Инвестиционная стратегия




страница1/3
Дата22.04.2016
Размер0.75 Mb.
  1   2   3
ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
I. Общие положения
Инвестиционная политика является важнейшей составляющей частью экономической политики Кабардино-Балкарской Республики. Результатом ее реализации станет привлечение инвестиций в объемах, обеспечивающих диверсификацию производства и расширенное воспроизводство экономики, повышение качества жизни населения Кабардино-Балкарской Республики.

Инвестиционная политика - целенаправленная деятельность исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики по активизации и стимулированию инвестиционного процесса, привлечению и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для решения проблем комплексного социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, муниципальных образований.

Учитывая вовлеченность в инвестиционный процесс предприятий, организаций, субъектов малого и среднего бизнеса, рыночной инфраструктуры, реализация грамотной инвестиционной политики станет катализатором инвестиционной и предпринимательской активности и представит широкие возможности для развития бизнеса, создания новых и расширения действующих производств. Это будет способствовать росту деловой активности, создаст рабочие места, увеличит наполняемость налогами консолидированного бюджета республики.

Главной целью инвестиционной политики является ресурсное обеспечение реализации стратегических целей и задач социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики - высокого уровня качества жизни населения на основе устойчивого развития экономики Кабардино-Балкарской Республики.

Основные принципы Инвестиционной политики Кабардино-Балкарской Республики:

целенаправленность и комплексность;

экономическая, бюджетная и социальная эффективность;

приоритет опережающего развития инфраструктуры Кабардино-Балкарской Республики и внедрения инновационных решений;

баланс интересов общества, государства и бизнеса;

сохранение экологической безопасности;

легитимность и адаптивность;

равенство всех субъектов инвестиционной деятельности, развитие конкуренции и исключение дискриминации;

публичность и прозрачность принятия инвестиционных решений;

упрощение административных процедур предоставления государственной поддержки.

Система документов, регулирующих инвестиционную политику Кабардино-Балкарской Республики, включает в себя настоящую Инвестиционную стратегию Кабардино-Балкарской Республики, Инвестиционную декларацию Кабардино-Балкарской Республики, республиканскую целевую программу «Повышение инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики», План мероприятий по реализации Инвестиционной стратегии.

Инвестиционная стратегия Кабардино-Балкарской Республики - документ стратегического планирования, являющийся частью общей стратегии социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года и предусматривающий систему целей, задач, принципов и приоритетов инвестиционной политики Кабардино-Балкарской Республики, а также мер, способствующих достижению долгосрочных стратегических целей социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, а также формированию благоприятного инвестиционного климата и привлечению ресурсов для реализации инвестиционных проектов бизнеса и государства.

Инвестиционная стратегия определяет целевые ориентиры реализации инвестиционной политики Кабардино-Балкарской Республики. Исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления Кабардино-Балкарской Республики, предприятиями и организациями в целях развития положений настоящей Инвестиционной стратегии Кабардино-Балкарской Республики могут разрабатываться концепции, стратегии и планы реализации по отдельным направлениям инвестиционной политики.

Инвестиционная стратегия Кабардино-Балкарской Республики (далее - Стратегия) разработана на период до 2030 года.

Стратегия опирается на положения программных документов развития Российской Федерации: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального округа до 2025 года, Концепции Программы улучшения инвестиционного имиджа России за рубежом и др.

Стратегия разработана с учетом положений основных документов территориального развития Кабардино-Балкарской Республики: Стратегии развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года, Схемы территориального развития Кабардино-Балкарской Республики.

Актуальность разработки и реализации Стратегии заключается в необходимости преодоления инфраструктурных ограничений и ускорения социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, прежде всего за счет внебюджетных источников финансирования, роста инвестиционной активности бизнеса, повышения эффективности государственного регулирования инвестиционной сферы.

Стратегия направлена на повышение инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики, формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока иностранных инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику Кабардино-Балкарской Республики, расширение источников инвестирования для бизнеса и проектов, инициируемых органами власти Кабардино-Балкарской Республики, повышение эффективности инвестиций, развитие региональной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Стратегия является одним из основных инструментов реализации инвестиционной политики в Кабардино-Балкарской Республике. Достижение целей Стратегии возможно путем формирования системы привлечения инвестиционных ресурсов, совершенствования механизма государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечения эффективного использования имеющегося в Кабардино-Балкарской Республике инвестиционного и инновационного потенциала.

Проект утверждается Правительством Кабардино-Балкарской Республики. Внесение изменений в Стратегию также подлежит утверждению Правительством Кабардино-Балкарской Республики.


II. Цель и задачи
Стратегической целью социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики является повышение уровня жизни населения республики на основе устойчивого развития ведущих отраслей региона и формирования реального сектора экономики республики, обладающего долгосрочным потенциалом динамичного роста, диверсифицированной структурой производства, инновационной восприимчивостью и ориентированностью на социальные нужды населения.

Целью Стратегии является обеспечение высоких темпов привлечения инвестиций в экономику Кабардино-Балкарской Республики. Результат реализации данной цели выражается в опережающем росте объемов инвестиций в основной капитал Кабардино-Балкарской Республики требуемого качества, то есть направленного на преодоление инфраструктурных ограничений экономического роста и диверсификацию экономики в сторону производств глубокой степени переработки, производств инновационной продукции, развития сферы услуг.

Ключевыми показателями эффективности реализации цели Стратегии являются:

положительный ежегодный темп роста инвестиций (не менее 10 – 12%% реального прироста);

отношение общего объема инвестиций к валовому региональному продукту республики - от 20,7% в 2011 году до 22,4 % в 2018 году и 30 % в 2030 году;

уровень инвестиций в расчете на одного жителя к 2018 году – увеличение более чем в 2 раза.

Главными целевыми задачами Стратегии являются формирование благоприятного инвестиционного климата и активное привлечение инвестиций в экономику Кабардино-Балкарской Республики. Решение данных целевых задач будет способствовать привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов, формированию условий для опережающего создания транспортной и энергетической инфраструктуры, технологического обновления основного капитала в коммунальной и социальной сфере, производства инновационной и высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью.

Система целевых задач инвестиционной стратегии Кабардино-Балкарской Республики представлена следующей структурой:

1. Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Кабардино-Балкарской Республики.

1.1. Повышение инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики.

1.1.1. Создание конкурентоспособной системы государственной поддержки инвестиционной деятельности.

1.1.2. Развитие инвестиционного потенциала.

1.1.3. Снижение инвестиционных рисков.

1.1.4. Формирование позитивного инвестиционного имиджа.

1.2. Развитие инвестиционной активности на территории Кабардино-Балкарской Республики.

2. Активное привлечение инвестиций.

В соответствии со структурой целей Стратегии разработан перечень показателей эффективности ее реализации.

Формирование благоприятного инвестиционного климата определяется повышением инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики и развитием инвестиционной активности на ее территории. Инвестиционная привлекательность - это комплексный показатель, который раскрывается в следующих ключевых показателях эффективности: получение рейтингов международных рейтинговых агентств на уровне суверенного, повышение рейтинга национального рейтингового агентства «Эксперт РА», вхождение Кабардино-Балкарской Республики в 10 лучших регионов Российской Федерации рейтинга Doing Business (The World Bank) к 2030 году.

Создание конкурентоспособной системы государственной поддержки инвестиционной деятельности будет определяться разработкой и планомерной реализацией «дорожной карты» внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

Решение задачи развития инвестиционного потенциала будет измеряться в целом показателями роста инвестиций в Кабардино-Балкарской Республике.

Эффективность деятельности по снижению инвестиционных рисков будет определяться по наличию рейтингов международных рейтинговых агентств на уровне суверенного, а также по выполнению отдельных требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

Формирование позитивного инвестиционного имиджа будет оцениваться по разработке и исполнению PR-программы реализации Стратегии и выполнению отдельных требований Стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, в том числе обновление информационного Интернет-портала.

Развитие инвестиционной активности характеризуется положительным темпом роста инвестиций как в целом по Кабардино-Балкарской Республике, так и по таким источникам как частные и иностранные инвестиции; ростом количества инвестиционных проектов как в целом в экономике Кабардино-Балкарской Республики, так и в отдельных отраслях и территориях.

Реализация политики активного привлечения инвестиций в экономику Кабардино-Балкарской Республики будет характеризоваться следующими ключевыми показателями эффективности:

рост соотношения частных и государственных инвестиций от 4,8 в 2012 году до 6,0 к 2018 году – и до 13,7 к 2030 году;

привлечение иностранных инвестиций в инвестиционные проекты Кабардино-Балкарской Республики от 0 млн. рублей в 2012 году до 6 млрд. рублей в 2018 году и 20 млрд. рублей в 2030 году;

привлечение внебюджетных инвестиций в инфраструктурные проекты на основе механизмов государственно-частного партнерства от 0,1 млн. рублей в 2014 году до 6 млрд. рублей в 2018 году и 15 млрд. рублей в 2030 году;

создание подготовленных инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой инфраструктурой (особые или специализированные зоны, индустриальные (технологические) парки, бизнес-инкубаторы, межотраслевые центры развития (центр коллективного пользования, центр прототипирования, центр трансферта технологий), промышленные площадки и т.д.) на уровне не менее 1 в год.

Перечень ключевых показателей эффективности реализации Стратегии приведен в приложении.
III. Анализ конкурентных позиций

Кабардино-Балкарской Республики по привлечению инвестиций


Анализ ключевых сильных и слабых сторон с точки зрения инвестиционной привлекательности региона строится на основе диагностики социально-экономической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике и динамики положения в инвестиционном рейтинге.

Первым по значимости конкурентным преимуществом Кабардино-Балкарской Республики остается наличие уникальных природно-климатических условий. Оно не только имеет наибольший вес в инвестиционном потенциале (60%), но и является источником большинства других сильных сторон региона. С ней напрямую связан основной приток инвестиций в республику.

Среди ключевых сильных сторон региона можно выделить стабильную политическую обстановку, что является основным условием для привлечения инвестиций в регион.

Уровень региональной конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности определяется и позитивным воздействием таких факторов, как хороший природно-ресурсный потенциал (35-е место в 2011 году по данным рейтингового агентства Эксперт-Ра) и инфраструктурный потенциал (9 место в 2011 году по данным рейтингового агентства Эксперт-Ра), что свидетельствует о наличии развитых автотранспортных, железнодорожных и воздушных коммуникаций, высокой плотности автомобильных дорог (по сравнению с общероссийскими показателями, плотность дорог высокая и составляет 471,5 км дорог на 1000 кв. км. территории, тогда как по России- 44,1 км на 1000 кв. км территории). К числу сравнительно благоприятных компонентов относятся наличие трудовых ресурсов, развитостью финансово-страховой инфраструктуры, хорошее состояние экологии, наличие стимулирующего регионального законодательства в инвестиционной и налоговой сфере, реализация Программы по формированию благоприятного инвестиционного климата, благоприятная демографическая ситуация, наличие значительных запасов полезных ископаемых, большой гидроэнергетический потенциал рек республики.

Среди слабых сторон социально-экономического положения Кабардино-Балкарской Республики на первое место выходит неблагоприятная низкая относительная производительность труда в экономике (объем ВРП по отношению к численности населения, занятого в экономике составляет 274,5 тыс. руб./чел. в 2011 году, тогда как в целом по Российской Федерации этот показатель составляет 771,72 тыс. руб./чел.).

Вместе с тем ряд ключевых факторов оказывают существенное негативное воздействие: оторванность инвестиционной деятельности от общеэкономической политики, высокий износ основных фондов в жилищно-коммунальной сфере, сохраняющееся относительно неустойчивое финансовое положение большинства организаций (неудовлетворительная структура баланса), низкий уровень инновационной активности. Отсутствует четкая и понятная инвестору система привлечения инвестиций, в том числе действующая по принципу «одного окна».

Среди слабых сторон также отмечается зависимость республиканского бюджета от федеральных трансфертов, низкий уровень компетентности менеджеров, отсутствие высококвалифицированных кадров, недоступность финансовых ресурсов и т.д.
SWOT-анализ инвестиционной привлекательности

Кабардино-Балкарской Республики с учетом возможностей

и рисков на период до 2030 года


Сильные стороны

Слабые стороны

Политическая стабильность в стране.

Природно-климатические условия.

Хорошее состояние экологии.

Наличие стимулирующего регионального законодательства в инвестиционной и налоговой сфере.

Реализация Программы по формированию благоприятного инвестиционного климата.

Наличие трудовых ресурсов (трудовой потенциал).

Благоприятная демографическая ситуация.

Наличие значительных запасов полезных ископаемых, продукты глубокой переработки которых востребованы на республиканском и российском рынках.

Большой гидроэнергетический потенциал рек республики.

Развитая транспортная инфраструктура, наличие развитых автотранспортных, железнодорожных и воздушных коммуникаций, высокая плотность автомобильных дорог.




Низкая относительная производительность труда в экономике (ВРП по отношению к численности населения, занятого в экономике – 274,5 тыс. руб./чел. в 2011 году (в целом по Российской Федерации этот показатель составляет – 771,72 тыс. руб./чел.).

Неразвитость инженерной и социальной инфраструктуры, наличие ветхого жилья и изношенных коммунальных сетей.

Отсутствие сформированной инвестиционной политики в тесном контакте с общеэкономической политикой.

Отсутствие понятной инвестору системы привлечения инвестиций, в том числе действующей по принципу «одного окна».

Зависимости республиканского бюджета от федеральных трансфертов.

Низкий уровень компетентности менеджеров, отсутствие высококвалифицированных кадров. Недоступность финансовых ресурсов.

Низкая конкурентоспособность продукции и услуг предприятий республики.

Низкая инвестиционная активность и инвестиционный голод.

Повышенные инвестиционные и предпринимательские риски.

Недостаток собственных источников инвестиционных ресурсов предприятий и организаций республики.

Неудовлетворительное состояние материально-технической базы большинства предприятий.

Слабая развитость финансовых механизмов и банковской системы.

Дотационность бюджета республики (КБР, как и большинство субъектов Российской Федерации в пределах СКФО).

Энергодефицитность республики (на сегодня потребность республики в электроэнергии на 60 процентов покрывается за счет поступления из общероссийской объединенной энергосистемы, а потребность в газе, нефтепродуктах полностью удовлетворяется за счет поставок из-за пределов республики).



Возможности

Угрозы

Реализация политического курса на последовательное создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата и поддержку предпринимательства.

Стимулирование развития высокотехнологичного сектора экономики и инновационной деятельности.



Снижение конкурентоспособности по сравнению с другими субъектами РФ по привлечению инвестиций в результате отсутствия собственной системы активного привлечения инвестиций.

Усиление глобальной конкуренции, в том числе на рынках капиталов, технологий и рабочей силы.

Отставание в развитии новых технологий. Интегральные риски (криминальный, финансовый, социальный).

Согласно исследованиям рейтингового агентства «Эксперт РА», основными причинами, негативно влияющими на уровень интегрального инвестиционного риска – это высокий криминальный, финансовый, социальный и управленческий риски.

Показателем, определяющим повышенный уровень криминального риска, является интенсивность террористических актов на территории региона. По числу совершенных террористических актов Кабардино-Балкарская Республика наряду с Республикой Ингушетия и Дагестан относится к наиболее проблемным регионам России.

В рамках криминального риска сравнительно благоприятными для региона являются душевые показатели числа преступлений экономической направленности и общее число преступлений на душу населения. По ним Кабардино-Балкарская Республика имеет меньшие значения, как относительно среднероссийских показателей, так по сравнению с регионами Северо-Кавказского федерального округа.

Одновременно для республики характерен повышенный вес тяжких и особо тяжких преступлений, преступлений, связанных с оборотом наркотиков.

Основные проблемы с точки зрения финансового риска для Кабардино-Балкарской Республики связаны с дотационностью бюджета республики. Кабардино-Балкария не относится к числу регионов с экстремально высоким значением индекса финансового риска, но, тем не менее, его уровень, повышен. По соотношению налоговых и неналоговых доходов к расходам консолидированного бюджета Кабардино-Балкария занимает 2-е место в СКФО. Оставаясь дотационным регионом в рамках России, Кабардино-Балкарская Республика имеет пониженный уровень бюджетного дефицита, по сравнению с остальными республиками Северо-Кавказского федерального округа.

В социальном риске наиболее проблемным показателем является уровень безработицы. В 2011 году он составил 10,8 процента от трудоспособного населения по методологии МОТ. Уровень безработицы в Кабардино-Балкарской Республике высок и по сравнению с другими республиками. При этом необходимо учитывать традиционно высокий уровень неформальной занятости и самозанятости населения (особенно в сельской местности, в сфере услуг в городских и сельских туристических районах).

Третий показатель, отнесенный к «оказывающим негативное влияние на положение региона в социальном риске» - доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Но данный показатель по сравнению с двумя вышеперечисленными не оказывают столь сильного влияния. Его уровень близок к среднероссийскому (13,1 процента в России и 15,6 процента в Кабардино-Балкарии). По данному показателю положение Кабардино-Балкарской Республики в целом лучше остальных республик Северного Кавказа. В целом республика находится в середине списка регионов России.

Управленческий риск оценивает качество управления исполнительных органов государственной власти и характеризуется как негативный. Несмотря на то, что республика занимает 67-е место по риску, индекс самого риска лишь незначительно превышает среднероссийский уровень. Это прежде всего связано с нестабильностью функционирования исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики.

В период до 2030 года необходима концентрация усилий на развитие глобальной конкуренции, новых технологических изменений и возрастание роли человеческого капитала. Значительно усилится роль инноваций в социально-экономическом развитии при снижении влияния традиционных факторов роста.

Все более обостряются угрозы усиления внутренних ограничений роста дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров. Действие структурных ограничений усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем, связанных с высоким уровнем социальной дифференциации, высокими рисками ведения предпринимательской деятельности, недостаточным уровнем развития инновационной системы, социальной инфраструктуры.

Стратегия учитывает слабые и сильные стороны текущего состояния инвестиционной привлекательности Кабардино-Балкарской Республики, а также новые возможности и угрозы развития экономики в перспективе.


IV. Стратегические приоритеты инвестиционной политики
4.1. Отраслевые приоритеты и развитие кластеров
Кабардино-Балкарской Республика не ограничивает привлекаемые инвестиции по отраслевому признаку.

Для целей ускоренного и гармоничного экономического развития в Кабардино-Балкарской Республике определены отраслевые приоритеты для реализации инвестиционных проектов.

Приоритетными направлениями для реализации инвестиционных проектов являются:

развитие сельского хозяйства;

развитие перерабатывающих производств и производств готовой продукции;

развитие туристско-рекреационного комплекса;

инновационная деятельность;

развитие отраслей, основанных на возобновляемых ресурсах;

снятие инфраструктурных ограничений реализации инвестиционных проектов;

развитие социальной сферы и ЖКХ;

развитие малого и среднего бизнеса;
Природно-климатические условия Кабардино-Балкарской Республике благоприятствуют развитию сельского хозяйства - являющаяся основой современной экономики республики (20,3% ВРП). В республике наблюдается стабильный рост объемов производства сельскохозяйственной продукции – среднегодовой индекс физического объема производства продукции составляет 108,7%. При внедрении сельхозпроизводителями Кабардино-Балкарской Республики современных технологий, возможно достичь кратного увеличения объемов производства.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница