Исполнительный комитет СНГ торгово-экономические отношения Турецкой Республики с государствами – участниками СНГ




страница1/5
Дата09.05.2016
Размер1.02 Mb.
  1   2   3   4   5


Исполнительный комитет СНГ

Торгово-экономические отношения



Турецкой Республики

с государствами – участниками СНГ
(информационно-аналитическая справка)

Москва, 2015 год



ОГЛАВЛЕНИЕ
Экономическая политика Турции

на постсоветском пространстве в 1991–2015 годах ………...……....……………… 4
Торгово-экономические отношения Турции и Азербайджана …………...……...... 8
Торгово-экономические отношения Турции и Армении …..………..……...…….. 14
Торгово-экономические отношения Турции и Беларуси …..……………..…....… 15
Торгово-экономические отношения Турции и Казахстана …………...……....….. 16
Торгово-экономические отношения Турции и Кыргызстана ..……………......….. 18

Торгово-экономические отношения Турции и Молдовы ..………………..…...…. 19


Торгово-экономические отношения Турции и России .…………………..…...….. 20
Торгово-экономические отношения Турции и Таджикистана .……….…...…...… 30
Торгово-экономические отношения Турции и Туркменистана ……...…...…...…. 32
Торгово-экономические отношения Турции и Узбекистана ……………...…...…. 34
Торгово-экономические отношения Турции и Украины ……………………....…. 36
Заключение ………………………………………………………………..…………..38


В работе проанализированы основные этапы и перспективы развития торгово-экономических отношений Турецкой Республики с государствами – участниками СНГ. Справка рассчитана на экспертов, занимающихся вопросами торговой политики государств Евразийского континента.

В работе использованы материалы Межгосударственного статистического комитета СНГ, Международного торгового центра ООНВТО, Всемирного банка, Министерства экономики Турецкой Республики, Министерства экономического развития Российской Федерации, Евразийского банка развития, международных интернет-порталов и СМИ.

Экономическая политика Турции

на постсоветском пространстве в 1991–2015 годах
Турецкая Республика – евразийское государство с населением 76 млн человек. По данным Всемирного банка, валовой внутренний продукт (ВВП) Турции в 2014 году достиг 799,5 млрд долларов. По этому показателю Турция занимает 17-е место в мире. Турция – член Организации экономического сотрудничества и развития и «Большой двадцатки». В 2014 году ВВП Турции вырос на 2,9 % и составил 10 500 долларов на душу населения. По классификации Всемирного банка Турция относится к странам с уровнем дохода выше среднего. По данным Международного торгового центра ООНВТО, в 2014 году общий экспорт турецких товаров вырос по сравнению с 2013 годом на 3,9 % до 157,7 млрд долларов, импорт сократился на 3,9 % и составил 242,2 млрд долларов. 40 % турецкого товарооборота приходится на Евросоюз.

До недавнего времени в своей внешней, в том числе внешнеэкономической политике Турецкая Республика исходила из концепции «стратегической глубины», которая соединяет элементы умеренно-исламистских и современных западных подходов. Поставлена задача: к 2023 году, 100-летию Кемалистской революции, войти в десятку наиболее развитых экономик мира, стать лидером технологической модернизации в регионе. Уникальное стратегическое положение Турции на стыке двух континентов и цивилизаций в значительной мере определяет ее политику и экономику. Турция балансирует между ЕС, Россией и Китаем, пытаясь «выжать» из своего географического положения максимум дивидендов. Закончившиеся (пока) неудачей попытки Турции присоединиться к Евросоюзу заставили ее лидеров разрабатывать новую геополитическую стратегию. В этой связи в последние годы сферой своих жизненных интересов Турция стала считать Ближний и Средний Восток, большинство стран которого (Сирия, Ливан, Иордания, Саудовская Аравия и др.) до начала 20-х годов ХХ столетия на протяжении сотен лет входили в состав Османской империи.



Как же в этом контексте выглядит развитие торгово-экономических отношений Турции с государствами – участниками СНГ?

По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ (Статкомитет СНГ) и Международного торгового центра ООНВТО, доля государств – участников СНГ в турецком экспорте в 2013 году составила 10,2 % (15,4 млрд долларов), в 2014 году снизилась до 9,2 % (14,5 млрд долларов), в импорте в 2013–2014 годах оставалась на неизменном уровне – 13,8 %.

По информации Министерства экономики Турции, после 1991 года в 11 государствах – участниках СНГ турецкие строительные компании реализовали 3 375 проектов общей стоимостью 107,4 млрд долларов. По той же информации, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) Турции в этих странах составили 24,4 млрд долларов, ПИИ государств – участников СНГ в Турции – 8,7 млрд долларов. В последние годы совместно с рядом государств – участников СНГ Турция начала реализацию крупных инвестиционных проектов в сфере энергетики, в том числе на своей территории.

После распада СССР в 1991 году Турецкая Республика немедленно приступила к развитию и интенсификации торгово-экономических отношений с новыми независимыми государствами. Наибольшую активность турецкая экономическая дипломатия проявила в тюркоязычных государствах Центральной Азии и Закавказья.

Турция стала первым государством, признавшим независимость тюркских стран Закавказья и Центральной Азии (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан и Узбекистан). Перед Анкарой открылась заманчивая перспектива возглавить целый конгломерат этнически родственных стран и сыграть роль лидера тюркского сообщества.

В начале 1992 года в Турции было создано Агентство тюркского сотрудничества и развития (ТИКА), призванное координировать оказание помощи зарубежным странам, прежде всего государствам Центральной Азии и Закавказья. В Министерстве иностранных дел Турции появился отдельный департамент стран Центральной Азии. Основными направлениями деятельности ТИКА стали оказание экономической помощи, развитие совместных проектов и программ, регулирование правовых, технико-экономических, социальных и экологических вопросов сотрудничества. В число приоритетных задач ТИКА вошло содействие структурным и рыночным преобразованиям, быстрой интеграции этих государств в мировое хозяйство.

В свою очередь, в этот период в Центральной Азии и Закавказье Турция воспринималась как модель социально-экономической и политической трансформации стран региона. Ряд государств проявляли интерес к турецкому варианту экономического развития. Анкара рассматривалась в качестве посредника, способного помочь как можно скорее войти в мировую экономическую систему.

С большинством независимых государств Центральной Азии и Закавказья Турцией были налажены деловые контакты, учреждены деловые советы, которые определяли объекты турецкого инвестирования. Турецкая сторона учредила специальный турецко-среднеазиатский банк для финансирования своего экономического проникновения на рынки региона. В эту работу активно включился частный торгово-промышленный капитал. В регион устремились представители турецкого делового мира, поощряемые государством, с расчетом получения прибылей от открытия новых рынков и приватизации государственного сектора экономики своих партнеров. Турецкий бизнес завоевывал рынки молодых государств, используя демпинговые цены и механизм бартерных сделок. При этом турецкие предприниматели имели культурное и лингвистическое преимущество перед западными конкурентами. В начале 1990-х годов Турция была основным торгово-экономическим партнером Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана. На закупку турецких товаров странам региона выделялись кредиты государственного Экспортно-импортного банка Турции, начали создаваться совместные с турецкими компаниями предприятия, поступать инвестиции. Стремительно нарастал объем строительных работ, выполненных турецкими компаниями.

К середине 1994 года между Турцией и государствами Центральной Азии и Закавказья было подписано около 200 соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству. В сжатые сроки были согласованы и подписаны соглашения о торговле, взаимном поощрении и защите инвестиций, устранении двойного налогообложения, установлении прямого авиасообщения. По государственной линии Турцией было выделено около 1,5 млрд долларов долгосрочных займов под низкий процент, запущено спутниковое телевидение, заменившее русскоязычные каналы, налажена телефонная связь, выделены тысячи стипендий для студентов. К этому времени в этих государствах – участниках СНГ работало около 1,5 тыс. турецких предпринимателей, прямые инвестиции которых достигли 1 млрд долларов.

В конце 1990-х годов Турция стала ведущим инвестором в Туркменистане и занимала по объемам вложенных средств 4-е место среди иностранных инвесторов в Казахстане и 2-е – в Кыргызстане. Товарооборот между Турцией и государствами Центральной Азии с 1992 по 2000 год вырос более чем в 6 раз. В товарообороте между Турцией и государствами Центральной Азии 52 % приходилось на Казахстан, 24 % – на Туркменистан и 19 % – на Узбекистан. При этом для Туркменистана Турция стала одним из ведущих внешнеторговых партнеров: в 2000 году торговля с Турцией обеспечивала 10 % товарооборота страны, а в 1998–1999 годах во время приостановки поставок газа на Украину Турция была лидером по объемам торговли с Туркменистаном. Во внешней торговле Казахстана и Узбекистана в 2000 году на Турцию приходилось 1,4 и 4 % соответственно. В торговле Турции с государствами региона экспорт превосходил импорт. Турция поставляла преимущественно продукцию легкой и пищевой промышленности и покупала хлопок у Туркменистана и Узбекистана, прокат черных металлов и медь у Казахстана. Однако доля перечисленных выше государств во внешней торговле Турции к 2000 году не превышала 1,1 %.

Для обоснования регионального лидерства Турции в Центральной Азии от Анкары требовалось масштабное, в том числе безвозмездное финансирование, но необходимые средства в Турции отсутствовали. В начале 1994 года страну поразил острый финансово-экономический кризис, и правительство было вынуждено прибегнуть к жестким мерам экономии. Турецкие инвестиции в этих странах резко сократились. Кроме того, качество большинства турецких товаров уступало европейским изделиям, и объем экспорта из Турции в центрально-азиатские государства стал неуклонно снижаться. Надежды Турции на то, что она станет главным политическим и экономическим партнером государств Центральной Азии, не оправдались.

Тогда Анкарой была сделана ставка на использование своего географического положения как транзитера энергетических ресурсов из государств – участников СНГ в Евросоюз. Этот этап продолжается и в настоящее время.

Практически не имея собственных энергетических ресурсов, Турция остро заинтересована в обеспечении своего доступа к богатой нефтегазовой базе России и Каспийского региона для гарантированного удовлетворения потребностей турецкой экономики в нефти и газе. Сейчас Турция ежегодно импортирует энергоресурсов на сумму 55–60 млрд долларов. Будучи одним из крупнейших в Европе импортеров газа, в 2014 году только из России Анкара получила 26,7 млрд куб. м этого топлива. Кроме того, Турция покупает газ также в Азербайджане, Иране и в виде сжиженного природного газа (СПГ). Однако объемы, закупаемые у этих поставщиков, невелики. Так, в 2014 году Анкара купила 5,3 млрд куб. м газа у Азербайджана, 8,9 млрд куб. м – у Ирана и 8 млрд куб. м СПГ.

С учетом уникального географического положения Турции на стыке Европы и Азии руководство страны приняло решение попытаться превратить ее в основной коридор транспортировки в Европу азербайджанских энергоресурсов, казахстанской нефти и туркменского газа и, как показывают события последних месяцев, ближневосточного энергосырья (из Сирии и Ирака). Тем самым Анкара планирует добиться прочного влияния в Закавказье и Центральной Азии, повысить стратегическую значимость Турции на Ближнем Востоке, а также в Европе. Для Турции энерготранзит – это возможность давления как на страны – импортеры энергосырья, в первую очередь Евросоюз, так и на страны-экспортеры путем платы за транзит, предоставления скидок на ресурсы, поставляемые для самой Турции. Характерна в этой связи история переговоров с Россией по проекту «Турецкий поток».

Как заявляют некоторые эксперты, при переговорах с экспортерами газа Турция пытается договориться об изменении своего статуса транзитера на статус поставщика, т.е. заявляет о стремлении закупать товар в газодобывающих странах и перепродавать его в Европу уже от своего имени, при этом в случае несогласия на это экспортера Анкара может отказать ему в транзите.

Торгово-экономические отношения Турции с Беларусью, Молдовой и Украиной развивались весь этот период поступательно, отражая стремление Анкары максимально расширить свое присутствие на рынках товаров и услуг этих государств.



Торгово-экономические отношения Турции и Азербайджана
По заявлениям Анкары, Южный Кавказ представляет собой особую зону турецких интересов. Азербайджан – главный партнер Турции в этом регионе, да и во всей зоне тюркского языкового пространства. Между государствами подписано около 100 различных соглашений, в том числе Договор о дружбе и партнерстве (1995 год) и Декларация о стратегическом сотрудничестве (1997 год). Договорная база двусторонних торгово-экономических отношений Турции и Азербайджана состоит из 40 документов, направленных на расширение экономического сотрудничества, основными из которых являются Соглашение о развитии экономического и технического сотрудничества (1992 год), Соглашение о взаимном поощрении и защите инвестиций (1994 год) и Договор о предотвращении двойного налогообложения (1994 год).

За 2009–2014 годы экспорт Турции в Азербайджан вырос примерно на 70 %, импорт – в 5 раз. Тем не менее в торговле с Азербайджаном у Турции устойчивое положительное сальдо – ее экспорт превышает импорт в 2,5–3 раза. В 2014 году турецкий экспорт в Азербайджан сократился почти на 14 %, импорт – на 5 % (табл. 1).

По данным Статкомитета СНГ за 2014 год, в азербайджанском экспорте Турция занимает 14-е место, в импорте – 2-е (после России). Турецкая доля в импорте Азербайджана почти «догнала» российскую: в 2013 году она составила 13,7 %, доля России – 14 %, в 2014 году –14 и 14,3 % соответственно.



Таблица 1

Внешняя торговля Азербайджана в 2009–2014 годах


Показатели

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Товарооборот

Всего, млрд долларов

в том числе с Турцией, %


20,824

5


27,961

3,4


36,327

4,8


33,561

6,3


34,688

5,7


31,017

5,8

Экспорт

Всего, млрд долларов

в том числе в Турцию, %


14,701

0,7


21,36

0,8


26,571

1,7


23,908

2,5


23,975

2,2


21,829

2,3

Импорт

Всего, млрд долларов

в том числе из Турции, %


6,123

14,8


6,607

11,7


9,756

13,3


9,653

15,8


10,713

13,7


9,188

14

Источник: Статкомитет СНГ.
До 80 % азербайджанского экспорта в Турцию составляет минеральное топливо (нефть и нефтепродукты, газ), 5–10 % – пластмассы и изделия из них, 7–9 % – алюминий и изделия из него.

Импорт из Турции на 30–35 % состоит из различного оборудования и механических устройств, 12–18 % приходятся на изделия из черных металлов, 7–10 % – на изделия из пластмасс, 5–6 % – на автомобили и автозапчасти, ввозятся также обувь, одежда и т.д.

По информации Министерства экономики Турции, по состоянию на начало 2014 года турецкие строительные компании реализовали в Азербайджане 321 проект общей стоимостью 7,5 млрд долларов.

По той же информации, ПИИ Турции в Азербайджане составляют 7 млрд долларов, азербайджанские ПИИ в Турции – 4 млрд долларов; по данным азербайджанских СМИ – 6 и 5 млрд долларов соответственно.

В настоящее время в Азербайджане осуществляют деятельность более 2 600 турецких компаний (работающие в них турки составляют 25 % всех работающих в Азербайджане иностранцев). В Турции – около 1 600 азербайджанских фирм.

Турецкие инвестиции в Азербайджане направлены в основном в самые прибыльные предприятия, доля турецкого капитала (правда, не самая большая – от 5 до 19 %) присутствует во всех международных консорциумах, связанных с разработкой азербайджанских месторождений нефти и газа и их доставкой на мировые рынки. Во всех пяти международных консорциумах, связанных с азербайджанским нефтегазовым сектором, имеется доля турецкого капитала: в проекте Баку Тбилиси Джейхан (нефтепровод) 6,53 %; в проекте «Азери Чыраг Гюнешли» (разработка трех нефтяных месторождений на каспийском шельфе) 6,75 %; в проекте «Шах-Дениз» (добыча газа) 19 %; в проектах по добыче нефти «Кюрдашы» и «Араз Алов Шерг» 5 и 10 % соответственно.

Экономическое благополучие Азербайджана во многом зависит от стабильности поставок углеводородов на мировые рынки. Переговоры по строительству нефтепровода Баку – Джейхан (порт на турецком побережье Средиземного моря) для транспортировки на экспорт в Европу основных объемов азербайджанской нефти начались в середине 1990-х годов. Для повышения коммерческой привлекательности проекта планировалось расширить проект за счет нефти из Казахстана путем строительства транскаспийского нефтепровода Актау – Баку, однако из-за его высокой стоимости, неизбежных политических осложнений и экологических рисков это предложение не вызвало энтузиазма у Астаны. Приоритетом для Казахстана, несмотря на неоднократные заявления Анкары о невозможности значительного увеличения экспорта нефти через Босфор, остался проект Тенгиз – Новороссийск. Нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан был сдан в эксплуатацию 13 июля 2006 года. С этой даты и до 1 ноября 2015 года по нему было доставлено и переотправлено на экспорт 285 млн тонн азербайджанской нефти. Общая протяженность трубопровода составляет 1 769 км (азербайджанская часть – 443 км, грузинская – 250 км, турецкая – 1 076 км), годовая пропускная способность – 50 млн тонн.

В январе 2007 года был сдан в эксплуатацию газопровод Баку – Тбилиси – Эрзурум. Первая часть трубопровода длиной 690 км, проходящая по территориям Азербайджана и Грузии, составляет Южнокавказский трубопровод (ЮКТ), вторая часть от границы Грузии и Турции до Эрзурума длиной 280 км принадлежит турецкой государственной нефтегазовой компании БОТАС. По ЮКТ Азербайджан поставляет в Турцию около 5 млрд куб. м газа в год.

Менее известно, что значительная часть валютных доходов Азербайджана от нефтегазового экспорта направляется в Турцию в виде капиталовложений. Таким образом, за последнее время Азербайджан стал постепенно превращаться в крупнейшего инвестора в турецкий ТЭК и экономику страны в целом.

В 2008 году крупнейшая в Азербайджане корпорация – Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР, SOCAR) приобрела у турецкого правительства за 2,04 млрд долларов контрольный пакет (51 %) акций самой крупной в нефтехимической промышленности Турции компании Petkim Holding, созданной в 1965 году. Для управления этим холдингом учреждена компания SOCAR Turkiye Enerji. В 2012 году она выкупила остальные принадлежавшие турецкому государству 10 % акций за 0,168 млрд долларов. В настоящее время долевое участие SOCAR Turkiye Enerji в холдинге Petkim составляет 61 %. Petkim Petrokimya Holding производит пластиковые упаковки, ткани, ПВХ, моющие средства, являясь единственным в Турции производителем подобной продукции, четверть которой компания экспортирует.

Благодаря азербайджанским инвестициям полуостров Петким рядом с городом Измир становится индустриальным и логистическим центром, имеющим стратегическое значение в экономике Турции. За 2008–2018 годы в него будет вложено более 10 млрд долларов. В октябре 2011 года SOCAR Turkiye Enerji заложила здесь фундамент нефтеперерабатывающего завода STAR. Генеральным подрядчиком по строительству завода выступает консорциум компаний Tecnicas Reunidas SA (Испания), Saipem SpA (Италия), GS Engineering & Construction (Южная Корея) и Itochu (Япония), с которым в мае 2013 года был подписан контракт EPC (Engineering, procurement and construction). Общая инвестиционная стоимость проекта STAR составляет 5,6 млрд долларов. Из них 2,4 млрд долларов финансируются за счет собственных ресурсов SOCAR, остальные 3,2 млрд долларов – 23 коммерческими банками, с которыми в июне 2014 года SOCAR Turkiye Enerji подписала кредитные соглашения о финансировании строительства нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) STAR. Мощность НПЗ составит 10 млн тонн нефти в год. На заводе планируется осуществлять переработку нефти сортов Azeri Light, Kerkuk и Urals. Строительство завода позволит обеспечить сырьем нефтехимический комплекс Petkim и обеспечить SOCAR выход на средиземноморский рынок со своим дизтопливом и авиакеросином, а также сырьем для химической промышленности. SOCAR Turkiye Enerji приступила к строительству морских причалов, предназначенных для обслуживания НПЗ STAR, которое планируется завершить в мае 2017 года. На территории НПЗ STAR завершается строительство контейнерного порта Петким, который станет крупнейшим в Турции.

Освоение новых месторождений на шельфе Каспийского моря, в первую очередь Шах-Дениз с ресурсами более 1,2 трлн куб. м газа, позволило Азербайджану быстро нарастить добычу этого топлива. Однако по факту добыча газа на месторождении Шах-Дениз сокращена, а ввод в строй второй очереди перенесен с 2014–2016 годов на 2017 год. Появившиеся у Азербайджана излишки газа продаются в небольших количествах в Турцию и Грузию, некоторые объемы приобретает и Россия (в 2013 году – 1,4 млрд куб. м, в 2014 году – 0,21 млрд куб. м). Но в целом объем экспорта пока не превышает 6–6,5 млрд куб. м в год.

В начале 2000-х годов рассматривалась реализация проекта «Набукко», который (по инициативе ЕС) предусматривал строительство в Центральную Европу через турецкую территорию газопровода из Азербайджана, Туркменистана и Ирана, а позднее – Ирака и Узбекистана, но по ряду причин в 2013 году был аннулирован. В результате Азербайджаном был сделан выбор в пользу сотрудничества с Турцией.

В апреле 2011 года ГНКАР и БОТАС подписали соглашение об условиях транзита азербайджанского газа через Турцию. Изначально рассматривался вопрос о модернизации существующих мощностей БОТАС для организации транзитных поставок. Позднее этот вариант был признан неприемлемым, так как не обеспечивал достаточный объем прокачки. В итоге в декабре 2011 года Азербайджан и Турция подписали меморандум о взаимопонимании по созданию консорциума, который будет строить новый Трансанатолийский трубопровод (ТАНАП) для поставок азербайджанского газа в Турцию и Европу.

Пакет документов по проекту ТАНАП был подписан 26 июня 2012 года. Газопровод ТАНАП пройдет параллельно действующему газопроводу Баку – Тбилиси – Эрзурум. Он будет состоять из системы газопроводов общей протяженностью 1 800 км, в которую войдут короткий морской участок, соединительные линии, крановые узлы, станции очистки, измерительные и компрессорные станции и прочая инфраструктура. ТАНАП предназначен для транспортировки азербайджанского газа со второй очереди месторождения Шах-Дениз от грузино-турецкой границы до западных границ Турции. Стоимость проекта оценивается в 10–11 млдрд долларов. В проекте ТАНАП 30 % принадлежат турецкой БОТАС, 58 % – SOCAR и 12 % – британской BP, партнерское соглашение между этими компаниями подписано 13 марта 2015 года. Строительство азербайджанского участка ведется с 2014 года, а строительство ТАНАП на турецкой территории началось 17 марта 2015 года.

Изначально пропускную способность ТАНАП заявляли как 20 млрд куб. м в год сразу на этапе запуска и до 40 млрд куб. м после строительства второй параллельной нитки к 2020 году. Сейчас же о второй нитке речи пока нет, а мощность первой снижена до 16 млрд куб. м. Первый газ по ней ожидается не ранее 2018 года, а выход на полную проектную мощность намечен на 2019–2020 годы. Таким образом, по газопроводу планируется поставлять 16 млрд куб. м в год, в том числе 6 млрд куб. м – в западные регионы Турции, 10 млрд куб. м – далее в Европу. Для поставки азербайджанского газа на европейский рынок планируется строительство продолжения ТАНАП – Трансадриатического газопровода (ТАП) – от турецко-греческой границы до Италии через Грецию, Албанию и Адриатику. Выход на ежегодные поставки по нему до 10 млрд куб. м азербайджанского газа планируется к 2020 году.

По прогнозам турецких аналитиков, азербайджанские инвестиции в энергетический сектор Турции к 2018 году составят около 15 млрд долларов, в то время как инвестиции самих турецких компаний не превысят 3 млрд долларов. Со строительством ТАНАП общий объем инвестиций Азербайджана в экономику Турции достигнет 20 млрд долларов.

Предполагается, что по TANAP пока будет прокачиваться только азербайджанский газ, хотя изначально на переговорах обсуждался и вопрос об участии Туркменистана.

После провала реализации проекта «Набукко» и отказа России (из-за препятствий, созданных Еврокомиссией) от строительства «Южного потока» через Болгарию Евросоюз, пытающийся проводить политику диверсификации поставок газа на свою территорию и вынужденный в срочном порядке искать новые варианты газоснабжения Юго-Восточной Европы, приветствовал начало реализации ТАНАП. После 2020 года ЕС рассчитывает на увеличение пропускной способности ТАНАП за счет туркменского газа. Для этого, однако, требуется достичь договоренности с Туркменистаном и построить газопровод по дну Каспийского моря.

Большинство экспертов полагают, что прокладка газопровода через Каспий невозможна – его дно с юридически точки зрения не поделено между прикаспийскими странами, поэтому Россия и Иран будут блокировать прокладку любого трубопровода по дну Каспийского моря. Азербайджан и Туркменистан же считают, что подводное строительство – это суверенное право каждого из прикаспийских государств по принадлежащим им участкам моря, а потому такие проекты могут осуществляться и без согласия остальных членов «каспийской пятерки». Между тем китайское агентство «Синьхуа» сообщает, что Туркменистан завершает строительство газопровода «Восток – Запад» длиной 773 км мощностью 30 млрд куб. м газа в год. Этот трубопровод прокладывается с востока страны от месторождений Довлетабад и Южный Иолотань до Каспийского моря. Таким образом, проект Транскаспийского газопровода может получить «второе дыхание», потянув за собой расширение и ТАНАП, и ТАП.

Кроме того, в рамках переговоров о создании одного из коридоров «нового Шелкового пути» из Китая в Европу Турция и Китай договорились о совместном использовании автомобильных дорог, и в феврале 2016 года стороны планируют подписать соглашение по этому вопросу. На фоне проблем с перевозкой грузов через Иран Азербайджан имеет большой потенциал для того, чтобы стать транзитной страной для автотранспортных перевозок из Турции в Туркменистан, другие государства Центральной Азии, Китай и в обратном направлении через Каспий судами типа «ро-ро».

Многообещающим транзитным маршрутом товаров из Китая в Европу как для Азербайджана, так и Турции может стать железная дорога Баку – Тбилиси – Карс (Турция), строительство которой завершается. Пиковая пропускная способность коридора составит 17 млн тонн грузов в год. На начальном этапе этот показатель будет находиться на уровне 6,5 млн тонн грузов. Ведутся переговоры по организации железнодорожного контейнерного сервиса по маршруту Китай – Казахстан – Азербайджан – Грузия – Турция через Каспий с использованием мощностей портов Актау и Баку и далее через Грузию на Карс.

Также ведутся переговоры по реализации проекта Трансевразийской высокоскоростной информационной магистрали (TASIM), инициированного в 2008 году Азербайджаном. Проект ставит целью соединить страны Европы и Азии транснациональной волоконно-оптической линией связи и устранить «информационную пропасть» между странами Западной Европы и Тихоокеанского бассейна. В 2009 году проект был одобрен на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, и к нему присоединились Израиль, Турция, Грузия, Беларусь, Молдова, Афганистан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Шри-Ланка и Новая Зеландия. В 2010 году Азербайджан создал рабочую группу, а затем азербайджанская сторона пригласила обсудить концепцию проекта ведущие телекоммуникационные компании – China Telecom (Китай), Rostelecom (Россия), Turktelekom (Турция) и Pantel (ЕС). По итогам встречи партнеры договорились начать работу по созданию консорциума TASIM.

Проект предусматривает создание первой транзитной линии связи от Гонконга до Франкфурта по территориям Китая, Казахстана, Азербайджана, Грузии, Турции до Германии, второй линии – по территориям России, Украины и Польши.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница