Исследование механизмов интеграции стран мира в течение последних двух десятилетий относится к основным направлениям экономической науки




Скачать 187.4 Kb.
Дата07.05.2016
Размер187.4 Kb.
Бердыгулова Г.Е., Джангелдина Д.И., Бейкитова А.Н.
ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЕАЭС
Аннотация

В данной статье рассматриваются механизмы интеграции стран мира важнейшие черты национальных экономик, процессы экономической интеграции. Вопросы интернационализации и транснационализации, основные черты глобального экономического кризиса. Рассмотрены и дан анализ основным формам экономической интеграции.
Начиная с середины XX века и, особенно, в последние десятилетия глобализация и интеграция являются основными тенденциями интернационализации мирового хозяйства.

Исследование механизмов интеграции стран мира в течение последних двух десятилетий относится к основным направлениям экономической науки. Это объясняется тем, что важнейшей чертой современности является рост взаимозависимости национальных экономик, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру [1-2].



Интеграция (от лат. integer — целый) – означает объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг для друга благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров [3].

Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio – восстановление) – взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.

На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

В настоящее время, международная торговля стала все более дополняться различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в результате которого за границу стали перемещаться уже не только готовый товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция. Как показывает опыт развития интеграционных процессов в мире, в результате которых удалось найти адекватные ответы на многие важные проблемы, именно коллективное осуществление суверенитета является в современном взаимосвязанном мире наиболее оптимальным путем обеспечения национальных интересов и реальной самостоятельности. Участие меньших по размеру, менее развитых и мощных в военном отношении государств в региональных интеграционных объединениях дает им дополнительную гарантию и реальную возможность более эффективно противостоять политике диктата, давления и насилия [4].

Современное мировое хозяйство неоднородно. В него входят государства, отличающиеся социальной структурой, политическим устройством, уровнем развития производительных сил и производственных отношений, а также характером, масштабами и методами экономических отношений. Ведущее положение в мировом хозяйстве занимают семь промышленно развитых стран — США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия. На их долю приходится более 80% промышленного производства группы промышленно развитых стран (ПPC) и 60% всего мирового промышленного производства; соответственно 70% и 60% производства электроэнергии; более 60% и около 50% экспорта товаров и услуг.

При этом главной тенденцией в развитии мировых производительных сил выступает интенсификация процессов интернационализации, транснационализации и интеграции — процессов, ведущих к реальному формированию мирового хозяйства как всеобщей экономической целостности.

Интернационализация - процесс современного развития, состоящий во взаимосвязи и взаимозависимости различных государств и организаций, и ведущий к возникновению международных объединений в различных сферах (экономической, политической, культурной, военной и т. д.).

Транснационализация — перемещение капитала из стран с его относительным избыточным количеством в страны, где он находится в дефиците, но в избытке имеются другие факторы производства (труд, земля, полезные ископаемые), которые не могут быть рационально использованы в воспроизводственных процессах из-за нехватки капитала [5].

В этой связи теоретические проблемы интеграции тесно связаны с вопросами обоснования внешнеторговой стратегии, соотношения политики протекционизма и свободной торговли, эффективности рыночных сил и роли государственного регулирования, определения целей экономического развития и методов распределения ресурсов и доходов.

Последние два десятилетия характеризуются беспрецедентной интенсификацией процессов глобализации. Благоприятные условия, способствующие интеграции мировой экономики, связанные с развитием транспортных и информационных технологий, способствовали значительному снижению барьеров на пути межстранового перемещения товаров, услуг и


производства (рабочая сила, капитал, знание) [6].

Организационно-экономической основой всех новых явлений в мировой экономике, решающим фактором современных международных отношений служит постоянно развивающийся и углубляющийся процесс международной интеграции.



Международная интеграция представляет собой процесс взаимодействия экономик отдельных стран и их внутриэкономических структур, осуществляемый с целью экономической взаимной выгоды. Она происходит в разных формах и на разных уровнях. Становление и развитие международной экономической интеграции начинается с установления торговых отношений между отдельными странами и продолжается на уровне комплексного экономического сотрудничества государств, вплоть до полной интернационализации национальных экономик [7].

Глобальный экономический кризис обнаружил необходимость реформирования системы международных отношений и, в первую очередь, международных финансовых институтов, ориентированных на интересы ведущих держав, прежде всего США. Глобализация обеспечила основу для формирования новой системы международных отношений и условия для ускорения интеграционных процессов.

Ускоренное развитие интеграционных процессов в экономике на рубеже XX-XXI веков связано с множеством причин, среди которых можно выделить три основные:

Во-первых, усилившаяся конкурентная борьба, вызванная существенным ростом масштабов производства, вынуждает бизнес в поисках наилучших условий деятельности «перешагивать» свои национальные границы.

Во-вторых, сложившиеся во второй половине XX века благоприятные политические обстоятельства: распад колониальной системы, обусловивший необходимость установления в мире нового экономического порядка, и окончание «холодной» войны – периода противостояния двух социально-экономических систем, позволившее консолидировать мировое сообщество и рассматривать мир как целостную систему.

В-третьих, современные достижения научно-технического прогресса, позволившие создать качественно новую, надежную мировую экономическую инфраструктуру, в том числе международную транспортную сеть, адекватные требованиям времени средства связи, и широкую информационную систему. Благодаря этому существенно сократились издержки на перемещение товаров и факторов производства, снизилась степень экономического риска, стала реальной возможность быстро перемещать рабочую силу, технологии и капитал в масштабах всего мира [8].

Для Казахстана данная проблематика имеет особое значение, поскольку участие Казахстана в международной экономической интеграции является условием создания экономической основы суверенитета Республики Казахстан, обеспечения высокого экономического роста, вхождения его в мировое сообщество в качестве полноправного члена. Республика Казахстан



является одним из первых лидеров и активным последовательным организатором интеграционных процессов. Развитие интеграционных процессов будет способствовать разрешению этих экономических, социальных проблем, улучшению политического климата каждой из интегрирующихся стран, укреплению дружбы народов их населяющих и имеющих много общего в истории [9].

Масштабы экономического развития субъектов управления, в данном случае региональных интеграционных альянсов, являются основными факторами формирования мирового экономического порядка. Если после Второй мировой войны, вплоть до конца 1980-х гг., мир был биполярным с двумя центрами силы (с одной стороны, США, с другой – СССР), то с распадом СССР в начале ХХI в. мир стал фактически однополярным, и США как сверхдержава «определяли ход мировой истории». Сегодня совершенно очевидно, что, несмотря на сверх статус, США - далеко не единственная держава и не доминирующая сила в мире.

По общему мнению, к 2020 г. три из четырех крупнейших экономик мира будут азиатскими. Китай опередит США по валовому продукту, сразу за США последуют Индия и Япония. За пятое место развернется активная борьба между двумя странами, одна из них Россия, вторая (также «не западная») - Бразилия.

Сегодня трудно оспорить вероятность формирования новой сверхдержавы в лице Китая. На сегодня Китай обладает приблизительно вдвое большим ВВП, чем Российская Федерация, население его приближается к 1 млрд. 300 млн. человек, а к 2020 г. достигнет 1,5 млрд. Китай - это великая цивилизация, которая насчитывает более пяти тысяч лет. Но при этом очевидно, что в обозримом будущем КНР не будет обладать военным потенциалом, способным хотя бы сравниться с потенциалом США [10].

Таким образом, сегодня реально формируется мир многополярный, в котором:

- отдельные государства уже не могут претендовать на роль единственных центров или глобальных органов власти;



- социально-экономические системы в форме международных союзов государств (которые сохраняют свой суверенитет) становятся основными субъектами глобального управления;

- новые центры мирового влияния формируются вокруг международных альянсов или региональных блоков.

Сегодня ни одна страна не может позволить себе развиваться вне связей с мировым сообществом. Поэтому построение грамотной политики, нацеленной на интеграцию в мировую экономику, будет способствовать созданию условий, при которых извлечение существенной выгоды из глобализации и минимизация ее негативных последствий станут реальностью.

В сложившейся ситуации особую важность приобретает анализ не только проблем взаимодействия экономики той или иной страны с другими странами, но и с международными региональными структурами. Актуальность исследования этих проблем в последнее время возрастает, что обусловливается следующими факторами.

Во-первых, с учетом быстроразвивающихся процессов глобализации, интернационализации производства (или так называемой его глобальной передислокации) и усиления международной конкуренции практически каждая страна может обрести достойное место в мировом хозяйстве и эффективно защищать национальные интересы только при условии плодотворного развития отношений с главными его центрами — США, Европейским Союзом, Японией, Китаем. Достижение этой цели в значительной степени зависит от взаимодействия государства с региональными интеграционными структурами.

Во-вторых, главная задача любой страны состоит в обеспечении максимально благоприятных внешних условий для внутреннего экономического и социального развития путем освоения новых технологий, привлечения иностранных инвестиций и более динамичного выхода на внешние рынки. Ее решение возможно лишь при расширении эффективного внешнего сотрудничества.

В-третьих, при формировании стратегии внешнеэкономических связей необходимо учитывать их ранее сложившуюся структуру и направленность.

Поэтому развитие политических и экономических связей с различными странами мира и, в большей степени, региональными интеграционными структурами, входит в круг приоритетных стратегических интересов, что требует детального изучения мирового опыта процессов экономической интеграции.



В-четвертых, в развитии интеграции появились принципиально важные моменты, в частности, происходит укрупнение региональных объединений; к примеру, США стремятся активизировать интеграционные тенденции на Американском континенте, ЕС и Япония наращивают связи с азиатскими странами. Это также требует теоретического осмысления.

В-пятых, в сравнении с предыдущими периодами влияние региональных группировок на функционирование современной мировой экономики постепенно усиливается. Их деятельность способствует решению одних проблем и создает другие проблемы, в том числе для дальнейшего развития многостороннего сотрудничества стран. Это предопределяет необходимость мониторинга всех интеграционных процессов, происходящих в современном мире.

В-шестых, в число стратегических приоритетов взаимодействия на международной экономической арене входит развитие целостной системы

промышленной политики по защите внутреннего рынка и стимулированию экспорта.

Более того, во многих странах наблюдается возрождение так называемого экономического национализма, в особенности в сфере энергетических ресурсов.

Это крайне опасная тенденция, которая может привести к трудно прогнозируемым результатам [11].

Взгляд на интеграцию как на процесс, развивающийся от простых к более сложным формам, позволил осуществить классификацию стадий интеграционного процесса. Классической классификацией стадий интеграции стала схема венгерского экономиста Бела Балассы.

Б. Баласса различает пять основных форм интеграции (типов интеграционных соглашений). Рассмотрим их, учитывая современные модификации данной теории, внесенные конкретным опытом функционирования Европейского союза и других интеграционных групп:


  • зона свободной торговли (free trade zone);

  • таможенный союз (customs union);

  • общий рынок (common market);

  • экономический союз (в наиболее зрелой форме экономический и валютный союз (economic and monetary union);

  • политический союз.

На каждой стадии устраняются экономические барьеры между странами, входящими в интеграционное объединение. В результате в границах интеграционного блока складывается единое экономическое пространство. Все страны-участники выигрывают за счет развития взаимной торговли, повышения эффективности деятельности предприятий и понижения государственных расходов на таможенный контроль.

Создание зоны свободной торговли предполагает отмену таможенных барьеров и количественных ограничений во внешней торговле. Предусматривается постепенная взаимная отмена пошлин и других ограничений. Страны добровольно отказываются от защиты своих национальных рынков в отношениях со своими партнерами в рамках данного объединения, но в отношениях с третьими странами они выступают не коллективно, а индивидуально. Сохраняя свой экономический суверенитет, каждый участник зоны свободной торговли устанавливает собственные внешние тарифы в торговле со странами, не участвующими в данном интеграционном объединении.

Режим свободной торговли обычно устанавливается на базе межправительственных соглашений, предусматривающих соответствующие льготы (отмена пошлин, иных нетарифных ограничений и т. д.). Соглашения о создании зоны свободной торговли основаны, как правило, на принципе взаимного моратория на повышение пошлин. Соответственно, партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины или ставить новые торговые барьеры.

После завершения создания зоны свободной торговли участники интеграционного блока переходят к таможенному союзу.

Формирование общего рынка предполагает ликвидацию барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и в перемещении рабочей силы и капитала. Обеспечение свободы движения ресурсов является важным фактором усиления экономической взаимозависимости стран - членов интеграционного объединения и развития взаимовыгодного сотрудничества между ними.

Исследования процесса экономической интеграции на современном этапе подтверждают, что основными субъектами, реализация интересов которых может инициировать формирование интеграционных процессов и привести к созданию объедений групп стран, являются государство, национальные компании и ТНК [12].

Более того, сравнительный анализ, проведенный с использованием экспертных оценок различных международных организаций, дает возможность оценить современное состояние институционального развития в исследуемых странах.

В первую очередь следует отметить, что именно стремление к экономической интеграции является фактором, который стимулирует реформирование экономик объединяющихся стран и повышает общую эффективность деятельности экономических институтов.

Таким образом в настоящее время большое значение характеру и направленности процесса интеграции в мировую экономику посредством региональной интеграции придается в развивающихся странах. Это связано в основном с историей этих государств, когда после получения независимости региональная интеграция стала для них средством взаимного дополнения участвующих в ней хозяйств. Учитывая неразвитую или односторонне развитую инфраструктуру, две-три страны или группа стран лишь совместными усилиями были способны противодействовать отраслевой деформации. Вместе с тем на современном этапе интеграционный процесс приобретает чрезвычайно важное значение для сохранения и поддержания оптимальных отраслевых структур развивающихся стран.

Кроме того, при оценке состояния интеграционных процессов в уже созданных региональных объединениях и уровней экономического развития их стран-участниц, очевидно, что почти во всех региональных объединениях таких как Европейский Союз (ЕС), Южноамериканский общий рынок (MERCOSUR), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (ASEAN), Североамериканская интеграционная ассоциация (NAFTA), экономическая интеграция приводила к росту доли блока в мировом ВВП и повышению уровня благосостояния. В соответствии с проведенным анализом, а также исследованиями экономистов ряда стран и международных организаций в целом формирование многосторонних торговых объединений оказывает позитивное влияние на товарооборот, процессы интеграции и интенсивность экономического развития стран-участников (рисунок 1).


Рисунок 1 - Влияние интеграционных объединений на экономический рост
Интеграция рынков неизбежно порождает интеграцию хозяйственной политики, формируется целостный экономический организм, в рамках которого выработка хозяйственно-политических решений превращается в совместный процесс, а реализация этих решений ставится под коллективный контроль. Данную ступень интеграции принято называть экономическим союзом, функционирование которого предполагает создание надгосударственных управленческих структур (на примере Европарламента, Совета министров в ЕС). Указанные структуры обеспечивают проведение странами согласованной экономической политики, принятие оперативных решений от имени всего блока. Данного уровня интеграции достиг пока только ЕС.

В рамках экономического союза государства-участники проводят единую валютно-финансовую политику, что является основой для формирования валютного союза.

Международные экономические интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них входят страны с самым разным уровнем развития и социально-экономическим строем.

Экономическая глобализация, как и интеграция вообще, является эффективной формой организации экономики. На глобальном уровне эффекты от интеграционных процессов могут быть достигнуты от международной специализации и кооперации, международной торговли, рационального потребления рабочей силы и других факторов производства, а также от глобального использования в экономике последних достижений науки и техники.

Статические эффекты определяют экономические последствия международной интеграции, полученные непосредственно после осуществления мероприятий по консолидации экономик двух или нескольких стран. В расчетах такого рода необходимо учитывать и отрицательные последствия международной интеграции. Негативные результаты особенно важно учитывать на перспективу. Именно в будущем импорт товара из другой страны может отрицательно сказаться, например, на проблеме занятости в данной стране.

Динамические эффекты оценивают экономические последствия международной интеграции на перспективу.

Помимо получения экономических эффектов международная интеграция на глобальном уровне способствует созданию благоприятной внешнеполитической атмосферы. Как правило, экономический союз служит основой для укрепления взаимопонимания, а также политического и культурного сближения стран. Кроме того, экономическая интеграция содействует развитию взаимопомощи и солидарности, вплоть до военной поддержки стран, связанных экономическими обязательствами.

Наряду с перечисленными выше последствиями международная интеграция на современном глобальном уровне создает множество новых своеобразных форм экономических отношений, в которых переплетаются сотрудничество и конкуренция, а рыночные связи заменяются контрактно-рыночными отношениями.

Таким образом, в современных интеграционных тенденциях можно выделить два основных направления формирования региональных групп:


  • во-первых, эти процессы активизируются в результате интенсивных торгово-экономических отношений между определенными странами, при этом динамика этих процессов значительно опережает взаимодействия с другими странами. Эта тенденция, по нашему мнению, объективно способствует расширению каналов политических коммуникаций между субъектами объединения и подталкивает к интеграционным инициативам в политической сфере;

  • во-вторых, региональные объединения возникают в результате политических усилий, которые могут не всегда опираться и учитывать географические или исторические особенности.

По сути, эти две тенденции являются тесно взаимосвязанными. Можно различать лишь доминирование первого или второго признаков в интеграционных группах. Несомненно, то, что и интенсификация экономических связей, и политические шаги по интеграции объективно способствуют успеху интеграционных устремлений. Опора лишь на один фактор, по сути, станет объективным потолком для конечных целей интеграции [13].

Интеграционные процессы приводят к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают между собой благоприятные условия для торговли, а в ряде случаев и для межрегионального передвижения факторов производства, чем для всех других стран. Таким образом, интеграционным объединением является хозяйственная группировка, созданная для регулирования интеграционных процессов между ее странами-участницами.

Глобальная конкурентная среда представляет собой пространство, в котором выживают сильнейшие, а также страны и экономики, объединившие совместные усилия под ударами и вызовами глобализации.

С одной стороны, региональная экономическая интеграция является фактором, способствующим развитию глобализации, поскольку создает условия для свободного обращения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, что ведет к усилению взаимосвязи и взаимозависимости экономик, созданию единого мирового рынка. С другой стороны, региональная интеграция обеспечивает своим участникам преференциальный экономический, торговый, политический режим.

Таким образом, региональная интеграция, во-первых, позволяет противостоять вызовам глобализации, выдерживать странам региона давление мировых лидеров, диктующих «правила игры». Интеграционные объединения имеют больше возможностей отстаивать свои групповые, и в том числе национальные, интересы в международных экономических организациях и противостоять натиску развитых стран групп.

Во-вторых, позволяет создавать региональные преференциальные преимущества в глобальной конкурентной среде на мировых рынках товаров, услуг, капиталов, технологий и рабочей силы.

В-третьих, региональная интеграция снижает издержки производства и обращения, способствует международному разделению труда, специализации и кооперации производства товаров и услуг, содействует динамичному развитию национальных экономик, повышению их конкурентоспособности в глобальной среде.

И, наконец, формирование зон свободной торговли, таможенных союзов и других форм интеграционных объединений предполагает создание единой рыночной и транспортно-коммуникационной инфраструктуры.

С целью эффективного противостояния новым вызовам глобализации, страны, близкие по географическому расположению и уровню социально-экономического развития, интегрируются в региональные торгово-экономические объединения.

Регионализация приносит и определенные результаты, чему свидетельствует опыт таких региональных объединений, как Евросоюз, Североамериканская зона свободной торговли (NAFTA), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (ASEAN), Южноамериканский общий рынок (MEPKOCУP) и др. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве стремительно развиваются, создаются региональные союзы, укрепляются интеграционные связи. Серьезным фактором, воздействующим на укрепление данного процесса, служит глобальный финансовый кризис, обнаруживший, как уязвимость глобальной финансовой системы, так и оправданность, и обоснованность региональной интеграции. Успех процесса интеграции может быть обусловлен наличием сформированных предпосылок, которые для этого необходимы [14].

Таким образом, термин «интеграция» вошел в мировую науку для характеристики совершенно определенного, конкретного процесса в международных отношениях.

По мнению экономистов, региональная экономическая интеграция представляет собой объективный процесс развития устойчивых экономический связей между национальными хозяйствами, охватывающий сферу производства, международные экономические отношения и ведущий к созданию региональных хозяйственных комплексов.



Таким образом, региональная экономическая интеграция представляет собой договорное объединение суверенных государств, соединяющих свои ресурсы для повышения эффективности функционирования национальной экономики и преодоления ряда трудностей и противоречий экономической глобализации. Принципиально значимыми составляющими такого определения должны быть: «объединение», «суверенность» (и ее изменения), «эффективность» (характер эффекта) и «противоречия».
Список литературы:

  1. Чуфрин Г.И. Очерки евразийской интеграции. Монография. М.: Изд-во «Весь мир», 2014. – С. 38.

  2. Щербанин Ю.А. Международные экономические отношения. Интеграция: учебное пособие для вузов / Под ред. Ю.А. Щербанина. М., 1997. – С. 22.

  3. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. Ростов-на-Дону. 2001. — С. 75.

  4. Платонова И.Н., Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М., Буглай В.Б.Международные экономические отношения в эпоху глобализации / И.Н. Платонова, Н.Н. Ливенцев, Г.М. Костюнина, В.Б. Буглай. - М.: Проспект, 2012. – С. 39.

  5. Академик. Экономический словарь// http:dic.academic.ru

  6. Щербанин Ю.А. Международные экономические отношения. Интеграция: учебное пособие для вузов / Под ред. Ю.А. Щербанина. М.,2010. – С. 128.

  7. Новые тенденции в развитии мировой экономики/ http://Mirovaja-Ekonomika.ru

  8. Причины ускоренного развития интеграционных процессов в экономике 20-21 веков/ http: http://Mirovaja-Ekonomika.ru

  9. Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России: состояние, проблемы, перспективы: монография/ Под общ. ред. Б.К. Султанова. – Алматы: КИСИ при Президенте РК, 2009. – С. 88.

  10. Никонов В. Современный мир: новые реальности// Стратегия России. – 2009. - С. 92.

  11. Бодо Лохман. Международная конкурентоспособность и внешнеполитические приоритеты стратегии развития Казахстана. В кн.: Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира»: приоритеты и пути их реализации. — Алматы: КИСИ при Президенте Республики Казахстан, 2006. — С. 67-73.

  12. Черной Л.С. Глобализация: прошлое или будущее? Трансформация рыночных хозяйственно-экономических систем.-М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. — С. 79-82.

  13. А. Теоретические аспекты интеграции. Подробный анализ явления интеграции в современном мире. http://fmp-gugn.narod.ru/pop2.html

  14. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. — Москва, 2001. — С. 254, 255.




База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница