Исполнитель: /Ошуркова И. Л




Скачать 493.9 Kb.
страница1/3
Дата29.04.2016
Размер493.9 Kb.
  1   2   3






ООО «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА»

THE INSTITUTE FOR URBAN ECONOMICS

Исполнитель: _____________________________ /Ошуркова И.Л./


Рецензент: _______________________________/Мисихина С.Г./


О Б З О Р

социальных отчетов

организаций электроэнергетики

Москва 2007

Обзор социальных отчетов электроэнергетики составлен Институтом экономики города в рамках Договора № 09-0907/00ТП от 12.09.2007г. с Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики.

Исполнитель: Ошуркова И.Л. Рецензент: Мисихина С.Г.

СОДЕРЖАНИЕ



Часть 1. Международные и общероссийские тенденции последнего времени в практике социального партнерства бизнеса и общественности………………………………………

3

Международные тенденции………………….…………………….

3

Общероссийские тенденции………………………………………..

5

Часть 2. Опыт реализации социальной ответственности бизнеса на примере социальных отчетов электроэнергетических компаний. Выводы и рекомендации по расширению сферы совместных интересов и укреплению социального партнерства в отрасли…………………………….

12

Основные принципы и методология нефинансовых отчетов электроэнергетических компаний………………………………….

13

Новые подходы ведения социально ответственного бизнеса (на примере крупной российской компании)………………………….

15

Отчет о выполнении условий Отраслевого тарифного соглашения (ОТС) – эффективный инструмент нефинансовой отчетности в электроэнергетике……………………………………

16

Приоритетные направления социальной политики в электроэнергетике и пути повышения ее результативности

17

Показатели и критерии социального вклада электроэнергетических компаний в решение общественно-значимых проблем

18

Особенности нефинансовой отчетности отрасли на современном этапе

19

О государственной политике в области устойчивого развития как проблемном факторе для социально ответственного бизнеса

20

Выводы и рекомендации по расширению сферы совместных интересов и укреплению социального партнерства в отрасли

21

Список рекомендуемой литературы……………………………….

24

Источники информации в Интернете……………………………...

24

Часть 1. Международные и общероссийские тенденции последнего времени в практике социального партнерства бизнеса и общественности

Особенности развития российской национальной экономики в последнее время формируют пристальное внимание общественности к новым механизмам отношений между властью, бизнесом и обществом. На протяжении последних пяти лет в России заметно повысился интерес к теме корпоративной социальной ответственности (КСО). Это связано не только с появлением возможности участия бизнеса в управлении государством, но и с объективными процессами, происходящими во всем мире.



Международные тенденции

Самые известные международные инициативы в развитых странах Европы и Америки в области социальной ответственности бизнеса появились в 1990-х годах. Это, прежде всего, Глобальный Договор ООН, который объединил ведущие социально-ответственные корпорации мира на основе десяти принципов ответственного ведения бизнеса. По данным на март 2007 года Глобальный Договор подписали 3 300 организаций из более чем 100 стран мира. Руководители корпораций, участвующих в Глобальном Договоре, считают, что предприятия должны поддерживать и соблюдать права человека; свободу объединений и признания на деле права на заключение коллективных договоров; выступать за ликвидацию любой дискриминации в сфере труда и занятости; отвечать за состояние окружающей среды и способствовать экологии; противодействовать всем формам коррупции.

На мировом уровне различные международные организации, среди которых ООН, ОЭСР, Европейский союз и другие, активно поддерживают усилия бизнеса по повышению его социальной ответственности. Результатом этого, как правило, становится устойчивое развитие бизнеса и общественная значимость его добровольных усилий и инициатив.

В мае 2006 года ООН на своем высшем исполнительном уровне одобрила принципы ответственного инвестирования – инициативу, выдвинутую большой группой банков, страховых и инвестиционных фондов и компаний – Финансовую инициативу ЮНЕП (UNEP). По состоянию на август 2007 года эта группа банков и компаний насчитывала уже около 240 участников – крупнейших финансовых учреждений мира, общий объем активов которых превышает 4 триллиона долларов США. Ответственные финансисты и инвесторы обязались соблюдать принципы социально и экологически ответственного финансирования и инвестирования следующим образом (из одобренного Кодекса социально ответственного инвестирования):

1. Мы включим вопросы, касающиеся ЭСКУ (экологические, социальные и корпоративные вопросы управления), в процессы проведения анализа инвестиционной политики и принятия решений.

2 . Мы будем активными собственниками и включим касающиеся ЭСКУ вопросы в нашу политику и практику в области владения.

3 . Мы будем добиваться получения соответствующей информации по касающимся ЭСКУ вопросам от организаций, в которые мы инвестируем наши деньги.

4 . Мы будем оказывать содействие в принятии и осуществлении принципов в инвестиционной деятельности.

5 . Мы будем сотрудничать в деле повышения эффективности осуществления Принципов.

6 . Мы все будем представлять доклады о нашей деятельности и о достигнутом прогрессе в деле осуществления Принципов.

Все большее значение приобретает международная инициатива по транспарентности в добывающих отраслях промышленности (EITI). Она направлена на обеспечение прозрачности частных и государственных доходов и платежей в добывающем секторе промышленности, объединяя одновременно крупнейшие добывающие и перерабатывающие компании и правительства. Сейчас об участии в EITI объявили 22 страны: 14 африканских (в основном из экваториальной части континента), три латиноамериканские, Монголия, Восточный Тимор и три бывшие республики Советского Союза (Азербайджан, Казахстан и Киргизия), в число доноров влились Германия и Норвегия.

Активно внедряется Глобальная инициатива в области отчетности (Global Reporting Initiative, GRI) по устойчивому развитию компаний всех видов деятельности и размеров. Сегодня по международному стандарту GRI отчитывается уже около 2000 ведущих, в том числе транснациональных, компаний мира. Среди них и около 50-ти российских.

Основным фундаментальным условием успешного бизнеса в XXI веке разработчики международных стандартов отчетности - британский Институт социальной и этической отчетности (AccountAbility) - считают диалог, или, другими словами, взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами. Именно на этом принципе построена философия подотчетности, которая предлагает компаниям не только нести ответственность (responsibility) перед своими стейкхолдерами, но и в обязательном порядке публиковать свою социальную (не связанную напрямую с производственной деятельностью) нефинансовую отчетность. При этом такая отчетность отличается от традиционной наличием постоянно действующей обратной связи со всеми заинтересованными в деятельности компании сторонами. Компаниям рекомендуется регулярно выслушивать своих стейкхолдеров и быстро реагировать на их ожидания. Поняв потребности внешнего окружения, менеджмент сможет построить более перспективную стратегию развития организации. Таким образом, стейкхолдеры компании становятся участниками управления компанией.

Успешно развивающиеся компании все больше осознают взаимосвязь, существующую между проблемами сохранения окружающей среды, социальными и экономическими вопросами. Бизнес все яснее понимает невозможность найти решение этих проблем в одиночку. Взаимодействие со стейкхолдерами быстро превращается в жизненно важный инструмент для развития и для понимания того, что именно «устойчивое развитие» означает для компаний, как оно может создавать добавленную стоимость и увеличивать жизнеспособность их дела. Обосновывая эту точку зрения, компании признают, что для того, чтобы быть эффективным, взаимодействие со стейкхолдерами должно перерасти рамки инструмента управления рисками. Оно должно превратиться в один из основных элементов корпоративного стратегического планирования. Это, в частности, означает важность вовлечения в процесс внутренних стейкхолдеров – специалистов в головном и региональных офисах, профессиональных союзов и менеджмента. Это нужно для того, чтобы определить общий интерес и возможности для эффективного участия заинтересованных сторон в процессе.

Большинство международных инициатив рассматривает устойчивое развитие компаний как основную цель социальной ответственности компаний в его триедином измерении: экономическом, экологическом и социальном (Triple Bottom Line). Именно устойчивый рост производства, неразрывно связанный со снижением нагрузок на окружающую среду и соответствующим ростом социального благополучия занятых работников и социальной поддержки населения регионов своего присутствия становится главной идеологией современного «капитализма с человеческим лицом».

В результате обсуждения роли правительств стран-членов ООН на саммите Глобального договора ООН в Женеве 6 июля 2007 года по поддержке ответственного корпоративного гражданства в своих странах, «круглый стол» Правительств-участниц саммита рекомендовал следующие направления деятельности национальных Правительств в области продвижения ответственного корпоративного гражданства:



  1. Создание благоприятных условий: Правительства создают необходимые условия для обсуждения и развития вопросов корпоративной ответственности. В том числе путем поддержки выдающихся примеров в этой области, а также выражения своей поддержки принципов и методических руководств в области корпоративного гражданства.

  2. Повышение осведомленности: Правительства могут активно привлекать общественное внимание к общим вопросам, аспектам деятельности и выгодам корпоративной ответственности, а также стимулировать общественное обсуждение в этой области.

  3. Продвижение: Правительства могут специально, как отмечать лучшие практики в этой области (например, путем присуждения наград), так и приглашать бизнес и более широкий круг заинтересованных лиц к участию в добровольных программах по корпоративной ответственности, различных проектах, а также инициативах, таких, как Глобальный договор ООН.

  4. Развитие инструментов: Принимая во внимание, что бизнес сектор иногда нуждается в соответствующей ориентации, Правительства могут оказывать помощь в развитии программ корпоративной ответственности, методических руководств и общественного признания специальной деятельности по развитию предпринимательского подхода в этой области, а также корпоративной ответственности в малом и среднем бизнесе.

  5. Финансовая поддержка: В случае наличия соответствующих ресурсов, Правительства могут направлять ресурсы на поддержку добровольных инициатив для максимизации их эффекта.

Общероссийские тенденции

Начало активной фазы разработки концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса в России можно отнести к 2000-2001 годам, чему способствовали наметившаяся экономическая и политическая стабильность в стране, рост производства и активный выход российских компаний на международные рынки. Поворотным для развития социальной ответственности стал 2004 год, когда при активном участии СМИ, бизнес-ассоциаций (Российский Союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Ассоциация менеджеров России, Торгово-Промышленная палата) и некоммерческих организаций (Агентство социальной информации, Институт экономики города) развернулось широкое обсуждение международных стандартов, норм и правил ведения социальной отчетности.

Впервые эта тема зазвучала с высоких трибун. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации весной 2004 года Президент России В.В.Путин отметил, что задачами для социально ответственного бизнеса являются «безусловная и полная уплата налогов, участие крупного бизнеса в реализации жизненно важных проектов, в том числе концентрация внимания на самых насущных для граждан страны проблемах».

Знаковым событием для России стало принятие Социальной Хартии российского бизнеса. В ноябре 2004 года РСПП на своем XIV съезде утвердил Социальную Хартию российского бизнеса и предложил всем членам российского делового сообщества присоединиться к ней. Хартия очерчивает направления и границы потенциального вклада компаний и бизнес-сообщества в целом в общественное развитие и представляет собой свод основополагающих принципов социально ответственной деловой практики, которые применимы в повседневной деятельности любой организации, вне зависимости от профиля деятельности и формы собственности. Основные принципы Социальной Хартии:



  • Экономическая и финансовая устойчивость;

  • Качество продукции, взаимоотношения с потребителями;

  • Взаимоотношения с работниками;

  • Права человека;

  • Экологическая безопасность;

  • Участие в развитии местного сообщества.

Хартия представляет собой своего рода стандарт ответственного ведения бизнеса для российских компаний. Социальная Хартия российского бизнеса официально признана ООН как соответствующая принципам Глобального договора. Социальную миссию бизнеса российские предприниматели видят в достижении устойчивого развития самостоятельных и ответственных компаний, которое отвечает долгосрочным экономическим интересам бизнеса, способствует достижению социального мира, безопасности и благополучия граждан, сохранению окружающей среды, соблюдению прав человека. Важнейшее условие экономического и социального благополучия страны – формирование солидарной ответственности государства, бизнеса и гражданина, при этом взаимоотношения бизнеса с государством и бизнеса с гражданским обществом должны строиться на правовой основе с привлечением внимания широкого круга общественности.

С момента принятия Социальной хартии российского бизнеса участниками Хартии стали более 200 организаций, объединяющих более 5 млн. работников, в том числе ОАО «РАО ЕЭС России». Именно РСПП активно содействовал развитию процесса нефинансовой отчетности и фактически стал одним из ведущих информационно-методических центров в этой области в России. В настоящее время РСПП создал и ведет Национальный регистр нефинансовых отчетов компании как единый общедоступный центр сбора и распространения информации, а также электронную библиотеку нефинансовых отчетов, размещенную в Интернете. РСПП инициировал и подготовил проект индикаторов, рекомендуемых для использования в нефинансовых отчетах в целях их большей сопоставимости. В июне 2006 года подготовлен на основе приобретенного опыта проект новой редакции Социальной Хартии, учитывающий современную корпоративную практику, мировые и отечественные тенденции в области корпоративной ответственности. В настоящее время новая редакция Хартии проходит процедуру публичного обсуждения.



Еще одно значимое событие 2004 года – публикация Доклада о социальных инвестициях России, подготовленного Ассоциацией менеджеров России (АМР) совместно с Программой развития ООН. Этот анализ роли бизнеса в общественном развитии России стал одной из первых аналитических публикаций по тематике корпоративной ответственности в России, доступной мировому экспертному сообществу. В 2006 году Ассоциация менеджеров России выразила консолидированную позицию своих членов, издав Меморандум «О принципах КСО 2006». Меморандум, не претендуя на всеобщую полноту, формулирует позицию топ-менеджеров России по текущему состоянию, в котором находится корпоративная социальная ответственность, излагает ключевые вопросы в сфере КСО, и дает перечень разделяемых ведущими менеджерами принципов КСО. Эти принципы не расходятся с общепринятыми в России и мире. К ним относятся:

  • Производство качественной продукции и услуг для потребителей;

  • Создание привлекательных рабочих мест, инвестиции в развитие производства и человеческого потенциала;

  • Неукоснительное выполнение требований законодательства: налогового, трудового, экологического и др.;

  • Построение добросовестных и взаимовыгодных отношений со всеми заинтересованными сторонами;

  • Эффективное ведение бизнеса, ориентированное на создание добавленной экономической стоимости и повышение национальной конкурентоспособности в интересах акционеров и общества;

  • Учет общественных ожиданий и общепринятых этических норм в практике ведения дел;

  • Вклад в формирование гражданского общества через партнерские программы и проекты общественного развития.

В России в последнее время все большее количество компаний переходят от позиции «мы производим продукт, нужный потребителю, и платим налоги, на этом наша ответственность заканчивается» к позиции открытой гражданской ответственности, причем добровольной. Здесь главными являются две основные причины. Первая – объективно возрастающая зависимость компаний-производителей от общественных условий своей деятельности в регионах присутствия. Регулярно проводимые исследования мировых компаний-лидеров в области КСО показывают, что эти компании в среднем тратят в этой области в год на добровольной основе от 0,5 до 1,5 % от своего оборота. В России, крупнейшие компании выделяют на эти же цели, называя их социальными инвестициями и благотворительностью, еще больше – около 2% от оборота. Вторая причина, мотивирующая компании к вложениям в эту «непроизводительную сферу» - осознание того, что в случае действительно системного внедрения КСО компаниям фактически удается внедрять систему управления нефинансовыми рисками, ядром которой является управление взаимодействием со своими заинтересованными сторонами (стейкхолдерами). Эти две основные тенденции изменений в области социального партнерства приводят и к последовательному совершенствованию систем корпоративного управления компаний, что положительно сказывается на имидже, деловой репутации и в конечном итоге на капитализации компаний. То есть в операционном плане компании несут дополнительные непроизводительные затраты, но в конечном итоге выигрывают за счет роста стоимости компаний. И зачастую темпы роста капитализации существенно опережают рост затрат на КСО.

Среди основных направлений деятельности компаний, поддерживаемых мероприятиями КСО с использованием соответствующих управленческих процедур и показателей экономической, социальной и экологической результативности, выделяют следующие:



- корпоративное развитие - проведение реструктуризаций и организационных изменений с участием представителей высшего менеджмента компаний, их персонала и общественных организаций;

- экологическая политика и использование природных ресурсов;

- эффективное развитие персонала;



- здоровье и безопасность на рабочем месте;

- взаимодействие с местными органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем;

- сотрудничество с поставщиками и покупателями своей продукции и услуг;

- PR-обеспечение всех выше перечисленных направлений и другие.

Таким образом, КСО становится многовекторным фактором влияния на компанию и, что крайне важно, на всю систему корпоративного управления. Инструментарий КСО в корпоративном управлении российских компаний представлен следующим комплексом взаимосвязанных элементов:



  • Миссия и ценности, Кодекс корпоративной этики

  • Стратегия компании, в том числе цели устойчивого развития (экономические, экологические и социальные)

  • Концепция управления нефинансовыми рисками и взаимодействия со стейкхолдерами

  • Мероприятия по КСО и устойчивому развитию

  • Социальная (по устойчивому развитию) отчетность

  • Коммуникации (PR, Интернет и др.).

Многие компании-лидеры в области КСО существенно совершенствуют организацию и технологии своего менеджмента и корпоративного управления, создавая специальные департаменты по управлению нефинансовыми рисками и отчетности в области КСО и устойчивого развития (например, РАО «ЕЭС России»), а также учреждая специальные комитеты при своих советах директоров, которые возглавляют исполнительные или специально приглашаемые независимые директора.

Практическое применение КСО приводит компании к межсекторному сотрудничеству – социальному партнерству, понимаемому в более широком смысле, чем это предусмотрено современным Трудовым Кодексом. Развивая процесс социального партнерства власти, бизнеса и гражданского общества, КСО рассматривается в качестве важнейшего инструмента межсекторного социального партнерства, долевого финансирования проектов и поддержки различных гражданских инициатив. Большинство применяемых международных стандартов в этой области нацеливают компании на активное применение теории стейкхолдеров и проведение диалогов с ними при разработке своих стратегий и отчетности. Для России это особенно важно в условиях высокой разобщенности интересов власти, бизнеса и гражданского общества. Состояние социального (межсекторного) партнерства с использованием возможностей, предоставляемых КСО, в России на разных уровнях государственного управления в настоящее время крайне неравномерно и зачастую фрагментарно.

На местном – муниципальном уровне оно находится пока что в зачаточном состоянии. Имеются только отдельные положительные примеры, такие как фонды местных сообществ - в настоящее время в России действуют более 28 таких фондов на территории от Калининграда до Дальнего Востока, или частно-государственные партнерства в области коммунального хозяйства в Перми, Омске и Сызрани. Очень многое будет зависеть от хода реформы местного самоуправления в стране. Если муниципалитеты в результате получат реальные полномочия и экономические, в том числе финансовые, возможности, то социальное партнерство местном уровне станет реальностью.

На областном/краевом уровне во многих регионах уже налицо реальная работа по использованию КСО в объединении усилий власти, бизнеса и гражданского общества для решения сложных региональных социальных, инфраструктурных и экологических проблем. Необходим активный процесс аккумулирования наиболее удачного опыта и его общероссийское распространение. Пока этим занимаются только несколько российских НКО.

На федеральном уровненалицо очевидная недооценка возможностей КСО и социального партнерства со стороны федеральных органов власти и отсутствие государственной политики в этих областях.

С одной стороны, в Посланиях Президента РФ в последние годы неоднократно указывалось на значимость социальной ответственности бизнеса для развития страны. Однако, с другой стороны, на уровне Правительства РФ не предпринималось никаких существенных решений и не проводилось никаких значимых мероприятий в этой области в развитие этих положений. Ситуация с федеральной политикой в области КСО сродни экологической политике: как и в экологической области, с повышением социальной ответственности бизнеса согласны все, однако ничего похожего на единую государственную политику здесь не формируется. Сейчас в экологической области в России действуют семь федеральных правительственных организаций, а единой и последовательной природоохранной государственной политики как не было, так и нет: каждый орган реализует свою подфункцию, но без необходимой общей координации. Тоже самое происходит и в области КСО, но с одной лишь разницей, – при общей «на словах» поддержке ни одному федеральному ведомству не вменены в обязанности функции развития КСО, как, впрочем, и устойчивого развития бизнеса, регионов и страны в целом.

Последний раз концепция устойчивого развития России рассматривалась на высшем государственном уровне в декабре 1997 года. Решение Йоганнесбургского мирового саммита по устойчивому развитию, обязывающее все государства, подписавшие его итоговый документ, разработать и использовать национальные стратегии устойчивого развития, начиная с 2005 года, Россия не выполнила. В правительстве РФ в результате административной реформы было ликвидировано последнее структурное подразделение, отвечающее за устойчивое развитие. На федеральном уровне нет никакой координации и в области участия российского бизнеса в Глобальном договоре ООН и так далее. Декларация саммита «Рост и ответственность в мировой экономике», принятая главами государств и правительств стран «Группы восьми» в Хайлигендамме 7 июня 2007 года, дающая рекомендации правительствам стран «большой восьмерки» в области КСО и устойчивого развития, так и не рассматривалась на предмет реального внедрения хотя бы части ее рекомендаций.

Интересно также отметить, что проблемы развития КСО и социальной (по устойчивому развитию) отчетности являются в последние годы предметом обсуждения и изучения также со стороны специальных комиссий и групп депутатов в Государственной Думе и в Федеральном собрании. Однако все эти вопросы остаются пока что на уровне общей экспертной дискуссии.

Естественно, важно, каким образом в этих непростых условиях другие контрагенты, действующие в обществе, реагируют и взаимодействуют с компаниями для достижения наивысшей эффективности от социально и экологически значимых мероприятий бизнеса. Этими «другими контрагентами» выступают гражданское общество (преимущественно некоммерческие организации, НКО). В последнее время НКО активно участвуют и поддерживают большинство инициатив бизнеса в области корпоративного гражданства и регулярно выступают партнерами бизнеса по разным проектам и программам, направленным на решение и поддержку исключительно полезных для различных регионов и слоев населения инициатив.

В 2004-2005 годах были образованы первые клубные объединения, которые во многом стали формировать информационное поле вокруг концепции КСО. Среди постоянно действующих экспертных площадок следует отметить Деловой Клуб по развитию нефинансовой отчетности, в организации которой приняли участие Агентство социальной информации, Институт экономики города и РСПП; Клуб Института корпоративного развития Группы компаний РЕНОВА.

Общественный контроль и мониторинг за деятельностью компаний в экологической сфере осуществляют экологические организации. Так, Межрегиональная Общественная Организация содействия независимым природоохранительным инициативам (МОО НеСПИ) в течение нескольких лет составляет рейтинг «Экологическая ответственность крупнейших предприятий России». Международный социально-экологический союз (МСоЭС) и Независимое экологическое рейтинговое агентство (НЭРА) уже пять лет регулярно публикуют рейтинг крупнейших российских компаний, оценивая степень их воздействия на окружающую среду. Место в этом списке, надеются эксперты-экологи, будет влиять на оценку эффективности бизнеса, на уровень инвестиций и котировку акций предприятий. В последнее время экологи расширили поле своего внимания, включив в рейтинг показатели социально ответственного ведения бизнеса. В апреле 2007 года впервые были обнародованы результаты оценки динамики воздействий производства на природу в период с 2000 по 2005 гг. В основе данных лежали социально-экологические рейтинги 100 крупнейших российских компаний и мониторинг социально-экологических факторов, влияющих на стоимость компаний. Расчеты показали, что самая низкая экологическая эффективность производства среди основных отраслей экономики принадлежит энергетике, нефтяной, угольной и газовой промышленности. Однако именно в этих отраслях отмечены наиболее высокие показатели положительной динамики, в отличие от пищевой промышленности и строительства. Современный российский рынок достаточно насыщен экологическими информационными показателями, такими как индекс «Экологическое цитирование», система мониторинга экологических конфликтов бизнеса, система экологических профилей предприятий (охватывает 700 предприятий крупнейших компаний страны), а также Российский эколого-экономический индекс - Russian Ecological-economic indeX (REX). Этот аналог биржевых индексов типа известного Доу-Джонса позволяет отслеживать экологичность предпочтений участников рынка ценных бумаг. По мнению экологов, эти инструменты представляют практический интерес для инвесторов, страховщиков, кредиторов, органов экологического контроля и общественности, и указывают на ведение социально ответственного бизнеса.

В 2006 году впервые Институтом социальной и этической отчетности (AccountAbility, Великобритания) и британской консалтинговой CSR-Network в рамках ежегодного мирового рейтинга был представлен рейтинг корпоративной ответственности российских компаний. Исследование 50 крупнейших российских компаний проведено Институтом AccountAbility совместно с его российским партнером – Международным проектным бюро «Деловая культура» при поддержке международной аудиторской компании PricewaterhouseCoopers. Исследование показало, что, хотя средний балл российского рейтинга корпоративной ответственности пока существенно отстает от мирового, отечественные лидеры бизнеса показали результаты, близкие к результатам лучших мировых компаний.

Существенным стимулом развития КСО в течение последних двух лет стали требования международных фондовых бирж к компаниям, выходящим на IPO. Российские компании все чаще фигурируют в списке крупнейших компаний мира, участвуют в крупных международных проектах, рассматривают планы альянсов с ведущими глобальными игроками. Международное бизнес-сообщество оценивает российский бизнес по меркам, которые предъявляются сегодня к лидерам мирового бизнеса. Крупнейшие рейтинговые агентства (Standard&Pool’s, Fitch Ratings и Moody’s Investors Service) при формировании кредитных рейтингов помимо оценки текущих финансовых показателей рассматривают и факторы долгосрочной устойчивости бизнеса, качество и прозрачность корпоративного управления, наличие социальной отчетности и других публичных механизмов информирования общества о деятельности компаний.

За последние 3-4 года процесс освоения российским бизнесом новых принципов социального партнерства и корпоративной ответственности, соответствующих мировым стандартам, принял необратимый характер. Корпоративная ответственность постепенно становится неотъемлемой частью системы социального партнерства, прогнозирования, управления рисками и формирования акционерной стоимости.

В связи с этим, вопросы социальной ответственности становятся одними из наиболее актуальных для советов директоров и правлений. Необходимо отметить, что современные мировые и российские тенденции развития партнерства бизнеса и общественности прямо указывают на то, что расширение сферы ответственности компаний так же неизбежно, как и расширение сферы их влияния. Бизнес действует под давлением, и развитие корпоративной социальной ответственности в бизнесе дает компаниям и всему бизнес-сообществу возможность не только отвечать на запросы власти и общества, но и активно влиять на социально-экономическое окружение.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница