Ипотечного кредитования доказала свою эффективность в решении важных социально-экономических задач, таких как решение жилищной проблемы, стабилизация финансовой системы и экономики в целом




Скачать 64.67 Kb.
Дата03.05.2016
Размер64.67 Kb.
Введение

В течение нескольких столетий своего развития система ипотечного кредитования доказала свою эффективность в решении важных социально-экономических задач, таких как решение жилищной проблемы, стабилизация финансовой системы и экономики в целом.

Надежность и работоспособность любых рыночных моделей перераспределения финансовых средств в значительной мере зависит от степени рискованности кредитных операций, которая, неизбежно возрастая с увеличением сроков кредитования, может быть снижена только путем создания надежных механизмов обеспечения возвратности кредитов. В этом качестве с древнейших времен и до наших дней наиболее часто выступает залог недвижимого имущества — ипотека. Зародившись до Нашей эры как альтернатива обеспечения обязательства личностью должника, которому в случае невозврата кредита грозило рабство, в новейших экономических формациях ипотека превратилась в мощный и всепроницающий инструмент инвестиционно-финансовой деятельности, стержневое звено в общем каркасе экономики промышленно развитых стран.

Изучение исторических корней и путей развития ипотеки в различных странах позволяет проследить взаимосвязи особенностей общественно-экономического развития каждой отдельной взятой страны с этапами эволюции и современными чертами ипотеки в ней и выделить общие, единые для всех стран и правовых систем принципы и подходы к организации ипотеки. Анализ конкретных примеров применения различных моделей ипотечного кредитования показал, что каждая из них находит свое применение в зависимости как от исторически сложившихся основ законодательства и организации кредитного дела, так и от современных тенденций деловой практики и законодательства.

Позитивный международный опыт развития стран с переходной экономикой показывает, что уверенный и постоянный экономический рост и увеличение спроса товаров на потребительском рынке можно обеспечить не манипуляциями с валютой, а, прежде всего опережающим ростом рынков недвижимости, капитала и кардинальным реформированием финансовой системы страны. Власть должна создать необходимые гарантии для повышения устойчивости конструкции ипотеки, разработав четкую политику по встраиванию в мировой экономический порядок хозяйственной, правовой, образовательной и торгово-политической среды обитания российского ипотечного бизнеса. Причем ясно и понятно объяснить эту политику широким слоям населения, восстановив их доверие к ипотеке и к государству.

Россия, вставшая на путь перехода к рыночной экономике немногим более десяти лет назад, в настоящее время остро нуждается в создании финансово-экономических механизмах обеспечения инвестиционного процесса, адаптированных к реалиям экономики переходного периода.

Ипотечное кредитование, во всех странах мира выполняющее роль одного из важнейших «локомотивов» инвестиционной деятельности, как представляется, могло бы и в России послужить решению проблемы катастрофической недоинвестированности экономики. Дополнительными стимулами для форсирования создания в Российской Федерации действенной системы ипотечного кредитования являются, с одной стороны, высокая социальная значимость кредитования строительства жилья для населения, а с другой - стремление вовлечь в этот процесс средства самого населения.

В России действует два вида ипотеки: социальная и коммерческая. Например, в основу жилищной программы «Свой дом» положена социальная ипотека. Привлекаются деньги крупных организаций. Последние также намерены участвовать в решении жилищных вопросов своих сотрудников. К ипотеке вполне можно отнести договоры купли-продажи с отсрочкой платежа. Более того, в российских условиях они получили гораздо более широкое распространение, чем ипотека в ее классическом понимании.

В Российской Федерации создан ряд условий для развития системы ипотечного кредитования, начинают складываться отношения между участниками системы. Интеграция зарождающихся и трансформирующихся элементов системы ипотечного жилищного кредитования, на основе мирового опыта и современных информационных технологий, должна стать ключевым звеном стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.

Первые попытки создания ипотечных банков в Российской Федерации относятся к 1992 году и с этого времени происходит процесс постепенного формирования нормативно-правовой базы, создание необходимой рыночной инфраструктуры и финансово-экономических механизмов ипотечного кредитования. Однако основополагающий для развития и функционирования ипотечных механизмов закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» удалось окончательно согласовать и принять лишь в 1998 году; таким образом, именно этот год можно считать фактической точкой отсчета в новейшей истории российской ипотеки, насчитывающей, таким образом, совсем немного лет.

Задача создания системы ипотечного кредитования в современной России появилась как одна из мер по решению жилищной проблемы. Впервые комплексная постановка этой задачи прозвучала в федеральной программе «Свой дом». Переход России от командно-административной системы хозяйствования к рыночной поставил перед федеральными органами власти и местными органами самоуправления вопрос о поисках внебюджетных источников финансирования жилищного строительства. К этому времени уже не только у представителей органов власти, но и у населения наступило осознание того, что жилье — это товар, поэтому решать жилищную проблему необходимо рыночными способами.

В работе изучены состояние и проблемы правового обеспечения ипотеки в России — ведь именно в правовых рамках функционирует любой экономический механизм. Таким образом, анализ существующего в данной сфере законодательства, выявление его недостатков и противоречий, выработка соответствующих предложений — все это необходимо как важ-ный элемент решения задачи построения работоспособных моделей организации ипотечного кредитования. Рассмотрены и оценены различные методы организации привлечения долгосрочных финансовых ресурсов российскими ипотечными кредиторами, осуществлен анализ основных ипотечных рисков и возможных способов их снижения, изучен вопрос о потенциальном объеме рынка ипотечного кредитования и его связь с уровнем доходов населения и государственной налоговой политикой, проанализированы наиболее важные инфраструктурные элементы процесса ипотечного кредитования.

Задача внедрения механизма ипотечного кредитования в России могла бы свестись к адаптации одной из действующих в мировой практике систем. Однако ни одна из западных моделей ипотечного кредитования к настоящему времени не получила широкомасштабного распространения в регионах Российской Федерации. Видимо, причиной неудач является недооценка экономических условий и специфики переходного периода экономики современной России. Научный анализ и реальная практика показывают, что вместо стратегии копирования следует придерживаться стратегии стадийного формирования рынка ипотечных кредитов с учетом российской специфики, предусматривающей вначале создание первичного, а лишь затем — вторичного рынка ипотечных кредитов. Данная стратегия подразумевает прохождение начальной стадии, в пределах которой потребуется использование промежуточных моделей ипотечного кредитования.

Стратегия поэтапного ипотечного кредитования в условиях переходной экономики использует промежуточные формы и предусматривает создание системы ипотечного кредитования снизу: вначале образования первичного рынка ипотеки, а лишь затем — формирование вторичного рынка. Первичной ячейкой системы ипотечного кредитования в переходной модели является муниципальная система. По мере интеграции системы от муниципального до национального уровня происходят стабилизационные экономические процессы, вызванные функционированием самой системы ипотечного кредитования. Каждый очередной этап не только участвует в формировании элементов системы, но и совершенствует ее внешнюю среду.

Для рефинансирования ипотеки нужны различные финансовые инструменты. Такие финансовые инструменты в сложившихся условиях могут быть в основном ориентированы на внутренний финансовый рынок и целевые средства, в том числе бюджетные. В этой связи важно отметить, что система ипотечного кредитования жилья решает не только социальную задачу обеспечения населения жильем, но и задачу подъема экономики и роста доходов бюджета. Жильё — это ликвидный товар отечественного производства, обладающий высокими потребительскими свойствами. Увеличение объемов строительства жилья может дать увеличение налогооблагаемой базы, оживить производство. Все отрасли экономики связаны между собой, и возрождение строительной отрасли повлечёт за собой развитие других. В этом смысле программа ипотечного кредитования — это программа, направленная на оживление российской экономики и рост доходов бюджета.

Сегодня на российских финансовых рынках ощущается острая нехватка надежных инструментов для вложения средств. В связи с этим, неслучайным является тот факт, что в проекте федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» статья 23 «Разрешенные активы (объекты инвестирования)» утверждает, что пенсионные накопления могут быть размещены, в том числе, в эмиссионных ипотечных ценных бумагах.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) готов разместить средства Фонда в облигации федерального ипотечного Агентства, гарантированные государством и обеспеченные сформированными первичными ипотечными активами. Сумма вложений средств ПФР в ипотечное строительство в течение одного года может составить 10-15 млрд. рублей. Накопительная пенсионная система позволяет получить «длинные» деньги и давать кредит гражданам на строительство на 20-25 лет. Реальная доходность государственных ценных бумаг сейчас отрицательная, граждане фактически теряют свои сбережения. Наиболее перспективным направлением инвестирования пенсионных средств граждан, находящихся на сче-тах в ПФР, являются ипотечные ценные бумаги. Важную роль в качестве инвестора ипотеки могут также сыграть негосударственные пенсионные фонды.

Таким образом, открывается возможность объединения двух крупнейших социальных программ — ипотечного жилищного кредитования и пенсионной системы.



Материал монографии распределился между авторами следующим образом: С.Г. Ерошенков — §4.1, §4.2, Л.Н. Кузьминов — Глава 1, О.Н. Клименко — Глава 3, С.И. Мутовин — Глава 2, §§4.3-4.5, Введение и Заключение.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница