перед товарной группой (продукция китобойного промысла) означает, что на её импорт из всех без исключения стран требуется разрешение Министерства рыболовства и по делам береговой администрации Норвегии.

Импорт и экспорт исчезающих видов растений и животных и продуктов из них регулируется в Норвегии в соответствии с международной Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения. Импорт и экспорт таких групп товаров без сертификатов, предусмотренных Конвенцией, запрещён. Ведомством, администрирующим порядок ввоза и вывоза таких растений и животных, является Директорат Норвегии по защите окружающей природной среды.

В 2013 году в Норвегии также осуществлялся особый импортный контроль в отношении так называемых «экологических» товаров (в частности в отношении импорта всех партий экологических сельхозтоваров и продуктов питания, происходящих из стран, не входящих в ЕЭП). В том числе это касается растительных продуктов (корма и зерно). В добавление к обычной проверке документов осуществляется проверка на наличие экологического сертификата на предмет правильности его заполнения, а также подтверждения информации, что товар ввозится из одобренной третьей страны. Список третьих стран, одобренных для импорта экологической продукции на территорию ЕЭП без предъявления специального разрешения, представлен в приложении к Регламенту ЕС № 345/2008 (с изменениями и дополнениями, введёнными Регламентами ЕС 1235/2008 и 537/2009).

Кроме того, для осуществления экспортно-импортных операций с алкогольной продукцией требуется наличие соответствующей лицензии Министерства здравоохранения и социального обеспечения Норвегии на производство и оптовую торговлю данной продукцией (Закон «Об обороте алкогольной продукции» от 2 июня 1989 года).

В соответствии с положениями Закона от 4 декабря 1992 года № 132 «Об обороте лекарственных средств» импорт лекарственных средств из стран, не входящих в ЕЭП, не может осуществляться без разрешения Министерства здравоохранения и социального обеспечения Норвегии. Импорт лекарственных средств из стран зоны ЕЭП может осуществляться только тем лицом, которое имеет разрешение на оптовый оборот лекарственных средств (т.е. имеет разрешение Министерства здравоохранения и социального обеспечения Норвегии на приобретение, хранение, поставку или экспорт и отпуск лекарственных средств, за исключением отпуска населению).

Норвежские власти сохраняют жесткие требования к научной оценке риска влияния ГМО на здоровье человека и в этой связи проводят ограничительную политику в вопросах оборота ГМО продуктов в стране, в том числе и в отношении ГМО продуктов, разрешённых к обороту в странах ЕС. В соответствии с Законом от 19 декабря 2003 г. № 124 «О продуктах питания» и предписанием к нему от 8 июля 1983 г. № 1252, § 16а (с последними изменениями от 2010 года) продукты питания и пищевые ингредиенты (различные добавки и ароматные вещества), состоящие из, или содержащие, или изготовленные на основе ГМО, не допускаются к обороту или выходу на рынок (понимается как импорт) без разрешения Службы по безопасности продовольствия Норвегии.

Большое значение для Норвегии имеет таможенно-тарифная защита национальных производителей сельскохозяйственной продукции. В 2013 году эта задача оставалась основой норвежской политики в области сельского хозяйства. Однако в вопросе допуска на национальный рынок продукции иностранных производителей Норвегия обязана придерживаться международных договорённостей, достигнутых в рамках участия страны в ВТО, ЕЭП, ЕАСТ, положений договоров об открытии рынка Норвегии для развивающихся стран. В этой связи заявленная задача правительства – обеспечение того, чтобы совокупный эффект импортных послаблений не превышал уровня, при котором возможна реализация целей государственной аграрной политики. Задача решается правительством путём отстаивания национальных интересов в переговорах с международными организациями, а именно, через открытие норвежского рынка для сельскохозяйственных товаров тех групп, в которых норвежское производство отсутствует или невелико, и импорт которых выгоден для норвежской пищевой промышленности (через снижение средней стоимости сырья и увеличение разнообразия продуктов питания для потребителей). Такие уступки в отношении отдельных групп товаров позволяют добиваться в переговорах установления защиты от импорта в отношении других групп товаров.

В отношении импорта сельскохозяйственной продукции в 2013 году в Норвегии применялись следующие меры регулирования:



  • пониженные ставки таможенных пошлин в отношении стран-участниц Общей системы преференций;

  • нулевые ставки таможенных пошлин для импорта из наименее развитых стран;

  • освобождение от уплаты таможенных платежей или снижение их размера в соответствии с двусторонними договорами Норвегии;

  • система квотирования (квоты ВТО, ЕАСТ, ЕС, ЕЭП, «исторические квоты»);

  • временное снижение размера таможенных платежей в административном порядке;

  • значительное снижение таможенных пошлин в отношении товаров, поименованных в Протоколе № 3 Договора о ЕЭП (либо в самом договоре), а именно продуктов промышленной переработки сельхозпродукции с содержанием мяса до 20 %.

Норвегия традиционно применяет специальные защитные меры (импортные квоты, специальные пошлины) в отношении сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки.

Так, например, в 2013 году были установлены импортные квоты в отношении следующих групп товаров:



  • мясо крупного рогатого скота, свежее или охлажденное, замороженное;

  • свинина свежая, охлаждённая или замороженная;

  • баранина или козлятина свежая, охлаждённая или замороженная;

  • печень свиная замороженная;

  • мясо и пищевые субпродукты кур домашних не разделённые на части свежие или охлаждённые;

  • мясо и пищевые субпродукты индеек не разделённые на части свежие, охлаждённые или замороженные;

  • мясо и пищевые субпродукты уток не разделённые на части замороженные, свежие и охлаждённые грудки и их части;

  • мясо и пищевые субпродукты гусей не разделённые на части замороженные;

  • мясо и пищевые субпродукты цесарок не разделённые на части;

  • мясо и пищевые мясные субпродукты кроликов, зайцев, приматов, тюленей и пр., рептилий (включая змей и черепах), верблюдов и других верблюдовых, северных оленей, боровой пернатой дичи и белых куропаток, лосей и благородных оленей, страусов и пр. свежие, охлаждённые и замороженные;

  • окорока, лопатки и отруба из них домашних свиней, необваленные;

  • сливочное масло;

  • сыры и творог;

  • свежие яйца кур домашних и пр.;

  • мёд натуральный;

  • продукты животного происхождения из рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных для корма животных;

  • прочие живые растения (включая их корни), черенки и отводки бегоний, стрептокарпусов, колокольчиков равнолистных, розы китайской, каланхое, петунии, пуансеттии, фуксии, хризантемы, пеларгонии и пр.;

  • деревья, кустарники и кустарнички, привитые или непривитые (азалия, рододендрон) в цвету;

  • прочие горшечные растения (в период с 1 мая по 14 декабря);

  • трава газонная;

  • картофель молодой в период с 1 апреля по 14 мая, пр.;

  • капуста белокочанная;

  • капуста краснокочанная;

  • салат «айсберг» и пр.;

  • горох;

  • яблоки свежие в период с 1 мая по 30 ноября;

  • груши свежие в период с 11 августа до 30 ноября;

  • фрукты и орехи, подвергнутые или не подвергнутые тепловой обработке в кипящей воде или на пару, замороженные, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ (земляника и клубника);

  • пшеница твёрдая;

  • рожь (посевной материал);

  • кукуруза на корм животным;

  • крупа и мука грубого помола из кукурузы на корм животным;

  • семена мятлика лугового и овсяницы для посева;

  • колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови; готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе;

  • готовые или консервированные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови прочие;

  • овощи прочие, приготовленные или консервированные, без добавления уксуса или уксусной кислоты, незамороженные (полуфабрикаты для производства лёгких закусок);

  • горох сушёный прочий;

  • фасоль прочая, спаржа;

  • смеси овощей;

  • сок яблочный;

  • сок черносмородиновый и иные соки;

  • остатки и отходы пищевой промышленности, готовые корма для животных (корма для кошек).

Квоты в отношении сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки устанавливаются на основании нормативно-правового акта (предписания) «О распределении таможенных квот на продукты сельского хозяйства» от 10 августа 2008 года № 1132.

2.2 Регулирование деятельности малого и среднего бизнеса

К малому и среднему предпринимательству (МСП) в Норвегии относятся компании с числом работников менее 100 человек. Этот предел используют в своих докладах и отчетах Норвежский исследовательский совет и Норвежский Союз промышленников и предпринимателей.

Когда рассматриваются различные схемы субсидирования бизнеса, которые полностью или частично финансируются за счет средств ЕС, то для малых и средних предприятий используются рамки, установленные Евросоюзом: 250 человеко-лет, годовой оборот до 50 млн. евро или годовой баланс до 43 млн. евро.

В норвежском законодательстве также отсутствует определение МСП, но при этом производится разделение на большие и малые предприятия. В Законе от 17.07.1998 г. № 56 «О ежегодной финансовой отчетности» – предприятие считается малым, если оно не выходит за пределы двух из трех следующих условий: годовая выручка до 70 млн. норв. крон, сумма баланса до 35 млн. норв. крон, и среднее количество занятых до 50 человеко-лет. К большим предприятиям относятся все открытые акционерные общества, а также другие подотчетные компании, которые котируются на фондовых биржах и других подобных авторизованных площадках, как внутри страны, так и за рубежом. Таким образом, к МСП в Норвегии могут относиться предприятия с любой разрешенной законодательством организационной формой, кроме открытого акционерного общества.

Данные Центрального статистического бюро Норвегии (ЦСБ) показывают, что 99,4 % норвежских фирм имеют в своем штате менее 100 сотрудников. Группа, объединяющая компании с численностью работников от 1 до 4, является самой большой и охватывает больше половины общего количества всех предприятий.

Создание новых предприятий является одной из предпосылок для роста экономики и соответствует развитию возможности и готовности начать новый бизнес. В 2013 году было зарегистрировано 55282   новых предприятия, что практически столько же, сколько и в 2012 году (55415 новых предприятий).

Наибольшие доли в общем количестве новых предприятий приходятся на такие сферы, как строительство – 14,5 %, и научно-техническая деятельность – 14,4 %.

Вместе с тем, из проведенных ЦСБ Норвегии исследований следует, что через пять лет после открытия продолжают работать только 31,6 % компаний. Более половины фирм ликвидируются уже через год после их открытия. Во многом, это связано с тем, что Норвегия в рейтинге Всемирного банка находится на 9 месте по показателю «легкость открытия бизнеса», однако, на стадии роста многие норвежские компании испытывают большие трудности с доступом к капиталу.

В законодательстве Норвегии нет специальных правовых актов, регулирующих деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, включая, например, предоставление им налоговых послаблений, льготных кредитов или иных привилегий. Тем не менее, Закон «О ежегодной финансовой отчетности» включает ряд особенностей и исключений для малого бизнеса по разработке и предоставлению ежегодных отчетов.

В силу зависимости экономики страны от внешней торговли   поддержка предпринимательства в Норвегии сводится, главным образом, к содействию норвежскому экспорту товаров, продукции и услуг,  продвижение которого осуществляется, главным образом, государственными организациями и компаниями, такими как: «Инновашун Норге», ГИЭК, «Экспорткредит Норге», Норвежский совет по экспорту морепродуктов, ИНТСОК.

Поддержка производителей сельскохозяйственной продукции – в основной своей массе малых и средних фермерских хозяйств – осуществляется, в том числе, за счет субсидирования производства и  поддержания цен на сельхозпродукцию на том уровне, который  определяется «Сельскохозяйственным соглашением» (документ, который ежегодно согласовывается между Министерством сельского хозяйства Норвегии от лица правительства и отраслевыми сельхозобъединениями, например, Норвежским мясным союзом, Норвежской молочной ассоциацией и т.д.).

Хозяйственная деятельность в северных регионах Норвегии (области Финнмарк и Тромс) ведется, главным образом,  малыми и средними предприятиями, что обусловлено объективным фактором: количество жителей в населенных пунктах не позволяет создавать крупные предприятия. В отношении этих территорий проводится политика активного «вмешательства» государства в вопросы экономического развития с целью сохранения в них хозяйственной деятельности и предотвращения оттока населения в южные районы страны. В специальном приложении к государственному бюджету Норвегии – «Налоги, сборы и ставки таможенных пошлин» – устанавливаются дифференцированные ставки налогов и сборов с преференциальным уровнем налогообложения в отношении названных выше регионов, а именно:



  • освобождение от уплаты налога на работодателей. Ставка данного налога распределяется по 5 зонам страны (максимальная 14,1 % – Осло, Акерхюс, минимальная 0 % – Финнмарк, Трумс).

  • пониженная ставка подоходного налога для физических лиц (основная ставка – 28 %, для области Финнмарк, и северной части области Тромс  – 24,5 %).

По состоянию на начало 2014 года в рамках правительственной программы по облегчению условий бизнеса удалось добиться снижения расходов норвежских компаний на 5 млрд. норв. Крон, всего из 57 запланированных мер выполнено 35, к наиболее важным из них относятся:

1. Отмена обязательного аудита – потенциальная экономия 2 млрд. норв. крон (333 млн. долларов США). Это мера упрощения является значительным облегчением административных расходов для небольших компаний. Данная мера затронет от 130 000 до 140 000 компаний, каждая из которых сэкономит от 10 000 до 30 000 норв. крон (1667 – 5000 долларов США) на ежегодной оплате аудиторских проверок;

2. Уменьшение требования к уставному капиталу для малых и средних компаний – потенциальная экономия составляет 100 млн. норв. крон (16,7 долларов США). Изменения законодательства предполагают снижение требования к уставному капиталу акционерных обществ (AS, приблизительно соответствует российскому ООО) со 100 000 норв. крон (16667 долларов США) за исключением учредительных расходов до 30 000 норв. крон (5000 долларов США), включая учредительные расходы. Цель поправки заключается в том, чтобы сделать более простым и привлекательным процесс создания акционерного общества и стимулирование создания новых субъектов бизнеса. Упрощение и удешевление учреждения акционерных обществ также способствовало тому, что предприниматели стали предпочитать открытию  норвежских акционерных обществ регистрации в Норвегии филиалов иностранных предприятий;

3. Перевод процесса создания бизнеса в электронную форму через систему «Алтинн» с использованием онлайн-схемы «Запуск и ведение бизнеса» –  потенциальная экономия составит 200 млн. норв. крон (33,3 млн. долларов США);

4. Использование электронных счетов-фактур – потенциальная экономия превышает 100 млн. норв. крон (16,7 млн. долларов США). С 01.07.2012 г. государство установило требование по выставлению электронных счетов-фактур для всех новых контрактов, заключенных с поставщиками. Каждый год правительство получает около 4,5 млн. счетов-фактур от поставщиков. Почти 90 % этих счетов-фактур принимаются в бумажном виде и сканируются. Если счет-фактура может выписываться, отправляться и приниматься в электронном виде, обе стороны смогут избежать ручной обработки этих документов, что приведет к существенному снижению затрат. Малые поставщики могут использовать веб-решения (порталы оформления счетов-фактур) чтобы отправить счет-фактуру в адрес государственного предприятия.

5. Электронная карта налогов – потенциальная экономия составляет 70 млн. норв. крон (11,7 млн. долларов США). В мае 2012 года норвежское правительство предложило внедрить электронные налоговые карты вместо существующих бумажных, что должно способствовать облегчению процесса распределения этого идентификационного документа для работодателей, налогоплательщиков и налоговых органов. Налоговая служба ввела эту систему с начала 2014 года.

6. Система электронного диалога с работодателем «ЕДАГ» – потенциальная экономия составляет 500 млн. норв. крон (83,3 млн. долларов США). Норвежское правительство выделило средства на систему электронного диалога с работодателем «ЕДАГ» (EDAG – ElektroniskDialogmedArbeidsgiver) в государственном бюджете на 2014 год. С введением этой системы годовая экономия для работодателей составляет около 500 млн. норв. крон (83,3 млн. долларов США). Это достигается за счет того, что прежняя система отчетности, в соответствии с которой работодатель, по крайней мере, раз в месяц подавал сведения о заработной плате и т.д. на каждого сотрудника, переводится в электронный вид с одновременной отменой ряда отчетных форм и задач.

7. Облегчение требований Закона об акционерных обществахвключая облегчение процедур по работе правления компании и формированию уставного капитала – потенциальная экономия составляет 550 млн. норв. крон (91,7 млн. долларов США).

8. Смягчение требований Закона о бухгалтерском учете по разработке спецификаций, а также возможность выбрать носитель для финансовой документации и снижение минимального срока ее хранения – потенциальная экономия составляет 300 млн. норв. крон (50 млн. долларов США).Министерство финансов произвело детальную оценку требования по хранению финансовой документации в течение минимум 10 лет, так как многие норвежские компании считают, что сокращение этого срока позволит значительно облегчить административную нагрузку на бизнес. В результате проведенной работы в законодательство были внесены поправки о снижении минимального срока хранения бухгалтерских документов до 5 лет.

Кроме того, в 2013 году норвежское правительство приняло ряд мер, упрощающих ведение бизнеса, экономический эффект которых не был рассчитан.

Завершена многолетняя работа по созданию полностью оцифрованной версии Единого реестра предприятий, которая 27 мая 2013 г. была представлена Службой электронного портала госуслуг Норвегии. Подача заявления о регистрации предприятия, которая ранее предусматривала заполнение девяти бумажных листов, теперь представляет собой современное электронное решение. Новая версия Единого реестра предприятий, наряду с изменениями закона об акционерных обществах, вступившими в силу в 2013 году, позволяет реализовать идею о том, чтобы предприятия «рождались и умирали» в электронном виде.

В системе государственных электронных услуг «Алтинн» запущены новые цифровые решения, которые помогают упростить подачу сведений в службу занятости, касающиеся контроля отпусков сотрудников по болезни, что влечет за собой существенное упрощение делопроизводства в норвежских компаниях, особенно на крупных предприятиях. Также в системе «Алтин» начали работать новые схемы подачи отчетности, охватывающие назначение членов правления компаний, преобразование юридических лиц, формирование фондов, распределение дивидендов и т.д.

Таким образом, норвежское правительство в своей работе по поддержке МСП делает упор на создание благоприятных рамочных условий для бизнеса и реализацию активной экономической политики, направленной на поддержание постоянно высокого уровня благосостояния населения и обеспечение благополучия будущих поколений.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница