Исполнительный комитет СНГ




страница1/3
Дата29.04.2016
Размер0.63 Mb.
  1   2   3
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СНГ


Налоговое законодательство государств – участников СНГ и его роль в развитии национальной экономики
(информационно-аналитический обзор)


Москва, 2015 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Налоговая политика государств – участников СНГ выступает одной из важнейших составных частей экономической политики государства. Она во многом определяет ее успех, поскольку система налогообложения является важнейшим комплексным рычагом государственного регулирования рыночной экономики.

Изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, применяя систему налоговых ставок, льгот, штрафов, государства – участники СНГ способствуют решению важнейших социально-экономических проблем. При этом обеспечиваются реализация основных целей экономического развития, оптимизация отраслевой и региональной структур экономики.

В периоды экономических кризисов основная нагрузка налоговой политики государств – участников СНГ нацелена на обеспечение жизнеспособности субъектов предпринимательства как налогоплательщиков и источников рабочих мест в условиях наносимого кризисом ущерба, осуществление посильной поддержки хозяйствующим субъектам путем качественного улучшения налогового администрирования, стимулирование позитивных структурных изменений в экономике путем последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки.

Сотрудничество в этой сфере приобретает особое значение и подразумевает выход на новый, более высокий уровень взаимодействия, основанный на накопленном практическом опыте. Значимую роль в этом процессе играет Координационный совет руководителей налоговых служб государств – участников СНГ (КСРНС СНГ), созданный в соответствии с Решением Совета глав правительств СНГ от 31 мая 2001 года в целях обеспечения благоприятных условий для координации действий налоговых служб государств – участников СНГ.

Одними из основных направлений работы КСРНС СНГ являются:

анализ законодательства государств – участников СНГ по основным видам налогов;

проведение анализа в части основных элементов налогообложения, специальных режимов налогообложения субъектов малого предпринимательства;

разработка согласованных предложений по совершенствованию и гармонизации законодательства государств – участников СНГ, регулирующего налоговое администрирование.

Обсуждение КСРНС СНГ актуальных вопросов налогового администрирования позволяет развивать работу по дальнейшему совершенствованию нормативно-правовой базы в целях создания благоприятных правовых и экономических условий для субъектов хозяйственной деятельности, повышению конкурентоспособности экономики государств – участников СНГ и налаживанию взаимовыгодных экономических связей.

Целью настоящего документа является обобщение информации о происходящих в государствах – участниках СНГ процессах реформирования налогового законодательства и их роли в развитии национальной экономики.

Обзор охватывает основные изменения налогового законодательства, произошедшие в государствах – участниках СНГ в 2014-2015 годах, и перспективы на 2016 год и последующие годы.

При подготовке материала использовались данные, представленные налоговыми органами государств – участников СНГ, документы XXI заседания КСРНС СНГ, состоявшегося 2 октября 2015 года в
г. Шымкенте, Республика Казахстан, Межгосударственного статистического комитета СНГ, а также справочные данные, имеющиеся в распоряжении Исполнительного комитета СНГ, и данные Интернета.

Состояние государственных финансов и уровень налоговой нагрузки на экономику государств – участников СНГ
в 2014-2015 годах

Основной целью налоговой политики государств – участников СНГ является обеспечение достаточными финансовыми ресурсами доходной части бюджета государства.

Эффективность проводимой государствами – участниками СНГ налоговой политики можно оценить по нескольким критериям: количеству налоговых сборов и платежей, величине налоговой нагрузки и издержек взимания налогов.

По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, в 2014 году в большинстве государств – участников СНГ наблюдалось замедление экономического роста в результате ухудшения внешнеэкономической ситуации и продолжавшегося снижения цен на энергоносители, а в отдельных странах – из-за сокращения объема денежных переводов и падения внешнеторгового товарооборота.

По сравнению с предыдущим годом состояние государственных финансов государств – участников СНГ в 2014 году несколько ухудшилось. Однако проводимая правительствами государств – участников СНГ политика, направленная на оптимизацию бюджетных расходов, и рост эффективности налогового администрирования позволили сдержать рост бюджетного дефицита в большинстве государств.

Рост доходной части бюджетов в 2014 году опережал рост бюджетных расходов в большинстве государств – участников СНГ, кроме Казахстана, Таджикистана и Украины. В Армении доходы бюджета выросли на 6,1 %, Беларуси – на 15,9 %, Казахстане – на 10,3 %, Кыргызстане – на 17,3 %, Молдове – на 15,1 %, России – на 7,9 %, Таджикистане – на 15,7 % и Украине – на 3 %. В Азербайджане доходная часть бюджета сократилась на 5,6 %.

Бюджетные доходы, формируемые преимущественно за счет налоговых поступлений, по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) в 2014 году составляли в государствах – участниках СНГ от 14,2 % в Азербайджане до 32 % в Молдове. Доля налоговых поступлений в общих бюджетных доходах изменялась от 69,2 % в Кыргызстане до 86,2 % в Беларуси и по сравнению с предыдущим годом в большинстве государств – участников СНГ она несколько снизилась. В Азербайджане доля налоговых поступлений, как и в 2013 году, оставалась ниже, чем в других государствах – участниках СНГ, и составляла 45,5 %.

В 2014 году основная часть налоговых поступлений в бюджет по-прежнему формировалась за счет налогов на прибыль организаций, на доходы физических лиц, на добавленную стоимость (НДС) и акцизных сборов. Их доля в общем объеме доходов бюджета занимала от 38,2 % в России до 64,4 % в Казахстане.

В 2014 году, как и в 2013 году, налог на добавленную стоимость в государствах – участниках СНГ обеспечивал основную долю общего объема бюджетных поступлений: от 11 % в Казахстане до 30 % в Молдове и Украине.

За счет налога на прибыль организаций в 2014 году обеспечено от 3,6 % доходов бюджетов в Кыргызстане до 12,5 % в Азербайджане. В Казахстане, как и в предыдущем году, эта доля оставалась выше, чем в других государствах – участниках СНГ и сложилась на уровне 42,8 %.

В истекшем году доля налога на доходы физических лиц в доходах бюджетов государств – участников СНГ варьировала от 5,3 % в Азербайджане до 16,5 % в Украине, и по сравнению с 2013 годом несколько выросла в Азербайджане, Беларуси, Казахстане и Украине (от 0,2 процентного пункта в Казахстане и Украине до 0,9 процентного пункта в Азербайджане).

В виде акцизных сборов в 2014 году получено от 1,4 % в бюджетных доходах в Казахстане до 4-5 % в Азербайджане, Кыргызстане и России. В Беларуси доля акцизных сборов составляла 9,7 %, Молдове – 8,1 %, Украине – 9,9 %.

Удельный вес налога на собственность в доходах бюджетов государств – участников СНГ в 2014 году оставался низким (от 0,8 % в Азербайджане до 4,4 % в Беларуси).

Доля неналоговых поступлений (доходы от собственности и предпринимательской деятельности, административные сборы и платежи, поступления по штрафам и санкциям, доходы от внешнеэкономической деятельности и др.) в общих доходах бюджета варьировала от 2 % в Казахстане до 22,4 % в Кыргызстане. В Азербайджане она оставалась самой высокой в государствах – участниках СНГ – 54,5 %.

В 2014 году, как и в 2013 году, на фоне замедления темпов роста поступлений в бюджет под воздействием складывающейся внешнеэкономической конъюнктуры и остающихся высокими бюджетных расходов бюджеты Армении, Кыргызстана, Молдовы, России и Украины были сведены с дефицитом. Бюджеты Беларуси, Казахстана, Таджикистана, как и в 2013 году, были сведены с профицитом. В Азербайджане на конец 2014 года профицит бюджета сменился дефицитом.

В первом полугодии 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года доходная часть бюджета Армении увеличилась на 0,3 %, Беларуси – на 28,8 %, Кыргызстана – на 21,8 %, Молдовы – на 10,3 %, России – на 0,6 %, Таджикистана – на 14,1 %, Украины – на 33 %; в Азербайджане и Казахстане доходы бюджета уменьшились на 16,4 и 26,6 % соответственно.

Доля налоговых поступлений в первом полугодии 2015 года по сравнению с тем же периодом 2014 года снизилась в Беларуси на 1,6 процентного пункта, составив 84,6 % общих доходов бюджета, Казахстане – соответственно на 2,5 пункта и 94,3 %, Кыргызстане – на 7,1 пункта и 63,4 %, Таджикистане – на 9,3 процентного пункта и 72,4 %; увеличение доли налоговых поступлений наблюдалось в Азербайджане на 6,1 процентного пункта, где она составила 50,9 % общих доходов бюджета, и в Молдове –на 0,8 пункта и 85,6 % соответственно.

В отличие от первого полугодия 2014 года в первом полугодии 2015 года бюджеты Азербайджана, Армении и России были сведены с дефицитом; в Кыргызстане и Украине, напротив, дефицитный бюджет сменился профицитным. По сравнению с тем же периодом прошлого года в Беларуси и Таджикистане профицит увеличился. В Казахстане и Молдове бюджеты были сведены с дефицитом, как и в первом полугодии 2014 года.

При оценке эффективности налоговой политики большую роль играет уровень налоговой нагрузки в  государствах – участниках СНГ, являющийся одним из индикаторов развития налоговой системы и регулирования экономики. Следует отметить, что в отличие от предыдущих лет практически во всех государствах – участниках СНГ уровень налоговой нагрузки остался прежним, на уровне 2013 года, от 10,6 % в Кыргызстане до 23,5 % ВВП в Армении. Для сравнения, налоговая нагрузка в США составляет 30 % ВВП, а в развитых странах ЕС – от 37 до 40 %.

В 2014 году по сравнению с предыдущим годом удельный вес налоговых поступлений на одного работника – специалиста налоговых служб государств – участников СНГ снизился в Казахстане и России (91 и 90 % соответственно) и увеличился в других государствах. Темпы его роста составили от 103,5 % в Азербайджане до 123 % в Беларуси. Наиболее значительные суммы данного показателя приходятся на работников – специалистов налоговых служб Азербайджана (3,9 млн долларов США на 1 работника) и Казахстана (5,4 млн долларов США на 1 работника).

В 2014 году по сравнению с 2013 годом количество выездных налоговых проверок юридических и физических лиц значительно увеличилось в Азербайджане. Снижение данного показателя наблюдалось в Казахстане, России, а также в Молдове.

В государствах – участниках СНГ формирование налоговой политики представляет собой систему мер по целенаправленному использованию налогового механизма в интересах развития производства, роста доходов предприятий и физических лиц, а также обеспечения на этой основе формирования централизованных фондов финансовых ресурсов.

В соответствии с планами работы КСРНС СНГ предусмотрены проведение ежегодного сравнительного анализа отдельных показателей работы налоговых систем государств – участников СНГ, а также мониторинг изменений налогового законодательства государств – участников СНГ в целях применения положительного опыта в законотворческой работе по совершенствованию налогового механизма.

Формирование налогового законодательства
государств – участников СНГ и его роль в развитии
национальной экономики

Налоговая поддержка в государствах – участниках СНГ выполняет важную стимулирующую функцию и в отношении реального сектора экономики проявляется в снижении ставок, освобождении отдельных объектов или лиц от обложения, отсрочке, рассрочке налоговых платежей и инвестиционных налоговых кредитах.

Применение льгот при налогообложении деятельности хозяйствующих субъектов в государствах – участниках СНГ зависит от характера и целей проводимой государством политики в сфере экономики, науки, в социальной сфере и др. Другими словами, государство применяет льготы преимущественно в тех отраслях, в ускоренном развитии которых в данное время у общества имеется потребность.

Формирование налоговой политики в рамках Содружества возложено на министерства финансов, экономики и налоговые службы государств. Приведенные ниже основные параметры изменений налогового законодательства в государствах – участниках СНГ дают основание считать, что несмотря на отдельные расхождения в порядке определения налоговой базы и прочих технических вопросах современный подход к вопросам налогообложения в государствах – участниках СНГ является во многом идентичным.



Азербайджанская Республика

В соответствии с утвержденной в 2012 году Президентом Азербайджанской Республики Концепцией развития «Азербайджан-2020: взгляд в будущее» налоговой службой Азербайджана осуществляется постоянная оптимизация налоговых ставок и другие комплексные меры по созданию выгодного делового климата для предпринимателей. За последние несколько лет внедрены инновационно-технологические новшества, такие как усовершенствование НДС администрирования, обеспечение системы электронной переписки налоговых органов с налогоплательщиками – онлайн-делопроизводство, электронная оплата налогов.

По оценке Всемирного банка, в результате успешного применения системы электронной регистрации налогоплательщиков Азербайджанская Республика входит в число 12 ведущих государств мира по этому показателю.

Динамичное и устойчивое развитие экономики Азербайджанской Республики способствовало соответствующему развитию налогового администрирования государства и позволило увеличить за последние 15 лет объем налоговых и других поступлений в государственный бюджет до 14 раз, от ненефтяного сектора – в 14,4 раза, поступлений из регионов – в 14,8 раза.

Министерством налогов Азербайджанской Республики регулярно исследуется эффективность налоговых льгот, проводятся соответствующие анализы. Проводится постоянный мониторинг реформирования налогового законодательства и, в случае необходимости, готовятся предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс.

Вступивший в 2013 году в силу пакет изменений в Налоговый кодекс Азербайджанской Республики (далее – Налоговый кодекс) стал наиболее объемным за последние годы.

В числе изменений – налоговые льготы для технологических и промышленных парков. Создание технопарков, считающихся движущей силой инновативной экономики, предусматривает серьезные изменения в экономической системе, и для стимулирования их развития в средне- и долгосрочной перспективах физические и юридические лица, действующие в технопарках, были освобождены от уплаты налогов на семь лет, а управляющие технопарками структуры и операторы – на бессрочный период.

В целом анализ результатов изменений налогового законодательства дал основания считать, что они не только позволили усовершенствовать налоговое администрирование, но и повысили объемы поступлений в государственный бюджет, расширили охват защиты прав налогоплательщиков и улучшили эффективность налогового надзора.

Были приняты ряд законов, связанных с налоговыми льготами. Так, с сентября 2013 года порог освобождения заработной платы 136 манатов от уплаты подоходного налога был поднят с 200 до 250 манатов.

С 1 января 2014 года налоговые каникулы (за исключением земельного налога) для сельхозпроизводителей были продлены еще на пять лет. Кроме того, еще на год от налога с источника были освобождены проценты по вкладам населения. Другим законом, вступившим в силу с 1 января 2014 года, детские сады и ясли были освобождены от уплаты налога на прибыль и упрощенного налога на 10 лет.

Эти льготы были направлены на развитие сельского хозяйства, привлечение свободных средств населения в банки и социальные услуги.

С 1 января 2015 года в Налоговый кодекс были внесены изменения по ставкам и расчету налога на имущество и земельного налога физических лиц.

Добавлена статья о том, что часть годовых процентных доходов в размере до 500 манатов, выплачиваемых по вкладам физических лиц местными банками или филиалами иностранных банков в Азербайджанской Республике, освобождены от подоходного налога.

Изменены ставки акцизов на производимые на территории Азербайджанской Республики пищевой спирт, пиво (за исключением безалкогольного пива) и все виды спиртных напитков (за исключением вин и винной продукции), табачные изделия, а также импортируемые на территорию Азербайджанской Республики легковые автомобили, яхты для отдыха или спорта, а также другие плавучие средства, предусмотренные для этих целей.

В 2016 году согласно поправкам в Налоговый кодекс, принятым парламентом Азербайджанской Республики в октябре 2015 года, предприниматели, занятые в сферах торговли и общественного питания, будут выплачивать упрощенный налог вне зависимости от размера их оборота. Ставка упрощенного налога для первых установлена на уровне 6 % оборота, для вторых – 8 % оборота.

Также увеличены штрафы за нарушение правил осуществления наличных денежных расчетов предпринимателями, действующими в сферах торговли и общепита. За первое нарушение в течение календарного года штраф составит 2 тыс. манатов (ранее – 400 манатов), при повторном – 4 тыс. манатов (ранее – 800 манатов), в третий раз – 6 тыс. манатов (ранее – 1,2 тыс. манатов).

Юридические и физические лица, занимающиеся в Азербайджанской Республике жилищным строительством, освобождаются от налогов, кроме упрощенного. При этом упрощенный налог будет рассчитываться с применением коэффициентов, определяемых по зонам городов и районов страны, к сумме в 45 манатов (ранее – 10 манатов) за каждый квадратный метр налогооблагаемого объекта.

Перед налоговой системой Азербайджанской Республики в дальнейшем стоят следующие задачи: реализация мероприятий, направленных на совершенствование налогового законодательства, обеспечение перехода от пассивной к активной налоговой системе оценки эффективности применения налоговых льгот и освобождений от уплаты налогов; подготовка к переходу на общую систему декларации доходов граждан; совершенствование системы услуг налогоплательщикам; развития e-аудита; стимулирование безналичных расчетов; организация налогового контроля в рамках e-коммерции и др.

Реализация этих мероприятий должна позволить к 2021 году завершить формирование налоговой системы Азербайджанской Республики в соответствии с международными стандартами, обеспечить создание стимулирующей налоговой системы для развития ненефтяного сектора и инновативной экономики, а также достичь цели, что выплата налогов является общепринятой нормой.



Республика Армения

Налогово-бюджетная политика Республики Армения в 2014 году, как и в 2013 году, была нацелена на обеспечение макроэкономической стабильности с акцентом на политику стимулирования экономического роста.

В целях обеспечения финансовых поступлений, формирующих доходную часть бюджета, Правительство Республики Армения инициировало ряд следующих поправок в налоговое законодательство с
1 января 2015 года.

Сумма налога на прибыль с облагаемой прибыли налогоплательщика – резидента Республики Армения, осуществляющего экспортную программу, получившую одобрение Правительства Республики Армения, исчисляется по ставке 2 %, если сумма таможенной стоимости экспортированных в течение отчетного года налогоплательщиком с территории Республики Армения в таможенном режиме «Экспорт» и (или) перемещенных в государства – члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) товаров, произведенных в Республике Армения, стоимости услуг, оказанных за пределами Республики Армения организациям – нерезидентам Республики Армения, и (или) стоимости работ, выполненных за пределами Республики Армения для организаций – нерезидентов Республики Армения, составляет как минимум 50 млрд драмов, или по ставке 5 %, если эта сумма составляет как минимум 40 млрд драмов.

С 1 января 2015 года налоговые счета выписываются исключительно электронным способом.

Относительно зачета по НДС внесены следующие изменения:

а) при удовлетворении всем другим условиям, установленным законом для осуществления зачета по НДС, суммы НДС, выделенные в налоговых счетах, по приобретенным товарам и полученным услугам могут зачитываться также без осуществления оплаты поставщикам товаров или услуг:

с 1 января 2015 года – те лица, оборот по реализации (без НДС) у которых по осуществленным в предыдущем календарном году налогооблагаемым сделкам не превысил 100 млн драмов;

с 1 января 2016 года – те лица, оборот по реализации (без НДС) у которых по осуществленным в предыдущем календарном году налогооблагаемым сделкам не превысил 500 млн драмов;

с 1 января 2017 года – все плательщики НДС.

Лица за приобретенные без оплаты товары и полученные услуги могут осуществлять зачет по НДС лишь по приобретениям, осуществленным после вышеуказанных сроков, а по приобретениям, осуществленным до соответствующих сроков, зачет производится в ранее действовавшем порядке.

Законодательные изменения в сфере налога с оборота были призваны значительно облегчить налоговое бремя малого и среднего бизнеса и внести важный вклад в борьбу с теневыми оборотами.

В связи со вступлением Республики Армении в состав ЕАЭС  с 1 января 2015 года возникла необходимость в приближении национального налогового законодательства к законодательству союза. В рамках этого процесса в конце 2014 года приняты новые и внесены изменения в ряд действующих законов и правовых актов.

Так с 1 января 2015 года вступил в силу закон Республики Армения «Об особенностях исчисления и уплаты косвенных налогов между Республикой Армения и государствами – членами Евразийского экономического союза».

Законом установлено, что для вывозимых из Республики Армения товаров:

а) базой для налогообложения НДС (облагаемым оборотом) считается таможенная стоимость, исчисленная в порядке, установленном Законом Республики Армения «О таможенном регулировании» (вступил в силу с 1 января 2015 года);

б) базой для налогообложения акцизным налогом считаются таможенная стоимость, исчисленная в порядке, установленном Законом Республики Армения «О таможенном регулировании», и (или) натуральные единицы измерения, установленные Законом Республики Армения
«Об акцизном налоге».

Работа по сближению налогового законодательства Республики Армения с законодательством государств – членов ЕАЭС продолжается и коснется, в частности, процедуры расчета непрямых налогов, акцизных ставок на табачную и алкогольную продукцию, сбора и обмена информацией об имуществе и доходах физических лиц, являющихся резидентами государств – членов ЕАЭС, и т.д.

В 2015 году в целях реализации стоящих перед налоговой системой задач по обеспечению стабильности налогового законодательства в Республике Армения был разработан проект Налогового кодекса Республики Армения, так как основные законы, являющиеся частью налогового законодательства, были приняты более 20 лет назад. С момента их принятия и по настоящее время в эти законы постоянно вводились изменения и дополнения, призванные решать краткосрочные и локальные задачи. Все это создало объективную необходимость по-новому регулировать налоговые взаимоотношения.

Принятие Налогового кодекса Республики Армения должно стать важным вкладом в процесс активизации экономики, стимулировать развитие приоритетных и обладающих большим потенциалом развития сфер экономики, в первую очередь в развитие производственных сфер, ориентированных на экспорт, в процесс привлечения зарубежных инвестиций, в повышение конкурентоспособности национальной экономики и укрепление позиций национальных предприятий на внешних рынках. Планируется, что новый Налоговый кодекс Республики Армения вступит в силу с 1 января 2018 года.

Правительство Армении на заседании 1 октября 2015 года утвердило проект государственного бюджета на 2016 год, согласно которому реальный рост ВВП на 2016 год предусмотрен в размере 2,2 %.

Согласно проекту госбюджета 95,4 % доходной статьи составят налоги и пошлины, а 2,6 и 2 % – официальные гранты и прочие доходы соответственно. Налоги и пошлины запланированы в размере 1 129 млрд драмов, по линии грантов в рамках программы Европейского соседства предусмотрено 24 млн евро, или 13 млрд драмов, а по линии целевых программ гранты составят 35,6 млн долларов США, или 17,2 млрд драмов. По линии доходов остальные поступления предусмотрены в размере 23,8 млрд драмов.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница